Н еизвестно, когда человек впервые применил угольный материал для рисования. Но уголь, вынутый из потухшего костра, стал одним из первых художественных материалов. Техника имеет многовековую историю, но не теряет актуальность и у современных художников.

Рисование углем - нередко первое, чему учат в художественной школе или на курсах. Первые угольные наброски запоминаются надолго. Вы поймете технику тонирования, общие принципы рисунка и эскиза. При работе с этим мягким материалом ученик учится не отвлекаться на второстепенные детали, а воспринимать рисунок как единое целое.



История техники

Первые упоминания о технике появились в XV веке. Тогда же научились фиксировать материал на листе. В то время художники использовали древесный уголь. Прессованный вид изобрели в XIX столетии. Уже тогда заметили, что он более черный и жирный. А значит, более плотно ложится на бумагу.

С этого момента многие выдающиеся художники стали прессовать уголь, чтобы использовать его для будущих эскизов. Хоть техника фрагментарна, мастера научились создавать шикарные произведения искусства.




Виды угля

  • древесный - виноградный или ивовый уголь разных диаметров и размера;
  • прессованный - искусственный материал, изготовленный из порошка.

В прессованный уголек добавляют растительный клей, что помогает ему дольше держаться на бумаге.

Какие инструменты понадобятся

Уголек + бумага. Разве нужно что-то помимо этого? Да. Необходимы еще инструменты и материалы, чтобы уголь не крошился. А значит, продержится в разы дольше. Наши преподаватели учат работать с такими материалами.

Что может пригодиться:

  • шероховатая бумага или специальная бумага. Гладкая поверхность не подойдет - угольная крошка будет крошиться;
  • средства для удаления - обычный ластик или тряпочка;
  • фиксаторы - специальные средства, закрепляющие материал на поверхности бумаги под тонким пленочным слоем.

Какие бывают техники

На первых уроках вы освоите карандашный рисунок, а только потом приступите к работе с углем. Хоть угольная графика осваивается быстрее, она требует определенной сноровки. Разная степень нажима, прорисовка отдельных деталей или растушевка - все это требует навыков и четких действий.

Вот основные техники:

  • растирание - распределяется по бумаге с помощью пальца или других приспособлений;
  • перекрестная штриховка - рисование в различных направлениях;
  • мягкая растушевка - распределение цвета без помощи пальцев или торшона.
  • Подробности о техниках расскажут преподаватели наших курсов. Расскажут, покажут, научат!




Как рисовать

Почему важно делать эскиз? Зачем компоновать натюрморт? Как можно использовать хлебный мякиш при рисовании? Вряд ли даже у взрослого человека получится разобраться в таких вопросах самостоятельно. Зачем, если есть специалисты?

Чтобы решить, нужны ли вам курсы рисования для начинающих, важно знать процесс хотя бы примерно:

  1. Перед тем, как нарисовать картину, художник обычно делает эскиз и компонует его. Это нужно для понимания пропорций предмета, его расположения на листе.
  2. После того, как эскиз готов, общие очертания переносятся на бумагу. Сначала - очертания, затем - закрашивание темных частей, а после - нанесение светлых тонов пастелью.
  3. Когда очертания четко видны, художник прорисовывает отдельные детали, предметы, участки, фон.
  4. В конце важно закрепить рисунок лаком или другим фиксатором, иначе он может осыпаться.

Растения - неизменный компонент пейзажей и большинства натюрмортов. Сегодня рассмотрим рисование углём ирисов. Следуйте советам самоучителя - от расположения обЪекта на листе до последнего штриха, - и вы сможете мастерски выполнить рисунок цветка

РИСУЕМ УГЛЕМ

Это рисовальное средство имеет много разных форм. На данном снимке снизу вверх представлены: па-лочка натурального рисовального угля цилиндрической формы; палочка натурального рисовального угля прямо-угольной формы; угольный карандаш; еще один вид угольного карандаша — в бумажной оправе, которую вы понемногу отрываете, по мере того как кончик каранда-ша стирается; и цилиндрическая палочка угля в металли-ческой оправе. Натуральный уголь для рисования хоро-шо ложится на бумагу и легко растирается, поэтому им можно добиваться выразительных топовых эффектов; Угольный карандаш способен нанести более четкие ли-пни и штрихи, но они не так легко растираются.

Использование растушевок и мягкой материи.

Для растирания угольных штрихов и нанесения тона в узких местах предназначены растушевки различных размеров. Они делаются из плотно скрученной бумаги, с коничес-кими или острыми кончиками. Конусообразный конец используйте для работы на небольших участках. Ском-канная мягкая материя может применяться для стирания неудачных мест рисунка, выполненного натуральным уг-лем. (Труднее стирается след мелка.) С помощью кусоч-ка мягкой материи вы можете также растереть тон по большому участку рисунка.

Как держать уголь.

Когда паючка натурального угля сломается или сотрется до маленького кусочка, вы може-те купить оправу и поместить в нее оставшийся обломок. Держите уголь за оправу, как будто держите кисть; паль-цы должны располагаться подальше от кончика угольной палочки, таким образом вы получите отчетливые линии. Если вы работаете просто угольной наточкой, без опра-вы, держите ее тем же способом, но пальцы должны нахо-диться ближе к кончику, иначе наточка сломается. Так же держат и угольный карандаш, но вы можете держать его. как обычный карандаш.

Резинки (ластики).

Уголь легко стирается, и при рабо-те с ним художники пользуются пластичной резинкой. В магазине ее можно узнать по квадратной форме. Она раз-минается, как глина или замазка, и принимает какую угодно форму. Вы можете скатать большой шарик для очистки крупных участков рисунка или придать резинке остроконечную форму для работы над мелкими деталя-ми. Прижав и тут же убрав резинку, вы удалите большую часть тонов. Тереть такой резинкой нужно как можно легче и лишь в крайних случаях, поскольку это приводит к истиранию поверхности бумаги.

Нанесение линий и штрихов.

Наиболее простой спо-соб рисования углем — это сочетание тонких линий с бо-лее широкими штрихами на обычной рисовальной бума-ге. На этом фрагменте пейзажа толстым тупым концом угольного карандаша свободными штрихами нанесен тон на стволы трех деревьев. Художник затемняет тона на стволах при помощи более сильного нажима. Затем ост-рым тонким кончиком твердого угольного карандаша он рисует ветви и веточки более четкими линиями.

Бумага, предназначенная для рисования углем.

Бумага, предназначенная для рисования углем, но одина-ково пригодная для работы мелом и карандашом, имеет слегка рифленую и очень плотную поверхность. На такой поверхности путем растушевки прекрасно получаются мягкие, живые тона, как вы можете видеть на этом фраг-менте портрета. Вы не испортите бумагу даже частым стиранием, что видно на освещенных участках лица. По-верхность бумаги подходит и для нанесения широких штрихов, какими нарисованы волосы, и для четких ли-ний, какими изображены здесь глаза.

Нанесение линий и тонов.

Для создания мягких, неж-ных тонов художник работает с твердыми и средней твер-дости угольными карандашами, растирая штрихи с по-мощью растушевки. Сначала он наносит более светлые тона на стволы деревьев и растирает штрихи, затем — бо-лее темные и снова растирает. На толстых ветвях штрихи растерты кончиком растушевки, а тонкие веточки нари-сованы угольным карандашом и не растерты. Важно знать, когда следует прекратить растушевку, иначе ваш рисунок будет выглядеть грязным.

Бумага с шероховатой поверхностью.

Бумага с ше-роховатой фактурой, с еще большим количеством так на-зываемых зубчиков, также прекрасно подходит для рисо-вания углем. Благодаря неровной поверхности бумаги, растушеванные участки выглядят более живыми — обра-тите внимание на текстуру тени на коже. Широкие штри-хи, которыми нарисованы волосы, даже более отчетливы на бумаге такого типа. А острые, отточенные линии, ко-торыми изображены ресницы и брови, выглядят неров-ными и живыми.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

детский сад №79 «Гусельки» городского округа Тольятти

«Рисуем углем»

Конспект НОД в старшей группе

(с использованием ИКТ)

Составитель:

Воспитатель

Перевозчикова Евгения Владимировна

Тольятти 2012 г.

Аннотация:

Данный конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству в старшей группе «Рисование углем». Знакомство детей с нетрадиционным способом рисования.

К ребятам приходит Художник и приглашает их в гости в художественную мастерскую. Дети на время занятия становятся друзьями художника, им на время НОД прикрепляются бейджики с картинкой героя.

НОД проходит с использованием ИКТ.

Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования углем.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования – углем;
  • Учить создавать детей самостоятельно сюжет рисунка с помощью трафаретов;
  • Расширять знания детей о художниках, рисовавших углем.

Развивающие задачи:

  • Развивать элементарные навыки работы с углем;
  • Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство композиции;
  • Развивать сенсорные умения – координацию руки и глаза при рисовании, мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать в детях чувство прекрасного через изобразительное искусство;
  • Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности;
  • Воспитывать аккуратность при работе с углем.

Методические приёмы:

  • Игровой (использование сюрпризных моментов).
  • Наглядный (использование иллюстрации).
  • Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Оборудование: магнитная доска, компьютер, проектор.

Демонстрационный материал:

  • картинка с изображением Художника,
  • презентация по теме (Приложение 2) ,
  • смайлики грустные и веселые.

Раздаточный материал: листы плотной бумаги формат А4, уголь,

Простые карандаши, салфетки бумажные,

Влажные салфетки, трафареты, листы бумаги 10*10

Для пробного рисования углем.

Ход занятия.

Вводная часть.

Воспитатель:

Ребята, здравствуйте!

Сегодня по дороге в детский сад я встретила Художника.

Он живет в сказке о Незнайке. И он вам предлагает стать его друзьями:

Незнайкой, Знайкой, Звездочетом, Мушкой, Ромашкой, Звездочкой и т.д.

(дети выбирают бейджики с картинками героев, прикрепляют

На одежду).

- Я теперь знаю, как к вам обращаться.

А чем же занимается Художник?

Дети: рисует.

Воспитатель:

- Художники не рисуют, а пишут свои картины. У каждого художника есть

Своя художественная мастерская. Вы хотите побывать в мастерской

Нашего художника?

Дети: да.

Воспитатель:

Тогда закрывайте глазки:

Раз, два, три, четыре, пять

Мастерская встречай наших ребят!

Основная часть.

Слайд 1. Художественная мастерская

Воспитатель:

Открывайте глазки, мы оказались в художественной мастерской.

Посмотрите, чего тут только нет и краски, и карандаши, и кисточки,

И написанные картины.

У Художника есть вот такой красивый сундучок, в ней лежат нужные

Для его работы предметы. Но он просит сразу его не открывать,

А попробовать отгадать загадки что там. Вот послушайте…

Нарисую портрет мамы
Натюрморт или пейзаж
Деревянный тонкий длинный
Я волшебник ….(карандаш)

Дам подсказку - краска я,
Скажу без скромности друзья
Ярче я, чем карандаш,
Очень сочная... (гуашь)

Нанесу узор я нежный
Иней тонкий белоснежный,
Зеленеющий апрель –
Всем знакома... (акварель)

Напишу я объявленье
И открытку-поздравленье.
Рисовать плакаты мастер
Потому что я... (фломастер)

Воспитатель :

Ребята, для чего нужны эти предметы?

Дети:

- Они нужны для того, чтобы рисовать.
Воспитатель:

Ребята в коробочке остался еще один предмет. А загадок больше нет.

Давайте посмотрим, что же это?
(Воспитатель достает коробочку с углем и показывает детям)
Воспитатель:

Ребята это же уголь. Уголь - это мягкий материал для рисования.

Слайд 2. Обжиг веток

Воспитатель:

Уголь изготавливают путем обжига тонких древесных веток в печи.

Уголь используется художниками с глубокой древности. Углем

Можно рисовать пейзажи, портреты, натюрморты, делать зарисовки

И наброски.

Слайд 3. Илья Ефимович Репин «Портрет Элеоноры Дузе».

Воспитатель:

Углем рисовали великие художники.

Обратите внимание на картину известного художника

Репина Ильи Ефимовича «Портрет Элеоноры Дузе».

Слайд 3. Михаил Александрович Врубель «После концерта».

Воспитатель:

- Вот еще одна картина, которая называется «После концерта».

Художник, когда ее писал, уже почти ничего не видел.

Слайд 4. Иван Иванович Шишкин «Заросший пруд»
Воспитатель:

А это «Заросший пруд» Шишкина Ивана Ивановича.

Картина выполнена углем и мелом.

Слайд 5. Исаак Левитан «Деревня. Ранняя весна»

Воспитатель:

- Вот еще один пейзаж, Исаака Левитана «Деревня. Ранняя весна»

Слайд 6. Рисунки детей.

Воспитатель:

А это рисунки ребят, с которыми я работаю.

Им очень нравится рисовать углем.

А вы хотите научиться рисовать углем?

Дети:

Да.

Воспитатель:

Чтобы ручки нас слушались, нам нужно сделать небольшую пальчиковую

Гимнастику «Две сороконожки»:

Две сороконожки бежали по дорожке

(две ладошки рядом шевелят пальцами)

Бежали – бежали,

Друг друга повстречали.

(две ладошки замерли)

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали,

(пальцы левой и правой рук обнимают друг друга)

Что мы еле их разняли.

(руки в замке рассоединяются)

Воспитатель:

Пальчики разогрели, можно приступать к работе.

Уголь хрупкий и очень пачкается, надо быть предельно аккуратным,

Чтоб не испачкать свою работу.

У вас на столах лежат листы квадратной формы, подвиньте их к себе.

На нем нарисована геометрическая фигура карандашом.

Это пробный рисунок, попробуйте обвести по карандашным линиям углем.

Уголь в руке надо держать как обычный карандаш. При сильном нажатии

Получается жирная линия, если нажимать слегка, то линия будет

Еле заметна. Получился квадрат.

Чтобы его закрасить нужно взять салфетку, смять ее и растушевать

Или по-другому растирать получившиеся линии.

(приемы рисования воспитатель демонстрирует на листе А3, прикрепленном на мольберте, дети выполняют за педагогом на листе 10*10)

Воспитатель:

Вам понятна техника рисования углем? Тогда подвиньте к себе альбомный

Лист бумаги. Для того что бы нарисовать интересную картину,

Мы создадим сюжет с помощью трафаретов.

Ход работы:

  1. Обводим трафареты простым карандашом;
  2. Обводим углем карандашные линии;
  3. Дорисовываем мелкие детали;
  4. Растушевываем

(дети рисуют, воспитатель следит за работой, помогает в выборе сюжета, в овладении детьми навыками работы с новым материалом – углём)

Воспитатель:

Сейчас мы завершим ваши работы и поместим их в рамочки

(приклеивание ранее приготовленных рамок)

(работы детей представлены в Приложении 1)

Воспитатель:

- Возьмите свои работы в руки, покажите друг другу.

Вам понравилось заниматься в художественной мастерской?

Нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки.

Раз, два, три в садик деток всех верни!

Подведение итогов НОД:

Воспитатель:

Ребята, где мы сегодня были?

Дети:

- В художественной мастерской.

Воспитатель:

- Кто нас туда позвал?

Дети:

Художник.

Воспитатель:

А чем мы там занимались?

Дети:

Рисовали углем.

Воспитатель:

Вам понравилось, было трудно или легко?

У вас на столах смайлики грустные и веселые.

Покажите, какое у вас настроение от проделанной работы.

(дети показывают смайлики)

Воспитатель:

Мне очень понравилось с вами заниматься.

Хотите узнать мое настроение?

Слайд 7. Веселый смайлик.

Воспитатель:

Вы можете забрать ваши картины, отнести их домой.

Ну и, конечно же возьмите смайлики. Это вам мой подарок.

До свидания!

Список литературы:

  1. http://www.art911.ru Уроки Графики. Уроки рисования карандашом, углем, красками.
  2. А.В.Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
  3. Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

Приложение 1

Работы детей.


У каждого художника есть излюбленный материал: масляные краски или акварель, глина или пластилин, карандаш или сангина. Но прежде чем овладеть им в совершенстве, художник перепробует многие, чтобы выбрать тот, который будет соответствовать его характеру, творческим замыслам, душевному состоянию.

Познание новых материалов влияет на устоявшиеся методы работы. Происходит взаимообогащение разных средств изображения, яснее становятся возможности и особенности каждого из них.

Работая долго карандашом, овладеваете определенным приемом, но, попробовав рисовать другими материалами – сангиной, углем, соусом, пером, – вы и карандашом будете рисовать уже иначе.

Художнику, особенно начинающему, очень важно научиться пользоваться различными материалами, иметь представление об их свойствах, что позволит ему успешнее справиться с поставленными творческими задачами.

Сегодня мы поговорим о том, как работать углем. Этим несложным материалом издавна пользовались художники. Рассмотрим несколько примеров.

Легкие касания угля и мела к тонированной бумаге создают обаятельный образ глубоко задумавшегося молодого человека в рисунке Карраччи «Голова юноши».


Обратите внимание на свободу использования И. Репиным неограниченных возможностей угля при работе над портретом Элеоноры Дузе, выполненном на холсте. Уголь то ложится широкими густыми линиями, то тонкими трепещущими штрихами, то лепит форму едва уловимыми прозрачными полутонами.

В портрете Н. Забелы-Врубель «После концерта» М. Врубель, применив уголь в сочетании с пастелью, достигает эффекта живописного богатства.

Перерастает границы подготовительного рисунка картон В. Шварца «Иоанн Грозный у тела убитого им сына». Это вполне самостоятельное произведение, которое отвечает всем задачам исторической картины. Глубокая тональная разработка, тонкая моделировка деталей усиливает драматизм происходящего.

Иногда уголь используется не только как рисунок под живопись, но в сочетании с другими материалами выступает одним из компонентов произведения. Пятна цветной темперы в портрете балерины Иды Рубинштейн В. Серова дополняют пластическую характеристику образа, мастерски построенного на рисовальных возможностях угля. Здесь выразительные средства и используемый материал в наибольшей мере определяются характером и профессией модели. Уголь органично входит в ткань живописного произведения.

Приведенные примеры показывают, какими большими пластическими возможностями обладает уголь, красивый живописный материал с богатством оттенков, с глубоким бархатистым тоном.


Он изготавливается из тонких древесных веток или обструганных палочек березы, ореха, ивы, подвергнутых обжигу, а также прессуется из угольного порошка, смешанного с растительным клеем. Первый называется углем рисовальным, второй – прессованным. Мы с вами будем говорить о рисовальном, так как он больше подходит для учебных работ (при красоте, насыщенности и глубине фона прессованный имеет недостаток – плохо стирается). Рисовальный же уголь стирается легко, почти без следа, что очень важно для начинающего, которому часто приходится исправлять ошибки на листе.

Незаменим уголь в выполнении больших рисунков и картонов (подготовительных к картинам, фрескам). Им быстро закрывают большие плоскости, рисуя всей поверхностью палочки. Заточив ее как карандаш или наискось – лопаточкой, можно проводить линию от тончайшей до очень широкой.

Углем рисуют на разных основах – бумаге, картоне, холсте, оргалите и других материалах. Его применяют также в сочетании с пастелью, сангиной, ретушью, мелом, акварелью, соусом.

Для работы нужно иметь мягкую тряпку, резинку, растушку, фиксатив для закрепления изображения.

Бумагу лучше брать рыхлую или зернистую. Рисуют и на гладком чертежном ватмане, но его, предварительно натянув на планшет, необходимо либо проклеить жидким раствором столярного или казеинового клея, либо загрунтовать смесью мела и клея с добавлением пигмента для тона, либо протереть осторожно мелкой наждачной бумагой или жесткой резинкой. Бумагу для рисования можно тонировать. Света при этом намечают мелом или пастелью необходимого тона. Это делается также резинкой без применения других материалов, если вы пользовались стирающимися материалами, такими, как соус. Тонировать нужно в соответствии с характером изображаемого предмета, но не стоит слишком затемнять лист.


Следует умело выбирать уголь. Пусть он будет различным по величине и форме. Недожженный может порвать бумагу – он очень жесткий, пережженный крошится под рукой, быстро ломается, и его нельзя заточить. Постоянно рисуя, вы легко научитесь выбирать уголь нужного качества.

Перед началом работы заточите 10–15 угольков, чтобы во время занятий не отвлекаться.

Если у вас нет возможности купить готовый материал, его можно приготовить самому в домашних условиях двумя способами: пучок прутьев или наколотых палочек обмазать глиной и положить в печь на горящие угли, или, поместив их в пустую консервную банку с крышкой, засыпать песком таким образом, чтобы будущие угольки не касались стенок и дна банки. Через некоторое время вы получите угольки различной формы и величины.

Резинкой надо пользоваться в крайних случаях и желательно в конце рисования, так как она нарушает структуру бумаги и уголь ложится неровно. Тряпкой можно стирать, но лучше стряхивать угольную пыль с листа. Пользуясь тряпкой, вы слегка тонируете бумагу, после чего резинкой, пастелью или мелом можно «вынимать» освещенные места и уплотнять в глубинах, лепить форму.

При работе углем применяют и растушку, которая представляет собой туго скрученный валик из бумаги, кожи, замши с заостренным концом.


Н. Фешин. «Портрет стрика». Уголь. 2 четверть XX в.

Чтобы готовый рисунок не осыпался, его фиксируют. Впервые этот способ закрепления применили в Италии: изображения на проклеенной бумаге обрабатывали водяным паром. Закреплять можно жидким клеем, молоком, лимонадом. Современные художники используют также лак для волос в аэрозольной упаковке. Он очень удобен в работе, но технология его достаточно не исследована. Фиксировать необходимо осторожно, в несколько приемов с расстояния одного метра. Следите за тем, чтобы на рисунок, который должен находиться в горизонтальном положении, не попадали крупные капли. При длительном рисовании фиксируют в процессе работы несколько раз.

Уголь позволяет быстро, не останавливаясь вначале на мелких деталях, выявлять в работе большие тональные отношения и светотеневые контрасты. Такие, например, свойства угля, как подвижность и пластичность, приближают его к масляным краскам. Это очень важно, так как рисунок большей частью должен соответствовать материалу, в котором будет выполняться картина, роспись или скульптура.

Очень трудно представить себе «Боярыню Морозову» В. Сурикова, написанную темперой, «Иду Рубинштейн» В. Серова – маслом по-коровински, а двухметровый картон В. Шварца – нарисованный карандашом.

Значит, каждую конкретную задачу художник может успешно решить, используя в работе уголь как самостоятельное средство или в сочетании с другими материалами.

Пробуйте, ребята, при рисовании разные материалы, исследуйте их свойства, приучайтесь работать ими. И вы наверняка убедитесь в замечательных преимуществах простого, очень красивого, живописного материала – угля.

Рисунки углем, сангиной, соусом, сепией хорошо подходят для зарисовок и набросков, когда нужно передать характерность формы, сделать мягкие переходы тона.

Эти материалы для рисования отлично "справляются" с изображениями с крупных размеров, когда не нужно вдаваться в детали. Таким образом, способность быстро покрывать большие плоскости листа значительно ускоряет процесс рисования по сравнению с карандашом.

Рисунки углем, сангиной, сепией и соусом: способы рисования

  • Рисование боковой поверхностью мелка
  • Растирание пальцем, растушевка. Растушевку можно выполнять как с использованием специальных принадлежностей (конических палочек из прессованной бумаги, каучуковых кистей), так и подручными средствами (ватными палочками, бумажными салфетками или пальцами:)
  • Использование острия мелка (карандаша)
  • Комбинирование одновременно нескольких материалов (нередко к ним добавляется еще и мел)
  • Микс сухого и мокрого способа рисования (для сепии и соуса). Так, сначала выполняется рисунок мокрым способом, а для выделения деталей и текстуры используется сухой способ.

Особенности мягких материалов для рисования:

Выбор бумаги зависит от ваших художественных целей.

Если вы стремитесь к простоте рисунка, то лучше возьмите максимально гладкий лист. А если хотите добиться более сложной структуры, используйте зернистую бумагу (например, акварельную).

Мягкие материалы для рисования поддаются стиранию!

Для стирания и корректировки рисунка лучше использовать клячку. Это очень мягкая резинка тестообразной консистенции (раньше в подобных целях использовали хлебный мякиш). Ее можно мять и отщипывать от нее кусочки нужной формы. Клячка отличается от ластика тем, что не повреждает бумагу и не размазывает рисунок.

Рисунки мягкими материалами требуют закрепления (лаком для волос, например), однако, в сравнении с пастелью, эти материалы менее сыпучи.

Уголь


С углем человечество знакомо с момента зарождения. Этот материал дает возможность раскрепоститься в процессе рисования, наслаждаться красотой линий и пятен!

Художники всегда любили использовать уголь именно для набросков будущей картины. В дальнейшем работу над картиной продолжали масляными или другими красками. А нанесенный углем контур стряхивали, что было очень удобно.


И.Репин, В.Серов, И.Шишкин

Уголь для рисования бывает древесный и прессованный.

Древесный уголь достаточно просто получить самому. При таком способе изготовления рисунки, выполненные углем, имеют бархатистый, несколько прозрачный оттенок.

Вот рецепт для самостоятельного изготовления рисовального угля!

1. Возьмите очищенные от коры ивовые или березовые веточки диаметром примерно 3-6 мм.

2. Сложите их в жестяную банку вертикально.

3. Засыпьте отверстия между веточками песком и плотно закупорьте банку (чтобы исключить возможность попадания кислорода). Для большей уверенности в герметичности крышки швы можно замазывать глиной.

4. Положите банку в печные угли на 5-6 часов. Дождитесь остывания (это займет еще несколько часов).

В современных условиях, как правило, нет необходимости изготавливать уголь самому. Ведь несложно найти готовый в магазинах для художников.

Прессованный уголь отличается от древесного насыщенной чернотой и жирностью.

Его изготавливают химическим путем из угольного порошка. В качестве связующего компонента используют растительный клей.

Прессованный уголь представлен в виде палочек и может быть трех видов твердости.

Сангина


Знакомство человечества с сангиной состоялось еще в эпоху Возрождения. В переводе с латыни sanguis означает "кровь".

Этот материал был излюбленным для Ватто, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Рембрандта, Фрагонара, Ренуара, Моризо, Мане. Среди русских мастеров стоит отметить Брюллова, Кипренского, Серова.


А.Вестерберг, К.Моне, У.Флинт

Сангина – это чудесный рыжий мелок. Имеет в основе глину, окись железа и связующее вещество. Обладает хорошим уровнем стойкости к солнечному излучению. При нанесении на бумагу, придаёт рисунку «эффект бархата», не осыпается.

Приятная оранжево-красная гамма придает особенную теплоту и неповторимость как портретам, так и обнаженным моделям, за что сангина неизменно любима художниками.

Выпускается сангина в виде граненых или округлых брусочков, в виде стержней (для механических карандашей) или в виде классических карандашей для рисования. Цвет варьируется от светлых до темных оттенков.

Способность сангины легко отпечатываться на бумаге дает возможность использовать ее для получения зеркальных изображений!

Для этого достаточно намочить лист бумаги и прижать с помощью пресса к рисунку сангиной. Полученное изображение будет не таким ярким, как исходник, однако достаточно точным.

Сепия


Мягкий материал более темного коричневого оттенка, чем сангина.

Отличается от сангины тем, что может размываться водой. Встречается светлых и тёмных коричневых оттенков, иногда – красновато-фиолетовых.


А.Шильдер, К.Брюллов

В переводе с латинского «sepia» - каракатица 🙂 И действительно, в биологии существует род каракатиц, которые носят название Сепии!

У сепий (которые каракатицы) в печени вырабатывается вещество, которое выделяется наружу в момент опасности. Черная жидкость мгновенно создает в воде плотную завесу объемом в тысячи литров, со временем меняя цвет на темно-коричневый.

В настоящее время сепия доступна в виде акварели, чернил, карандашей, водорастворимых брусочков. Подобно соусу, сепией можно работать кистью или даже пером.​

Соус


Наверное, самый мягкий из всех мягких материалов, внешне напоминает толстые карандаши или кусочки пластилина. В составе соуса смесь мела, сажи, оксиды железа, клей и каолин.

Первые упоминания об этом материале появляются в 18-19 веках. В это же время он приобретает наибольшую популярность.

Соус активно используют в своих работах И. Е. Репин, А. К. Саврасов, Н. А. Ярошенко, И.Н. Крамской. Однако с начала 19 века соусом пишут все реже и реже...

В дальнейшем соус так и не получил распространения в художественном. Он по-прежнему считается традиционно русский материалом. Иногда в зарубежных магазинах можно встретить подобие соуса. (Sauce – Russian Clay, что переводится как "русская глина").


И.Крамской, Ф.Васильев

Соус очень мягкий. Невозможно им штриховать или прорисовывать четкие контуры, поэтому в работе предпочтительнее пользоваться растушевкой.

Палитра соуса достаточно разнообразна. Это более 10 оттенков, полученных путем от смешения черного, коричневого цветов и белил.

Соус можно разводить водой. В таком случае его следует наносить кистью и следить за тем, чтобы сквозь него бумага оставляла просветы.