Подробности Категория: Искусство России XVIII века Опубликовано 26.02.2018 20:26 Просмотров: 921

Федот Иванович Шубин работал в стиле классицизма . Он считается крупнейшим скульптором русского «века Просвещения». Его лучшие традиции были восприняты скульпторами XIX в.

Федот Иванович Шубин родился в 1740 г. в деревне Тючковской Архангелогородской губернии. Эта деревня находилась недалеко от Холмогор, и отец Шубина, крестьянин-помор Иван Афанасьевич Шубный (или Шубной), хорошо знал семью Ломоносовых. Отец будущего скульптора был государственным крестьянином (не крепостным), знал грамоту.
Русский Север в то время был одним из наиболее развитых регионов России. Здесь занимались рыбным промыслом, резьбой по кости и перламутру. Этими же промыслами занимались и в семье Шубных.

Академия художеств

Ф.И. Шубин. Автопортрет

Как и Ломоносов, юный Шубной после смерти отца с обозом рыбы отправился в Петербург. Зарабатывал тем, что резал табакерки, веера и др. бытовые предметы, охотно раскупавшиеся в городе. В Академию художеств юноша поступил не сразу, а только через 2 года, отработав ещё истопником при царском дворе. В ноябре 1761 г. по Высочайшему повелению Федот Шубной вносится в списки учеников Академии под именем Федота Шубина.
Куратором академии был в то время И.И. Шувалов, который способных учеников отбирал в учебное заведение без всяких проволочек. Так в Академию попали Василий Баженов, Иван Старов, Федор Рокотов , Федот Шубин и др. И.И. Шувалов считал, что принимать в это учебное заведение следует только тех, кто уже проявил какие-то наклонности к определённому виду творчества. Вступившая на престол в 1762 г. Екатерина II объявила Академию Шувалова частной, куратора отправила за границу, а Академию художеств открыла вторично на новых основаниях. При Академии было организовано Воспитательное училище, в которое набирались 5-6-летние дети.
Учителем Шубина в Академии был француз Николя-Франсуа Жилле, почти 20 лет своей жизни отдавший скульптурному классу петербургской Академии художеств. Он разработал собственную методику обучения, и результатом было воспитание замечательных русских скульпторов: Ф.И. Шубина, И.П. Прокофьева, М.И. Козловского, Ф.Ф. Щедрина, И.П. Мартоса и др. Он сумел сохранить индивидуальность каждого, при этом дав им общее понимание сути скульптуры как вида художественного творчества.
7 мая 1767 г. Федоту Ивановичу Шубину в числе других выпускников был вручен «Аттестат со шпагою», что означало получение первого офицерского чина и личного дворянства. За хорошие успехи, добронравие, честное и похвальное поведение трёх учеников Академии, в том числе и Шубина, отправили на 3 года во Францию и Италию «для достижения совершенства» в художествах.

Во Франции

Русский посол князь Д.А Голицын, опекавший молодых людей в Париже, был просвещенным и передовым человеком, большим знатоком искусства. По совету Дидро, с которым был дружен Голицын, Шубин с рекомендательным письмом отправляется к своему парижскому учителю – Ж.-Б. Пигалю. Жан-Батист Пигаль – один из самых заметных среди работающих в этот период во Франции мастеров, автор реалистических портретов. В его мастерской Шубин лепит с натуры, копирует античные скульптуры и работы самого Пигаля, принимает участие в подготовке и отливке фигур для монумента Людовика XV, ходит в натурный класс Парижской Академии художеств, часто бывает в Королевской библиотеке и мастерских известных скульпторов. Вскоре Пигаль предлагает ему новое задание: делать эскизы барельефов с эстампов знаменитых мастеров – Пуссена, Рафаэля. Создает Шубин и свободные, авторские композиции. Во Франции русские студенты постоянно общались с Дидро, который считал портретный жанр самым трудным и самым демократичным. Хотя в русской Академии считалось, что портрет, как и натюрморт, «списывают», а историческую композицию сочиняют, и поэтому последняя гораздо выше первого.

Италия

Летом 1770 г. Шубин отправляется в Италию, которая поразила его памятниками античного искусства, ставшими его своеобразными учителями. Шубин живет в Италии до весны 1773 г. сначала как пенсионер Академии художеств, затем как спутник богатейшего русского промышленника Н.А. Демидова.
В конце 1772 г. Шубин во время путешествия с Демидовыми по Италии останавливался в Болонье, где выполнил ряд работ, за которые Болонская Академия выдала ему диплом на звание почетного академика.
Живший в Риме И.И. Шувалов не порывал связи с Академией художеств, он заказывает Шубину свой портрет и бюст своего племянника Ф.Н. Голицына.

Ф. Шубин. Профильный портрет И.И. Шувалова (1771). Мрамор. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
В портрете И.И. Шувалова Шубин показал человека волевого, деятельную натуру. Профиль Шувалова энергичен и чёток: высокий лоб, крупный нос, открытый взгляд. В Италии был выполнен и один из первых дошедших до нас «круглых» бюстов – портрет Ф.Н. Голицына.

Ф. Шубин. Портрет Федора Голицына (1771). Мрамор. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
В этот период влияние античного искусства на его творчество наиболее ощутимо. Но в то же время портрет отличается особым лиризмом.
Летом 1773 г. Шубин вместе с Н.А. Демидовым совершает путешествие в Англию. В Лондоне он некоторое время работает в мастерской известного скульптора-портретиста Дж. Ноллекенса. Таким образом, Шубин прошёл школу лучших европейских Академий, изучил искусство античности, эпохи Возрождения.

Возвращение в Россию

В Петербург он возвратился в августе 1773 г., полный творческих планов. Екатерина II тут же привлекла его к созданию галереи портретов современников, в основном примечательных людей и своих фаворитов. В портретах Шубина перед нами проходит высший свет Петербурга.

В 1773 г. Шубин создал портрет вице-канцлера А.М. Голицына.

Ф. Шубин. Портрет Александра Голицына (1773). Мрамор. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Этот бюст прославил Шубина. Сам Фальконе хвалил его за мастерство. Чёткий силуэт, мягкость складок плаща и локонов парика переданы виртуозно.
После успеха бюста Голицына императрица приказала «никуда Шубина не определять, а быть собственно при Ея Величестве». В 1774 г. Академия художеств присуждает Шубину за портретный бюст императрицы звание академика.

Ф. Шубин. Портрет Екатерины Великой (нач. 1770-х). Мрамор. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Бюст богатого промышленника И.С. Барышникова создан в строгой манере. Умный и расчётливый делец, Барышников представлял собой нарождающийся буржуазный класс.

Ф. Шубин. Портрет Ивана Барышникова (1778). Мрамор. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
В 1774-1775 гг. Шубин работал над серией мраморных барельефов князей и царствующих особ от Рюрика до Елизаветы Петровны, предназначенных для круглого зала Чесменского дворца (в настоящее время они находятся в Оружейной палате Кремля). Затем он выполнял многочисленные заказы на декоративные работы для Мраморного дворца (1775-1782), работая совместно с итальянцем Валли и австрийским скульптором Дункером, создал мраморный мавзолей генерал-лейтенанта П.М. Голицына, скульптуры для Троицкого собора Александро-Невской лавры (1786-1789).
Статуя Шубина «Екатерина-законодательница» выполнена по заказу Г.А. Потёмкина для Таврического дворца в честь победы над Турцией.

Ф. Шубин. Екатерина-законодательница (1790). Мрамор. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Статуя изображает императрицу в образе богини Минервы. Она была высоко оценена и пользовалась большим успехом, но от императрицы скульптор не получил вознаграждения и профессорского места в Академии – там портретная скульптура считалась «низшим жанром». К тому же Шубин выполнял портреты без приукрашивания личности, избегал идеализации, а это не всегда нравится публике, которая хочет видеть свое изображение идеальным. Заказов становится всё меньше, доходов тоже, а семья большая, и скульптор решает обратиться к Екатерине за помощью. Только через 2 года он был утвержден профессором, но без предоставления платного места. Шубин продолжает работать, его портреты второй половины 1790-х годов отличаются глубоким раскрытием характера человека.

Последние годы жизни

Шубин чаще работал с мрамором, но иногда создавал работы и в бронзе. Например, портрет Платона Зубова, созданный в бронзе, показывает нам самовлюблённого, уверенного в себе человека.

Ф. Шубин. Портрет Платона Зубова (1796). Бронза. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Шедевром портретного искусства стал знаменитый бюст Павла I, созданный им в бронзе и в мраморе.

Ф. Шубин. Портрет Павла I (1798). Бронза. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Ф. Шубин. Портрет Павла I (1800). Мрамор. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Образ Павла I отмечен противоречиями. Таков он был и на самом деле: в нём сочетались величественность, надменность, но и болезненность, и глубокое страдание.
За всю свою творческую жизнь Шубин выполнил скульптурные портреты практически всех крупнейших российских государственных деятелей, военачальников, чиновников. Но, тем не менее, жизнь его становилось все тяжелее. Ему не на что было содержать семью, он стал слепнуть, а в 1801 г. сгорели его небольшой дом на Васильевском острове и мастерская с работами. Он обращался за помощью к Павлу I и к Академии...И только к концу жизни, в 1803 г., Александр I, а затем и Академия художеств помогли ему: предоставили казённую квартиру, назначили его профессором с жалованием. Но в 1805 г. Ф.И. Шубин умер, не дожив нескольких дней до своего 65-летия. Его похоронили на Смоленском православном кладбище. В 1931 г. останки скульптора были перенесены в мемориальный Некрополь XVIII в. Александро-Невской лавры.

Share

ШУБИН Федот Иванович (1740-1805)

Выдающийся русский скульптор Ф.И. Шубин родился 17 (28) мая 1740 года в деревне Тючковской Двинского уезда Куроостровской волости Архангельской губернии.

Поскольку эта деревня находилась практически против Холмогор, отец Ф.И. Шубина, крестьянин-помор Иван Афанасьевич Шубный (или Шубной) хорошо знал семью Ломоносовых.

Иван Шубный был черносошным, т.е. государственным крестьянином, не крепостным, знал грамоту и, по преданию, был первым учителем М.В. Ломоносова. А брат Ивана Афанасьевича — Фома — снабдил Ломоносова тремя рублями и «китайчатым полукафтаньем» в дорогу при отъезде в Москву. Дружеские и добрососедские связи этих семей прослеживаются еще до начала XVIII века, но, возможно, уходят своими корнями много глубже. Появление двух гениев из «одного гнезда» — не случайное совпадение и не чудо.

Русский Север дал в XVIII столетии целый ряд замечательных деятелей, ибо был этот край и экономически, и культурно одним из наиболее развитых в России.

В семье Шубных занимались рыбным промыслом, резьбой по кости и перламутру. С детства увлекался резьбой по кости и Федот Шубной. Зимой 1759 года, когда Федоту было 19 лет, умер его отец. Юноша, подобно своему великому земляку Ломоносову, покидает родные места и с обозом трески отправляется в Петербург.

Два года Ф.Шубной кормился тем, что резал табакерки, веера, гребни, безделушки, которые охотно покупали в столице. При этом он не только продавал готовые изделия, но и выполнял заказы — «услуживал своей работой в резьбе на кости некоторым персонам». О ранних годах Шубина в Петербурге известно мало. Прожив два года «вольным ремесленником», в 1761 году он оказался придворным истопником.

Причины такого изменения в жизни Шубина объясняются по-разному и лишь предположительно. Истекал срок паспорта, полученного при отъезде в Петербург, и служба при дворе могла помочь уберечься от насильственного возврата на родину: за государственного крестьянина подати платили в таких случаях его родственники, но паспорт выдавался на срок, и продлить его было не просто.

Шубин не сразу поступает в Академию художеств, возможно, «некие особы» ждут случая рекомендовать его куратору и первому попечителю Академии И.И. Шувалову.

Почему же Ломоносов, наиболее вероятный опекун молодого мастера, не берет Шубина к себе? Ведь именно в эти годы он набирает учеников по мозаичному делу. Видимо, с самого начала ясно, что судьба Шубина — не живопись и не мозаика, а ваяние. Почему Шубина устраивают придворным истопником?

Едва ли это выяснится когда-либо, но не стоит забывать, что должность открывала перед ним двери царских резиденций, богатых самой разнообразной резьбой и скульптурой. Рельефы оживляли фронтоны зданий, декоративные скульптуры стояли в нишах, белели в листве парадных парков. На строительстве нового Зимнего дворца через год после приезда Шубина в Петербург начали высекать декоративные скульптуры из местного пудостского камня.

В истории искусства давно принято не подтвержденное документально предположение, что именно Ломоносов рекомендовал Шубина И.И. Шувалову. Мог ли Ломоносов не оценить таланта молодого костореза — ведь он готов был поддержать всякого, внушающего надежду стать одним из российских «Платонов и быстрых разумом Невтонов». Если учесть, что в эти годы Ломоносов активно занимается проблемами искусства и множеством нитей связан с Академией художеств, можно с достаточной долей вероятности утверждать, что именно под его влиянием сложились основы мировоззрения скульптора.

Относительно вольное положение крестьян-поморов, не знавших крепостного права, сказывалось и на формировании их характеров. Независимость, даже дерзость, присущие Ломоносову, были свойственны и Шубину. Их связывало многое. Вспомним: Ломоносов стоит у истоков русского Просвещения с его вольнолюбием, представлением о монархе как первом гражданине Отечества, рачительном отце своих подданных.

Можно предположить, что идеи эти были усвоены и Шубиным в годы его обучения в петербургской Академии художеств. Особое, вдохновляющее значение для него должна была иметь та патриотическая ориентация Ломоносова, которая буквально пронизывает все его начинания, звучит в каждом слове.

«Благополучны вы, сыны российские, исполненное надежды юношество, — говорил на собрании Академии 10 октября 1763 года избранный ее почетным членом-«оратором» М.В. Ломоносов, — что можете преуспевать в похвальном подвиге ревностного учения и представить пред очами просвещенные Европы проницательное остроумие, твердое рассуждение и ко всем искусствам особливую способность нашего народа». Среди слушавших его был и Федот Шубин.

В дошедшей до наших дней «Промемории из Санкт-Петербургской Академии художеств в придворную ея императорскаго величества контору», подписанной И.И. Шуваловым и датированной 23 августа 1761 года, изложено требование «уволить от двора» и определить в Академию художеств истопника Федота Иванова сына Шубного, «которой своей работой в резьбе на кости и перламутре дает надежду, что со временем может быть искусным в своем художестве мастером».

В ноябре 1761 года по Высочайшему повелению Федот Шубной определяется в Академию художеств и вносится в списки учеников под именем Федота Шубина. В общем, конечно, Шубину повезло: опоздай он на два-три года и неизвестно, как сложилась бы его судьба.

И.И. Шувалов, большой почитатель М.В. Ломоносова, нередко своей властью проводил идеи великого русского ученого. Куратор Академии художеств, он отбирал учеников по способностям и без проволочек зачислял их.

С коротким периодом существования шуваловской Академии (1757-1762 годы) связаны блистательные имена: Василий Баженов, Иван Старов, Федор Рокотов, Федот Шубин и другие. В «Ордере» инспекторам Академии уже перед самым уходом с поста куратора И.И. Шувалов снова подчеркивает необходимость ученика «не прежде принимать, пока в нем склонность и охота примечены будут», и предлагает даже установить своего рода испытательный срок.

Вступившая на престол в 1762 году Екатерина II объявила Академию Шувалова «партикулярной» — частной, куратора отправила за границу — в почетную ссылку, и Академию художеств открыла вторично — на новых основаниях. Теперь в Воспитательное училище при Академии набираются малолетки — пяти-шестилетние дети, из которых надеются вырастить «новую породу» людей — образцовых представителей «третьего сословия».

Повезло Шубину и с учителем. Среди случайных иностранцев, приезжавших в Россию за легкой наживой и неохотно принимавших на себя педагогические обязанности, Николя-Франсуа Жилле выделялся преданностью долгу наставника.

Почти двадцать лет он отдает скульптурному классу петербургской Академии художеств, разрабатывает — по образцу французской — систему профессиональной подготовки, и в итоге выпускает блестящую плеяду русских скульпторов. Среди них, кроме Ф.И. Шубина, И.П. Прокофьев, М.И. Козловский, Ф.Ф. Щедрин, И.П. Мартос и другие.

Они постигли значение различных способов обработки камня, научились применять инструменты, варьируя характер их использования так, чтобы сама фактура материала становилась средством художественной выразительности. Шубин проходит вместе с другими все этапы академического обучения; копирование с образцов и гипсов, рисование и лепку с натуры.

До 1763 года режим в Академии был достаточно свободный. Вступивший на пост президента И.И. Бецкой одним из первых «Ордеров» требует «крепко наказать, чтоб никто и никуда из академии выпущаем не был, разве за какою-либо крайнею нуждою, и то с позволения имеющего надзирание над оными».

Усердный, проявивший «хорошие успехи и поведение», Федот Шубин едва ли позволял себе бесцельные шатания по городу. Расписание занятий времени для безделья не оставляло. С шести утра до восьми вечера с двумя часовыми перерывами ученики по понедельникам, вторникам, четвергам и пятницам занимались в специальных и «язычных» классах, по средам и субботам в те же часы — математикой, правописанием и катехизисом.

В архивных материалах, относящихся к первым годам пребывания Шубина в Академии, имя его встречается нечасто. Академические работы Шубина, к которым относятся также жанровые статуэтка «Валдайка с баранками» и «Орешница с орехами», до нас не дошли. На публичной выставке 30 июня 1764 года среди награжденных Малой серебряной медалью за программу первым по списку значился Ф.Г. Гордеев, Федот Шубин — седьмым.

«Журнал публичного собрания Академии» 21 сентября 1765 года отмечает: за рисунок с натуры Большая серебряная медаль присуждена ученику пятого возраста Федоту Шубину. Наконец, 10 июля 1766 года за барельеф по древнерусской истории «Об убиении в Киеве Олегом Аскольда и Дира» Шубину присуждена Большая золотая медаль, дающая право на пенсионерскую поездку за границу.

Все годы, пока Шубин овладевал мастерством ваятеля в Академии, тянулась неспешно, но упорно переписка Архангельской губернской канцелярии с Петербургом о крестьянине Федоте Шубине, который почитался в бегах состоящим.

По этому случаю братья Шубина, платившие за него подушный склад, не получали годовых паспортов для жительства в иных местах России. «Того ради императорскую Академию прошу, — пишет Шубин в «Покорнейшем прошении в Академию», — чтоб соблаговолила как выключить меня из подушного окладу, так по зачет за вышеупомянутых братьев моих в будущий набор в рекруты в архангелогородскую канцелярию сообщить».

Привилегия для оканчивавших Академию художеств состояла в том, что они получали полную свободу и вольность, однако и после окончания Шубиным Академии переписка о нем тянулась не один год — слишком медленными были колеса российской бюрократической машины.

7 мая 1767 года на собрании членов Академии Федоту Ивановичу Шубину в числе прочих выпускников был вручен «Аттестат со шпагою», что означало получение первого офицерского чина и личного дворянства, громогласно прочитано и принято определение: «Удостоившихся за хорошие успехи, добронравие, честное и похвальное поведение из учеников Петра Матвеева сына Гринева, Федота Иванова сына Шубина, Ивана Алексеева сына Иванова отправить морем во Францию, написав с ними рекомендации в две французские королевские академии, к господам почетным членам его сиятельству князю Дмитрию Алексеевичу Голицыну и почетному вольному общнику господину Дидро дать дозволение письменное ехать во Францию и Италию для достижения совершенства в художествах, на три года».

Трем пенсионерам выдают на дорогу по 150 рублей, дают указание голландскому комиссионеру Академии переводить им по 400 рублей в год. По реестру им вручают приданое: по 6 рубах верхних, по 3 исподних, по 6 галстуков, по 6 простыней, по 3 наволочки и прочее, включая верхнее платье и башмаки.

Одетые во все новое, при шпагах, пройдя таможенный досмотр, свободные от долгов, «в вечные роды» вольные, 23 мая 1767 года входят три российских пенсионера на корабль — в их паспортах «божиею милостью самодержица всероссийская» предписывала всем и каждому «не токмо свободно и без задержания везде пропускать» молодых художников, «но и всякое благоволение и вспоможение» им оказывать.

Рапорты пенсионеров донесли до нас все подробности путешествия, продолжавшегося около полутора месяцев с 12 июня по 23 июля 1767 года, когда молодые художники прибыли в Париж и поселились в гостинице «Туринский крест» на улице Гране. Неделю ждали возвращения князя Голицына с королевской охоты, были им приняты и вручили запечатанный малой академической печатью диплом почетного члена Академии художеств. Такой же диплом привезли и Д.Дидро.

Восторженный тон первых отчетов доносит до нас атмосферу радостной новизны отношений между художниками и людьми ранга Дидро и Голицына — отношений, характерных для Франции эпохи Просвещения и совершенно неожиданных для тех, кто по-прежнему привычно подписывается под рапортом в Академию: «всепокорнейший и всепослушнейший раб». Русский посол князь Д.А Голицын, опекавший молодых людей в Париже, был просвещенным и передовым человеком, большим знатоком искусства.

По совету Дидро, с которым был дружен Голицын, 29 июля Шубин с рекомендательным письмом отправляется к своему парижскому учителю — весьма уважаемому мастеру Ж.-Б. Пигалю. Начинается новый период жизни скульптора. Жан-Батист Пигаль — один из самых заметных среди работающих в этот период во Франции мастеров, автор реалистических портретов, которые дадут впоследствии основания назвать его «беспощадным».

В мастерской учителя Шубин лепит с натуры — нередко рядом с маэстро и с той же модели, — копирует античные скульптуры и работы самого Пигаля. Принимает участие в подготовке и отливке фигур для монумента Людовика XV. Во второй половине дня ходит в натурный класс Парижской Академии художеств, часто бывает в Королевской библиотеке и мастерских известных скульпторов. «Ни единого в Париже места примечательного и достойного, касающегося для нас, не пропускаем и употребляем старание в приращении разума», — писал Шубин в Петербург.

Профессора с русских пенсионеров ничего за учение не берут: готовят художников «к пользе и славе России», «ничего не требуя, велят более стараться делать с натуры». Учение Шубина успешно продвигается, и вскоре Пигаль предлагает ему новое задание: делать эскизы барельефов с эстампов знаменитых мастеров — Пуссена, Рафаэля, это считается нужным и полезным «как для положения места, так платия и видов».

Создает Шубин и свободные, авторские композиции — по одной в неделю. Докладывает в Академию: «Делаю также круглые и в барельев портреты под смотрением моего учителя». Это увлечение портретной скульптурой весьма знаменательно, хотя в Петербург Шубин сообщает о нем как бы между прочим.

Рапорты пенсионеров свидетельствуют, что во Франции они находились в постоянном контакте с Дидро, возглавляющим группу философов — издателей «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел».

В 1860-х годах Дидро разрабатывает эстетику просветительского реализма и призывает к верности натуре («Правда натуры — основа правдоподобия искусства»). Дидро считает портрет не только самым трудным жанром, но и самым демократичным. «Портретную живопись, искусство бюста должен чтить народ республики, где взорам граждан надлежит устремляться к защитникам их прав и свободы, — пишет он. — Иначе в монархическом государстве; там нет никого, кроме бога и короля.

Однако если верно, что искусство живет лишь первоначальным принципом, его породившим, медицина — опытом, живопись — портретом, скульптура — бюстом, пренебрежение портретом и бюстом свидетельствует об упадке этих двух искусств». В «Опыте о живописи» Дидро утверждает, что «каждое сословие имеет свой характер и свое выражение», вводя в сферу повышенного внимания портретиста выявление социальных особенностей характера. Идеи энциклопедистов, особенно Дидро, дали Шубину не меньше, нежели занятия в мастерской Пигаля.

Он окончательно выбирает для себя стезю портретиста, все чаще сообщает в Академию художеств о своих портретных работах — и из Франции, где он задерживается на год дольше однокашников, и из Италии. Впрочем, Академия верна себе: звание «назначенного» — первое в академической системе — Шубин получает за «историческую статую «Греческая любовь» и терракотовую «Голову Авраама». В русской Академии утвердилось мнение, что портрет, как и натюрморт, «списывают», в то время как историческую композицию сочиняют, и поэтому последняя неизмеримо выше первого.

Италия, куда Шубин попадает летом 1770 года после долгих просьб и благодаря ходатайствам Д.Дидро и Э.-М. Фальконе, не могла не поразить его огромным количеством памятников античного искусства, культ которого на десятилетия установился в Европе после раскопок Геркуланума и Помпеи. И хотя учиться в Риме в эти годы было не у кого, сами памятники античности и Возрождения были учителями. Дидро, проповедующий ориентацию на натуру, признает, что «пренебрегать изучением великих образцов — значит вновь перенестись к тем временам, когда зарождалось искусство, и притязать на славу творца». С небольшим перерывом на поездку в Париж Шубин живет в Италии до весны 1773 года сначала как пенсионер Академии художеств, затем как спутник богатейшего русского промышленника Н.А. Демидова.

«Журнал путешествия его высокородия Никиты Акинфиевича Демидова» рассказывает о том, как возникла идея пригласить Шубина: «В ноябре 1772 года начаты делать Никиты Акинфиевича и Александры Евтиховны мраморные бюсты русским пенсионером Шубиным, из Рима возвратившимся, и чтобы более иметь время работать, то господин Шубин переехал к нам жить; а между тем всегда рассказывал Никите Акинфиевичу о древностях римских и о всех достопамятных вещах, чем возбудил охоту видеть и Италию к тому же уговорили мы с собою провожатым и господина Шубина, по довольному его знанию итальянского языка». Упоминания о Шубине в «Журнале» редки: едва ли богатые путешественники сознавали, как им повезло.

Но характер записей после того, как к обществу присоединился молодой скульптор, заметно изменяется: больше внимания уделяется искусству, появляются элементы анализа увиденных достопримечательностей. В конце 1772 года Шубин во время путешествия с Демидовыми по Италии останавливался в Болонье, где выполнил ряд работ, за которые старейшая в Европе Болонская Академия выдала ему диплом на звание почетного академика.

Живший в Риме И.И. Шувалов, и за границей не порывавший связи с Академией художеств, покровительствовавший одному из первых ее выпускников, заказывает Шубину свой портрет и бюст своего племянника Ф.Н. Голицына.

В портрете И.И. Шувалова (мрамор, 1771, ГТГ) Шубин создает совершенно новый художественный образ. Компактность упругой формы, энергичная линия профиля — высокий лоб, крупный нос, резко выступающий подбородок — «гасят» округлость пухлых щек. Открыто и прямо устремленный взор «поддержан» строгим выражением плотно сжатого рта. Перед зрителем возникает натура деятельная, волевая и — при кажущейся мягкости — властная и энергичная.

Известно, что в 1771 году по рекомендации И.И. Шувалова Шубин получил также заказ на парные портреты фаворитов императрицы — Алексея и Федора Орловых. «Сделал он с обоих бюсты столь удачно, — пишет вдова Шубина в Академию художеств, — что весь Рим о искусстве его узнал, а потому его высочество герцог Глочестерский посетить его изволил в мастерской, и увидя его бюсты, заказал ему оба сделать из мрамора и для себя, а по окончании отправить оные в Ливорну к консулу».

Однако след бюстов затерялся и лишь в 1947 году был обнаружен мраморный барельеф с надписью на срезе: «Д[елал] в Риме Ф.Шубинъ 1771 го». Исследователями барельеф был определен как портрет Ф.Г. Орлова — один из тех парных «бюстов», о которых писала жена Шубина. Сегодня этот бюст находится в Англии в Рохэмптоне, неподалеку от Лондона.

В Италии был выполнен и один из первых дошедших до нас «круглых» бюстов — уже упоминавшийся портрет Ф.Н. Голицына (мрамор, 1771, ГТГ). Пожалуй, это один из самых «римских», наиболее антикизированных бюстов Шубина даже в этот период, когда влияние античного искусства в его творчестве наиболее ощутимо.

И в то же время — одно из наиболее лирических произведений мастера. Удачным оказался и выполненный в Риме мраморный бюст Екатерины II, несмотря на то, что эта работа была исполнена не с натуры.

Бюст императрицы до Октябрьской революции находился в имении Голицыных Петровское, откуда попал в частное собрание в Париже, а в 1969 году был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне. В середине 1970-х годов благодаря многолетним розыскам известной исследовательницы творчества Ф.И. Шубина О.П. Лазаревой в Италии были обнаружены портреты Демидовых, выполненные в Париже в 1772 году.

Летом 1773 года Шубин вместе с внуком уральского горнозаводчика Н.А. Демидовым совершает еще одно путешествие — в Англию. Приехав на несколько недель в Лондон, Шубин работает в мастерской известного скульптора-портретиста Дж. Ноллекенса. Работы пенсионерского периода доказывают, что к моменту возвращения на родину Шубин был уже сложившимся портретистом. Щедро одаренный природой и крепко связанный с традициями русского искусства, впитавший идеи Просвещения, прошедший школу лучших европейских Академий, изучивший сокровища искусства античности, эпохи Возрождения, он выходит на дорогу самостоятельного творчества. Окрыленный первыми успехами, Шубин возвращается в Петербург в августе 1773 года.

Р оссийская империя, казалось, была на вершине могущества: одерживала победы в войнах на суше и на море, одновременно вела грандиозное строительство (достаточно вспомнить проект перестройки Кремля, над которым трудился В.И. Баженов). «Неустанно пеклась» о благе подданных «республиканка на троне» Екатерина II, окруженная сонмом полководцев, дипломатов, философов. И Шубин немедленно привлекается к созданию галереи портретов примечательных деятелей «допугачевского» периода царствования Екатерины.
Уже на третий день по приезде в Петербург Шубин приступает к работе над портретом вице-канцлера А.М. Голицына (гипс, 1773, ГРМ; мрамор, ГТГ). Именно этот бюст прославил мастера в его отечестве, и он же считается произведением, наиболее полно воплотившим все особенности творчества Шубина в ранний петербургский период. Когда воспринимаешь портрет Голицына фронтально, он поражает изысканностью силуэта.

Широкие складки плаща свободно окутывают плечи, мягкие локоны парика обрамляют высокий лоб. В портрете появляется то, чего нельзя было достичь в барельефе: богатство ракурсов, открывающихся при пространственно-динамичном восприятии произведения. В самом деле, чуть измените точку восприятия портрета, сделайте шаг вправо.

Гордая, надменно вскинутая голова с чеканным профилем, плотно сжатые губы, спокойный взор — все выражает уверенность в себе и высокомерную отчужденность. При обходе бюста можно проследить, как появляется на строгих губах легкая усмешка, в глазах — тепло, затем голова устало склоняется к правому плечу, усмешка сменяется насмешкой — над собой, над другими? Эта работа Шубина заслужила похвалу самого Фальконе.

После успеха бюста Голицына императрица приказала «никуда Шубина не определять, а быть собственно при Ея Величестве». А уже 4 сентября 1774 года, Академия художеств, нарушив устав, согласно которому звание академика полагается только за произведения исторического или мифологического жанра, присуждает его Шубину за портретный бюст императрицы, исполненный по воле Екатерины II с натуры и считающийся самым схожим из всех (находится в Эрмитаже).

Скульптор редко обращался к бронзе, он работал в основном в мраморе. В виртуозном овладении мрамором ему не было равных. Именно в этом материале мастер показал все многообразие и психологических решений, и художественных приемов.

Языком пластики он создает образы необычайной выразительности, исключительной энергии, совсем не стремясь к их внешней героизации, как, например, бюст генерала-фельдмаршала З.Г. Чернышева (мрамор, 1774, ГТГ). В 1770-е годы мастер создал очень много портретов, при этом работал быстро: не менее одного бюста в месяц. Все желали иметь портреты, сделанные любимцем императрицы. Однако неистощимая наблюдательность и проницательность помогли скульптору не повторяться, находить новые решения, идущие не от внешних признаков, а от внутреннего содержания модели. В портретах Шубина перед нами проходит высший свет Петербурга.

За внешней грацией и изяществом придворной дамы М.Р. Паниной (середина 1770-х, ГТГ) проскальзывают холодность, властность и высокомерие. Знаменитый полководец фельдмаршал П.А. Румянцев-Задунайский (1777, гипс, ГРМ; 1778, мрамор) изображен в искусно задрапированном плаще, внешность его нисколько не приукрашена.

Шубин не боится снизить, «заземлить» образ фельдмаршала, передавая характерность его совсем не героического круглого лица со смешно вздернутым носом, заплывшими глазами и двойным подбородком. Более того — скульптор сумел выявить в нем черты сильной и значительной натуры.

Совсем иной характер раскрыт в портрете В.Г. Орлова (1778, ГТГ). Аристократическая осанка, пышная драпировка — вся импозантность внешнего вида получила под рукой скульптора оттенок иронии. Наглое лицо бездарного человека, возглавившего Академию наук лишь благодаря родственным связям, запечатлено с беспощадной правдивостью.

Прост и строг по композиции бюст богатого промышленника И.С. Барышникова (1778, ГТГ). В этом представителе нарождающейся буржуазии Шубин видит умного и расчетливого дельца; блестяще слиты воедино индивидуальные и социальные черты.

Взволнованностью, романтическим настроением поражает портрет статс-секретаря Екатерины II и ее недолгого фаворита П.В. Завадовского (середина 1770-х, гипс, ГТГ). Резкость поворота головы, пронзительность взора, аскетичность всего облика, свободно развевающиеся одежды — все это обнаруживает натуру страстную, незаурядную.

Поражает гибкость мастера, с которой он применяет свои приемы в зависимости от «человеческого материала». Сокровенные движения души раскрывает скульптор в удивительно поэтическом облике молодого человека — «Портрет неизвестного» (середина 1770-х, ГТГ). Спокойная композиция, мягкая моделировка помогают ощутить состояние глубокой задумчивости портретируемого.

В 1774-1775 годах Шубин работал над серией, состоявшей из 58 круглых мраморных барельефов (диаметром около 70 см) с изображением в три четверти или анфас князей и царствующих особ от Рюрика до Елизаветы Петровны .

Барельефы предназначались для круглого зала Чесменского дворца и в настоящее время находятся в Оружейной палате Кремля. Образы трактованы в соответствии с характеристиками, данными в летописях, однако иногда представляют собой вольные фантазии на тему исторического портрета, иногда прямо антиисторические по характеристикам.

В следующее десятилетие Шубин выполняет многочисленные заказы на декоративные работы: статуи и рельефы для Мраморного дворца (1775-1782), которые он исполнил вместе с итальянцем Валли и австрийским скульптором Дункером, мраморный мавзолей генерал-лейтенанта П.М. Голицына, скульптуры для Троицкого собора Александро-Невской лавры (1786-1789).

В изображении 20 мраморных статуй пророков и в 6 барельефах для Троицкого собора (арх. Старов) роль Шубина, видимо, свелась к эскизам и наблюдению за работой.

Последней декоративной работой Шубина была статуя Пандоры для Большого каскада, созданная в связи с заменой обветшавших свинцовых скульптур Петергофа. Прообразом для нее послужила «Купальщица» Фальконе, которую Шубин копировал в Париже.

Из портретных работ 1780-х годов заслуживают внимание бюсты П.Б. Шереметева (1783, Кусково), генерала И.И. Михельсона (1785, ГРМ), медальон с профильным изображением Екатерины II и ее скульптурный бюст (1783, ГРМ).

В бюсте Г.А. Потемкина-Таврического (1791, мрамор, ГРМ), в его добродушном, но при этом скептически улыбающемся лице в ореоле пышных кудрей, в мощной шее, выступающей из тонкого кружева рубашки, намечена будущая очень свободная моделировка формы; в бюсте же адмирала В.Я. Чичагова (1791, мрамор, ГРМ) она совершенно иная — сухая, сдержанная, способствующая передаче совсем иного характера модели: на лице читаются воля, ум, но и глубоко запрятанная горечь разочарований. Обособленно стоит в творчестве Шубина статуя «Екатерина II — законодательница» (1789-1790, ГРМ), исполненная по заказу Г.А. Потемкина для Таврического дворца на праздник 1790 года в честь победы над турками.

Эта статуя, изображающая императрицу в образе богини Минервы, пользовалась большим успехом, но от императрицы скульптор не получил вознаграждения, не получил и профессорского места в Академии, где портретная скульптура считалась «низшим жанром».

Со временем интерес к Шубину угасает. Выполненные без прикрас портреты все меньше нравятся великосветской публике, которая хочет видеть свое изображение идеальным.

Меньше становится заказов, падает и оплата. Художник вынужден обратиться к Г.А. Потемкину, и тот ходатайствует перед президентом Академии художеств И.И. Бецким о зачислении Шубина на должность адъюнкт профессора в скульптурный класс. От себя скульптор тоже подает прошение в Совет Академии и просит предоставить ему платную должность. Но из-за интриг коллег Шубина по специальности, Ф.Гордеева и Ф.Щедрина оба письма остаются без ответа.

Тогда в 1792 году Шубин обращается к Екатерине: «Всемилостивейшая Государыня, нахожусь в умалении здоровья и необходимости просить о помощи…» Лишь через два года прославленный мастер был утвержден профессором, но без предоставления платного места. Невзгоды подорвали здоровье больного человека, обремененного большой семьей.

Но Шубин не перестает работать. Произведения второй половины 1790-х годов свидетельствуют о способностях скульптора глубоко и полно раскрывать характер человека. Многогранны созданные им образы: самовлюбленный красавец Платон Зубов (1796, ГТГ), педантичный И.И. Бецкой (1790-е, ГТГ), тупой и чванливый петербургский градоначальник Е.М. Чулков (1790-е, ГРМ) и др.

В 1792 году Шубин по памяти с увлечением лепит бюст М.В. Ломоносова (ГРМ) для Камероновой галереи Царского Села, где размещались бюсты античных героев. В отличие от других, этот портрет прост по композиции и трактовке формы, в нем нет никаких элементов парадности и официальности.

Напомним, что Шубин относился к Ломоносову с особым пиететом. Гениальный русский ученый был ему близок не только как земляк, но и своей творческой вдохновенностью; в его облике видны живой ум, энергия, сила чувств. Но разные ракурсы дают разные аспекты натуры. И в другом повороте мы читаем на лице и грусть, и разочарование, и даже выражение скепсиса. И хотя работа эта не с натуры (Ломоносов умер за 27 лет до нее), скульптурный портрет М.В. Ломоносова работы Ф.И. Шубина считают наиболее достоверным изображением ученого.

Шубин работает много и быстро, никогда не повторяясь и не впадая в шаблон. Шедевром портретного искусства стал знаменитый бюст Павла I (1797-мрамор, 1798-бронза, ГРМ). Здесь сентиментальная мечтательность уживается с жестким, почти жестоким выражением лица, а уродливые, почти гротескные черты не лишают образ величественности.

Шубин раскрывает в нем всю сложность противоречивого образа: надменность, холодную жестокость, болезненность и скрытое в глубине страдание. Тем не менее, работа скульптора Павлу понравилась. Необычайно выразителен по остроте и беспощадности характеристики созданный скульптором в 1798 году бюст А.А. Безбородко (мрамор; ГРМ), секретаря Екатерины II, человека умного, властного и жестокого. За годы своей творческой жизни Шубин выполнил портреты и бюсты практически всех крупнейших российских государственных деятелей, военачальников, чиновников. Он исполнил множество портретов русской знати, стал модным художником. Однако с каждым годом положение Шубина становилось все тяжелее.

В 1797 году он обращается за помощью к Павлу I, а через год подает прошение Академии с просьбой «не оставить дачею хотя одной казенной квартиры с дровами и свечами». Но и это осталось без внимания. Шубину не на что было содержать семью, он стал слепнуть, а в 1801 году сгорели его небольшой дом на Васильевском острове и мастерская с работами, которые там находились.

Удары судьбы не заставили Шубина изменить себе. В одной из последних работ — бюсте Александра I (1801) за внешней приветливостью императора видно холодное равнодушие. Александр все же выказал милость — пожаловал скульптору бриллиантовый перстень. Вынуждена была проявить внимание к Шубину и Академия, предоставив казенную квартиру и свечи, о которых он давно просил. В 1803 году по указу Александра I Шубина назначили, наконец, адъюнкт профессором с жалованием по штату. Но здоровье было вконец подорвано, и 12 (24) мая 1805 года в Петербурге Ф.И. Шубин умер, не дожив нескольких дней до своего 65-летия. Пенсии его вдове Академия не дала «по причине кратковременного служения ее покойного мужа».

Смерть крупнейшего скульптора русского «века Просвещения» прошла почти незамеченной. Трагически кончилась жизнь ваятеля, искусство которого, по словам В.И. Мухиной, было «образом времени». Его тихо похоронили на Смоленском православном кладбище. В октябре 1931 года останки Ф.И. Шубина были перенесены в мемориальный Некрополь XVIII века (Лазаревское кладбище) Александро-Невской лавры. Туда же перенесли и скромный надгробный памятник — мраморный жертвенник с барельефным портретом (скульптор И.П. Прокофьев) и знаменитой эпитафией:

Сын мразные страны, где гении восстали,
Где ЛОМОНОСОВЫ из мрака воссияли,
Из россов первый здесь в плоть камень претворял
И видом дышущих скал чувства восхищал […]
Но сей наш ПРОМЕТЕЙ, сей наш ПИГМАЛИОН,
Бездушных диких скал резцом животворитель,
Природы сын и Друг, искусствам же зиждитель,
В ком победителя она страшилась зреть,
А с смертию его страшилась умереть,
Сам спит под камнем сим и к вечной славе зреет,
Доколь наставница-природа не истлеет.

Творчество Шубина — одна из вершин русской и мировой реалистической скульптуры. Его лучшие традиции были восприняты целой плеядой крупнейших русских мастеров — Козловским, Мартосом и скульпторами XIX века.

22.11.2012

Федот Иванович Шубин - скульптор, родившийся в мае 1740 года в крестьянской семье. Его отец, архангельский помор Иван Афанасьевич, носил чуть другую фамилию - Шубной. Он не был крепостным, знал грамоту и прекрасно резал по кости. Именно благодаря его урокам и получился известнейший скульптор Федот Шубин. Фамилию его слегка переиначили впоследствии, при поступлении в Академию художеств.

Как это получилось

Крестьянский сын Федот Шубин, скульптор, почти полностью повторивший путь своего великого земляка Ломоносова, но не отступивший от искусства и науки, учился не только в России, но и во Франции, и в Италии, виртуозно овладел резьбой по мрамору. Среди скульпторов-портретистов ему поистине не было равных. Отец его не только рачительным хозяином был - успевал и в рыбном промысле, и в хлебопашестве, но и с перламутром работал, и с костью, вырезая поистине занятные и интереснейшие штучки.

И учителем он был, видимо, талантливым. Именно он научил молодого Ломоносова грамоте. И его великий ученик не забыл первого наставника. В 1759 году Иван Афанасьевич Шубной умер, и юный его сын, в будущем Федот Шубин, скульптор и по рождению, и по призванию, отправился с таким же рыбным обозом в столицу, поближе к земляку Ломоносову. Целых два года юноша изучал Петербург, не бедствовал, поскольку легко резал веера, табакерки, гребни и прочие безделушки - дамам на радость. Разбирали его изделия всегда охотно и платили дорого.

Академия

Ломоносов был рад покровительствовать сыну своего первого учителя, и в 1761 году Федот поступил в Академию художеств. В списки учеников его внесли уже под новой фамилией, да и звали то Федотом, то Фёдором, и потому этот художник безропотно отзывался на имя Федот Шубин. Скульптор в нём был виден изначально талантливый, а всё остальное не было для него слишком важным. Даже изумлялся первым работам молодого человека и тоже охотно ему покровительствовал. Тем более что учился исконно русский скульптор Шубин и заморским вещам настойчиво. Он постоянно удостаивался не только похвал от учителей, но и наград.

В 1766 году он изготовил барельеф на тему, навсегда оставшуюся ему близкой, - "Убиение Аскольда и Дира", который не только был удостоен Большой золотой медали, но и автор получил личное дворянство и первый офицерский чин - "Аттестат со шпагою". К сожалению, время донесло до нас не всё, что выполнил многие его, особенно академические, были утрачены. Так, много упоминаний и описаний прекрасных жанровых статуэток "Орешница с орехами", "Валдайка с баранками" и других, но мы не увидим их прелести.

Париж

За похвальное поведение, за честность и хорошие успехи Федор Шубин, скульптор, был поощрён поездкой в Париж и в 1767 году с группой таких же пенсионеров (стипендиатов) отбыл во Францию под опеку русского посла Голицына, человека просвещённого и передового, любителя и знатока искусств, к тому же - мецената. Голицын же и познакомил Федора Ивановича Шубина, скульптора из России, со знаменитым Дидро, с которым дружил, и тот посоветовал в учителя Жана-Батиста Пигаля.

Это было мудрое решение. Потому что Пигаль создавал не только прекрасные мифологические и аллегорические композиции, к которым и Шубин-скульптор работы свои направлял, но и весьма реалистично создавал портретные бюсты. Вот это для Шубина было и ново, и свежо, а впоследствии принесло ему славу.

Обучение мастерству

Работая в мастерской у Пигаля, Федот Афанасьевич тщательно копировал и современную французскую скульптуру, и античные статуи, и во множестве лепил барельефы с полотен Пуссена и Рафаэля, и особенно много его времени занимала работа с натуры.

Практически каждый вечер Федор Шубин-скульптор работы свои начинал в натурном классе Академии художеств Парижа, но время от времени пропадал от всего мира и в Королевской библиотеке, и в мастерской какого-нибудь известного французского скульптора. Иногда он писал письма о своих впечатлениях, и некоторые ещё и сегодня можно прочитать, удивляясь ученическому рвению крестьянского сына. Отец его, Иван Шубин, скульптор тоже, наверняка с умилением взирал с небес на то, что делает его сын. А сын делал много, очень много. И так миновало три года.

Италия

Трёхлетнее обучение в Париже окончилось, но Федоту этого явно не хватило, а потому он попросил разрешения у Академии продолжить учёбу в Риме, и начальство пошло навстречу. Это было время самых удачных творений. Федор Шубин, скульптор, работы которого удивляют даже наших современников своим мастерством и точной, портретной передачей характера, создал в 1771 году портреты Шувалова и Голицына.

Сейчас они находятся в Третьяковской галерее. Другая работа - бюст из мрамора Екатерины Великой, который получился удачным несмотря на то, что был выполнен не с натуры. Братья Орловы, фавориты императрицы, тут же заказали Шубину свои портреты, и очень быстро их заказ был выполнен. Скульптор изваял эти бюсты в своей сдержанной манере, где уже торжествовали реалистические тенденции.

Путешествия

На одном месте, тем не менее Шубин не сидел, в 1772 году он предпринял увлекательнейшее путешествие со знаменитыми заводчиками Демидовыми по Италии. В Болонье остановился и немного поработал, в результате самая старая в Европе Академия сделала Шубина своим почётным академиком и выдала ему диплом.

Летом 1773-го Демидовы прокатили скульптора по Европе ещё раз, на сей раз в Лондон. Однако Шубин уже очень скучал о России, об оставленных так давно друзьях и покровителях, а потому сразу после этой поездки вернулся в Петербург.

На родине

В 1775 году появилось на свет одно из самых великолепных произведений скульптора Шубина. Это бюст екатерининского блестящего дипломата, образованного вельможи, светски изысканного и утончённого, умного. И сегодня мы можем рассматривать эту работу в гипсе в Государственном Русском музее, а в мраморе - в Третьяковской галерее. Как великолепно передал Шубин облик слегка усталого стареющего человека со спокойным чувством собственного превосходства над окружающими, как выразительно и проникновенно!

Складки одежды струятся и, кажется, находятся в движении, так динамичен поворот плеч и головы дипломата. Особенно хорошо это видно в мраморе. Камень будто дышащим выходит из-под резца мастера. Сам Фальконе был в восхищении от этой работы. А годом раньше, в сентябре 1774-го, Академия художеств вынуждена была нарушить собственный устав. Звание академика никогда не давали художнику, если его произведение не несло исторической или мифологической нагрузки. У Шубина в его портретном бюсте Екатерины Великой на тот момент не было ни того жанра, ни другого. Но звание академика он получил.

Семидесятые годы

Это были плодотворные годы. Было создано множество портретов, причём Шубин работал очень быстро: месяц - бюст. Скульптор стал необычайно популярным среди великосветской публики, к тому же - любимцем императрицы. От заказчиков не было отбоя. Наблюдательность скульптора была исключительна, а проницательность - глубока, фантазия же - неистощима. Он умел каждый раз находить какие-то новые решения - не от внешних черт, а от внутреннего содержания, характера модели. Шубин-скульптор никогда не повторялся в своих работах.

Весь высший свет Петербурга тех лет можно наблюдать в портретах. Вот Мария Панина. Какая грация, какое изящество! И какое высокомерие, какая холодность! И сколько властности! Вот фельдмаршал - знаменитый полководец Румянцев-Задунайский. Ничуть не приукрашен, несмотря на по-римски драпирующийся плащ. И видно, насколько силён, насколько значителен этот человек. А в портрете главы всех учёных В.Г. Орлова ирония скульптора бьёт наповал. Он беспощаден, этот Шубин. Не по праву Орлов возглавляет Академию наук, говорит он. С таким-то лицом! Оно даже не с оттенком тупости, оно полностью тупое, и выражение лица наглое.

Ещё о работах

Этот бюст изображает И.С. Барышникова, богатого промышленника. Зрителю можно об этом и не знать, он угадает по взгляду расчётливого и хитроумного дельца. Уже в эти ранние годы, задолго до передвижников, можно говорить о социальных мотивах в творчестве художника. А портрет статс-секретаря Завадского, напротив, показывает всю взволнованность романтической натуры, даже и вылеплено с этим настроением - быстро, темпераментно. Особо интересен "Портрет неизвестного", где, как кажется, самые сокровенные мысли и чаяния раскрыл художнику незнакомец. Композиция спокойная, моделировка мягкая - всё под стать глубокой задумчивости модели.

Очень большая, можно сказать - огромная работа была проделана Шубиным в середине семидесятых годов. Екатерина Великая заказала ему серию барельефов, числом пятьдесят восемь, диаметром порядка семидесяти сантиметров. Мраморные портреты предназначены были для Круглого зала в но теперь их можно посмотреть в Оружейной палате. На них изображены князья и царствовавшие особы на Руси - все, от Рюрика до Елизаветы.

Восьмидесятые годы

Теперь скульптору поручалась большая работа, с каждым разом всё крупнее и труднее. Однако он все выполнял блестяще. Рельеф и статуи Мраморного дворца, мраморный мавзолей генералу Голицыну, скульптуры для Александро-Невской лавры и Троицкого собора, да одна только Пандора из большого каскада Петергофа чего стоит! Но и портретные бюсты он не оставлял. В Кусково, вотчине Шереметьева, можно увидеть прекрасную работу Шубина, изобразившего хозяина этого дворца.

Так же хорош и портрет генерала Михельсона, и медальон с профилем Екатерины Великой, а также её скульптурный бюст (всё это хранится в Русском музее). Особняком в творчестве Шубина стоит статуя императрицы "Законодательница", где она изображена в образе Минервы. Народ и высшее общество были от этой работы в восторге, но императрица никакой реакции не выказала - ни вознаграждения, ни повышения по службе скульптор не получил. И вот с этого момента интерес к творчеству Шубина стал быстро-быстро угасать.

Окончание пути

Шестьдесят пять лет прожил на свете замечательный скульптор Шубин. Краткая биография его более похожа на описание творческого пути, настолько много было в его жизни работы. Вот в Болонье Шубин - почётный профессор, а в Петербурге - вообще никакой. А это значит только одно: кроме оплаты за выполненные заказы денег ждать ни от кого нельзя. А заказов становится всё меньше, и жить уже не на что. Живописец и скульптор никак не могут быть нищими, как поэты и музыканты, они тогда не смогут творить. Очень дороги краски, кисти, холсты. А уж мрамор! Да и гипс...

Шубин ходатайствует с помощью князя Потёмкина перед Академией художеств о месте профессора в скульптурном классе. Два письма остаются без ответа. Тогда скульптор обратился напрямую к императрице. Через два года ответ был получен и место профессора тоже. Но без оплаты! А у Шубина огромная семья, её нужно содержать. Работать он не прекращает, несмотря на то, что зрение начинает ему отказывать.

Девяностые годы

Работы этих лет ещё более красноречиво говорят о таланте скульптора. Он и ранее никогда не приукрашивал натуру в своих произведениях, а теперь реалистичность созданных образов особо ярко характеризует его творчество. Это портрет адмирала Чичагова - каким зачерствевшим сухарём выглядит этот вояка! Это бюст сибарита Потёмкина - видно, что добродушен, но свысока, надменно, чуть брезгливо. Это педант, глава Академии художеств Бецкой, это градоначальник Чулков... Портретов очень и очень много появляется в это время.

Последние работы

Очень выразителен портрет Ломоносова, который Шубин по памяти создал в 1792 году. В нём нет ни грамма официоза, положенной парадности, он прост и демократичен и по форме, и по композиции, а сколько в портрете интеллекта! Однако настоящим шедевром этих лет стал не портрет гениального земляка, а бюст опять-таки императора. Это Павел Первый - надменный, холодный, жестокий, в то же самое время болезненный и страдающий. Шубин даже сам испугался своей проницательности, а вот Павлу эта работа очень понравилась. Но и только. К 1797 году положение Шубина стало совсем тяжёлым. Он обратился в академию и к Павлу, затем, спустя год, снова в академию. Просил уже совсем немного: казённую квартиру со свечами и дровами, ибо жить стало нечем. Ответом снова была тишина.

В 1801 году сгорел дом скульптора и его мастерская вместе с работами - оконченными и нет. Однако никакие удары судьбы не могут заставить настоящего художника изменить себе. Одна из самых последних работ - бюст Александра Первого. Красивый мужчина, а за всей красотой снова холод, снова равнодушие. Эта работа хранится в областном музее Воронежа. Царь за этот бюст пожаловал скульптору перстень с бриллиантом. Тогда и зашевелилась академия - дала квартиру и свечи. В 1803 уже году. Вскоре по указу императора Шубина и профессором с жалованьем назначили. Но поздновато. В мае 1805 года замечательного скульптора не стало. Смерть его тогда никого не потрясла и не взволновала. Это сейчас нам всем за трагическую судьбу этого человека и больно, и стыдно.

Значение ШУБИН ФЕДОТ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

ШУБИН ФЕДОТ ИВАНОВИЧ

Шубин (Федот Иванович) - скульптор, сын крестьянина, родился 17 мая 1740 г. в Куроостровской волости, против Холмогор. Зимой 1759 г. пришел, подобно своему земляку, Ломоносову, в Санкт-Петербург с обозом трески. По ходатайству Ломоносова, заметившего необыкновенную способность юноши к скульптуре по образцам его резьбы из кости, он был зачислен истопником в придворный штат и в 1761 г. по Высочайшему повелению определен в академию художеств, где вскоре сделался лучшим из учеников профессора Жиле. Во время прохождения академического курса был награжден двумя серебряными медалями, малой в 1763 г. и большой в 1765 г., а в 1766 г. окончил этот курс с золотой медалью и в следующем году отправлен для дальнейшего своего усовершенствования в Париж, в качестве пенсионера академии. В Париже Шубин обратил на себя внимание французской академии, которая ходатайствовала перед императрицей Екатериной II через Фальконета о продлении срока его пенсионерства для того, чтобы он имел возможность посетить Рим. В 1772 г. Н.А. Демидов совершил с ним путешествие в Италию и заказал ему свой мраморный бюст. Возвратившись оттуда в Санкт-Петербург, он исполнил, по воле Екатерины II, ее бюст с натуры, считающийся самым схожим из всех (находится в Императорском Эрмитаже) и после того постоянно, в течение 20 лет, занимался работами из мрамора для высочайшего двора и для князя Г.А. Потемкина, в лице которого нашел себе горячего покровителя. В 1774 г. академия избрала его в академики; но интриги товарищей Шубина по специальности, Гордеева и Ф. Щедрина, долго, во все время управления академией И. Бецкого, мешали Шубину получить высшее художественное звание, хотя он и приобрел себе репутацию мастера, не имеющего себе равного среди русских скульпторов, и только в 1794 г. академия возвела его в профессоры. Он умер в Санкт-Петербурге, 12 мая 1805 г. Кроме других достоинств, произведения Шубина отличаются особенно мягкостью передачи натуры в рубке из мрамора. Конференц-зала академии художеств украшена превосходной статуей Екатерины II, исполненной Шубиным для князя Потемкина. Из прочих его работ известны: бюсты русских полководцев: Шереметева, Румянцева, Суворова и адмирала Чичагова, в Императорском Эрмитаже, горельефные изображения русских великих князей в Оружейной палате и Петровском дворце, в Москве, и бюст князя Безбородко.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ШУБИН ФЕДОТ ИВАНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ШУБИН ФЕДОТ ИВАНОВИЧ
    Федот Иванович , русский скульптор, один из крупнейших представителей просветительского классицизма в …
  • ШУБИН, ФЕДОТ ИВАНОВИЧ
    скульптор, сын крестьянина; род. 17 мая 1740 г. в Куроостровской волости, против Холмогор. Зимой 1759 г. пришел, подобно своему земляку, …
  • ШУБИН, ФЕДОТ ИВАНОВИЧ
    ? скульптор, сын крестьянина; род. 17 мая 1740 г. в Куроостровской волости, против Холмогор. Зимой 1759 г. пришел, подобно своему …
  • ШУБИН ФЕДОТ ИВАНОВИЧ
    (1740-1805) российский скульптор. Создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов (бюсты А. М. Голицына, 1775, М. Р. Паниной, сер. 1770-х гг.; …
  • ШУБИН в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • ШУБИН в Словаре русских фамилий:
    Отчество Шубин, т. е. “сын Шубы”. Мужское имя Шуба было частым у русских. В памятниках письменности (Сл. Тупикова) оно упоминается …
  • ШУБИН в Энциклопедии фамилий:
    Поскольку в России зимы долгие да суровые, шубы, шубки, шубейки - одежда распространенная, любимая, необходимая. И шубники, т.е. мастера, шьющие …
  • ШУБИН
    Шубин - отставной коллежский асессор. В годину нашествия в Россию Наполеона, командуя частью ополчения Смоленской губернии (как помещик того края), …
  • ИВАНОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Корнелий Агафонович (1901-82), педагог, д.ч. АПН СССР (1968), д-р педагогических наук и профессор (1944), специалист по сельскохозяйственному образованию. Был учителем …
  • ИВАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. жил …
  • ШУБИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Федот Иванович) - скульптор, сын крестьянина, род. 17 мая 1740г. в Куроостровской вол., против Холмогор. Зимою 1759 г. пришел, подобно …
  • ШУБИН
    Ш́УБИН Федот Ив. (1740-1805), скульптор, ведущий мастер портретной пластики раннего рус. классицизма. Создал галерею психологически выразительных скульпт. портретов (бюсты А.М. …
  • ШУБИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Ш́УБИН Сем. Петр. (1908-38), физик-теоретик, д-р физ.-матем. наук (1935). Тр. по квантовой теории тв. тела, квантовой электродинамике, статистич. механике. Построил …
  • ШУБИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Ш́УБИН Пав. Ник. (1914-51), рус. поэт. В стихах о войне, России, рус. природе (сб-ки "Парус", 1940, "Солдаты", 1948) - мужественная …
  • ИВАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АНОВИЧ (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), рум. музыкант, дирижёр воен. оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. …
  • ФЕДОТ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • ФЕДОТ в словаре Синонимов русского языка.
  • ФЕДОТ в Словаре русского языка Лопатина:
    Фед`от, -а (также: Фед`от, да не …
  • ФЕДОТ
    Федот, (Федотович, …
  • ФЕДОТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Федот, -а (также: Федот,да не …
  • ФЕДОТ в Орфографическом словаре:
    фед`от, -а (также: фед`от, да не …
  • ШУБИН
    Павел Николаевич (1914-51) , русский поэт. Стихи о войне, о Родине, русской природе (сборник «Парус», 1940, «Солдаты», 1948). - Семен …
  • ИВАНОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса «Дунайские волны» (1880). В 90-х гг. …
  • ФЕДОТ (ГРЕЧЕСК.) в Значениях имен:
    данный богами разговорное - Федотий старое - Феодот производные - Федотка, Федя, …
  • ГОЛОЩАПОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Голощапов Сергей Иванович (1882 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 6 декабря, в …
  • ШУБИН АЛЕКСЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Шубин (Алексей Яковлевич, умер в 1765 г.) - фаворит цесаревны Елизаветы Петровны. Шубин, происходившей из древнего дворянства и служивший …
  • СОКОЛОВ ФЕДОТ в Краткой биографической энциклопедии:
    Соколов (Федот) - в "Ежемесячн. Сочин." 1757 г. помещен его перевод "О пользе, которую учение физики приносит …
  • КОТОВ ФЕДОТ АФАНАСЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Котов, Федот Афанасьевич - московский гость, ездивший по поручению царя Михаила Федоровича в Персию в 1623 - 1624 годах. О …
  • ЕЛЧАН ФЕДОТ в Краткой биографической энциклопедии:
    Елчан Федот - дьяк посольского приказа, первый русский посол в Дадианскую землю (Мингрелию), которому, кроме обычных посольских поручений, велено было …
  • ГРИГОРОВ ФЕДОТ ЕЛИСТРАТОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Григоров Федот Елистратович - см. в статье Григоровы …
  • БОГОМОЛОВ ФЕДОТ ИВАНОВ в Краткой биографической энциклопедии:
    Богомолов, Федот Иванов, - самозванец, объявивший себя в 1772 г. императором Петром III . Он был крестьянином графа Р.Л. Воронцова; …
  • ШУБИН СЕМЁН ПЕТРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Семён Петрович , советский физик-теоретик, доктор физико-математических наук (1935). Окончил МГУ (1927). В 1932-37 …
  • ШУБИН ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Павел Николаевич , русский советский поэт. Родился в семье мастерового. Окончил …
  • ФИЛИН ФЕДОТ ПЕТРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Федот Петрович [р. 23.2 (7.3).1908, дер. Селино, ныне Дубенского района Тульской области], советский языковед, член-корреспондент АН СССР (1962). Член КПСС …
  • ПОПОВ ФЕДОТ АЛЕКСЕЕВ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Федот Алексеев (гг. рождения и смерти неизвестны), русский землепроходец. В 1647 в поисках новых промысловых угодий и для достижения р. …
  • МЕНДЕЛЕЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Дмитрий Иванович , русский химик, открывший периодический закон химических элементов, разносторонний учёный, педагог и общественный деятель. …
  • БОГОМОЛОВ ФЕДОТ ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Федот Иванович (умер 1773), один из предводителей крестьянско-казацкого движения 70-х гг. 18 в. Происходил из крепостных крестьян Казанской губернии В …
  • в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    отставной коллежский асессор. В год нашествия на Россию Наполеона, командуя частью ополчения Смоленской губернии (как помещик того края), был взят …
  • ШУБИН, ОСИП в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. Киршнер …
  • ШУБИН, АЛЕКСЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (умер в 1765 г.) — фаворит цесаревны Елизаветы Петровны. Ш., происходивший из древнего дворянства и служивший в Семеновском полку, отличался …
  • БАХТИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    родился 3 янв. 1796 в Туле. Отец его (см. Бахтин И. И.), человек умный, образованный, высокой честности, но наделенный страстной, …
  • ШУБИН, ОСИП в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? см. Киршнер …
  • ШУБИН, ГЕРОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 Г. в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? отставной коллежский асессор. В год нашествия на Россию Наполеона, командуя частью ополчения Смоленской губернии (как помещик того края), был …

Шубин, Федот Иванович

(он же Шубный) - скульптор, сын крестьянина, родился в Куроостровской волости, Холмогорского уезда, Архангельской губернии, 17 мая 1740 г., умер в С.-Петербурге 12 мая 1805 г. Отец его - Иван Афанасьевич Шубный известен тем, что выучил грамоте М. В. Ломоносова и помог ему направиться в Москву. Ш. рос любознательным мальчиком. В детстве еще пристрастился к резьбе из моржовой кости и перламутра и этому любимому занятию отдавал все время, свободное от рыбной ловли. В 1759 г., когда умер его отец, Ш. с обозом рыбы отправился в С.-Петербург, где и жил первое время на заработок от продажи небольших перламутровых образков, которые охотно pacкупались. Узнав о земляке, М. В. Ломоносове, он отыскал его и показал ему образцы своей работы. Ломоносов через своего покровителя И. И. Шувалова определил Ш. придворным истопником. В 1761 г., по Высочайшему повелению, Ш. был определен в Академию Художеств, где вскоре сделался одним из лучших учеников профессора скульптуры Жиле. Во время прохождения курса в Академии Ш. получил две серебряных медали, а в 1766 г. он окончил Академию с золотой медалью и в следующем году отправлен, для дальнейшего усовершенствования, в Париж в качестве академического пенсионера. Он обратил на свои работы внимание французской Академии Художеств, которая ходатайствовала через Фальконета перед императрицей Екатериной II о продлении срока его пенсионерства, с тем, чтобы он имел возможность посетить Рим. В 1772 г. Н. А. Демидов совершил с ним путешествие в Италию и заказал свой мраморный бюст. Возвратившись в С.-Петербург, он по воле императрицы Екатерины II исполнил ее бюст с натуры, считающийся самым схожим из всех (находится в Императ. Эрмитаже). Затем он около 20 лет имел постоянные работы из мрамора для высочайшего двора и для князя Г. А. Потемкина, который покровительствовал Ш.

В 1774 г. Академия Художеств избрала Ш. академиком, но интриги Гордеева, Щедрина и друг, скульпторов долго мешали ему получить высшее художественное звание, хотя он уже приобрел репутацию мастера, не имеющего себе равного среди русских скульпторов. Только в 1794 г. он получил звание профессора. В царствование императора Павла I он оставил Академию с полной пенсией. Произведения Ш. отличаются особенной мягкостью передачи натуры в рубке из мрамора. Бюсты его работы славились поразительным сходством, почему многие из лиц знатных и богатых обращались к нему с заказами. Известны его бюсты: кн. Безбородко, Суворова, Шереметева, адмир. Чичагова, Румянцева и др. Его статуей императрицы Екатерины II украшена конференц-зала Имп. Академии Художеств. Из прочих его работ славятся горельефные изображения русских великих князей в Оружейной палате и в Московском Петровском дворце.

"Искусство" 1860, №№ 1, 2. - "Архангельск. Губерн. Ведом." 1868, № 12. - П. Иванов "Ф. И. Шубный", ibid. 1868, № 21. ― П. H. Петров, "Сборник материалов для истории Имп. Академии Художеств". - "Иллюстрация" 1862, № 226. - Энцикл. словарь Брокгауза и Ефрона.

П. Дилакторский.

{Половцов}

Шубин, Федот Иванович

Скульптор, сын крестьянина; род. 17 мая 1740 г. в Куроостровской волости, против Холмогор. Зимой 1759 г. пришел, подобно своему земляку, Ломоносову, в СПб. с обозом трески. По ходатайству Ломоносова, заметившего необыкновенную способность юноши к скульптуре по образцам его резьбы из кости, он был зачислен истопником в придворный штат и в 1761 г. по Высочайшему повелению определен в академию художеств, где вскоре сделался лучшим из учеников профессора Жиле. Во время прохождения академического курса был награжден двумя серебряными медалями, малой в 1763 г. и большой в 1765 г., а в 1766 г. окончил этот курс с золотой медалью и в следующем году отправлен для дальнейшего своего усовершенствования в Париж в качестве пенсионера академии. В Париже Ш. обратил на себя внимание французской академии, которая ходатайствовала перед императрицей Екатериной II через Фальконе о продлении срока его пенсионерства, для того чтобы он имел возможность посетить Рим. В 1772 г. H. А. Демидов совершил с ним путешествие в Италию и заказал ему свой мраморный бюст. Возвратившись оттуда в СПб., он исполнил, по воле Екатерины II, ее бюст с натуры, считающийся самым схожим из всех (находится в Императорском Эрмитаже) и после того постоянно, в течение 20 лет, занимался работами из мрамора для высочайшего двора и для князя Г. А. Потемкина, в лице которого нашел себе горячего покровителя. В 1774 г. академия избрала его в академики, но интриги товарищей Ш. по специальности, Гордеева и Ф. Щедрина, долго, во все время управления академией И. Бецкого, мешали Ш. получить высшее художественное звание, хотя он и приобрел себе репутацию мастера, не имеющего себе равного среди русских скульпторов, и только в 1794 г. академия возвела его в профессора. Он умер в СПб., 12 мая 1805 г.

Кроме других достоинств, произведения Ш. отличаются особенно мягкостью передачи натуры в рубке из мрамора. Конференц-зала академии художеств украшена превосходной статуей Екатерины II, исполненной Ш. для князя Потемкина. Из прочих его работ известны бюсты русских полководцев: Шереметева, Румянцева, Суворова и адмирала Чичагова (в Императорском Эрмитаже), горельефные изображения русских великих князей (в Оружейной палате и Петровском дворце в Москве) и бюст князя Безбородко.

{Брокгауз}

Шубин, Федот Иванович

(Шубный собственно), проф. скульптуры и адректор Акад. худ. с 1802 г.; род. 5 мая 1740 г., † 1805 г. 12 мая.

{Половцов}

Шубин, Федот Иванович

(Шубной; 1740-1805) - скульптор-портретист, из холмогорских крестьян. С детства самоучкой резал по кости. В 1758 (1759) прибыл в Петербург, по протекции Ломоносова поступил ко двору истопником. В 1761-66 - в Академии художеств, сперва в классе живописи, а позже у скульптора Жилле. С 1767 - пенсионер в Париже, где работал под руководством Пигалля. В 1769 переехал в Рим. В 1773 Ш. "назначен" в академики. В 1774 - академик за портретные бюсты, выполненные взамен мифологических тем, требовавшихся академической программой. В 1761, когда истек срок выданного архангельскими властями паспорта, возникло дело о "беглом черносошном крестьянине Шубном", длившееся до 1775. В 1794 получил звание профессора и члена совета Академии (1795). В 1802 - адъюнкт-профессор.

Выдающийся мастер рус. скульптуры 18 в., Ш. в своих портретных работах стоит почти на уровне лучших представителей современной ему западной скульптуры. За редкими исключениями ("Скульптор Шварц", 1792, в Русском музее, "Ломоносов", 1793, в Большом Детскосельском дворце) шубинские бюсты являются портретами представителей петербургской знати и отражают идеологию господствующего класса. Однако крестьянское происхождение Ш., вступление в Академию уже взрослым, а может быть и доакадемические навыки резчика-самоучки кладут отпечаток некоторой самобытности на все его творчество. Интересно, что в эпоху преобладания стиля "барокко" в русской скульптуре Ш. примыкает к реалистическому течению европейской скульптуры, в котором прогрессивная буржуазия выступала против отживших аристократических форм. Этот реализм сказался в барельефах для Мраморного дворца и в таких еще барочных бюстах, как А. Голицына, М. Паниной (Третьяковская галерея), А. Орлова-Чесменского (Русский музей), и в более классических произведениях, как бюст Безбородко, статуя Екатерины, 1794, в Рус. музее, "Неизвестный", 1800, в Третьяковской галерее, и в "Ломоносове". Пристрастие к портретным бюстам и антипатии к академическим аллегориям и мифологии сближают Ш. с рядом его современников: Гудоном во Франции, Колдекенсом в Англии и др. Еще при жизни он заслужил похвалы академий - Французской, Римской и Болонской, избравшей его почетным членом; однако благодаря интригам петербургских академиков лучший русский скульптор нуждался почти всю жизнь и несмотря на покровительство двора умер в крайней бедности. Кроме скульптуры Ш. занимался живописью ("Автопортрет" в Русском музее, "Портрет Ф. Н. Голицына") и рисованием (профильные изображения Екатерины II 1790 и 1794 в Русском музее). Работы Ш. имеются: в Гос. русском музее ("Михельсон", 1785, "Чулков", 1789, "Екатерина II", 1791, "П. Зубов", 1795, и др.), в Гос. Третьяковской галерее ("И. Чернышев", "З. Чернышев", 1774, "П. Чернышев", 1779, "Барышников", 1778, и др.), в Кускове (бюсты Шереметьевых), в Оружейной палате (барельефы) и т. д.

Лит.: Ухтомский С. А., Федот Иванович Шубин, в кн. Материалы по русскому искусству, т. I, изд. Гос. рус. музея, Ленинград, 1928; Врангель H. H., История скульптуры ("История русского искусства" Игоря Грабаря, т. V), M., s. а., гл. IX; его же, Русский музей имп. Александра III, т. II, СПб, 1904.

А. Лебедев.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Шубин, Федот Иванович" в других словарях:

    Шубин, Федот Иванович - Федот Иванович Шубин. ШУБИН Федот Иванович (1740 1805), российский скульптор. Сын крестьянина помора. Под влиянием просветительских идей создал собственный стиль, отличающийся ясностью и реалистической достоверностью в трактовке натуры,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Русский скульптор, один из крупнейших представителей просветительского классицизма в русском искусстве 18 в. Сын крестьянина помора, Ш. с детства занимался… … Большая советская энциклопедия

    - (1740 1805), русский скульптор. Сын крестьянина помора, Шубин с детства занимался резьбой по кости. В 1759 приехал в Петербург; в 1761 67 учился в АХ у Н. Ф. Жилле. Пенсионер АХ в Париже (1767 70; работал под руководством Ж. Б. Пигаля) и… … Художественная энциклопедия

    Шубин (Федот Иванович) скульптор, сын крестьянина, родился 17 мая 1740 г. в Куроостровской волости, против Холмогор. Зимой 1759 г. пришел, подобно своему земляку, Ломоносову, в Санкт Петербург с обозом трески. По ходатайству Ломоносова,… … Биографический словарь

    - (1740 1805) российский скульптор. Создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов (бюсты А. М. Голицына, 1775, М. Р. Паниной, сер. 1770 х гг.; И. Г. Орлова, 1778, М. В. Ломоносова, 1792) … Большой Энциклопедический словарь

    - (1740 1805), скульптор, ведущий мастер портретной пластики раннего русского классицизма. Создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов (бюсты А. М. Голицына, 1775, М. Р. Паниной, середина 1770 х гг., И. Г. Орлова, 1778,… … Энциклопедический словарь

    Шубин Федот Иванович - Памятник Ф. И. Шубину. Памятник Ф. И. Шубину. Санкт Петербург. Шубин Федот Иванович (до 1761 Шубной) (1740—1805), скульптор. Сын крестьянина помора, с детства занимался резьбой по кости. В 1759 приехал в Петербург. В 1761—67 учился в АХ … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»