Одним из интереснейших направлений живописи является пуантилизм (от фр. pointiller -- писать точками). Это своеобразный художественный приём рисовать раздельными мазками различной формы.

Пуантилизм - это направление в живописи, когда все богатство палитры передается чистыми, несмешанными красками при помощи нанесения множество точек или мазков вместо плавных линий. Пуантилизм явился результатом интереса французского живописца Жоржа Сера (французский художник - постимпрессионист) к научной теории цвета и поиска собственного стиля .

Жорж-Пьер Сера (1859-1891) разработал оригинальную живописную технику письма мелкими точечными мазками с включением контрастных (дополнительных) цветов, что предполагало их слияние на сетчатке глаза - то есть так, как происходит это при восприятии солнечного света и цвета в природе. Целью всех живописных экспериментов было создание живописного аналога световоздушной среды. При небольшом отходе от картины цвета смешиваются у зрителя на сетчатке глаза, вызывая ощущения вибрирующего воздуха и изменчивого света.

В зависимости от стиля мастера, картины в технике «пуантилизм» могут быть детальными или небрежно-расплывчатыми. Работы, выполненные с помощью цветных точек, подвергают сомнению прочность и материальность окружающих вещей, меняется отношение к изображению мира. Главным становится трепетный свет, воздух, в который погружены фигуры людей и предметы. В картинах чувствуется ветер, влажная после дождя, нагретая солнцем земля. Игра красок создает переливы, сравнимые с солнечными бликами на водяной поверхности. А глаз зрителя сам добавляет ей движения и естественности. Многие критики того времени считали, что новый метод письма сводил на нет творческую индивидуальность художника и превращал его работу в скучное механическое нанесение мазков. Но это было совершенно не так. Техника «пуантилизм» помогла создать яркие, контрастные и очень красивые картины. Картины просто завораживают своей красотой и необыкновенностью, заставляют зрителя восхищаться ими уже только потому, что они «написаны точками».

Пуантилизм уделял больше внимания разделению цветов - вместо того, чтобы смешивать цвета механически, на палитре, художники предоставили делать это самому зрителю: сливаясь на сетчатке человеческого глаза, точки и штрихи чистых цветов образуют цельную картину.

Серьезно и основательно пуантилизм практиковали весьма немногочисленные художники: Жорж Пьер Сёра, Поль Синьяк - французский художник - неоимпрессионист, представитель направления пуантилизма, Анри Кросс - французский художник, один из крупнейших представителей неоимпрессионизма. Однако влияние пуантилизма и дивизионизма ощутили на себе многие - Люсьен Писсарро -французский и английский художник, график и ксилограф, Шарль Теофил Ангран - французский художник-постимпрессионист и неоимпрессионист, Анрим Матисс - французский художник и скульптор, Пабло Пикассо - испанский художник, скульптор, график, театральный декоратор, керамист и дизайнер .

Современные авторы так же обращаются к пуантилистической манере письма, хотя в большинстве случаев, это скорее уже несколько видоизмененная, авторская, техника. Если у Сёра и его последователей смешение цвета на палитре не использовалось, то современные пуантилисты чаще всего не столь принципиальны в этом вопросе. Нужно заметить, что работа, написанная с использованием красочных смесей, хорошо воспринимается глазом даже с относительно небольшого расстояния.

Нео-импрессионисты Жорж Сёра и Пол Синьяк пионеры в технике рисования, получившей название «Пуантилизм». Они искали способ, как обмануть глаз, заставить его видеть больше цвета, воспринимать глубже цвет, чем просто сумму составляющих.

Сёра и Синьяк никогда не смешивали краски, писали в декоративной и ясной манере. При этом картина как бы оживает и начинает переливаться чистой гаммой. Первые работы Сёра и Синьяка удивляли, вызывали споры и противоречивые эмоции, но находилось много ценителей искусства, которые поддерживали эти начинания.

Пуантилизм повлиял на многих художников, и сегодня мы видим его следы в современном искусстве, моде и татуировках.

Что такое пуантилизм?

Это часть движения постимпрессионистов, пуантилизм - техника живописи с четкими точками цвета, которые тщательно применяются в шаблонах, чтобы составить сплоченный образ. Название стиля «пуантилизм» происходит от французского слова «точка». От этого же слова происходит, например, название балетной обуви - пуанты. Пуантилизм в живописи, можно обозначить как «точечный» стиль.

«Купальщицы в Асьере» (1884) Жоржа Сера


Термин «пуантилизм» был на самом деле придуман искусствоведами в конце 1880-х годов, чтобы высмеять произведения этих художников. Вряд ли они знали, что этот термин будет использоваться сегодня как позитивная ассоциация для самых известных мастеров мира.

Поль Синьяк


Волшебны картины Синьяка, изображающие морскую гладь. Он был увлечён стихией воды и очень любил яхты, которых у него было около трёх десятков. Первой из них он дал весьма необычное название - «Мане — Золя — Вагнер». Не иначе как гениально была изображена Синьяком вода на картине «Сен-Тропе. Красный буй» (1895).

«Сосна в Сен-Тропе» (1909) - одна из известнейших работ Синьяка. Она написана мазками неодинаковой формы, положенными в разных направлениях. К 1909-ом году Поль Синьяк уже совсем отошёл от неоимпрессионизма и разработал свой собственный стиль. Но приёмы, которые он использовал ранее, не исчезли совсем. Так, примечательны цвета, выбранные художником для изображения прекрасного дерева, это место, где художник проводил свое время каждое лето.

В другом полотне, под названием Un Dimanche (в воскресенье), блики, яркие масляные мазки изображают пару и их кошку в воскресенье днем. Это пример того, как художники пуантилисты писали четкие картины: точки мелкие, они сближаются друг с другом.

Конец Золотого Века Пуантилизма

К 1890-м годам пуантилизм достиг своего пика, и многие художники того времени уже писали в этой технике.
Но потом его популярность как нового стала слабеть. Однако, несмотря на то, многие концепции и идеи по-прежнему продолжают использоваться сегодня в разных средах.

Художник Лос-Анджелеса Кайл Леонард (он же KAL) создает удивительно реалистичные рисунки, состоящие из бесчисленных крошечных точек, с использованием тонких наконечников. «Пуантилизм - мой метод безумия, - объясняет Леонард, имея в виду кропотливую технику.

История этой работы может звучать как шутка, но это реально! Все началось с того, что художник Микель Эндара отксерил фотографию. Из этого бумажного изображения он сделал новое произведение, вручную, за 210 часов работы, используя безумные 3,2 миллиона точек, сделанные с помощью пера! Название композиции - «Герой», но, безусловно, героем таланта, творчества и терпения был Мигель.

Художник Лос-Анджелеса Кайл Леонард (он же KAL) рисует реалистично, его композиции состоя из бесчисленных крошечных точек, он использует тонкие наконечники. «Пуантилизм - мой метод безумия, - объясняет Леонард, имея в виду кропотливую технику.

Шведский фотограф Филипп Карберг использует тысячи кропотливо расположенных деревянных колышков, окрашенных в разные цвета и помещенных в доски. Затем художник фотографирует. Красиво получается.

Еще один художник, работающий в пуантилизме - это Херб Уильямс, который использовал тысячи красочных карандашей, чтобы создать красочный пикселизованный портрет в 60-х годах. Художник объясняет: «Когда вы стоите близко к портрету, он абстрактный, но издалека он реалистичный». С тех пор он продолжает использовать карандаши и даже создал из них скульптуру собаки в натуральную величину.

Корейский художник Jihyun Park подходит к искусству пуантилизма неортодоксально, создавая его в обратном порядке. Художник использует ароматические палочки, выжигая тысячи крошечных отверстий в рисовой бумаге, пока не появится изображения облаков, гор и деревьев. Потом рисунки с отверстиями монтируются на лакированных полотнах, которые отражают свет и показывают изображение.

Наконец, невозможно писать о пуантилизме без упоминания мастера точечного искусства, японского художника Яой Кусамы. Хотя ее работа не является строго пуантилизмом, ее узоры часто не образуют полных образов - можно утверждать, что точечная живопись могла быть разработана или вдохновлена ​​ Сера и Синьяком .

Она объясняет: «точка имеет форму солнца, которая является символом энергии всего мира и нашей живой жизни, а также формы луны, которая является спокойной».

Мастер-класс по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет) с пуантилизмом «Золотая рыбка»

Предлагаемый мастер-класс по рисованию по ознакомлению с пуантилизмом «Золотая рыбка» предназначен для педагогов дошкольного образования в работе с детьми старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет).

Назначение композиции : «Золотая рыбка» станет прекрасным украшением стен детской комнаты, подарком для родных и близких.

Представленная композиция является интересным вариантом для педагогов как для использования в непосредственно-образовательной деятельности (рисование), так и в совместной или самостоятельной деятельности. Создание изображения с помощью точек способствует не только развитию у детей мелкой моторики, усидчивости, но и развитию воображения, мышления, фантазии.

Цель мастер-класса : познакомить с особенностями создания изображения в технике «пуантилизм».

Задачи в работе с детьми:

Познакомить старших дошкольников с нетрадиционным течением в живописи - «пуантилизмом»;

Обучать созданию композиции «Золотая рыбка» в технике «пуантилизм»;

Развивать воображение, моторику, творческое мышление у детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет);

Воспитывать усидчивость в работе, эстетическое восприятие.

Описание техники «пуантилизм».

Название течения в живописи пуантилизм произошло от французского слова pointiller, что означает «писать точками». Художники, которые работали в стиле пуантилизм, наносили на холст чистые, не смешанные предварительно на палитре краски. Оптическое смешение красок происходило уже на этапе восприятия картины зрителем.

Оптическое смешение трех чистых основных цветов и нескольких пар дополнительных позволяет получать достаточно большую яркость, чем путем механического смешения пигментов.

Мы предлагаем Вам освоить технику «пуантилизм» с использованием не совсем традиционных для нее материалов - цветных маркеров (фломастеров). Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать с изобразительными материалами. Предлагаемый метод изображения точками с помощью фломастеров позволяет не только развивать мелкую моторику дошкольников, их усидчивость, цветовосприятие, но и повысить эмоциональный фон, поскольку изображение с помощью фломастеров (цветных маркеров) не требует высыхания, не произойдет растекание красок или неаккуратное смешивание.

«Золотая рыбка» в технике «Пуантилизм»

Необходимые материалы:

1. Бумага для черчения А4

2. Простой карандаш

3. Стирательная резинка

4. Цветные маркеры (или фломастеры)

5. Рамка для оформления работы

Предлагаем приступить к первому этапу - созданию эскиза будущей композиции. Лист необходимо разделить горизонтальной линией на две плоскости: вода (примерно 3/4 листа) и дно (1/4 листа). В центре лучше расположить главную героиню - рыбку. Дети старшего дошкольного возраста часто ассоциируют «Золотую рыбку» со знаменитым произведением А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», поэтому тельце рыбки может напоминать мультипликационный персонаж, либо аквариумную золотую рыбку.

Эскиз готов, теперь самое время приступить ко второму этапу - окрашиванию нашей композиции цветными точками. Обводим контур рыбки: основные детали тельца с помощью частых точек оранжевого цвета, выделяя чешуйки, плавники и т.д. После нанесения цветных точек карандашный контур необходимо стереть ластиком.

Заполняем тельце рыбки точками желтого цвета, ближе к контуру рыбки можно располагать точки чаще: цвет получится более насыщенным.

Рыбка готова. Предлагаем приступить к окрашиванию водорослей. Не забывайте, что единственный элемент окрашивания - точка! Чем ближе токи стоят друг к другу, тем более насыщенный цвет окрашиваемого участка. Для водорослей предлагаем воспользоваться зеленым и салатовым цветами.

Теперь необходимо окрасить оставшиеся элементы морского дна: камешки, ракушки.

Завершающий этап нашей работы - нанесение точечного водного пространства. Синим и голубым маркерами заполняем оставшееся пространство листа. Около рыбки не забываем о нескольких маленьких белых пузырьках воздуха, которые просто выделены точечным контуром.

Работа выполнена, маленькие точки превратились в единую композицию. Осталось поместить «Золотую рыбку» в приготовленную ранее рамку. Желаем успехов в Вашем творчестве.

В этой же технике можно нарисовать картину "Золотая осень"

Техника в живописи «Пуантилизм»

Секция: изобразительное искусство

Жанр работы : исследовательская работа

Красноярский край, Енисейский район, поселок Высокогорский.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №7», п. Высокогорский.

7 класс

Руководитель: Кулинич Анна Владимировна, п.Высокогорский, учитель изо и технологии, 89509789842

e-mail:

Тел .: 8 (39-195) 2 – 45- 36

Оглавление

1.

Введение……………………………………………………...…….

Основная содержание. ……………

Практическая часть.

Выполнение работ в технике «Пуантель………………………….

Заключение…………………………………………………………...

Список литературы, интернет - ресурсов…………………………

Введение

Пуантилизм является одним из интереснейших и необычных направлений живописи.

Скопление точек составляло цельное изображение. Пуантилизм – это не только направление искусства и живописи, это специфическая техника написания картин.

Целью всех живописных экспериментов было создание живописного аналога световоздушной среды. При небольшом отходе от картины цвета смешиваются у зрителя на сетчатке глаза, вызывая ощущения вибрирующего воздуха и изменчивого света.

Мне стало интересно, как выполняется живописная техника « пуантилизм», когда и где появилась, и я поставила Цель : изучение истории возникновения пуантилизм, кто являлся основоположником, манера выполнения, и ее актуальность в наше время. Перед собою я поставила следующие задачи:

Собрать сведения об истории возникновения пуантилизма;

Познакомиться с этапами выполнения;

Попробовать технику выполнения живописной работы на бумаге;

Узнать, где применяется в наше время эта техника;

Объектом моего исследования являются техника в живописи «пуантилизм».

Методикой исследования - обработка источников информации.

Основная часть

Пуантилизм - стилистическое направление в живописи , возникшее во около , в основе которого лежит манера письма раздельными (неизолированными) мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Характеризуется отказом от физического смешения красок ради оптического эффекта (подразумевается «смешение» на сетчатке глаза зрителя).

Жорж-Пьер Сёра́ - художник- , основатель , создатель оригинального метода живописи под названием « ». . Пиком развития направления считаются 1880 – 90-е годы

Техника «пуантель» (pointille - point, точка) - манера рисования маленькими точками, аккуратными мазками чистого цвета образующие элементы мозаики. Выражаясь современным языком, это своего рода очень большие «пикселы» на поверхности холста или бумаги. Если смотреть близко, то кроме красочного хаоса ничего не увидишь, издали - невольно обобщая, вырисовывается нечто задуманное художником. Если при работе в технике пуантель наносить точки сложного цвета (смешивая три и более оттенка вместе), то в итоге наверняка получите довольно-таки неприятную картину. Механическое смешение красок до нанесения плюс обобщение при восприятии сделают свое грязное дело - получится настоящая каша, в сравнении с которой палитра художника покажется интересным этюдом. Поэтому рекомендуется использовать чистые локальные цвета.

Работы в стиле пуантилизм невозможно перепутать ни с чем – полотно состоит из коротких мазков круглой или прямоугольной формы. В переводе название направления живописи означает «писать точками».

В создании стиля, Сера использовал общее положение теории цвета – человеческий глаз смешивает цвета точек, расположенных рядом. В изображении предметов на полотне используют точки контрастных оттенков – синий и оранжевый, красный и зеленый, желтый и синий. Благодаря этому приему объекты выразительны. Соседние цвета не смешиваются друг с другом. Оптический эффект точек рассчитан на то, что цветовые соединения и превращения выполнит наш глаз.

Картина «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» Сера, стала шоком и открытием выставки импрессионистов в 1886 году. Благодаря эффекту теории цвета, изображение получилось живым и многомерным с расстояния. Если подойти ближе – картина распадалась на точки. Цель художника достигнута – он передал колебание воздушной среды и красоту природы.

Практическая часть.

Изучив теорию я решила на практике попробовать выполнить несколько работ.Для начала я изучила, какие материалы можно использовать для написания работы – акварель, гуашь, масло, акрил, мы выбрали гуашь.

1.Первым этапом нужно было определиться, что можно изобразить, мы взяли для начала не сложное построение - это две груши.

Сделав эскиз, мы начали поэтапно накладывать мелкими точками гуашь,

2.Затем нам захотелось попробовать технику пуантель в более сложной постановке - натюрморт, и вот что получилось.

3. А так же пейзаж.

Заключение

Пуантилизм – необычная веха в развитии живописи конца 19 века, ставшая не только направлением и техникой создания изображений, но и научной методикой. Жорж Сёра внезапно скончался в возрасте тридцати одного года.Его художественное наследие немногочисленно. Но, тем не менее, он успел разработать новаторскую живописную концепцию, изменив ход развития живописи. Стиль активно применяется для развития творчества у детей на современном этапе. В зависимости от стиля мастера, пуантилистические картины могут быть детальными или небрежно-расплывчатыми. Так же и мои работы получились, на мой взгляд, индивидуальные.

Мне очень понравилась эта техника написания.

Еще я узнала, что пуантилизм очень полезен для развития детского творчества – это одна из наиболее удачных методик приобщения ребенка к рисованию!!!

Я открыла для себя новую и захватывающую работу. Удивительно, какими дальними путями вдохновение может вести нас до интересного результата.