ИЛИ ОБЫЧНОЙ ПОЧТОЙ: 127994, МОСКВА,

УЛ. ТВЕРСКАЯ, 18, К. 1, РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ "ИЗВЕСТИЯ"

Читатель - автору

О чем шумите вы, народные витии?

Заместитель председателя комитета по международным делам Госдумы Н. Нарочницкая ("Основа для исторической перспективы России", 15.02.2006) утверждает, что Запад оттесняет нас на "северо-восток Евразии", инспирируя "ботанические революции" по периметру границ России. "Недостающим элементом мозаики" пока еще остается Белоруссия. При этом мысль, что Западу нас с белорусским батькой надо бы оставить в покое, подкрепляется строчками Пушкина из "Клеветникам России". Но профессор Н. Нарочницкая делает досадную ошибку. У нее Пушкин пишет: "Оставьте нас! Вы не писали сии кровавые скрижали..." У Пушкина же - "Вы не читали". Искажение - симптоматично. Госпожа Нарочницкая, похоже, считает, что нашу историю кто-то пишет за нас, навязывая интриги, заговоры... Но мы сами - творцы своей жизни и истории. Остальные лишь наблюдают и читают ее, нередко с ужасом и непониманием.

Марина Лелюшкина, филолог, Москва, [email protected]

Статистика знает все?

В прошлом году мне довелось сказать в письме в "Известия" ("Правительственная липа", 09.08.2005) о том, как причудливо считает инфляцию наше правительство: на встрече Германа Грефа с президентом министр уверял, что, несмотря на то что за четыре первых месяца 2005 года инфляция составила 6,7%, правительству удастся удержать ее в рамках 10%. Предсказание не сбылось, но не в этом суть. Берем "Известия" от 08.02.2006. В материале "Инфляция выполнила треть годового плана" приведены помесячные индексы инфляции за 2005 год. Данные Росстата. Согласно этим цифрам, инфляция за первые четыре месяца 2005 года составляла 5,8%. Вопрос, кому верить, считаю чисто риторическим. При таких статистиках и таких расчетах правительство может говорить все что угодно...

Юрий Сабанцев, инженер, Санкт-Петербург, [email protected]

Продолжение темы: "Дедовщина в армии"

Об армии не понаслышке


Явление, называемое "дедовщина", возникло еще в позднесоветский период как неформальная, негласная система взаимоотношений в воинских коллективах. Как омерзительный, но реальный механизм поддержания порядка. Как следствие постепенного лишения сержантов и офицеров реальных рычагов управления подчиненными. Но демократия в обществе не должна вести к одновременной "расслабухе" в войсках! Вспомните, чем закончился выход приказа № 1 в дни Февральской революции. Гибелью государства!

Для искоренения "дедовщины" необходимо вернуть в устав положение о "нарядах на работы" и вручить его сержантам и старшинам. Законодательно создать унтер-офицерскому корпусу, даже в условиях призыва, такие льготы и привилегии, чтобы получение лычек стало мечтой любого рядового. Отменить узаконенные отпуска срочникам! Только за заслуги. Вернуть гауптвахту - реальную меру воздействия на нерадивых и нарушителей уставов. При каждом выявленном случае неуставного насилия судить виновников показательными судами в подразделениях, где случай произошел! Считать каждый выявленный и доведенный до суда подобный случай достижением, а не недостатком работы командиров. Поощрять таких начальников, а не препятствовать им в карьере. Все! Не нужна ни военная полиция, ни поголовный перевод на контракт младших командиров. Мы сами удивимся тому, как быстро произойдет оздоровление армейской жизни.

Николай Васильев, военный пенсионер, [email protected]

Читатель - газете

Когда-то мы готовили рейхсвер...


Сейчас обсуждается вопрос о разделении изотопов урана в России совместно с Ираном. Это означает, что граждане Ирана смогут в той или иной форме обучиться технологии, получить необходимую квалификацию. Иран таким образом подготовит кадры. Может быть, есть смысл вспомнить 1920-е? На территории СССР тогда обучались будущие генералы вермахта. С плодами этого обучения мы познакомились в 1941 году. В 50-е мы обучали ядерной физике китайцев и северных корейцев. Сейчас хорошо видно, что они времени зря не теряли, подготовлены неплохо. Конечно, нашей власти, электорату хочется как-то насолить Западу. Но не стоит забывать, чем это может обернуться.

Марат Гурьев, кандидат химических наук, Москва,

Пушкин - Чаадаеву

Автор отмечает отсталость России и высказывает мнение, что это объясняется прежде всего своеобразием национальных форм жизни, которые он выводит из православия, противопоставляя православие католичеству, которое, по его мнению, породило творческую и созидательную европейскую цивилизацию. В России же догматизм православия наложил отпечаток и на социальную, и на политическую жизнь страны, и на характер народа.

(Впоследствии он отказался от этой мысли, признал преувеличение "в этом обвинительном акте, предъявленном великому народу").

Выступление Чаадаева обострило идейные споры в среде дворянской

интеллигенции.

В ходе полемики сложились два течения русской общественно-политической мысли - славянофилы и западники.

И вот ответ Пушкина Чаадаеву

«…Что касается мыслей, то вы знаете, что я далеко не во всем согласен с вами. Нет сомнения, что Схизма отъединила нас от остальной Европы и что мы не принимали участия ни в одном из великих событий, которые ее потрясали, но у нас было свое особое предназначение.

Это Россия, это ее необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена. Для достижения этой цели мы должны были вести совершенно особое существование, которое, оставив нас христианами, сделало нас, однако, совершенно чуждыми христианскому миру, так что нашим мученичеством энергичное развитие католической Европы было избавлено от всяких помех.

Вы говорите, что источник, откуда мы черпали христианство, был нечист, что Византия была достойна презрения и презираема и т. п. Ах, мой друг, разве сам Иисус Христос не родился евреем и разве Иерусалим не был притчею во языцех? Евангелие от этого разве менее изумительно? У греков мы взяли Евангелие и предания, но не дух ребяческой мелочности и словопрений.

Нравы Византии никогда не были нравами Киева. Наше духовенство, до Феофана, было достойно уважения, оно никогда не пятнало себя низостями папизма и, конечно, никогда не вызвало бы реформации в тот момент, когда человечество больше всего нуждалось в единстве.

…Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться. Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы — разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности?

Пробуждение России, развитие ее могущества, ее движение к единству (к русскому единству, разумеется), оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, — как, неужели все это не история, а лишь бледный и полузабытый сон?
А Петр Великий, который один есть целая всемирная история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привел вас в Париж?

Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератор — я раздражен, как человек с предрассудками — я оскорблен, — [я] но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал.

Вышло предлинное письмо. Поспорив с вами, я должен вам сказать, что многое в вашем послании глубоко верно.

Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь — грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству — поистине могут привести в отчаяние….»

(Отрывки взяты из o-as-pushkina/

****
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.
Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага -
И ненавидите вы нас...
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?
Вы грозны на словах - попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..
Так высылайте ж нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.
___________
Клеветникам России. Стихи обращены к депутатам французской палаты и к французским журналистам, демонстративно выражавшим сочувствие польскому восстанию и призывавшим к вооруженному вмешательству в русско-польские военные действия. «Озлобленная Европа нападает покамест на Россию не оружием, но ежедневной, бешеной клеветою. - Конституционные правительства хотят мира, а молодые поколения, волнуемые журналами, требуют войны» (черновой текст письма к Бенкендорфу, написанный около 21 июля 1831 г. - подлинник на французском языке; см. Акад. изд. Собр. соч. Пушкина, т. XIV, стр. 183). (Ср. письмо от 10 ноября 1836 г. к Н. Б. Голицыну - т. 10.)
В автографе стихотворения был эпиграф: «Vox et praetera nihil» - звук и больше ничего (лат.)
Народные витии - члены французской палаты депутатов - Лафайет, Моген и др.
Сии кровавые скрижали - многовековая борьба украинского казачества и крестьянства с шляхетской Польшей, а также польская интервенция 1610-1611 гг., когда польские войска были в Москве и горел Кремль.
Прага - древнее варшавское предместье на правом берегу Вислы - связана с событиями 1794 г., когда Варшава была взята Суворовым.
...на развалинах пылающей Москвы // Мы не признали наглой воли // Того, под кем дрожали вы - то есть Наполеона.
Измаильский штык - намек на взятие турецкой крепости Измаил войсками Суворова в 1790 г.
Оставьте: это спор славян между собою... ср. письмо к Вяземскому от 1 июня 1831 г.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.09.2014. У гробницы Виргилия. Иван Бунин
  • 25.09.2014. Иван Бунин. Сказка о Козе
  • 11.09.2014. А. С. Пушкин. Клеветникам России 1831 год
  • 07.09.2014. Губанов. Была б жива Цветаева...

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Борис Валентинович Щербаков (1916-1995) Пушкин над озером в вечерний час. 1978 г

Сегодня уже можно вполне обоснованно утверждать, что вера является не только движущей силой России, но и ее защитой на духовном уровне. Именно поэтому эта страна по-прежнему остается загадкой для многих.

Безропотная и кроткая, она в состоянии дать отпор любому, кто посягнет на ее достоинство, и это наиболее ярко проиллюстрировано в известном стихотворении Александра Пушкина «Клеветникам России», которое спустя два века не утратило своей актуальности и может по праву считаться литературным символом страны.

О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.

Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;

Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага -
И ненавидите вы нас…
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?

Вы грозны на словах - попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..

Так высылайте ж нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.

О стихотворении

Клеветникам России. Стихи обращены к депутатам французской палаты и к французским журналистам, демонстративно выражавшим сочувствие польскому восстанию и призывавшим к вооруженному вмешательству в русско-польские военные действия. «Озлобленная Европа нападает покамест на Россию не оружием, но ежедневной, бешеной клеветою. - Конституционные правительства хотят мира, а молодые поколения, волнуемые журналами, требуют войны» (черновой текст письма к Бенкендорфу, написанный около 21 июля 1831 г. - подлинник на французском языке; см. Акад. изд. Собр. соч. Пушкина, т. XIV, стр. 183). (Ср. письмо от 10 ноября 1836 г. к Н. Б. Голицыну - т. 10.)

В автографе стихотворения был эпиграф: «Vox et praetera nihil» — звук и больше ничего (лат.)

Народные витии - члены французской палаты депутатов - Лафайет, Моген и др.

Сии кровавые скрижали - многовековая борьба украинского казачества и крестьянства с шляхетской Польшей, а также польская интервенция 1610-1611 гг., когда польские войска были в Москве и горел Кремль.

Прага - древнее варшавское предместье на правом берегу Вислы - связана с событиями 1794 г., когда Варшава была взята Суворовым.

…на развалинах пылающей Москвы // Мы не признали наглой воли // Того, под кем дрожали вы - то есть Наполеона.

Измаильский штык - намек на взятие турецкой крепости Измаил войсками Суворова в 1790 г.