Разумеется, речь идёт о Иване Константиновиче Айвазовском – великом мастере русской школы живописи.

Пленительная Таврида. Воспоминания юности

Для старшего поколения феодосийцев Иван Константинович навсегда остался в памяти маленьким мальчиком, без конца рисующим углём изображения парусных кораблей, ветряных мельниц и башен древних крепостных стен.

Дом семьи Айвазовских возвышался над пустынным берегом Южного моря. Ландшафты Феодосии сильно отличались от роскошных южнобережных пейзажей: Ялты или Гурзуфа. Гряда отвесных Крымских гор растворилась в безбрежной холодной степи, и широкие полосы моря и неба с порой незримым горизонтом – это всё, чем можно было здесь бесконечно любоваться.

Степной , несмотря на лаконичность пейзажей, удивительно многообразен. Нередко яркое солнце сменяется мятежной бурей. Шторму особенно радовалась детская половина жителей, ведь огромные волны приносили на берег обломки баркасов и позеленевшие от времени монеты.

Воображение юного Айвазовского ясно рисовало картины неравной битвы простых рыбаков с разбушевавшимся морем. Скорее всего, это впоследствии и побудило художника к написанию серии работ, посвящённых людям, «мужествующих с бурей». - это особенно выразительный сюжет в его живописи.

Игра контрастов: холодное спокойствие Балтики и солнечная Италия

Благодаря выездной учебной практике от Академии искусств Иван Константинович получил уникальную возможность увидеть тонкую красоту севера. Учения на Балтийском берегу подарили художнику не только запас новых впечатлений, но и знакомство с русским флотом, привязанность к которому сохранилась у Айвазовского на всю жизнь. За время посещения Балтики молодой художник написал семь полномасштабных картин, которые уже на тот момент превосходили все ученические работы.

Позволила Айвазовскому досконально изучить конструкцию парусных кораблей. В творчестве художника появилась новая черта - сюжеты его картин становятся более разнообразными. Мастерски выполненные морские пейзажи обогащаются различной тематикой, о чём свидетельствуют названия академических работ: «Часть Кронштадта с разными судами», «Освещённые солнцем два корабля», «Мрачная ночь: на море корабль в огне», «Кораблекрушение».

Но последним этапом в окончательном становлении характера творчества Айвазовского стал период командировки в Западную Европу. Путь его лежал через Триест, Вену и Берлин к берегам Неаполитанского залива. Созерцание очаровательных итальянских пейзажей и живописного наследия старых мастеров Флоренции и Рима обозначило новый виток в развитии художника.

Изменились не только мотивы полотен, но и сам подход к творческому процессу. Иван Константинович принял решение стать студийным художником. Перенеся мольберт с воздуха в мастерскую, Айвазовский не отдалился от морской стихии. Многолетний опыт наблюдения и изучения натуры дал художнику возможность шире раскрыть свой потенциал. Используя свою изумительную зрительную память и богатую фантазию, Иван Константинович стал работать над творческими работами.

Западная командировка открыла для Айвазовского практически все для маринистов. Счёт работам, написанным за этот период, потерял даже сам художник. Предположительно, им было создано более 80 полотен – от крупных картин до быстрых этюдов. Признание европейской публики было очень важным для живописца, но самым большим впечатлением стала высокая оценка его творчества английским пейзажистом Уильямом Тёрнером, также восхищавшимся поэзией моря.

«Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность…» - эти слова Тёрнера наилучшим образом характеризовали непревзойдённый талант русского мариниста.

Батальные мотивы в живописи Айвазовского

Иван Константинович живо реагировал на все события, волнующие общество. Средством для выражения своих переживаний служило его искусство. Своенравное, непокорное море стало отличным сюжетом для отражения ситуации на родине художника. Как и любой творец, великий Айвазовский стремился вести просветительскую деятельность. Тема морских пейзажей в этом плане только сыграла ему на руку. Ведь красота природы, буйной или статичной, доступна и понятна всем слоям общества.

Множество работ, посвящённых борьбе русского флота в Крымской войне, было написано мастером в «батальный» период творчества. Такие работы, как «Осада Севастополя» или «Гибель английского флота у Балаклавы» правдиво повествуют об ушедших событиях, являясь не только художественным, но и историческим достоянием.

Но не только военные эпизоды берегов Тавриды вдохновляли Айвазовского на создание батальных полотен. Заинтересованность художника в глубоких повествовательных сюжетах проявлялась и в изображении страниц истории и . Помогали раскрывать композицию эпические морские пейзажи острова Крит и горячо любимого Айвазовским Неаполя.

Путь к океану. Завершение творческого пути

Самое своё далёкое Иван Николаевич совершил, будучи в довольно преклонном возрасте. Айвазовский отправился в Америку всего на два месяца: путь был нелёгким, то и дело охватывали страшные штормы. Бескрайний океанический простор произвёл на художника настолько сильное впечатление, что свои картины он писал прямо на палубе корабля.

Много морских видов довелось видеть Айвазовскому, но холодная мощь океана совершила настоящий переворот в мироощущении пейзажиста. Его творчество приняло истинно титанические масштабы. С удивительной энергией создавал Иван Константинович холсты, изображающие беспокойную ширь океана, невероятных размеров айсберги и хмурое грозовое небо.

Айвазовский не переставал плодотворно работать до последнего удара сердца. Непрекращающийся поток творческого развития в сочетании с преданностью любимой теме сделал Ивана Николаевича эталоном мастерства для многих поколений художников.

Известный маринист XIX века Иван (Ованес) Айвазовский родился 200 лет назад в Феодосии, в семье разорившегося армянского купца. Отец Константин (Геворк) переехал в Феодосию из Галиции, куда в XVIII веке переселились его родители из Западной Армении.

"Отец Ивана был купцом. Владел шестью языками. Переехав в Феодосию, он свое непривычное для русских имя Геворг заменил именем Константин. Здесь же родился будущий художник Ованес Айвазян", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения заслуженный деятель культуры Армении Шаген Хачатрян.

Отец будущего мариниста стал писать свою фамилию с приставкой "hay" (в переводе с армянского - армянин). В русском языке буква "h", была заменена на "г" — так появилась фамилия Гайвазян.

Позже семья художника числилась в документах как Гайвазовские, на польский лад. Иван Гайвазовский уже с малых лет проявляет талант художника. Он рисует на стенах домов Феодосии разные пейзажи, в которых обязательно присутствует море. В то время градоначальником Феодосии был Александр Казначеев. Однажды, прогуливаясь по улицам города, он увидел подростка, рисующего на стенах домов углем.

"Ованесу тогда было около десяти лет. Он нарисовал углем на белых стенах - воображаемом мольберте, старую крепость с бушующим морем", — сказал Хачатрян.

Казначеев сразу же распознал в маленьком мальчике большой талант. С тех пор он его поддерживал, так как семья разорившегося торговца с трудом сводила концы с концами. По окончании феодосийского казенного училища, юный художник не без поддержки Казначеева был принят в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. Глава Феодосии написал в Петербург письмо с рекомендацией обязательно взять на вакантное место талантливого юношу армянского происхождения. Казначеев не прогадал — академию художеств Айвазовский окончил с золотой медалью. К 27 годам Иван стал уважаемым членом академии и постепенно становится популярным художником. Император России приглашает его во дворец и заказывает ряд полотен.

В 1840 году, после многолетних раздумий, Иван и его старший брат Габриэл решили поменять фамилию на Айвазовский. Они решили сделать фамилию более благозвучной и писать ее по-русски Айвазовский, а по-армянски — Айвазян.

Решение было принято в Италии, в армянской Конгрегации Мхитаристов на острове святого Лазаря. Сюда Иван или Ованес приехал в качестве стипендиата Петербургской Академии художеств, а Габриэл с юных лет учился в здешней школе.

"Айвазовский в своих письмах не раз упоминал, что считает некорректным написание своей фамилии, как Гайвазовский", — сказал Хачатрян.

Иван на полотнах, посвященных армянской тематике, подписывался Айвазяном, все остальные его работы были подписаны "Айвазовский".

По словам Хачатряна, сегодня Айвазовский считается русским маринистом, он воспитывался в традициях русской живописной школы.

Однако в письмах, адресованных армянскому Католикосу Нерсесу Аштаракеци, маринист пишет, что служит армянскому народу и прежде всего считает себя армянином.

3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.

  • Энциклопедия пейзажа . - М : ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  • David Marshall Lang , Armenia: cradle of civilization , Allen and Unwin, 1970, стр. 245
  • Г. С. Чурак Иван Айвазовский . « 17 (29) июля года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Репсиме родился „Ованнес, сын Геворга Айвазяна“. Выходец из южной Польши - Галиции - Геворг Айвазян писал имя и фамилию на польский лад - Константин Айвазов­ский».
  • Шаэн Хачатрян (директор Национальной галереи Армении и Музея Мартироса Сарьяна). Поэт моря . «Предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг Польши. В начале XIX века оттуда перебрался в Феодосию торговец Константин (Геворг) Гайвазовский».
  • Вагнер Л. А., Григорович Н. С. Айвазовский. - «Искусство», 1970. - Стр. 90. «Их дальние предки тоже жили когда-то в Армении, но, подобно другим беженцам, вынуждены были переселиться в Польшу. Фамилия их предков была Айвазян, но среди поляков постепенно обрела польское звучание»
  • Каратыгин П. Иван Константинович Айвазовский и его художественная XVII-летняя деятельность.- «Русская старина», 1878, т. 21, № 4
  • Г. С. Чурак (заведующая отделом живописи второй половины XIX и начала XX века Третьяковской галереи). Иван Айвазовский . « 17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Айвазовского и его жены Репсиме родился „Ованнес, сын Геворга Айвазяна“. Выходец из южной Польши - Галиции - Геворг Айвазян писал имя и фамилию на польский лад - Константин Гайвазов­ский».
  • Барсамов Н. С. Иван Константинович Айвазовский, 1817-1900. - М.: Искусство, 1962. - С. 92. «О происхождении отца Айвазовского имеются и такие сведения: „… в половине прошлого столетия фамилия Айвазовских явилась в Галиции, где ближайшие родственники нашего знаменитого художника живут и до сих пор, владея там земельной собственностью. Отец Ивана Константиновича, Константин Георгиевич, исповедовал армяно-григорианскую религию. По своему времени он был человек весьма развитой, знал основательно несколько языков и отличался живым умом, энергичным характером и жаждою деятельности…“. Литературные сведения о предках Айвазовского очень скудны, да к тому же противоречивы. Никаких документов, которые могли бы внести ясность в родословную Айвазовских, не сохранилось ».
  • Габриэл Айвазян (брат Ивана Айвазовского). ЦГИА Арм. ССР, ф.57, оп.1, д.320, л.42. (Цитируется по Айвазовский: документы и материалы / сост. М.Саргсян). «Детство Кайтана Айваза прошло в Молдавии, затем в России. Но так как Кайтан переехал в Россию, присвоил себе имя Константин Григориан (сын Григора), то и свою фамилию Айваз или Гайваз счёл нужным переделать на Айвазовского»
  • Украинская Советская Энциклопедия. 1978. Стр. 94. «Иван Константинович - русский живописец. Армянин по происхождению».
  • «Айвазовский-отец, вследствие семейных несогласий со своими братьями, в молодости переселился из Галиции и жил в Валахии и Молдавии, занимаясь торговлею. Он свободно говорил на шести языках: турецком, армянском, венгерском, немецком, еврейском, цыганском, также владел почти всеми наречиями нынешних дунайских княжеств… » Цит. по: Барсамов Н. С. Иван Константинович Айвазовский, 1817-1900. - М.: Искусство, 1962. - С. 8.
  • Семевский, Михаил Иванович / Иван Константинович Айвазовский: Полувековая годовщина его художественной деятельности. 26 сент. 1837-1887. художественной деятельности. 26 сент. 1837-1887 / Санкт-Петербург, тип. В. С. Балашева, ценз. 1887.
  • Каратыгин П. Иван Константинович Айвазовский и его художественная ХVII-летняя деятельность .- «Русская старина», 1878, т. 21, № 4. «Въ семейств? И. К. Айвазовскаго сохраняется преданіе, что его предки были турецкаго происхожденія. Его прад?дъ, сынъ турецкаго военачальника, ещё будучи ребёнкомъ, едва не былъ заколотъ солдатами при взятіи Азова въ 1696 году. Спасъ его армянинъ, которымъ онъ впосл?дствіи былъ усыновленъ.»
  • А. Д. Блудова. Воспоминания . М., 1888. С. 23-25. «обычай привозить с собою, после походов, спасенного от гибели турчонка или взятых в плен турчанок и дарить их своим родственникам на воспитание или в прислугу занес много примеси южной крови между нами, и в пользу нам, а не в ущерб, судя по Жуковскому, Аксаковым, Айвазовскому, которые по женской линии турецкого происхождения, и по Пушкину, который, как известно, был по матери потомок Негра »
  • Воспоминания об И. К. Айвазовском / Н. Н. Кузьмин. Санкт-Петербург: типо-лит. В. В. Комарова, 1901

    О своём происхождении сам И. К. Айвазовский вспоминал однажды, в кругу своей семьи, следующее интересное и вполне, стало быть, достоверное предание. Приведённый здесь рассказ первоначально записан с его слов и хранится в семейных архивах художника.

    «Я родился в городе Феодосии в 1817 году, но настоящая родина моих близких предков, моего отца, была далеко не здесь, не в России. Кто бы мог подумать, что война - этот бич всеистребляющий, послужила к тому, что жизнь моя сохранилась и что я увидел свет и родился именно на берегу любимого мною Чёрного моря. А между тем это было так. В 1770 году русская армия, предводительствуемая Румянцевым, осадила Бендеры. Крепость была взята, и русские солдаты, раздражённые упорным сопротивлением и гибелью товарищей, рассеялись по городу и, внимая только чувству мщения, не щадили ни пола, ни возраста.»

    «В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Поражённый смертельно одним русским гренадером, он истекал кровью, сжимая в руках младенца, которому готовилась такая же участь. Уже русский штык был занесён над малолетним турком, когда один армянин удержал карающую руку возгласом: „Остановись! Это сын мой! Он христианин!“ Благородная ложь послужила во спасенье, и ребёнок был пощажен. Ребёнок этот был отец мой. Добрый армянин не покончил этим своего благодеяния, он сделался вторым отцом мусульманского сироты, окрестив его под именем Константина и дал ему фамилию Гайвазовский, от слова Гайзов, что на турецком языке означает секретарь.

    Прожив долгое время со своим благодетелем в Галиции, Константин Айвазовский поселился, наконец, в Феодосии, в которой он женился на молодой красавице-южанке, тоже армянке, и занялся первое время удачно торговыми операциями» .

  • Микаелян В. А. И. К. Айвазовский и его соотечественники. (рус.) // Вестник общественных наук НАН РА. - 1991. - № 1 . - С. 65 .
  • Барсамов Н. С. Айвазовский в Крыму. - Симферополь, 1970
  • // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. - СПб. ; [ М. ] : Тип. т-ва И. Д. Сытина , 1911-1915.
  • В. Н. Пилипенко, Иван Константинович Айвазовский, Художник РСФСР (Ленинград), серия «Русские живописцы XIX века», 1991, ISBN 5-7370-0247-0
  • Иван Айвазовский: К 200-летию со дня рождения / Т. Л. Карпова. - Москва: Государственная Третьяковская галерея, 2016. - 360 с.
  • Г. Чурак. Иван Айвазовский. - Москва. 2007
  • Барсамов Н. С. 45 лет в галерее Айвазовского. - Крым, 1971.
  • Почетные граждане Феодосии (неопр.) . Официальный портал Правительства Крыма .
  • И. К. Айвазовский сообщил М. И Глинке три татарских напева, из которых два композитор использовал в лезгинке, а третий для Andante сцены Ратмира в третьем акте оперы «Руслан и Людмила».
  • А. П. Чехов. Собрание сочинений, том 11, стр 233. Государственное издательство художественной литературы, Москва, 1963
  • И. К. Айвазовский - Взрыв корабля (последняя неоконченная работа)
  • Rogachevsky, Alexander. «Ivan Aivazovsky (1817-1900)». Tufts University. Archived from the original on 19 March 2014.
  • «Ivan Constantinovich Aivazovsky». Art Renewal Center. Retrieved 30 September 2013. One of the greatest seascape painters of his time, Aivazovsky conveyed the movement of the waves, the transparent water, the dialogue between sea and sky with virtuoso skill and tangible verisimilitude.
  • «Այվազովսկի Հովհաննես Կոստանդնի » (in Armenian). National Gallery of Armenia. Archived from the original on 19 March 2014.
  • Оставил о себе бессмертную память
  • Minasyan, Artavazd M. How Did I Survive? / Artavazd M. Minasyan, Aleksadr V. Gevorkyan. - Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2008. - P. 56. - «Aivazovsky, Ivan Konstantionvich (real name: Hovannes Gevorgovich Aivazyan) (1817–1900) – grand Russian artist-painter of seascapes, ethnic Armenian. Aside from his artwork, I.A. was also known for his valuable contributions to the developments of the Russian and Armenian cultures of the 19th century. He lived and worked in Feodosia, Crimea. He was buried there according to his will. A sign on his tombstone, written in ancient Armenian, has a quote from the 5th century "History of Armenia" by Moses Khorenatsi says: "Born as a mortal, left the immortal memory of himself."». -
  • И ван Константинович Айвазовский — один из самых плодовитых русских художников-маринистов. За более чем 60 лет творчества им было написано свыше 6000 полотен. Современники удивлялись — с какой скоростью Мастер создавал свои шедевры. Неподвластны пониманию были и живописные приёмы художника, техника исполнения, подбор красок, виртуозные эффекты прозрачной волны и дыхание моря.

    Художник Иван Крамской писал Павлу Третьякову: «Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски сами секретные; таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных лавок». Главный секрет Айвазовского не являлся тайной: чтобы так правдоподобно писать море, нужно родиться и прожить долгую жизнь у морского берега.

    Добавим к этому факту еще несколько ингредиентов — трудолюбие, талант, безупречную память и богатое воображение — именно так рождались знаменитые полотна Айвазовского. Вот и весь секрет гения.

    Художник писал стремительно быстро и много — примерно 100 картин в год. И всё его наследие получило признание коллекционеров, как одно из самых «крепких». Полотна художника будто неподвластны времени, всегда в прекрасном состоянии, меньше всего растрескиваются, и крайне редко подвергаются реставрации .

    Колумб, проплывающий через мыс Палос. 1892. Частное собрание

    Главный секрет — в технике нанесения красок. Айвазовский предпочитал масло, хотя его море и волны кажутся акварельными. Излюбленной его техникой считалась лессировка , основанная на нанесении тонких (почти прозрачных) красок друг на друга. В результате чего волны, облака и море на холстах казались прозрачными и живыми, а целостность красочного слоя не нарушалась и не подвергалась разрушению.

    Гениальность Айвазовского признавали самые выдающиеся люди России и мира. Он встречался и был дружен с Пушкиным, Крыловым, Гоголем, Жуковским, Брюлловым, Глинкой. Его принимали во дворцах королей и вельмож, сам Папа римский дал ему аудиенцию и наградил золотой медалью за картину «Хаос. Сотворение мира». Понтифик хотел приобрести понравившийся шедевр, но Айвазовский его просто подарил.


    Хаос. Сотворение мира. 1841. Музей армянской конгрегации мхитаристов, Венеция, Италия

    Папа Григорий XVI отвез картину в музей Ватикана. Сейчас оно находится в Венеции, на о-ве Св. Лазаря. Дело в том, что в начале XX века Папа Леон XIII подарил полотно Музею армянской конгрегации мхитаристов. Возможно одной из причин было то, что здесь, на острове святого Лазаря жил старший брат художника Габриэл. Он занимал видное положение в религиозном братстве. В жизни художника это место было сакральным, напоминающее «маленькую Армению» близ Венеции.


    Посещение Байроном мхитаристов на острове св. Лазаря в Венеции. 1899. Национальная галерея Армении, Ереван

    Произведениями Айвазовского восхищалась вся Европа — академик и почётный член Императорской Академии художеств, он был избран также почётным членом Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.

    Иван Крамской писал: «…Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины, во всяком случае; и не только у нас, а в истории искусства вообще…». Император Николай I заявлял: «Что бы ни написал Айвазовский — будет куплено мною». Именно с легкой подачи императора Айвазовского негласно называли «царем моря».

    Вся его долгая и счастливая жизнь — кладезь волшебных историй и фактов — безумно интересных и красочных. Художник участвовал более чем в 120 выставках как в России, так и в Европе и Америке. Свыше 60 из них были персональными! В то время из русских художников персональную выставку мог позволить себе только маринист-романтик Айвазовский.

    Возможно, вам уже известно, что работы Айвазовского не только самые продаваемые, а вместе с тем — самые похищаемые и подделываемые в мире .


    Крымское побережье у Ай-Петри. 1890. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

    Подлинность картин Айвазовского проверить можно, но это крайне затратная – и по времени, и по деньгам – процедура. Вследствие этого половина вещей, выдаваемых на рынке за картины Айвазовского, – подделки, но они пользуются таким успехом, что их всё равно покупают, но по более низким ценам. Более того, количество подделок значительно превышает число подлинников. Сам мастер признавался в написанных за всю жизнь 6000 работах, однако сегодня считаются подлинниками более 50 000 работ!

    Айвазовский не писал с натуры. Большинство своих картин он рисовал по памяти. Порой художнику достаточно было услышать интересную историю, и уже через мгновение он брался за кисточку. Для создания шедевра художнику не требовалось много времени, иногда достаточно было одного сеанса… «Писать тихо, корпеть месяцы не могу. Не отхожу от картины, пока не выскажусь» , — признавался Иван Константинович. Самой долгой его работой была картина «Среди волн». 10 дней — именно столько понадобилось художнику, которому на тот момент исполнился 81 год, чтобы создать свою самую большую картину.


    Среди волн. 1898. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского

    Достоверно известно, что сюжет картины изначально был другим. Об этом стало известно со слов внука Айвазовского Константина Константиновича Арцеулова:

    Картина «Среди волн» была создана за два дня до смерти. В длину — она почти 4.5 м, а в ширину — около 3-х.

    Все эти короткие факты достаточно распространенные, но есть и другие — малоизвестные, раскрывающие образ художника и его творчество с самых разных сторон.

    Итак, 5 малоизвестных фактов из жизни художника (к 200-летию со дня рождения И.К. Айвазовского)

    Случай в мастерской А.И. Куинджи.

    Однажды художник А.И. Куинджи пригласил Айвазовского к себе в академическую мастерскую, с целью продемонстрировать своим ученикам мастерство и технику исполнения, которая была известна только одному Айвазовскому.

    Советский пейзажист А. А. Рылов вспоминал об этом: «Архип Иванович подвел гостя к мольберту и обратился к Айвазовскому: «Этто вот… Иван Константинович, покажите им, как надо писать море».


    Море. 1898. Луганский областной художественный музей

    Айвазовский назвал необходимые ему четыре или пять красок, осмотрел кисти, потрогал холстик, стоя, не отходя от мольберта, играя кистью, как виртуоз, написал морской шторм. По просьбе Архипа Ивановича он моментально изобразил качающийся на волнах корабль, причем поразительно ловко, привычным движением кисти дал ему полную оснастку. Картина готова и подписана. Один час пятьдесят минут тому назад был чистый холст, теперь на нем бушует море. Шумными аплодисментами мы выразили свою благодарность маститому художнику и проводили его всей мастерской к карете».

    На тот момент художнику было 80 лет.

    Любимые города Айвазовского

    Удивительно насколько сильно в этом человеке переплетались страсть к путешествиям по свету и любовь к родине. Где он только не бывал! Таможенники вклеивали в его паспорт дополнительные страницы. В его заграничном паспорте значилось 135 визовых отметок. Он побывал в самых красивых странах и городах планеты, но с трепетом и восхищением относился только к двум городам — Константинополю и его маленькой Феодосии, которой был предан до конца своей жизни. «Мой адрес - всегда в Феодосии», делился он с Павлом Третьяковым.


    Корабли на Феодосийском рейде. Чествование Айвазовского по случаю его 80-летия. 1897. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

    Феодосия была отдушиной, исторической родиной, местом рождения, незаменимым очагом и домом. Константинополь — был любимым пристанищем во время путешествий. Из всех городов он прославлял только его — дивный город на Босфоре.

    Впервые в столице Османской империи он побывал в 1845 году. С тех пор он возвращался сюда снова и снова. Точное число картин, посвященных видам Константинополя остается неизвестным. Предположительное число — около 100.


    Вид Константинополя. 1849. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское Село», Пушкин

    О днажды турецкому султану Абдул-Азизу подарили одну из картин Айвазовского. Султан пришел в полный восторг и заказал художнику серию видов Босфора. Айвазовский счел, что таким образом может способствовать налаживанию взаимопонимания между турками и армянами, и принял заказ. Он написал для султана около 40 картин . Абдул-Азиз был настолько доволен работой Айвазовского, что наградил его высшим турецким орденом «Османие».

    Впоследствии Айвазовский получил из рук турецкого владыки еще несколько орденов. А в 1878 году мирное соглашение между Россией и Турцией (так называемый Сан-Стефанский мир) подписали в зале, украшенном картинами кисти Айвазовского.

    «Восточная сцена». «Кофейня у мечети Ортакёй в Константинополе». 1846. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф».
    Однако, когда в 1890-х годах султан Абдул-Гамид устроил погромы, жертвами которых стали сотни тысяч армян, возмущенный Айвазовский поторопился избавиться от всех османских наград.
    Нацепив на ошейник дворового пса все турецкие ордена, он прошелся по улицам Феодосии. Говорят, будто бы к процессии присоединился весь город. В окружении огромной толпы, Айвазовский направился к морю. Вскоре он забрался в лодку, и, отойдя на достаточное расстояние от берега, поднял сияющие ордена над головой и швырнул их в море.
    Позже он встретился с турецким консулом и сказал, что его «кровавый повелитель» таким же образом может поступить с его картинами, художник об этом не пожалеет.

    Раздосадованный агрессивной политикой турок, Айвазовский пишет несколько картин в поддержку армян, изображающих жестокие преступления турок против его народа. Они неоднократно выставлялись на самых престижных выставках Европы. Все средства от продажи картин он направлял на помощь армянским беженцам. Иван Константинович не ждал помощи от правительства или городской администрации, он встречал беженцев на въезде в Феодосию и предлагал им поселиться на его земле, снабжая на первое время деньгами.

    - «Стыдно отворачиваться от своей народности, тем более такой маленькой и угнетенной», - говорил Иван Константинович.

    Ночь. Трагедия в Мраморном море. 1897. Частное собрание
    «Отец города». Иван Айвазовский и Феодосия

    Айвазовский был первым почетным человеком Феодосии. Всю свою жизнь он активно занимался ее благоустройством, способствовал процветанию города. Его влияние на феодосийскую жизнь было огромно. Художник открыл в Феодосии школу искусств, превратив Феодосию в один из центров живописной культуры на юге России. По его инициативе был построен городской концертный зал, библиотека.


    Феодосия в лунную ночь. Вид с балкона дома Айвазовского на море и город. 1880. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул

    На его средства была создана и содержалась приходская школа.

    Айвазовский также принял участие в строительстве нового здания для Феодосийской мужской гимназии, учениками которой в разное время были поэт и переводчик Максимилиан Волошин, муж Марины Цветаевой — публицист Сергей Эфрон, Александр Пешковский — российский и советский лингвист, профессор, один из пионеров изучения русского синтаксиса. Айвазовский был попечителем этой гимназии, выделял стипендии и оплачивал учебу нуждающимся ученикам. Гимназия просуществовала до 1918 г.


    Первый поезд в Феодосии. 1892. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского

    Он также добился, чтобы в городе построили железную дорогу. Его картина «Первый поезд в Феодосию» создана еще до постройки железной дороги, то есть по воображению.

    Я всегда вспоминаю покойного друга, который не раз говорил мне: «Что Вам за охота, Иван Константинович, добиваться железной дороги для Феодосии, она только загрязнит берег и заслонит от Вашего дома чудный вид на бухту». Действительно, если бы я заботился лично о себе, то мне следовало бы всеми силами противодействовать постройке феодосийской железной дороги. Имение моё находится близ Феодосии и вдали от проектируемой линии железной дороги, услугами которой мне поэтому и не придётся пользоваться. Единственный же принадлежащий мне в Феодосии дом, в котором я живу, с проведением железной дороги вдоль берега моря может сделаться необитаемым и, во всяком случае, - потеряет для меня характер уютного угла. Те, которые для общественного блага умеют жертвовать своими личными интересами, легко поймут, какими побуждениями я руководствуюсь, отстаивая Феодосию…»

    Все важные постройки в Феодосии находились негласно под надзором Айвазовского. Характерный случай из жизни художника описал в своих мемуарах Юрий Галабутский:

    «Вы мне улицу портите!»

    «Однажды зимой Айвазовский, по обыкновению, уехал на некоторое время в Петербург. При возвращении, как обычно, за две-три станции от Феодосии его встречали наиболее близкие к нему лица и тотчас же сообщали все городские новости, которые И.К. выслушивал с живейшим любопытством. И он узнает, что обыватель Н. строит на главной улице — Итальянской — дом; постройка уже начата в отсутствие И.К., и дом будет одноэтажный. И.К. заволновался ужасно: одноэтажный дом на главной улице! Тотчас по приезде, не успевши отдохнуть с дороги, он зовет к себе обывателя Н. Тот, разумеется, немедленно является. «Вы строите одноэтажный дом? Как вам не стыдно? Вы богатый человек, что вы делаете? Вы мне улицу портите!» . И обыватель Н. покорно изменяет план и строит двухэтажный дом».

    Благодаря ему полностью переделали порт, расширив его и сделав современным и удобным для кораблей. Порт в Феодосии долгое время считался самым большим торговым портом в Крыму.


    Пристань в Феодосии. Середина XIX в. Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

    На свои деньги Айвазовский построил здание Археологического музея (здание музея взорвали отступающие из Крыма советские войска в 1941 году) и подарил родному городу театр, точнее, это была сцена в его картинной галерее.

    В начале 1890-х годов Айвазовский по своему проекту и на личные средства возвёл фонтан памяти градоначальника Феодосии А. И. Казначеева (в 1940-е годы фонтан был утрачен).

    В 1886 году Феодосия испытывала сильную нехватку воды.

    «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тыс. ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника», - так писал в своем обращении к городской думе Иван Айвазовский в 1887 году.

    Субашский источник находился в имении художника Шах-Мамай, неподалеку от Старого Крыма, в 25 верстах от Феодосии. В 1887 году были начаты работы по прокладке водопровода, благодаря которому вода пришла в город. В парке у набережной по проекту художника построили фонтан, воду из которого местные жители получали бесплатно. В одном из писем Айвазовский сообщал:

    «Фонтан в восточном стиле так хорош, что ни в Константинополе, ни где-либо я не знаю такого удачного, в особенности, в пропорциях».

    Фонтан явился точной копией фонтана в Константинополе. Сейчас фонтан носит имя Айвазовского.

    В 1880 году в своем доме Айвазовский открывает выставочный зал (знаменитая Феодосийская картинная галерея), который художник завещал родному городу.

    М ое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу.»

    Некоторые источники утверждают, что художник также завещал плату за посещение его галереи феодосийским беднякам.

    До конца своих дней он хлопотал о стипендиях и пенсиях для жителей своего города, поэтому весть о смерти художника была воспринята как личное горе для тысяч феодосийцев, для которых Айвазовский был родным человеком - ведь он окрестил множество детей и выдал замуж сотни соседских девушек, которые славили художника, помня о его милостях.

    Осознание того, что ушел из жизни «отец города», гражданин, патриот, меценат, равного которому в истории Феодосии не было, пришло несколько позже. Все лавки в тот день были закрыты. Город погрузился в тяжелейший траур.


    Похороны И.К. Айвазовского 22 апреля 1900 года
    Похороны И.К. Айвазовского. Катафалк и похоронная процессия у здания картинной галереи.

    Три дня феодосийские храмы колокольным звоном оплакивали уход Ивана Константиновича. Большой зал картинной галереи был заполнен множеством погребальных венков. Три дня в картинную галерею шел народ, чтобы почтить память Айвазовского. В Феодосию прибыли делегации, в том числе из армянских диаспор.

    Траурная процессия протянулась от дома Айвазовского до средневековой армянской церкви св. Саркиса, в ограде которой и состоялось погребение. Выбор места погребения был не случайным — его завещал сам художник, ведь именно в этой церкви он был крещен, здесь же сохранились фрески художника.

    Траурными вуалями были покрыты фонари на близлежащих улицах. А сама дорога была усыпана цветами.

    Участие в похоронах принял местный гарнизон, воздавший покойному воинские почести — факт, по тем временам исключительный. Позже на его могиле появится надпись на армянском: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».

    «Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал»

    Иван Константинович Айвазовский (1817-1900)

    Первая и единственная встреча художника с Великим поэтом России состоялась в 1836 г. Художнику на тот момент было всего 19 лет. Об этой встрече Иван Константинович спустя года вспоминал:

    «…В 1836 году, за три месяца до своей смерти, именно в сентябре, Пушкин приехал в Академию художеств с женою Наталией Николаевной, на нашу сентябрьскую выставку картин. Узнав, что Пушкин на выставке и прошел в Античную галерею, мы, ученики, побежали туда и толпой окружили любимого поэта. Он под руку с женой стоял пред картиной художника Лебедева, даровитого пейзажиста, и долго рассматривал и восхищался ею. Наш инспектор академии Крутов, который ero сопровождал… увидев меня, взял меня за руку и представил Пушкину, как получающего тогда золотую медаль (я оканчивал в тот год академию).

    Пушкин очень меня ласково встретил и спросил меня, где мои картины… Узнав, что я крымский уроженец, Пушкин спросил: «А из какого же вы города?» Затем он заинтересовался, давно ли я здесь и не болею ли на севере… С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нем…»

    В феврале 1837 г. Пушкина не стало. Для юного художника, которого в Академии сравнивали с гениальным Пушкиным, это трагическое событие было катастрофическим. Ведь у них столько общего — круг друзей, интересы, оба воспевали природу, Крым. Казалось, впереди столько интересных встреч с самим Пушкиным…

    Первые переживания Айвазовского отобразились в картине «Берег моря ночью». Художник писал ее близ Кронштадта. Юноша на берегу, протягивающий руки вперед, приветствующий приближение бури — э то первая дань Айвазовского памяти Пушкина. Позже он посвятит поэту еще около двадцати картин и рисунков. Но самыми известными будут лишь несколько.


    Берег моря ночью. У маяка. 1837. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского

    А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880


    Пушкин на берегу Черного моря. 1887.


    Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина, Украина

    А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца. 1899


    Государственный Русский музей, С.-Петербург

    А.С. Пушкин на берегу Черного моря. 1897


    Одесский художественный музей, Украина

    Прощание А.С. Пушкина с морем. 1877


    Всероссийский музей А.С.Пушкина, С.-Петербург

    Картина исполнена совместно с И.Е. Репиным. Репин писал Пушкина, пейзаж был выполнен Айвазовским. Картина приурочена к 50-летию со дня смерти поэта. Сюжет был взят из стихотворения Пушкина — «К морю». Как известно из Одессы Пушкин в 1824 году был направлен к новому месту ссылки — в село Михайловское. На картине изображен момент прощания опального поэта с морем.

    Прощай же, море! Не забуду
    Твоей торжественной красы
    И долго, долго слышать буду
    Твой гул в вечерние часы.
    В леса, в пустыни молчаливы
    Перенесу, тобою полн,
    Твои скалы, твои заливы,
    И блеск, и тень, и говор волн.

    В 1847 году, в десятую годовщину гибели Пушкина, Айвазовский подарил вдове его картину «Лунная ночь у взморья. Константинополь».


    Лунная ночь у взморья. 1847. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского

    Несмотря на добрую память о Пушкине, Айвазовский его не читал. К чтению вообще Иван Константинович был абсолютно равнодушен. Об этом известно со слов другого гения — А.П.Чехова:

    «22 июля, Феодосия. 1888. Вчера я ездил в Шах-Мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания.

    В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал…

    Восточное происхождение художника


    Автопортрет. 1874. Галерея Уффици, Флоренция, Италия

    В сети можно найти множество мнений относительно происхождения художника. Русские называют его русским художником, армяне — русским художником армянского происхождения, и только, кажется мнение турков никто и никогда не спрашивал. Хотя, уверен, что и турки с упрямством будут доказывать восточное происхождение Айвазовского. И в чем-то даже будут правы.

    Дело в том, что сразу после смерти художника, в 1901 г. вышла книга «Воспоминания об Айвазовском» , автор которой — современник и преданный друг И.К. Айвазовского Николай Кузьмин. Уже на второй ее странице можно обнаружить рассказ о происхождении художника:

    «В жилах Айвазовского текла турецкая кровь, хотя его принято было у нас почему-то считать до сих пор кровным армянином, вероятно, вследствие постоянных симпатий его к несчастным армянам, усилившихся после анатолийской и константинопольской резни, насилий и грабежей, приводивших всех в ужас, достигших своего апогея, заставлявших его негласно широкою рукой благотворить угнетаемым и громко возмущаться бездействием Европы, не желавшей вмешиваться в эту резню.

    О своем происхождении сам И. К. Айвазовский вспоминал однажды, в кругу своей семьи, следующее интересное и вполне, стало быть, достоверное предание. Приведенный здесь рассказ первоначально записан с его слов и хранится в семейных архивах художника.

    «Я родился в городе Феодосии в 1817 году, но настоящая родина моих близких предков, моего отца была далеко не здесь, не в России. Кто бы мог подумать, что война — этот бич всеистребляющий, послужила к тому, что жизнь моя сохранилась и что я увидел свет и родился именно на берегу любимого мною Черного моря. А между тем это было так. В 1770 году русская армия, предводительствуемая Румянцевым, осадила Бендеры. Крепость была взята, и русские солдаты, раздраженные упорным сопротивлением и гибелью товарищей, рассеялись по городу и, внимая только чувству мщения, не щадили ни пола, ни возраста.

    В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Пораженный смертельно одним русским гренадером, он истекал кровью, сжимая в руках младенца, которому готовилась такая же участь. Уже русский штык был занесен над малолетним турком, когда один армянин удержал карающую руку возгласом: «Остановись! Это сын мой! Он христианин!» Благородная ложь послужила во спасенье, и ребенок был пощажен. Ребенок этот был отец мой. Добрый армянин не покончил этим своего благодеяния, он сделался вторым отцом мусульманского сироты, окрестив его под именем Константина и дал ему фамилию Гайвазовский, от слова Гайзов, что на турецком языке означает секретарь.

    Прожив долгое время со своим благодетелем в Галиции, Константин Айвазовский поселился, наконец, в Феодосии, в которой он женился на молодой красавице-южанке, тоже армянке, и занялся первое время удачно торговыми операциями»…

    Настоящее же имя художника – Ованес Айвазян . Отец будущего мастера, Константин (Геворг), армянин по происхождению, после переезда в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» . До 40-х годов на картинах мастера даже можно было увидеть подпись «Гай» - сокращение от фамилии. Но в 1841 году художник окончательно изменил фамилию и официально стал Иваном Константиновичем Айвазовским.

    Самая дорогая картина Ивана Айвазовского:


    Вид Константинополя и Босфора. 1856. Частное собрание

    «Вид Константинополя и Босфорского залива» сегодня находится в частной коллекции. В 2012 году картина была продана за 3,23 млн фунтов стерлингов.

    Картина ушла к неназванному покупателю по телефону после напряженных торгов в зале. При этом итоговая цена почти в три раза превысила нижнюю планку эстимейта — эксперты Sotheby’s оценивали Айвазовского в 1,2-1,8 миллиона фунтов.

    Айвазовский впервые посетил Константинополь в 1845 году как официальный художник Российского Адмиралтейства. Художник не раз обращался к теме этого города, у него есть картины с видами Айи-Софии и бухты Золотого рога, но большинство из них не очень большого размера. Данная же работа является достаточно монументальным полотном.

    Примечательно, что «вид Константинополя и Босфорского залива, где изображена оживленная жизнь порта с мечетью Топхане Нусретие, был восстановлен художником по памяти.

    К 200-летию Ивана Айвазовского замечательное интернет-издание об искусстве Артхив оживил полотна великого мариниста. Что из этого получилось, смотрите сами:

    За счет чего море Айвазовского такое живое, дышащее и прозрачное? Что является осью любой его картины? Куда нам смотреть, чтобы насладиться его шедеврами в полной мере? Как он писал: долго ли, коротко ли, радостно или мучительно? И какое отношение к Айвазовскому имеет импрессионизм?

    Конечно, Айвазовский родился гением. Но было еще ремесло, которым он владел блестяще и в тонкостях которого хочется разобраться. Итак, из чего же рождались морская пена и лунные дорожки Айвазовского?..


    Иван Константинович Айвазовский. Буря у скалистых берегов. 102×73 см.

    «Секретные краски», волна Айвазовского, лессировка

    Иван Крамской писал Павлу Третьякову: «Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски сами секретные; таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных лавок». Некоторые секреты Айвазовского дошли до нас, хотя главный вовсе не тайна: чтобы так писать море, нужно родиться у моря, прожить подле него долгую жизнь, за которую так и не пресытиться им.

    Знаменитая «волна Айвазовского» представляет собой вспенившуюся, почти прозрачную морскую волну, по ощущениям — движущуюся, стремительную, живую. Прозрачности художник достигал, используя технику лессировки, то есть нанося тончайшие слои краски друг на друга. Айвазовский предпочитал масло, но нередко его волны кажутся акварельными. Именно в результате лессировки изображение приобретает эту прозрачность, причем цвета кажутся очень насыщенными, но не за счет плотности мазка, а за счет особой глубины и тонкости. Виртуозная лессировка в исполнении Айвазовского — отрада для коллекционеров: большинство его картин в прекрасном состоянии — тончайшие красочные слои меньше подвержены растрескиванию.

    Писал Айвазовский стремительно, часто создавал работы за один сеанс, поэтому у его техники лессировки были авторские нюансы. Вот что пишет об этом Николай Барсамов, многолетний директор Феодосийской картинной галереи и крупнейший знаток творчества Айвазовского: «…воду он иногда лессировал по полусухому подмалевку. Часто художник лессировал волны у их основания, чем придавал глубину и силу красочному тону и достигал эффекта прозрачной волны. Иногда лессировками утемнялись значительные плоскости картины. Но лессировка в живописи Айвазовского не была обязательным последним этапом работы, как это было у старых мастеров при трехслойном методе живописи. Вся живопись у него в основном проводилась в один прием, и лессировка часто применялась им как один из способов наложения красочного слоя на белый грунт при начале работы, а не только как завершающие прописки в конце работы. Лессировкой художник иногда пользовался на первом этапе работы, покрывая полупрозрачным слоем краски значительные плоскости картины и используя при этом белый грунт холста как светящуюся подкладку. Так иногда писал он воду. Умело распределяя красочный слой различной плотности по холсту, Айвазовский достигал правдивой передачи прозрачности воды».

    К лессировкам Айвазовский обращался не только при работе над волнами и облаками, с их помощью он умел вдохнуть жизнь и в сушу. «Землю и камни Айвазовский писал грубыми щетинистыми кистями. Возможно, что он их специально подрезывал, чтобы жесткие концы щетины оставляли борозды на красочном слое , — рассказывает искусствовед Барсамов. — Краска в этих местах обычно положена плотным слоем. Как правило, Айвазовский почти всегда лессировал землю. Лессировочный (более темный) тон, попадая в борозды от щетины, придавал своеобразную живость красочному слою и большую реальность изображенной форме».

    Что же до вопроса «откуда краски?», известно, что в последние годы он покупал краски берлинской фирмы «Mеwes». Все просто. Но имеется еще и легенда: будто бы Айвазовский покупал краски у Тёрнера. На этот счет можно сказать только одно: теоретически это возможно, но даже если так — Айвазовский точно не написал тёрнеровскими красками все 6 000 своих работ. И ту картину, которой впечатленный Тёрнер посвятил стихотворение, Айвазовский создал еще до знакомства с великим британским маринистом.

    Иван Константинович Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842, 92×141 см.

    «На картине твоей вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем, в нем отражающуюся. Поверхность моря, на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок. Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое вечно и могущественно, потому что тебя вдохновляет гений» , — стихотворения Уильяма Тёрнера о картине Айвазовского «Неаполитанский залив в лунную ночь».

    Иван Константинович Айвазовский. Среди волн. 1898, 285×429 см.

    Главное - начать, или В темпе Айвазовского

    Айвазовский всегда начинал работу с изображения неба, причем писал его в один приём — это могли быть и 10 минут, и 6 часов. Свет в небе он рисовал не боковой поверхностью кисти, а ее торцом, то есть «освещал» небо многочисленными быстрыми прикосновениями кисти. Небо готово — можно отдохнуть, отвлечься (впрочем, такое он позволял себе только с картинами, на которые уходило достаточно много времени). Море же мог писать и в несколько заходов.

    Долго работать над картиной в представлении Ивана Айвазовского — это, к примеру, писать одно полотно 10 дней. Именно столько понадобилось художнику, которому на тот момент исполнился 81 год, чтобы создать свою самую большую картину — «Среди волн». При этом, по его признанию, вся его жизнь была подготовкой к этой картине. То есть работа потребовала максимум усилий от художника — и целых десять дней. А ведь в истории искусства не редкость случаи, когда картины писались по двадцать и более лет (например, Федор Бруни писал своего «Медного змия» 14 лет, начал в 1827-м, а закончил в 1841-м).

    В Италии Айвазовский в определенный период сошелся с Александром Ивановым, тем самым, который писал «Явление Христа народу» 20 лет, с 1837-го по 1857-й. Они даже пытались вместе работать, но довольно скоро повздорили. Иванов мог месяцами трудиться над этюдом, пытаясь добиться особой точности тополиного листочка, Айвазовский же успевал за это время исходить все окрестности и написать несколько картин: «Писать тихо, корпеть месяцы не могу. Не отхожу от картины, пока не выскажусь» . Столь разные таланты, разные способы творить — каторжный труд и радостное любование жизнью — не могли долго держаться рядом.

    Иван Айвазовский рядом со своей картиной, фотография 1898 года.
    Айвазовский у мольберта.

    «Обстановка мастерской отличалась исключительной простотой. Перед мольбертом стоял простой стул с плетеным камышовым сиденьем, спинка которого была залеплена довольно толстым слоем краски, так как Айвазовский имел привычку закидывать руку с кистью за спинку стула и, сидя в пол-оборота к картине, оглядывать ее», — из воспоминаний Константина Арцеулова, этот внук Айвазовского тоже стал художником.

    Творчество как радость

    Муза Айвазовского (извините нам эту высокопарность) — радостна, а не мучительна. «По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению лица, можно было смело сказать, что такой труд — истинное наслаждение» , — это впечатления чиновника Министерства императорского двора, литератора Василия Кривенко, наблюдавшего за тем, как Айвазовский работает.

    Айвазовский, безусловно, видел, что для многих художников их дар — то ли благословенье, то ли проклятье, иные картины пишутся едва ли не кровью, истощая и выматывая своего создателя. Для него же подходить с кистью к холсту всегда было самой большой радостью и счастьем, он обретал особую легкость и всемогущество в своей мастерской. При этом Айвазовский внимательно прислушивался к дельным советам, не отмахивался от замечаний людей, которых ценил и уважал. Хотя не настолько, чтобы поверить, что легкость его кисти есть недостаток.

    Пленэр VS мастерская

    О важности работы с натурой в те годы не твердил только ленивый. Айвазовский же предпочитал с натуры делать мимолетные наброски, а писать в мастерской. «Предпочитал», пожалуй, не совсем то слово, дело не в удобстве, это был его принципиальный выбор. Он считал, что невозможно изобразить с натуры движение стихий, дыхание моря, раскаты грома и сверкание молнии — а именно это его интересовало. Айвазовский обладал феноменальной памятью и своей задачей «на натуре» считал впитывать происходящее. Ощущать и запоминать, для того чтобы, вернувшись в мастерскую, выплеснуть эти ощущения на холст — вот зачем нужна натура. При этом Айвазовский был великолепным копировальщиком. Во время обучения у Максима Воробьева он продемонстрировал это свое умение в полной мере. Но копирование — хоть чьих-то картин, хоть природы — представлялось ему куда меньшим, чем он способен сделать.

    Иван Константинович Айвазовский. Бухта Амальфи в 1842 году. Набросок. 1880-е

    Иван Константинович Айвазовский. Побережье в Амальфи. 105×71 см.

    О стремительной работе Айвазовского и о том, что представляли из себя его наброски с натуры, оставил подробные воспоминания художник Илья Остроухов:

    «С манерой выполнения художественных работ покойным знаменитым художником-маринистом Айвазовским мне пришлось случайно ознакомиться в 1889 году, во время одной из моих заграничных поездок, в Биаррице. Приблизительно в одно и то же время, в какое я прибыл в Биарриц, приехал туда и Айвазовский. Почтенному художнику было уже тогда, как помнится, лет этак за семьдесят… Узнав, что я хорошо знаком с топографией местности, [он] тотчас же потянул меня на прогулку по океанскому берегу. День был бурный, и Айвазовский, очарованный видом океанского прибоя волн, остановился на пляже…

    Не спуская глаз с океана и ландшафта далеких гор, он медленным движением достал свою крохотную записную книжку и нарисовал всего лишь три линии карандашом — очертание далеких гор, линию океана у подошвы этих гор и линию берега от себя. Потом мы пошли с ним дальше. Пройдя около версты, он снова остановился и сделал такой же рисунок из нескольких линий в другом направлении.

    — День пасмурный сегодня, — сказал Айвазовский, — и вы мне, пожалуйста, скажите только, где у вас здесь восходит и заходит солнце.

    Я указал. Айвазовский поставил в книжке несколько точек и спрятал книжку в карман.

    — Теперь пойдемте. Для меня этого достаточно. Завтра я нарисую океанский прибой в Биаррице.

    На другой день действительно были написаны три эффектные картины морского прибоя: в Биаррице: утром, в полдень и при закате солнца…»

    Иван Константинович Айвазовский. Биарриц. 1889, 18×27 см.

    Солнце Айвазовского, или При чем тут импрессионизм

    Армянский художник Мартирос Сарьян заметил, что какую бы грандиозную бурю Айвазовский ни изображал, в верхней части холста всегда сквозь скопление грозовых туч будет пробиваться луч света — иногда явственный, иногда тонкий и едва заметный: «Именно в нем, этом Свете, и заключен смысл всех изображенных Айвазовским бурь».

    Иван Константинович Айвазовский. Буря на Северном море. XX, 202×276 см.

    Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь. 1849, 192×123 см.

    Иван Константинович Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь. 1892, 73×45 см.

    Иван Константинович Айвазовский. Корабль "Императрица Мария" во время шторма. 1892, 224×354 см.

    Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь на Капри. 1841, 26×38 см.

    Если это солнце, то оно осветит самую черную бурю, если лунная дорожка, то заполнит своим мерцанием все полотно. Мы не собираемся называть Айвазовского ни импрессионистом, ни предтечей импрессионизма. Но процитируем слова мецената Алексея Томилова — он критикует картины Айвазовского: «Фигуры пожертвованы до такой степени, что не распознать: на первом плане мужчины это или женщины (…) красуется воздух и вода» . Об импрессионистах мы говорим, что главные герои их картин: цвет и свет, одна из основных задач — передача световоздушной массы. В работах Айвазовского на первом месте — свет, и да, совершенно верно, воздух и вода (в его случае это о небе и море). Всё прочее выстраивается вокруг этого главного.

    Он стремится не просто правдоподобно изобразить, но передать ощущения: солнце должно сиять так, чтобы хотелось зажмуриться, от ветра зритель съёжится, от волны отпрянет в испуге. Последнее, в частности, проделал Репин, когда Айвазовский внезапно распахнул перед ним дверь комнаты, за которой вставал его «Девятый вал».

    Иван Константинович Айвазовский. Девятый вал. 332×221 см.

    Как смотреть на картины Айвазовского

    Художник дал совершенно однозначные рекомендации: следует искать на холсте самую яркую точку, источник света, и, пристально всмотревшись в нее, скользить взглядом по холсту. К примеру, когда его упрекали, что «Лунная ночь» не закончена, от утверждал, что если зритель «обратит главное внимание на луну и постепенно, придерживаясь интересной точки картины, взглянет на прочие части картины мимоходом, и сверх этого, не забывая, что это ночь, которая нас лишает всяких рефлексий, то подобный зритель найдет, что эта картина более окончена, нежели как следует» .

    Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь в Крыму. Гурзуф, 1839, 101×136.5 см.

    Иван Константинович Айвазовский. Взрыв корабляКонстантин Айвазовский не из тех художников, которые теряют вдохновение в процессе и бросают работы неокончеными. Но однажды такое случилось и с ним — он не дописал полотно «Взрыв корабля» (1900). Помешала смерть. Эта неоконченная работа особенно ценна для исследователей его творчества. Она позволяет понять, что художник считал главным на картине, с проработки каких элементов начинал работу. Мы видим, что Айвазовский начал с корабля и пламени взрыва — того, что возьмет зрителя за душу. А детали, по которым зритель будет просто скользить глазами, художник оставил на потом.

    Взрыв корабля. 1900

    Иван Константинович Айвазовский. Лазоревый грот. Неаполь. 1841, 100×74 см.

    Современного зрителя порой обескураживает интенсивный колорит полотен Айвазовского, его яркие, бескомпромиссные краски. Этому есть объяснение. И это вовсе не дурной вкус художника.

    Сегодня на марины Айвазовского мы смотрим в музеях. Часто это провинциальные галереи, с обветшалым интерьером и без специального освещения, которое заменяется просто светом из окна. Но при жизни Айвазовского его картины висели в богатых гостиных и даже во дворцах. Под лепными потолками, на оклеенных роскошными шпалерами стенах, в свете люстр и канделябров. Вполне возможно, художник заботился о том, чтобы его картины не потерялись на фоне пестрых ковров и мебели с позолотой.

    Знатоки говорят, что ночные пейзажи Айвазовского, которые нередко выглядят простовато при скудном естественном освещении или под редкими лампами, оживают, становятся таинственными и благородными, какими их задумывал художник, если смотреть на них при свечах. Особенно те картины, которые Айвазовский при свечах и писал.