Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъему государства. Намного продвинулось просвещение, что оказало большое влияние на дальнейшее развитие культуры.

С 1 января 1700 г. было введено новое летоисчисление - от Рождества Христова. В 1719 г. был создан первый естественно-исторический музей в России - Кунсткамера.

При Петре 1 образование стало государственной политикой, поскольку для осуществления реформ нужны были образованные люди. При Петре 1 открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии Наук.

В1701 г. в Москве была открыта Навигационная школа - первое светское государственное учебное заведение, создавался ряд профессиональных школ - Артиллерийская, Инженерная, Медицинская. В первой четверти 18 в. стали открываться цифирные школы, церковноприходские училища, духовные семинарии. Организация среднего и высшего образования тесно связана с созданием Академии Наук (1724 г.). В нее входили Академия, Университет и гимназия. Михаил Ломоносов стал первым русским академиком. В 1755 г. по инициативе М.В.Ломоносова был создан Московский университет, ставший крупным культурным центром. В организованной при нем типографии издавалась газета "Московские новости".

Появились профессионально-художественные учебные заведения. В Петербурге - Танцевальная школа, в Москве - Балетное училище и Академия Художеств.

Книгопечатание. Значительно усилилось книгоиздательское дело. В 1708 г. была проведена реформа шрифта, были введены гражданская и гражданская печать, что способствовало увеличению светских и гражданских книг, журналов. Были организованы библиотеки, открыты книжные магазины.

Крупным русским мыслителем XVIII в. был Феофан Прокопович, современник и сподвижник Петра. В своих работах («Слово о власти и чести царской», «Правда воли монаршей» и др.) он разрабатывает русский вариант концепции просвещенного абсолютизма. Осмыслению прошлого России посвящены труды В.Н. Татищева - первого крупного русского историка, написавшего «Историю Российскую с самых древнейших времен». В ней он прослеживает историю России от Рюрика до Петра I. Н. Радищев - писатель и философ - занимает особое место в духовной жизни России.

Литература. Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. Введение гражданского языка способствовало укреплению светского языка. В это время были очень популярными стихотворные произведения - оды, басни, эпиграммы русского поэта и просветителя Антиоха Кантемира (1708-1744 гг.).

Поэт В.К.Тредиаковский (1703-1768 гг.) стал реформатором русского языка и стихосложения.

Основоположником русской драматургии стал А.П.Сумароков (1717-1777), поэт, автор первых комедий и трагедий, директор Российского театра в Петербурге. Он писал в разных жанрах: лирические песни, оды, эпиграммы, сатиры, басни. В произведениях этих писателей нашли отражение идеи русского классицизма..

Последняя четверть 18 в. стала временем расцвета творчества крупного поэта Г.Р.Державина (1743-1816). Основным жанром его произведений была ода.

Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях "Бригадир" и "Недоросль" Д.И.Фонвизин. Его комедии положили начало обличительно-реалистическому направлению в литературе.

Основоположником русского сентиментализма стал Н.М.Карамзин (1766-1826 гг.), автор повестей "Бедная Лиза", "Деревня" и др. Основное сочинение Карамзина - "История государства Российского".

Архитектура. В Петровскую эпоху вносятся новшества в архитектуру и строительство, обусловленные требованиями правительства выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величие Российской империи.

С политико-экономическим развитием страны предъявляются к гражданскому строительству. Наиболее заметными строениями того времени в Москве были Большой Каменный мост, Арсенал в Кремле и др. В 1749 г. Ухтомский организовал в Москве первую в России Архитектурную школу, в которой под его руководством учились В.П.Баженов и М.Ф.Казаков.

Петровская эпоха характеризуется строительством новой столицы - Петербурга (с 1703 г.), для чего были приглашены иноземные зодчие Трезини, Растрелли. Новая столица была задумана как регулярный город, с длинными лучевыми проспектами, с городскими ансамблями кварталов и улиц, площадей. Трезини выступил как автор жилых зданий трех категорий: для "именитых" граждан - каменных, для "зажиточных" и "простых" людей - мазанковых. Общественные сооружения Трезини отличались простотой стиля- здание Двенадцати коллегий (ныне Университет). Самым значительным сооружением был Петропавловский Собор Петропавловской крепости.

В числе общественных зданий выделялись Гостиный двор, Биржа, Адмиралтейство. Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы со знаменитыми парковыми ансамблями - Петергоф и др.

Огромным вкладом в стиль русского барокко была деятельность отца и сына Растрелли. Отец (итальянский скульптор) участвовал в декоративном оформлении Петергофа. Сын (уже русский архитектор) был автором Смольного монастыря и Зимнего дворца в Петербурге, Большого Дворца в Петергофе, Екатерининского дворца в Царском Селе и др. На смену русскому барокко в зодчестве в 60-е годы пришел русский классицизм, который достиг своего расцвета в начале 19 в. Представителями классицизма в России стали архитекторы В.П. Баженов, М.Ф.Казаков и И. Е. Старов.

Баженов и Казаков работали в Москве и Петербурге - дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, Сенат в Московском Кремле, Дворянское Собрание с великолепным Колонным залом, Михайловский замок. Старов - автор Троицкого собора Александро-Невской лавры Таврического дворца - памятника победы в русско-турецкой войне. Главная ценность классицизма - ансамбль, организация ансамбля: строгая симметрия, прямые линии, прямые ряды колонн. Яркий пример - Дворцовая площадь архитектора К.И.Росси. Сохранившиеся здания 18 в. и сегодня являются не только украшением русских городов, но и шедеврами мирового значения.

Изобразительное искусство. Это время расцвета портретной живописи. Наиболее известные художники петровского времени - Андрей Матвеев (1701-1739 гг.) и Иван Никитин (1690-1742 гг.) - основоположники русской светской живописи. К концу 20-х годов наметился перелом к придворному направлению живописи. Лучшие портретисты 18в.- А.П.Антропов, Ф.С.Рокотов, Д.Т.Левицкий, В.Л.Боровиковский. Классическое направление в скульптуре представляли Федор Шубин, Михаил Козловский.

В конце 18 в. формируется одна из богатейших художественных коллекций мира - Эрмитаж. В его основе лежит частная собрание картин Екатерины 2.

В 18 в. продолжалось развитие театра . Открывались новые театры, ставились спектакли по пьесам русских авторов - Сумарокова, Фонвизина.

Балет в России зародился как отдельные танцевальные номера в антрактах драматических и оперных спектаклей. В 1741 г. по указу дочери Петра Елизаветы была учреждена русская балетная труппа.

Продолжал развиваться и крепостной театр. В историю театра вошли имена крепостных актеров Прасковьи Жемчуговой, Михаила Щепкина и др. В 18 веке театр приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс.

Музыка . В 18 в. начинает распространяться светское музыкальное искусство. Создается Филармоническое общество, в котором исполняется старинная и классическая музыка, формируется композиторская школа, появляются русские композиторы - авторы оперной, камерной музыки. Ведущим музыкальным жанром становится опера. Ведущим оперным композитором того времени являлся Д.С.Бортнянский - автор около 200 произведений. В конце века появляется жанр камерной лирической песни - русский романс на стихи русских поэтов.

Итоги историко-культурного развития 18 в. очень значительны. Продолжалось развитие русских национальных традиций во всех видах искусства. В то же время укрепление связей с зарубежными станами способствовало проникновению западного влияния на русскую культуру. Получили развитие все направления все направления культуры - образование, книгопечатание, литература, архитектура, изобразительное искусство. Появились новые литературные журналы, художественная литература, общедоступный театр, светская музыка. Идет становление русского классицизма. Развитие культуры 18 в. подготовило блестящий расцвет русской культуры 19 в., ставшей неотъемлемой составной частью мировой культуры.

XVIII столетие в истории России стало поистине судьбоносным. Оно явилось временем коренных перемен, вызванных петровскими реформами. Своими преобразованиями Петр I круто повернул Россию на Запад. Этот поворот и его последствия для развития России и русской культуры стали предметом острого спора ученых и мыслителей, который с особой силой разгорелся в XIX в. и продолжается по сей день.

У одних начавшиеся перемены вызывали самую высокую оценку, восторг и восхищение, другие же, напротив, оценивали их весьма критически . усматривая в них истоки всех последующих бед и несчастий России. В частности, русский религиозный философ П.Я. Чаадаев дает резко отрицательную оценку деяниям Петра, считая, что тот «вырыл пропасть между нашим прошлым и нашим настоящим».

Столь же критически смотрит на Петра французский философ- просветитель Д. Дидро, полагая, что своей слишком поспешной и форсированной европеизацией он нанес России непоправимый вред, лишив ее возможности и в будущем успешно осваивать западные достижения. Некоторые авторы укоряют Петра за то, что он разрушил прежнюю целостность русской культуры, сделал ее разорванной, противоречивой и больной, расколол на две части, одна из которых — культура высших слоев общества — утратила самобытность русской культуры, стала чужеродной для основной массы народа.

Сторонники петровских преобразований придерживаются иной точки зрения. Так, авторитетный историк С.М. Соловьев полагает, что европеизация оказалась вполне совместимой с культурно-историческим развитием России. По его мнению. Петр своими реформами осуществлял то, что на Западе имело место в эпоху Возрождения. Примерно такого же мнения придерживался историк К.Д. Кавелин.

Петровские реформы трудно оценить однозначно, они имели двойственный характер. Прежде всего сделанный Петром выбор между Востоком и Западом в пользу последнего был исторически необходимым и потому правильным. Попытки сохранить прежнюю самобытную Россию в неизменном виде вряд ли были осуществимы, либо они могли привести к утрате Россией своей самостоятельности и независимости, а вместе с этим — к исчезновению ее самобытности.

Начатые Петром преобразования вызвали экономический рост России, позволили ей значительно расширить свою территорию — за счет присоединения Крыма. Северного Причерноморья, Северного

Кавказа и западных земель, превратили ее в великую и могучую империю. Благодаря победам в Северной и турецких войнах Россия получила статус балтийской и черноморской державы. В ней возникли новые крупные города — Санкт-Петербург, ставший столицей государства, Севастополь, Екатеринослав, Екатеринодар, Екатеринбург, Одесса и др.

Высокий экономический и военный потенциал России позволял ей оказывать огромное влияние на ход мировой истории. В то же время грандиозные преобразования стати тяжелым испытанием для народа. За создание новой России ему пришлось заплатить огромную цену.

Исключительно сложной и неоднозначной является также фигура Петра. Он обладай невероятной силой воли, неистощимой энергией, твердым и настойчивым характером, был одарен многими талантами. Его кипучая деятельность покоилась не только на воле, но и на широких знаниях, богатом практическом опыте. Петр был человеком высокой культуры. Он знал два иностранных языка (голландский и немецкий), в совершенстве владел 14 ремеслами, имел острый ум и образное мышление, наделен был сильным эстетическим чутьем.

Петр сожалел, что не может работать одновременно двумя руками: держать в правой руке шпагу, а в левой — перо. Это позволило бы ему сделать гораздо больше. Он считал, что предназначение государства — внутренняя и внешняя безопасность, а свою славу оно должно находить в искусстве и науке. Разворачивая Россию на Запад, он не отрекался от отечественной культуры и древних традиций. Он проявлял глубокое уважение к прошлому, что получало выражение в строительства новых храмов, в особом почитании дела Александра Невского, останки которого были перенесены в Петербург, в специально построенную для этого Невскую лавру.

Хотя эпоха «просвещенного абсолютизма» в России связывается с Екатериной II, наделе именно Петр был настоящим просвещенным монархом. То же самое можно сказать по отношению к Западу. Европа не знала такого правителя, как Петр, хотя понятие «просвещенного абсолютизма» обычно относят к ней. Петра по праву называли «северным исполином». Подчеркивая масштабы его выдающейся личности, Пушкин отмечал, что Петр «один есть целая всемирная история».

В то же время его личность не была лишена крайностей. В его деяниях воля и произвол иногда брали верх над мерой и разумом. Некоторые свои реформы он начина! без должной подготовки, а при их проведении допускал излишнюю поспешность и нетерпение. Его любимыми выражениями были «не мешкать», «учинить по сему немедленно». Максимализм и бескомпромиссность Петра иногда переходили в дикую ярость и беспощадную жестокость. Это случалось даже по отношению к его близким, в частности к сыну Алексею.

Глубокому реформированию были подвергнуты практически все области общественной жизни — государственно-административное устройство, экономика, армия, Церковь, наука и просвещение, художественная культура. Основное содержание и характер проводимых реформ выражали две тенденции: секуляризация, т.е. обмирщение. ослабление религиозного и усиление светского начала в культуре. а также ее европеизация.

В 1711 г. вместо прежней многочисленной Боярской Думы (до 190 человек) Петр I учреждает Сенат . состоящий из 9 человек, назначенных самим царем. Критерием отбора в Сенат служили лишь деловые качества, а прежние наследственные привилегии не учитывались. Сенат выступат как высший орган по делам законодательства и государственного управления.

Ранее существовавшие приказы были заменены 12 коллегиями (министерствами ), ведавшими отдельными сферами государственного управления. Страна была поделена на губернии и уезды. Благодаря этим нововведениям государство достигало высшей степени централизации и превращалось в абсолютную монархию.

Исключительно важное значение имела реформа Церкви , которая существенно ограничила место и роль религии и Церкви в жизни общества. Главная потеря Православной церкви — упразднение патриаршества. Его место заняла Духовная коллегия, или Святейший синод , во главе которого стоял обер-прокурор, назначаемый царем. Фактически Синод мало чем отличался от других государственных учреждений.

Церковь лишилась части своих земель и доходов, что существенно ослабляло сс экономические основы. Духовенство ставилось в один ряд с другими сословиями. Священникам вменялось в обязанность не только содействовать проводимым преобразованиям, но и помогать властям в сыске и задержании противников реформ. От них при этом требовалось даже нарушение тайны исповеди: под страхом казни священники должны были доносить о намерениях исповедовавшихся совершить государственное преступление. В результате всех этих мер произошло огосударствление Церкви. Она оказалась в полной зависимости от светской власти.

Петровская эпоха создана благоприятные условия для оживления экономики. Россия начинает активно осваивать промышленное производство. В стране быстро растет число ткацких и текстильных предприятий, в особенности по производству сукна и шерсти. Урал становится центром по выплавке металла, который с 20-х гг. XVIII в. вывозится за рубеж. Впервые организуется промышленное производство фарфора.

Значительный прогресс наблюдается во всей материальной культуре, в технике и технологии. Уральский теплотехник И.П. Ползунов разработал проект универсального парового двигателя и построил паросиловую установку, опередив английского изобретателя Д. Уат- та. Механик-самоучка И.П. Кулибин изобрел многие механизмы — часы, прожектор, семафорный телеграф, разработал проект моста через Неву. В сельском хозяйстве вместо серпа используется коса, создаются конные заводы, успешно развивается скотоводство. Петр I придавал большое значение торговле, называя ее «верховной обладательницей судьбы человеческой», и всячески содействовал ее развитию. По его инициативе устраиваются крупные ярмарки, строятся каналы: построен Вышневолоцкий, начато строительство Волго- Донского.

Развитие материальной культуры и экономики позволило провести модернизацию армии , что сделало ее одной из самых современных и сильных. В русской армии впервые появляется конная артиллерия, начинают использоваться ручные гранаты и штык. Главным достижением в военном деле стало создание русского флота - любимого детища Петра.

Русская наука XVIII в.

XVIII век стал временем создания в России системы светского образования и науки, которые раньше практически отсутствовали. Происходившие глубокие преобразования во всех областях общественной жизни остро ставили проблему подъема культурного и образовательного уровня населения, которую нельзя было решить без широкой сети новых учебных заведений. В 1701 г. на Сухаревой башне в Москве открылась Навигацкая школа, которая в 1715 г. была переведена в Петербург, где на ее основе была создана Морская академия. Чуть позже по типу Навигацкой появляется еще несколько школ — Инженерная, Артиллерийская и Медицинская.

В 1703 г. в Москве открывается частная общеобразовательная гимназия Э. Глюка, имевшая задачей подготовку кадров для научной деятельности. Основу начального образования в губернских городах составили цифирные школы. В специальных школах для подьячих готовили разного рода чиновников. При наиболее крупных мануфактурах — на Урале и других местах — открывались ремесленные училища. В 1722 г. появилось первое коммерческое училище.

В становлении и развитии науки большую роль сыграла Петербургская академия , созданная по инициативе Петра и открытая в 1725 г. Первоначально в состав Академии входили главным образом иностранные ученые, изъявившие желание работать в России. Многие из них имели мировую известность: математики Л. Эйлер и Д. Бернулли, физик Ф. Эпинус, ботаник П. Паллас. Первыми русскими академиками были географ С.Г1. Крашенинников, натуралист и путешественник И.И. Лепехин, астроном С.Я. Румовский и др.

В отличие от западных Российская академия не занималась богословием, являясь целиком светским государственным учреждением. В то же время она была тесно связана с отечественным искусством. В 1732 г. при ней было организовано художественное отделение. Имея мощную поддержку государства, Академия уже в первые десятилетия создала труды мирового уровня.

Исключительную роль в развитии отечественной и мировой науки сыграл великий русский ученый М.В. Ломоносов (1711-1765), ставший первым русским членом Академии в 1745 г. Он был не только великим естествоиспытателем, но и поэтом, филологом, художником, историком. По масштабу своей личности он ни в чем не уступал европейским титанам эпохи Возрождения. Подчеркивая универсальный характер его личности, А.С. Пушкин отмечал, что «Ломоносов обнял все отрасли просвещения», что «он все испытал и во все проник».

Важнейшей вехой в становлении и развитии российской науки и образования явилось основание в 1755 г. Московского университета. Первоначально он имел три факультета: философский, медицинский и юридический. Затем он быстро стал крупнейшим центром по подготовке специалистов во всех отраслях знания. В 1783 г. создается Российская академия наук, первым президентом которой становится княгиня Е.Р. Дашкова. Академия также сыграла огромную роль в развитии отечественной науки. Первым ее крупным научным достижением явился шеститомный «Словарь Российской академии», содержавший толкования основных научных терминов и понятий. В целом можно с полным основанием сказать, что в течение одного столетия российская наука совершила мощный рывок вперед. Начиная почти что с нуля, она смогла подняться до мирового уровня.

XVIII столетие было отмечено глубокими изменениями в общественном сознании , значительным оживлением и подъемом общественной мысли. Этому способствовали как петровские преобразования, так и крепнущие и расширяющиеся контакты с европейскими странами, благодаря которым в Россию проникают идеи западного рационализма, гуманизма и . Одна из важных черт происходящих в общественном сознании изменений — ослабление влияния религиозной идеологии, усиление светского, научного и рационального начала. Вторая существенная черта — стремление осмыслить прошлое и настоящее России, что сопровождалось ростом национального самосознания.

Крупным русским мыслителем XVIII в. был Феофан Прокопович, современник и сподвижник Петра. В своих работах («Слово о власти и чести царской», «Правда воли монаршей» и др.) он разрабатывает русский вариант концепции просвещенного абсолютизма. Опираясь на европейские идеи естественного права, общественного договора и общего блага и сочетая их с российскими особенностями, Прокопович. будучи почитателем Петра, всячески прославлял его деяния и подавал его за образец просвещенного монарха. Он был также идеологом реформирования Церкви, обосновывал необходимость ее подч и нения государству.

Интересным и глубоким мыслителем-самоучкой был И.Т. Посошков, автор «Книги о скудости и богатстве». Будучи сторонником Петра, он вместе с тем стоял в оппозиции к дворянству, выражая и отстаивая интересы крестьянства, купечества и ремесленников.

Осмыслению прошлого России посвящены труды В.Н. Татищева — первого крупного русского историка, написавшего «Историю Российскую с самых древнейших времен». В ней он прослеживает историю России от Рюрика до Петра I.

— писатель и философ — занимает особое место в духовной жизни России. Он разработал концепцию русского Просвещения в его радикальном, революционном виде. В главном своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» писатель нарисовал яркую картину ужасающего положения крепостного крестьянства, в котором увидел глубинные истоки будущих потрясений России. Радищев предложил проект реформ сверху, которые носили демократический характер и включали освобождение крестьян.

Русская литература XVIII в.

Художественная культура России XVIII в. также переживает глубокие изменения. Она все явственнее приобретает светский характер, испытывая растущее влияние со стороны Запада. К середине столетия в ней вполне сложились основные европейские стили: классицизм и барокко.

В литературе классицизм представляют А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский и М.В.Ломоносов. Первый из них добился литературной славы своими сатирами. Из-за содержавшихся в них острот, шуток и сарказмов, направленных против власти имущих и духовенства, нажил себе влиятельных врагов при дворе, что задержало их публикацию на три десятилетия.

Тредиаковский является автором поэмы «Тилемахида». Он также внес значительный вклад в теорию литературы, разработав принципы русского стихосложения, оказал влияние на поэзию В.А. Жуковского. А.А. Дельвига, Н.И. Гнедича. Многие его последующие произведения были также написаны в форме од, имевших глубокое философское содержание и высокое гражданское звучание. Помимо этого он является автором трагедий, сатир и эпиграмм. Некоторые его произведения по стилю близки к барокко.

Русская архитектура XVIII в.

В архитектуре западное влияние сказалось наиболее сильно. Новая столица России - Санкт-Петербург — представляла собой резкий контраст с Москвой. Город Петра создавался на совершенно новых принципах градостроительства, имевшего ансамблевый характер, покоившегося на строгой плакировке улиц, площадей, административных зданий и дворцов. До недавнего времени именно Петербург считался настоящим современным городом, тогда как Москву часто называли «большой деревней». Некоторые почитатели красавца-Петербурга предлагали называть его «восьмым чудом света» — в дополнение к известным «семи чудесам».

Только сегодня, в связи с появлением архитектуры постмодернизма, вызвавшей переоценку ценностей, Москва по своей архитектурной значимости вновь возвысилась над Петербургом.

Русский классицизм в архитектуре XVIII в. представляли И.Е. Сгаров, Д. Кваренги, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков. Первый из них построил Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге. Кваренги создал павильон «Концертный зал» и Александровский дворец в Царском селе (ныне Пушкин), Эрмитажный театр и Ассигнационный банк в Петербурге. Баженов и Казаков творили в Москве. Первому принадлежит великолепный дом Пашкова, а второму — старое здание Московского университета, Сенат в Кремле, Первая городская больница.

Русское барокко в архитектуре нашло яркое воплощение в творчестве Д. Трезини и В.В. Растрелли. Первый построил «здание Двенадцати коллегий» (ныне университет), Летний дворец Петра I и собор Петропавловской крепости в Петербурге. Второй — Зимний дворец (ныне Эрмитаж) и Смольный монастырь в Петербурге, большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском селе.

Русская живопись XVIII в.

XVIII век стал временем расцвета русской живописи. Русская портретная живопись поднимается до уровня лучших образцов европейского искусства. Основоположниками портретного жанра являются A.M. Матвеев и И.Н. Никитин. Первый написал «Автопортрет с женой» и парные портреты супругов Голицыных. Наиболее известные работы второго — «Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе».

Наивысшего расцвета портретная живопись достигает в творчестве Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого и В.Л. Боровиковского. Первый прославился картинами «Неизвестная в розовом платье» и «В.Е. Новосильцова». Левицкий создал картины «Кокоринов», «М.А. Дьякова». Боровиковскому принадлежит известное полотно «М.И. Лопухина». Наряду с портретной успешно развивается историческая живопись. Ее представляет А.П. Лосенко. написавший картины «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой». Художник работал также в жанре портрета.

В XVIII в. в России рождается и успешно развивается современная скульптура. Здесь также ведущее место занимает портрет. Наиболее значительные достижения связаны с творчеством Ф.И. Шубина, работавшего в духе классицизма. Он создал портреты-бюсты

A.M. Голицына, M.P. Паниной, М.В.Ломоносова. В стиле барокко творил Б. Растрелли. Лучшим его произведением является «Императрица Анна Ивановна с арапчонком». В жанре монументальной скульптуры самым известным творением является «Медный всадник», созданный Э. Фальконе.

В XVIII в. заметные изменения происходят и в музыке, хотя и не такие глубокие, как в других видах искусства. Создается новый национальный инструмент - балалайка (1715). С середины столетия получает распространение гитара. Продолжает успешно развиваться церковно-певческая. хоровая музыка. В то же время возникают новые жанры. В частности, появляется военная музыка, исполняемая духовыми оркестрами. Возникает камерно-инструментальная, оперная и симфоническая музыка. Многие аристократы заводят домашние оркестры. Особого выделения заслуживает творчество Д.С. Бортнянского, создававшего прекрасные хоровые произведения, а также оперы «Сокол», «Сын-соперник».

В XVIII в. рождается первый профессиональный русский театр. Его создателем стал великий актер Ф.Г. Волков.

Глубокие изменения затронули не только рассмотренные области культуры, но и весь уклад повседневной жизни. Здесь одно из главных изменений было связано с введением нового летоисчисления и календаря. По указу Петра вместо прежнего счета годам от «Сотворения мира» впредь предписывалось исчислять года от Рождества Христова. т.е. с 1 января 1700 г., как это было принято в европейских странах. Правда. Европа пользовалась григорианским календарем, а в России вводился юлианский. По петровскому указу устанавливалась и новая традиция - торжественно встречать «Новый год и столетний век», украшая ворота домов сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками, устраивая стрельбу, игры и потехи.

По другому указу Петра вводилась новая форма общения людей — ассамблеи. На них собирались представители высших слоев общества для отдыха и веселого проведения времени в танцах, непринужденных беседах, за игрой в шахматы и шашки. В повседневную жизнь придворной знати входит также традиция двуязычия. При Петре и Анне распространяется немецкий язык, а начиная с Елизаветы — французский. Влияние французской культуры проявлялось и в том. что дамы дворянского общества начинают музицировать на клавесине.

Существенные изменения происходят в одежде. Старинные русские длинные одеяния уступают место немецким кафтанам, коротким и узким европейским одеждам. У мужчин высших слоев общества исчезают бороды. Среди придворной знати утверждаются европейские правила этикета и светские манеры поведения. Правила хорошего тона среди детей дворян пропагандирует популярная в те времена книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению».

Культурные преобразования и нововведения XVIII в. касались преимущественно привилегированных сословий русского общества. Низшие сословия они почти не затрагивали. Они вели к разрушению прежнего органического единства русской культуры. К тому же эти процессы проходили не без издержек и крайностей, когда некоторые представители высших кругов общества начисто забывали русский язык и культуру, русские традиции и обычаи. Тем не менее объективно они были необходимы и неизбежны. Культурные преобразования способствовали общему развитию России. Без современной светской культуры Россия не смогла бы претендовать на достойное место среди передовых стран.

Тема урока: Культура России в XVIII веке

Цель: познакомить учащихся с особенностями развития культуры России в XVIII веке.

Задачи

Образовательная: представить школьникам основные направления, которые наблюдались в культурной жизни России в веке, охарактеризовать их связь с западной культурой;

Развивающая : сформировать умение выстраивать причинно-следственные связи, анализировать и обобщать материал, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, таблицами;

Воспитательная: на примерах художественных достижений пробуждать у учащихся чувство гордости и любви к Родине, интереса к ее богатейшей культуре.

Тип урока: комбинированный

Основные вопросы урока:

1. Образование и книгоиздание

2 . Общественная мысль

3. Литература

5. Театр

6. Живопись

7. Архитектура

8. Скульптура

Основные понятия урока: светское образование, классицизм, барокко, сентиментализм.

Методическое обеспечение урока: Учебник «История России» А. А. Левандовский §10, мультимедиа проектор с презентацией «Культура России в XVIII веке».

Ход урока:

I. Приветствие

II. Проверка домашнего задания: § 9 Правление Павла I.

III. Изучение нового материала

Тема сегодняшнего урока – «Культура России XVIII в» и мы с вами отправляемся на экскурсию в «золотой век русского дворянства», «век дворцовых переворотов».

В первые десятилетия после Петра I в сфере культуры шло восприятие и усвоение тех разнообразных явлений, которые потоком хлынули в Россию в период преобразований. Во втор. пол. XVIII века страна обрела новую, яркую и своеобразную культуру.

  1. Образование и книгоиздание . Одной из самых главных проблем, вставших перед Россией, было создание образовательной системы. Петру I этого не удалось. Его преемники на школы низших слоев населения вообще махнули рукой. Образование приняло подчеркнуто сословный характер. Начало этому положила Анна Иоанновна, утвердив Сухопутный шляхЕтский корпус. Привелегией дворян являлось и первое светское учебное заведение для девиц – Воспитательное общество благородных девиц при Воскресном Смольном монастыре.

Подобное положение дел в сфере образования было губительно для страны. В связи с неграммотностью тормозилось культурное развитие и все сферы жизни. Важнейшим шагом в совершенствовании системы образования стало основание в 1755 Московского университета. Созданный по инициативе и проекту М.В.Ломоносова. Первоначально в университете было 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Обучение было бесплатным и продолжалось 7 лет.

В 1786 г был утвержден Устав народных училищ. В уездных городах открывались малые училища (двухклассные), дававшие необходимый минимум образования: учили чтению, письму, арифметике и граммматике, изучали Священное писание. В губернских городах открывались главные училища, приближенныее к средней школе. В училищах вводились единные учебные планы – классно-урочная система.

Не осталась без внимания и книжная культура. В допетровские времена книга была в значительной степени предметом роскощи, при Петре I она стала, прежде всего, учебным пособием. Теперь же она воспринимается как источник знаний и удовольствия, обращение к которому в дворянском обществе становится общепринятым.

Большую роль в этом процессе создал Н.И. НовикОв. В 1779 году он возглавил типографию Московского университета и в течение 10 лет с размахом продолжал издательское дело. Значение для книгопечатания имел и указ Екатерины II 1783 г «О вольных типографиях» позволявший открывать их всем желающим.

Обо всем это можно говорить лишь то, что в делах народного просвешения намечались успехи, хотя они были ничтожно малы. Два человека из тысячи были грамотными. Процент, мягко говоря, не европейский. В Европе тоже далеко не все еще были грамотными, но такого чудовищного уровня неграмотности не было нигде.

  1. Общественная мысль. На общественную мысль влияние оказывала идеология «просвещенного абсолютизма». Государственная власть как единственная реальная сила, действующая на общую пользу. Польза понимается как достижение благополучия всего населения. Сам глава государства это уже не как воин и добытчик, как при Петре I, а «мудрец на троне». Многие представители образованного общества выражали готовность к сотрудничеству с верховной властью в осуществлении их целей. Однако, когда дело доходило до решения проблем, выяснялось что между взглядами сторонами существуют принципиальные различия.

Итак, рассмотрим подробнее историческую фигуру – Н.И. НовикОва. Он очень резко и откровенно выражал в своих журналах российскую действительнность, далекую от идеалов.

А.Н. Радищев в своем сочинении впервые определил крепостное право как страшное и безусловное зло. Реакция Екатерины II на идейных противников была жестокой, оба попали в тюрьму. И то, что уже обсуждались какие-то вопросы, – вопросы законодательства, вопросы крепостного права – говорит о развитии русской общественной мысли.

  1. Литература. Основным направлением в литературе XVIII века стал классицизм. Русский классицизм придавал особое значение «высоким» жанрам: Эпической поэме, Трагедии, Торжественной оде. Сюжет произведений строился по строгим правилам. Писателями того времени являлись В.К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А.П. Сумароков, создатель русской бытовой комедии Д.И. Фонвизин. Выдающийся поэт Г.Р. Державин смело нарушал границы жанров, язык его стихов приближался к разговорной речи.

С 70-ых годов XVIII века возникает новое направление - сентиментализм. С ним появляются новые жанры: Путешествие, Чувствительная повесть. Самый яркий писатель этого напрвления Н.М. Карамзин.

Новым явлением в литературе стало то, что писать стремились все – от императрицы до купцов и простолюдинов. Это говорило о том, что интерес к литературе становился массовым. Фонвизин, Державин, Ломоносов, все эти люди создали базу для того, чтобы уже в следующую эпоху, в первой половине XIX века наступил золотой век русской литературы.

  1. Театр. Развиваются не только скульптура, архитектура и живопись – в этот период появляется первый крупный русский театр. В Ярославле его создал Федор Волков.

В XVIII в. возникали любительские театры в школах, училищах. Вельможи заводили свои театры, набирали в труппы одарённых крепостных. Так возник крепостной театр. Особенно славилась труппа графов Шереметьевых.

Театр стал одним из очагов национальной культуры. В 1756 г. возник профессиональный театр. Первым актёром стал Ф.Г. Волков. Он дал жизнь русскому национальному театру. Для Волкова театр не был забавой, приятным времяпрепровождением. С подмостков сцены он призывал зрителей к добру и человечности. Русский театр XVIII в. вошёл в историю, как театр трагический, театр гражданских чувств и патриотических идей.

  1. Живопись. П ередовые художники этого времени начинают искать новые пути для создания глубокого достоверного образа человека. Художнику надо было показать решительных и деятельных людей своего времени, сильных характером и духом. XVIII век оказался необыкновенно богат талантливыми художниками. Картины отличались разнообразием жанров: от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни.

Портретная живопись. Представитель А. П. Антропов, который избегал изображать на портретах поверхностное изящество. Его образы конкретны, реалистичны и вместе с тем психологичны. Коронационный портрет Петра III 1762 год: император изображен как бы «вбежавшим» в пышные покои, неуверенность, душевная дисгармония на фоне роскошного интерьера – вот что прозорливо увидел Антропов.

Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, Ф.С. Рокотов – художники портретного жанра.

Основоположник русской исторической живописи А.П. Лосенко. Рогнеда – полоцкая княжна, жена Владимира Святославича.

  1. Архитектура. Все началось со строительства Петербурга. В первые десятилетия после Петра I в этой сфере господствовал стиль барокко, для которого характерны торжественность, пышность, изобилие декоративных деталей.

Самым значительным архитектором, творившим в этом стиле, был Б.Ф. Растрелли. Зимний дворец – нарядность и великолепие зданию придают скульптуры и вазы, установленные над карнизом раставленные по всему периметру здания. Специфика стиля: колонны, пилястры (вертикальный выступ стены), контрастное решение белые колонны на фоне голубого поля и золотого декора. Один из переводов «Барокко» – жемчужина неправильной формы. Вот эта асимметрия, эта неправильность и, обратите внимание: то, чего в Европе не было, – русское многоцветие: и золото, и бирюза, и белый, и красный цвет, и другие цвета – все это русское барокко, которое себя проявило и в скульптуре, и в живописи, но больше всего, конечно же, в архитектуре.

Во второй половине XVIII в барокко сменяется классицизмом: произведениями разумной, естественной простоты и внутренней гармонии строгая пропорциональность, симметрия, вписанность в окружающую среду – характерными для классических античных образцов. В этом духе работали М.Ф. Казаков, В.И. Баженов, И.Е. Старов.

  1. Скульптура. В петровское время скульптура носила, в основном, прикладной орнаментальный характер. Позднее скульптурное творчество испытало влияние классицизма.

В 1782 г. В Петербурге был открыт знаменитый Памятник Петру I (автор Э-М. Фальконе), названный Пушкиным «Медный всадник». И в то время и сейчас памятник производит сильное впечатление. Пётр, властным уверенным жестом, останавливает поднявшегося на дыбы коня. Впечатление усиливает решение постамента. Он напоминает очертание огромной волны, которая подняла на вершины своего всадника. Согласно правилам классицизма скульптор одевает Петра в «героическую» одежду, голову венчает вместо короны лавровым венком. С левой стороны фигура Петра кажется спокойной и уравновешенной, если подойти к памятнику спереди начинает казаться, что конь мчится прямо на зрителя. Жест руки угрожающий, утверждающий. Знаменитый монумент стал эмблемой Петербурга.

Скульптор – реалист Фёдор Иванович Шубин, земляк Ломоносова, тоже, как и он, пришедший пешком в столицу, но не в Москву, а в Петербург, попал в Академию художеств по прошению Ломоносова. Учился также за границей. По возвращении в Петербург он приобрёл славу лучшего скульптора. Им созданы бюсты Екатерины II, Павла I, Ломоносова, вельмож, полководцев Румянцева, Суворова, Потёмкина. Но реализм Шубина не мог быть по праву оценён его вельможными заказчиками. В период зрелости таланта Шубина происходило становление русского классицизма, героизм этого стиля остался чужд Фёдору Ивановичу. Он не мог отказаться от реализма в своём творчестве. Вскоре его забыли. Последний период жизни этого скульптора был очень тяжёл. Он умер в бедности.

IV. Обобщение материала.

События XVIII века нашли отражения в развитии культуры. Политика монархов Петра I, Екатерины II обусловила проникновение европейского свободомыслия в Россию.

В этот период было создано множество потрясающих, красивых памятников, которыми мы гордимся до сих пор, на которые мы с удовольствием смотрим, которые, конечно, принесли России славу. За короткие сроки Россия становится не только великой военной державой, но и одним из крупнейших культурных государств Европы.

V. Домашнее задание.

§ 10 «Культура России в XVIII в.» пересказ. Ответить на вопросы в конце параграфа. Работа с документами.

Предварительный просмотр:

Журнал «Трутень» Журнал «Живописец»

Литература Классицизм - литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образам.

М.В. Ломоносов В.К. Тредиаковский

Гавриил Романович Державин (1743 – 1816) Русский поэт Произведения: «На смерть князя Мещерского» «Фелица» «Бог» «Видение Мурзы» «Водопад»

Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) Основатель в литературе жанра –сентиментализм. Произведения: «Бедная Лиза» «Письма русского путешественника» «Юлия» Перевод - пересказ «Слова о полку Игореве»

Сентиментализм - художественное направление, характеризующееся вниманием к душевной жизни человека, чувствительностью и идеализированным изображением людей, жизненных ситуаций, природы.

Живопись 1757 г –первая в России Академия художеств

Парадный портрет Петра III А. П. Антропов. 1762 год

Портрет Марии Лопухиной В. Л. Боровиковский. 1797 г

Взятие Казани Д.И. Угрюмов. Около 1880 Избрание Михаила Федоровича на царство. Г.И. Угрюмов. Около 1800

Архитектура 2 стиля: Барокко (пышность, величавость, нарядность, изящество, разнообразие декоративного убранства). Классицизм (монументальность, величественная простота, торжественность, гармония линий и объемов).

Бартоломео Франческо Растре́лли (1700 – 1771) Русский архитектор итальянского происхождения Стиль барокко: пышность фасадов; колонны, атланты, кариатиды, пилястры. Является автором крупнейших дворцовых ансамблей: - Зимний дворец в Петербурге - Главная (Иорданская) лестница - Большой дворец в Петергофе - Дворец Строгановых - Смоленский монастырь - Андреевская церковь в Киеве

Зимний дворец в Петербурге

Большой дворец в Петергофе

Смольный монастырь

Матвей Федорович Казаков (1738-1812) Русский архитектор, который при Екатерине II перестроил центр Москвы в палладианском стиле Стиль классицизм Автор многочисленных работ: - Храм Вознесения на Гороховом поле - Здание Сената в московском Кремле - Голицынская больница - Павловская больница - и др.

Здание Сената в московском Кремле

Голицынская больница

Скульптура

Этьенн Морис Фальконе́ (1716 - 1791) Французский скульптор Екатерина II поручила ему создание конного памятника Петру I.

Памятник Петру I . 1768-1770 гг.

Федот Иванович Шубин (1740 - 1805) Русский скульптор XVIII века Работал в основном с мрамором, редко бронзой Большинство его скульптурных портретов исполнены в форме бюстов

Статуя Екатерина II- Законодательница. 1789 Скульптурный портрет М.В. Ломоносова, 1792


Во второй половине XVIII в. в России продолжает развиваться национальная культура.

На культуру большое влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье иностранцев. Русская наука и образование продолжали развиваться, хотя крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому.

В развитии просвещения России второй половины XVIII в. отчетливо прослеживаются две тенденции:

· существенное расширение сети учебных заведений;

· усиление влияния принципа сословности на постановку просвещения.

Литература второй половины XVIII века оставалась по преимуществу дворянской. В крестьянской среде были распространены устные сочинения народной поэзии, а также разнообразные повести, входившие в состав рукописных книг. Жизнь крепостных крестьян отразил «Плач холопов», появившийся среди крепостных крестьян в 1767-1768 гг. т.е. накануне крестьянской войны. В сочинение описано бесправие крепостного крестьянина, глумление над ним барина; жалобы на неправый суд завершаются угрозой «злых господ под корень переводить». Появляется множество сатирических повестей, пародирующих царский суд, солдатскую службу, волокиту в правительственных инстанциях.Направления литературы 2 пол. XVIII века:

· классицизм (А.П. Сумароков)

· реализм (Д.И. Фонвизин)

· сентиментализм (Н.М. Карамзин)

Сумароков Александр Петрович написал, кроме множества лирических и сатирических стихотворений, 9 трагедий и 12 комедий. Он признан создателем репертуара русского театра. Сумароков по своим идейно-политическим взглядам примыкал к консервативному лагерю. Он считал дворянство первенствующим сословием в государстве, выступал против церковного суеверия и домостроевского уклада семейной жизни, был сторонником женского образования. Герои его комедий либо добродетельны, и он им симпатизирует, либо отталкивающе безобразны. Таким выведен герой трагедии «Дмитрий самозванец». Комедии Сумарокова, как и трагедии выполняли воспитательные функции, они были нацелены на исправление нравов и устранение человеческих пороков («Опекун», «Лихоимец», «Рогоносец по воображению» и др.).

Фонвизин Денис Иванович – автор комедий «Бригадир» и бессмертного «Недоросля».Комедии внешне схожи с сочинениями классицизма: в них 5 актов, соблюдено единство времени и места. Соответствуют требованиям классицизма имена действующих лиц: в фамилиях заложена их характеристика. Однако содержание комедий отходит от канонов классицизма: в них выведены не отвлеченные действующие лица, наделенные либо пороками, либо добродетелями, а живые люди, художественно обобщенные характеры, порожденные крепостнической действительностью. В «Недоросле» представлена галерея действующих лиц, воспитанных в условиях крепостного рабства. Проблема воспитания являвшаяся ведущей в системе воззрения просветителей, волновала и Фонвизина, считавшего, что корень зла в воспитании.


Карамзин Николай Михайлович. Приверженцы сентиментализма показывают чувства рядового человека, иногда ничем не выделяющегося. В психологических романах и повестях сентименталисты изображают интимную жизнь, семейный быт. В их произведениях герои уходят от общественной действительности, уединяются на лоне природы. Характерна идиллическая картина сельской жизни: барин проявляет отеческую заботу о крестьянах, а те отплачивают ему уважением и послушанием. Тем самым затушевывались социальные противоречия эпохи и рабское положение крепостного крестьянина. Самым крупным представителем этого направления был Н.М. Карамзин, а самым значительным его произведением «Бедная Лиза».В основу повести положен сентиментальный вымысел об отношениях между бедной крепостной девушкой Лизой и молодым офицером Эрастом. Идиллические отношения завершаются трагедией: соблазненная Лиза кончает жизнь самоубийством.

Искусство. XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. Русское искусство выходило на общеевропейские пути развития:

· приглашались иностранные мастера, которые помогали создавать новое искусство и были учителями русских людей.

· получение профессиональной подготовки путем посылки русских мастеров на учебу в Западную Европу (Франция, Голландия, Италия, Англия, Германия)

На этом этапе русское искусство вступило в тесное соприкосновение с западноевропейскими стилевыми тенденциями.
В 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных художеств. Уже в 1758 г. стараниями М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова (президент Академии 1757 г. –1763 г.) сюда прибыла группа московских и петербургских юношей, склонных к художествам. Преподавание в Академии вели и иностранные учителя: скульптор Н. Жилле, живописцы С. Торелли, Ф. Фонтебассо и др. В 1764 г. Академия трех знатных художеств была преобразована в Российскую императорскую Академию художеств. В это время Академия становится и законодателем художественных идей, и учебным заведением. В ее среде выросло новое поколение художников, прославивших впоследствии Россию на весь мир, это были и архитекторы И. Старов, В. Баженов, скульпторы Ф. Шубин, Ф. Гордеев, художники А. Лосенко, Д. Левицкий.

Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесном контакте с искусством западноевропейских школ, приобщаясь к всеобщему достоянию – произведениям искусства эпохи Ренессанса и барокко. Живопись отличается значительным разнообразием и полнотой. Русская школа овладевает жанрами живописи, которые прежде были представлены лишь работами старых и современных западноевропейских мастеров. Наиболее крупные достижения связаны с искусством портрета.

Ф. С. Рокотов (1735-1808). Уже в довольно зрелом возрасте он был принят в Академию художеств. Его ранние произведения – портреты Г. Г. Орлова (1762-1763 гг.), Е. Б. Юсуповой (1756-1761 гг.) свидетельствуют о его причастности к культуре рококо. Признаки этого стиля есть и в коронационном портрете Екатерины II (1763 г.), ставшей образцом для изображения весьма взыскательной императрицы. В период восьмидесятых годов восемнадцатого века в портретах Рокотова преобладает оттенок горделивого сознания собственной значимости (портрет генеральши В. Е. Новосильцевой (1780 г.), знатной дамы Е. Н. Орловой).

Д. Г. Левицкий (1735-1822 гг.). Сын священника Левицкий родился на Украине. Его отличает умение передавать внешнее сходство модели в сочетании с её психологическим образом. Около 20 лет Левицкий возглавлял портретный класс Академии художеств и не только участвовал в воспитании целой школы русских портретистов, но задавал тон и уровень высокой репутации портретного искусства в России. Ему одинаково хорошо удавались и камерные портреты и парадное изображение в рост(Демидов (1773 г), Урсула Мнишек (1782 г.)).

В. Л. Боровиковский (1757-1825 гг.). Боровиковский родом с Украины. Родился в семье казака. Начинал он церковным иконописцем. Довольно быстро становится популярным среди петербургского дворянства. Художник портретирует целые семейные «кланы» - Лопухиных, Толстых, Арсеньевых, Гагариных, Безбородко. Преобладающее место занимают камерные портреты. Полотна художника очень нарядны. Герои обычно бездеятельны, большинство моделей пребывает в упоении собственной чувствительностью. Это выражают портрет М. И. Лопухиной (1797 г.), Скобеевой (середина 1790-х г.),. Большое внимание художник уделяет малоформатным и прекрасно удавшимся ему миниатюрным портретам.

Вывод : на протяжении всего XVIII века русское искусство живописи прошло большой путь становления по законам нового времени. Потребности эпохи получили отражение в преимущественном развитии светской живописи – портрета, пейзажа, исторического и бытового жанров.

Скульптура. В XVIII веке заметную стилевую перемену в развитии русской пластики принесла новая эстетика классицизма эпохи Просвещения. Важную роль сыграл приглашенный французский скульптор Н. Жилле, долгое время возглавлявший скульптурный класс Академии. Школу Н. Жилле, заложившую основы классического ваяния в России, прошли все ведущие русские скульпторы второй половины XVIII-века, окончившие Петербургскую Академию художеств: Ф. Гордеев, М. Козловский, И. Прокофьев, Ф. Щедрин, Ф. Шубин, И. Мартос.

Иван Мартос (1752-1835 гг.). Он создает вполне классические произведения, заметно отличающиеся чистотой и ясностью своей формы от работ других мастеров. Мартос – мастер широкого диапазона, обращавшийся к разнообразной тематике. Заметный след он оставил в разработке темы классического надгробия и городского монумента. (Памятник Минину и Пожарскому в Москве).

Иван Прокофьев (1758-1828 гг.). У Прокофьева чувствуется сентименталистская струя, придавшая особую мягкость и лиризм его образам. Самое лучшее в его наследии – это рельефы, созданные для петербургской Академии художеств, в которых он достигает исключительного совершенства формы в выражении величавой тишины, гармонирующих с классическим строем интерьера.

Федот Шубин (1740-1805 гг.). В Петербургской Академии художеств начинается блестящий расцвет его таланта. Он становится непревзойденным мастером скульптурного портрета, выполнил множество заказных портретов, бюстов (А. М. Голицын, З. П. Чернышев). К концу XVIII-века намечались и новые формы образного выражения в виде сентименталистских, а затем и романтических настроений (П. В. Завадовского и А. А. Безбородко (1798 г.)). Вместе с тем в поздних работах художника заметна и другая тенденция - усиливается конкретизация портретного образа, а в стиле нарастают черты строгости и простоты.

Архитектура. В стране, с запозданием выходившей на общеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство образно говоря «примеряло» себя к разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо.

Эпицентром передовых веяний и градостроительстве стал Санкт-Петербург. Будущая столица возводилась на пустом месте, что во многом облегчало внедрение приемов регулярной планировки и застройки.

Растрелли Франческо Бартоломео (1700-1771 г.) , сын итальянского скульптора, служившего при дворе французского короля Людовика XIV, однако архитектурно-строительный опыт приобрел в России; будучи одаренным художником, он сумел проявить себя как искусный зодчий и занял наивысшее в архитектурном мире России положение «обер-архитектора». Его творчество достигло апогея в 1740-1750 г. Наиболее известные его творения - это и ансамбль Смольного монастыря в Петербурге (1748-1764 г.), созданный в традициях русских монастырских ансамблей предыдущих столетий, и дворцы елизаветинских вельмож М. И. Воронцова и С. Г. Строганова в Петербурге, но в наивысшей степени его талант проявился в создании таких шедевров как Зимний дворец (1754-1762 г.) в столице, Большой дворец в Царском Селе и Петергофе (Петродворце). Все они характеризуют стиль барокко середины XVIII века.

Антонио Ринальди (1710-1794 г.). В своих ранних постройках он еще находился под влиянием «стареющего и уходящего» барокко, однако Ринальди представитель раннего классицизма. К его творениям относятся: Китайский дворец (1762-1768 г.), Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785 г.), Дворец в Гатчине (1766-1781 г.). Ринальди выстроил также несколько православных храмов, сочетавших в себе элементы барокко - пятиглавие куполов и высокой многоярусной колокольни.

Кокоринов А. Ф . (1726-1822 г.). К известным его произведениям, где с наибольшей отчетливостью проявился стиль классицизма принято относить здание Академии художеств в Петербурге, выстроенного на Невской набережной Васильевского острова (1764-1788 г.). Необычайно красивый фасад и многофункциональные кабинеты и залы этого здания соответствовали все возрастающему престижу русского искусства.

Вывод: 18 век стал временем, благоприятствующим развитию русской культуры, определив две основные ее линии: профессиональную, ориентированную на общеевропейский путь, и местную, продолжающую развивать традиции народного творчества.

Театр. Федор Григорьевич Волков (1729- 1763), которого называют «отцом русского театра». Родился Волков в небогатой купеческой семье в городе Костроме. Потом он поселился в Ярославле, где и развернул свою замечательную деятельность. В 1750 г. Волков основал в Ярославле публичный театр. Слава об этом театре достигла столицы, артистов вызвали в Петербург. Много мытарств испытали артисты, пока, наконец, правительство издало указ об учреждении в 1756 г. в Петербурге «Русского для представления трагедий и комедий театра». Руководителем театра сначала был писатель Сумароков, а потом Волков. Влияние Волкова на последующее развитие театра в России было огромно. Волков занимает почетное место в истории русской культуры.

Восемнадцатый век в области культуры и быта России - век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки. Все низкий и высокий штиль сосуществовали в одно и то же время, отражая разный уровень культуры эксплуатируемых и господствующих классов.

Просвещение, наука, техника.

Строительство каналов, мостов, мануфактур, развитие военной техники, кораблестроения послужило сильным толчком к распространению светского образования и научных знаний. Увеличилась потребность в грамотных людях и подготовленных специалистах.

Создаётся новый гражданский алфавит, который сменяет старый, церковнославянский. На нём печатаются все учебные, научные, художественные произведения.

Школы петровского времени носили светский характер. Для подготовки горных мастеров были открыты горные школы при Олонецких и Уральских заводах, цифирные и гарнизонные школы. Военных специалистов готовили профессиональные школы - Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная, Морская, Медицинская. В гимназии Глюка готовились будущие дипломаты.

В 1735 г. в числе лучших учеников Славяно-греко-латинской академии М.В. Ломоносов был послан в Петербург в университет при Академии наук, а затем отправлен в Германию для изучения физики, химии. Огромное трудолюбие, удивительные способности помогли ему преодолеть все трудности, овладеть знаниями и стать выдающимся русским учёным ХVIII в. Он был физиком и химиком, геологом и металлургом, историком и поэтом. Труды М.В. Ломоносова сыграли огромную роль в становлении русского литературного языка, обогащённого многими научными терминами и понятиями. "Российская грамматика" М.В. Ломоносова явилась первой научной грамматикой русского языка. Он смело выступил против взглядов "норманистов" о решающей роль иностранцев в создании русской государственности и о будто бы "диком" состоянии древних славян.

XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Продолжался процесс «обмирщания» русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа полагались на приглашённых мастеров и на обучаемых заграницей русских людей. Именно на этом этапе русское искусство вступило в более тесное соприкосновение со стилевыми тенденциями, выработанными в западноевропейском искусстве нового времени, однако долго сказывались традиционные представления, законы средневекового творчества в форме монументально-декоративных росписей и иконописи.

Идея основания в России своей школы разных художеств появилась еще при Петре I, В 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных художеств. Преподавание в Академии вели и иностранные учителя: скульптор Н. Жилле, живописцы С. Торелли, Ф. Фонтебассо и др., которым многим обязана русская культура. В 1764 г. Академия трех знатных художеств была преобразована в Российскую императорскую Академию художеств. В ее среде выросло новое поколение художников, прославивших впоследствии Россию на весь мир, это были и архитекторы И. Старов, В.Баженов, скульпторы Ф. Шубин, Ф. Гордеев, художники А. Лосенко, Д. Левицкий и др.

Нарастает и динамика стилевого развития русской архитектуры XVIII века. Освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжение века. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство, совмещало в себе черты барокко, классицизма и рококо. Углубление разделения труда, формирование всероссийского рынка рост промышленности и торговли привели к тому, что в феодальной по укладу еще стане растут и крепнут элементы новой, капиталистической формации, усиливается значение городов в жизни страны в целом.

Эпицентром передовых веяний в архитектуре и градостроительстве стала российская столица Санкт-Петербург, задуманная, как образец новой культуры. Будущая столица возводилась на пустом месте, что во многом облегчало внедрение приемов регулярной планировки и застройки. Технической новинкой Петербурга явились необычайно высокие шпили, венчающие важнейшие городские здания, что было широко распространено в северно-европейских странах. Выдающимся сооружением такого типа был шпиль Петропавловского собора, высота которого достигала 45 м. В этот период в Петербурге было налажено производство как обычного кирпича, так и особого, влагоустойчивого, по голландской рецептуре. Город был создан в рекордные сроки- временный деревянный Петербург быстро сменился каменным. В Петербурге впервые был разработан регулярный план застройки города и ставший градообразующий его основой.

Неоценимую роль в этом сыграли великие русские и иностранные архитекторы. Одним из известнейших представителей западной архитектурной школы, работавший в России был Растрелли Франческо Бартоломео (1700-1771 г.),сын итальянского скульптора К.Ф. Растрелли, служившего при дворе французского короля Людовика XIV, в наивысшей степени его талант проявился в создании таких шедевров как Зимний дворец (1754-1762 г.) в столице, Большой дворец в Царском Селе и Петергофе (Петродворце) ,и многом многом другом. Все они ярко характеризуют стиль барокко середины XVIII в. и эволюцию творчества замечательного зодчего. Еще одним ярким иностранным представителем работавшим в России был Антонио Ринальди (1710-1794 г.). В своих ранних постройках он еще находился под влиянием «стареющего и уходящего» барокко, однако в полной мере можно сказать что Ринадьди представитель раннего классицизма. К его творениям относятся: Китайский дворец (1762-1768 г.) построенный для великой княгини Екатерины Алексеевны в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785 г.). Известным русским представителем эпохи раннего классицизма в архитектуре был ученик архитектора Коробова – Кокоринов А.Ф. (1726-1722 г.). К известным его произведениям, где с наибольшей отчетливостью проявился стиль классицизма принято относить здание Академии художеств в Петербурге, выстроенного на Невской набережной Васильевского острова (1764-1788 г.).

Заметную стилевую перемену в развитии русской пластики принесла новая эстетика классицизма эпохи Просвещения. Важную роль в освоении классической скульптуры в России сыграл приглашенный на русскую службу французский скульптор Н.Жилле, долгое время возглавлявший скульптурный класс Академии. Художником одного творения можно назвать французского скульптора Э.М Фальконе (1716-1791 гг.). Созданная в России им всего одна работа «Медный всадник» принесла ему славу великого мастера.

Во второй половине XVIII столетия вместе с другими видами искусства в России, живопись переживает серьезные изменения. На первый план выдвигается светское искусство. Первоначально светская живопись утверждается в Петербурге и Москве, но уже со второй половины XVIII века получает значительное распространение в других городах и усадьбах. Традиционное ответвление живописи – иконопись по-прежнему широко бытует во всех слоях общества. Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесном контакте с искусством западноевропейских школ, приобщаясь к всеобщему достоянию – произведениям искусства эпохи Ренессанса и барокко, а также широко используя опыт соседних государств. В этот период в России творили величайшие мастера своего дела – представители отечественной художественной школы и иностранные живописцы. Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи нового времени стоит И.Н.Никитин (ок. 1680 – 1742) . И.Н.Никитин ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой. Крупнейший реформатор русской живописи, он разделяет с ним триумфы, а под конец – трагические невзгоды. Творчество Ф.С.Рокотова, Д.Г. Левицкого составляет одну из самых обаятельных и труднообъяснимых страниц нашей культуры. В.Л.Боровиковский (1757-1825 гг.) как бы замыкает плеяду крупнейших русских портретистов XVIII века. Художник портретирует целые семейные «кланы» - Лопухиных, Толстых, Арсеньевых, Гагариных, Безбородко, распространявших его известность по родственным каналам. К этому периоду его жизни относятся портреты Екатерины-II, ее многочисленных внуков, министра финансов А.И.Васильева и его жены. Преобладающее место в творчестве Боровиковского занимают камерные портреты. Так же Боровиковский – автор ряда двойных и семейных групповых портретов, которые появляются уже после 1800-х гг. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что на протяжении всего XVIII века русское искусство живописи прошло большой путь становления по законам нового времени. Потребности эпохи получили отражение в преимущественном развитии светской живописи – портрета, пейзажа, исторического и бытового жанров.