Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55»

Роль воспитателя в организации музыкальной деятельности дошкольников

Консультация для воспитателей

Музыкальный руководитель:

КудаеваИ.Е.

Саранск 2013

Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного.

Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника.

Вот почему всесторонней подготовке педагога, его приобщению к миру музыкального искусства придается очень большое значение.

Воспитателю важно не только понимать и любить музыку научиться выразительно, петь, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на инструментах. А самое существенное - уметь применять свой музыкальный опыт в воспитании детей.

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется музыкальным руководителем.

Не меньшую роль играет воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку педагогического училища. Роль педагогов (музыканта и воспитателя) сложна, разнообразна и должна проводиться в тесном контакте.

Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке. Воспитатель должен активно участвовать в процессе обучения детей на музыкальных занятиях.

В младших группах должен петь вместе с детьми (не заглушая детского пения).

В средней и старшей группах помогает разучиванию песен и вместе с музыкальным руководителем дает оценку выученному материалу. А также может исполнить новую песню под музыкальное сопровождение.

При обучении детей музыкально - ритмическим движениям в младших группах воспитатель участвует во всех видах движений, тем самым, активизируя малышей.

В средней, старшей и особенно в подготовительной группах роль воспитателя иная: он действует по мере необходимости, показывает движения, напоминает построения, дает устные указания в песнях плясках, играх и хороводах.

Воспитатель развивает музыкальное творчество детей: подсказывает тему, распределяет и разучивает роли в музыкальных сказках, играх, драматизациях. Воспитатель руководит самостоятельной музыкальной деятельностью детей, включает музыку в игры, прогулки, трудовой процесс. Воспитатель повторяет и закрепляет выученный на музыкальных занятиях материал. Участвует в отборе музыкального материала, используя его на других занятиях.

Воспитатель должен соблюдать режим музыкальных занятий и приводить детей в зал на занятия в облегченной, не стесняющей движения одежде и легкой удобной обуви.

Воспитатель должен уделять особое внимание самостоятельной музыкальной деятельности детей, создать соответствующие условия: выделить место для занятий, устроить своеобразный музыкальный уголок и оборудовать его мебелью и пособиями. В уголке должны находиться: музыкальные инструменты, музыкальные дидактические игры, которые способствуют музицированию детей.

Воспитатель заботится об оснащении уголка детскими играми и пособиями, причем многие из них самоделки, отдельные атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках.

Воспитатель следит, чтобы дети бережно обращались с игрушками и инструментами, после игры убирали их на место. Желательно в каждой группе иметь проигрыватель и набор детских пластинок с записью детских песен, нарядных плясок, мелодий музыкальных сказок, инсценировок. Воспитатель может удовлетворить желание детей послушать музыку, поплясать, поиграть. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы, но ребенок не должен быть предоставлен самому себе, воспитатель руководит, но косвенно:

1.воспитатель влияет на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду или дома.

2.организует условия, способствующие музыкальной деятельности по инициативе самих детей.

3. воспитатель должен быть тактичным, стать соучастником их игры.

В начале учебного года воспитатель присматривается к детям: кто, чем интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами), основываясь на этих наблюдениях, воспитатель создает для всех оптимальные, наиболее благополучные условия.

Основная линия воспитателя в руководстве музыкальной деятельностью – это его активное участие в ней.

Итак, за общую постановку музыкальной деятельности отвечает воспитатель.

Ежедневная работа с каждым ребёнком, знание его интересов, способностей, дают возможность воспитателю вместе с музыкальным руководителем осуществлять художественное развитие всех детей. Музыкальный руководитель консультирует педагогов, даёт советы, оказывает практическую помощь.

Литература

  1. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с.
  2. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 256 с.
  3. Бугаева З. Н. Музыкальные занятия в детском саду. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 301 с.
  4. Михайлова М. А, Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
  5. Давыдова М. А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. – М,; ВАКО, 2006. – 240 с.

имени И.П.Выучейского»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

Методика музыкального воспитания

тема Роль воспитателя в музыкальном воспитании дошкольника.

Выполнила: Айдогду А.А.

студентка 2 курса

специальность: «Дошкольное образование (ОЗО)

Преподаватель: Дресвянкина Н.Б

Нарьян-Мар

Введение………………………………………………………… ……………….3

1. Музыкальное воспитание…………………… ……………………………...4

а) задачи музыкального воспитания……………………………………………6

2. Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста………………………………………………………… ………………8

а) функции и обязанности воспитателя в музыкальном воспитании……….9

б) музыкальные занятия………………………………………………………. 11

в) самостоятельная музыкальная деятельность детей………………………..15

г) праздничный утренник…………………………………………………….. ..17

Заключение…………………………………………………… ………………..19

Список используемой литературы…………………………………………….. 20

Введение.

В своей работе я рассмотрю понятие музыкального воспитания, задачи музыкального воспитания, функции и обязанности воспитателя в музыкальном воспитании дошкольников.

Особая роль в воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду - а в последующем и в школе.

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Музыка доставляет удовольствие даже 3х – 4х месячному младенцу: пение, звуки металлофона вызывают у младенца сначала сосредоточение, а затем улыбку. Чем старше дети, тем ярче и богаче положительные эмоции, вызываемые музыкой.

Музыка сопровождает человека всю жизнь.

Цель реферата: рассмотреть, роль воспитателя в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

Подобрать и изучить литературу по этой теме.

Актуальность данной темы в том, что роль воспитателя в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста является важным компонентом развития личности ребенка.

Музыкальное воспитание.

Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные и воспитательные возможности музыкального искусства.

Музыкальное воспитание – целенаправленное формирование личности ребёнка путём воздействия музыкального искусства – формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке.

Музыкальное воспитание в детском саду является одним из важнейших воспитательных средств. Чтобы проводить эту работу целенаправленно и углубленно, за нее должен нести ответственность весь педагогический коллектив.

Детский сад не ставит перед собой задачу воспитания будущих исполнителей-профессионалов. Его цели – воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней.

В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения.

Очень важно начать музыкальное воспитание как можно раньше, чтобы приобщить ребенка ко всему многообразию музыкальной культуры.

Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.

Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.

Цель музыкального воспитания заключается в том, чтобы вызвать интерес к музыке, развить эмоциональные и музыкальные способности ребёнка.

Я считаю, что роль музыкального воспитания детей дошкольного возраста очень важная, ведь в эти годы закладывается основа, на которой позже будет производиться знание художественных пристрастий человека,

Задачи музыкального воспитания.

Исходя из целей музыкального воспитания, музыкальная педагогика ставит перед собой следующие задачи:

  1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путём развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребёнку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений. Осуществляется воспитательное воздействие музыки.
  2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
  3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
  4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
  5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
  6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Формируется самостоятельность, инициатива и стремление использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на музыкальных инструментах, петь и танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Главная задача музыкального воспитания детей дошкольного возраста - развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать интерес и любовь к ней, доставлять радость. А радость - это эмоция, выражающая ощущение большого душевного удовольствия. Она возникает лишь тогда, когда человек удовлетворяет свои потребности. Следовательно, на музыкальных занятиях ребенок должен испытывать ощущение удовлетворения и удовольствия от выполнения разнообразных видов музыкальной деятельности, становиться личностью, способной творить, творчески мыслить.

Задачи музыкального воспитания относятся ко всему дошкольному возрасту. На каждой возрастной ступени они видоизменяются и усложняются.

Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

Педагогу – воспитателю важно не только понимать и любить музыку, уметь выразительно петь, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на музыкальных инструментах. Самое существенное – уметь применить свой музыкальный опыт в воспитании детей.

Воспитывая ребёнка средствами музыки, педагог должен понимать её значение для всестороннего развития личности и быть её активным проводником в жизнь детей. Очень хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни. Подбирают мелодии на металлофоне. Музыка должна пронизывать многие стороны жизни ребёнка. Направлять процесс музыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно – воспитатель. В детском саду работу по повышению уровня музыкальных знаний, развитию музыкального опыта коллектива педагогов ведёт музыкальный руководитель.

Между тем с воспитателя не снимается ответственность за проведение музыкального воспитания в группе, с которой он работает, даже если в детском саду имеется очень опытный музыкальный руководитель.

Функции и обязанности воспитателя в музыкальном воспитании.

Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только

от музыкального руководителя, но и от воспитателя.

Воспитатель обязан:

  • Развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулке, утренней гимнастике, занятиях), содействовать тому, чтобы дети выражали свои музыкальные впечатления в творческих играх.
  • Развивать музыкальный слух, чувство ритма детей в процессе проведения музыкально – дидактических игр.
  • Углублять музыкальные впечатления детей путём слушания музыки в аудиозаписи.
  • Знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях.
  • Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми своей группы в случае отсутствия музыкального руководителя (по причине отпуска или болезни).

Воспитатель должен осуществлять музыкальное воспитание, используя все формы работы: пение, слушание, музыкально – ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.

Навыки для такой работы воспитатель получает во время специальной подготовки в учебных заведениях и посредством общения с музыкальным руководителем на различных консультациях, семинарах и практикумах.

Работая с воспитателем, музыкальный руководитель раскрывает перед ним содержание предстоящих музыкальных занятий. Разучивает практический материал. Конечно, музыкальный руководитель знакомит воспитателей и с теми очередными задачами, которые он ставит в процессе работы над содержанием программы обучения. Это помогает им вместе наблюдать за успехами каждого ребёнка. Выявлять тех детей, кому нужна дополнительная помощь, намечать пути этой помощи.

Кроме того. Такая работа позволяет музыкальному руководителю, учитывая возможности каждого воспитателя, умело использовать его в процессе музыкальных занятий.

Музыкальные занятия.

Бывает так, что один двигается хорошо, а поёт фальшиво. Другой обладает хорошим голосом, но не ритмичен. Отговорки воспитателей от участия в музыкальных занятиях со ссылкой на неумение двигаться или неразвитый слух совершенно не убедительны. Если у воспитателя слабые слуховые представления, недостаточно чистая интонация, он может, зная программный материал и репертуар, постоянно привлекать к исполнению песен хорошо поющих детей, а сам, лишь подпевать им. Для слушания музыки он может использовать аудиозапись.

Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возраста группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия.

Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь ребёнку, следить чтобы дети были внимательны, наблюдать - кто и как проявляет себя на занятии.

В старшей и подготовительной группах детям предоставляется больше самостоятельности, но всё же, помощь воспитателя необходима.

Как бы ни была высока педагогическая квалификация музыкального руководителя, ни одна из основных задач музыкального воспитания не может быть удовлетворительно разрешена, если оно проводится без участия воспитателя. А также, если музыка звучит для детей только в те дни, когда приходит музыкальный руководитель, если с детьми поют, играют и танцуют только на музыкальных занятиях.

В организации процесса музыкального воспитания главная роль традиционно отводится музыкальному руководителю - педагогу, обладающему специальной музыкальной подготовкой. Музыкаль­ный руководитель отвечает за правильную постановку музыкально­го воспитания детей. Он занимается музыкально-педагогическим просвещением своих коллег, способствует организации музыкально-художественной среды, в которой работает педагогический коллек­тив, проводит работу, связанную с тем, чтобы музыка постоянно присутствовала в повседневной жизни детского сада. Музыкант-педагог осуществляет взаимодействие с родителями:

■ оказывает помощь в организации домашней фонотеки;

Вместе с тем организация процесса музыкального воспитания дошкольников невозможна без активного соучастия в этом вос­питателя, который хорошо знает своих воспитанников, особенности их семейного воспитания, может дать психолого-педагогическую характеристику каждому ребенку и группе в целом, что позволяет ему выдвинуть общеразвивающие цели и задачи. Поэтому музыкаль­ный руководитель должен ориентироваться на педагогов в вопросах воспитания и развития детей, прислушиваться к исходящей от них оценке способностей ребенка, описанию индивидуальных детских музыкальных проявлений.

В связи со сказанным в настоящее время говорится (Т. Торяник и др.) не о подчиненной позиции воспитателя в вопросах музыкально­го развития ребенка, а о личностно-равноправной позиции, что вы­двигает к нему ряд требований.

Прежде всего у воспитателя должна быть сформирована готов­ность к музыкальному развитию дошкольников, предполагающая владение твердыми навыками элементарного музыкального испол­нительства (пение детских песен, музыкально-ритмические движе­ния, игра на детских музыкальных инструментах) и способность организовать музыкально-дидактические игры.

В этой ситуации музыкальному руководителю не нужно учить воспитателя (что, впрочем, и невозможно сделать за короткое время, отведенное на консультации), а необходимо лишь актуализировать его музыкальный опыт (в противном случае музыканту-педагогу все проще сделать самому и привлекать воспитателя только для поддержания


Окончание таблицы


дисциплины). Только в этом случае музыкальный руководи­тель и воспитатель будут дополнять усилия друг друга, произойдет распределение их функций и зон деятельности.

Роль педагога в процессе музыкального воспитания меняется в зависимости от возраста детей, вида музыкальной деятельно­сти и формы ее организации.

Воспитатель является активным помощником музыкального ру­ководителя в организации праздников, в проведении игр и развле­чений. Но прежде всего он отвечает за постановку музыкального воспитания в своей группе. От него во многом зависит, чтобы му­зыка вошла в жизнь детей, стала их потребностью.

Особо важную роль играет воспитатель при руководстве само­стоятельной музыкальной деятельностью детей в их повсе­дневной жизни.

Он создает условия, способствующие возникновению музыкаль­ной деятельности детей по их собственной инициативе - музыкаль­ную зону в группе, атрибут, пособия и т.д., организует и поддер­живает возникающие по инициативе детей песни, игры, вводит музыку на утренней гимнастике и на других занятиях. Это позволя­ет также закреплять навыки и умения, полученные детьми на за­нятиях и осуществлять преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкаль­ного воспитания и развития детей.

Воспитатель помогает музыкальному руководителю в проведении занятий. При этом его функции в каждой из возрастных групп раз­личны, а степень его активности на занятии обусловлена возрастом детей и теми конкретными задачами, которые стоят на данном за­нятии (Е.А.Дубровская и др.).

Наибольшая роль воспитателю отводится в тех разделах занятия, которые связаны с музыкально-ритмической деятельностью (упраж­нения, танцы, игры), меньшая - в разделе «Слушание музыки».

Младшая Воспитатель является активным участником
группа педагогического процесса на музыкальном занятии: он

поет вместе с детьми, следит за правильной позой детей, помогает им при выполнении различных действий. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю - оказывать помощь каждому ребенку, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии

Средняя Самостоятельность детей возрастает и функции
группа воспитателя становятся иными. Он действует лишь


Средняя группа

по необходимости, зачастую в косвенной форме напоминает, показывает отдельные фрагменты песен, танцев, оценивает деятельность детей

Старшая Детям предоставляется больше самостоятельности,

и подгото- но все же помощь воспитателя необходима. Он

вительная осуществляет в основном контроль за поведением детей

группы и за качеством исполнения

Таким образом, лишь тесный педагогический контакт музыкаль­ного руководителя и воспитателя может дать положительный резуль­тат в организации музыкального воспитания дошкольников.

Для успешного выполнения задач музыкального воспитания детей и квалифицированной организации музыкальной деятельности в группе воспитатель должен (Е.А.Дубровская, Г. А. Праслова и др.):

■ знать теорию и методику музыкального воспитания детей;

■ знать программные требования в области музыкального воспи­тания детей;

■ знать музыкальный репертуар своей группы;

■ знать методы диагностики музыкального развития детей и уметь оказывать помощь музыкальному руководителю в ее проведении;

■ обладать развитой музыкальной культурой, владеть общими све­дениями по музыкальной грамоте, музыкальной литературе;

■ владеть музыкально-исполнительскими навыками (в области
ритмики, пения, игры на детских музыкальных инструментах) и
методикой проведения игр.

Организация работы по музыкальному воспитанию на этих осно­ваниях позволит обеспечить компетентность педагогического воз­действия на детей (схема 33).

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

Консультация для воспитателей

«РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ

В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? Все ли они осознают важность такого участия?

Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии – с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги-«дошкольники должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать правильное восприятие музыки.

Педагогу-воспитателю необходимо:

    Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.

    Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

    Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

    Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

    Разучивать движения с отстающими детьми.

    Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

    Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

    Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.).

    Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

    Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

    Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

    Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

    Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

    Использовать имеющийся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

    Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

    Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

    Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

    Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам.

    Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

Роль воспитателя на музыкальном занятии

Роль воспитателя, чередование его пассивного и активного участия, различны, в зависимости от частей занятия и задач.

Слушание музыки:

    Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

    Следит за дисциплиной;

    Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:

    В распевании не участвует

    Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию

    Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.

    При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».

    Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста)

Музыкально-ритмические движения и игры:

    Участвует в показе всех видов движений , давая соответствующие рекомендации детям.

    Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей).

    Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.

    Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.

    Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.

    Берет одну из ролей в сюжетной игре.

    Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности.

Восприятие музыки (слушание) – ведущий вид музыкальной деятельности детей. Музыкальное восприятие – восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности. Восприятие происходит в процессе всех видов музыкальной деятельности. Вместе с тем, восприятие является и самостоятельным видом деятельности на занятиях. Музыкальный репертуар, используемый для слушания, должен удовлетворять одновременно двум требованиям – художественности и доступности. Художественность – высококудожественные образцы музыкального искусства: классическая музыка разных времен и стилей, народная музыка, современная. Формирование интонационного музыкального опыта происходит посредством накопления разнообразных музыкальных впечатлений. Доступность проявляется в двух аспектах: 1) доступность художественно-образного содержания музыки (восприятие программно-изобразительных образов, близких детям – природа, игра, образы животных; возможности восприятия эмоционального содержания, соответствия чувствам, которые дети способны пережить в данный момент – грусть, нежность, радость); 2)доступность, связанная с объемом восприятия ребенка (целесообразно отбирать небольшие произведения или яркие фрагменты продолжительностью 1 -2 минуты).

Возрастные особенности музыкального восприятия дошкольников (анализ программ по дошкольному воспитанию).

Этапы развития музыкального восприятия в дошкольном возрасте:1) вступительное слово воспитателя; 2) полный показ произведения; 3) анализ музыкального произведения; 4) повторный полный показ. Цель первого этапа: вызвать интерес к музыке посредством образного рассказа о композиторе, жанре (виде) музыкального произведения, его содержании. Полный показ произведения – исполнение музыки, качество ее звучания.

Анализ музыкального произведения предлагается проводить, опираясь на следующую последовательность вопросов «Какие чувства передает музыка?» (характеристика эмоционально-образного содержания музыки), « О чем рассказывает музыка?» (выделение черт программности и изобразительности при их наличии), «Как рассказывает музыка?» (характеристика средств музыкальной выразительности). Определение эмоционально-образного содержания произведения (настроения, характера) – важнейшая часть анализа. Методы и приемы активизации музыкального восприятия, используемые при повторном прослушивании: оркестровка музыкальных произведений; передача характера музыки в движении; сравнение произведений одного жанра, пьес, имеющих одинаковые названия или близких по тематике, различных вариантов исполнений одного и того же произведения, сравнение с произведениями различных видов искусств (картинами, репродукциями, стихотворениями); отражение характера музыки в рисунке, в цветовом решении, музыкально-дидактические игры.

Музыкальное восприятие развивается не только на музыкальных занятиях. Важно использовать разнообразные формы организации музыкальной деятельности детей – проводить тематические концерты, включать слушание музыки в сценарии праздничных утренников, слушать музыкальные произведения в группе во второй половине дня. Можно использовать музыку и в часы тихих игр, свободного рисования, на прогулке, включать в другие (немузыкальные) занятия. В этом случае беседа о музыке не проводится.

Выбирая музыкальные произведения, воспитатель прослушивает много музыки, расширяя тем самым свой собственный кругозор.

Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей.

Цель музыкального воспитания в ДОУ – формирование основ музыкальной культуры ребенка как части общей духовной культуры. Основную работу в этом направлении осуществляет музыкальный руководитель. Воспитатель выступает в роли активного его помощника, располагая большими возможностями приобщения детей к музыке.

1.Воспитатель активно участвует в процессе обучения детей на музыкальных занятиях. В младших группах воспитатель поет вместе с детьми. В средней и старшей группах помогает разучиванию песен. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям в младших группах участвует во всех видах движений, тем самым активизируя малышей. В средней, старшей и подготовительной группах роль воспитателя иная: он действует по мере необходимости, показывая какое-либо движение, давая детям отдельные указания в пляске, игре и т.д. Воспитатель помогает музыкальному руководителю готовить и проводить различные виды занятий. Особенно важна его роль на комплексных занятиях (с включением различных видов художественной деятельности).

2.Важнейшая задача воспитателя по музыкальному воспитанию дошкольников – включение музыки в повседневную жизнь детей, чтобы их пребывание в группе было ярче, разнообразнее. С этой целью воспитатель заранее продумывает возможные варианты использования музыки в повседневной жизни детей, добиваясь непринужденного ее включения в детскую деятельность. Возможности использования музыки: в часы досуга, в сюжетно-ролевых играх, на различных занятиях, во время прогулки, в других режимных моментах (перед сном, во время приема детей и т.д.). В свободное время воспитатель, поддерживая интерес к музыке, закрепляя знания, полученные на музыкальных занятиях, слушает вместе с детьми музыкальные произведения, поет знакомые и новые песни, помогает детям освоить игру на ДМИ, элементы танцев. Полезно организовывать просмотры музыкальных фильмов, мультфильмов, празднование дней рождений детей (с включением музыки).

Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. В таких играх как «концерт», «музыкальное занятие» музыка составляет основное содержание. В других случаях - иллюстрация к действиям игры (в игре «мама и дети» участники поют колыбельную, празднуя новоселье, поют и пляшут; мальчики, играя в солдат, маршируют под звуки барабана; театр, в котором кукольные персонажи поют песенки).

На прогулке включение музыки наиболее целесообразно в летний период. Возможно пение и инсценирование песен (связанных с природой, со временем года), хороводов («Мы на луг ходили», « Земелюшка-чернозем»), проведение подвижных игр с использованием музыкальных инструментов, ТСО. Музыка может входить как составная часть в занятия по развитию речи, ознакомлению детей с природой, изобразительной деятельности . В зависимости от задач, которые ставит воспитатель, музыка или предшествует наблюдению или закрепляет детские впечатления (ставит эмоциональную точку в занятии). На занятии по природоведению, понаблюдав за рыбками, воспитатель может спеть песню «Рыбка» или послушать с детьми пьесу К. Сен-Санса «Аквариум». На занятии по развитию речи музыку можно включать при рассказывании сказки (рассказывая сказку «Колобок», желательно спеть песенку Колобка, при прочтении сказки А.Пушкина «Сказка о царе Салтане» - послушать фрагменты одноименной оперы), исполнение распевных песен помогает исправить отдельные недостатки речи. Пение быстрых, четких песен способствует выработке артикуляции. Темой рисунков, лепки, аппликации может быть содержание знакомой песни (при проведении занятия «Моя любимая песня» предлагается нарисовать (слепить, сделать аппликацию) то, о чем поется в его любимой песне). Музыка помогает передать в художественной работе характерные особенности художественного образа (перед рисованием клоуна дети слушают пьесу Д.Кабалевского «Клоуны»). Музыка на утренней гимнастике и физкультуре, сопровождающая физические упражнения , создает определенный эмоциональный настрой, активизирует внимание детей, повышает выразительность движений. Под музыку целесообразно выполнение основных, общеразвивающих, строевых упражнений. Прыжки с разбега, метание, лазание под музыку выполнять не рекомендуется, поскольку предполагают свободный, соответствующий возможностям каждого ребенка ритм движений. Каждый вид упражнений требует тщательного подбора музыкальных произведений.

3.Некоторые музыкальные досуги и развлечения воспитатель проводит самостоятельно или под руководством музыкального руководителя.

4.Воспитатель направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, поддерживая интерес к музыкальной деятельности, создает проблемные ситуации, активизирующие творческие проявления, учитывая интересы и склонности воспитанников. Руководство самостоятельной деятельностью носит косвенный характер: воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка. Педагог организует предметно-пространственную среду, способствующую возникновению самостоятельной музыкальной деятельности. «Музыкальный уголок» должен содержать пособия, материалы, набор музыкальных инструментов, портреты композиторов, диафильмы, пластинки, магнитофонные записи, музыкально-дидактические игры, комплекты различных видов театра, элементы костюмов, атрибуты и др.

5. Воспитатель проводит работу с родителями, рекомендуя посещение музыкальных театров, концертов, просмотр телепередач, мультфильмов, привлекает к организации совместных мероприятий.

Для осуществления руководства музыкально-эстетической деятельностью детей воспитатель должен постоянно повышать свою музыкальную культуру, совершенствовать исполнительские умения, быть в курсе новинок музыкально-методической литературы.