«Горе от ума» - одно из самых злободневных произведений русской драматургии, блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни, образец умения писателя в художественно совершенной форме откликнуться на актуальные явления современности. Проблемы, поставленные в «Горе от ума», продолжали волновать русскую общественную мысль и русскую литературу много лет спустя после появления пьесы.

В комедии отражена эпоха, наступившая после 1812 г. В художественных образах она дает яркое представление о русской общественной жизни конца 10-х - начала 20-х гг. XIX в.

На первом плане в «Горе от ума» показана барская Москва. Но в разговорах, репликах персонажей возникает и облик столичного министерского Петербурга, и саратовская глушь, где живет тетка Софьи, и необозримые равнины, «все та же глушь и степь» бескрайних просторов России (ср. лермонтовскую «Родину»), которые представляются воображению Чацкого. В комедии выступают люди самого различного общественного положения: от Фамусова и Хлёстовой - представителей московской дворянской среды - до крепостных слуг. А в обличительных речах Чацкого звучал голос всей передовой России, возникал образ «умного, бодрого» нашего народа (ср. заметку Грибоедова «Загородная поездка», 1826).

«Горе от ума» - плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбах России, о путях обновления, переустройства ее жизни. С этой высокой точки зрения и освещены в комедии важнейшие политические, моральные, культурные проблемы эпохи: вопрос о крепостном праве, о. борьбе с крепостнической реакцией, о взаимоотношении народа и дворянской интеллигенции, о деятельности тайных политических обществ, о воспитании дворянской молодежи, о просвещении и русской национальной культуре, о роли разума и идей в общественной жизни, проблемы долга, чести и достоинства человека и так далее.

Историческое содержание «Горя от ума» раскрывается прежде всего как столкновение и смена двух больших эпох русской жизни - «века нынешнего» и «века минувшего» (в сознании передовых людей того времени историческим рубежом между XVIII и XIX столетиями была Отечественная война 1812 года - пожар Москвы, разгром Наполеона, возвращение армии из заграничных походов).

В комедии показано, что столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим» было выражением борьбы двух общественных лагерей, сложившихся в русском обществе после Отечественной войны,- лагеря феодальной реакции, защитников крепостной старины в лице Фамусова, Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи, облик которой воплощен Грибоедовым в образе Чацкого.

Столкновение прогрессивных сил с феодально-крепостнической реакцией являлось фактом не только русской, но и западноевропейской действительности того времени, отражением социально-политической борьбы в России и в ряде стран Западной Европы. «Общественные лагери, столкнувшиеся в пьесе Грибоедова, были всемирно-историческим явлением,- справедливо замечает М. В. Нечкина.- Они создавались к моменту революционной ситуации и в Италии, и в Испании, и в Португалии, и в Греции, и в Пруссии, и в других европейских странах. Всюду они принимали своеобразные формы... Выражаясь образно, Чацкий в Италии был бы карбонарием, в Испании - «эксальтадо», в Германии - студентом» ". Добавим, что самим фамусовским обществом Чацкий воспринимался сквозь призму всего европейского освободительного движения. Для графини-бабушки он «окаянный вольтерьянец», для княгини Тугоуховской - якобинец. Фамусов с ужасом называет его карбонарием. Как видим, основные этапы освободительного движения на Западе - просветительство XVIII в., якобинская диктатура 1792-1794 гг. и революционное движение 20-х гг.- указаны в комедии весьма точно. Как подлинно великий художник, Грибоедов отразил в «Горе от ума» существенные стороны действительности своего времени, целой большой эпохи всемирно-исторического масштаба и значения. Основным и важным в ту пору и было противоречие и столкновение двух указанных общественных лагерей, борьбу которых Грибоедов раскрывает в ее широких исторических связях как современных, так и прошлых.

В обличительных речах Чацкого и восторженных рассказах Фамусова воссоздан образ восемнадцатого, «минувшего века». Это «век покорности и страха», «век Екатерины» с его «вельможами в случае», с льстецами-придворными, со всей пышностью и развращенными нравами, с безумным мотовством и пирами в «великолепных палатах», с «роскошными забавами» и нищетой крепостных крестьян и с «окаянными вольтерьянцами», о которых со старческим возмущением вспоминает графиня-бабушка.

«Век минувший» и является идеалом барского, фамусовского общества. «И награжденья брать и весело пожить» - в этих словах Молчалина, как и в фамусовском восхищении екатерининским вельможей и богачом Максимом Петровичем, выражен весь идеал фамусовского общества, его грубо эгоистическая философия жизни.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » «Горе от ума» - одно из самых злободневных произведений русской драматургии . И в закладках появилось готовое сочинение.

«Горе от ума». Комедия в четырёх действиях в стихах.

Действие второе

Как и обещал Александр Алексеевич, вернулся он спустя час. И вновь разговор зашёл о Софии. Хозяин дома спросил его, желал бы он на его дочери жениться? Чацкий ответил, что хотел бы посвататься к ней, но что ответит на это сам Павел Афанасьевич? Тот ответил: «Сказал бы я, во-первых, не блажи, именьем, брат, не управляй оплошно, а, главное, поди-ка послужи».

Чацкий ответил: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Павел Афанасьевич упрекнул Александра Андреевича в гордыне и, как пример, рассказывает историю о своём дяде, который много добился именно тем, что служил при дворе императрицы, и падал специально перед нею, дабы её рассмешить. А молодой человек ответил, что раболепство он презирает и оно ему противно. Разразился горячий разговор, в котором Чацкий утверждал и отстаивал своё мнение, что служить надо не лицам, а делу; вольнее дышать, никуда не торопиться и не вписываться в полк шутов; так же не стоило бы «у покровителей зевать в потолок, явиться помолчать, пошаркать, пообедать, поставить стул, подать платок». А в это время, Павел Афанасьевич думает о том, что этот молодой человек, весьма опасная личность, проповедующий вольность и не признающий властей. Фамусов подумал, что таким вот господам, как Чацкий, «строжайше запретить на выстрел подъезжать к столицам». Не выдержав этого спора, хозяин дома, крикнул Александру Андреевичу, что знать его не желает, не потерпит такого разврата, и что этот разговор, немедленно стоит прекратить.

И в этот момент в комнату вошёл Скалозуб. Фамусов очень обходительно его поприветствовал, услужливо предложил присесть, тогда как Чацкий, присел чуть поодаль. Разговор их был наполнен сплетнями и оговорами других людей, темы были недостойными: обсуждали своих родственников и чинов, кто какие звёзды получил и каковы были их перспективы, о светских условностях и об орденах … И вот Скалозуб сообщил, что хотел бы жениться. Фамусов сразу же вставил: «По отцу и сыну честь: будь плохенький, да если наберётся душ тысячки две родовых, - тот и жених». Разговор этот, для Александра стал и вовсе невыносимым. И он сказал, что предрассудки в обществе Москвы, судя по всему, неистребимы. Фамусов в раздражении потребовал, чтобы молодой человек смолк! Павел Афанасьевич представил Скалозубу Чацкого и рассказал гостю, что если бы Александр служил при дворе, то «малый с головой» и мог бы много добиться и чин заслужить. На что Александр Алексеевич ответил, чтобы о нём не переживали и не хвалили, так как ему эти речи неприятны. А Фамусов предупредил молодого человека, что такое рассуждение будет обществом осуждено.

И тут с гневом Чацкий спросил: «А судьи кто?» Лицемерные аристократы с чиновниками, которые враждебно относятся к свободной жизни? Те, кто постоянно пирует? Они расточители, совершают недостойные поступки, считаются образцами в обществе! Старики, которых ставили в пример, могут любого молодого человека высмеять, только потому, что он решил посвятить себя искусству, а не тратить жизнь на завоевание чина. Военные, их мундиры расшиты, а за ними, укрывается нищий рассудок и слабодушие!

Павел Афанасьевич скрылся быстро в кабинете, а вот Скалозуб - вообще не понял о чём ему говорят. В комнату с криками вбегают София и её служанка. София с тревогой смотри в окно. Как оказалось, Молчалин пытался сесть на лошадь и уже вставил в стремя ногу, но лошадь встала на дыбы и Алексей Степанович упал наземь. София так перепугалась за любимого, что ей стало плохо. Лиза с Александром ухаживают за ней: принесли воды и обмахивают опахалом. Но, оказалось, что Алексей упал и просто ушибся, с ним ничего страшного не произошло, и девушка тут же почувствовала себя лучше. Придя в себя, девушка обвинила Чацкого в хладнокровии и бездушии, ведь он не бросился на помощь к Молчалину. Получается, что беда человека для его, всего-то забава! Чацкий быстро понял, что Софии Молчалин нравится, более того - она влюблена!

В комнату вошёл Алексей Степанович, у него перевязана рука. Скалозуб это приметив, тут же стал рассказывать сплетню о неуклюжести княгини Ласовой, которая упала с лошади, потеряла одно ребро и теперь ищет себе мужа, для поддержки. А Чацкий, догадавшийся о любви Софии, не может поддерживать разговор ни с Молчалиным, ни со Скалозубом, он просто откланивается и уходит. Скалозуб, через секунду после ухода Чацкого, обещает зайти в гости вечерком, ушёл в кабинет к Фамусову.

В комнате остаются трое: София и служанка, а так же Молчалин. Лиза предрекает Андрею Степановичу, что Чацкий и Скалозуб поднимут его на смех. Софии всё-равно, что скажут другие, а вот Молчалин в ужасе: «Ах! Злые языки страшнее пистолета». Лиза Софии посоветовала зайти вкабинет к отцу, где сейчас находится Скалозуб с улыбкой и беззаботным лицом, дабы они не заподозрили ничего. Да и с Чацким надо бы быть повеселее, порой рассказывать о своих проказах, чтобы молодой человек был на всё готов, ради неё. София посмотрела на Андрея и поняла, что он согласен со служанкой. Она вытерла слёзы и ушла.

Только из комнаты вышла София, как Молчалин бросился к Лизе и стал говорить, как сильно любит её. А София? Её он любит по должности, ведь он служит у Фамусова. Но, Лиза попросила молодого человека, держать от неё руки подальше. И Андрей Степанович начинает девушку завлекать помадой и духами, перламутровым набором, состоящим из ножниц и игольницы. Но её это не прельщает. Поняв, что девушку подарками он не возьмёт, он уходит. Но перед тем как уйти, просит прийти её к нему в обед - он раскроет ей какую-то тайну.

Анализ комедии

А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Комедия, написанная Александром Сергеевичем Гри-боедовым. К сожалению, нет точных данных о времени возникновения замысла комедии. По некоторым данным, она была задумана в 1816 году, но существуют предполо-жения, что первые мысли о комедии появились у Грибое-дова еще раньше. Закончив произведение в 1824 году, автор приложил немало усилий, чтобы ее напечатать, но это ему не удалось. Не удалось также получить разрешение для постановки «Горя от ума», но это не помешало широкой известности комедии. Она расходилась в списках, ее чита-ли, обсуждали, восхищались ею.

«Горе от ума» стоит у истоков зарождения националь-ной русской литературы, открывая новую эпоху в ее исто-рии — эпоху реализма. Автор отдает дань традициям клас-сицизма (единство действия, места и времени, «значащие» имена, любовная интрига), но пьеса полностью отражает тогдашнюю действительность, характеры ее персонажей многогранны (достаточно вспомнить Фамусова, заигрыва-ющего с Лизой, лебезящего перед Скалозубом, читающего наставления Софье). Комедия написана живым русским языком, острый, полемический диалог ее увлекает, застав-ляет почувствовать напряженность действия. И.А.Гончаров писал в критической статье «Мильон терзаний», что в пьесе изображен длинный период русской жизни, что «в группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, истори-ческий момент и нравы».

Грибоедовская комедия основана на конфликтах: лю-бовном и общественном. Одно с другим оказывается тесно связанным, личная проблематика вытекает из обществен-ной. Грибоедов писал в письме к одному из своих друзей: «...Девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку (не потому, что ум у нас грешных был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного здраво-мыслящего человека); и этот человек, разумеется, в проти-воречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше других...»

Главный герой пьесы, Александр Андреевич Чацкий, после трехлетнего отсутствия вернулся в Москву и сразу же, не заезжая домой, явился в дом Фамусова. Одной из многих причин, побудивших Чацкого покинуть столицу, была одна, которая больше всего тревожила и терзала его сердце — любовь к Софье. Софья — умница, в этом Чацкий был уверен. Еще четырнадцатилетней девочкой она вместе с ним смеялась и над молодящейся тетушкой, и над пре-данностью батюшки Английскому клубу. Если бы в про-шлом не было этого сочувствия, если бы она тогда — три года назад — не разделяла, хоть и полудетски, без доста-точно глубокого понимания, его мнений и мыслей, он, наверное, и не пускался бы в расспросы и воспоминания. Стараясь возобновить разговоры, прерванные три года назад, Чацкий хотел узнать, по-прежнему ли она смеется над тем, что смешно и ему, то есть хотел понять тепереш-ний образ ее мыслей. Если она и теперь его единомышлен-ница, то надежды были не напрасными.

Но Софья недвусмысленно осудила даже самые легкие его насмешки над Москвой. Естественно, что возникло подозрение:

...Нет ли впрямь тут жениха какого?

И самое главное в мучительных поисках Чацкого за-ключалось в том, что критерий ума был для него единст-венным. Скалозуб потому и не вызвал у него больших подозрений, что умная Софья не могла полюбить такого глупца. По тем же причинам он долго не верил в ее любовь к Молчалину. Даже на минуту он не хотел допустить, что умная Софья может искренне хвалить возлюбленного за лакейскую покорность и угодливость.

Грибоедов-реалист превосходно понимал, что характер человека складывается под воздействием условий жизни — в широком смысле этого слова — и прежде всего под влиянием непосредственного окружения: родственных связей, воспитания, бытовых обычаев, традиционных взглядов, мнений, предрассудков и т.д. Понять человека можно только тогда, когда знаешь его среду. Поэтому автор достаточно подробно знакомит нас со средой, в которой Софья сформировалась как личность в отсутствие Чацкого.

Более всего характеризует это общество Фамусов, отец Софьи. Павел Афанасьевич Фамусов — типичный москов-ский барин начала позапрошлого века с характерной смесью самодурства и патриархальности. Он привык быть бари-ном, он очень уверен в себе и любит себя. Он занимает большой служебный пост, но к службе тоже относится по-барски, не отягощает себя ею. Его политические идеалы сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося: ему хорошо живется, и он не хочет никаких перемен. Идеал человека для Фамусова тот, кто сделал выгодную карьеру, неважно какими средствами. Раболепие и подлость для него тоже хороший путь, если он приводит к желаемому результату. Фамусов — зло не отвлеченное, а конкретное, живое. В его реальность веришь — и потому оно особенно пугает.

Фамусову нравится полковник Скалозуб Сергей Сер-геевич. Он сравнительно молод, но завтра непременно станет генералом; он надежный защитник старины. Скало-зуб — шумный, затянутый в мундир, озабоченный военны-ми упражнениями и танцами типичный аракчеевский офи-цер, тупой и бездумный, противник всякой свободной мысли и просвещения.

К фамусовскому обществу принадлежит и Алексей Степанович Молчалин, более того, он прямое его порож-дение. С первого же появления он кажется совершенным ничтожеством: боится произнести лишнее слово, охотно угодничает перед всеми, не смеет иметь своего мнения, своим главным талантом считает «умеренность и аккурат-ность». Эти свойства обеспечивают его настоящие и буду-щие успехи в фамусовском мире.

Фамусовское общество представлено не только основ-ными героями пьесы, но и эпизодическими.

Старуха Хлестова — важная московская барыня, гру-боватая, властная, привыкшая не сдерживаться в словах. Она даже в отношении Фамусова не может не показать своей властности. И в то же время она очень похожа на Фамусова: и постоянным желанием повелевать людьми, и преданностью старым, отжившим устоям и порядкам.

Антон Антонович Загорецкий — необходимый спут-ник Фамусовых и хлестовых. Он всегда готов предложить свои услуги, при этом его сомнительные нравственные качества не смущают хозяев общества. Хлестова говорит о нем:

Лгунишка он, картежник, вор...

Я от него было и двери на запор;

Да мастер услужить...

Говоря о Загорецком, Хлестова характеризует и себя, показывает нравственный уровень и свой, и своего круга. Того круга, которому противостоит Чацкий.

Чацкий — вольнолюбив, его идеалы — идеалы Про-свещения, он видит свой долг и жизненное призвание в служении Родине. Порядки, существующие в России, воз-мущают его, он с гневом обличает «негодяев знатных» — крепостников, душащих все новое, угнетающих собствен-ный парод. Он истинный патриот, ему непонятно существующее в высшем свете преклонение перед всем иностран-ным. Чацкий воплотил в себе лучшие черты прогрессивной молодежи начала XIX века, его отличает острый, живой ум. Показывая конфликты героя и окружающего его общества, автор раскрывает содержание главного конфликта эпохи: столкновение «века нынешнего и века минувшего», не желающего сдавать свои позиции. Позиции «века минув-шего» еще сильны: его представители формируют общест-венное мнение, мнение света, имеющего огромное значе-ние в жизни любого. Им ничего не стоит объявить человека сумасшедшим, тем самым сделав его для себя безопасным: безумие объясняет дерзкие речи Чацкого, его «странное» поведение. Но Чацкого удерживает в доме Фамусова Софья, ее участь, ее отношение к нему.

Надо было увидеть ночное свидание, собственными ушами услышать, что сплетню о сумасшествии выдумала и пустила в оборот именно Софья, чтобы понять, наконец, что она давно сделала свой выбор — выбор между ним и Молчалиным, между высокими идеалами человечности и моралью фамусовской Москвы. Может быть, она и не захочет помириться с Молчалиным, но Чацкий для нее потерян навсегда. Теперь ей осталось вместе с батюшкой ждать со страхом, «что станет говорить княгиня Марья Алексеевна».

В комедии «век минувший» побеждает, но повержен ли Чацкий? «Чацкий сломлен количеством старой силы», — пишет И.А.Гончаров в статье «Мильон терзаний». По вы-ражению Гончарова, Чацкий — «провозвестник», «за-стрельщик» нового и потому - «всегда жертва». «Чацкий неизбежен при смене одного века другим», — приходит к выводу писатель.

В этих словах и заключается вечный, общечеловечес-кий смысл пьесы Грибоедова. Борьба старого и нового будет продолжаться всегда. Автор с непревзойденной силой убедительности показал, что сила старого ущербная, сле-пая.

Огромное количество цитат из «Горя от ума» стали поговорками, крылатыми фразами, прочно заняв место в русском языке, тем самым обеспечив комедии бессмертие, так же, как и ее автору, Александру Сергеевичу Грибоедову. «Горе от ума» — до сих пор неразгаданное и, может быть, величайшее творение всей нашей литературы...» (А. Блок).


Проблемы, поставленные в комедии продолжали волновать русскую общественную мысль и литературу много лет спустя после появления ее на свет. “ Горе от ума ” - плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбе России, о путях обновления, переустройства ее жизни. С этой точки зрения и освещены в комедии важнейшие политические, моральные и культурные проблемы эпохи. Содержание комедии раскрывается как столкновение и смена двух эпох русской жизни - века “ нынешнего ” и века “ минувшего ” . Границей между ними, на мой взгляд, является война 1812 года - пожар Москвы, разгром Наполеона, возвращение армии из заграничных походов. После Отечественной войны в русском обществе сложились два общественных лагеря. Это лагерь феодальной реакции в лице Фамусова, Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи в лице Чацкого. В комедии ясно показано, что столкновение веков было выражением борьбы этих двух лагерей. В восторженных рассказах Фвмусова и обличительных речах Чацкого автор создает образ 18го, “ минувшего ” века. Век “ минувший ” и является идеалом фамусовского общества, ведь Фамусов - убежденный крепостник. Он готов из - за любого пустяка сослать в Сибирь своих крестьян, ненавидит просвещение, пресмыкается перед начальством, выслуживаясь как может для получения нового чина. Он преклоняется перед дядей, который “ на золоте едал ” , служил при дворе самой Екатерины, ходил “ весь в орденах ” . Разумеется, что свои многочисленные чины и награды он получил не верной службой отечеству, а выслуживаясь перед императрицей. И этой гнусности он старательно учит молодежь: Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя. Фамусов хвастается как собственным полупросвещением, так и всего сословия, к которому он принадлежит; хвастая тем, что московские девицы “ верхние выводят нотки ” ; что дверь у него отперта для всех, как званых, так и незваных, “ особенно из иностранных ” . В следующей “ оде ” Фвмусова - хвала барству, гимн раболепной и корыстной Москве: Вот например, у нас уж исстари ведется, Что по отцу и сыну честь: Будь плохонький, да если наберется Душ тысячки две родовых - тот и жених! Приезд Чацкого встревожил Фамусова: от него жди только неприятностей. Фамусов обращается к календарю. Это для него священнодействие. Принявшись за перечисление грядущих дел, он приходит в благодушное настроение. В самом деле, предстоит обед с форелями, погребение богатого и почтенного Кузьмы Петровича, крестины у докторши. Вот она, жизнь русского дворянства: сон, еда, развлечения, опять еда и снова сон. Рядом с Фамусовым в комедии стоит Скалозуб - “ и золотой мешок и метит в генералы ” Полковник Скалозуб типичный представитель аракчеевской армейской среды. На первый взгляд, его образ карикатурен. Но это не так: исторически он вполне правдив. Как и Фамусов, полковник руководствуется в своей жизни философией и идеалами века “ минувшего ” , но в более грубой форме. Цель своей жизни он видит не в службе отечеству, а в достижении чинов и наград, которые для военного, по его мнению, более доступны: Довольно счастлив я в товарищах моих, Вакансии как раз открыты: То старых выключат иных, Другие, смотришь, перебиты. Чацкий характеризует Скалозуба так: Хрипун, удавленник, фагот, Созвездие маневров и мазурки. Свою карьеру Скалозуб начал делать с того момента, когда герои 1812 года стали заменяться тупыми и рабски преданными самодержавию солдафонами во главе с Аракчеевым. На мой взгляд, Фамусову и Скалозубу в описании барской Москвы принадлежит первое место. Люди Фамусовского круга - эгоисты и корыстолюбцы. Все свое время они проводят в светских развлечениях, пошлых интригах и глупых сплетнях. Это особое общество имеет свою идеологию, свой быт, взгляды на жизнь. Они уверены, что нет другого идеала, кроме богатства, власти и всеобщего уважения. “ Ведь только здесь еще и дорожат дворянством ” , - говорит Фамусов о барской Москве. Грибоедов разоблачает реакционность крепостнического общества и этим показывает, куда ведет Россию господство фамусовых. Свои разоблачения, он вкладывает в монологи Чацкого, который обладает острым умом, быстро определяет суть предмета. Для друзей и для врагов, Чацкий был не просто умным, а “ вольнодумцем ” , принадлежащим к передовому кругу людей. Думы, волновавшие его, тревожили умы всей прогрессивной молодежи того времени. В Петербург Чацкий попадает тогда, когда том зарождается движение “ либералистов ” . В этой обстановке, по - моему складываются взгляды и стремления Чацкого. Он хорошо знает литературу. До Фамусова дошли слухи, что Чацкий “ славно пишет, переводит ” . Такое увлечение литературой было характерно для свободомыслящей дворянской молодежи. Вместе с тем Чацкого увлекает и общественная деятельность: мы узнаем про его связь с министрами. Полагаю, он успел побывать даже в деревне, ведь Фамусов утверждает, что он там “ наблажил ” . Можно предположить, что эта блажь означала хорошее отношение к крестьянам, возможно, кое - какие хозяйственные реформы. Эти высокие стремления Чацкого являются выражением его патриотических чувств, вражды к барским нравам и крепостному праву в целом. Думаю, не ошибусь, предположив, что Грибоедов впервые в русской литературе раскрыл национально - исторические истоки русского освободительного движения 20х годов 19 века, обстоятельства формирования декабризма. Именно декабристское понимание чести и долга, общественной роли человека противопоставлены рабской морали фамусовых. “ Служить бы рад, прислуживаться тошно ” , - заявляет Чацкий подобно Грибоедову. Так же, как и Грибоедов, Чацкий является гуманистом, защищает свободы и независимость личности. Крепостническую основу он резко разоблачает в гневной речи “ о судьях ” . Здесь Чацкий обличает ненавистный ему крепостной строй. Он высоко оценивает русский народ, говорит о его уме, свободолюбии, и это, на мой взгляд, тоже перекликается с идеологией декабристов. Мне кажется, что в комедии есть идея самостоятельности русского народа. Низкопоклонство перед всем иностранным, французское воспитание, обычное для дворянской среды, вызывают резкий протест Чацкого: Я одаль воссылал желанья Смиренные, однако вслух, Чтоб истребил господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья; Чтоб искру заронил он в ком - нибудь с душой; Кто мог бы словом и примером Нас удержать как крепкою вожжой, От жалкой тошноты по стороне чужой. Очевидно, что Чацкий в комедии не одинок. Он выступает от имени всего поколения. Возникает закономерный вопрос: кого же имел в виду герой под словом “ мы ” ? Вероятно, молодое поколение, идущее другим путем. То, что Чацкий не одинок в своих взглядах, понимает и Фамусов. “ Нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений! ” - восклицает он. У Чацкого преобладает оптимистическое представление о характере современной ему жизни. Он верит в наступление новой эры. Чацкий с удовлетворением говорит Фамусову: Как посравнить да посмотреть Век нынешний и век минувший: Свежо предание, а верится с трудом. Еще совсем недавно “ прямой был век покорности и страха ” . Нынче пробуждается чувство личного достоинства. Не все хотят прислуживаться, не каждый ищет покровителей. Возникает общественное мнение. Чацкому кажется, что наступило время, когда можно изменить и исправить сложившиеся крепостнические порядки путем развития передового общественного мнения, появления новых гуманных идей. Борьба против фамусовых в комедии не завершилась, потому что и в реальной действительности она только началась. Декабристы и Чацкий были представителями первого этапа русского освободительного движения. Очень верно заметил Гончаров: “ Чацкий неизбежен при смене одного века другим. . Чацкие живут и не переводятся в русском обществе, где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым. ”

«Горе от ума» Грибоедова занимает особое место. Живые образы этой , рассказывая о далеком Алл С о ч. Р У прошлом, волнуют и современного читателя. Основной конфликт комедии - борьба «века минувшего» с «веком нынешним» - близок нам до сих пор. В центре изображения - барская Москва, но в репликах, разговорах грибоедовских персонажей возникает перед нами и облик столичного Петербурга, и саратовская глушь, куда Фамусов грозит услать Софью, словом, необозримые просторы России. В комедии представлены все слои русского общества начала XIX века: от Фамусова и Хлестовой, представителей московской знати, до крепостных слуг. А в обличительных речах Чацкого звучит голос будущих декабристов. В комедии показано, что столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим» было выражением борьбы двух общественных лагерей, сложившихся в России после Отечественной 1812 года, - защитников крепостной старины и передовой дворянской молодежи.

В обличительных речах Чацкого и в восторженных рассказах Фамусова воссоздан облик века Екатерины. Это «век покорности и страха», с вельможами «в случае», с придворными льстецами, с безумным мотовством и пирами в великолепных палатах. Этот «минувший век» и является идеалом фамусов-ского общества. «И награжденья брать и весело пожить» - в этих словах Молчалина, как и в восхищении Фамусова вельможей Максимом Петровичем, выражены идеалы фамусовского общества. Мир Фамусовых состоит не только из крепостников - тузов, но и из прислуживающих им подхалимов - чиновников, таких, как Молчалин.

Молчалин стал символом и лакейства. Совершая подлый поступок, он даже не понимает, что это подлость. Он совершенно искренне недоумевает, как это в маленьких чинах «можно сметь свое суждение иметь».

Разоблачая идеалы «века минувшего», Грибоедов хотел показать, куда ведет русское общество господство скалозубов, Фамусовых и им подобных. Непримиримая вражда защитников крепостнических устоев к культуре и просвещению вела к отсталости России, к процветанию невежества, взяточничества, добровольного холопства. Врагам свободомыслия и просвещения противопоставлен в комедии Чацкий. В глазах современников и последующих поколений этот чаще всего связывается с декабристами.

Рабской морали Фамусовых и Молчалиных Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека. Свободный и самостоятельный образ мыслей вместо преклонения перед «мнениями чужими», независимость и гордое достоинство вместо низкопоклонства и лести, служение не лицам, а делу во имя блага Родины - таковы моральные принципы Чацкого. Он страстный защитник просвещения и верит в его силу, в силу слова.

Чацкий наносит страшный удар своими обличениями Фамусовым и Молчалиным. Их спокойное и беспечное существование нарушено, их разоблачили, их идеалы осудили. В ответ фамусов-ское общество мстит Чацкому, распуская сплетню о его сумасшествии. Основной смысл комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» заключается в том, что в ней изображается личная главного как общественная драма целого поколения людей эпохи декабризма. Чацкий представляет в московском обществе его лучшую, передовую часть, он высказывает идеи передовых людей своего времени.

Он борется со всем мерзким и бесчеловечным за хорошее, достойное, честное. Но в фамусовском обществе всякая независимая мысль, искреннее благородное чувство обречены на гонения. О дальнейшей судьбе гри-боедовского героя Герцен писал, что он шел прямой дорогой на каторгу, т. е. разделил судьбу декабристов. Изменилась эпоха, ушли в прошлое герои комедии, но многое из того, о чем они волновались и спорили, до сих пор волнует нас. Понимать