В этом уроке мы наглядно рассмотрим как правильно строить падающую/отброшенную тень с помощью двухточечной перспективы.

Свет важен

Свет утверждает свою необходимость в рисовании через свой валёр. Под валёром подразумевается затемненность или освещенность оттенка тона объекта. В большинстве случаев более темный валёр используют для теней, а светлый, соответственно, для освещенных участков. Валёр, который находится между этими крайностями, обычно называют полутоном.

Валёр - в живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета. Система валёров представляет собой градацию света и тени какого-либо цвета в определенной последовательности.
Из Wiki.

Необходимо создавать иллюзию света в рисунке, так как свет является определяющим фактором при различении предметов внешнего мира. Если мы хотим научиться создавать иллюзии в рисунках, самой главной иллюзией будет как раз создание света.

Свет активно действует в двух локациях – подсвеченной стороне и полутонах. Наш мозг запечатлевает их положение и усиливает их интенсивность, так же, как интенсивность теней.

Свет и тень

Тени обычно разделяют на «собственные» и «отброшенные». Собственная тень – это тень от самого объекта, а отброшенная тень – результат непроходимости света в объекте. Таким образом, тень «падает» на ближайшие поверхности.

Собственная тень может сообщить наблюдателю информацию о форме объекта, в то время как отброшенные тени формообразуют объект и направление света.

Отброшенные тени

Важна форма отброшенной тени, так как наблюдатель получает из ее очертаний представление о форме объекта. Некоторые художники пользуются этой особенностью, если они хотят заставить тени «говорить» особенным образом, управляя источником света. Однако такой подход требует некоторой сноровки и знания теории перспективы.

Для большинства рисунков с натуры тени объектов очевидны, и их можно нарисовать, основываясь на сравнении между позитивным и негативным пространствами. Однако, если вы рисуете воображаемые предметы, вам пригодится данный навык.

В видео ниже мы рассматриваем использование производной перспективы, чтобы уметь создавать формы отброшенных теней в виде простых прямоугольников и сфер.

Как использовать «перспективу», чтобы расположить отброшенные/падающие тени

Начнем с разбора процесса отбрасывания теней от прямоугольных объектов .

Сначала мы нарисуем простой прямоугольник, для этого воспользуемся двухточечной перспективой. Важно включать линию горизонта в план картины – для нас это будет «точка затухания тени».

Когда прямоугольник будет готов, мы определим источник света над уровнем горизонта. Чем ближе источник света будет располагаться к линии горизонта, тем длиннее будут тени.

Можно нарисовать линию от источника света до уровня горизонта. Точка пересечения этих двух линий (линия от источника света и линия горизонта) будет «точкой затухания тени».

Теперь мы можем нарисовать три линии от источника света, рассеивающиеся до верхних углов нашей формы. В этом случае мы имеем в виду три ближайших к наблюдателю угла.

Затем мы нарисуем линии по направлению от точки затухания тени до трех нижних углов нашей формы. Они должны быть достаточно длинными – такими же, как линии до верхних углов.

Точки пересечения помогают определить форму отброшенной тени.

Мы можем использовать получившуюся форму как основу для заполнения тени цветом.

Рисуем отброшенные тени сферы с использованием перспективы

Теперь, когда мы рассмотрели процесс создания отброшенных теней с использованием перспективы на примере прямоугольника, разберем стратегию построения тени для сферы. (Существует несколько способов построения тени для сферы, но этот самый простой, на мой взгляд).

Как и в предыдущем примере, нам придется определить линию горизонта, так как они пригодится нам при определении точки затухания тени. Нам также понадобится определить источник света и точку затухания тени.

Затем нарисуем круг, который впоследствии станет сферой. Чтобы было проще определить форму отброшенной тени, впишем круг в квадрат.

Проведем линии от источника света до двух верхних углов квадрата, вписывающего в себя окружность.

Теперь нарисуем линии от точки затухания тени до двух нижних углов квадрата.

Полученные точки пересечений можно использовать для определения формы квадратной отброшенной тени.

Теперь нам нужно создать овальную форму для собственно сферической тени. Для начала необходимо определить, где кривые будут соприкасаться с краями. Чтобы найти эти точки, нам нужно нарисовать линии от источника света до середин сторон квадрата с каждой из сторон.

Затем, с помощью этих точек пересечения определим форму отброшенной от сферы тени.

Теперь можно добавлять цвет и валёр к самой сфере и отброшенной тени, чтобы завершить рисунок. У вас есть все ориентиры для этого.

Надеюсь, статья была вам полезна! Оставляйте свои комментарии, пожелания и вопросы!

Закон света и теней

Зрительное восприятие формы предметов и их изображения в учебном рисунке в значительной мере определяется пониманием закономерностей светотени. Эти закономерности легко проследить и понять, наблюдая за окружающими нас предметами, освещенными как естественным, так и искусственным светом. Благодаря источнику света человек способен зрительно воспринимать и различать те или иные формы освещенных поверхностей предметов в пространстве. Но для того, чтобы серьезно овладеть тональным рисунком , необходимо хорошо освоить закономерности светотени . Не зная законов распределения света на форме предмета, вы будете бездумно срисовывать лишь

видимые пятна без понимания истинных причин, из-за чего рисунки будут менее выразительными и убедительными. Законы освещения имеют свои точные научные определения, как и законы перспективы и анатомии . Поэтому свет , как физическое явление, имеет определенные законы распространения в пространстве и на поверхности предметов, которые необходимо знать каждому рисовальщику.


Слово "тон" происходит от греческого слова "tonos" - напряжение. Под словом "тон" понимается количественная и качественная характеристика света на поверхности того или иного предмета, в зависимости от источника света и окраски самого предмета. Степень освещенности отдельных поверхностей предмета зависит от их положения в пространстве относительно лучей света , из-за чего сила света подвергается изменению. Участки поверхностей, находящиеся под прямым углом к лучам, будут наиболее освещенными. Другие же, в зависимости от положения по отношению к лучам, будут освещены слабее, так как лучи падают под острым углом, как бы скользя по поверхности.


Степень освещенности поверхности предметов зависит от характера источника света (яркий или слабый ), расстояния от поверхности предмета до источника света , а также от угла падения луча света на поверхность. Кроме того, степень освещенности поверхности предмета зависит и от расстояния между изображаемым предметом и рисовальщиком, которое обусловлено пространственной световоздушной средой. Чем больше расстояние, тем слабее освещенность, аналогично тому, как это происходит на открытом пространстве (в степи, на море ), где яркий свет или яркое пятно по мере его удаления при всей его яркости будет ослабевать.


Рассматривая и изучая закономерность светотеней на простых геометрических телах, мы видим, что поверхность предмета, степень ее освещенности зависит от силы источника света , расстояния и угла падения луча на его поверхность. По мере приближения поверхности предмета к источнику света его освещенность будет усиливаться и, наоборот, по мере его удаления - ослабевать. Следовательно, сила контраста светотеней на поверхностях предметов, расположенных ближе к источнику света , будет резче, чем на поверхности предметов, удаленных от него. Поэтому свет и тени на переднем плане следует брать всегда контрастнее, чем на заднем, при этом растяжка тонового контраста должна быть планомерной, без резких переходов: от наиболее контрастного на переднем плане - до плавно убывающего к заднему плану.

Лучше разобраться и понять закономерности светотеней помогут изготовленные из бумаги модели различных геометрических тел небольшого размера (большая сторона в пределах 5-7 см ). Их легко изготовить в домашних условиях из плотного ватмана. В качестве источника света можно использовать как искусственное освещение (настольную лампу ), так и естественное (солнечные лучи ). Варьируя положение модели, анализируйте, изучайте закономерность светотеней . Кроме того, в целях развития навыков попробуйте выполнить зарисовки с определенных положений.

Итак, для рассмотрения закономерностей светотеней и подробной характеристики всех светотеневых градаций на геометрических телах целесообразно обратиться к форме шара или подобным ему шарообразным телам.


Рассмотрим форму шара. Лучи света, падая на сферическую поверхность шара под углом 40-45° с левой стороны, отчетливо выявляют его объемную форму , отделяя световую часть от теневой .


Степень освещенности отдельных участков, в зависимости от характера кривизны поверхности, определяется величиной угла падения лучей света на его поверхность, о чем уже было сказано выше. Если наиболее освещенный участок поверхности шара будет там, где лучи света падают перпендикулярно, то остальные окружающие его участки будут освещены меньше. Это происходит из-за кривизны поверхностей, уходящих от первоначальных перпендикулярных лучей к косым лучам и далее, до тех пор, пока поверхность не окажется вне зоны досягаемости лучей света. Таким образом, полутона на освещенной поверхности от самого светлого к менее светлому плавно переходят по сферической поверхности тела, постепенно усиливаясь по мере увеличения угла падения лучей света . Доходя до критической точки, они так же плавно переходят на теневую сторону, оставляя на поверхности границу теней, за которой и начинается собственная тень. Освещенная ровно наполовину сферическая поверхность шара имеет не одинаковое по тону освещение. Очевидно, что наиболее освещена та часть поверхности шара, которая находится под прямым углом к лучу света . На остальную поверхность шара лучи падают под все более острым углом, все меньше и меньше доходя до критической досягаемой точки, и форма постепенно погружается в тень . При этом наиболее ярким пятном на световой поверхности шара является блик , вокруг которого присутствует легкая полутень, благодаря чему рисующий может его выявить. Разумеется, что сила тона белизны бумаги несравнима с силой тона настоящего блика на освещенной поверхности тела. Поэтому в рисунке , чтобы выявить блик , необходимо выдержать определенную тональность , что редко удается рисовальщику. В результате при изображении шара или других предметов их освещенная поверхность остается непроработанной подобающим образом, а теневая проработка осуществляется в одной тональности .

Собственная тень всегда находится на поверхности, противоположной освещенной поверхности предмета, и определяется величиной утла падения лучей света . Линия границы собственной тени проходит в одном случае по ребру граненой поверхности предмета, в другом - по изогнутой образующей. В данном случае лучи света , определяющие границу между освещенными и теневыми поверхностями, падают касательно к сферической поверхности. На теневую поверхность предмета падают отраженные лучи, называемые рефлексом, которые идут от самого окружающего предметного пространства. Отраженные лучи на теневой поверхности придают собственным теням некоторую освещенность (рефлекс ), которая по мере его приближения к линии границы тени постепенно усиливается. Рефлекс, по силе тона темнее полутени, лишь при искусственно отраженных лучах он может быть приближен к полутонам, хотя растяжка полутонов по силе тона имеет различную степень тональности . Учитывая круглую сферическую форму шара, граница тени на своем протяжении по силе тона не может быть одинакова, равномерна. Ближняя, выпуклая поверхность теневой границы, будет несколько темнее, чем края, так как эта часть наиболее близко расположена к рисующему.


Кроме собственной тени , от самого предмета падает еще одна - падающая тень . Падающая тень бывает темнее собственной, даже в том случае, когда предмет имеет темноватую окраску. Характер участка падающих теней обусловлен характером формы самого предмета и является, по существу, проекцией самого предмета. Участок падающей тени у самого основания предмета выглядит темнее собственной тени .

Освещенные поверхности предметов, состоящих из плоскостей (куб, призма, пирамида ), грани. В зависимости от их положения к лучу света они освещаются по-разному. При зрительном восприятии наиболее освещенной будет та грань, которая находится под большим углом к лучу света . По мере уменьшения угла наклона грани к лучу света освещенность будет ослабевать.

Дата публикации: 04.01.2017

Чтобы рисунок выглядел более реалистичным, мы делаем тени, тем самым создаем ему объем.

Понятие терминов свет, тень, светотень, рефлекс, полутон и блик

Свет - самая светлая часть рисунка. Без него нельзя придать объекту объем, так как мы видим формы предмета только при хорошем освещении.

Тень - неосвещенная часть предмета. Тень на неосвещенной стороне предмета называется собственной, а отбрасываемая тень называется падающей.Собственная тень всегда темнее, чем падающая.

Светотень – это переход от светлого участка объекта к темному.

Рефлекс – отражение того, что окружает предмет на рисунке. Рефлекс всегда будет темнее полутонов и светлее тени, так как это ее часть.

Полутон - плавный переход от света к тени без видимых границ. Он есть только там, где лучи солнца падают на предмет только под определенным углом.

Блик - светлая часть зеркального объекта. На рисунке оно часто выглядит как белое пятно, отражающее от себя солнечные лучи.

От чего зависит тень?

Степень освещенности предмета зависит от освещения в комнате, угла падения лучей и источника света, расстояния между предметом и источником света. Существует естественное и искусственное освещение. Естественное освещение - это свет от солнечных лучей, а искусственное - это свет от источников света, сделанных человеком. Чем больше расстояние, тем слабее освещенность предмета и наоборот. Свет и тени на переднем плане должны быть контрастнее, так как более заметны. Плоскости, которые направлены к свету, самые яркие.

Как правильно затенить объект

Для начала надо правильно понять форму, которую нам необходимо затенить. Более сложные объекты, такие как человек, природа или вещи построены из самых легких форм предмета – сферы, цилиндра и куба.

Итак, для начала выбираем карандаш. Тени лучше всего рисовать карандашами 8b. Лучше всего иметь простые карандаши разной твердости, чтобы рисунок получался более объемным.

Следующий шаг: надо заточить карандаш. Лучше всего это делать канцелярским ножом, так как грифель получается длиннее и тоньше.

Далее делаем набросок нашего объекта, который мы будем затенять. Слегка нажимая на карандаш, вырисовываем очертания объекта. Лучше рисовать с натуры, видя предмет своими глазами, так легче определить тень. Поставьте предмет перед собой и включите свет, и вы увидите, что он отбрасывает тень, которую впоследствии вы перенесете на рисунок.

Затем определите источник света, чтобы наметить, где будет тень предмета.

Штрихи

Штрихи – прерывистые линии, помогающие затенить объект на рисунке.

Выберите способ штриховки, который вам удобен. Существуют три вида штриховки: прямая, круговая и крестовая. Прямая штриховка рисуется параллельными линиями и отлично подходит для таких объектов, как волосы, платья и так далее.

Круговая штриховка делается с помощью кругов разного размера и разной силы нажима. Это позволяет создать более реалистичный объект.

Крестовая штриховка делается с помощью крестообразных линий, которые позволяют придать более темную тень вашему объекту на рисунке.

Всегда держите карандаш как можно более горизонтально, чтобы тени были натуральными.

Я вам предлагаю на отдельном листке попробовать все виды штриховки и выбрать более удобный для вас.

Переходим к самому главному- штриховке. На объект накладываете сначала один слой штриховки, рядом с ним рисуете другой слой, чтобы наши два слоя не пересекались. Если они пересекутся, то образуется темное место, от которого в процессе работы сложно избавиться. После того, как вы наложили первые слои теней, в промежутках между слоями накладываете второй слой, но штриховка должна быть другая, то есть надо изменить наклон штрихов. Затем сверху, там где надо, накладываете третий, четвертый, пятый и последующие слои штрихов.

Растушевка теней

Теперь, когда штриховка сделана – надо растушевать линии. Пальцами это делать не надо. Для этого можете взять ткань, кусок бумаги и аккуратно, плавными движениями, сильно не нажимая, разотрите карандаш. Затем посмотрите на ваш рисунок. Если нравится – то хорошо, а если же нет – то приступаем к следующему шагу.

Исправляем ошибки

Самая распространенная ошибка – неправильно определена тень, блик и так далее. Для исправления еще раз проверьте, в том ли месте у вас тень и видно ли блик и рефлекс. Контуры между светлыми и темными местами не должны быть четкими. Если же образовались темные стыки между слоями штриховки, возьмите ластик и аккуратно прикоснитесь к темному месту. Повторяйте этот шаг нужное количество раз.

С первого раза ни у кого не получается. Вы должны стремиться к совершенству, идти к своей мечте. Помните, что даже самые великие и известные художники не сразу начали рисовать картины, а начинали с простых вещей, которые, возможно, учитесь рисовать вы.

Во-первых: давайте уясним одно: рисунок - это не просто чёрно-белый силуэт, а предмет или совокупность предметов, которые, по нашим представлениям, имеют форму, объём, в общем имеют право на существование в реальном мире. Итак, что же поможет нам реализовать эту нашу задумку? Конечно свет. Только свет помогает нашему глазу увидеть предмет, оценить его объём, конфигурацию, размер и цвет. Совокупность света и тени называется светотенью. Как же нам использовать свет в рисунке, что бы он сослужил нам так, как мы это задумали изначально?

Для начала нужно изучить виды освещения или способы, если будет так угодно:

Блики . С помощью бликов мы можем определить предмет, то есть выделить какой либо тёмный силуэт, который до сего момента был просто чёрной кляксой в пространстве. Блики всегда падают на самые выпуклые участки предмета, запомните: блики - это световые пятна, которые выхватывают выступающие части рисунка. Световой блик - это первое что добавляет нашему рисунку эффект трёхмерности или акцент предмета. После того как вы бросили первые блики на свой объект, будь то яблоко или кувшин, или что бы то ни было, с помощью этой элементарной светотени, вы уже можете его “потрогать”, ощутить его значимость и объём.

Контурный свет . Контурный свет - это другое применение блика. Контурный свет часто применяется при изображении человеческой фигуры и заключается в том, что блик ложится не просто на самую выпуклую, выдающуюся часть нашего изображения, а располагается по контуру, огибая его так, что бы ясно представлялся весь облик предмета. Также эффективно применение обоих вышесказанных способа передачи светотени.

Свет от одного источника . Это самый распространенный и самый простейший способ построения светотени в рисунке. Свет от одного источника - это яркий день или же прямой свет от искусственного источника, который освещает все предметы на нашем изображении только с одной стороны, пряча в глубокую тень всё, что находиться напротив. Видов света от одного источника бывает множество - это и свет снизу, который придаёт всей картине призрачный колорит и где-то даже искажает, боковой свет, но чаще всего применяется верхний - свет солнца, луны, лампы…

Искусственный свет от одного источника. Искусственный свет имеет особенность иметь очень яркие, резко очерченные контуры, этим он отличается от размытого, смягчённого света естественных, природных источников.

Яркий свет . Этот свет имеет характер, так сказать, стирания мелких черт, то есть - если, к примеру, яркий свет ложиться на лоб нахмурившегося человека - этот свет сотрёт мелкие морщинки и оставит только глубокие с очень большим контрастом. Также ярким светом может служить какой-либо ослепляющий свет, например: фара автомобиля, фонарь, направленный нам в лицо, ослепляющий свет выглядит как яркое, ничего в себя не принимающее, пятно.

Отражённый свет . Свет, который отразился от какой-либо поверхности и упал на наш объект изображения. Конечно, этот свет зачастую имеет слабый характер, уступающий своему “хозяину”, но не стоит забывать и про исключения, когда свет отражается от зеркальных поверхностей и кидает яркие блики.

Свет от двух источников . Свет от двух источников - это всегда сложная комбинация светотени, требующая от художника, большого внимания к мелочам. В свете от двух источников существует главный, сильный, доминирующий свет с одной стороны и второстепенный, отраженный, более слабый с другой стороны. Этим вторым может быть как естественный свет от удалённого, более слабого источника, так и отражение основного света от какой-либо зеркальной поверхности. Такое комбинирование света даёт очень красивый результат, когда два света борются на какой либо поверхности за преобладание, а между ними пролегает контрастный промежуток тени.

Свет от двух источников также имеет много видов. Например: равнозначный свет, когда оба световых пятна имеют одинаковую интенсивность. Доминирующий отраженный свет - это вовсе не означает, что отраженный свет имеет большую интенсивность, чем прямой, просто он занимает большую поверхность на предмете. Непредсказуемый свет, когда явно видится свет от двух источников, но отраженный ведёт себя совсем не по “правилам”, капризничает и пульсирует на нашем рисунке.

Фронтальный свет . Свет, который идёт как бы от нас, создавая ощущение того, что мы сами освещаем те места, которые нам интересны. Здесь имеет место быть проецирование на основной фрагмент изображения, как бы прямой, безо всяких намёков указывающий на то, на что нам нужно обратить внимание.

Рассеянный свет - свет характерный в пасмурную, дождливую погоду, имеет задумчивый характер, где-то даже философский, блики с расплывчатыми контурами.

Лунный свет . Этому типу света и светотени нужно отводить большую главу. Многие ошибочно изображают яркие блики от лунного света, но это неправильно, так как лунный свет - это уже отражённый свет, вторичный, холодный свет, где преобладают силуэты, слабый контурный свет.

Скульптурный свет . Светотень, которой пользовались многие импрессионисты. Это свет не имеет одного, двух или трёх источников, он возникает на разных частях объекта как бы произвольно, скульптурный свет служит только для выделения образа, также часто подчёркивает то, что нельзя в полной мере выразить только реальными источниками света. Этот способ выражения рисунка может дать очень чётко-определённые формы.

Мягкий или ласковый свет . Этот свет может быть как естественным, так и скульптурным. Он имеет что-то от рассеянного света, так как не имеет чётких контуров, ему характерны мягкие тени, плавные переходы.

Пространственный свет . Существует для определения глубины, расстояния. Это даже где-то ближе к изображению перспективы, но всё же, это тип светотени, определяющий расстояние некоторыми хитростями, которые имеет в своём загажнике художник. Одним из приёмов данного типа является изменение тона от степени удалённости предмета: (как пример) тот, что находиться перед вами имеет на своей поверхности очень яркий свет, тот, что дальше теряет его и всё больше приобретает плавность форм.

Свет на разных планах . Этот свет помогает нам выразить ту или иную часть картины, преобладая на переднем плане, на среднем или доминируя на дальнем. Этот приём также относится к видам пространственного света и предназначен для выделения перспективы и трёхмерности изображения.

Структурный или текстурный свет . Наверное, уже из названия понятно, что данный способ выражения светотени служит он для выявления структуры предмета посредством комбинаций светотени, которая как бы разворачивает перед нами всю сущность объекта и направленный именно на это действие. Это где-то схоже со скульптурным светом, так как здесь часто немного пренебрегают правилами наложения светотени.

Свет на блестящих предметах . Блестящая поверхность объекта - это зеркальная поверхность, с очень сильным отражающим свойством, а значит, свет и тень на этом предмете будут очень резко контрастировать. Это всегда яркие блики, которые резко переходят в тёмные тени. Свет на прозрачных материалах. Прозрачные материалы имеют очень необычные свойства пропускать и отражать свет - это требует кропотливых тренировок для художника, так как помимо прозрачности и отражения они имеют эффект преломления зачастую непредсказуемо раскидываясь светотенью.

Фрагментарный свет . Случайный свет, имеющий место при неожиданных обстоятельствах, например: взрыв, всплеск воды, какое-либо природное явление, при которых свет выхватывает из общей массы отдельные фрагменты.

И, наконец, тип светотени, который завершит этот урок рисования — Декоративный свет . Свет, который используется в иллюстрации, комиксах когда нужно подчеркнуть лишь образ, мелочи, здесь свет обрисовывает каждую деталь и имеет характер: тёмное место, светлое место. Этот свет, как правило, наряду со скульптурным светом, придуман самим художником.

Вы можете все нарисовать , что попросит Ваш ребенок (чтобы хотя бы примерно выглядело похожим)?

Даже условный детский рисунок способен передать контуром взаимное расположение объектов, их пропорции, размеры, глубину пространства. Линейная перспектива относится к делу серьёзнее, она гарантирует нам математическую точность отображаемой информации. Светотеневая моделировка формы завершает создание картинки, и она тоже подчиняется точным наукам.

Больше света ловит на себя та поверхность, которая развёрнута в сторону, испускающую свет. Это удар снежком прямо в лоб (лобовой удар — лобовое освещение). Стоит вам слегка повернуть голову, и удар получится скользящим, не таким убийственно-болевым, его энергия ослабевает. Чем сильнее поверхность разворачивается от света, тем слабее она освещается (темнеет). Мы говорим о лобовом и о скользящем или косом освещении. Вспомните горы снега на плоской крыше, и как он соскальзывает с покатой крыши.

Плоскость меняет направление, образуя ребро по линии излома, и мгновенно теряет часть падающего на неё света. Изменение в тональности подсказывает зрителю, две плоскости расположены под углом друг к другу.

Интересно проследить, как форма силуэта влияет на восприятие разницы в тоне.
В квадрате и круге ребро можно принять за линию далёкого горизонта.
В центральном силуэте мы легко узнаём каменный блок.
Вывод, — тон и контур работают в тесном взаимодействии.

Краевой контраст

Теперь нужно обратить особое внимание на краевой контраст тона по линии ребра. На практике это означает, что вам нужно вдоль линии соприкосновения светлого и тёмного, тёмное сделать ещё темнее, а светлое ещё светлее. Делается это очень деликатно.
Какой бы сложной ни была форма объекта, вам придётся кропотливо пройтись по всем её мельчайшим изломам, чтобы подчеркнуть краевой контраст. Зритель не должен замечать этой работы, как не замечали до этого момента контрастные границы тона и вы.

На этом изображении гипсового куба краевой контраст намеренно преувеличен, чтобы вы поверили в его существование.

Первый фрагмент куба дан в нормальной тональности,
тональность второго преувеличена. Краевой контраст так лучше заметен.

Тень собственная

Горизонтальная плоскость образовала ребро и ушла в тень.
Если есть свет, значит, есть и тень, куда ни прямой, ни косой свет не попадает (глухая собственная тень).

Рефлекс и падающая тень

И всё же, мы встречаем крохи света и там, куда ему дорога, казалось бы, заказана. Речь идёт о рефлексах. Поверхность не только принимает свет, она способна часть света отбрасывать на окружающие предметы. Зеркало отражает падающий свет почти полностью, как теннисная ракетка отбрасывает мячи, а чёрный бархат почти полностью его заглатывает. Именно отражённый свет создаёт так называемый рефлекс, который мы часто видим на затенённом участке предмета.

Здесь хорошо показаны освещённые плоскости, плоскость в тени (собственная тень), и падающая тень. Рефлекс ощущается сильнее всего в нижнем углу затенённой грани, так как он расположен ближе всего к яркой плоскости основания. Рефлексы помогают зрителю почувствовать объёмность натуры.

Зрительное восприятие

Мы избежали бы множества проблем, не будь наше зрение частью мозга (шутка).
Он фильтрует всё, что попадает в поле нашего зрения. Он, как графический цифровой редактор, помимо нашей воли автоматом «исправляет» оптическую картинку сетчатки глаз. Спасает одно, возможность отключить автопилот, и перейти на ручное управление (водкой, наркотиками или выработанной профессиональной способностью).

Из всего прочитанного на эту тему в научной литературе, выделю для нас полезное.
Зрачок постоянно колеблется (микроколебания), стоит его зафиксировать, и картинка исчезнет.

Картинка на сетчатке глаза отображается хрусталиком-линзой кверху ногами, и только мозг переворачивает её в соответствии с положением нашего тела. Стоит человеку в течении недели помучиться в очках с перевёрнутым изображением (при помощи призмы вы всё видите кверху ногами), как зрение постепенно восстанавливается, и всё начинает видеться нормально. Снимите эти очки, и потребуется столько же времени на реабилитацию (неделя), пока картинка вновь не перевернётся с головы на ноги.
Все прямые линии натуры мы воспринимаем прямыми, хотя на сферической поверхности сетчатки глаза они изогнуты. Мозг вносит свою коррекцию, выпремляя помимо нашей воли те линии, которые он считает прямыми в реальности. По этой причине возникают все оптические иллюзии, мозг вмешивается, пытаясь согласовать наш жизненный опыт с «уродливым» изображением на сетчатке.

Без особой тренировки мы не видим реальный цвет предметов. Нам кажется, что зелёная машина локально зелёная, а на самом деле она вся купается в многочисленных оттенках отражённого цвета окружающей её среды. Нам кажется, что грань куба вся освещена равномерно, а на самом деле на ней много световых нюансов. Нужно научить наш мозг видеть то, что есть в натуре, а не то, что ему кажется (отказаться от стереотипов мышления). Иначе, он так и будет вносить свои коррективы в наше зрение.

Градации тона на плоской поверхности

Куб при дневном рассеянном освещении.

Учебная постановка освещается софитом с относительно близкого расстояния. По мере удаления предметов от софита, их освещённость ослабевает (это вам не солнечный свет). Затухание подобного освещения легко проследить на поверхности стола с натюрмортом. Ближний к свету участок столешницы – светлее, дальний от света – темнее.

На небольших плоскостях, например, на грани куба, это проследить труднее.Чтобы обострить градации света на плоскости, усилим контрастность изображения.

Типичная ошибка начинающих, в теневых участках предметов обязательно остаются места, по светлоте сопоставимые освещённым поверхностям. Это создаёт путаницу, нарушается тональное единство рисунка, рефлексы светятся лампочками, разбивая тень. Должна быть освещённая часть предмета и теневая, иначе получим винегрет из тёмных и светлых пятен. Повторяю, самый светлый рефлекс в тени должен быть темнее освещённой части предмета (полированные и зеркальные предметы не в счёт).

Пределы тоновой шкалы

Прежде чем приступить к рисованию, найдите самое светлое и самое тёмное место в натуре (например, блик предмета и дырка в сосуде). На вашем рисунке эти места так же должны оставаться самыми светлыми и самыми тёмными. Всё остальное должно находиться в пределах этой шкалы.

Для того, что бы легче было определить самые светлые участки натуры, художники любят сильно прищуриваться. Освещённая яркая часть остаётся видимой на фона затенённых мест натуры.

Тональный диапазон


Куб, представленный с разных позиций имеет различия в тональном диапазоне. Самое тёмное место у них сильно разнится. У первого куба предельная темнота гороздо светлее предельной темноты второго куба. поэтому он не такой сочный и выразительный, как второй. И тут нет ошибки, просто, общая тональность натуры с этой позиции светлее, у неё нет теневой части объекта.

Выбор общей тональности рисунка

Верно взять тон в полную силу на чистом листе бумаги, так вот, сразу, ученик не в силах, учебный рисунок приобретает нужную плотность общего тона постепенно. Кроме того, надо понимать, что к выбору общей тональности можно подходить творчески. Даже в учебном рисунке нет строгих ограничений и правил на этот счёт.

Представлен ряд фотографий куба в различной тональности.
Попробуйте выбрать правильную тональность для своего рисунка.
Любой из вариантов имеет право на существование, но в данном случае полезнее рассматривать варианты, как стадии рисования, как последовательность усиления плотности светотеневой проработки куба.

Тоновые отношения (очень важная часть)
В процессе рисования вам необходимо контролировать силу наносимого карандашом тона, который может быть светлее или темнее. Неопытные рисовальщики полагаются на чувствительность своих глаз.Обычно это происходит так. Затушёвывается какое-то место рисунка, потом затушёвывается соседний участок чуть светлее или темнее предыдущего, смотрят, как там в натуре, и т. д. Когда рисунок «зачирикан» карандашём полностью, наступает разочарование. Светотень безнадёжно однообразна в своей унылой серости.
Мне хочется, чтобы вы перечитали этот абзац ещё раз и обратили внимание на фразу, — «Затушёвывается какое-то место рисунка, потом затушёвывается соседний участок чуть светлее или темнее предыдущего». Запомните эту ошибку. Сравнивают обрабатываемый участок не только с соседним участком рисунка, но и с отдалёнными.
Преподаватель подходит к вам и спрашивает сочувственно, — а что это у вас, Роман батькович, это место (и тычет пальцем в рисунок) получилось светлее того, что на заднем плане? Вы же видите разницу их тона? Куда вы смотрели, когда работали?

А кто его знает, куда я смотрел, делал здесь чуть темнее, чуть светлее там. С какой стати мне сравнивать силу тона с противоположным углом.

Думаю, если вы осилили этот текст, то поняли, каждый наносимый тон сверяется по силе со всеми участками рисунка. В натуре всегда есть одинаковые по светлоте места, в рисунке они так же должны быть одинаковыми! Ищем и различия в несовпадающих тонах, и степень этих различий.

Закроем рисунок белой бумагой с вырезанными отверстиями в тех местах, которые мы сравнивали друг с другом в натуре. В изолированном виде тон воспринимается по-другому, сравнивать тональные отношения гораздо легче. Но, это только пояснение, в процессе рисования мы дырки не делаем на бумаге.
Тональность кружочков показывает, что не надо бояться карандаша, конечный тон достаточно плотный и вы можете смело «чирикать», особенно в теневых местах.

Повторяем.

Сравниваем, какое из двух рассматриваемых мест натуры темнее, а какое светлее, и отображаем это различие в рисунке. Разница в тоне может быть едва уловимая, и тогда не трудно ошибиться в её определении. Лучше начинать сравнивать ясно выраженные по тону участки натуры. Чувство тона необходимо развивать в себе, так же, как и чувство цвета в живописи.

Поверхности с тонкими тональными переходами трудно воспринимаются неопытным взглядом. Ученик с трудом улавливает разницу тонов соседних участков, а часто и не верит в их существование.
Введём искуственно ступенчатую градацию тона и увеличим плотность светотени. Как видите, различия в тоне проявляются отчетливее. Подумайте, что с чем здесь полезно сравнивать, чтобы передать различия или совпадения на бумаге?

Так, о чём шла речь? О законах распределения света на объектах и о нашем восприятии этого света. Для чего нам это нужно? Чтобы освоить всетотеневую моделировку рисунка, и понять, — на одной интуиции далеко не уедешь, необходимо учиться видеть то, на что смотришь, а не обманываться иллюзиями.