Врубель Михаил Александрович (1856-1910)

Гениальный русский художник Михаил Александрович Врубель Родился 5 (17) марта 1856 года в Омске в семье строевого офицера, участника Крымской кампании, который впоследствии стал военным юристом. Предки со стороны его отца были выходцами из прусской Польши (“врубель” по-польски - воробей.

Мать Врубеля умерла, когда мальчику было три года. Когда Врубелю исполнилось семь лет, его отец женился во второй раз. Во втором браке у отца родилось трое детей, один из которых умер в детстве. Отношение к мальчику во вновь образовавшейся семье было замечательным. Мачеха художника, Елизавета Христиановна (урожденная Вессель), была серьезной пианисткой, и ее занятия музыкой способствовали духовному развитию маленького Врубеля. По воспоминаниям старшей сестры Анюты, с которой Врубеля связывали теплые дружественные отношения: “элементы живописи, музыки и театра стали с ранних лет его жизненной стихией”.

Долг службы отца требовал частых перемещений. Врубель с детства испытал много новых впечатлений, переезжая из Омска а Астрахань, затем в Петербург, в Саратов, Одессу, и опять в Петербург.

Рисовать Врубель начал рано. В восемь лет во время недолгого пребывания в Петербурге он, под руководством отца, посещает рисовальные классы Общества поощрения художников. В Саратове Врубель обучается рисованию с натуры у частного педагога; в Одессе посещает рисовальную школу. Художник обладал прекрасной зрительной памятью. Девятилетний Врубель, по воспоминаниям его сестры, после двух посещений саратовской церкви, в которой была помещена копия “Страшного суда” Микеланджело, “наизусть, воспроизвел ее во всех характерных подробностях”.

Врубель получил прекрасное образование. В 1874 году он окончил Ришельевскую Классическую гимназию с золотой медалью и поступил на юридический факультет Петербургского университета. Летом 1875 года Врубель совершил первую поездку в Швейцарию, Германию и Францию с семьей, в которой он подрабатывал гувернером и домашним учителем.

По окончании юридического факультета Петербургского университета, осенью 1880 г. Врубель поступает в Академию Художеств. Здесь огромное влияние на него оказали профессор П. Чистяков и В. Серов. На раннем этапе своего творчества Врубель много внимания уделял акварели, одновременно пробуя силы в станковой живописи.

В классе П. П. Чистякова Врубель занимается с 1882 года. Чистяков рекомендует его как способного мастера композиции Адриану Прахову -руководителю реставрацией древних церквей и фресок в Киеве, который впоследствии курировал исполнение росписей во Владимирском соборе. Врубель был приглашен расписывать иконостас Кирилловской церкви в Киеве (1884-85). Это стало его первой крупной монументальной работой. Он создал “Сошествие Святого Духа на апостолов” на хорах этой церкви и эскизы неосуществлённой росписи Владимирского собора (четыре варианта композиции “Надгробный плач”).

Несколько месяцев в 1884 г. Врубель провел в Венеции, изучая живопись раннего Ренессанса. После возвращения в Россию он продолжает работы в Киеве. Там же художник пишет портрет-картину “Девочка на фоне персидского ковра” (1886), живописная материя которой проникнута духом печали.

В 1887 г. Врубелю поручается исполнение фресок для Владимирского собора по ранее сделанным эскизам. В том же году художник стал заниматься скульптурой и создал и в этой области замечательные произведения.

Осенью 1889 г. Врубель переезжает в Москву, где начинается период его наиболее плодовитой работы. В киевский и ранний московский период Врубель ведет богемную жизнь: часто бывает в цирке, дружит с цирковой наездницей и вместе со своими приятелями К. Коровиным и В. Серовым ходит к ней в гости. В Москве он знакомится с С. И. Мамонтовым, который принимает участие в художественных начинаниях художника.

Творческой манере Врубеля, которая окончательно сложилась в начале 1890-х гг., характерны декоративность и обостренная экспрессия византийского и древнерусского искусства, цветовое богатство венецианской живописи. Врубель одухотворяет природу, превращает ее в своего учителя и наставника. Он говорил, что в основе всякой красоты - “форма, которая создана природой вовек. Она - носительница души… “Декоративно все, и только декоративно”. Врубель, по его словам, “ведет беседу с натурой”, “вглядывается в бесконечные изгибы формы”, “утопает в созерцании тонкостей” и видит мир как “мир бесконечно гармонирующих чудных деталей...”. Художник до тонкостей изучал строение и переплетение ветвей, стеблей и соцветий; кристаллики льда, образующие узоры на стеклах; игру света и тени, и отражал свои знания и чувства в своих произведениях: киевские цветочные этюды (1886 - 1887) “Белая акация”, “Белый ирис”, “Орхидея”; панно “Богатырь” (1898), “Одиллия” (1894), “Сирень” (1901), “Кампанулы”, “Раковины” и “Жемчужина” (1904) ,“Тени лагун” (1905) и т.д. К. Коровин писал о творчестве художника: “Врубель поразительно рисовал орнамент, ниоткуда никогда не заимствуя, всегда свой. Когда он брал бумагу, то, отмерив размер, держа карандаш, или перо, или кисть в руке как-то боком, в разных местах бумаги наносил твердо черты, постоянно соединяя в разных местах, потом вырисовывалась вся картина”. В природном мире ближайшую аналогию описанному процессу возникновения изображения из первоначально разрозненных линий и штрихов, образующих причудливую орнаментальную вязь, в которой вдруг проступают облики знакомых предметов, представляют собой кристаллизации инея на морозном стекле”.

В московский период художник пишет портреты С. И. Мамонтова и К. Д. Арцыбушева. Главной же темой творчества Врубеля в это время стала тема Демона, в которой он в символической форме ставит “вечные” вопросы добра и зла, изображает свой идеал одинокого бунтаря, не приемлющего обыденность и несправедливость. Сама мысль создать “нечто демоническое”, возникла еще в Киеве. Осенью 1886 года, Врубель показывая свои первые наброски отцу, говорил что Демон - дух “не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... величавый”.

Михаил Александрович обладал даром графической черты и формы, ни одна работа не могла застать его врасплох. Он мог мастерски справиться с любой работой, считая ее вызовом своему мастерству: написать картину, расписать блюдо, изваять скульптуру, придумать различные ни на что не похожие орнаменты и виньетки, сочинить театральный занавес. Врубель мечтал соединить в своем творчестве искусство с жизнью, он постоянно находился в поисках высокого монументального стиля и национальной формы в искусстве и использовал в своих произведениях орнаментально-ритмические решения. Все это сближало его со стилем “модерн”, вызов которого был принят художником. Модернизм особенно свойственен некоторым панно Врубеля (триптих “Фауст” для дома А. В. Морозова в Москве, 1856; “Утро”, 1897)”. Но творчество художника выходит за рамки модерна и символизма. Он стремился создать сложную одушевленную картину мира, соединяя в своих произведениях мир человеческих чувств и мир природы (“Пан”, 1899, “К ночи”, 1900, “Сирень”, 1900).

До 1896 года Врубель был одной из заметных фигур абрамцевского кружка, “придворным художником” С. Мамонтова. Он занимался оформлением интерьеров в особняках московских меценатов и буржуа, предпочитая использовать в их оформлении фантазии на тему античного мира и средневековых рыцарских легенд. Врубель выступал в роли архитектора и мастера прикладного искусства - создал проект фасада дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве (1891), а для ворот дома Мамонтова в Москве - декоративную скульптуру “Маска льва”. В оформлении особняков С. Т. Морозова на Спиридоновке и А. В. Морозова в Подсосенском переулке Врубель работает вместе с самым значительным архитектором московского модерна Ф.И. Шехтелем (“Полет Фауста и Мефистофеля”).

В 1890-е гг. Врубель выполняет декоративные панно и станковые произведения “Венеция” (1893), “Испания” (ок. 1894) и “Гадалка” (1895), “Принцесса Греза” (1896); иллюстрирует произведения М. Лермонтова, изданные к 50-летию со дня смерти поэта участвует в оформлении спектаклей в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова: опер Н. А. Римского-Корсакова “Садко”, 1897, “Царская невеста”, 1899, “Сказка о царе Салтане”, 1900; исполняет скульптуры для майолик Абрамцевской фабрики “Снегурочка”, “Лель”, “Садко”, “Египтянка” и др.; панно “Микула Селянинович и Вольга”; “Роберт и монахини” (бронза, 1896), “Морской царь “ (керамика, 1899-1900). Музыка Н. А. Римского- Корсакова, привлекавшая внимание художника поэзией водной стихии, была одним из стимулов в обращении художника к “изобразительному фольклору” (майолика “Купава” 1898 - 1899 г., “Морская царевна” 1897 -1900 гг., “Прощание царя морского с царевной Волховой” (1899), “Садко” 1899 - 1900 гг.)

Летом 1896 года в Нижнем Новгороде состоялась Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка, на которой Врубель по заказу С. И. Мамонтова, курировавшего художественно-оформительские работы на выставке, создал два панно - “Принцесса Греза” (по Э. Ростану) и “Микула Селянинович”. Мамонтов превратил дебют Врубеля настоящий бенефис; несмотря на то, что специальная комиссия Петербургской Академии художеств отвергла панно Врубеля “как нехудожественные”, меценат решил показать их и на арендованном им рядом с входом на выставку участке земли соорудил павильон, нам крыше которого громадными буквами было написано “Панно Врубеля”. По указанию Мамонтова на этой на выставке были представлены восемь картин Врубеля и его скульптура. В то же самое время в городском театре Нижнего Новгорода проходили гастроли Мамонтовской частной оперы, представлявшей спектакль “Гензель и Гретель” в декорациях Врубеля, а портал сцены был украшен занавесом “Италия. Неаполитанская ночь”, выполненным Врубелем для Русской частной оперы.

В 1896 году Врубель впервые услышал голос одной из самых выдающихся русских певиц Надежды Ивановны Забелы, которая вскоре стала его женой. Она была любимой певицей Римского-Корсакова, писавшего для нее партии сопрано в всех своих операх, начиная с “Царской невесты”. Врубель влюбился в голос Надежды Ивановны прежде, чем узнал и полюбил ее саму, он полюбил образ, мечту, которую она воплощала.

Врубель писал много портретов жены, которые стали одной из важных страниц его творчества. Художник выступал оформителем почти всех спектаклей жены, сам придумывал ей костюмы и грим, сам одевал ее перед спектаклем, присутствовал на всех ее выступлениях и был рад огромному успеху жены.

Благодаря женитьбе на Н. И. Забеле, Врубель оказался в родстве с семейством Н. Н. Ге (сестра Надежды Ивановны была замужем за сыном Н. Н. Ге). По воспоминаниям мемуаристов Врубель, не любил живопись Ге, но в своем творчестве он обращался к проблемам бытия человека, к морально-философским вопросам о добре и зле, невольно следуя традиции А. А. Иванова и Н. Н. Ге. Врубелю довелось несколько раз летом поработать в мастерской Ге, на его хуторе близ Чернигова. Там был написан ряд знаменитых произведений Врубеля. Ночной колорит живописных “ноктюрнов” Врубеля “Сирень” (1900) и “Пан”, связанных единством мифологического сюжета, картины “К ночи” и “Царевна-Лебедь” перекликается с поздними произведениями Ге. Но Врубель, в отличие от “глухой ночи” Ге, благодаря световым и цветовым колебаниям, красочно изображает ночь глубокую и прозрачную, полную волшебства. “Ночной пленэр” этих произведений Врубель противопоставляет господствующему в то время дневному.

Возврат Врубеля к демонической теме в конце 90-х годов сопровождается воспоминанием о ночных сценах Ге - художник создает свой цикл на демоническую тему, как бы продолжая в нем идею цикла картин Ге о страстях Христа.

Врубель был счастлив в браке, его популярность росла как на дрожжах, но все же именно в это время у художника появились первые симптомы душевной болезни, которые обострились и привели к срыву после рождения сына с заячьей губкой. Художник постоянно находился под наблюдением врачей.

В 1900-е гг. в творчестве Врубеля возникают черты болезненного надлома, нарастают драматизм мироощущения и экспрессия форм. В это время Врубель возвращается к демонической теме и пишет свою картину “Демон поверженный” (1902), которая считается одним из самых поразительных памятников его “магического театра”. Работу над ней он продолжал даже во время выставки, меняя на глазах у публики черты и выражение лица демона, световое и цветовое решения картины. Бенуа писал: “Каждое утро... публика могла видеть, как Врубель дописывал свою картину. Лицо становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее, его поза, его сложение имели в себе что-то пыточно-вывернутое...” Это произведение принесло художнику славу декадента.

После нервного срыва начинаются годы Врубеля в психиатрической лечебнице, где Надежда Ивановна постоянно навещала мужа и даже часто пела для него. Врубель был очень привязан к жене и умел поэтизировать недостатки ее внешности. По словам сестры Забелы он “часто преувеличивал именно ее недостатки, так как они особенно нравились ему”. Врубель видел в жене нечто ангельское, это легко заметить по ее “Портрету на фоне березок” (1904).

Временами здоровье позволяло ему возвращаться к работе, однако болезнь прогрессировала. В моменты просветления Врубелем были созданы его последние графические шедевры, к которым относятся зарисовки с натуры сцен в интерьерах лечебницы и за окном: “Обдумывает ход (игра в шахматы)”, “Кровать”; из цикла “Бессонница”, “Дерево у забора” (1903-04); графические портреты: портрет Ф. А. Усольцева (1904); “После концерта. Портрет Н. И. Забелы-Врубель”(1905); натюрморты “Натюрморт. Подсвечник, графин, стакан”. Поздним автопортретам Врубеля характерны горькая складка губ и гордое, замкнутое выражение лица. Одним из последних произведений художника является портрет В. Брюсова.

Врач-психиатр Ф. А. Усольцев, в клинике которого лечился Врубель, писал в своих воспоминаниях: “Часто приходится слышать, что творчество Врубеля больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить... До тех пор пока Врубель мог держать карандаш и мог видеть, он работал, выполняя не рисунки сумасшедшего, но произведения, относящиеся к шедеврам рисовального искусства...”

За четыре года до своей смерти Врубель ослеп. Художник пробыл в психиатрической лечебнице с 1902 по 1910 год, но он так и не узнал, что в 1906 г. Академия наук присвоила ему звание академика; не знал о триумфальном успехе в России и Европе объединения “Мир искусства”, в первых выставках которого он участвовал. Все политические и культурные события конца XIX - начала XX вв. пришлись на период его болезни. Врубель оказался отрезанным от культурной жизни своего времени и уже при жизни отошел в область легенды. Его считали своим учителем и художники “Голубой розы”, экспонировавшие на своих выставках произведения Врубеля; поэты-символисты Александр Блок, Андрей Белый.

Участие Врубеля в выставочной деятельности “Мира искусства” и ряде международных выставок принесло художнику европейскую известность. Среди поздних его шедевров - картины “Царевна-Лебедь”, “Сирень” (обе 1900), “Демон поверженный” (1902), “Шестикрылый серафим” (1904) и др.

В искусстве серебряного века Врубель сыграл огромную роль. В своем творчеством он отразил как идеи модерна и символизма, так и зачатки новых художественных направлений. Характеризуя художника и его творчество, К. Петров-Водкин писал: “Врубель был нашей эпохой”.

Врубель был умным и глубоким человеком, прекрасно знал классическое искусство и литературу, иностранные языки. Он был открытым и легким в общении, но весь состоял из парадоксов. Но несмотря на легкомысленное богемное существование, Врубель очень серьезно относился к своему творчеству, и в то же время, при всем серьезном и ревнивом отношении к своим произведениям в процессе работы, он легко расставался со ними тогда, когда они уже были готовы.

В нем было заложено что-то загадочное, он любил интриговать и удивлять окружающих. Некоторые странности проявлялись в поведении художника еще задолго до его болезни. Известен случай, когда Врубель, будучи в Киеве, исчез из города, сообщив впоследствии окружающим, что был на похоронах отца, а через некоторое время отец появляется живым и здоровым перед теми же самыми людьми.

Смерть Врубеля привела к всплеску его популярности. Он был торжественно похоронен Академией художеств. Речь над его могилой произнес А. Блок. А известный историк искусства. А. Бенуа в своей статье, опубликованной в день похорон, писал: “Жизнь Врубеля … дивная патетическая история, то есть полнейшая форма художественного бытия. Будущие поколения … будут оглядываться на последние десятки XIX века как на “эпоху Врубеля”.

Картины художника

Автопортрет. 1882г.

Автопортрет. 1905г.

Автопотрет. 1880г.


Аллегория Нижегородской ярмарки


Богатыть. Декоративное панно.

Венеция. Декоративное панно

Видение пророка Иезекииля


Воскресение. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве.


Гадалка 1

Гамлет и Офелия 1

Гамлет и Офелия


Гензель и Гретель (Т.С.Любатович и Н.И.Забела в ролях оперы З.Гумпердинка).

Голова Иоанна Предтечи. Этюд


Девочка на фоне персидского ковра


Демон поверженный


Демон сидящий 1


Жемчужина

Женский портрет


Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

Испания

Итальянский рыбак


К ночи


Кувшинки


Летящий Демон


Море


Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача

Натурщик 1

Натурщик

Натюрморт. Подсвечник, графин, стакан

Обручение Марии с Иосифом


Пирующие римляне


Полет Фауста и Мефистофеля


Портрет В.А.Усольцевой


Портрет В.Я. Брюсова


Портрет Константина Дмитриевича Арцыбушева

Портрет Н.И.Забелы-Врубель на фоне березок.

Первый русский символист Михаил Врубель обладал особой манерой исполнения своих художественных произведений, так что его картины трудно перепутать с работами других художников. Все знавшие художника и его друзья отмечали особый темперамент и своеобразный характер мастера, который и отобразился в его замечательных работах. Познакомимся поближе с творчеством великого русского художника и представим галерею самых известных картин Михаила Врубеля.

Немного биографии и особенности творчества…

Портрет Врубеля

Врубель Михаил Александрович родился в 1856 году в городе Омск, и уже 10 годам маленький Миша проявил артистические способности, в том числе и к рисованию. Ни его родственники, ни он сам и не думал, что станет художником, но уже первые его эскизы и наброски свидетельствовали о большом творческом потенциале.

Со временем, обучаясь в Академии художеств, у Врубеля появилась особая художественная манера, как говорится, свой почерк. То, что главным персонажем его работ стал демон, породило множество слухов, что художник продал душу дьяволу, а когда житель потустороннего мира открыл мастеру свое истинное лицо, Михаил Врубель ослеп и помешался рассудком.

Художник много путешествовал, поэтому представим моменты озарения мастера и написание картин во времени и пространстве.

Киевский период. 1880-1889

За пять лет жизни в Киеве художник выполнил огромный объем работ, но самое главное - смог прикоснуться и впитать в себя истоки русской живописи.

На хорах Кирилловской церкви, которую Врубель самостоятельно расписал, он изобразил монументальную фреску «Сошествие Святого Духа на апостолов». Мастеру удалось точно соединить первоистоки византийской манеры иконописи с собственными портретными изысканиями.

Для написания фигур апостолов и Богоматери художник использовал реальные прототипы людей, с которыми общался во время жизни в Киеве.

Икона, написанная Врубелем для иконостаса Кирилловской церкви, прославила художника и стала отправной точкой на его творческом пути.

Как отмечают специалисты, икона выполнена по всем канонам христианской иконографии, но Врубель привнес в нее портретную выразительность и необычность.

Поговаривали, что мастер был тайно влюблен в жену своего заказчика, искусствоведа Адриана Прахова, и с иконы на прихожан церкви смотрит именно она — Эмилия, и их младшая дочь.

В творческой копилке художника множество автопортретов, но этот, написанный во время пребывания в Киеве, наиболее точно передает черты характера и устремления мастера.

Графика занимала особое место в творчестве, и автопортрет выполнен именно в такой манере. Целеустремленный, но немного напряженный взгляд, как бы символизирует, что художник еще находится в творческом поиске, еще ищет свою особую манеру передачи реальности на холсте и в скульптуре.

Размытые контуры также свидетельствуют об исканиях молодого художника, но в уверенно нанесенных карандашных линиях уже чувствуется твердая рука мастера.

Вернувшись в Киев после поездки в Италию, Врубель снова с головой погрузился в творчество, и один из киевских предпринимателей заказал ему написать портрет дочери.

Врубель, как всегда, основательно подошел к делу, и выполнил портрет в манере, который специалисты назвали «портрет-фантазия». И здесь противоречивость натуры художника - в руках девочки красивые розы, а рядом острый кинжал.

Летом 2018 года Укрпочта выпустила марку номиналом 5 гривен, на которой изображена эта картина живописца и подпись: «Врубель Михайло Олександрович».

Москва. 1890-1902

Именно в Москве под впечатлением произведения Михаила Лермонтова была написана самая известная картина.

Сидящий в окружении необычных цветов, Демон, скрестив руки, смотрит печально вдаль. Работая над иллюстрированием произведений М. Лермонтова, Врубелю удалось точно передать образ литературного героя. В его Демоне воплотились человеческие черты, внутренние противоречия, сила духа и постоянное сомнение.

Кажется, образ Демона, выполненный на холсте, окончательно подтверждает, что сомневающийся мастер нашел свой особый стиль.

Для любителей подземного мира и путешествий - наш материал .

Врубель жил в русской культуре и находил в ней вдохновение. Картина «Царевна-лебедь» была написана под впечатлением оперы Николая Римского-Корсакова по сказке Александра Пушкина.

Художник работал над декорациями к постановке, а его первая жена играла царевну. Образ царевны у Врубеля печален и загадочен, и в нем заключен великий символизм, а само произведение — настоящая жемчужина его творческой коллекции.

Картина далека от сценического образа, ведь Врубель воплотил в картине всю двойственность лебединой сущности - стремление к небесам, чему-то светлому, и стремление к темным водам морской пучины.

Это не картина, а иллюстрация к произведению Михаила Лермонтова «Демон». Но по художественному исполнению и передаче образов эта иллюстрация занимает важное место в творчестве художника.

Выполненная черной акварелью, иллюстрация передает весь трагизм свидания Демона с Тамарой, да и в настроении картины уже просматривается начинающаяся болезнь художника.

На всех иллюстрациях Демон в одной неизменной позе, «падший ангел», прочно поселившийся в мире темных сил. А вот Тамара всегда в разных позах, чем художник подчеркнул сомнения в ее выборе - между небесным и земным.

Отойдя от образа демона, Врубель, с присущей ему страстью, начал писать сказочные сюжеты.

Это полотно считают самым известным панно российской столицы, а написал его художник по мотивам драмы Эдмона Ростана. В это время он написал два полотна, которые должны были выставляться на промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Но комиссия не допустила их к просмотру.

Ситуацию хотел спасти Савва Морозов, выставивший «Принцессу Греза» и «Микулу Селяниновича» в собственном павильоне, но публика враждебно приняла картины.

Незаконченная картина Михаила Врубеля стала возвращением живописца к теме Демона после 8-милетнего перерыва.

Само произведение выполнено в темных, мрачных тонах. На демоне коричневая туника, перевязанная поясом. Он воспарил над горами Кавказа и рекой, но большинство деталей не прорисованы, так что не понятен окончательный замысел.

Демон летит, как и сам художник хотел взлететь, но в манере и темных тонах картины видно, что Врубель уже сильно болел. И символизм проявился в ее незаконченности…

В 1901 году у Надежды Забелы и Михаила Врубеля рождается сын, которого назвали Саввой. Физически крепкий и здоровый мальчик имел дефект - у него была заячья губа.

Живописец винил в этом только себя, но, прервав работу над «Демоном поверженным», создал портрет Саввушки. На нас с картины смотрит детское лицо, но искаженное испугом и серьезным взглядом.

Описание картины всегда сопровождается припиской, что рождение сына с «заячьей губой», а больше — его внезапная смерть в 1903 году,- еще больше повергло художника в депрессию.

Последние работы

Идея написать этот сюжет зародилась еще в 1899 году, а жизненные потрясения и прогрессирующая болезнь окончательно утвердили автора в правильности выбора, и в 1902 Врубель закончил свое полотно.

Красивым фоном картины выступает горный пейзаж, залитый светом алого заходящего солнца, а на переднем плане — фигура поверженного демона. Он как бы зажат между верхним и нижним краем картины, и не может вырваться.

Выставленная в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусств» картина произвела настоящую сенсацию, а ранняя публика наблюдала, как автор переписывает свое полотно.

Последняя крупномасштабная работа живописца, созданная на стенах больницы В.П. Сербского, стала вершиной его творчества.

Этот синтез ярких цветов и экспрессии в полной мере раскрыл творческий потенциал и мастерство умельца живописи. Взгляд Серафима источает уверенность и надежду, а меч и лампада в руках ангела - яркие символы борьбы противоположностей.

Это великолепное произведение Врубеля известно и под другими названиями - «Азраил», а также «Ангел с мечом и кадилом».

Появился этот портрет благодаря тому, что уже окончательно потерявшему связь с реальностью Врубелю разрешили рисовать в недолгие минуты просветления.

Художнику по утрам позировал сам русский поэт, а чуть позже в больничную палату приходил художник Валентин Серов, и рисовал вечерами портрет самого Врубеля.

Так и вышло в одно время из-под кисти двух великих русских художников два портрета - поэта Валерия Брюсова и живописца Михаила Врубеля.

Интересные факты жизни Михаила Врубеля…

  • К образу Демона Врубель приступил еще во время росписи Кирилловской церкви. В этом и проявилась противоречивая натура художника. Вырисовывая светлые образы ангелов на иконах, он в мастерской рисует эскизы демонов.
  • Во время работы над произведением художник часто менял первоначальный замысел. Так на картине «Жемчужная раковина» появились образы морских царевен.
  • Скорее печальный факт, но душевные терзания и жизненные трагедии, в конечном счете, привели Врубеля в психиатрическую больницу. Он начинал творческий путь с росписи Кирилловской церкви, стоящей на территории больницы, в больнице и закончил свой жизненный путь.
  • Картина «Демон поверженный» уже весела в галерее, а художник приходил и переписывал своего поверженного демона заново.
  • При жизни его не признавали как художника, над его работами посмеивались. Но однажды его друзья художники сделали большую выставку его картин… Врубеля признали, но было поздно, он уже был к тому времени тяжело болел.
  • Вечером перед смертью Врубель открыл окно и, вдыхая морозный воздух, произнес «Едем а Академию!» На следующий день в Академии художеств началась панихида прощания с художником, а по округе разносился надгробный плач.

Врубель умер в 1910 году, а ученые и искусствоведы до сих пор ведут спор о его месте в отечественном и мировом искусстве. Но ясно одно - Михаил Александрович Врубель, словно комета, пронесся по жизни, оставив свой неповторимый и яркий след на небосклоне российской и мировой культуры.

Окруженный людьми, он всю жизнь оставался одинок, проделав путь от отшельника-алхимика к пророку, своим творчеством намного опередив свое время, предсказав в своих картинах некоторые события своей собственной жизни.

«…Врубель идеально выражал свою мысль; он был идеален по своей природе. Есть какая-то безошибочность во всём, что он сделал»

(А.Я.Головин)

М.Врубель. Панно «Суд Париса»

Михаил Александрович Врубель (1856-1910)- одна из самых сложных и неоднозначных фигур в русской культуре рубежа XIX-XX века.

Он проявлял своё мастерство в различных видах изобразительного искусства: живописи, графике, скульптуре и в архитектуре, стремясь приблизиться к мастерам Ренессанса

Врубель — у истоков русского символизма и модерна

Художественный язык Врубеля формировался в изобразительной системе стиля модерн , а также основывался на предметности и осязательной ценности формы, заимствованной художником у традиции русского академического искусства, а в частности у его учителя П.П.Чистякова.

В его творчестве соединяются две тенденции и , на основе данного соединения возникает семантическая двузначность образов. Символ у мастера – это знак с бесконечным множеством трактовок. Созданные им образы многогранны, это символы, вызывающие у зрителя многочисленные ассоциации.

Живописец через символический образ создаёт изображение мирового бытия. Все персонажи художника – это многозначные образы-символы, что заключают в себе авторское понимание мира, отражение авторского «я».

Основные темы картин художника Врубеля

Религиозная тема

Произведения на религиозную тему у Врубеля наиболее полно воплотились в ранний период его деятельности. Тогда он занимается реставрацией росписей в Кирилловской церкви в Киеве («Оплакивание»), а впоследствии создаёт эскизы к росписям Владимирского собора в Киеве («Надгробный плач», «Богоматерь с младенцем»), которые так и остались на бумаге.

Центральная тема творчества мастера — это образ Демона

Эта тематика стала для художника целым миром сложных переживаний. Впервые этот образ привлёк внимание художника при создании эскизов для Владимирского собора в Киеве, он написал его, но впоследствии эту работу уничтожил.

М.Врубель иллюстрации к «Демону» Лермонтова

В 1890 году художник рисует задумчивый образ «Демона сидящего» — первое произведение, созданное из демонического цикла, включающего в себя живописные произведения, рисунки и скульптуру. Позже мастер сделал скульптурную голову «Демона», где этот же образ показан более жестоким.

В 1891 году художник принимается за иллюстрации к поэме «Демон», которую в то время больше никто не пытался иллюстрировать.

М.Врубель «Демон поверженный»

В 1898 году он возвращается к «демонической» теме, после долгих колебаний он берётся за создание «Демона летящего», но, к сожалению, так и не заканчивает его. Берется за образ «Демона поверженного». Демон на этой картине выглядит сломленным безумием. После долгого перерыва художник в 1904 году возвращается к этому циклу и создает картину «Азраил» (демон смерти).

Сказочная тема

М.Врубель «Царевна-Лебедь»

Немаловажное место в творчестве Врубеля играла тема сказочного эпоса и русской оперного искусства. Он создаёт многочисленные живописные полотна, среди которых известны ««Царевна лебедь», панно «Богатырь», театральные декорации к операм Римского-Корсакова.

Самой последней темой художника стал образ «пророка», начавшийся с иллюстраций к известному стихотворению стал лебединой песней мастера, он работал над ним до конца жизни, эта была тема посвящена трагической миссии творца. Последнюю вариацию этой темы художник назвал «Видение Иезекииля»

Врубель как универсальный мастер

Художник, как было сказано выше, стремился оставить след во всех областях изобразительного искусства, походя на художников эпохи Возрождения. Мастер пробовал себя в различных жанрах: портрет («Женская голова. Э.Л. Прахова»), фантастика («Демон сидящий»), пейзаж («Куст сирени») и т.д., работая в различных техниках.

Он создавал:

  • монументально-декоративные панно («Фауст»),
  • произведения театральной живописи (декорации к «Садко») и декоративно-прикладного искусства (возрождение майолики),
  • декоративную скульптуру («Маска льва») и т.д.

Художественные средства Врубеля

М.Врубель «Богоматерь с младенцем»

Основу колорита живописца составляют три цвета:

  • золотистый;
  • пурпурный (цвет зари)
  • сине-лиловый (цвет ночи и неба).

Это цветовое сочетание – характерно для его творчества.

Цветовая гамма художника меняется с определённым этапом его творчества. Зрелый мастер использует более тёмные, насыщенные, мрачные оттенки его цветовой гаммы.

Например,

  • у самого сильного эскиза к росписи Владимирского собора «Надгробный плач», созданного в ранний период, цветовое решение состоит из светло-жёлтого, розового, небесного тонов;
  • в созданных в поздний период «Демонах», он использует блестяще-золотистые, сиреневые и жемчужный оттенки.

М.Врубель «Голова пророка»

У Врубеля колористическое решение всегда совпадает с образно-символическими и стилистически поставленными задачами. Метафоричность цветового содержания картины характерна для живописи этого художника. Очень узкий выбор красок и невероятное количество их сочетаний направлены у художника на создание персональной символической системы.

Антидинамичные композиции мастера – это крупные изображения на общем фоне, в них нет взаимодействия объектов произведения. Мозаичность, гранённость форм, стирающие границы фигур и предметов, также характерны для врубелевских полотен. Глубина и пространство картин – плоскостны.

В последних работах мастера намечается тяготение к экспрессионизму, его живопись становится более пессимистичной, а колорит становится более тёмным и мрачным, усиливая напряжённость полотен. Хотя экспрессия была свойственна его картинам изначально, в ранних работах более следовал романтическим тенденциям.

Всю свою творческую жизнь художник посвятил служению красоте. Его девизом было — «Истина в красоте».

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

"Перед тем, что Врубель Михаил Александрович и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, - я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим...". А.А. Блок. Из речи на похоронах М.А. Врубеля 16 апреля 1910 года.

Трагическая судьба Михаила Александровича Врубеля вот уже многие десятилетия после его кончины бросает особый отсвет на произведения художника, признанного одним из величайших мастеров русского искусства. Его картины, акварели, керамика, декоративное панно, сверкающие чистой краской, как драгоценные камни, притягивают взгляд, заставляют размышлять вновь и вновь о нем. Связь личности Врубеля с эпохой, в которую он жил, оказалась более сложной, чем у многих его современников. Художнику пришлось запечатлеть в символических образах своих произведений противоречия, борения, трагедию и духовные поиски своего времени. Он пропустил их через собственную душу - и душа надорвалась в непосильной тяжести.

Выдающийся живописец с мировым именем родился в городе Омске в 1856 году. Врубелю было три года, когда его матери не стало. В какой-то мере ее заменила Анна Александровна, его старшая сестра, которая стала ему близким другом, сыграла в жизни брата немалую роль, опекала его и была главной поддержкой в последние годы. К ней обращены наиболее доверительные письма М.А. Врубеля.

Семья Врубель жила то в Петербурге, то в провинции - частые переезды были связаны в военной карьерой отца. Рисовать Михаил Врубель начал где-то в возрасте пяти лет и периодически брал уроки рисунка. Уже в ранней юности столкнувшись с провинциальной обывательской средой, равнодушной ко всему, кроме карт и сплетен, Михаил Александрович ищет в искусстве убежища от пошлости. Еще не ощутив себя художником, он уже был "на стороне" светлого творческого мира, где царили великие мастера Ренессанса - Рафаэль , Леонардо да Винчи .

После окончания гимназии он по желанию отца поступил в юридический факультет Петербургского университета, не чувствуя интереса к этой профессии. Тем не менее окончил университет и это стало основой его глубокой образованности, которую отмечали все знавшие его и которая была в общем-то редкой в художнической среде той эпохи. Только в 24 года Михаил Врубель окончательно определил свою жизнь и с осени 1880 года он учится в Академии художеств.

В поисках собственного творческого пути опорой для Врубеля стало классическое искусство. Молодой художник видел свою задачу в выработке собственной манеры и технике письма. В Академии зарождается его интерес к акварели - техники одновременно и тонкой, и мощной, способной решать сложные художественные задачи. Одним из лучших педагогов Академии, профессор П.П. Чистяков, первым осознал необычный, мощный художественный дар своего ученика и угадал его стремление к монументальным формам живописи. В 1884 году по его рекомендации Чистякова Врубель направляется в Киев для принятия участия в реставрации древней Кирилловской церкви с фресками XII века и в создании росписей Владимирского собора. Несколько лет работы в Киеве стали временем художественного становления Врубеля , определили всю его дальнейшую судьбу.

Этот один самых загадочных живописцев относится к такому типу творцов своего времени, которых С.П. Дягилев назвал "жаждущие красоты поколение ". Работы, написанные в 1886 году в Киеве - "", "", - говорят о восхищении художника красотой мира.

Во врубелевских работах во всю мощную силу зазвучал громадный декоративный дар - для него любое изображение человека или предмета на холсте, бумаге было еще и узором, орнаментом форм. Именно поэтому так велико было увлечение Врубеля этюдами драгоценных тканей. Образ яркого ковра, на котором в роскошных узорах и красках появляются работы реального мира, - это основная суть и идея многих его живописных панно и картин. Наряду с тканями воплощение декоративной формы Врубель ищет в цветах: в Киеве им рождены волшебные акварели с изображением ирисов, орхидей, азалий, подчеркнуло живых, как будто продолжающих цвести и распускаться на листе бумаги.

Из созданного в киевский период к особому месту можно отнести иконостас Кирилловской церкви, для написания икон которого Врубель отправился в Венецию. Здесь его вдохновляли древние памятники искусства, фрески и византийские мозаики, картины старых мастеров - и сама насущная жизнь итальянского города: люди, улочки, музыка, люди, каналы. К Италии с этого момента зародила в нем самую большую и вечную любовь. Врубель не уставал вспоминать о ней даже в самом конце своей жизни, сломленной тяжелой болезнью. Иконы Кирилловской церкви, прежде всего "", несут в себе сугубо врубелевское , личностное соединение образов византийской древности с драматическим мышлением эпохи рубежа XIX - XX веков.

Трагические глаза Богоматери (прототипом которой стал портрет реальной женщины - З.Л. Праховой ) как особый знак души будет постоянно возникать в других врубелевских образах. Эти глаза можно увидеть в образе Демона .

Обращение к теме Демона произошло здесь же, в Киеве, под влиянием поэзии Лермонтова и оперы А.Г. Рубинштейна, которая произвела на Врубеля большое впечатление. Образ Демона в творческом мировоззрении художника стал ключевым, вместившим самые разные грани его искусства. Художник утверждал, что "Демона не понимают - путают с чертом и дьяволом, ... а "Демон" значит "душа" и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, идущего примирения обуревавших его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе ". Здесь в словах заключена философская программа многочисленных произведений Врубеля, посвященных образу Демона.

Получив отказ от участия в росписи Владимирского собора, для Врубеля это было первым глубоким и серьезным ударом. Созданные им эскизы - "", "Ангел с кадилом и со свечой " - показались комиссии слишком неканоничными.

Их эмоциональная напряженность, драматизм и сама манера живописи Врубеля были вызывающе ярко индивидуальны. В 1889 году живописец покидает Киев и приезжает жить в Москву. В Москве он встречается со старым другом В.А. Серовым , представлен К.А. Коровину, поселяется у него в мастерской, нуждается, голодает. В своих воспоминаниях многие, в том числе К.А. Коровин , писали о бескорыстии Врубеля, умении довольствоваться малым и равнодушии к деньгам. В этом проявлялось его стремление во что бы то ни стало сохранить свою свободу, свободу художника и человека.

Коровин познакомил Врубеля с С.И. Мамонтовым, ставший его покровителем и другом.

В Москве в доме Мамонтова на Садово - Спасской Врубель жил, трудился над "Демоном (сидящим) " (1890). После киевского "затворничества" художник попадает в довольно бурную московскую художественную жизнь. Он работает на декорациями для театров, над костюмами в Частной опере С.И. Мамонтова. Многократно выезжает в Италию совместно с Мамонтовым, живет и трудится в Абрамцеве. Здесь он интересуется керамикой, ставшая одним из его значительных творческих проявлений. Одной из первых московских работ, отчетливо проявившей отличие искусства Врубеля от привычных художественных норм, были иллюстрированное им юбилейное издание работ М.Ю. Лермонтова (1891). Декоративно изысканные и сложные образы поэмы "Демон " были негативно отвергнуты образованным и эстетически нравственным обществом. По словам Коровина, "все рассердились ".

По-новому осознает Врубель и современный тип декоративной живописи, переходя от ее монументальных религиозных форм к декоративным романтическим панно - "Венеция " (1893), "" (1894), триптихи для загородных домов А.В. и С.Т. Морозовых.

Но и на этом пути он встречает непонимание. Особенно тяжелой для Врубеля была история с созданием по заказу Мамонтова двух больших панно для художественного отдела в Нижнем Новгороде Всероссийской выставки 1896 года. Эскизы врубелевских панно "Микула Селянинович " и "Принцесса Греза " были не только отвергнуты, но и осмеяны в прессе. В ответ на это Мамонтов выстроил для их показа отдельный павильон. Панно, несмотря на этот драматический эпизод, заставили заговорить о Врубеле.

Как и многие люди этой эпохи, Врубель наслаждался яркими эстетическими впечатлениями в музыке. Но он отличался еще и загадочной восприимчивостью к пению и музыке. Его сестра вспоминала, как будучи ребенком он мог стоять часами "прикованным" к роялю, наслаждаясь игрой. Многие темы его работ рождались под впечатлением музыки, с нею связана и женитьба Врубеля.

На одной из оперетт его настолько впечатлил голос артистки Частной оперы Забела Надежды Ивановны, что он влюбился в него, совсем не видя ее саму на затемненной сцене. Впоследствии, в 1896 году, оперная артистка стала женой художника и любимой его моделью. "Другие певицы поют как птицы, а Надя поет как человек ", - говорил Врубель о голосе жены.

Для него она была еще и воплощением музыкальных образов любимого композитора и друга - Н.А. Римского - Корсакова, в операх которого часто была первой исполнительницей женских партий. В роли царевны Волховы в опере "" запечатлена жена художника в акварели 1898 года. Врубель около 90 раз слушал жену в этой опере.

По нескольку раз он мог наслаждаться игрой оркестра, в особенности МОРЕ , и ему это не надоедало, что удивляло его жену. Каждый раз художник находил все новые прелести и видел фантастические тона.

Немало великолепных театральных декораций, графических листов, скульптурных произведений было создано под влиянием музыкальных образов. К их числу относится и серия майоликовых скульптур на темы опер "" и "Снегурочка ". Сказочный облик Весны, Купавы, Леля, Садко, играющего на гуслях, царя Берендея, воплощен в текущих формах керамики, покрытой сверкающими глазурями.

Благодаря Римскому - Корсакову Врубель начинает особенно тонко чувствовать национальную ноту в искусстве. Образы русского фольклора становятся важной поэтической темой его творчества - появляется панно "" (1898), "" (1900).

Символизм - художественное направление начала XX века - получает отражение во многих картинах художника. "", "", "" не являются пейзажами, хотя художник запечатлел изображения природных сюжетов. Образы этих творений - символы таинственной, загадочной, скрытой от людской жизни природы.

Символическим смыслом в живописи Врубеля наделены и женские образы. Будь то смутно различимый облик "феи" сирени, сказочные царевны или портреты жены, поэтическая кисть художника делает их образами вечной, возвышенной, романтической красоты.

Символические картины вели к окончательному Демону - "Демону поверженному " (1902), самому непонятному для зрителя тех лет.

Врубель писал его лихорадочно, многократно переписывая, продолжая работать даже на выставке и в доме нового владельца картины. Он словно хотел донести что-то важное, окончательное, предчувствуя свою судьбу. Ощущение катастрофы, крушения жизни, безмерного страдания и гибели пронизывало зрителей перед этой картиной. Именно с весны 1902 года стали долгими и мрачными годами душевной болезни. На художника сильно подействовал отказ Третьяковской галереи в приобретении "Демона поверженного " (картину приобрел В.В. фон Мекк, и лишь после смерти Врубеля она поступила в галерею). Врубель ощущал "Демона" как итог, как глубоко выстраданное знание и был оскорблен непониманием.

1903 год стал для художника трагическим. Умер его маленький сын Савва, что привело к сильнейшему толчку развития болезни.

Этот трагический момент времени большую часть жизни художник проводит в клиниках. В редкие промежутки он возвращается к работе - пишет портрет, графические натюрморты, одну из красивейших своих шедевров - пастель "Жемчужина

В процессе творения работы над ним художник потерял зрение. Последние годы прошли во тьме. Во время ужасной и печальной болезни Н.И. Забела - Врубель пела ему старые арии и новые, только что подготовленные. По ее словам - "здесь он иногда хоть на миг забывал о своем несчастье ". Ф.А. Усольцев, Врач - психиатр художника, внимательно и заботливо лечивший Врубеля, утверждал в воспоминаниях, который были написаны сразу после кончины художника, что "его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить".

Одним из тяжелейших уроков жизни для Врубеля было столкновение с нравственной и эмоциональной глухотой, с обывательскими взглядами на искусство. Его не понимали. Хуже того - его не хотели понять. "Лучше бороться с произволом, чем со стадной тупостью ", с горечью он писал однажды. Коровин, глубоко переживавший за друга, писал, что "вся жизнь художника, человека со смелой и нежной душой" была окружена "кислой болотиной мелкого, гнусного и подлого смешка".

Бумага, акварель, белила, бронза, карандаш.

В Омске.

Его отец был строевым офицером, участником Крымской кампании, впоследствии ставшим военным юристом . Предки Врубеля со стороны отца происходили из прусской Польши. Мать Врубеля умерла, когда мальчику было три года, а когда ему исполнилось семь лет, отец женился вторично на пианистке с хорошей школой.

Из-за службы отца семья Врубелей постоянно переезжала , живя попеременно в Омске, Астрахани, Петербурге, Саратове, Одессе и опять в Петербурге.

В 1874 году Михаил Врубель, окончив гимназию, поступил на юридический факультет Петербургского университета, одновременно посещал вечерние классы Академии художеств.

В 1879 году Врубель окончил университет с золотой медалью, после чего отбыл воинскую повинность, получив чин бомбардира запаса. Осенью 1880 года был зачислен вольнослушателем в Академию художеств. Среди академических рисунков Врубеля выделяются акварели "Обручение Марии с Иосифом" (1881) и "Натурщица в обстановке Ренессанса" (1883).

В 1884 году Михаил Врубель оставил академию и по предложению известного искусствоведа Адриана Прахова уехал в Киев для участия в реставрации древних росписей Кирилловской церкви.

Для написания иконостаса Врубель совершил путешествие в Венецию (1884-1885). Не имевший ранее опыта работы в монументальном жанре, художник за год создал для Кирилловской церкви композиции "Сошествие Святого Духа на апостолов" на хорах и "Оплакивание" в нише притвора, изображения пророка Моисея и "Ангелов с лабарумами" (три ангела над телом Христа), иконостас (образы Христа, Богоматери с младенцем, святителей Кирилла и Афанасия Александрийских). Врубель также дописал, имитируя мозаику, одного из ангелов в куполе Софийского собора, исполнил орнаменты на столпах Владимирского собора в Киеве. Эскизы Врубеля для Владимирского собора (вариации сюжетов "Надгробный плач" и "Воскресение") не были воплощены.

В 1889 году художник переехал в Москву, где сблизился с известным меценатом Саввой Мамонтовым и стал участником абрамцевского художественного кружка. В этот период Врубелем были созданы панно "Венеция" (1893), станковые произведения "Испания" (около 1894) и "Гадалка" (1895). Он участвовал в оформлении опер композитора Николая Римского-Корсакова "Садко" (1897), "Царская невеста" (1899), "Сказка о царе Салтане" (1900), поставленных в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова. Им были созданы эскизы архитектурных деталей и майоликовой скульптуры для абрамцевской керамической мастерской — "Египтянка", "Мизгирь", "Купава" (1899‒1900). Врубель также выступил в роли архитектора в проекте фасада дома Саввы Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве (1891).

Одной из главных тем творчества художника стала тема Демона, начатая "Демоном сидящим" (1890), продолженная иллюстрациями к одноименной поэме Михаила Лермонтова и завершившаяся "Демоном поверженным" (1902).

Врубель также работал как иллюстратор произведений Александра Пушкина, Уильяма Шекспира, Эдмона Ростана, Иоганна Гете, Анатоля Франса, русского былинного эпоса и древней мифологии.

Произведения Врубеля экспонировались на выставках объединений "Мир искусства" (1898-1903) и "Союз русских художников" (1903-1910).

С 1902 года Михаил Врубель страдал душевной болезнью, проходил лечение в психиатрических клиниках. В периоды ремиссии создал ряд картин и рисунков с натуры — "Дерево у забора" (1903‒1904), портрет Федора Усольцева (1904), "После концерта. Портрет Н.И. Забелы-Врубель" (1905), портрет поэта Валерия Брюсова (1906) и др.

В 1905-1906 годах Врубель создал акварельные эскизы "Голова Иоанна Предтечи", "Иоанн Креститель" и последнее произведение — "Видение пророка Иезекииля".

В ноябре 1905 года художник был удостоен звания академика.

В 1906 году Врубель полностью потерял зрение. Последние годы жизни провел в клинике доктора Бари на Васильевском острове в Петербурге.

14 апреля (1 апреля по старому стилю) 1910 года Михаил Врубель скончался. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге.

В 1995 года имя художника было присвоено Омскому государственному музею изобразительных искусств.

Был женат на певице Надежде Забеле (1868-1913). В 1901 году у них родился сын Савва, который умер в 1903 году от крупозного воспаления легких.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников