В начале недели мы рассказывали о массовом «рыбий мор», начался на территории козелецкого района, в реке Остер. На конец недели история обросла невероятным количеством домыслов и предположений. Специалисты заявили - гниение водорослей повлекло нехватку кислорода. В Десну это счастье не попало: с помощью гидросооружения бедствие удалось локализовать. Но козельчанам, которые вынуждены жить с ароматами гниющей рыбы, уже лопается терпение, их интересует когда все это закончится. Вместе с представителями местного самоуправления объяснения и прогнозы специалистов слушала и наша съемочная группа.

Четвертого июля почти все черниговские интернет-ресурсы запестрели информацией о том, что в реке Остер массово гибнет рыба, а сам водоем нещадно воняет и пенится, будто туда кто вагон Тайда перебросил». С начала недели на месте работали специалисты — экологи и эпидемиологи, за это время несколько раз были сделаны анализы проб воды.

Геннадий Фесюн, заведующий отделением ГУ «Черниговский областной лабораторный центр Госсанэпидемслужбы»: «Был проведен отбор воды вблизи поселка Козелец. По результатам исследования вода так же не отвечала по органолептике и санитарно-химическим показателям. Те же цвет, осадок, мутность, цветность, содержание взвешенных частей, содержание растворенного кислорода и превышение уровня железа. По результатам микробиологического исследования, которые получили вчера вечером, образец воды имеет значительную степень бактериологического загрязнения - в 2,4 раза превышает нормативную величину. Но патогенных организмов обнаружено не было.»

Уровень насыщенности кислородом воды от села Гламазди до шлюза в Остре, которая не дает этому бедствию попасть в Десну, ниже нормы в разы, для рыбы это фактически смертный приговор.

Специалисты-экологи говорят: причина такой ситуации - большое количество осадков, которые смыли в малые реки и озера воду из болот и сельскохозяйственных угодий.

Татьяна Небрат, в.в. директора департамента экологии и природных ресурсов облгосадминистрации: «Ухудшилось гидрологическое состояние поверхностных водных объектов на территории области. Так, например, — на водоемах реки Остер в пределах Нежинского, Носовского и Козелецкого районов, реки Удай, на территории Варвинского района выявлены изменения цвета воды и постороннего запаха.»

Леонид Бурковский, начальник Государственной экологической инспекции в области: «К сожалению, сейчас гибнет рыба кругом. Почти в каждом районе - это на заболоченных местах, на заливах, на притоках и так далее».

В такой ситуации виновата природа и зарегулированность реки Остер, ибо в Нежине, откуда еще в конце июня и началось это «счастье», следов никаких выбросов не обнаружили, говорят экологи.

Леонид Бурковский, начальник Государственной экологической инспекции в области: «Все разговоры, что были какие-то сбросы в Нежине, безосновательны. На всей протяженности протекания реки Остер, нет ни одного предприятия, которое бы делало сбросы в реку Остер. За исключением нежинского водоканала, но он напрямую не сбрасывает, а сбрасывает в В"юнець.»

На данный же момент экологи и эпидемиологи отмечают, ни купаться, ни рыбачить, ни в любой другой способ использовать воду из Остра нельзя. Таких мер относится соблюдать еще несколько недель, пока река не самоочистится. Чтобы помочь природе, на месте происшествия работают бригады по отлову заморишів. В течение последних дней на территории района было обследовано более 12 километров берега и извлечено более 128 килограммов мертвого поголовье. А в части реки, протекающей на территории поселка Козелец, выловили более 200 килограммов рыбы.

Но у местных жителей немало сомнений относительно правдивости сделанных анализов, а еще они хотят, чтобы это бедствие завершилось как можно скорее, потому что жить в смраде дальше невмоготу.

Валентин Бригинец, Козелецкий поселковый голова: «Кока-Колу видели? Там деготь, запах нечистот стоит такой, что у реки стоят нельзя. Община категорически настроена. Вон, сельские головы, по территории которых протекает река, подтвердят. Если не будет сделано нормальные анализы, не будет какой реакции... Они поперерубують ночью тросе и это все пойдет в Десну и на Киев.»

Эксперты же отмечают, что анализы проб делали четыре разные лаборатории и результаты их совпадают, поэтому разговоры о фальсификации безосновательны. А еще экологи напоминают об ответственности за сознательное загрязнение водных объектов.

Леонид Бурковский, начальник Государственной экологической инспекции в области: «Если у кого-то из людей информация или факт, что был сброс, или был слив, смыв, или еще что-то...пожалуйста, давайте вместе, уголовное дело возбуждено. А говорить, что мы шлюзы откроем или не откроем, - это ваше дело, вы можете говорить что угодно. И община может говорить что угодно. Но киевская община еще больше.»

И действительно, полиция таки открыла уголовное производство за факты, которые в течение недели обнародуются в средствах массовой информации.

Тема: «КТО ЖИВЕТ В РЕКЕ»

Цель: познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде, разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.

Театрализованное занятие

Материалы и оборудование: фотографии, рисунки кита, рыб, лягушек и других животных, обитающих в водной среде. Прежде всего в качестве модельных выберите животных вашей местности, тех, которые могут быть знакомы детям.

Для проведения занятия пригласите сказочных персонажей - Водяного и Русалку, которые представят ребятам разных водных обитателей (роли Водяного и Русалки исполняют воспитатели).

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пожаловали необычные гости. Ну-ка, давайте попробуем их узнать. (Звучит песня из мультфильма «Летучий корабль» «Я водяной, я водяной…».)

Приходят Русалка, Водяной, здороваются с детьми.

Русалка: Здравствуйте, рыбята, то есть, извините, ребята! Привыкла я, что вокруг меня рыбята плавают, вот и вас так называю. Сегодня мы с Водяным расскажем вам о жителях нашего подводного царства.

Водяной: Вот вы живете на суше, и вам кажется, что суша - это самый лучший дом. А жители нашего царства даже не представляют, как это можно жить, когда нет воды.

Русалка:

Посмотришь на реку
И кажется, в ней
Нет ни малявок,
Ни окуней.
Только бежит
Голубая вода,
Петляя по лугу,
Незнамо куда.

Водяной:

Но если поглубже
В нее заглянуть,
С маской и трубкой
Тихонько нырнуть,
Сразу увидишь,
Что это не так.
Вот под корягою
Прячется рак,
Налим под колоду забрался,
А это -
Огромная щука
Плывет, как ракета.

Русалка:

У кручи подмытой
На дне хрящеватом
Лещ отдыхает -
Стоит, как лопата.
В затоне лини копошатся в грязи,
На солнце сверкают боками язи,
Стайка плотвы шевелит камыши,
Мелькают густерки, ельцы и ерши...

Водяной:

Река ведь не просто течет и течет,
Она интересною жизнью живет!

Русалка: А вот мы сейчас узнаем, с кем из жителей нашего подводного царства знакомы ребята. Кто вспомнит, как называются эти животные? (Дети называют водных обитателей. Русалка и Водяной подсчитывают, скольких животных они вспомнили.)

Водяной: Молодцы, ребята! Не думал я, что вы наших жильцов знаете. Не всех, конечно, но всех и невозможно узнать. Даже я всех не знаю, хотя и сто лет в воде живу. Кто у нас только в реках, океанах, морях и озерах не плавает! Иногда проплывет мимо чудище какое, поздоровается вежливо, а я потом весь день мучаюсь: не могу вспомнить, как это чудище морское зовут.

Русалка: Ты, Водяной, не отвлекайся, давай лучше ребят с нашими друзьями познакомим. Лягушка-квакушка, выходи! (Появляется, прыгая, лягушка.)

Лягушка:

Раньше были мы икрою, ква-ква!
А теперь мы все - герои, ать-два!
Головастиками были, ква-ква!
Дружно хвостиками били, ать-два!
А теперь мы лягушата! Ква-ква!
Прыгай с берега, ребята, ать-два!
И с хвостом, и без хвоста
Жить на свете красота!

(Стихи Б.Заходера)

Ребята, хотите стать лягушатами? Идите, я вас научу, как надо прыгать и громко квакать. Представьте, что вы - красивые зеленые лягушки.

Дети вместе с лягушкой играют, имитируют ее движения. Затем лягушка уходит. Появляется рыба.

Русалка:

Плавают рыбешки в нашей речке чистой,
Плавают рыбешки быстро, быстро, быстро!
Рыбки-рыбешки все хороши: папы и мамы, и малыши!

Рыба:

Рыбки-рыбешки на больших похожи -
Плавают, как папы, тоже, тоже, тоже!
Рыбки гуляют только в воде
И не гуляют больше нигде!

(Французские народные песенки)

Ребята, кто из вас умеет плавать? Плавать - это так замечательно! Не понимаю, зачем вы ходите, если умеете плавать. Если не умеете - учитесь! Давайте я вам покажу, как плавают настоящие рыбы! (Дети вместе с рыбой «плавают», имитируют ее движения.)
Вы можете сами продолжить список приглашенных в гости животных, которые также проведут с детьми игры, обучая их разным способам передвижения в воде.

Игра

1. Дидактические игры. Предложите детям внимательно рассмотреть рисунки животных, изображенных на карточках, отметив их приспособленность к обитанию именно в воде. Рассматривая карточку с изображением лягушки, обратите внимание на перепонки на ее лапках. Пусть дети сначала сами выскажут предположение, для чего они нужны. Кто из ребят плавал в ластах? Похожи ли ласты на лапки лягушки? (Покажите детям ласты.) С такими перепонками лягушке удобно плавать. Может быть, дети вспомнят, у каких еще животных есть такие перепонки? (У гуся, утки, бобра.) Это своеобразные весла. Получается, что у многих животных, обитающих в воде, есть схожие перепонки, которые помогают им плыть.
Обсуждая внешний вид бобра, обратите внимание не только на его ноги, но и на хвост. Хвост бобра - это и весло, и руль одновременно.
Рассмотрите форму туловища у рыб. Почему она именно такая? Напомните детям, что водолазы, когда ныряют, стараются держать руки вдоль туловища, а не разводят их в стороны. Почему? Так легче нырять, а руки, разведенные в стороны, будут тормозить движение. Рыбам очень удобно плавать - у них нет ни рук, ни ног. Вода как бы обтекает их туловище, а хвост и плавники помогают плыть. Если лягушка, бобр могут жить и в воде, и на суше, то рыбы без воды очень быстро погибают.
Предложите детям подумать, почему говорят: «Как с гуся вода»? Что это значит? Почему именно с гуся, а не с курицы, например? Дело в том, что перья многих водоплавающих птиц, в том числе и гуся, смазаны жиром и не намокают. Поэтому гуси, утки всегда «выходят сухими» из воды.
Дайте дошкольникам набор карточек различных животных и рисунок водоема. Скажите, что водные жители заблудились и никак не найдут свою реку, а ребята могут помочь им. Задание: выбрать из набора карточек водных жильцов и поместить их на рисунок водоема. По каким признакам можно определить, что эти животные обитают именно в воде?

2. Подвижные игры. Предложите детям изобразить разных животных (как бы в продолжение игры, которую с ними проводили лягушка и рыба на первом занятии).
Мы - большие киты. Плывем медленно, не торопимся. Широко раскрываем рот, глотаем воду. В ней много маленьких рачков, мы их едим; выпускаем фонтанчики - фу-фу. Мы большие киты, мы добрые киты, никого не обижаем, никого не боимся. Вдруг на горизонте показался китобойный корабль, нам нужно спрятаться. Мы набрали побольше воздуха и нырнули глубоко (присели), чтобы люди нас не нашли.
Мы - лягушки. Сначала плаваем в воде, а потом выпрыгиваем на берег. Мы проголодались, поймаем комарика. А чтобы он нас не заметил, замрем, не будем двигаться (приседаем и не двигаемся), высунем язычок, которым и поймаем комара. Поймали комара, съели и опять поплыли.
Мы - стайка рыбок. Плывем молча, ведь рыбы молчат. Мы рыбки маленькие, нас может догнать и съесть большая щука. Вот она плывет к нам (воспитатель изображает щуку). Рыбки быстренько уплывают, разбегаются в стороны, щука старается поймать кого-нибудь.
А теперь пройдемся как гуси, переваливаясь с одной ноги на другую. Мы спешим к речке, будем там плавать. Поплавали в реке, вышли на берег, отряхнули перышки, наши перышки не намокли, они остались сухими.
Превращаемся в лебедей - лебеди любят плавать. Мы идем к озеру, машем крыльями и вытягиваем свои длинные шеи, кричим по-лебединому: «кли-кли». Пришли к озеру, сложили крылья, нырнули и поймали рыбку.
Мы - раки. Ползаем по дну и пятимся назад, шевелим клешнями.
Мы - крабы. Вышли на берег моря погулять. Ходим по берегу боком, переставляем клешни.
Превращаемся в улиток - высовываем рожки (пальцы рук) и медленно ползем по листу водного растения.
Мы - чайки. Раскрыли крылья и кружим над рекой, ищем добычу - рыбу. Увидели рыбу, опустились к воде (наклоняемся), поймали рыбу и улетели на берег, чтобы ее съесть.

Литература

Прочитайте стихотворение Б.Заходера «Кит и кот». Рассмотрите рисунок кита. Обратите внимание детей на то, что кит - самое большое животное на нашей планете. Он огромный, как говорится в стихотворении. Похож кит на рыбу? Ведь в сказке «Конек-горбунок» так написано:

Мы приедем на поляну
Прямо к морю-окияну,
Поперек его лежит
Чудо-юдо
Рыба-кит...

На самом деле кит только похож на рыбу, потому что, как и она, живет в воде и должен хорошо плавать. Но кит - это зверь, он кормит детенышей молоком, а рыбы своих детей молоком не кормят.

Можно вспомнить и еще одно стихотворение Б.Заходера:

Всю жизнь в воде проводит кит,
Хотя он и не рыба.
Он в море ест и в море спит,
За что ему - спасибо:
Тесно было бы на суше
От такой огромной туши!

Как ребята думают, почему кит не смог бы жить на суше? Обсуждаем стихотворение Б.Заходера «Кит и кот». Выслушиваем предположения детей. Обратите их внимание на то, что кит очень большой, тяжелый, ног у него нет, на суше он не смог бы передвигаться. Иногда люди находят китов на берегу океана, куда они попадают вместе с волнами. А вот когда вода уходит с берега, киты не могут сами вернуться в воду и погибают. Часто люди возвращают их обратно в море, но сделать это не просто, так как киты очень тяжелые.

А вот в воде кит чувствует себя прекрасно, она его держит. Пусть дети вспомнят: когда они плавали в речке (или даже в ванне), им казалось, что они становятся легче, чем на берегу.

Затем обсудите с детьми, почему кот не смог жить в море. Правда, в океане живут другие - морские коты, которые не похожи на наших домашних. Прочитайте стихотворение К.Кушака «Удивительный кот»:

На свете живет
Удивительный кот -
Ни сала, ни сливок
Он в рот не берет.
Не лазит с котами
На черный чердак,
Не ловит мышей,
Не боится собак,
Во сне не мурлычет,
И я никогда
Не видел, чтоб кто-нибудь
Гладил кота.
Мне скажут: вот чудо,
Но где он живет?
И кто же он -
Ваш удивительный кот?
В каком же дворе
Вы видали его?
Из ваших стихов
Не понять ничего!
Ах, вот вы какие!
Прошу вас садиться
В подводную лодку
На этой странице.
В двенадцать ноль-ноль погруженье -
Скорей принимайте решенье!
Он что, утонул,
Удивительный кот? -
Он просто на дне
Океанском живет!
Вода холодна,
Зелена темнота.
По правому борту
Я вижу кота!
Смотрите -
Травинку жует на песке
Смотрите -
Отправился в гости к треске.
У наших котов
Таких не бывает
Прекрасных хвостов!
Разбойник связаться
С котом не посмеет -
Хвостом, как мечом,
Он сражаться умеет,
Умеет рассказывать
Сказки хвостом:
Помашет, помашет -
Такое расскажет,
Что рыбы неделю
Хохочут потом.
А сказки - о том,
Что на свете живет
Какой-то совсем
Удивительный кот:
Гуляет по крышам,
Боится воды -
Живут же на свете
Такие коты!

Обратите внимание детей на то, что два кота, о которых идет речь в стихотворении, отличаются друг от друга, поскольку живут в разных «домах» - один на суше, а другой - в воде. Поэтому один прекрасно плавает, а другой плавать не любит. Конечно, нашему домашнему коту такой морской плавающий кот показался бы странным.

Наблюдение в живом уголке

Рассмотрите внимательно всех животных, связанных с водной средой, которые есть в вашем живом уголке, прежде всего обитателей аквариума. Обратите внимание детей на форму тела рыб, на особенности их движения в воде, на их дыхание, движение хвоста, плавников и т.п. Не забудьте и об улитках - они тоже водные обитатели.

Экскурсия

Во время экскурсии на водоем постарайтесь обнаружить в нем как можно больше водных жителей. Дети, как правило, интересуются относительно крупными животными. Предложите им найти жильцов водоема разных размеров: и больших, и маленьких. Скорее всего вам удастся увидеть лягушку, водомерку, комара, жука-плавунца, утку, улиток, перловицу, мальков рыб. Понаблюдайте за каждым из них, обратив особое внимание на приспособления этих животных к жизни в воде. Если вы решите рассмотреть кого-либо из них поближе, обращайтесь с животными крайне аккуратно и обязательно верните их на то место, откуда взяли. Во время экскурсии расскажите детям об охраняемых водных животных вашего края.

Рисование

Покажите детям ряд картинок с изображением водных животных и предложите нарисовать для них дома: для морских животных - море, для речных - речку и т.д.

А МЫ ПОЙМАЛИ РЫБКУ…

А мы поймали рыбку -
Живую, настоящую,
Золотую рыбку,
На солнышке блестящую!
…………………………….
А вам не жалко рыбку -
Живую, настоящую.
Золотую рыбку,
На солнышке блестящую?
Ее зовут карасиком,
Карасиком зовут,
Ее, наверно, дома
Зовут,
зовут,
зовут...
И мама карасиха,
Наверно, сбилась с ног:
- Куда же он девался,
Карасик, мой сынок?

(А.Стройло)

Обсуждение стихотворения

Для чего дети поймали рыбку карасика? Возможно, решили унести его домой? Но хотели ли этого сам карасик и его мама? Где рыбам лучше: в своей реке или в банке с водой на подоконнике? Очень часто и взрослые, и дети, не задумываясь, ловят животное, которое им очень понравилось, и приносят его домой, даже не зная, как за ним ухаживать. Это приводит к гибели зверей, рыб, птиц, жуков. Лучше всего наблюдать за животными в природе, не беспокоя их и не трогая. Как ребята думают, дождалась ли мама-карасиха своего сына? Как поступили бы они сами, если бы увидели в реке (озере) «золотую рыбку, на солнышке блестящую»?

Постарайтесь вызвать у детей сочувствие к карасику и его маме и отрицательное отношение к тем, кто поймал рыбку и унес домой. Но помните, что делать это нужно ненавязчиво!

Выводы по теме:

В реках, озерах (в воде) живут животные, не похожие на обитателей суши. Все они устроены так, чтобы им было удобно жить в воде: у них особые глаза, нос, хвост, лапы, особая форма тела, помогающая плавать. Без воды они погибают. Нам необходимо бережно относиться ко всем водным обитателям, охранять их и «дом», в которых они проживают: моря и океаны, реки и озера.

Тема: «ВОДА НУЖНА ВСЕМ»

Цель: дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши, подчеркнув, что разные живые организмы нуждаются в разном количестве воды.

Наблюдения в живом уголке

Информацию по этой теме лучше всего давать детям во время ухода за растениями на грядках, за животными живого уголка, за комнатными растениями.

1. Обратите внимание ребят на то, что все растения - и в живом уголке, и на улице - нуждаются в воде. В природе землю поливает дождик, воду дает и талый снег. А вот комнатные растения не могут жить без помощи своих хозяев. От них, а в детском саду от детей, зависит жизнь этих растений.
Что произойдет, если ребята забудут поливать комнатные растения? Они засохнут без воды, листики у них увянут. А почему вянут листики? В них становится меньше воды.

2. По аналогии проведите беседу и о роли воды в жизни животных живого уголка. Как часто вы меняете воду у морской свинки? У канарейки? Кто больше всех любит воду? Кто мало пьет? Могут ли дети представить, что им в детском саду забудут дать напиться? Даже если им очень хочется пить? Как они себя будут чувствовать в этом случае? Что будут делать? Наверное, попросят воды. А вот животные, даже если очень захотят пить, не смогут сказать нам об этом. Но без воды они могут заболеть и даже погибнуть. Поэтому дети не должны забывать вовремя поить обитателей уголка. Такие беседы помогут детям почувствовать свою ответственность за жизнь других существ.

3. Во время ухода за растениями, животными обратите внимание ребят на то, что: а) одни растения вы поливаете чаще, другие - реже; б) в один цветочный горшок наливаете совсем немного воды, в другой - больше; в) некоторые животные постоянно пьют воду, и если какое-то время они останутся без воды, то могут погибнуть; г) другие животные пьют редко и могут довольно длительное время обходиться без воды.

Таким образом вы поможете детям понять, что у разных животных, растений существует разная потребность в воде. Лучше всего, чтобы этот вывод ребята сделали сами, работая в живом уголке.

Опыт показывает, что большинство детей из самых лучших побуждений старается поливать растения любого вида как можно чаще и как можно большим количеством воды. Практически никто из дошкольников не задумывается над тем, что от избытка влаги растения могут погибнуть точно так же, как и от ее недостатка. Обсуждая разные требования живых организмов к воде, можно провести такое сравнение. Любой ребенок, даже если он очень хочет пить, может выпить только определенное количество воды. Такая же «норма» существует и у других живых организмов.

Подчеркните, что много воды нужно тем растениям, которые в природе живут во влажных местах: возле рек, озер, во влажных тропических лесах. Значит, они привыкли к тому, чтобы воды было много. А вот кактусы, алоэ обитают там, где воды очень мало, например, в пустынях, в скалистых горах. Поэтому они вынуждены запасать воду внутри себя. И если мы будем их слишком обильно поливать, они могут от этого погибнуть, так как не привыкли к избытку воды.

Роль воды в жизни комнатных растений можно наглядно показать на следующем примере. Выберите растение, которое требует достаточно частого полива, и не ухаживайте за ним некоторое время. Однако здесь нужно знать меру, чтобы оно не погибло. Как только заметите первые признаки увядания, предложите детям спасти растение. Пусть они запомнят внешний вид растения, пострадавшего «от засухи», потрогают его листочки, землю в горшке. Затем дети польют почву и через определенное время проанализируют изменения, которые произошли с растением (листья расправились, стебель стал упругим и т.п.).

Наблюдения дома

Как бы в продолжение наблюдений в живом уголке предложите ребятам понаблюдать за комнатными растениями и животными дома. Кто поливает растения? Сколько воды им нужно? Кто поит собаку, кошку? Как часто они хотят пить? Какая вода используется для полива: прямо из-под крана или ее сначала отстаивают, согревают? Эти наблюдения дошкольников обсудите в детском саду, сравнив с наблюдениями, проведенными в живом уголке, в группах.

Экспериментирование

1. Дайте каждому ребенку две горошинки или две фасолинки. Одну из них он положит на блюдце в намоченную ватку (или тряпочку) и будет постоянно поддерживать ее во влажном состоянии. Вторую горошину он поместит на другое блюдце в сухую вату и не будет ее смачивать вовсе. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях, например, на подоконнике. В какой из горошинок появится росточек, а в какой - нет? Почему? В результате таких наблюдений ребенок наглядно убедится в том, какую роль играет вода в развитии и прорастании растений. По ходу опытов делайте зарисовки растений.

2. Поставьте букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся. Вывод: дети убедятся, что растения «пьют» воду. Следует, однако, заранее проверить, какие именно из имеющихся у вас цветов лучше всего подойдут для этого опыта, так как не все они активно впитывают воду и у некоторых окраска стебля может быть слабой, почти незаметной.

3. Мы утверждаем, что растения пьют воду, у них внутри есть вода. Для доказательства этого утверждения возьмите один цветок из букета и оставьте его без воды (можно даже засушить его на бумаге). Через некоторое время сравните цветы в букете, которые пьют воду из вазы, и засушенный цветок. Чем они отличаются без воды? Вода «ушла» из него, испарилась.

Литература

Для закрепления знаний прочтите вместе с детьми несколько стихотворений, в которых говорится о роли воды в жизни растений.

Дождик песенку поет:
Кап, кап...
Только кто ее поймет -
Кап, кап?
Не поймем ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зеленая трава.
Лучше всех поймет зерно:
Прорастать начнет оно!

(Б.Заходер)

Обсуждение стихотворения. Пусть дети выскажут свои предположения о том, почему цветы, трава «поймут» дождик. Что они поймут?

Эта капелька дождя
В землю теплую упала.
Не пропала, не пропала
Эта капелька дождя:
Вышел гриб - дождевик,
Вышел гриб - боровик,
Их сестричка - гриб лисичка,
Их подружка - гриб волнушка,
Вышла тонкая травинка,
Вышла тонкая рябинка...

(А.Стройло)

Обсуждение стихотворения. Попросите детей перечислить, кому помогла вырасти капелька дождя.

Игра

Раздайте детям бумажные короны с рисунком капельки. Каждый ребенок стал капелькой. Предложите им рассказать, что они сделали в этой роли: кого напоили, спасли от засухи и т.д. Как они путешествовали по Земле? Пусть каждый из детей начинает так: «Я - маленькая капелька дождя...» (и дальше следует рассказ о ее путешествии и делах).

Образовательная деятельность «Куда бежит река?»

(старшая группа)

Программное содержание:

  • привить навыки экологически грамотного поведения в быту;
  • формировать умения детей экономно использовать воду;
  • понимать необходимость такого отношения к воде как к природному ресурсу.

Материалы и оборудование:

пустая банка, трехлитровая банка с водой, стакан, пипетка, зубная щетка и паста, грязная тарелка из-под каши, немытые овощи, обувь, грязная вода после рисования, шампунь, мыло, фильтр для очистки воды и стихотворение Б. Заходера «Что случилось с рекой?»

Ход:

  • Давайте вспомним, где мы видели воду в квартире? В детском саду?
  • Для чего нам нужна вода?

Опыт: испорчен кран в умывальнике. Подставим банку под капающий кран.

Откуда вода в кране? (Ответы детей)

Вода в кран попадает из речки или из-под земли. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь прежде чем помочь нам стать чистыми. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. Но воду из реки пить нельзя. Для того, чтобы она стала безопасной, ее специально очищают. Очень много людей должно потрудиться для этого. Одни делают на заводах трубы, другие помогают воде из реки попасть в эти трубы - строят водопровод, третью очищают воду, четвертые ремонтируют краны. И на все это затрачиваются материалы и деньги. А нам иногда кажется. Что вода сама течет из крана.

Можно ли не экономить воду?

Может быть, пусть она льется?

Стихотворение Бориса Заходера «Что случилось с рекой?»

Течет река

Издалека...

Течет река...

Течет река...

Как хорошо, когда река

И широка, и глубока!

Над ней - пышнее облака,

Свежей дыханье ветерка,

Стройней и выше лес над ней,

И луг прибрежный зеленей!

Течет река...

Течет река...

Поит поля и города,

Несет и лодки, и суда,

И рыбы ходят в глубине,

И раки ползают на дне...

Ты хороша, река, весной,

И осенью,

И в летний зной!

Купанье! Что за благодать!

Кому - попробуй угадать! -

Приятней плыть в живой волне:

Рыбятам или ребятне?

Вся живность счастлива вполне!

Но что такое?!

Караул!!!

Нет, нет, никто не утонул,

Нет, нет, как раз наоборот:

На мель садится пароход

Средь бела дня.

Какой скандал!

Наверно, лоцман маху дал?

Да нет! Далеко до буйка,

Тут глубока была река.

Была. Вот именно - была.

Была, да, видимо, сплыла.

Ах, реку мы не узнаем:

Река становится ручьем!

Уже и лодки на мели...

Пловцы вдруг посуху пошли.

А рыбы! В горе и тоске

Бедняжки бьются на песке.

Так что же с ней стряслось, с рекой?

Увы, друзья, ответ такой:

Дошкольник Сидоров Иван

Забыл закрыть на кухне кран.

Вы скажете: какой пустяк!

Пустяк... Добро б ручей иссяк,

А то вон из-за пустяка

Пропала целая река!

  • Почему вдруг в реке исчезла вода?
  • Что случилось после того, как в реке стало меньше воды?
  • Каждому ли живому существу на Земле нужна вода?
  • Много ли воды на нашей планете?

Опыт:

Допустим, что в трехлитровой банке - вся вода с нашей планеты. Отольем в стакан воду - это пресная вода. Возьмем из стакана три капли - это вода рек и озер.

  • Сколько воды на планете, которую можно употреблять человеку?
  • Нужно ли экономить воду? А можно?

Опыт:

Зубы чистит ребенок.

  • Посмотрите, много ли воды он потратил?
  • Какая вода возвращается природе? В каком виде?

Опыт:

Процесс загрязнения воды, происходящий в домашнем хозяйстве:

  • мытье посуды;
  • мытье овощей, грязной обуви;
  • вода после рисования;
  • шампунь, мыло.

Все это смешивается в одну посуду.

Во что превратилась вода? (в мутную жижу)

Чтобы очистить, нужно приложить много труда рабочих. Следовательно, вода становится очень дорогой.

Как нужно расходовать воду? (Экономно)

Опыт:

Вода из труб не всегда бежит прозрачная. Для очистки воды используют фильтры (в домашних условиях).

Произведем очищение воды через фильтр.

А теперь вернемся к капающему крану.

  • Много накапало воды?
  • Что нужно сделать? (Отремонтировать кран).

Вывод: чем меньше будем тратить воды в своих домах, тем больше ее будет оставаться в реках и озерах.


Программное содержание: учить детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними. Учить передавать композицию в сюжетном рисунке. Воспитывать воображение и творчество.

Материал: белый лист бумаги, акварельные краски, поролоновая губка, кисточки (N6, N3), салфетки на каждого ребенка.

Методические приемы: показ и объяснение воспитателя, вопросы к детям, игровая ситуация, музыкальное сопровождение, напоминание о технике рисования, наблюдение за работой детей, индивидуальные объяснения, анализ работ воспитателем и детьми.

Предварительная работа: знакомство детей с техникой рисования «по мокрому» листу, чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», рассматривание иллюстраций к этому произведению, рассматривание картинок и фотографий с изображением морских обитателей.

Ход занятия:

— Сегодня, ребята, на нашем занятии по рисованию краски будут вести себя не совсем обычно, они будут расплываться, растекаться, выходить за рамки вашего рисунка. Необыкновенная легкость красок, получение новых цветов прямо на рисунке, сделают вашу работу удивительно интересной. Вы почувствуете себя немного волшебниками и изобразите волшебную страну. Вы догадались, как мы будем рисовать, и почему наши краски будут вести себя так необычно?

— Мы будем рисовать «по мокрому» листу.

— А что же это такое рисование «по мокрому» листу? Давайте с вами вспомним. Главным инструментом сегодня станет губка — небольшая, поролоновая. Мы смочим ею наш лист. Смачивается лист бумаги быстрым движением (показ воспитателя). Работу выполнять надо быстро, легким движением, рука движется свободно. А потом уже «по мокрому» листу наносится краска. Кисточка не касается листа, краска красиво ложится, образуя волшебные переливы. Вспомнили, ребята? Итак, если уж мы с вами захотели почувствовать волшебство, то и рисование наше с вами сегодня пусть будет волшебным, удивительным, сказочным.

А сейчас я вам прочитаю отрывок из сказки, а вы ее отгадаете.

«Жил старик со своею старухой

у самого синего моря:».

— Это сказка А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке».

Они жили в ветхой землянке, старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. Дед был добрым, старуха спокойная и в доме у них был мир и согласие. И природа была спокойная: голубое небо, спокойное море.

Ребята, как вы думаете, какого цвета было море?

— Синего.

— И в этом спокойном синем море жила добрая волшебная «золотая» рыбка. но жила она не одна. кто еще жил в ее волшебной стране — подводном царстве?

— Ракушки, водоросли, улитки, осьминоги, крабы, дельфины.

— Ребята, какой краской мы будем рисовать тихое спокойное море?

— Голубой.

— А «золотую» рыбку?

— Желтой, оранжевой.

— А вода в море движется?

— Движется, когда ветер дует, корабли плывут.

— А как передать в рисунке движение воды?

— Волны на поверхности моря, а в глубине водоросли качаются, песочек пересыпается, рыбки двигаются.

— Посмотрите, как я буду рисовать море. Губкой смачиваю лист слева направо быстрыми движениями. Широкой кисточкой провожу линию сверху листа, и краска растекается вниз и т.д. А вы проведете полоску и поднимите листочек вертикально, чтобы у вас краска тоже стекала. Чуть-чуть подсохнет краска и будем рисовать обитателей подводного царства уже тонкой кисточкой. Рисуем водоросли, песчаное дно и всех обитателей волшебной морской страны. Если вы хотите, то вы можете изобразить в своем рисунке и сказочный дворец «золотой» рыбки.

Дети выполняют работу, воспитатель наблюдает за рисованием, проводит индивидуальный показ при затруднении детей.

Анализ работы.

Когда все ребята закончат рисование, листочки сложить на одном большом столе, получиться «подводное царство».

— Какое огромное спокойное синее море у нас получилось. И обитатели подводного царства спокойно передвигаются в воде среди зеленых водорослей. И от того, что море мирное спокойное и золотых рыбок, стало много, все они такие яркие, красивые. Когда я смотрю на ваши рисунки, я чувствую, что в этой волшебной стране торжествует победу добро.

И у старухи со стариком царит мир и согласие. Старик так же ловит свою рыбу, а старуха прядет пряжу. И все еще только начинается, и вся сказа еще впереди.

Жанна Воловникова
Конспект интегрированной НОД по рисованию в подготовительной группе «Волшебная страна - подводное царство»

«»

Пояснительная записка

Дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности.

Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве - посвящены многие педагогические исследования : Н. А. Ветлугиной, В. А. Сухомлинского, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и многих других. Исследования Т. С Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций : анализа, сравнения, синтеза , обобщения.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все : и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе МАДОУ детский сад 46

«Волшебная страна – подводное царство »

Техника : рисование «по мокрому листу»

Тема : «Волшебная страна – подводное царство »

Раздел комплексно тематического планирования : .

Программные задачи :

Учить детей рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу.

Учить передавать композицию в сюжетном рисунке.

Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними, воображение, фантазию.

Воспитывать у детей стремление к достижению результата.

Материал : Белый лист плотной бумаги, акварельные краски, поролоновая губка, кисточки (№6 и №3, салфетки на каждого ребёнка, музыкальное сопровождение (шум моря, релаксационная музыка, картинки, иллюстрации с изображением рыб .

Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество» , «Познание» , «Коммуникация» , «Труд» , «Музыка» , «Чтение художественной литературы» , «Физическая культура» , «Здоровье» , «Социализация»

Методические приёмы :

Показ и объяснение воспитателя.

Игровая ситуация, с использованием художественного слова.

Наблюдение за работой детей.

Анализ работ воспитателем и детьми.

Предварительная работа :

Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» ; рассматривание иллюстраций к этому произведению; рассматривание картинок и фотографий с изображением морских обитателей.

Ход НОД

1. Организационный момент - приветствие, настрой на работу

2. Вводная часть.

(сюрпризный момент) Кто – то бросил мне в оконце, посмотрите – письмецо!

Может это лучик солнца, что щекочет мне лицо?

Может это воробьишка пролетал и обронил?

Может кот письмо, как мышку на окошко заманил?

Педагог («П.» ) Вам хочется узнать от кого письмо? Тогда надо постараться собрать целое из частей (дети собирают разрезные картинки) . Кто же прислал письмо? (Рыбы) . Они приглашают нас в путешествие по морскому дну.

Раз это путешествие волшебное , то и наши краски будут вести себя не совсем обычно, они будут расплываться, сливаться плавно друг с другом. Необыкновенная легкость красок, получение новых цветов прямо на рисунке, сделает нашу работу удивительно интересной . А рисовать мы с вами будем в технике «по мокрому листу»

3. Основная часть

«П.» Мы уже не раз с вами выполняли работы в этой технике, я предлагаю вам вспомнить в чем секрет этого рисования (Главный инструмент в этой технике – губка. Мы смачиваем ею наш лист, движения быстрые, рука движется свободно. А потом по мокрому листу наносится краска).

В этой технике кисточка слегка касается листа, краска ложится красиво, образуя волшебные переливы .

А вы хотите почувствовать себя волшебниками ? Раз мы с вами путешествуем по волшебной стране подводного царства ? (Хотим) .

Итак, если мы с вами захотели почувствовать волшебство , то нам надо произнести волшебные слова , которые сделают наше рисование волшебным и сказочным .

ФИЗМИНУТКА : Звездочка в небе колышится кротко (руки подняты над головой, пальцы широко расставлены, покачивание руками).

В белом тумане качается лодка, в лодке той – чудесные краски (руки опущены вниз, немного разведены в стороны, раскачивание туловища влево, вправо).

Шепчутся в ней небылицы и сказки (руки к губам, повороты головы влево и вправо)

Лодочку ветер тихонько качает, в волшебное царство он нас приглашает (дети садятся на стулья, за столы)

«П.» А сейчас я вам прочитаю отрывок из сказки, а вы её отгадайте.

«Жил старик со своею старухой у самого синего моря»

Это сказка о… (Рыбаке и рыбке) . Правильно, слушайте дальше : «Они жили в ветхой землянке, старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу.

Дед был добрым, а старуха спокойная, и в доме у них был мир и согласие, и природа была спокойная : голубое небо, спокойное море, и в этом спокойном море жила добрая волшебная «золотая рыбка» ,но жила она не одна. Как вы думаете, кто еще жил в волшебной стране – подводном царстве (другие рыбы, моллюски и прочие)

«П.» Правильно. Скажите, какими красками мы будем изображать цвет нашего волшебного моря (синей, голубой) . А золотую рыбку? (оранжевым, желтым)

Посмотрите, как я буду рисовать море .

Губкой смачиваю лист быстрыми движениями, слева – направо. Кисточкой сверху провожу по всему листу. Попробуйте теперь вы.

Теперь я беру тонкую кисточку и рисую песчаное дно, водоросли и «золотую рыбку» , можно даже нарисовать волшебный дворец , в котором она живет.

4. Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение –шум моря, тихая, спокойная мелодия – релаксация. (воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь по необходимости) .

5. Анализ работы, итог.

«П.» Посмотрите, какое огромное синее, спокойное море получилось. И обитатели царства спокойно передвигаются в воде среди зеленых водорослей. И от того, что море мирное, спокойное – золотых рыбок стало больше, все они такие яркие, красивые! Настало время возвращаться из волшебного подводного царства , но наши «золотые рыбки» останутся с нами и «поселятся» на выставке рисунков. (Все работы помещаются в «Уголке творчества» )

«П.» Где мы сегодня с вами побывали?

В какой технике выполнены наши рисунки?

Чем интересна эта техника рисования ?

В предлагаемом конспекте непосредственной образовательной деятельности в основу положен материал по теме комплексного тематического планирования : «Рыбы рек, морей, океанов, аквариумов» и направлен на закрепление знаний детей в данной образовательной области с использованием нетрадиционных техник рисования .

В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально- положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально- волевую сферу, что также положительно сказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует речевому развитию ребенка и через межличностное взаимодействие. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник мы решаем и частные задачи развития речи, такие как развитие артикуляционной моторики и правильно речевого дыхания.

В конспекте непосредственной образовательной деятельности применялись дидактические игры, упражнения, загадки.

Данный опыт использования нетрадиционных техник рисования является универсальным, может использоваться не только педагогами в организованной образовательной деятельности, а также родителями для развития творческого потенциала ребенка.

Список литературы

1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.

2. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования . - М., 1994.

3. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.

4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий , методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» , 2007.

5http://www.сайт

6. http://olqahohkova.narod2.ru

7. http://old.pfc-cska.com

8. http://doshvozrast.ru