Есть художники, чьи картины, которые видел каждый, а их фамилию вспомнить не могут. Но с творчеством Ильи Репина такого практически не случалось. Более того, ему приписывали авторство полотен других живописцев. Художнику повезло заслужить признание еще при жизни. Современники восхищались его выдающейся манерой письма, реальностью «происходящего» на картине, даже несмотря на то, что некоторым сам Репин казался немного странным.

Монахи (Не туда заехали). Л. Г. Соловьев, 1870-е гг.

Так сложилось, что кисти художника приписывают работу Льва Соловьева «Монахи (Не туда заехали)». Пожалуй, все слышали выражение «картина Репина «Приплыли», что означает безвыходную ситуацию. В 1930-х годах полотно висело рядом с работами Репина. Кто-то решил, что оно тоже относится к творчеству Ильи Ефимовича. А затем картину «перекрестили» в «Приплыли».

За картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» закрепилась «нехорошая» слава. Когда полотно впервые вывесили на выставке, оно вызвало неоднозначную реакцию посетителей: одни плакали, другие начинали истерически метаться.

В январе 1913 года психически неуравновешенный иконописец Абрам Балашов с криками «Довольно крови, слишком много крови!» бросился на картину и трижды разрезал ее ножом. Илье Репину и реставратору Игорю Грабарю удалось восстановить шедевр.

Владимир Маяковский.

Илье Репину не нравились новые течения в искусстве начала ХХ века, но стихи Владимира Маяковского произвели на него сильное впечатление. Художник пожелал написать портрет поэта, что нужно было воспринимать как высшую похвалу своей персоне.
Репин не раз подчеркивал, что хочет изобразить «вдохновенные» волосы молодого трибуна. Когда же Маяковский явился в мастерскую художника в назначенный час, тот в ужасе воскликнул: «Что вы наделали!.. О!»

Оказалось, что поэт специально зашел в парикмахерскую и обрил себе голову. Вместо огромного холста Репин взял крошечный и уныло приступил к работе: «Какая жалость! И что это вас угораздило!» Маяковский утешал его, мол, вырастут.

И. Е. Репин и Н. Б. Нордман-Северова (в центре) у «крутящегося» стола, за которым хозяева и гости обедали вместе с прислугой.

Известно, что Илья Репин был вегетарианцем. Его вторая супруга Наталья Норжман-Северова, с которой художник прожил 15 лет, полностью перестроила рацион его окружения, заставляя всех отказываться от мяса. Когда к Репину приезжали гости, то на стол подавали суп из сена или бифштекс из клюквы. Зная об этом, гости привозили с собой мясо и тайно съедали его где-нибудь за углом.

Однажды Илья Ефимович пригласил к себе Ивана Бунина, чтобы написать его портрет, тот с удовольствием согласился. Стоит отметить, что писатель был гурманом. Свое пребывание у художника он описал так:

«Я с радостью поспешил к нему: ведь какая это была честь - быть написанным Репиным! И вот приезжаю, дивное утро, солнце и жестокий мороз, двор дачи Репина, помешавшегося в ту пору на вегетарианстве и на чистом воздухе, в глубоких снегах, а в доме - окна настежь.

Репин встречает меня в валенках, в шубе, в меховой шапке, целует, обнимает, ведет в свою мастерскую, где тоже мороз, и говорит: «Вот тут я буду вас писать по утрам, а потом будем завтракать как господь бог велел: травкой, дорогой мой, травкой! Вы увидите, как это очищает и тело и душу, и даже ваш проклятый табак скоро бросите».

Я стал низко кланяться, горячо благодарить, забормотал, что завтра же приеду, но что сейчас должен немедля спешить назад, на вокзал - страшно срочные дела в Петербурге. И сейчас же пустился со всех ног на вокзал, а там кинулся к буфету, к водке, закурил, вскочил в вагон, а из Петербурга послал телеграмму: дорогой Илья Ефимович, я, мол, в полном отчаянии, срочно вызван в Москву, уезжаю нынче…»

Автопортрет. И. Е. Репин.

Илья Репин с пристегнутой к поясу палитрой.

С годами у Ильи Репина стала отказывать правая рука. Люди, склонные к мистике, связывают это с картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», будто бы она была проклята.

Так или иначе, но Репин стал писать свои шедевры левой рукой. Позже он придумал для себя оригинальное устройство. Его палитра крепилась на ремне на поясе, тем самым освобождая обе руки.

Илья Ефимович Репин в своей мастерской.

Есть художники, чьи картины, которые видел каждый, а их фамилию вспомнить не могут. Но с творчеством Ильи Репина такого практически не случалось. Более того, ему приписывали авторство полотен других живописцев.

Художнику повезло заслужить признание еще при жизни. Современники восхищались его выдающейся манерой письма, реальностью «происходящего» на картине, даже несмотря на то, что некоторым сам Репин казался немного странным.

Монахи (Не туда заехали). Л. Г. Соловьев, 1870-е гг.

Так сложилось, что кисти художника приписывают работу Льва Соловьева «Монахи (Не туда заехали)». Пожалуй, все слышали выражение «картина Репина «Приплыли», что означает безвыходную ситуацию. В 1930-х годах полотно висело рядом с работами Репина. Кто-то решил, что оно тоже относится к творчеству Ильи Ефимовича. А затем картину «перекрестили» в «Приплыли».

За картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» закрепилась «нехорошая» слава. Когда полотно впервые вывесили на выставке, оно вызвало неоднозначную реакцию посетителей: одни плакали, другие начинали истерически метаться.

В январе 1913 года психически неуравновешенный иконописец Абрам Балашов с криками «Довольно крови, слишком много крови!» бросился на картину и трижды разрезал ее ножом. Илье Репину и реставратору Игорю Грабарю удалось восстановить шедевр.

Владимир Маяковский

Илье Репину не нравились новые течения в искусстве начала ХХ века, но стихи Владимира Маяковского произвели на него сильное впечатление. Художник пожелал написать портрет поэта, что нужно было воспринимать как высшую похвалу своей персоне.

Репин не раз подчеркивал, что хочет изобразить «вдохновенные» волосы молодого трибуна. Когда же Маяковский явился в мастерскую художника в назначенный час, тот в ужасе воскликнул: «Что вы наделали!.. О!»

Оказалось, что поэт специально зашел в парикмахерскую и обрил себе голову. Вместо огромного холста Репин взял крошечный и уныло приступил к работе: «Какая жалость! И что это вас угораздило!» Маяковский утешал его, мол, вырастут.

И. Е. Репин и Н. Б. Нордман-Северова (в центре) у «крутящегося» стола, за которым хозяева и гости обедали вместе с прислугой

Известно, что Илья Репин был вегетарианцем. Его вторая супруга Наталья Норжман-Северова, с которой художник прожил 15 лет, полностью перестроила рацион его окружения, заставляя всех отказываться от мяса. Когда к Репину приезжали гости, то на стол подавали суп из сена или бифштекс из клюквы. Зная об этом, гости привозили с собой мясо и тайно съедали его где-нибудь за углом.

Однажды Илья Ефимович пригласил к себе Ивана Бунина, чтобы написать его портрет, тот с удовольствием согласился. Стоит отметить, что писатель был гурманом. Свое пребывание у художника он описал так:

«Я с радостью поспешил к нему: ведь какая это была честь - быть написанным Репиным! И вот приезжаю, дивное утро, солнце и жестокий мороз, двор дачи Репина, помешавшегося в ту пору на вегетарианстве и на чистом воздухе, в глубоких снегах, а в доме - окна настежь.

Репин встречает меня в валенках, в шубе, в меховой шапке, целует, обнимает, ведет в свою мастерскую, где тоже мороз, и говорит: «Вот тут я буду вас писать по утрам, а потом будем завтракать как господь бог велел: травкой, дорогой мой, травкой! Вы увидите, как это очищает и тело и душу, и даже ваш проклятый табак скоро бросите».

Я стал низко кланяться, горячо благодарить, забормотал, что завтра же приеду, но что сейчас должен немедля спешить назад, на вокзал - страшно срочные дела в Петербурге. И сейчас же пустился со всех ног на вокзал, а там кинулся к буфету, к водке, закурил, вскочил в вагон, а из Петербурга послал телеграмму: дорогой Илья Ефимович, я, мол, в полном отчаянии, срочно вызван в Москву, уезжаю нынче…»

Автопортрет. И. Е. Репин

Илья Репин с пристегнутой к поясу палитрой

С годами у Ильи Репина стала отказывать правая рука. Люди, склонные к мистике, связывают это с картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», будто бы она была проклята.

Так или иначе, но Репин стал писать свои шедевры левой рукой. Позже он придумал для себя оригинальное устройство. Его палитра крепилась на ремне на поясе, тем самым освобождая обе руки.

Илья Ефимович Репин в своей мастерской

ЭТО ИНТЕРЕСНО (СЕМЬ ФАКТОВ ИЗ ЖИЗНИ РЕПИНА)

  • 1. Своего знаменитого Ивана Грозного художник «срисовал» с обыкновенного чернорабочего, встреченного им на рынке в Чугуеве.
  • 2. Второй вариант «Запорожцев» хранится в Харьковском художественном музее. В отличие от полотна из собрания Русского музея, на «украинском» под рукой у лысого казачка нет колоды карт.
  • 3. Будучи зажиточным человеком, Илья Репин всегда приезжал в столицу на заре, чтобы подешевле прокатиться на конке. По утрам билеты в петербургских трамваях стоили пятачок, а не гривенник, как днем.
  • 4. Даже в жестокую стужу вся семья Репиных, включая детей, спала на полу при раскрытых окнах в тоненьких мешках. Репины закалялись.
  • 5. Последняя жена художника была убежденной вегетарианкой и гостей потчевала супом из соломы.
  • 6. Приехавший в гости к Репину Иван Бунин узнал, что его собираются недельку продержать «на травках и чайке», схватился за чемодан и убежал на станцию.
  • 7. В 1926 году советское правительство настойчиво просило Репина вернуться на родину. Художник приглашение не принял.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Никто из русских художников, кроме Карла Брюллова, не пользовался такой прижизненной славой, как Илья Репин. Современники восхищались его до иллюзии «живыми» портретами и многофигурными жанровыми композициями, артистичной манерой письма, а в социальном плане - умением обозначить самые злободневные проблемы русской жизни.

Среди мемуаров и статей Репина, вошедших в книгу «Далекое близкое», можно встретить следующие рассуждения: «Два типа гениев различаем мы в искусствах всякой эпохи. Первый гений - новатор… Второй гений - завершитель всесторонне использованного направления; натура многообъемлющая, способная выразить, в возможной полноте своего искусства, свое время; к оценке его накопляется большая подготовка - он ясен. Он заканчивает эпоху до полной невозможности продолжать работать в том же роде после него».

Репин прожил долгую жизнь, жизнь человека, полностью преданного своему делу. Его огромный живописный талант признавали все, но не все могли в полную меру оценить исторический, общественный смысл его искусства. Раньше других этот смысл почувствовал выдающийся репинский современник В.В. Стасов, и «стасовский» облик Репина с незначительными изменениями впоследствии многократно оживал в статьях и книгах о нем. Стасов оказался совершенно прав в главном и основном: творчество Репина было социально в том прямом смысле, в каком употребляла это понятие демократическая эстетика XIX века. Оно стремилось не только выразить глубокие умонастроения эпохи подобное желание было свойственно всякому большому искусству и до Репина и после, но и показать причины, рождающие такие умонастроения, иными словами, - показать социальную действительность своего времени, показать самые разные стороны жизни пореформенной России. Не раз заявляя о своей верности заветам революционных демократов, в первую очередь - эстетическим взглядам Н.Г. Чернышевского, художник постоянно жил тревогами и надеждами передовой русской интеллигенции, ее желанием связать свое дело с борьбой против социального гнета и неравенства. Все это и определило важное место репинских произведений в мировом наследии реалистической живописи XIX века.

После Великой Октябрьской революции «Пенаты» оказались отрезанными от родины: неподалеку проходила граница СССР и Финляндии. Делегация советских художников, среди которых был и ученик Репина И.И. Бродский, навестила его. Репин мечтал вернуться на родину. Однако сил оставалось все меньше. Здоровье шло на убыль.

В августе 1930 года в возрасте восьмидесяти шести лет Илья Ефимович Репин скончался.

«Пенаты», где он умер и был похоронен - Мемориальный музей Репина.

У каждого из нас есть свои особенности, даже странности. Но о них мало кому известно. А вот о противоречиях характера и поведения гения узнают все: такие личности всегда находятся под пристальным вниманием.

Илья Репин с ранней юности увлекался написанием икон. В далеком от столицы поселке, относящемся к Харьковской губернии, он рисовал на дощечках образы для близлежащих церквей. Когда же юноша приехал поступать в Академию художеств Петербурга, то ему ответили, что он не умеет рисовать. Как неправы оказались экзаменаторы!

Одержимая увлеченность здоровым образом жизни

Для укрепления и поддержания здоровья Репин жил в неотапливаемой комнате с окнами без стекол. Причем жил так круглый год. Детей также приучал спать с открытыми окнами. Его дочь вспоминала, как отец, приходя будить их по утрам зимой, появлялся в дверях с покрытыми льдом усами. Не топил он и в своей мастерской. Не желая быть «замороженным», Бунин отказался позировать художнику для написания своего портрета, хотя многие другие известные личности принимали предложение мастера.

Относительная скупость

Некоторые поступки Ильи Ефимовича можно расценить как проявление скупости. Например, будучи достаточно состоятельным человеком, он вставал на работу засветло, хотя в этом не было необходимости. Причиной раннего пробуждения была стоимость проезда на трамвае: утром билет стоил 5 копеек, а днем – 10.

Демонстративная демократичность

Вероятно, помня свое простое происхождение, Илья Ефимович был очень демократичен с прислугой, считая ее своими помощниками. Действиями, для которых не требовалась помощь и которые могли быть выполнены самостоятельно, не утруждали прислугу. В доме Репиных слуги приглашались за стол вместе с хозяевами и даже гостями.

Многие работы художника пронизаны темой неприятия сословных предрассудков. Однако, идею революции подобные убеждения Репина не помогли принять. Он не захотел жить при Советах, предпочитая оставаться мигрантом в Финляндии.

Влияние жены

К проявлениям демократичности Илью Ефимовича подталкивало не только внутренняя потребность, но и отношение к жизни его второй жены – Натальи Нордман. Впервые со своей будущей второй женой художник познакомился на сеансе по написанию ее портрета, куда привела женщину ее подруга – княгиня Тенишева. Там он услышал от модели агрессивное отношение к мясоедству, как результату убийства животных. Поначалу это вызвало раздражение у мастера…

Однако любовь, неподвластное разуму чувство, перевернуло отношение художника и к вегетарианству, и к спиртному. Согласившись с супругой Репин, отказался от мяса и употребления водки. Первое было вызвано любовью к природе, второе – отказом от деградирующего влияния алкоголя.

Репин Илья Ефимович (1844-1930), русский живописец, передвижник. Вскрывал противоречия действительности («Крестный ход в Курской губернии», 1880-83), работал над темой революционного движения («Арест пропагандиста», 1880-92; «Не ждали», 1884-88). В исторических полотнах раскрывал трагические конфликты («Иван Грозный и сын его Иван», 1885), создал яркие вольнолюбивые образы («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-91). В портретах современников раскрывал личность в психологическом и социальном плане («М. П. Мусоргский», 1881).

Репин Илья Ефимович , русский художник. Соединил крепкую традицию реализма 19 в. с новациями рубежа веков, завоевав славу своими полотнами, будоражившими общественное сознание.

Родился в семье военного поселенца, первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов. Переехав в Петербург, с 1863 учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств (в т. ч. у И. Н. ) и (в 1864-71) в Академии художеств. Как пенсионер Академии провел 1873-76 годы в Италии и Франции. В 1877 возвратился в Чугуев, затем жил в Москве и (с 1882) в Петербурге, а с 1900 - в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Совершал неоднократные поездки по России и в зарубежные страны Европы. Был членом Товарищества передвижных художественных выставок.

«Бурлаки на Волге»

Уже религиозные картины, исполненные по академическим программам («Иов и его друзья», 1869; «Воскрешение дочери Иаира», 1871; обе - Русский музей) являют удивительный дар художественно-психологической концентрации, умение подчинить все компоненты образа - уроки старых мастеров, рисунок, цвет, композицию - общей драматической задаче. «Бурлаки на Волге» (1870-73, там же) тоже пишутся как академический заказ. Но Репин создает на базе многочисленных натурных этюдов - в основном написанных во время путешествия по Волге с художником Ф. А. в 1870 году - картину, которая, сразу сделав молодого мастера знаменитостью, производит сенсацию. Зрителей впечатляет и яркая выразительность натуры - народных типов - и ощущение грозной силы социального протеста, назревающей в этих нищих изгоях. Весь красочный и композиционный строй картины выражает уже не только величие Волги и ее тружеников, но саму политическую атмосферу общества, его чаяния и тревоги.

Кисть Репина с беспрецедентной энергией воплощает Человека в истории, реально показывая, как эта история делается, слагаясь из человеческих чувств и мыслей. «Я человек 60-х годов,... для меня еще не умерли идеалы Гоголя, Белинского, Тургенева, Толстого и др. идеалистов», - свидетельствует сам мастер (в письме Н. И. Мурашко, 1880); и добавляет: «окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры». Однако он остается и блестящим мастером формы, этих самых «узоров», чутко воспринимая веяния и импрессионизма, и символизма. Всю жизнь он задорно вмешивается в эстетические споры, принимая то сторону В. В. Стасова, то «Мира искусства», но в итоге оставаясь самим собой, всегда беспартийным и в то же время всегда политически пристрастным творцом.

Главная картина парижского периода («Садко в подводном царстве», 1876, там же) стала шагом назад, явившись переусложненной аллегорией позднеромантического салонного плана. Но художник стремится закрепить успех «Бурлаков» в драматических или стихийно-праздничных сценах народной жизни - таких, как «Проводы новобранца» (1879, там же) и «Вечорницi» (1881, Третьяковская галерея).

Итогом этих поисков стал новый шедевр - «Крестный ход в Курской губернии» (1880-83, там же). «Вся Русь» как бы сведена тут воедино в многолюдной церковной процессии; при этом удивительная характерность типов, натурная правда пейзажа не утверждают, а развенчивают привычные историко-бытовые стереотипы: вместо благостной «соборности» мы видим массовую инерцию толпы, которая, двигаясь по иссохшему, выжженному солнцем оврагу, среди мертвых вырубок, в буквальном смысле прет в «никуда», в некий незримый, но явственно ощутимый тупик.

Тема революции

Растущий социальный разлад, волна антимонархического террора, жертвой которого стал император Александр II, заставляют художника все чаще задумываться над темой революции. В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92; все - Третьяковская галерея) тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью. В центре образов - борец с самодержавием, героически непреклонный, но в то же время трагически отчужденный от окружающей его человеческой среды. Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») - психологической пластикой персонажей и «говорящих» деталей. Лучше, чем кто-либо из его художников-современников показав взрывоопасную изнанку империи, Репин красочно живописует и ее парадный фасад («Прием волостных старшин Александром III», 1885, там же; несколько портретов Николая II, 1890-е гг).

Исторические мотивы

Осовременивая мотивы отечественной истории, мастер превращает картины в мощные сгустки чувств и эмоций - гнева и ненависти старого к новому («Царевна Софья через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре», 1879, там же), насилия и страха («Иван Грозный и сын его Иван», 1885, там же), сокрушительного, победного веселья («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-91, Русский музей). Сцена убийства Иваном Грозным своего сына - настоящая «картина-триллер», говоря современным языком, - производит шоковое воздействие на публику, ассоциируясь с революционным и контрреволюционным насилием 1880-х гг.

Портреты

Чрезвычайно важную часть репинского наследия составляют его портреты. Он создает замечательные, острохарактерные типажные композиции («Мужичок из робких», 1877, Нижегородский художественный музей; «Мужик с дурным глазом» и «Протодиакон», - оба 1877, Третьяковская галерея), образы выдающихся деятелей культуры («Н. И. Пирогов», «М. П. Мусоргский», 1881; «П. А. Стрепетова», 1882; все - там же; портреты Л. Н. Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной поляне в 1891 и позже), грациозные светские однофигурные («Баронесса В. И. Икскуль фон Гильдебрандт», 1889, там же) и эффектные многофигурные портреты («Славянские композиторы», 1871-72, Московская консерватория; «Торжественное заседание Государственного Совета», 1901-03, совместно с Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, Русский музей). Живая, трепетная убедительность образа, порой доходящая до натурализма (как в портрете Мусоргского, где великий композитор представлен тяжело больным), достигает особой задушевности в камерных портретах мастера («Графиня Луиза Мерси дАржанто», 1890, Третьяковская галерея) и портретах родных [«Осенний букет» (дочь художника Вера), 1892, там же; ряд портретов жены Репина Н. И. Нордман-Северовой].

Особенности стиля Репина. Графика

Реализм передвижнического толка, а затем импрессионизм (достигающий особой, бравурной свободы мазка в «Государственном Совете») и модерн, - эта последовательная смена стилистических ориентиров в живописных портретах еще более четко прослеживается в графике мастера, - от иллюстраций к «Запискам сумасшедшего» Н. В. Гоголя (1870, там же) до больших графических портретов рубежа веков (Э. Дузе, 1891; княгини М. К. Тенишевой, 1898; В. А. Серова, 1901; И. С. Остроухова, 1913; все - там же). Виртуоз разных техник (наиболее известные его графические работы исполнены графитным карандашом или углем), Репин проявил себя и как высокоодаренный педагог. Был профессором - руководителем мастерской (1894-1907) и ректором (1898-1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников - Б. М. Кустодиев и И. Э. Грабарь. Давал также частные уроки В. А. .

Итоги

Странная картина «Какой простор!» (1903, Русский музей) - с молодой парой, ликующей на обледеневшем берегу Финского залива, - удивляет своим загадочным аллегоризмом. В 1917 Репин пишет новый вариант «Бурлаков» под названием «Быдло империализма» (Азербайджанский музей искусств имени Р. Мустафаева, Баку), тем самым как бы приветствуя революцию. Однако, отъединенный от Советской России (когда Финляндия обрела независимость) в своих «Пенатах», он затем неоднократно выражал неприятие нового режима и в большом, и в малом, решительно осуждая как красный террор, так и новую орфографию. В 1922-25 он пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин, «Голгофу» (Музей искусств, Принстон, США), проникнутую беспросветным трагизмом. Несмотря на приглашения на самом высоком официальном уровне (письмо К. Е. Ворошилова, 1926) Репин в итоге так и не возвращается на родину, хотя дарит в советские музеи свои картины, поддерживает связи с учениками и друзьями (такими, как И. И. Бродский и ). Чуковский после смерти художника выпускает в 1937 сборник его мемуаров и статей об искусстве («Далекое близкое»), неоднократно затем переиздававшийся.