Заболотский Петр Ефимович (1803-1866)

"Портрет поэта Михаила Юрьевича Лермонтова", названный весьма официально, написан Петром Ефимовичем Зоболотским (юный корнет брал у художника уроки рисования и живописи). Конечно, П.Е. Заболотский не так знаменит, как О. Кипренский или В. Тропинин , писавшие А.С. Пушкина. Но и будущий гений - М. Лермонтов - сделал в 1837 году лишь первый шаг (пусть он был и широк) в литературу, где только-только трагически завершилась жизнь А.С. Пушкина. И поскольку изображений М.Ю. Лермонтова выполнено до обидного мало, каждое из них, и портрет П. Заболотского прежде всего, представляет для русского искусства исключительную ценность.

Идейными учителями художника были О. Кипренский, А. Венецианов и особенно В. Тропинин, близкий П. Заболотскому и по манере исполнения.

Путь живописца к постижению мастерства был очень непростым. Ему очень повезло, что на его жизненном пути встретился А.Р. Томилов, известный меценат, коллекционер и теоретик искусства. Именно он способствовал в большой степени тому, что сын мещанина стал посещать Академию художеств и окончил ее. Среди его учителей были знаменитые А.Г. Варнек и А.Е. Егоров . Портреты, жанровые сцены (в частности, быт крестьян), пейзажи П.Е. Заболотский выполнял с тем мастерством, которое вызывает интерес любителей и коллекционеров живописи. Поэтому произведения художника представлены во многих музеях России. Звание академика, присвоенное художнику в 1857 году, подтверждает высокую степень его таланта и заслуги перед русским искусством.

Знаменит художник не только своим творчеством, но еще и тем, что именно он обучал самого Михаила Юрьевича Лермонтова рисованию (1836-1837). Молодой поэт познакомился с Заболотским у своих родственников Философовых в Петербурге и, став офицером лейб-гвардии Гусарского полка, брал у художника уроки живописи.

А еще — именно Заболотскому принадлежат два самых известных портрета М. Ю. Лермонтова, написанных маслом в 1837 и 1840 годах. И поскольку изображений М.Ю. Лермонтова выполнено до обидного мало, портреты эти представляют для русского искусства исключительную ценность.


Михаил Юрьевич Лермонтов, 1837, Третьяковская галерея

Родился Петр Ифимович в 1803 году в семье мещанина в городе Тихвин. Уже в раннем детстве у Заболотского проявилась тяга к рисованию. Но родные не одобряли увлечения мальчика. Подростком Заболотский подрабатывал коробейником, потом устроился приказчиком.


Девушка с папиросой, 1830-е, художественный музей, Екатеринбург

Путь будущего живописца в большое искусство был нелегким. Заболотскому крайне повезло, что в жизни ему удалось встретить известного мецената, собирателя и ценителя картин русских живописцев Алексея Романовича Томилова, который был дружен со многими известными художниками той поры.


Мужской портрет, 1827, Тверская картинная галерея

Меценат Томилов помог сыну мещанина поступить в 1826 году в Академию Художеств сначала в качестве вольноприходящего ученика, затем и окончить официальный курс обучения живописи. Учителями Заболотского в Академии были художники Александр Григорьевич Варнек и Алексей Егорович Егоров. Сильное влияние на формирование Заболотского, как художника, оказали Орест Адамович Кипренский, Алексей Гаврилович Венецианов и особенно Василий Андреевич Тропинин.


Портрет молодой женщины в черном платье, 1830-е,гг.

В 1842-1848 годах Заболотский преподавал в Рисовальной школе общества поощрения художеств. В 1857 году за большой вклад в развитие бытового портрета Петр Ефимович Заболотский был удостоен звания академика. Картины художника, представленные во многих музеях России и за ее пределами, подтверждают высокую степень таланта Заболотского и его заслуги перед русским искусством.

Заболотский Петр Ефимович скончался в 1866 году.

Еще картины художника

Лермонтов в штатской одежде (1840)
Вид Старой Ладоги, 1833, Русский музей
Портрет графа Ксавье де Местра, 1840, Воронцовский дворец, Алупка
Портрет Н. В. Евреиновой, 1840, Ульяновский художественный музей
После жатвы, 1822, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Старая помещица, 1836 год, Нижегородский государственный художественный музей
Тихвинский городской голова, 1848, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Мальчик с птичкой
Портрет мальчика в красном, 1845, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Заболотский Петр Ефимович (1803-1866)

"Портрет поэта Михаила Юрьевича Лермонтова", названный весьма официально, написан Петром Ефимовичем Зоболотским (юный корнет брал у художника уроки рисования и живописи). Конечно, П.Е. Заболотский не так знаменит, как О. Кипренский или В. Тропинин, писавшие А.С. Пушкина. Но и будущий гений - М. Лермонтов - сделал в 1837 году лишь первый шаг (пусть он был и широк) в литературу, где только-только трагически завершилась жизнь А.С. Пушкина. И поскольку изображений М.Ю. Лермонтова выполнено до обидного мало, каждое из них, и портрет П. Заболотского прежде всего, представляет для русского искусства исключительную ценность.

Идейными учителями художника были О. Кипренский, А. Венецианов и особенно В. Тропинин, близкий П. Заболотскому и по манере исполнения.

Путь живописца к постижению мастерства был очень непростым. Ему очень повезло, что на его жизненном пути встретился А.Р. Томилов, известный меценат, коллекционер и теоретик искусства. Именно он способствовал в большой степени тому, что сын мещанина стал посещать Академию художеств и окончил ее. Среди его учителей были знаменитые А.Г. Варнек и А.Е. Егоров. Портреты, жанровые сцены (в частности, быт крестьян), пейзажи П.Е. Заболотский выполнял с тем мастерством, которое вызывает интерес любителей и коллекционеров живописи. Поэтому произведения художника представлены во многих музеях России. Звание академика, присвоенное художнику в 1857 году, подтверждает высокую степень его таланта и заслуги перед русским искусством.

Картины художника

Мальчик с балалайкой


Портрет Н.В.Евреиновой


Петр Ефимович Заболотский (Заболоцкий)
Автопортрет, 1827
Автопортрет, 1827
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Происхождение:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр:
Учёба:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Стиль:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Покровители:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Влияние:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Влияние на:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Звания:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

15px

Заболотский (Заболоцкий) Петр Ефимович (1803-1866) - русский художник.

А. Р. Томилов, меценат, коллекционер и теоретик искусства способствовал творческому росту художника. Благодаря его помощи Заболотский поступил в Академию художеств в 1825 г. вольным слушателем. Во время учебы был удостоен двух серебряных медалей. Среди его учителей были Александр Григорьевич Варнек и Алексей Егорович Егоров .

Звание академика было присвоено художнику в 1857 году.

Михаил Юрьевич Лермонтов брал у него уроки живописи в Петербурге. Заболотский - автор двух портретов М. Ю. Лермонтова написанных маслом в 1837 и 1840 годах.

    Mikhail lermontov.jpg

    Лермонтов в ментике л.-гв. Гусарского полка (1837)

    Mikhail Lermontov, 1840.jpg

    Лермонтов в штатской одежде (1840)

    Petr Zabolotskiy 04.jpg

    Портрет молодой женщины в черном платье (1830-е гг.)

    Petr Zabolotskiy 01.jpg

    Мальчик с балалайкой (1835)

    Nikolay TomilovPetr Zabolotskiy.JPG

    Николай Алексеевич Томилов (1814-1858) Корнет Клястицкого гусарского полка (1837)

    Petr Zabolotskiy 03.jpg

    Тихвинский городской голова

    Petr Zabolotskiy 02.jpg

    Портрет Н. В. Евреиновой (1840)

Напишите отзыв о статье "Заболотский, Пётр Ефимович"

Ссылки

  • Е. А. Ковалевская Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. - М.: Сов. Энцикл., 1981
  • . - М .: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - С. 145.

Отрывок, характеризующий Заболотский, Пётр Ефимович

Я вдруг резко почувствовала, как по спине потянуло ледяным холодом – что-то было не так, что-то должно было вот-вот случиться... Мне дико хотелось закричать!.. Как-то предупредить... Но я понимала, что не могу им помочь, не могу протянуть руку через века, не могу вмешаться... не имею такого права. События, развивающиеся передо мною, происходили очень давно, и даже если я смогла бы сейчас помочь – это уже явилось бы вмешательством в историю. Так как, спаси я Магдалину – изменились бы многие судьбы, и возможно, вся последующая Земная история была бы совершенно другой... На это имели право лишь два человека на Земле, и я, к сожалению, не была одной из них... Далее всё происходило слишком быстро... Казалось, даже – не было реально... Холодно улыбаясь, человек по имени Рамон неожиданно схватил Магдалину сзади за волосы и молниеносно вонзил в её открытую шею узкий длинный кинжал... Послышался хруст. Даже не успев понять происходящего, Магдалина повисла у него на руке, не подавая никаких признаков жизни. По её снежно белому одеянию ручьём струилась алая кровь... Дочь пронзительно закричала, пытаясь вырваться из рук второго изверга, схватившего её за хрупкие плечи. Но её крик оборвали – просто, будто кролику, сломав тоненькую шею. Девочка упала рядом с телом своей несчастной матери, в сердце которой сумасшедший человек всё ещё без конца втыкал свой окровавленный кинжал... Казалось, он потерял рассудок и не может остановиться... Или так сильна была его ненависть, которая управляла его преступной рукой?.. Наконец, всё закончилось. Даже не оглянувшись на содеянное, двое бессердечных убийц бесследно растворились в пещере.
С их неожиданного появления прошло всего несколько коротких минут. Вечер всё ещё был таким же прекрасным и тихим, и только с вершин голубеющих гор на землю уже медленно сползала темнота. На каменном полу маленькой «кельи» мирно лежали женщина и девочка. Их длинные золотые волосы тяжёлыми прядями соприкасались, перемешавшись в сплошное золотое покрывало. Казалось, убитые спали... Только из страшных ран Магдалины всё ещё толчками выплёскивалась алая кровь. Крови было невероятно много... Она заливала пол, собираясь в огромную красную лужу. У меня от ужаса и возмущения подкашивались ноги... Хотелось завыть волчьим голосом, не желая принимать случившееся!.. Я не могла поверить, что всё произошло так просто и незаметно. Так легко. Кто-то ведь должен был это видеть! Кто-нибудь должен был их предупредить!.. Но никто не заметил. И не предупредил. Никого вокруг в тот момент просто не оказалось... И оборванные чьей-то грязной рукой две Светлые, Чистые Жизни улетели голубками в другой, незнакомый Мир, где никто больше не мог причинить им вреда.