Ученые до сих пор не сошлись во мнении, существовал ли в действительности разбойник Робин Гуд. Есть версия, что легенды о благородном разбойнике — отзвуки древних языческих культов лесных существ. Сторонники этой гипотезы приводят в доказательство одно из прозвищ кельтского божка Пака, всегда разгуливавшего со свитой не очень добрых духов. Этого Пака называли Robin Goodfellow (Робин Славный Малый). Однако сегодня мифологическое происхождение Робина Гуда большинством историков не рассматривается всерьез. Полусотня дошедших до нас легенд и преданий о лесном разбойнике не содержит ничего фантастического. Образы Робина Гуда и его сподвижников предельно приземленные, они наделены множеством черт реальных людей.

Почти не вызывает споров период возникновения робингудовских легенд. Впервые упоминание о том, что народ распевает баллады о страшном разбойнике Робине Гуде встречается в поэме Уильяма Ленгленда, датированной 1377 годом. Так что возникли баллады о Робине, видимо, в XIV веке.

Как это ни покажется странным современному читателю, ни легендарный Робин Гуд, ни его возможный исторический прототип никак не могли встретиться с Ричардом Львиное Сердце и даже быть современниками знаменитого короля-крестоносца. Знакомство разбойника и монарха придумано в середине XVIII века, а популяризировал его Вальтер Скотт. Шотландский романист не очень заботился об исторической достоверности своих книг, но сила его таланта вот уже 200 лет заставляет читателей верить, что Робин Гуд жил в XII веке. «Зацементировали» это мнение многочисленные последователи сэра Скотта, заставлявшие Робина и Ричарда встречаться на страницах книг, киноэкранах и мониторах компьютеров.

Шайка Робина Гуда

На самом деле, Робин Гуд мог жить и разбойничать только спустя минимум век после царствования Ричарда. Лишь в XIII веке в Англии появились соревнования по стрельбе из лука — неизменная деталь баллад о Робине Гуде. Активный член шервудской банды, брат Тук в преданиях называется «фриаром», то есть членом нищенствующего монашеского ордена. Такие ордена появились в Англии только через несколько десятилетий после смерти Ричарда Львиное Сердце.

Получается, что если реальный Робин Гуд и существовал, то он мог жить между серединами XIII и XIV веков. Есть ли претенденты на звание прототипа шервудского разбойника, жившие в это время? Оказывается, есть, причем не один.

Чаще всего в качестве «настоящего» Робина Гуда называют некоего Роберта Хоуда. Некоторые русскоязычные сторонники этой версии, нарушая современные правила транскрибирования английских имён собственных, предпочитают писать фамилию Hode как «Гоуд» или даже «Гуд». Но фонетические уловки в качестве аргументов в историческом споре вряд ли выглядят убедительно. Ничто в биографии Роберта Хоуда не указывает на его увлечение разбоем.


Предполагаемая могила Робина Гуда

Он родился в 1290 году в семье лесничего Адама Хоуда, жившего неподалеку от городка Уэйкфилд на севере Англии. В 1322 году граф Уоррен, хозяин Хоуда примкнул к восстанию герцога Ланкастера против короля Эдуарда. Мятеж потерпел поражение, его главарей казнили, а рядовых участников объявили вне закона. Дом Роберта Хоуда, где его жена Матильда уже растила нескольких детей, конфисковали власти. В 1323 году Эдуард II посетил с визитом Ноттингем, а несколько месяцев спустя имя Роберта Хоуда на пару лет появилось в списках королевских слуг. В ведомости от 22 ноября 1324 года говорится: «По повелению Его Величества короля выдать Роберту Хоуду, бывшему гвардейцу, 5 шиллингов ввиду того, что он более не служит во дворце». Умер Хоуд в 1346 году. Эта биография легко сочетается с одной из баллад, в которой Эдуард II, переодетый аббатом, гостит у Робина Гуда в Шервудском лесу, прощает всех разбойников и берет их на свою службу. Однако всё это может быть не более чем совпадением.

Про другого соискателя звания прототипа Робина Гуда известно еще меньше. Имя некоего Робина Хода встречается в 1226 году в судебных протоколах города Йорка. Там сказано, что имущество этого человека общей стоимостью 32 шиллинга и 6 пенсов было конфисковано, а его самого объявили вне закона. Дальнейшие следы Робина Хода теряются, причем вовсе необязательно, что в Шервудском лесу.

Наконец, третий претендент имеет дворянское происхождение. Звали его Роберт Фитзут граф Хантингтонский. Единственным поводом для назначения отпрыска древнего рода главарём разбойничьей шайки является могильный камень недалеко от аббатства Кирклис, где, по преданию, умер Робин Гуд. Знаменитый лучник завещал похоронить себя там, куда упадет последняя стрела, выпущенная им из лука. И вот в середине XVIII века грянула сенсация: найдена могила Робина Гуда. Некий Уильям Стукелей, врач, масон и историк-любитель, в своей книге «Paleographica Britannica» написал, что шервудский разбойник принадлежал к роду графов Хантингтонских. В качестве доказательства он приводил надпись на могиле возле аббатства Кирклис. Она гласила: «Здесь, под этим небольшим камнем, лежит Роберт, истинный граф Хантингтонский. Не было лучника искуснее его. И люди звали его Робин Гуд. Таких преступников, как он и его люди, Англия никогда не увидит вновь».


Робин Гуд и Малыш Джон

Камень этот увидеть можно и сегодня, хотя он и находится на территории частного владения. Правда, разглядеть надпись практически невозможно — она почти полностью стерлась. Подлинность её, да и самой могилы, уже в XIX веке вызывала большие сомнения: текст написан не на староанглийском, а на языке XVIII века, «состаренном» с помощью грубых ошибок. Еще большие подозрения вызвала дата смерти в конце надписи: «24 kal: Dekembris, 1247». Если использовать формат римского календаря, принятый в Англии XIII века, то получается «за 23 дня до декабря». Ни одной надписи с подобным написанием даты не известно. Современные ученые считают, что и надпись, и камень — подделка XVIII века.

Кстати, происхождение Робина Гуда из деревни Локсли, ставшее особо популярным после фильма «Робин Гуд: принц воров» никем всерьез не рассматривается. Это название не упоминается ни в балладах о Робине Гуде, ни в документах, связанных с его возможными прототипами. Впервые Локсли упомянул как место рождения графа Хантингтонского Джозеф Ристон в 1795 году, отстаивая теорию о дворянском происхождении лучника. Чем он при этом руководствовался, не понятно.


Шериф Ноттингемский

Вполне возможно, что у Робина Гуда и вовсе нет конкретного известного историкам прототипа. Может быть, жил в XIII веке в Шервудском лесу веселый и удачливый грабитель, каких в Англии того времени было множество. Он несколько раз помог знакомым крестьянам, и рассказы об этом, обрастая всё новыми подробностями и домыслами, превратились в народные предания. По крайней мере, несколько друзей и врагов Робина Гуда, известных по балладам, имеют явно легендарное происхождение.

Из всей шервудской шайки только Маленький Джон оставил некие материальные следы. Дербиширская деревня Хейзерсейдж с гордостью именует себя родиной ближайшего друга Робина Гуда. На местном кладбище вам с готовностью покажут его могилу, правда, уже с современной каменной плитой без указаний даты смерти. Когда в 1784 году это погребение вскрыли, то нашли скелет настоящего великана. Это убедило всех, что могила подлинная: ведь Джона прозвали Малышом в шутку, по легенде, он был семи футов росту (213 сантиметров). В судебных документах XIV века удалось также найти упоминание о некоем Джоне Ле Литтле, грабившем народ в окрестностях Уэйкфилда. Но это вряд ли можно считать ещё одним доказательством реальности существования Маленького Джона, ведь прозвище, даваемые по росту, не редкость.


Робин Гуд и Дева Мэриан, 1866. Картина Томаса Фрэнка Хэфи

Следы остальных соратников Робина Гуда можно отыскать только в фольклоре. Некоторые из его друзей не фигурируют в ранних версиях легенд, они стали членами шайки уже в позднем Средневековье. Примерно тогда же у Робина Гуда появилась возлюбленная. Имя Мэриан не упоминается в народных балладах, зато этот персонаж традиционно присутствовал на народных майских праздниках в качестве Королевы мая. Где-то в XV веке героем этих гульбищ, обычно проводившихся на опушке леса, стал и Робин Гуд. Как было не составить чудесную парочку? Остальное — дело рук литераторов и кинематографистов.

Происхождение извечных противников Робина Гуда тоже довольно туманное. Шериф Ноттингема, конечно, существовал, но ни в одной из легенд не упоминается его имя. Так что острую личную неприязнь к шервудскому разбойнику могли испытывать сразу десяток королевских чиновников, сменявшихся на этом посту в течение нескольких веков. Жестокий рыцарь Гай Гизборн, носивший вместо плаща конскую шкуру, — фигура легендарная. В начале тысячелетия о нём существовали отдельные предания, а в конце XV века он всплыл в балладах о Робине Гуде.


Епископский дуб

Кем на самом деле были герои и антигерои Шервудского леса, сегодня доподлинно знает только огромный дуб, стоящий в чаще у перекрестка больших дорог. Ему больше тысячи лет, еще в XIX веке для огромных ветвей пришлось сделать специальные подпорки. По преданию, именно под этим исполином Робин Гуд заставил танцевать пойманного епископа. С тех пор дерево так и называют: Епископский дуб. Было это на самом деле или нет — загадка.

Истории о Робине Гуде знает каждый. Для одних это красивая легенда, для других — реально существующий персонаж. Истории о Робине Гуде овеяны налетом романтики и легенды.

Однако, можно с уверенностью заявить, что Робин Гуд существовал на самом деле. Впервые о нем вспомнили в 1377 году в балладе о лесном разбойнике — враге богатых и защитнике угнетенных. Около 1510 года был издан памфлет в котором рассказывалась история, и согласно ей Робин Гуд повстречался с королем. Он сделал вид, что не узнал своего суверена, а тот пригласил смельчака на службу короне. С тех пор стали появляться все новые и новые версии о подвигах народного защитника и каждый из авторов вкладывал в свои истории все новые и новые данные, не всегда считаясь с фактами.

И Робин Гуд в каждой новой версии повышает свой статус в обществе — от малоземельного крестьянина до графа Хантигтонского. Однако, все легенды сходятся в одном — благородный разбойник развернул активную деятельность, когда центральная власть боролась за полномочия с местной.

Звали человека, ставшего прототипом для народных легенд Робертом Гудом. Он являлся уроженцем Уэйкфилда в графстве Йоркшир и появился на свет около 1280 года. Имел жену Матильду, служил в королевской армии во время сражений с шотландцами и поддержал герцога Ланкастера в его войне с королем Эдуардом Вторым.

После проигранной его покровителем генеральной битвы приблизительно в 1322 году будущий герой легенд перешел на нелегальное положение. Он создал свой собственный партизанский отряд и продолил войну с королевской властью. И, конечно же, боролся с ноттингемским шерифом, не щадя при этом и духовенство.

И шериф, и его заклятый враг постоянно оказывались друг у друга в плену, но, как ни странно, расходились они мирно. Похоже, оба противника договаривались между собой о разделе полномочий между центром и местными властями. Вскоре к главе Шервудского леса прибыл сам король для переговоров. И лишь после этого Роберт Гуд согласился распустить свои войска, приняв предложенную его сувереном должность постельничего. Это был довольно высокий пост, открывающий доступ напрямую к королю.

Тем не менее, вскоре Гуд покинул Лондон и вернулся обратно в родные леса. Против него постоянно высылались карательные экспедиции. Несколько отрдов он сумел разгромить. Один из таких отрядов возглавил норманский рыцарь сэр Гай Гисборн. После победы Роберт Гуд отрезал этому рыцарю голову и насадил ее на кол. Та же участь постигла и ноттигемского шерифа.

После этого оставаться в Англии уже было нельзя, и лесной разбойник попытался уплыть. Но ему не везло — шторм вернул его на берег. После этого Робина Гуда приютил в своем замке один и враждебных королю баронов. Тем не менее, воевать с государством он не мог. После нескольких поражений от правительственных войск легендарный партизан тяжело заболел и отправился на лечение в женский монастырь в Кирклессе. Местная аббатиса приютила беглеца и взялась его лечить. В лечебных целях она пустила своему пациенту кровь, но остановить ее забыла.

После этого почившего разбойника похоронили недалеко от аббатства. Ходят слухи, что в девятнадцатом веке надгробный камень с могилы Гуда пустили на щербень для местной железной дороги.

Многим исследователям не слишком понятно, почему РОбин Гуд пользуется такой популярностью. К примеру, надругательства над шерифом и сэром Гисборном выглядят не слишком привлекательно. К тому же выглядят нелогичными его постоянные конфликты с королем, когда Робин сам мог стать частью власти. Приводятся даже версии, что у него была нетрадиционная сексуальная ориентация, из-за чего возникли конфликты с церковью.

Вполне возможно, такая жесткая позиция Робина Гуда связана с усилившейся королевской властью. На местах эту самую власть представляли шерифы. Они возглавляли советы графств, распоряжались королевским имуществом, собирали подати и водили в походы армии. Конечно же, у шерифов были конфликты с местными лордами и йоменами.

В начале тринадцатого века под давлением баронов один из самых неудачливых королей Иоанн Безземельный был вынужден подписать Великую хартию вольностей. И Великой она была названа не только из-за своего исторического значения, но и из-за объема прав и свобод, которыми наделялись подданные. Согласно одному из пунктов, если король нарушал хартию, бароны имели право на восстание, которое не должно было заканчиваться смертью короля или членов его семьи.

Однако, почти сразу Иоанн Безземельный начал нарушать данные обещания, что привело к новому восстанию. При Эдуарде Первом были внесены правки в Великую хартию вольностей, запрещавшие центральной власти собирать налоги без согласия всего английского сообщества. Тем не менее, Эдуард Второй укреплял свою власть, ограничивая все вольности граждан. Это привело к волнениям и заставило уйти в леса Роберта Гуда.

Робин Гуд был не единственным, кто требовал от властей выполнять данные обещания, но именно его запомнили, как народного защитника.

Видео — Робин Гуд. Тайны истории



Робин Гуд является знаменитым английским героем народных сказаний и баллад. В сказаниях говорилось, что он вместе с друзьями разбойничал в Шервудском лесу, грабил богатых и отдавал деньги бедным. Робин Гуд считался непревзойденным стрелком из лука, власти никак не могли его поймать.

Баллады об этом герое были сложены еще в XIV веке. На основе их уже сегодня написано немало книг о Робин Гуде, снято множество фильмов. Герой предстает то дворянином-мстителем, то веселым гулякой, то героем-любовником.

На самом деле реальных фактов об этом персонаже немного. Он весь соткан из мифов. Но некоторые из них все же являются неправдоподобными. Даже у легендарного героя есть своя историческая правда. Главные заблуждения о Робин Гуде мы и развенчаем.

Робин Гуд был реальным человеком. Стоит признать, что этот персонаж является выдуманным. Карьера архетипического героя сложилась из многочисленных популярных пожеланий и разочарований простого народа той эпохи. Робин (или Роберт) Гуд (или Ход, или Хьюд) являлось прозвищем, которым награждали мелких преступников до середины XIII века. Кажется неслучайным, что имя Робин созвучно слову "роббинг" (ограбление). Это уже современные писатели сформировали образ благородного разбойника, как реальный. Существовали люди подобные Робин Гуду. Они попирали непопулярные государственные законы относительно лесов. Те правила сохраняли обширные области полудикими, специально для охоты короля и его двора. Такие беглецы всегда восхищали угнетенных крестьян. Но не было такого конкретного человека, который и вдохновил современников на создание поэм о себе. Никто не рождался с именем Робин Гуд и не жил с ним.

Робин Гуд жил во время правления Ричарда Львиное Сердце. Робин Гуд часто называется врагом амбициозного принца Джона, пытающегося захватить власть во время отсутствия попавшего в плен в ходе Крестового похода короля Ричарда I Львиное Сердце (правил в 1189-1199 годах). Но впервые имена трех этих персонажей в одном контексте стали упоминать писатели эпохи Тюдор в XVI веке. Есть упоминание (пусть и не вполне убедительное) о Робин Гуде, как об одном из участников суда при правлении Эдуарда II (1307-1327). Куда правдоподобнее кажется баллада о том, что Робин Гуд являлся сторонником Симона де Монфор, убитого в Ившеме в 1265 году. С уверенностью можно сказать, что Робин Безземельный стал популярным персонажем народной мифологии к тому времени, как Вильям Ленгленд написал свое "Видение о Петре-пахаре" в 1377 году. В этом историческом документе прямо упоминается имя Робин Гуда. Неясно, как был связан этот персонаж с Ранульфом де Блондвиллем, графом Честера, чье имя следует сразу после упоминания имени разбойника. Вполне вероятно, что они попали в фразу из разных источников.

Робин Гуд был благородным человеком, грабящим богатых и отдававших деньги бедным. Этот миф придумал шотландский историк Джон Мейджер. Он в 1521 году написал, что Робин не причинял никакого вреда женщинам, не задерживал товары бедняков, щедро делился с ними тем, что брал у богачей. Но раньше баллады освещали деятельность персонажа более скептично. Самая длинная, и, вероятно, старая история о Робин Гуде, это "Небольшое славное приключение Робин Гуда". Предположительно она была записана в 1492-1510 годах, но вполне вероятно, что и намного раньше, в 1400-х. В этом тексте есть комментарий, что Робин сделал много хорошего для бедняков. Но в то же время он деньгами помогает рыцарю, испытывающему финансовые затруднения. В этом произведении, как и в других ранних балладах, нет никакого упоминания о деньгах, которые отдавались крестьянам, о перераспределении благ между социальными слоями. Наоборот, в рассказах присутствует история о том, как разбойник искалечил уже побежденного противника и даже убил ребенка. Это заставляет иначе взглянуть на личность легендарного персонажа.

Робин Гуд был обедневшим дворянином, графом Хантингтон. И снова нет никакой реальной основы для появления такого мифа. Робин Гуд уже в первых историях всегда является простолюдином, общаясь с людьми своего сословия. Откуда же вообще появилась такая легенда? Джон Леланд писал в 1530 году, что Робин Гуд был благородным разбойником. Скорее всего, речь шла о его поступках, но образ теперь дополнился и соответствующим происхождением. А в 1569 году историк Ричард Графтон утверждал, что в одной старинной гравюре он нашел доказательства графского достоинства Робин Гуда. Это объясняло его рыцарство и мужественность. Эта идея впоследствии была популяризована Энтони Мандеем в его пьесах "Падение Роберта, графа Хантингтон" и "Смерть Роберта, графа Хантингтон", написанных в 1598 году. В этом произведении обедневший из-за козней дяди граф Роберт стал в обличье разбойника бороться за правду, спасая свою невесту Мэриан от домогательства принца Джона. А в 1632 году появилось "Истинное сказание о Робин Гуде" Мартина Паркера. Там недвусмысленно сказано, что известный преступник, граф Роберт Хантингтон, в простонародье названный Робин Гудом, умер в 1198 году. Но реальным графом Хантингтон в этот период был Дэвид Шотландский, умерший в 1219 году. После кончины его сына Джона в 1237 году эта дворянская ветвь прервалась. Только через столетие титул был дарован Вильяму де Клинтону.

Робин женился на Девице Мэриан. Дева Мэриан стала важной частью легенды о Робин Гуде. Однако мало кто знает, что первоначально она была героиней отдельной серии баллад. У Робина и других разбойников из самых первых преданий не было ни жен, ни семьи. Образ женщины появляется разве что в преданности Робин Гуда Деве Марии. Наверное, рассказчики считали такое преклонение неуместным в годы после протестантской Реформации в XVI веке. Вполне вероятно, что Мэриан потому и появилась в легендах о Робин Гуде примерно в это время, чтобы обеспечить альтернативный женский фокус. И раз есть положительные персонажи, мужчина и женщина, то они непременно должны пожениться.

Девица Мэриан была благородных кровей. Личность этой девушки вызывает много вопросов. Одни историки склоняются к мысли, что это была красавица, опекаемая принцем Джоном. А познакомилась она с Робин Гудом, только попав в его засаду в лесу. Однако есть и другое мнение. Некоторые ученые полагают, что впервые Мэриан появляется даже не в английском эпосе, а французском. Так звали пастушку, подругу пастуха Робина. Только через двести лет девушка перебралась в легенду об отважном разбойнике. Да и первоначально высоконравственной Мэриан не была, такая репутация появилась у нее значительно позже, под влияние целомудренной морали викторианской эпохи.

Робин Гуд был похоронен в Йоркшире, в монастыре Кирклис. Его могила сохранилась там до сих пор. Согласно легендам, Робин Гуд отправился в монастырь Кирклис для лечения. Герой понял, что его рука ослабела, и стрелы начинают все чаще лететь мимо цели. Монахини же славились умением кровопускания. В те времена это считалось лучшим лекарством. Но настоятельница случайно ли, или умышленно, выпустила Робин Гуду слишком много крови. Умирая, он выпустил последнюю стрелу, завещав похоронить себя в месте ее падения. Но у писателя эпохи Тюдор Ричарда Графтона была другая версия. Он считал, что настоятельница похоронила Робин Гуда на обочине дороги. В книге указано, что герой покоится там, где он грабил проходящих мимо. На его могиле настоятельница монастыря установила большой камень. На нем были начертаны имена Робин Гуда и еще нескольких человек. Возможно, некий Вильям Голдборо и Томас были сообщниками разбойника. А сделано это было для того, чтобы путешественники, видя могилу знаменитого разбойника, могли спокойно ехать дальше, не боясь грабежа. В 1665 году местный историк Натаниэл Джонсон зарисовал эту могилу. Она предстает в виде плиты, украшенной шестиконечным лотарингским крестом. Он часто встречается на английских надгробиях XIII-XIV веков. Надписи уже тогда были еле разборчивые. Робин Гуд мог действительно оказаться похоронен с другими людьми, но если памятник был установлен сразу же после его смерти, то странно, что об этом до 1540 года никто не упоминал. Сам же монастырь перешел во владение семейства Армитаж в XVI веке, после церковной реформы. В XVIII столетии сэр Сэмюэль Армитаж решил раскопать землю на глубину в метр под камнем. Главный страх был в том, что могилу уже посетили грабители. Однако оказалось, что бояться было нечего - под камнем тел разбойников не оказалось. Кажется, что камень был перенесен сюда с другого места, где и похоронен легендарный Робин Гуд. Теперь надгробие регулярно атакуется охотниками за сувенирами, стремящимися отколоть от него кусочек. А многие верят, что части камня помогают избавиться от зубной боли. Армитаж впоследствии заключил камень в небольшой кирпичный забор, окруженный железными перилами. Их остатки видны и сегодня.

Некоторые из друзей Робин Гуда могут быть сопоставлены со знаменитостями той эпохи. Маленький Джон, Уилл Скарлетт и Мач, сын Мельника, сопровождают Робин Гуда в ранних балладах. Позже в компании появились и другие герои - монах Тук, Алан из Долины и т.д. Самым знаменитым из них является Маленький Джон. Упоминаний о нем в документах почти столько же, сколько и о самом Робин Гуде. Говорилось, что Маленький Джон является неуловимым, как и его друг. Известно, что могила этого разбойника находится в графстве Дербишир на кладбище в Хатерседже, что небезынтересно. Камни и перила на ней современные, но на части раннего мемориала имеются все еще различимые выветрившиеся инициалы "L" и "I" (выглядящая, как "J"). Джеймс Шаттлворт, владевший поместьем, устроил тут раскопки в 1784 году. Им была найдена очень большая бедренная кость длиной в 73 сантиметра. Выходило, что в могиле был похоронен некто высотой в 2,4 метра! Вскоре с хозяевами поместья начали происходить странные несчастья. Тогда сторож перезахоронил кость в неизвестном месте. Два поселения, в Литл Хаггас Крофт в Локсли, Йоркшир и деревня Хатерседж в округе Пик, Дербишир, заявляют свое право именоваться родиной Робин Гуда и место, где Маленький Джон провел свои последние годы. Альтернативный подход к истории Робин Гуда основывается на попытке установить в историческом контексте его противников. Однако баллады прямо называют только шерифа Ноттингема, аббата церкви Святой Марии и Йорка. Другие же персонажи упоминаются только по титулу. Не называются конкретные имена, которые можно было бы привязать к определенным датам в истории. Такое отсутствие точной информации разочаровывает, но мы всегда должны помнить, что имеем дело с народным эпосом, а не с документами, излагающих факты.

Робин Гуд был отличным стрелком из лука. Умение метко стрелять из лука отличало Робин Гуда. В некоторых постановках он даже выигрывал соревнования, попадая даже не в яблоко, а в наконечник стрелы. На самом деле в момент появления легенд о Робин Гуде классические английские большие луки только начали появляться, они были большой редкостью. В исторических документах указано, что разбойники освоили это оружие в середине XIII века. Тогда же стали проводить соревнования. Если же верить, что Робин Гуд жил в конце XII века, то лука у него быть не могло.

Монах Тук был сообщником Робин Гуда. Этот монах считается одним из героев Шервудского лиса. Письменные свидетельства говорят, что брат Тук действительно был разбойником. Вот только действовал он в 200 милях от Шервудского леса, к тому же через 100 лет после предполагаемого времени жизни Робин Гуда. И был этот священник вовсе не безобидным и веселым - он безжалостно разорял и сжигал очаги своих врагов. В последующих легендах имена знаменитых разбойников стали упоминать вместе, они стали сообщниками.

Робин Гуд действовал в Шервудском лесу графства Ноттингемшир. Это утверждение обычно возражений не вызывает. Однако упоминание о Шервуде появилось в балладах далеко не сразу, самое раннее - в середине XV века. Кажется, что ничего страшного в этом нет, просто раньше факт просто ускользал от рассказчика. Вот только в сборнике баллад о Робин Гуде, вышедшем в 1489 году, его деятельность связывается совсем с другим графством, с Йоркширом. Он находится не в центре Англии, а на севере. Стоит упомянуть, что Йоркширская Большая Северная Дорога, на которой по этой версии и действовал Робин Гуд, действительно обладала дурной славой из-за многочисленных грабежей путешественников.

Робин Гуд - настоящее имя разбойника. Правильно говорить - Робин Худ. В английской орфографии фамилия пишется, как Hood, а не Good. Дословный правильный перевод имени героя - Робин Капюшон, а не Робин Хороший. Есть сомнения и насчет имени грабителя. Фраза "Rob in Hood" дословно означает "грабитель в капюшоне". Непонятно, то ли имя Робин появилось из этой фразы, а то ли само слово от имени разбойника.

Соратники Робин Гуда носили зеленые одежды. Об одеждах зеленого цвета у разбойников часто упоминается в легендах. Одно из ранних сказаний повествует, как король специально переодел своих людей в зеленые цвета, приказав им пройтись по Ноттингему и выдавать себя за лесных братьев. Однако горожане не только не приветствовали "разбойников", но в гневе прогнали их. Это, кстати, красноречиво говорит о том, как народ "любил" Робин Гуда. Если он действительно боролся за справедливость и пользовался популярностью, то почему люди в зеленом поспешно убегали от горожан? Так легенда о зеленых одеждах разбойников обрела свою жизнь.

Шериф Ноттингемский был отъявленным злодеем. Из сказаний, романов и фильмов известно, что главным врагом Робин Гуда является шериф Ноттингемский. Этот служитель закона возглавлял лесников, стражников, дружил с церковью и знатью. Недобросовестный шериф обладал неограниченной сластью в этих местах. Вот только с Робин Гудом он ничего поделать не мог – на стороне того была смекалка, меткость и простой народ. Стоит понимать, что в средневековой Англии шериф был чиновником, боровшимся с преступниками. Должность эта появилась еще в X-XI веках. При нормандцах страну поделили на округи, в каждом из которых был свой шериф. Интересно, что они не всегда совпадали с графствами. Так шериф Ноттингемский присматривал еще и за соседним графством Дербишир. В сказаниях о Робин Гуде его главный враг – шериф, никогда не называется по имени. Среди прототипов называют имена Уильяма де Брюера, Роджера де Ласи и Уильяма де Венденаля. Шериф Ноттингемский существовал, но непонятно, кто им был в годы действия Робин Гуда. В ранних сказаниях шериф был просто врагом "лесной братвы" по роду своей службы, борясь со всеми разбойниками. Но позже этот персонаж оброс деталями, став настоящим отрицательным героем. Он притесняет бедняков, присваивает себе чужие земли, вводит новые налоги и вообще злоупотребляет своим положением. А в некоторых историях шериф даже домогается леди Мэриан и с помощью интриг пытается стать королем Англии. Правда, баллады высмеивают шерифа. Он выставляется трусливым глупцом, который пытается выполнить работу по поимке Робин Гуда чужими руками.

Сэр Гай Гисборн был реальным благородным персонажем и врагом Робин Гуда. Поведение сэра Гая Гисборна совсем другое, нежели у шерифа. Рыцарь в легендах предстает смелым и отважным воином, хорошо владеющим мечом и луком. В одной из легенд рассказывается, как Гай Гисборн вызвался за награду покончить с Робин Гудом, но в итоге сам пал от руки благородного разбойника. Не во всех историях этот рыцарь предстает благородным персонажем. Кое-где его называют жестоким кровожадным убийцей, легко переступающим через закон ради достижения своих целей. В некоторых балладах Гай Гисборн домогается девы Мэриан, а кое-где он даже выступает ее женихом. Необычен и внешний вид героя – он носит не обычный плащ, а шкуру коня. Но исторического такого персонажа вообще не существовало. Считается, что сэр Гай Гисборн был некогда героем отдельной легенды, которая позже слилась с историей о Робин Гуде.

Робин Гуд был героем-любовником. Среди друзей отважного разбойника называется лишь одно женское имя – девы Мэриан. А профессор английской литературы университета Кардиффа Стивен Найт вообще выдвинул оригинальную мысль. Он считает, что Робин Гуд и его друзья были компанией геев! В подтверждении этой смелой мысли ученый приводит весьма недвусмысленные части баллад. Да и в первоначальных историях о подруге Робин Гуда вообще ничего не говорилось, зато неестественно часто упоминались имена близких друзей – Маленького Джона или Уилла Скарлетта. И эту точку зрения разделяет профессор Кембриджа Барри Добсон. Он трактует отношения Робин Гуда и Маленького Джона, как очень неоднозначные. Борцы за права сексуальных меньшинств тут же подхватили эту теорию. Звучат даже голоса за то, чтобы историю о нетрадиционной сексуальной ориентации Робин Гуда непременно рассказывали детям в школе. В любом случае с репутацией героя-любовника у разбойника все далеко неоднозначно.

Большинство из нас знает легенду о благородном разбойнике Робин Гуде. Он крал у богатых и отдавал бедным, которых эти богатые обобрали. В любой легенде есть доля правды и много вымысла. Легенда о Робин Гуде в этом смысле ничем не выделяется. Ученые давно пытаются понять, кто был прототипом этого народного героя. За все время изучения данного вопроса сложилось несколько распространенных версий. Давайте разбираться.

Робин Добрый Малый

Начнем немного нестандартно и издалека, а именно с фольклора саксов и скандинавов - точнее, с лесного духа Пака, или Пэка, или Пука (англ. Puck), которого в самой Англии называют Хобом (англ. Hob). Фольклор саксов тут важен, поскольку часть этого древнегерманского племени участвовала в формировании этнического состава населения Британских островов. Скандинавы также поучаствовали, но позднее, начиная с эпохи Нормандского завоевания Англии 1066-1072 годов.

Собственно, Пак - это лесной дух, который пугает людей и делает так, чтобы те блуждали по чащам. И если в скандинавском фольклоре Пак - существо, ассоциирующееся скорее со злом, то для англичан это шутник и баловник, трикстер (может как помогать, так и вредить). Редьярд Киплинг в «Сказках старой Англии» описывал его как эльфа, одетого во все зеленое. Помимо цветов одежды (Робин Гуд носил зеленый плащ/накидку с остроконечным капюшоном) и двойственного поведения (разбойник, но хороший разбойник), существует и сходство в имени, так как англичане называют Пака, или Хоба, еще и именем Robin Goodfellow - Робин Добрый Малый. Можно предположить, что на определенном этапе Хоб «воплотился» в персонажа легенды о Робин Гуде, но это не совсем так.

Исторические прототипы

Наиболее распространенная версия о Робин Гуде - та, в которой разбойник выступает современником короля Ричарда I Львиное Сердце (вторая половина XII века). Об этом сообщается в хронике XVI века. Но тут есть нюанс - знаменитый эпизод из легенды о Робин Гуде, в котором описано его участие в соревнованиях по стрельбе из лука. Дело в том, что такие соревнования в Англии стали проводиться не раньше XIII века. Впрочем, ничто не мешало этому сюжету оказаться в легенде не сразу.

Другие сведения, относящиеся к 1261 году, сообщают нам о некоем разбойнике Робине, хозяйничавшем в лесах Англии в то время. Также существуют данные, согласно которым Роберт Гоуд (Гуд или Ход) родился в 1290 году, жил в эпоху Эдуарда II, в 32 года оказался на службе у графа Ланкастерского, который потерпел поражение в ходе поднятого им восстания против короля, а его слуги были объявлены вне закона. Чтобы избежать правосудия, Роберт ушел в Шервудский лес, где собрал разбойничью банду с целью выколачивания денег из богачей. Про этого же Роберта есть запись, что он несколько месяцев работал при дворе Эдуарда II - легенда красиво обыграла этот эпизод, выстроив свою хронологическую последовательность событий. Умер Роберт в 1346 году в Кирклейском монастыре от тяжелой болезни.

Получается, что факт существования знаменитого разбойника (или нескольких) зафиксирован документально и относится к XIII-XIV векам. Но действительно ли он и его банда соответствовали тому образу, который создала народная молва?

Даниэль Маклиз. Робин Гуд и его люди развлекают Ричарда Львиное Сердце в Шервудском лесу

Похоже, что нет, а скорее всего, совсем нет. Даже если он и помогал бедным, то это не зафиксировано ни в одном документе. С девушкой Мэриан (легендарная возлюбленная Робина) он знаком не был. Мэриан попала в легенду про благородного разбойника из французской поэмы XIII века, где она выступает в роли подруги пастуха Робина. Монах Тук, любитель выпить, весельчак и непревзойденный боец поединков на палках, либо целиком вымышленный персонаж, либо прототипом его явился реальный священник одной местной церкви, который в реальности создал собственную разбойничью банду и жил в XIV-XV веках. Верный друг Робин Гуда Малыш Джон, чья могила была вскрыта в 1784 году, действительно был человеком очень высокого роста. Но он вовсе не был весельчаком. Наоборот - суровый, обидчивый и способный на жестокие убийства.

Выходит, что реальный прототип, легший в основу легенды про благородного разбойника Робин Гуда и его банду, все же существовал. Но людям в те суровые времена так хотелось «лучика света», что его собирательный образ оказался совершенно неузнаваем…

Сергей Львов

Он провел свою жизнь в лесу. Его боялись бароны, епископы и аббаты. Его любили крестьяне и ремесленники, вдовы и бедняки. (Из старинных хроник.)

О его смерти рассказывают так. Однажды славный стрелок из лука почувствовал: в руках недостает силы, чтобы натянуть тетиву, а ногам трудно идти по привычной лесной тропинке. И тогда он понял: приблизилась старость...
Он отправился в монастырь, настоятельница которого слыла искусной врачевательницей, и попросил полечить его. Монахиня прикинулась, что обрадована его приходом, приветливо проводила пришельца в дальнюю келью, заботливо уложила его на постель, острым ножом вскрыла вену на могучей руке (кровопускание тогда считали хорошим средством от многих недугов). И, сказав, что тотчас вернется, ушла.
Время текло медленно. Кровь текла быстрее. Но монахиня все не возвращалась. Наступила ночь. За ночью пришел рассвет, и тогда стрелок понял, что стал жертвой предательства. Над изголовьем его ложа было окно в лес. Но сил, чтобы дотянуться до окна, у истекающего кровью уже недостало. В груди едва хватило дыхания, чтобы последний раз протрубить в изогнутый охотничий рог. Слабый, дрожащий звук, рога прозвучал над лесом. Верный друг услышал призывный сигнал. В тревоге он поспешил па помощь.
Поздно! Уже никто не смог бы спасти стрелка. Так враги, которые долгие годы не умели одолеть Робина Гула ни в жарком бою, ни в упорном поединке, извели его черным предательством.
Старинный историк называет год и день, когда это случилось: 18 ноября 1247 года.
Прошло несколько веков. Начинались и заканчивались войны. Самая короткая длилась несколько дней, самая длинная – сто лет. По городам и деревням Англии проносились опустошительные эпидемии. Вспыхивали восстания. На престоле сменялись короли. Люди рождались и умирали, поколения приходили на смену поколениям.
Однако бурная череда событий, как любили говорить в старинных книгах, не могла изгладить из памяти англичан имени Робина Гуда.
Однажды, это было лет двести пятьдесят тому назад, в маленький городок близ Лондона медленно въехала тяжелая карета. Карета была нарядной, пышной: только самые важные люди королевства разъезжали в таких. Действительно, в карете сидел важный господин: сам лондонский епископ! Он приехал в городок, чтобы прочитать горожанам проповедь. Покуда карета ехала от городских ворот к церковной площади, епископ успел заметить, что городок словно бы вымер. Епископ не удивился этому. Значит, слух о его приезде опередил карету, и горожане поспешили в церковь: им не часто доводится видеть и слышать его преосвященство. И он привычно представил себе, как выйдет из кареты, как медленно поднимется по ступеням храма сквозь почтительно расступающуюся толпу... Но церковная площадь была пуста. На церковных дверях висел тяжелый замок.
Долго стоял епископ на пустой площади, багровея от гнева и стараясь сохранить достойный вид, подобающий его сану и торжественным ризам, что было совсем нелегко перед запертой дверью.
Наконец какой-то прохожий, поспешая отнюдь не в церковь, бросил на ходу епископу:
– Сэр, вы ждете напрасно, мы празднуем сегодня день Робина Гуда, весь город в лесу, и в церкви никого не будет.
О дальнейшем рассказывают по-разному. Одни говорят, что епископ сел в карету и вернулся в Лондон, произнося мысленно такие слова, какие епископы обычно не произносят. Другие утверждают, что он отправился на городской луг, где горожане, нарядившись в зеленые кафтаны, изображали сцены из жизни Робина Гуда, и присоединился к зрителям.
Что же это была за жизнь? Почему память о ней сохраняют веками? Почему целый город мог много часов подряд вспоминать Робина Гуда и думать только о нем?
Что вам известно о Робине Гуде, кроме тех страниц романа Вальтера Скотта "Айвенго", где он выведен под именем храброго йомена, вольного крестьянина Локсли?
У Робина Гуда два жизнеописания. Одно – очень короткое. Ученые собрали его по крупицам в старинных хрониках. Из этого жизнеописания можно узнать, что Робин Гуд был разорен богатыми недругами и бежал от них в Шервудский лес, глухую и густую чашу, тянувшуюся на много десятков миль. К нему примкнули такие же, как он, беглецы. Он объединил их под своим началом в грозный отряд "лесных братьев" и вскоре стал настоящим властелином Шервудского леса. Робин Гуд и его стрелки числом более ста охотились на запретную королевскую дичь, враждовали с богатыми монастырями, грабили проезжих нормандских рыцарей, помогали преследуемые и беднякам.
За поимку Робина Гуда власти много раз объявляли награду. Но ни один крестьянин, в чью хижину он заходил, ни один из "лесных братьев" не соблазнился этими посулами.
Вот все или почти все, что известно историкам о Робине Гуде.
Второе жизнеописание Робина Гуда куда подробнее. Из него можно узнать, как он впервые столкнулся с королевскими лесничими и чем закончилась эта встреча; как он познакомился с беглым монахом – братом Туком – и Маленьким Джоном, которые стали его помощниками, и о том, как Робин Гуд побеждал па состязаниях из лука, как он враждовал с шерифом Ноттингема, притеснявшим крестьян, как отказался служить королю Ричарду Львиное Сердце.
Где же записано все это и многое другое о Робине Гуде? Не в исторических трудах, а в народных песнях – балладах, как называют их историки литературы.
Их сочиняли по всей Англии на протяжении многих веков. Автором этих песен был народ, а исполнителями – странствующие певцы. Песни о Робине Гуде обрастали разными подробностями, несколько маленьких песен сливались в одну или одна большая распадалась на несколько маленьких... Певцы, которые пели эти баллады, если умели писать, записывали слова песни и за плату давали их списать желающим. А когда в Англии появились первые типографии, песни о Робине Гуде стали печатать. Поначалу это были отдельные листы с оттисками песен. Их охотно раскупали жители городов и деревень, которые раз в год, летом, праздновали день Робина Гуда.
Вот в этих-то песнях постепенно и сложилось второе жизнеописание Робина Гуда. В нем он такой, каким его представлял себе народ. Если старинная латинская хроника утверждает, что Робин Гуд был дворянином, то народная песня решительно называет его сыном крестьянина. Простые люди Англии легендарную биографию Робина Гуда стали считать его настоящим жизнеописанием. В течение многих десятилетий и даже веков всему, что рассказывали о Робине Гуде в песнях, англичане верили как непреложному историческому факту.
Этому есть любопытное свидетельство. В одной из самых старых баллад рассказывается, как Робин Гуд пятнадцатилетним юношей отправился в город Ноттингем на состязание стрелков из лука. На полпути его остановили королевские лесничие и стали издеваться над ним. "Неужели этот мальчишка, который едва может согнуть собственный лук, осмелится появиться перед лицом короля на состязаниях!" – восклицали они. Робин Гуд побился с ними об заклад, что он на сто футов попадет в цель, и выиграл это пари. Но королевские лесничие не только не заплатили ему выигрыша, а пригрозили, что поколотят его, если он осмелится показаться на состязаниях.
Тогда Робин Гуд, как с восторгом сообщает баллада, перестрелял из своего лука всех насмешников. Народ не любил королевских лесничих, которые не давали бедняку ни собрать в лесу хворост, ни тем более поохотиться на лесную дичь или поудить рыбу в лесных ручьях и реках. Не любя королевских лесничих, народные певцы с восторгом распевали эту балладу.
И вот в апреле 1796 года, то есть спустя пять столетий после того, как жил Робин Гуд, в одном из английских журналов появилось сообщение. Вот оно: "Когда несколько дней назад рабочие копали землю в саду в местечке Кокслейн неподалеку от Ноттингема, они наткнулись на шесть человеческих скелетов, которые лежали вплотную друг к другу, аккуратным рядом. Предполагают, что это часть тех пятнадцати лесничих, которых убил в свое время Робин Гуд".
Можно представить себе, как издатель журнала спросил у автора заметки: "А вы уверены, что это те самые скелеты?". И автор ответил, как отвечают журналисты всех времен: "Ну, что же, впишем для осторожности слово "предполагают". Но ни автору, ни издателю не пришло в голову усомниться, что Робин Гуд действительно сражался с королевскими лесничими по дороге в славный город Ноттингем: ведь об этом поется в балладах!
Почему Робин Гуд стал любимым героем народных песен? Чтобы ответить на этот вопрос, придется, пожалуй, напомнить вам то, что вы учили на уроках истории: в 1066 году Англию захватили норманны с Вильгельмом Завоевателем во главе. У коренного населения Англии – саксов – они отнимали землю, дома и имущество, огнем и мечом навязывали им свои законы. Старинный историк называет Робина Гуда одним из тех, у кого отняли землю.
Вражда между старыми и новыми властителями сохранялась и два века спустя. Помните, какое место занимает в книге Вальтера Скотта "Айвенго" вражда саксонских и нормандских дворян? Однако саксонские дворяне скоро примирились с завоевателями. Но песни о Робине Гуде не забылись. Их распевали в отрядах крестьян, восставших под предводительством Уотта Тайлера. Народ сердцем чувствовал: борьба Робина Гуда, прославленная в песнях, – это не только борьба саксов против норманнов, но вообще борьба народа против угнетателей.
Я перелистываю старинную книгу, в которой собраны одна за другой баллады о Робине Гуде. Вот баллада про то, как Робин Гуд сражался с другим своим злейшим врагом – рыцарем Гаем Гайсбурном и как, победив его и переодевшись в его одеяние, – а надобно вам знать, что Гай Гайсбурн всегда носил поверх лат выделанную конскую шкуру, – он снова перехитрил ноттингемского шерифа. Вот баллада "Робин Гуд и епископ", в которой рассказывается, как выместил на епископе Робин Гуд свей гнев против церкви. Вот баллада про то, как Робин Гуд спас трех сыновей бедной вдовы, – и в каждой из этих баллад он всегда один и тот же: смелый в бою, верный в дружбе, шутник, весельчак, насмешник, не стареющий народный герой.
Я рассказал вам о Робине Гуде, каким его изображали народные баллады, и теперь вы сами сможете заметить, в чем изменил Вальтер Скотт этот образ, когда вывел его в "Айвенго".
У Вальтера Скотта йомен Локсли, имя, под которым выведен в романе Робин Год, становится верным помощником Ричарда. Робин Гуд, каким воспел его народ, отказался служить королю Ричарду Львиное Сердце.
Народ помнит Робина Гуда именно таким, каким он воспет в старинных народных песнях. И в этом и есть бессмертие Робина Гуда.

Рисунки П. Бунина.