Рояль — инструмент с уникальной историей создания, прародителями, композиторами и исполнителями.

Прародители современного рояля

В Средние века музыканты играли на клавишных, в их числе был орган, у которого вместо струн много труб. Клавикорд – первый инструмент, где на каждую клавишу приходилось по струне. У современного фортепиано их бывает до трех. Рождение звука происходит так: музыкант нажимает на клавишу, небольшой медный квадрат ударяет струну. Звучание мягкое и тихое, предназначено для небольшого количества людей.
Другой прародитель фортепиано – клавесин. Струны расположены горизонтально, как у современного рояля. Звук образуется при касании птичьего перышка или небольшого кусочка кожи по струне. И у этого инструмента звук слабый. Старинные инструменты – клавесины и клавикорды были дорого декорированы и подходили для украшения дома, как красивая мебель.

Кто изобрел фортепиано

Итальянец Бартоломео Кристофори был придворным мастером. Он давно пытался решить задачу: как клавесину изменить уровень громкости. Музыканты того времени ощущали необходимость появления нового инструмента, с хорошим звучанием со сцены. Однажды прогуливаясь по городу, Бартоломео увидел уличных цимбалистов и обратил внимание, что выразительный звук получается, если по струнам ударять мягкими колотушками. Вот оно решение задачи. Кристофори изменил клавесин, создав новый аналогичный механизм. В результате в процессе игры удалось менять силу звука. Так появился инструмент, который мастер называл – Большой клавесин с тихим и громким звучанием, первое фортепиано. Благодаря Бартоломео Кристофори в механизме инструмента появились – шпиллер, фенгер, молоточек, шультер, демпфер. Это произошло в 1709 году во Флоренции. Инструмент имел крыловидную форму, был прост, у него отсутствовали педали и демпферы.

Король родился

На протяжении многих десятилетий мастера продолжали усовершенствовать инструмент. Начало XIX века ознаменовано изобретением цельнолитой чугунной рамы и перекрестным расположением струн. Вследствие этого звук стал совершенного качества, родился рояль, от французского слова – королевский. С 1850 года фабрики Германии, Америки и России начинают производство инструмента. Рояль приобретает современную форму: цельнолитую панцирную чугунную раму, деревянный корпус, механизм двойной репетиции. Усовершенствовали рояль в разное время И.А. Зильберманн, И.А. Штрейхер, К.Г. Шретер, Ю. Блютнер, С. Эрар и многие другие. Самыми лучшими производителями роялей называют – Ямаху, Кавай, Стейнвей, Бехштейн, Безендорфер.

Клавишный струнный инструмент – фортепиано изготавливается в двух видах: рояль с горизонтальным, пианино с вертикальным расположением струн.

Роль рояля в мире музыки

Значение рояля в мире музыки невозможно переоценить. Широта диапазона звучания позволила ему играть сольные роли множества произведений. За триста лет, прошедших с рождения инструмента, знаменитые композиторы и музыканты, такие как Ф. Шопен, Э. Григ, Ф.А. Моцарт, Сергей Рахманинов стали известны благодаря именно роялю и его необыкновенной конструкции и механизмам.
И сейчас фортепиано самый распространенный музыкальный инструмент. В ХХ веке на базе фортепиано появились современные музыкальные инструменты: синтезаторы и электронные пианино.

ФОРТЕПИАНО

Фортепиано – обобщенное название класса клавишно-струнных музыкальных инструментов-роялей и пианино. В 1709 г. итальянский мастер Кристофори из Флоренции изготовил инструмент, в котором звуки извлекались посредством ударов молоточков по струнам. От силы удара зависела громкость звучания. Появилась возможность извлекать как громкие, так и тихие звуки. На итальянском языке громко и тихо – «форте» и «пиано» соответственно. От этих слов и произошло название инструмента.

Предшественниками фортепиано считаются клавесин (другое название – чембало) и клавикорд. На клавесине звук извлекается щипком пера, которое зацепляет струну при нажатии клавиши. Получается звук металлического оттенка, который ни с чем не перепутать. Сейчас этот инструмент – незаменимый участник ансамблей, играющих музыку эпохи Возрождения и барокко.

Другой предок – клавикорд, имел иной принцип звучания. Звук на нем извлекался тонкими металлическими пластинками – тангентами. Способ звукоизвлечения – осторожное прикосновение к клавише – определил теплоту и выразительность звучания.

Современные разновидности инструмента – это рояль и пианино. Рояль обычно используют для концертного исполнения. Струны в нем расположены горизонтально, поэтому он занимает много места.

У пианино станина со струнами расположена вертикально, за счет этого инструмент стал компактнее и подходит для домашнего музицирования. Сейчас распространены электронные пианино. Они меньше по размерам и легче, но звучание у них «не живое». Их обычно используют музыкальные коллективы, исполняющие поп-музыку.

Для фортепиано написано наибольшее количество музыкальных произведений. Первое – сочинил Джустини в 1732 г. Виртуозами игры на этом инструменте были Лист и Шопен. Русскую школу прославил Рахманинов.

На фортепиано можно сыграть музыкальные произведения любых форм и жанров и написанные для любого исполнительского состава. Фортепиано может использоваться как сольный инструмент, так и с оркестром. Музыкант любой специальности должен в достаточной мере владеть игрой на фортепиано.

ЗАГАДКА

Я стою на трех ногах,

Ноги в черных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня?.. (Рояль)

Очень музыку любили

Две сестры, Наташа с Ниной,

И поэтому купили

Им большое… (пианино).

Отличия пианино и рояля известны каждому, кто имеет хотя бы малейшее представление о музыке и музыкальных инструментах. Однако, большинству непонятно, чем же так существенно они различаются. И чтобы понять, насколько различны эти инструменты, следует разобраться, что из себя представляет каждый из них.

Что такое рояль

Рояль – это музыкальный инструмент, входящий в семейство клавишных и струнных. Своё название он приобрёл от французского слова «royal», которое на русский язык переводится как «королевский». Рояль выступает одной из разновидностей фортепиано, так же, как и пианино. Тем не менее, инструменты рознятся по некоторым существенным признакам.

Инструмент имеет большой корпус, длина которого варьируется от 160 до 310 см и зависит от типа рояля. Вес рояля так же может быть разным: от 250 до 500 кг.

Существует несколько видов рояля, разница которых сводится к габаритам и назначению. К примеру, есть мини-рояли, предназначенные преимущественно для детей и их комнат, кабинетные рояли, которые размещают в музыкальных учебных заведениях, а также концертные рояли, стоять которым положено в залах театра.

Все рояли, независимо от их размера, имеют одинаковую форму. Они состоят из корпуса, внутри которых содержатся все механизмы инструмента, а также клавиш, расположенных на передней части корпуса. Вся конструкция держится на трёх колёсных ножках, одна из которых поддерживает заднюю часть корпуса, а две остальные являются симметричной опорой для клавиш.

Второстепенными частями конструкции рояля выступают педали и крышка корпуса. Крышка корпуса держит рояль в неполном открытом состоянии. Все рояли выпускаются с тремя педалями, отвечающими за разные функции.

Струнные механизмы рояля расположены в горизонтальной ориентации, что позволяет усилить звук клавиш. Потому основное назначение роялей – это концертные выступления. Клавиатура рояля насчитывает 88 клавиш , из которых 52 имеют белый окрас, а 36 — чёрный. Чёрные клавиши меньше белых по размеру и расположены над ними.

Что такое пианино

Пианино, наряду с роялем, относится к разряду струнных клавишных инструментов, а также попадает под общее определение с роялем. Оба инструмента входят в категорию фортепиано, однако, всё же имеют различия. Пианино обладает корпусом среднего размера. Вес инструмента равен от 250 до 400 кг, а высота в см – от 120 до 150.


У пианино есть одно прямое назначение, потому и не существует большого количества разновидностей этого инструмента. Габариты пианино могут изменяться только в зависимости от того, какая фирма выступила его производителем. Пианино устанавливают в квартирах для домашнего музицирования, в кабинетах музыкальных учебных заведений, а также в небольших концертных залах.

Корпус пианино имеет форму прямоугольного параллелепипеда, а внутри него находятся ключевые механизмы инструмента. Клавиатура расположена посередине передней части корпуса и поддерживается на двух ножках. Ножки могут быть как на колёсах, так и без. Большая часть выпускаемых инструментов не имеет три педали, а ограничивается двумя. Количество клавиш на пианино составляет 88 штук.

Струны, расположенные внутри пианино, имеют вертикальную ориентацию, а крышка инструмента держится в закрытом положении. Это не позволяет пианино издавать громкие звонкие звуки, оттого оно и предназначено для игры в небольших помещениях.

Общие черты рояля и пианино

Наряду с различиями, инструменты имеют немного общего.

  1. Классификация . И рояль, и пианино, относятся к семейству струнных клавишных инструментов, также их можно объединить под общую категорию фортепиано (форте – громко, пиано – тихо).
  2. Количество клавиш . Рояли и пианино, несмотря на разницу в габаритах, имеют общее количество клавиш и октав. А именно, 88 клавиш, 2 неполных и 7 полных октав.

На этом существенные общие черты инструментов заканчиваются, потому как рояль и пианино действительно различны.

Отличия пианино и рояля

Подробно изучив строение и сущность инструментов, можно вывести их основные различия.

Внешний вид. По описанию рояля своей формой сверху он напоминает крыло, а пианино обладает обычной прямоугольной крышкой. Пианино имеет две колёсных или обычных ножки, которые поддерживают только клавиатуру. Ножки рояля всегда на колёсах, а также являются опорой для всего инструмента. Также инструменты отличаются габаритами: рояль всегда крупнее пианино, если только речь не идёт о его миниатюрной разновидности.

Ориентация струн . Струнные механизмы рояля и пианино рознятся по своему расположению. Это различие инструментов является ключевым, так как именно оно определяет их назначения. Так, горизонтальное расположение струн у рояля позволяет ему издавать более громкие, чёткие и чистые звуки, оттого его прямое назначение к игр в крупных концертных залах. Пианино же имеет вертикально расположенные струны и играет более тихо.

Количество педалей . Все рояли выпускаются с набором из трёх педалей, каждая из которых отвечает за определённую функцию:

  1. Удерживание звуков.
  2. Ослабление звуков.
  3. Удерживание лишь части звуков клавиатуры.

Пианино же не всегда оснащены тремя педалями, чаще всего они дают возможность лишь удерживать и ослаблять звуки.

Так, можно прийти к выводу, что рояль и пианино нельзя назвать одинаковыми инструментами. Хотя они и попадают под общую классификацию.

Музыкальный клавишный инструмент, одна из разновидностей фортепиано. В рояле струны, дека и механическая часть расположены горизонтально, из-за этого расположения он имеет крыловидную форму и более громоздкий, чем пианино. Однако рояль звучит лучше и громче, чем пианино.

Термин "рояль" появился в русском языке в середине XIX века (фр. royal - "королевский"). Инструменты такого же вида, изготовленные ранее, в России называли "фортепиано" или "флигель" (искаж. нем. flugel - "крыло"). В Германии ранние инструменты такого вида называли "молоточковое фортепиано" (hammer klavier), позже - flugel. Крыловидные фортепиано архаичных типов конструкций XVIII и начала XIX веков с точки зрения русской терминологии роялями назвать нельзя. Рояль - самый совершенный и музыкально выразительный вид фортепиано.

Рояль состоит из корпуса, в котором над резонансной декой натянуты металлические струны, при нажатии на клавиши молоточки приводятся в движение и ударяют по струнам. Посредством двух педалей можно усиливать (правая) или ослаблять (левая) звук (следует заметить, что левая педаль используется не столько для ослабления, сколько для изменения окраски звука во время игры, создавая тем самым дополнительные нюансы). В конструкции механики рояля используется естественная сила тяжести, что делает звукоизвлечение чувствительным (в отличие от пианино). Звуковой диапазон рояля - 88 тонов (7 и 1/4 октав). Диапазон частот - от 27,5 ("ля" субконтроктавы) до 4185,6 ("до" пятой октавы) колебаний в секунду.

Самые уважаемые композиторы прошлого, среди которых Ференц Лист, Джакомо Пучини, Рихард Вагнер, Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский, Артур Рубинштейн, Джордж Гершвин, Дюк Эллингтон и многие другие, были виртуозными пианистами. Ноты произведений этих великих мастеров в наше время свободно открыты для общественного использования, и вы можете скачать бесплатно ноты для фортепиано на многих специализированных интернет-ресурсах.

Устройство рояля.

Футор — основной опорный узел фортепиано, вместе с чугунной рамой несущий нагрузку натяжения всех струн. На массивной деревянной раме футора крепятся детали и узлы корпуса. Чугунная рама фортепиано — это цельная чугунная отливка сложного решетчатого строения с продольными и поперечными связями, укреплённая внутри деревянного корпуса инструмента и предназначенная для того, чтобы принимать на себя совокупное натяжение струн. В передней части рама имеет порожки или особые винты аграфы, служащие для ограничения длины звучащих участков струн. В задней части рамы вбиты стальные колки или задние штифты, за которые струны зацепляются ушками или петлями. Аграф — латунный винт сложной формы с отверстиями и порожками, предназначенный для фиксации положения и обеспечения качественной отсечки струн хора. Форбаум — деталь лицевой части корпуса рояля, закрывающий спереди чугунную раму и вирбельбанк. Вирбельбанк — многослойная деревянная доска с отверстиями, в которые запрессованы вирбели, натягивающие струны рояля (со временем дерево перестаёт плотно охватывать вирбели и инструмент расстраивается). Фусклец — опорный брус для крепления ножки рояля. Каподастр — металлическая фигурная планка, прижимающая поперёк струны к струнному штапику в дискантовом регистре; привинчивается к вирбельбанку и является одной из границ для вибрирующих участков струн. Панцирь — сплошная плита чугунной рамы рояля, закрывающая вирбельбанк. Эта деталь характерна для панцирной рамы, она принимает на себя значительную часть силы натяжения струн (около 2.5 тонн), так как в плите для каждого вирбеля предусмотрено отверстие с втулкой, которое разгружает деревянный массив вирбельбанка. Такая конструкция рамы характерна для всех современных роялей. Также есть ещё два типа рамы — беспанцирная, плита которой несплошная (в ней вместо отверстий сделаны окна, а сплошной массив образует вирбельбанк, прикрученный снизу) и полурама, у которой плита отсутствует как чугунное завершение, а его функцию несёт вирбельбанк, прикрученный к раме шурупами и вклеенный в корпус рояля с двух сторон, а также придерживаемый в заданном положении рёбрами самой рамы. Нетрудно заметить, что две последние разновидности рамы менее прочны, особенно полурама, хотя некоторые качественно сделанные старинные рояли с такой рамой возрастом до ста лет вполне работоспособны. Кроме того, на старинных прямострунных роялях рамы как самостоятельного компонента не было, её функцию выполняли корпус и футор рояля, а поддерживали всё это чугунные балки-распорки, прообраз теперешнего рамного шпрейца. Штульрма — массивная рама, которая привинчивается к бачкам корпуса и служит базой для клавишно-молоточкового механизма фортепиано. Шпрейц — брус футора или чугунной рамы, несущий нагрузки от натяжения струн. Струнный штапик — литой порожек на вирбельном панцире чугунной рамы, на котором каждая струна разделяется на задействованную и неработающую части, служит для отсечки звучащей рабочей части струн. Раньше вместо него применялись аграфы-винты, напоминающие винты-барашки. В их головках имеются отверстия, через которые проходят струны, и выполняют эти отверстия ту же функцию, что и порожек. Аграфы вытесняются штапиком потому, что трудоёмки в производстве и установке, в том числе и при замене струн, тогда как штапик отливается вместе с рамой.

За последние 100 лет не было создано ничего принципиально нового в конструкции роялей. "Новшества" современных производителей повторяют эксперименты позапрошлого века, влияющие больше на психологию покупателей, чем на качество инструментов. Применение синтетических материалов в конструкциях и механизмах современных роялей имеет целью удешевление (упрощение) производства, такие инструменты не обладают многолетней перспективой надежности и работоспособности.

Инструкция

Предшественники рояля были принципиально разными инструментами. Клавесин некоторые музыковеды относят к разряду клавишных щипковых, поскольку звук извлекался благодаря касанию струны перышком. Клавикорд – струнный инструмент с ударно-зажимным способом звукоизвлечения. Звук извлекается с помощью тангентов, металлических штифтов с плоскими головками. На цимбалах играют молоточками, то есть это .

Согласно легенде, Бартоломео Кристофори, клавесинный мастер, служивший при дворе герцога Фердинандо Медичи, однажды наблюдал за игрой уличных музыкантов. Среди них были цимбалисты. Кристофори пришла в голову мысль соединить клавесин и цимбалы – корпус он взял от первого, способ звукоизвлечения – от второго. Новый инструмент представили герцогу и публике в 1709 году во Флоренции. Рояль давал гораздо более громкий звук, нежели клавикорд. Кроме того, силу звука и его окраску можно было регулировать, что выгодно отличало рояль от клавесина. У первых роялей струны располагались не так, как у современных. Расположение было таким же, как у клавесина. Перекрестный способ установки струн был изобретен в начале XIX века. Тогда же стали применять цельнолитые чугунные рамы. Располагаться они могли как горизонтально, так и вертикально. Вертикальный рояль стоит, например, в Царскосельском Лицее.

Современные делятся на несколько видов. Большой концертный рояль имеет длину не менее 270 см. У него самый насыщенный и выразительный звук. Именно такие рояли звучат в больших концертных залах, соло или с симфоническими оркестрами. Длина малого концертного рояля - 220-250 см. Он звучит в камерных концертах, с небольшими ансамблями. Это профессиональные музыкальные инструменты. Для любителей предназначены кабинетные рояли. Они тоже различаются по размеру. Большой кабинетный рояль имеет длину 180-195 см, малый – 160-175 см. Они предназначены для домашнего музицирования и обучения игре на фортепиано. Наконец, самый маленький рояль – миньон, длиной 140-155 см. Это по большей части интерьерные и антуражные инструменты, для серьезных занятий музыкой они малопригодны. Рояли делятся также по качеству. Лучшие относятся к премиум-классу или высокому. Есть также средний , потребительский, низкобюджетный.

Первым произведением, написанным для рояля, была соната Джустини. Она создана в 1732 год. Но первыми активно писать для фортепиано стали Моцарт и Гайдн. Множество прекрасных произведений для этого инструмента создал Бетховен. Новые возможности рояля раскрыли пианисты-виртуозы Шопен и Лист. Произведения для этого инструмента создавали Григ, Чайковский, Рахманинов и многие другие замечательные композиторы. Отделение специального фортепиано есть во всех музыкальных учебных заведениях. Рояль осваивают и музыканты других специальностей, для них предусмотрен курс общего фортепиано.