• Секс и детские рисунки
  • Детский рисунок и цвет
  • Рекомендации родителям
  • Порой случается, что родители, получив в детском саду заключение психолога, впадают в недоумение: тревожность, агрессия, отторжение… и это все из милых детских каракулей? «Все психологи - шарлатаны!» - решают родители, и не обращают внимания на их выводы.

    Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?

    У детей какого возраста можно анализировать рисунки

    До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» - рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.

    Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» - два овала с конечностями-палочками.

    В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо - голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

    Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!

    Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

    Анализируем рисунок семьи

    Наиболее популярная тема - рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.

    Расположение фигур на рисунке

    Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

    И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

    Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

    Плохой признак - если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!

    Изображение себя

    Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

    Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие - опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

    Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя - поменьше, младшего брата и сестренку - совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

    Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности - «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

    Страх и агрессия на детских рисунках

    Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

    Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

    Четко прорисованные яркие зрачки - признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

    Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти - самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

    Секс и детские рисунки

    Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.

    А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик - с бородой и усами - это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»

    Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

    Детский рисунок и цвет

    Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр - обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.

    Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.

    Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.

      темно-синий - сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

      зеленый - уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

      красный - сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

      желтый - положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

      фиолетовый - фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

      коричневый - чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;

      черный - подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

      если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок - безразличие, отстраненность, желание закрыться.

    Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.

    Обратите внимание на следующие факторы.

      Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.

      Какие цвета использует ребенок.

      Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.

      Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).

      Как ребенок изображает себя , каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.

    Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!

    Детские рисунки для иллюстрации взяты из свободных источников

    Детвора обожает уделять время творческим занятиям – отличному способу самовыражения с помощью подручных средств: кисти и красок. В каталоге чудесных браузерных забав от портала Quicksave представлены разнообразные альбомы с черно-белыми раскрасками, в которых юные художники и художницы смогут проявить весь свой потенциал. Онлайн рисовалки без регистрации подходят детишкам любой возрастной категории, главное, чтобы ребенок проявлял интерес к происходящему и получал от игрового процесса истинное удовольствие.

    Насыщенная цветовая гамма поможет достичь желаемого эффекта

    Популярность таких тематических флеш игр без регистрации только растет – современным деткам хочется открывать в себе новые грани и демонстрировать окружающим свою индивидуальность. Чтобы интерьер в квартире не пострадал от художеств вашего чада, взрослым целесообразно привлекать детишек к виртуальным рисовалкам с первого года жизни.

    Рисунок для ребенка – это своеобразный элемент познания мира, собственная интерпретация происходящих вокруг событий. По оттенкам и сочетанию цветов наблюдательные родители могут узнать о детских мыслях, которые могут волновать начинающего творца и сделать все возможное, чтобы поднять ему настроение и вовремя искоренить возможную проблему.

    Такое захватывающее творческое действо это:

    • Отличная возможность показать зарисовки буйной детской фантазии, запечатленные на компьютерном экране;
    • Полезный и эффективный способ проведения досуга. Здесь можно импровизировать и сравнить результаты с рисунками близких друзей;
    • Прекрасный шанс приобщиться к искусству и потренироваться нестандартно мыслить, улучшить внимательность, креативность, развить усидчивость и целеустремленность.

    Пробуйте новые техники, экспериментируйте с сочетаниями красок, регулярно упражняйтесь, создавая свежие творения, и очень скоро вы найдете свой неповторимый стиль.

    Создание оригинальных шедевров с помощью компьютерной мышки – это реально!

    Если существует вероятность испачкать краской мебель или испортить бумагу – не беда, клевые рисовалки от Quicksave придут на помощь вашему ребенку. Играйте бесплатно в уникальные интерактивные забавы из категории: , используя набор виртуальных инструментов и знакомясь с симпатичными рисованными героями. Актуальность таких игр, особенно среди дошкольников, не подвергается сомнениям.

    Покажи всем, на что способен великий живописец, разукрашивая популярных мультяшных персонажей, милых зверушек или красивые пейзажи.

    Рисовать лучше начинать с самого детства – это один из самых благодатных периодов для овладения основами изобразительного искусства.

    Поэтапное рисование для детей — способ, который поможет вам развить творческие способности вашего ребенка, вне зависимости от его природных данных.

    Вы проведете много увлекательных часов, постигая шаг за шагом основы рисования и сможете затем воплотить в реальность все ваши творческие фантазии.

    Поэтапное рисование, это метод рисования, который позволяет создавать рисунок последовательно, по этапам, от простого к сложному.

    Иногда всё дело стоит на месте просто из-за того, что человек не знает, с чего начать. Часто ребёнок просит маму или папу «А нарисуй черепаху», и родитель с радостью бы осуществил пожелание малыша, да не знает – как.

    А если бы перед ним была схема поэтапного рисования той же черепахи, он с лёгкостью бы справился с этим заданием.

    Для детей же поэтапное рисование – хорошее подспорье: во-первых, они учатся рисовать без ошибок, соблюдая определённый порядок действий, во-вторых, в процессе многократных тренировок у них вырабатывается алгоритм, который позволит впоследствии самим безошибочно изображать многие вещи и без схемы.

    Наконец, это просто очень интересно и увлекательно – следить, как из маленьких фигур и штрихов вырисовывается целый образ, причём, неудачи случаются редко.

    Как научить ребёнка рисовать поэтапно?

    Конечно, сначала неплохо бы самим родителям освоить этот несложный метод. И если ребёнок будет наблюдать за тем, как старается в творческом деле мама или папа, желание повторить за старшими однозначно возникнет.

    На первых порах, на уроках поэтапного рисования с ребенком, необходимы удобные и понятные схемы.

    Суть метода заключается в том, что рисование чего-либо проходит в несколько приёмов.

    То есть, рисуя кота, мы не будем начинать с хвоста или мордочка, а последуем определённой схеме, которая позволит избежать ошибок и неточностей в пропорциях.

    Проще всего начинать освоение поэтапного рисования с карандашных зарисовок. Краски и пастель пригодятся позже.

    Уроки поэтапного рисование дома

    Чтобы организовать процесс вам понадобятся:

    • альбом для рисования хорошего качества (достаточно плотное, не мнущаяся в работе бумага);
    • карандаши разной мягкости;
    • ластик;
    • схемы, на которых всё хорошо видно.

    Если карандашное рисование уже освоено, или вы сразу хотите перейти к пастели или краскам, всё это тоже должно быть в наличии.

    Обеспечьте начинающему художнику отличное рабочее место: удобные стол и стул, хорошее освещение, отсутствие всех отвлекающих моментов. Ребёнку должно быть удобно.

    Если рядом есть доска или мольберт – замечательно, туда вы можете прикрепить схемы. Можно использовать также подставку для книг или стену.

    Перед тем, как заняться рисованием, обязательно расскажите ребёнку о следующих правилах:

    • спешить не стоит, всё получается только у тех, кто старается;
    • действовать нужно строго по схеме, особенно, если только начинаешь учиться рисовать;
    • запоминай, что делаешь, и в следующий раз схема может тебе и не понадобиться;
    • начинай с самого простого, постепенно переходя на более сложные рисунки.

    Далее показываем ребёнку интересные схемы. Предложите на выбор несколько схем, пусть юный художник выберет то, что ему по душе. Помните, что начинать лучше всего с более простых схем: осваиваем вначале поэтапное рисование животных, узоров, а позже переходим к рисованию человека.

    Примеры поэтапного рисования

    Как нарисовать зайца

    Начнём со стилизованного, мультяшного зайчика, который легко получится и у дошколёнка.

    1. Рисуем большой горизонтальный овал, а под ним маленький вертикальный, но без верхушки.
    2. К маленькому овалу подрисовываем лапки.
    3. Маленький овал и два кружочка в большом овале – прорисовываем мордочку.
    4. Рисуем носик и зрачки – точно по схеме.
    5. Рисуем одинаковые ушки.
    6. Прорисовываем мелкие детали – ротик, бровки, усики, пальчики. В лапке у зайчика должен быть цветочек.
    7. А теперь под лапами зайчика осталось нарисовать скейборд – наш зайка очень спортивный и озорной.

    Рисунок кошки

    А теперь изобразим милую кошечку.

    1. Сначала рисуем круг – это будет головка.
    2. Два треугольничка сверху – получились ушки.
    3. Внутри каждого треугольничка ещё по одному маленькому.
    4. Две точечки и носик-треугольник – начинает прорисовываться мордочка.
    5. Из-под носика в разные стороны идут две дужки – ротик котика. Не забываем и про роскошные усы.
    6. Прорисовываем туловище – начинаем с дуги.
    7. Рисуем ошейник нашей кошке.
    8. С другой стороны прорисовываем лапку.
    9. Осталось нарисовать ещё одну лапку.
    10. А теперь можно взять карандаши или краски и сделать нашу кошечку цветной. Готово!

    Рисуем собаку

    Теперь нарисуем очаровательного щенка.

    1. Начинаем с овала и полуовала, они не должны быть соединены!
    2. Теперь прорисовываем глазки и хвостик.
    3. Ушки, носик, пятно вокруг глаза – продолжаем прорисовывать мордочку.
    4. Рисуем язычок и тонкими прямоугольниками соединяем головку с туловищем и ушки с головкой.
    5. Прорисовываем лапки.
    6. Осталось только разукрасить щенка. Вот и всё!

    Рисуем розу

    1. Рисуем простой овал на тонком стебельке.
    2. Подрисовываем по бокам стебелька листочки.
    3. Внутри овала прорисовываем два главных лепестка.
    4. Внутри лепестков – основание бутона, как свёрнутый рулончик.
    5. Прорисовываем боковые, маленькие лепестки.
    6. Добавляем цвета — и очаровательная розочка готова!

    Рисование василька

    1. Рисуем круг на тонком стебле.
    2. Прорисовываем сердцевинку и маленькие стебельки на большом стебле.
    3. На стебельках прорисовываем бутончики. Отделяем лепестки.
    4. Дорисовываем бутоны, выделяем зубчики лепестков.
    5. Стираем ластиком линию круга.
    6. Разрисовываем василёк в цвете.

    Рисование человека

    Эта простая схема поможет ребёнку освоить пропорции в рисование человека.

    1. Рисуем голову (овал), шею и треугольник – будущее основание туловища.
    2. Внизу большого треугольника – маленький треугольник, ноги (прорисовываются колени).
    3. Рисуем руки, опираясь на отметки, означающие длину.

    Рисунок танка

    Научиться рисовать танк захочет любой мальчишка, и это совсем несложно.

    1. Рисуем основу, максимально соблюдая пропорции.
    2. Прорисовываем колёса-гусеницы и дуло.
    3. Сосредоточимся на мелких элементах.
    4. С помощью карандашей рисуем танк в цвете.

    Как нарисовать узор

    Возможно, после освоения рисования этих элементов ребёнка заинтересует роспись по дереву – очень интересное, традиционное творчество.

    Рисуем узор «Травный орнамент»

    1. Несколько завитушек – это будет основа орнамента. Они должны быть ровные, изящные.
    2. В двух больших углах прорисовываем красные лепестки.
    3. Осталось прорисовать более мелкие чёрные лепестки.

    Узор «Листочки»

    Во многих образцах хохломской росписи присутствуют эти элементы.

    1. Тонкий стебелёк – маленькая, изогнутая линия.
    2. Вытянутый овал на стебельке рисуем зелёным.
    3. В «пару» ему ещё два листочка, в которых жёлтым цветом прорисовываем жилки.

    Итак, поэтапное рисование – это метод, в основе которого лежит порядок и схематичность. Чтобы закрепить некий алгоритм в творческом сознании ребёнка, имеет смысл прибегнуть к этому методу. Начинать стоит с простых стилизованных рисунков, изображений мультяшных героев и т.д. Это и просто, и интересно, и результат будет успешным.

    Когда ребёнок освоит азы поэтапного рисования, он, возможно, захочет продолжить занятия творчеством в студии изобразительного искусства или художественной школе. А. может быть, он продолжит совершенствовать своё умение в рисовании по схемам, которые будут усложняться.

    Мастер-класс "Сова на ветке"


    Необходимые инструменты и материалы: гуашь, кисти круглые беличьи №1 и №4, кисть плоская щетинка № 4, салфетки, непроливашка для воды, силуэт совы на ветке выполненный простым карандашом, готовый образец.


    Ход мастер-класса:
    Утром солнечным у сов
    Дверь закрыта на засов.
    Совы спать весь день не прочь –
    На работу совам в ночь.
    Только вечером от сов
    Мыши двери на засов.
    - О ком это стихотворение? Правильно, – о сове.
    - Днём сова спит в лесной чаще, в дупле какого-нибудь старого дерева. Она ведёт ночной образ жизни. Питается мышами и другими мелкими грызунами. Сова – хищница. Посмотрите внимательно какой у неё клюв – он очень похож на крючок; ещё обратите внимание на лапы совы – они очень цепкие с острыми когтями. А на что похожи её глаза? Они словно фонари, в темноте сова видит очень хорошо. Скажите, а чем покрыто тело птицы? Правильно, перьями. При помощи перьев птицы могут летать. Пёрышки имеют разную окраску на различных частях тела. Каждое пёрышко имеет форму капельки. У нашей совы крылья и голова коричневого цвета, а вокруг глаз и на брюшке – серого. А теперь внимательно посмотрите, как можно раскрасить силуэт совы на ветке на фоне ночного неба.
    - Но прежде давайте вспомним, как нужно обращаться с красками и кисточками. Краску набираем на кисть аккуратно, растирая её на палитре с водой или другой краской до получения нужного оттенка, прежде, чем набрать на кисть краску другого цвета, кисточку нужно хорошо промыть и вытереть салфеткой. Кисточкой нельзя махать, отряхивать её. Будьте аккуратны.
    - Берём заготовку с силуэтом совы.


    Сначала мягкой круглой кистью №4 рисуем фон – ночное небо. Какой цвет возьмём? Думаю, что подойдёт фиолетовый. На палитру набираем гуашь фиолетового цвета, добавляем воды и растираем до нужной консистенции. При желании можно добавить немного чёрного цвета и хорошо размешать. Смачиваем пространство вокруг совы водой и наносим краску равномерно, не закрашивая сову, ветку и месяц.


    - Затем коричневой гуашью рисуем ветки над головой совы и большую ветку, на которой она сидит. Можно добавить ещё веточек.


    - Теперь нам нужно получить серый цвет. Его мы приготовим, смешав гуашь белого цвета и чёрного. Сначала на кисть набираем гуашь белого цвета и, смешав с водой, размешиваем на палитре. Теперь промываем кисть и набираем гуашь чёрного цвета, добавляем в белый и тщательно растираем до получения серого цвета. Кисточкой делаем «примакивание» вокруг глаз. Пёрышки располагаем «веером», поворачивая кисть по часовой стрелке. Последовательно накладываем отпечатки кисточки в два слоя, похоже на солнечные очки. Далее этим же цветом аккуратно «примакиваем» кисточку на брюшке совы, старайтесь отпечатки накладывать аккуратно, рядочками, не делая больших пропусков.


    - Далее промываем кисточку и набираем на палитру коричневую и чёрную гуашь и перемешиваем. Полученным цветом способом «примакивание» раскрашиваем голову, крылья и бороду совы.


    - Теперь можно закрасить глаза, клюв, лапки, месяц и звезду желтым цветом.


    - Чтобы добиться выразительности, обведём контуры глаз, клюва, нарисуем коготки и раскрасим зрачки чёрной гуашью кисточкой №1.


    - Осталось оживить глаза белыми капельками и жёсткой кистью № 4 нарисуем хвою на ветках. Для этого на кисть набираем немного зелёной краски, почти не смачивая и, держа кисть вертикально к картине, ударять ею по бумаге. Получается имитация колючей фактуры-хвои. Этот метод называется «методом тычка».




    - А теперь давайте разомнём наши пальцы:
    Мои пальцы молодцы
    Все красавцы-удальцы
    Большой палец всех сильней, –
    Помассируй поскорей.
    Палец указательный
    Товарищ замечательный.
    Палец средний – самый вредный.
    Палец безымянный – проказник постоянный
    А мизинчик – молодец,
    Мой красавец-удалец!
    (самомассаж каждого пальца).

    Можно приступать к самостоятельному выполнению работы.
    Помощь детям в индивидуальном порядке. Взаимопомощь друг другу.
    По окончании работы устраиваем выставку произведений, любуемся работами. Убираем свои рабочие места.
    После занятия поиграть в игру «День-ночь» или «Сова и мыши».

    Занятие по рисованию "Шторм на море"

    Занятие по теме "Море волнуется" рассчитано на 3 учебных часа (1 час теории и 2 часа практики).


    Возраст: 7-8 лет.
    ТЕОРИЯ (1 учебный час).
    Цель: познакомить детей с понятиями «теплохолодность», «контраст», опираясь на таблицы по цветоведению и репродукции картин И. Айвазовского.
    Задачи:
    - познакомить с творчеством русского художника И. Айвазовского;
    - познакомить с основами цветоведения, опираясь на таблицы теплохолодности;
    - научить определять контрастные сочетания теплых и холодных цветов.
    Материалы : репродукции картин И. Айвазовского, таблицы теплохолодности и контрастного сочетания теплых и холодных цветов.
    ПРАКТИКА (2 учебных часа).
    Цель: составить сюжетную композицию с использованием контрастного сочетания цветов.
    Задачи:
    - научить: 1)используя показ педагога, поэтапно строить композицию рисунка и прорабатывать ее в цвете;
    2)смешивать акварельные краски, получая оттенки цветов и использовать их в рисунке;

    Материалы и инструменты: лист для акварели (А4), акварельные краски (24 цвета), кисти (Белка №3 и №5), баночка с водой, салфетка (бумажная или х/б), палитра для акварели.

    Сегодня мы поговорим с вами о цвете, его характеристиках, о том, что такое контраст, для чего и как его используют в живописи. Познакомимся с репродукциями картин великого русского художника Ивана Айвазовского.
    Мы уже говорили на предыдущих занятиях о том, что все цвета делятся на холодные и теплые. Как нам известно, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета составляют спектр.
    Теплые цвета: красные, желтые, оранжевые и все другие, в которых есть хотя бы частичка этих цветов.
    Холодные цвета: синие, голубые, зеленые, сине-фиолетовые, сине-зеленые и цвета, которые можно получить от смешивания с названными цветами.
    Знание основ колористики, системы цветовых построений необходимо для успешной творческой работы любого начинающего художника.



    Важно знать о том, что у каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон (сам цвет), насыщенность и светлота.
    В цветоведении существуют понятия «светлотный» и «цветовой» контраст.
    Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся.
    Дополнительные (или вторичные)цвета в соседстве друг с другом становятся ярче и насыщеннее. Например, красный помидор выглядит ярче рядом с зеленью петрушки, а фиолетовый баклажан рядом с желтой репой.


    Контраст синих и красных – прообраз контраста холодных и теплых цветов.
    Можно сказать, что контраст – один из основных приемов художественного творчества.
    Пограничный контраст возникает на границах соприкосновения расположенных рядом друг с другом цветов.


    - Ребята, сегодня на занятии мы также познакомимся с правилами и приемами композиции, чтобы на следующем занятии вы смогли самостоятельно построить композиции своих картин.
    К приемам композиции следует отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесие частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
    Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.



    Рассмотрим на примере картины И. Айвазовского «Среди волн».


    Здесь мы видим яркий пример ритмичности расположения морских волн. Художник так расположил волны, что у нас возникает впечатление движения. А центром композиции является луч, пробивающийся сквозь тучи, освещающий волну в центре картины. И заметим. Какой она составляет контраст с темными волнами на дальнем плане.
    На картине того же автора «Девятый вал» мы опять видим череду, ритм огромных голубо-зеленых и желто-зеленых волн. Зелень волн создает контраст с рассветным красно-желтым небом.
    В центре композиции – солнце, которое как будто разрывает завесу туч. У края картины – люди, которым удалось выжить после шторма. Они в союзе с солнцем создают контраст с бушующим морем. Победа над стихией – вот сюжет данной композиции. Но как необычно передает художник структуру гребня девятого вала – той самой губительной девятой волны.


    Вообще в творчестве И. Айвазовского есть ряд картин, олицетворяющих буйство стихии. Среди них известная картина «Буря на море».


    В центре композиции – две лодки. В лодках гребцы, которые выгребают против волн. На дальнем плане – корабль, потерпевший кораблекрушение. Темно-серый колорит картины безупречен. Дальний план и небо контрастируют с голубыми волнами на переднем плане. За счет контрастного отношения передний план вырывается вперед, а дальний план уходит еще глубже.
    У И. Айвазовского есть картины, посвященные нашему Черному морю. Среди них «Буря на Черном море» (или «Буря над Евпаторией») и «Буря на море ночью».



    На данных картинах можно наблюдать контраст дополнительных цветов (или контраст теплого и холодного).
    ПРАКТИКА
    - Сегодня эти знания помогут нам выполнить сюжетную композицию на тему "Шторм на море". Но для начала я покажу вам пример. Любая работа, будь то живописная или графическая, ведется в несколько этапов.
    1 – этап – композиция в тонких линиях.
    Намечаем линию горизонта, дальний план – горы и солнце. Линию горизонта проводим выше середины для того, чтобы плоскость моря занимала больше места. Солнце рисуем низко над горизонтом – закатное.


    2 этап – ритм волн.
    Так как нам необходимо изобразить шторм на море, волны должны быть высокие и ритмично расположенные по всей плоскости моря. Чем ближе к нам, тем волны крупнее, а чем ближе к линии горизонта, тем мельче. Это явление линейной перспективы.


    3 этап – заливка плоскости неба.
    Для неба выбираем оттенки желтого (но не лимонный), охры и оранжевого, имеющиеся в нашей палитре красок. Помним, что прежде чем приступить к заливке, нам необходимо смешать нужные цвета на палитре. Заливку «вливанием цвета в цвет» производим от верхнего края листа слева направо до линии горизонта. Поочередно набирая кистью заготовленные на палитре цвета – желтый, желтый с охрой и желтый с оранжевым. После того, как мы выполним заливку до линии горизонта, собираем образовавшуюся каплю с помощью сухой кисти.


    Солнце.
    Для заливки солнца используем имеющиеся в палитре красок оранжевый и красный цвет.
    Дальний план – горы.
    По закону воздушной перспективы для дальнего плана используем холодные цвета – оттенки фиолетового и синего.


    Небо – тучи.
    Во время шторма в небе образуются дождевые тучи, которые благодаря воздушным потокам могут втягивать в себя воду из моря, образуя смерчи. Для туч мы будем использовать черную, темно-синюю и темно-голубую краску. Краску подготавливаем на палитре и наносим мазками разного цвета.


    4 этап – плоскость моря.
    Для волн используем голубой, ультрамарин, темно-синий (синий+черный) цвета акварели и белую гуашь.
    Начнем с самых близких волн на переднем плане. Поочередно наносим заранее смешанные на палитре цвета (бирюзовый+голубой, голубой+ультрамарин, ультрамарин+черный).
    Наносим вначале свет, затем полутень и тень волны.




    Далее даем краске подсохнуть и, используя белую гуашь, наносим кончиком кисти краску по верхнему краю гребня волны и по нижнему краю, изображая брызги.


    Чтобы изобразить фактуру воды бушующего моря, проводим тонкой кистью продольные линии белой гуашью.