Президент Владимир Путин отверг предположения о том, что именно ему на самом деле принадлежит существенная часть активов его друга, виолончелиста Сергея Ролдугина, ставшего одним из ключевых героев «панамского досье». Об этом он сказал в интервью журналистке американского телеканала NBC Мегин Келли.

«Да, я этого человека очень хорошо знаю, это один из моих друзей, - ответил Путин на первый вопрос Келли про Ролдугина. - Он замечательный музыкант. Вся его жизнь посвящена искусству, музыке. У нас много, кстати говоря, деятелей искусства, которые так или иначе бизнесом занимаются. У него, кроме меня, есть и другие связи в стране, в том числе с представителями бизнеса, которые включили его в эту работу. Он законным образом заработал определенные деньги. Никаких сотен миллиардов он не зарабатывал. Все деньги, которые он лично заработал, он пустил на приобретение музыкальных инструментов за границей и ввез их на территорию Российской Федерации. Некоторые из этих инструментов он использует сам, практически один, виолончель, он на виолончели играет».

Журналистка уточнила, что речь идет об инструменте за 12 млн долларов, на что Путин ответил, что это уникальный инструмент. «Представляете, он такой ненормальный человек, а люди искусства все немножко с приветом, он все эти деньги истратил на приобретение музыкальных инструментов. Купил, по-моему, две виолончели, по-моему, две скрипки, на одной играет сам, все остальные раздал другим музыкантам, и они используют их в работе. Они все ввезены на территорию России», - пояснил президент.

Далее журналистка продолжила задавать вопросы об упоминаниях Ролдугина в «панамском досье», в котором ему приписывают активы на 100 млрд долларов. «Вы знаете, я не в курсе его бизнеса, его дел каких-то, но можете мне поверить, я точно знаю, что реальных доходов у него ровно столько, чтобы купить эти музыкальные инструменты. Все остальное - это какие-то бумажные движения, на бумаге, ничего у него больше нет, кроме того, что он приобрел. Может быть, у него что-то еще есть, но это Вы у него должны спросить, я же не контролирую его жизнь».

На уточняющие вопросы Путин предложил Келли сравнить успехи Ролдугина в бизнесе с успехами представителей американского шоу-бизнеса и подчеркнул: «По моим данным, он ничего не нарушал».

«Это точно не мои деньги. Я даже не считал, сколько их у господина Ролдугина, как я сказал. Но, по моим данным, в своей деятельности как в творческой, так и в бизнес-составляющей, он никогда ничего не нарушил, ни одного российского закона, ни одной правовой нормы», - заключил Путин.

В апреле 2016 года Международный консорциум журналистов-расследователей и Центр по исследованию коррупции и организованной преступности опубликовали расследование о международной сети офшоров, основанное на документах панамской юридической компании Mossack Fonseca . В «панамском досье» также фигурировали граждане России, в том числе и виолончелист Сергей Ролдугин. Источники «Новой газеты» называли его «хранителем» личных активов Владимира Путина.

Виолончелист Сергей Ролдугин, который фигурирует в документах расследования Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP), связанного с офшорными схемами, заявил, что тратит деньги на поддержку молодых музыкантов. Он объяснил, что раньше «ходил и просил» денег у меценатов. Господин Ролдугин подтвердил, что знаком с Владимиром Путиным с 1977 года и является крестным отцом его старшей дочери. Музыкант подчеркнул, что дружба с главой государства помогает поддерживать культуру с привлечением бизнеса.


Народный артист России, виолончелист и художественный руководитель Санкт-Петербургского дома музыки Сергей Ролдугин, замешанный в расследования Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP), рассказал, что тратит деньги на помощь молодым музыкантам.

«Помочь сотням молодых музыкантов обрести счастливую жизнь - кто это может? А я могу. Разве это не счастье? Мне очень приятно, что попало по мне. Здесь нечего ловить. Все здесь открыто. Я все равно богаче - я владею талантами России!» - заявил господин Ролдугин в интервью телеканалу «Россия 1» .

Виолончелист отметил, что раньше он был вынужден просить у миллиардеров поддержать культуру и Дом музыки, который был «доведен до такого состояния». «Я ходил и клянчил у всех, у кого мог, потому что инструменты стоят дорого... А я только хотел, чтобы были самые лучшие инструменты, самые лучшие профессора, самые лучшие залы. Все самое лучшее для наших российских ребят, для музыкантов. Это стоит безумных денег. И я ходил и просил»,- пожаловался Сергей Ролдугин.

Музыкант рассказал, что некие меценаты предложили ему небольшую долю в бизнесе, чтобы иметь собственные деньги на поддержку музыкальной школы, а не просить их.

Господин Ролдугин подтвердил, что действительно знаком с президентом России Владимиром Путиным с 1977 года, а также был крестным его старшей дочери. Он также отметил, что дружба с президентом способствует поддержке культуры с привлечением бизнеса. «Мы в сотни молодых людей инвестируем. Возврат от этих инвестиций такой, что в конкурсе Чайковского победили, в конкурсе Елизаветы, в конкурсе Шопена. Вот результаты!» - сказал музыкант.

Владимир Путин 7 апреля на медиафоруме «Общероссийского народного фронта» заявил, что нет никакой коррупционной составляющей ни в его деятельности, ни в деятельности его друга бизнесмена Сергея Ролдугина, чье имя фигурирует в расследовании OCCRP, связанном с офшорными схемами.

Напомним, 3 апреля Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) опубликовал масштабное расследование , основанное на документах панамского регистратора офшоров Mossack Fonseca. Оказавшийся у журналистов архив документов охватывает период с 1977 по 2015 год.

В «панамских файлах» говорится об офшорных схемах сокрытия миллиардов долларов, к которым могут быть причастны 12 бывших и действующих глав государств и еще более ста политиков и знаменитостей из более чем 50 стран мира, а не только российские фигуры. По данным ICIJ, друг президента Сергей Ролдугин владеет несколькими компаниями, в том числе компанией Sandalwood, связанными деловыми операциями со структурами банка «Россия». Общую сумму трансакций, которые проходят через эту цепочку, ICIJ оценил в $2 млрд. Кроме Сергея Ролдугина в «панамских файлах» упоминается супруга пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова Татьяна Навка, сын главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева Дмитрий и известные лица других стран.

В Кремле заявили, что «ожидали более квалифицированной работы» от ICIJ по базам данных панамской юридической фирмы Mossack Fonseca. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал расследование ICIJ «информационными упражнениями» в отношении Владимира Путина. «Скорее могу высказать, наверное, разочарование,- отметил пресс-секретарь президента.- Все-таки во многом, по крайней мере, когда речь идет об этом сообществе, традиции качественных журналистских расследований канули в Лету».

Телеканал «Россия» намекнул, что герой «панамского скандала», виолончелист Сергей Ролдугин тратит заработанные деньги на петербургский Дом музыки. «Фонтанка» попыталась понять, почему дворец все равно на 80% субсидируется государством.

В эфире главной политической программы российского телевидения - «Вести недели с Дмитрием Киселевым» - 10 апреля вышло большое интервью с известнейшим виолончелистом и художественным руководителем петербургского Дома музыки Сергеем Ролдугиным. Судя по всему, сюжет должен был подтвердить заявление президента Владимира Путина о том, что центральный персонаж российской части скандала с панамскими офшорами тратит деньги на покупку музыкальных инструментов и поддержку молодых талантов.

Начинается репортаж с эффектного хода журналиста «Вестей» Андрея Кондрашова. Сергей Ролдугин проводит экскурсию по родному Дому музыки на набережной Мойки (в Петербурге), но зрителям пока не говорят, кто этот мужчина с небрежно наброшенным на плечи синим свитером. И только после демонстрации убранства бывшего дворца великого князя Алексея Александровича, наконец следует представление.

"Человек, который так печется о том, чтобы сохранить историю страны для поколений, - тот самый виолончелист Сергей Ролдугин, которого копатели панамских документов назвали хранителем "офшорных миллиардов". А он и не возражает: все так называемые "миллиарды" - здесь. В полной сохранности. И их можно потрогать", - говорит за кадром журналист «Вестей». С учетом того, что дальше виолончелист продолжает экскурсию, у многих зрителей должно было создаться впечатление, что если Сергей Ролдугин и заработал какие-то деньги вне мира искусства, то потратил их на реставрацию родного Дома музыки.

Хотя основным источником финансирования реконструкции дворца на Мойке был городской бюджет. Работы велись с 2007 по 2009 год силами некогда ключевого игрока на реставрационном рынке - компании «Интарсия». По данным сайта госзаказа, с «Интарсией» было заключено три основных контракта на 650 млн, 222 млн и 195 млн рублей. Всего же, как говорят в комитете по охране памятников, на восстановление дворца тогда ушло 1,2 млрд рублей.

Впрочем, по словам источников на реставрационном рынке, реальная сумма чуть больше. «На реставрацию потратили около 2 млрд рублей, но часть денег оформлена в виде непубличных дополнительных соглашений. КГИОП тогда очень серьезно боялся скандала с увеличением сметы», - говорит собеседник на рынке.

Государственная поддержка

«Наполнили спасенный дворец лучшими в мире преподавателями, закупили лучшие в мире инструменты, и усадьба на реке Мойке закипела российскими талантами», - рассказывает журналист Андрей Кондрашов. Сам Сергей Ролдугин признает, что долгое время «ходил и клянчил деньги на профессуру и инструменты», потому что хотел, чтобы у «российских ребят было все самое лучшее».

«В какой-то момент меценаты предложили Ролдугину небольшую долю в бизнесе, чтобы не клянчить, а иметь собственные деньги на поддержку великой русской музыкальной школы», - так журналист «Вестей» поясняет, каким образом известный виолончелист стал бизнесменом. Он не говорит, о каких меценатах и компаниях идет речь. Хотя Ролдугину принадлежит 3,2% акций банка «Россия», а через Фонд развития и поддержки средств массовой информации он контролирует 10% футбольного клуба «Зенит». А раньше был собственником двух панамских офшоров, через которые, по данным ассоциации журналистов-расследователей ICIJ, прошло .

Впрочем, этот бизнес явно не самый прибыльный - ведь, оказывается, около 80% всех доходов Дома музыки - это поддержка Министерства культуры на проведение концертов и других мероприятий.

Так, согласно отчету по российским стандартам бухучета, в 2012 году учреждение заработало 45,6 млн рублей. Из них 34 млн - субсидия из бюджета на выполнение государственного задания. В 2014 году при доходах в 47,7 млн субсидия составила 41,6 млн рублей. Всего концерты в Доме музыки тогда посетило почти 45 тысяч человек.

В текущем году, в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности, Дом музыки намерен заработать на своей деятельности 34 млн рублей, из них 31,7 млн придут от Министерства культуры. Расходы должны составить 35,2 млн, то есть пока речь идет об убытке по итогам года. Впрочем, в 2012 году, например, учреждение даже принесло прибыль - в 318 тысяч рублей.

Министерство культуры поддерживает Дом музыки не только субсидиями на выполнение государственного задания. Например, в 2013 году учреждение через конкурс получило 4 млн рублей на организацию концертов и мастер-классов в различных регионах, а также в российских культурных центрах за рубежом. Проект получил название «Посольство мастерства». В 2015 году сумма, направленная на него из бюджета, составила уже 10 млн рублей.

Инструменты мимо дома

Кульминацией сюжета является рассказ про покупку музыкальных инструментов. Ведь именно на эти цели, по словам Владимира Путина, и тратит заработанные деньги Сергей Ролдугин. Следует перечисление инструментов, приобретенных известным музыкантом. Виолончель Страдивари, 1732 год; сейчас, по данным «Вестей», стоимость инструмента составляет 11,5 млн долларов. Виолончель мастера Гофрилера, цена - 3 млн долларов.

Следующий кадр - счастливый молодой музыкант, играющий на самых лучших инструментах. «Скрипач Павел Малютин - талант, найденный Ролдугиным в Перми. В руках у него скрипка Гварнери стоимостью несколько миллионов долларов, выданная в Доме музыки», - рассказывает журналист Андрей Кондрашов.

Однако финансовая отчетность Дома музыки не отражает все эти дорогие покупки.

По состоянию на июнь 2013 года стоимость особо ценного движимого имущества учреждения составляла 27,8 млн рублей. Такая же сумма отражена в отчете на 1 января 2015 года. Наконец, неизменной она оставалась и на начало 2016 года. В соответствии с внутренними документами Министерства культуры, нижний предел стоимости особо ценного имущества - от 200 до 500 тысяч рублей, в зависимости от конкретного учреждения. Безусловно, дорогие музыкальные инструменты относятся к их числу.

Таким образом, получается, что на балансе Дома музыки числится особо ценного движимого имущества на 400 тысяч долларов по новому курсу. И менее миллиона - по старому. Конечно, могло так получиться, что дорогие приобретения, о которых народу поведали "Вести недели", не ставились на баланс учреждения. «Фонтанка» обратилась за бухгалтерскими разъяснениями к директору Дома музыки Олегу Анисимову. Однако тот попросил прислать официальный запрос. «Откуда я знаю, что тот, кто звонит по этому телефону, - именно вы?» - сказал он.

Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»

Обратите внимание , он известен в том числе и тем, что изучал большие массивы с данными о транзакциях фирм-однодневок и публиковал соответствующие работы, поэтому его мнение вполне можно считать экспертным.

Миронов пытается ответить на три важных вопроса:

1. Являются ли переводы на офшоры путинского друга Сергея Ролдугина взятками?

Причем не «вероятно, взятки», а совершенно точно - взятки. Я могу это утверждать с уверенностью - исследованиями фирм-однодневок (в том числе для получения взяток) я занимаюсь довольно давно и опубликовал несколько научных статей на эту тему. Краткое изложение моего первоначального исследования было опубликовано в SmartMoney еще в 2006 г. Там были описаны, в том числе, однодневки Газпрома и других крупных российских компаний. За 10 лет ни Газпром, ни другие упомянутые мной компании не опровергли информацию по существу и не подали на меня в суд за клевету.

Поэтому если изучить описанные шаблоны операций оффшоров Ролдугина - то с вероятностью, близкой к 100%, можно утверждать - это были взятки.

2. Два миллиарда долларов, попавшие на счета Ролдугина - это много или мало?

Два миллиарда долларов даже в российских масштабах - деньги довольно значительные, чтобы реальный бизнес такого уровня оставался незамеченным широкой публике. Для сравнения - чистая прибыль Сбербанка за 2015 год - 3.5 миллиарда долларов, прибыль Роснефти в 2015 ожидается на уровне 5 миллиардов, ВТБ24 - 50 миллионов долларов, ВТБ по результатам года ожидает убыток. Самый прибыльный частный банк по итогам 2015 г, Альфа-банк, показал прибыль 720 миллионов долларов. То есть два миллиарда - это соответствует уровню годовой прибыли крупнейших российских корпораций, в которых работают тысячи и десятки тысяч людей.

3. Для кого же всё-таки брал эти взятки Сергей Ролдугин?

Методом исключения политиков, кто чисто теоретически мог собрать взяток на 2 миллиардов долларов, единственным в списке остается Владимир Путин.
Больше никто в России не мог собирать взятки в таком масштабе, в течение такого периода, от такого широкого круга лиц. Однако, возможно, я ошибаюсь, и упустил какого-то политика, который мог собирать взятки в таком масштабе. В этом случае, в интересах Владимира Путина максимально быстро найти этого политика и публично идентифицировать, чтобы защитить свое доброе имя. Тем более расследование можно провести фактически за один день. Достаточно спросить господ Варданяна, Грефа, Костина, Керимова, Мордашева и Роттенбергов, в пользу какого политика они платили взятки, совершая операции с оффшорами Ролдугина? Вдруг в России есть тайный политик федерального уровня, о котором мы никогда не слышали? Ведь не слышали же мы до вчерашнего дня о тайном миллиардере-виолончелисте?
http://echo.msk.ru/blog/mmiron...

Именно об этом и я вчера говорил в эфире «Эха Москвы» : у нас нет расписки от Путина «я подтверждаю, что деньги Ролдугина принадлежат мне», однако, есть совокупность доказательств, которые не оставляют нам сомнений.

Это взятки, переданные президенту РФ Владимиру Путину. Этой совокупности доказательств достаточно для импичмента.

Инструмент работы Страдивари за $12 млн могут защитить от ареста за границей особой схемой владения

Комментируя “панамский» офшорный скандал, Путин , сказав, что тот приобрел (среди прочих инструментов) и виолончель Страдивари «Стюарт» 1732 года. Истратил все свои деньги и даже остался должен. Путин подчеркнул, что виолончель антикварная, аналоги в России вряд ли есть, «еще была одна у Ростроповича, но мы не смогли ее выкупить, не было денег у государства, она ушла в Японию».

Стивен Хонигберг играет на теперь уже российском «Стюарте».

Начнем с конца - про Японию. Про антикварную виолончель Дюпора (Страдивари ее сделал в 1711 году) сейчас все знают, поскольку, во-первых, на ней с 1974 по 2007 гг. играл Мстислав Ростропович (и называл своей любовницей), а, во-вторых, она объявлена самой дорогой в мире (по косвенным данным, после смерти Ростроповича инструмент был приобретен Японской музыкальной ассоциацией за 20 млн. долларов).

Не удивительно, что не менее , на которой в последнее время играл американский музыкант Стивен Хонигберг, могла быть приобретена за 12 млн. Путин допустил, что инструмент может быть передан государству для общего блага.

Обычно редкие инструменты попадают в так называемую Госколлекцию, но наши эксперты допустили, что Ролдугину связываться с нею совершенно ни к чему. «Редкие инструменты хранятся нынче не только в Госколлекции, но состоят на балансе Большого и Мариинского театра, и даже крупных оркестров. Ролдугин является худруком Санкт-петербургского Дома музыки, расположенного во дворце Великого князя Алексея Александровича, - сам дворец как музей, там много аутентичных предметов того времени, кроме того, есть и музыкальные инструменты, которые Ролдугин использует для проведения мастер-классов молодым талантливым исполнителям».

Понятно, что владеть лично ценной виолончелью он не будет - слишком велики страховые издержки, гораздо надежнее держать ее на балансе своего же Дома музыки, причем есть такой нюанс. Сегодня для многих музыкантов Госколлеция редких инструментов несколько теряет значение, потому что а). она официально относится к Музею музкультуры им. Глинки (а ранее была самостоятельной структурой), что не может не накладывать на нее отпечаток некой закрытости; и б). из-за угрозы ареста российского имущества по делу ЮКОСА, вывозить за кордон редкие госинструменты сейчас запрещено, а зачем они тогда нужны, если не для развития международной карьеры солиста?

Напомню, плата за аренду и страховку инструмента из Госколлекции ложится тяжким бременем на музыканта - сумма может доходить и до миллиона рублей в год. А вот если виолончель «Стюарт» будет на балансе Дома музыки в Санкт-Петербурге, ее юридически могут не просчитать на Западе как часть госимущества, все-таки речь будет идти о музыкальном учреждении.


Сергей Ролдугин.

«Так что, если такой инструмент в самом деле станет российским, - комментируют наши эксперты, - молодые таланты будут только рады время от времени прикасаться к нему; читателям лишний раз стоит напомнить, что инструменты - не картины, они постоянно должны быть в игре, а не в хранении, их красота именно в звуке (сейчас не берем во внимание старинные живописные клавесины или хрустальные рояли), если на Страдивари не играть - он перестанет быть Страдивари».

Что касается самого Ролдугина, то наши эксперты склоняются к мнению, что скандал, конечно, не пошел ему на пользу. «Все зависит от темперамента человека. Иной бы после такого мощного пиара не вылезал бы с тусовок и с экрана телевизора, стал бы новой звездой, скандал многократно бы увеличил его популярность.

Далеко ходить не надо - только ленивый до сих пор не взял по поводу очередного разоблачения. Но пиар, скандалы и тусовки - это не стиль Ролдугина, который является человеком закрытым, серьезным, очень образованным, издает ноты, глубоко и ответственно занимается музыкой, это человек умственной работы, а не барыга от музыки, норовящий поделить рынок, подмять под себя фестивали, бюджеты и прочее. Так что, личного комфорта вся эта ситуация ему вряд ли добавила».