Сцена дуэли Онегина с Ленским - центральный эпизод романа Пушкина. В стройной «зеркальной» композиции сюжета эта сцена является своеобразным «водоразделом». В первой его части мы видим Онегина в Петербурге, затем герой переезжает в деревню, где знакомится с Татьяной, которая влюбляется в него, пишет письмо, после чего происходит сцена объяснения Онегина с Татьяной в саду. Затем следует сцена именин Татьяны и дуэли Онегина с Ленским, смерть которого круто меняет судьбы всех основных героев. Это сюжетный центр романа, после которого опорные эпизоды первой части повторяются как бы в зеркальном отражении. Теперь Татьяна совершает переезд, но из деревни в Москву, затем в Петербурге она вновь встречается с Онегиным, будучи уже замужней дамой, и тогда Онегин влюбляется в нее, пишет письмо, после чего следует сцена объяснения, в которой, в свою очередь, отповедь герою дает уже Татьяна. «Но я другому отдана; / Я буду век ему верна», - так завершается эта последняя встреча героев, а с ней и весь роман.

Сцена дуэли подготовлена всей логикой развития сюжета и характеров героев. Они разные - «волна и камень», «лед и пламень», но в то же время в чем-то схожи. Оба они романтики, но разных типов. Онегин - эгоист и скептик, скучающий и разочарованный в жизни. Ленский наивен и пылок, он не знает настоящей жизни - и не хочет видеть реальность. Поддавшись на уговоры Ленского, Онегин попадает на именины Татьяны, где собрались его докучливые соседи, и решил отомстить за это молодому другу, пригласив на танец его невесту Ольгу. А тот, не разобравшись ни в чем, вызывает Онегина на дуэль. Реальной причины для дуэли нет, но романтик Ленский придумывает «коварного обольстителя», даже уверившись в неизменности чувств к нему самой Ольги. А романтик Онегин равнодушно принимает вызов, хотя слегка корит себя за то, что вынужден соответствовать требованиям «общественного мненья», несмотря на то, что презирает его. Гордость не позволяет ему нарушить законы чести и прослыть трусом. Ведь секундант Ленского Зарецкий быстро разнесет скандальную сплетню о заносчивом соседе. Бретеру Зарецкому так хочется благодаря этой пикантной истории внести в скучную деревенскую жизнь какое-то разнообразие, что он, «в дуэлях классик и педант», не обращает никакого внимание на явное нарушение дуэльных правил: опоздание Онегина, отсутствие у него настоящего секунданта (вместо него присутствует лакей). Зарецкий даже не предлагает бывшим друзьям примириться, как положено по дуэльному кодексу. Онегин стреляет первым и убивает юного поэта. Дуэль закончена, а цена этой нелепой во всех отношениях истории - человеческая жизнь. Размышляя о том, что могло бы ждать Ленского, останься он жив, автор описывает два пути: возможно, он стал бы великим человеком, а может быть, превратился в обыкновенного обывателя. Смерть Ленского позволила автору оставить обе эти возможности развития данного типа личности. Для Онегина дуэль, приведшая к убийству его молодого друга, - поворотный момент в жизни. Недаром автор в лирическом отступлении, после описания дуэли, рассуждает о том, какие чувства может испытать человек в подобной ситуации. Действительно, Онегин «сражен», он «с содроганьем» слышит слово: «Убит!». Теперь нет ему покоя, он бежит из мест, «где окровавленная тень / Ему являлась каждый день». Во время странствий Онегин многое передумал, он изменился и открыл в себе способность к любви, казалось, навсегда утраченную. Но цена, заплаченная за это, безмерно велика. В романе нет окончательного решения судьбы Онегина, обрести счастье в любви ему не дано. И, возможно, причина тому кроется не толь–ко в характере Онегина - «лишнего человека», - но и в самой этой страшной истории дуэли. Ведь искупить грех убийства можно только раскаяньем и страданием.

– самый трагичный эпизод романа «Евгений Онегин». Особый драматизм сложившейся ситуации придает тот факт, что молодые люди были лучшими друзьями. Желчный , неохотно подпускавший к себе людей, тем не менее охотно проводил с Ленским время. Что же послужило причиной дуэли и какие события ей предшествовали?

Первым тревожным звоночком в романе становится , в котором она видит смерть Ленского от руки Онегина. Проснувшись, она пытается отыскать в книге значение сна, но сонник не дает ей ответа. Однако для очевидно, что страшное и зловещее видение не сулит ничего хорошего.

Наутро в доме Лариных собираются гости. Приезжают также и Ленский с Онегиным. Последнего сажают за столом напротив Татьяны, что приводит ее в ужасное смущение. Она краснеет, едва слышит обращенные к ней слова гостей, и только большим усилием воли сдерживает слезы. От Онегина смятение Татьяны не укрывается, но оно только раздражает и смущает его самого:

Чудак, попав на пир огромный,
Уж был сердит. Но девы томной
Заметя трепетный порыв,
С досады взоры опустив,

Надулся он…

Евгений зол на друга за то, что привез его к Лариным, и решает отомстить и рассердить его самого. Как только начались танцы, Евгений сразу же приглашает , всем своим поведением надеясь взбесить друга:

Ведет ее, скользя небрежно,
И, наклонясь, ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал,
И руку жмет…

Ленский не может поверить своим глазам: Ольга, его невеста, танцует с его лучшим другом! Едва дождавшись конца танца, он сам приглашает ее – но она уже обещала Онегину. В негодовании Ленский покидает бал и позже передает бывшему другу записку с вызовом. Онегин отвечает согласием, однако позже корит себя за поведение на балу и по здравом размышлении приходит к выводу, что вел себя недостойно и глупо. Но теперь уже поздно что-то менять.

Ольга же, будучи ветреной и увлеченной собой девушкой, даже не понимает, какую боль причиняет своему жениху, позволяя Онегину ухаживать за собой. Ей приятно его внимание, и ревности Ленского она не замечает. Когда поэт решает увидеться с Ольгой перед дуэлью, она встречает его как ни в чем не бывало, будто на балу ничего не произошло – и сама она искренне так считает. Ленский, думая ее смутить своим появлением, удивлен и растерян. Он готов простить возлюбленную, но не меняет решения стреляться с обидчиком:

Он мыслит: «Буду ей спаситель.
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вздохов и похвал
Младое сердце искушал…

Попытки Онегина сорвать дуэль ни к чему не приводят. Он нарочно опаздывает – из-за этого дуэль по правилам можно было перенести; берет в секунданты своего слугу – это тоже было нарушением. Но Ленский настроен решительно, и не придает значения этим нюансам.

Итак, смерть Ленского становится причиной его слепой ревности, жестокости его лучшего друга и ветрености его невесты. Возможно, дуэли и можно было бы избежать, но горячность и гордость обоих героев не позволили им отказаться от задуманного.

­Дуэль Ленского и Онегина

На протяжении всего действия романа «Евгений Онегин» две фигуры полностью занимают поле читательского внимания.­ Онегин - убежденный скептик, который не ждет от жизни ничего хорошего и не ищет любви, и Ленский - молодой мечтатель, который видит во всем высшее предназначение и верит в возможность счастья. Автор так умело описал переплетение судеб этих двух героев, что до конца произведения их дружба и последующая вражда остаются главной интригой.

Пушкин проверяет своих героев разными способами. В неспешных беседах они высказывают свое мнение по поводу многих жизненных вопросов. Несмотря на очевидную разницу в возрасте и в характерах, Онегин относится к Ленскому как к другу. Ленский - это представитель дворянской молодежи, юный и неопытный. Он не видит разницу между вымыслом и реальностью, а Онегин в свои двадцать-шесть многое повидал, ничему не удивлялся и все предавал сомнению.

Когда Владимир нежно, отчаянно влюбился в Ольгу , Евгений смог разглядеть в его порыве поспешность и неопытность. Его оценка Ольги была довольно сурова, так как он лучше разбирался в противоположном поле. Онегин сразу заметил, что ее старшая сестра гораздо интересней, надежней и искренней. Татьяна покорила героя своей открытостью и незаурядностью. В то же время Ленский настолько увлекся Ольгой, что решился вызвать друга на дуэль. Всему виной стали его чрезмерная увлеченность и циничность Онегина.

На званом вечере у Лариных, Евгений от скуки решил подшутить над возвышенными чувствами своего друга. К тому же, он чувствовал явное волнение Татьяны от его присутствия и, чтобы как-то разрядить обстановку он стал любезничать с Ольгой и приглашать ее на каждый танец. Такое поведение вызвало бурю негодования в душе романтичного Ленского, который был уверен, что любим. На следующее утро он отправил другу записку с вызовов на дуэль.

Этот эпизод, пожалуй, самое грустное, что произошло в романе. Перед дуэлью Татьяна видела пророческий сон, толкование которому так и не смогла найти. Но вот он и стал сбываться. Онегин принял этот вызов холодно и с чувством достоинства. В душе он, конечно, был собой недоволен, так как понимал, что не нужно было так шутить над чувствами друга. Молодые люди не стали раскрывать детали своей размолвки, чтобы дуэль не сорвалась. В назначенный день, в назначенный час они явились к мельнице.

Вечер перед дуэлью Ленский посвятил написанию прощальных стихов, которые слагал в лирическом жару. Онегин проспал и опоздал на встречу, чем разозлил секунданта Зарецкого. Со своей стороны он привел Гильо. Словно в страшном сне бывшие еще вчера хорошими друзьями Евгений и Владимир не захотели идти против светских порядков и стали стреляться. Первым выстрелил Онегин и убил Ленского.

Этот молодой романтик мог бы стать известным поэтом, а возможно так и остался бы заурядным человеком, но самое страшное в том, что он умер, будучи, ни в чем невиноватым. Онегин подбежал к нему, звал, но все напрасно. Трагедия случилась из-за нежелания противостоять светским обычаям. Истинный порыв помириться мог бы быть воспринят как трусость, поэтому Ленский пошел до конца и умер как герой. Эта дуэль многое определила в жизни ключевых героев романа. Она стала поворотным моментом, меняющим в корне жизнь, как самого Онегина, так и сестер Лариных.


УБИТ ПОЭТ - НЕВОЛЬНИК ЧЕСТИ!!

Борис Кустодиев Пушкин на набережной Невы 1915 г.

Сегодня я хочу вспомнить одну из самых известных литературных дуэлей. В рейтингах, соц. опросах она, я уверен, должна занимать первое место по известности. Но для начала давайте вспомним имена дуэлянтов.

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

А.Самохвалов Онегин на балу

Он - главный герой романа - молодой помещик. Онегин - сын богатого барина, "наследник всех своих родных". Ему не нужно было работать из-за куска хлеба, "труд упорный ему был тошен". Воспитание, полученное Евгением, было самое скверное. Он рос без матери. Отец, легкомысленный барин, чиновник, не обращал на сына никакого внимания, поручив его наемным гувернерам и гувернанткам. Они почти ничему не учили мальчика, никак не воспитывали его и только слегка бранили за шалости.
В Петербурге Онегин ведет пустую, бесцельную и бессодержательную жизнь. Встречи с друзьями в ресторане, посещения театра, балы, ухаживания за женщинами.
Устав скучать в Петербурге, Онегин едет скучать в деревню. И здесь жизнь его не отличается богатством событий: купание в реке, прогулки на коне и пешком, чтение журналов, поцелуи крепостных девушек.

ВЛАДИМИР ЛЕНСКИЙ

А.Самохвалов Ленский перед дуэлью

"Полурусский сосед" Онегина, "поклонник Канта и поэт" не имеет ясного представления о реальной жизни. Ленский молод. Ему в романе 18 лет. Он на 8 лет моложе Онегина. Тем не менее Ленский получил высшее образование в лучшем университете Германии. Ленский - отчасти юный Онегин, ещё не созревший, не успевший испытать наслаждения и не изведавший коварства, но уже наслышанный о свете и начитанный о нём.
Ленский - приятель, достойный Онегина. Он, как и Онегин, один из лучших людей тогдашней России. Поэт, энтузиаст, он полон детской веры в людей, романтическую дружбу до гроба и в вечную любовь. Ленский благороден, образован, его чувства и мысли чисты, его восторженность искренна. Он любит жизнь.
И именно такого положительного персонажа автор «убивает» на дуэли.

История самой дуэли, вроде бы, банальна и проста. Ленский влюблен в сестру Татьяны Лариной – Ольгу. Роман Ольги с Ленским развивается стремительно. Они гуляют, читают, играют в шахматы. Ленский все время думает о возлюбленной.
Ленский приглашает Онегина на именины Татьяны. Онегин соглашается ехать.
Онегин нарочито ухаживает и танцует только с Ольгой, она все танцы ему обещала. Ленский ревнует, уезжает с мыслью о дуэли. Заметив отсутствие Владимира, Онегин загрустил, Ольга тоже. Ленский выбирает себе секунданта:
Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,...
Зарецкий привозит Онегину вызов Ленского. Получив вызов на дуэль, прекрасно понимая свою неправоту и бессмысленность этого поединка, Онегин все же принимает вызов и убивает своего молодого друга Владимира Ленского.
Убийство Ленского перевернуло всю жизнь Онегина. Он больше не в состоянии оставаться жить в тех местах, где все напоминало о его страшном преступлении, "Где окровавленная тень ему являлась каждый день".

Ну, а теперь читайте строфы романа и смотрите иллюстрации художников к этой главе.

ГЛАВА ШЕСТАЯ

Ф.Константинов Онегин и Ленский
.......

IX
То был приятный, благородный,
Короткий вызов, иль картель:
Учтиво, с ясностью холодной
Звал друга Ленский на дуэль.
Онегин с первого движенья,
К послу такого порученья
Оборотясь, без лишних слов
Сказал, что он всегда готов.
Зарецкий встал без объяснений;
Остаться доле не хотел,
Имея дома много дел,
И тотчас вышел; но Евгений
Наедине с своей душой
Был недоволен сам собой.

Х
И поделом: в разборе строгом,
На тайный суд себя призвав,
Он обвинял себя во многом:
Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной
Так подшутил вечор небрежно.
А во-вторых: пускай поэт
Дурачится; в осьмнадцать лет
Оно простительно. Евгений,
Всем сердцем юношу любя,
Был должен оказать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и с умом.

XI
Он мог бы чувства обнаружить,
А не щетиниться, как зверь;
Он должен был обезоружить
Младое сердце. «Но теперь
Уж поздно; время улетело...
К тому ж - он мыслит - в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист...
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов...»
И вот общественное мненье! 38
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!

XII
Кипя враждой нетерпеливой,
Ответа дома ждет поэт;
И вот сосед велеречивый
Привез торжественно ответ.
Теперь ревнивцу то-то праздник!
Он всё боялся, чтоб проказник
Не отшутился как-нибудь,
Уловку выдумав и грудь
Отворотив от пистолета.
Теперь сомненья решены:
Они на мельницу должны
Приехать завтра до рассвета,
Взвести друг на́ друга курок
И метить в ляжку иль в висок.
.........

XIX
Весь вечер Ленский был рассеян,
То молчалив, то весел вновь;
Но тот, кто музою взлелеян,
Всегда таков: нахмуря бровь,
Садился он за клавикорды
И брал на них одни аккорды,
То, к Ольге взоры устремив,
Шептал: не правда ль? я счастлив.
Но поздно; время ехать. Сжалось
В нем сердце, полное тоской;
Прощаясь с девой молодой,
Оно как будто разрывалось.
Она глядит ему в лицо.
«Что с вами?» - Так.- И на крыльцо.

XX
Домой приехав, пистолеты
Он осмотрел, потом вложил
Опять их в ящик и, раздетый,
При свечке, Шиллера открыл;
Но мысль одна его объемлет;
В нем сердце грустное не дремлет:
С неизъяснимою красой
Он видит Ольгу пред собой.
Владимир книгу закрывает,
Берет перо; его стихи,
Полны любовной чепухи,
Звучат и льются. Их читает
Он вслух, в лирическом жару,
Как Дельвиг пьяный на пиру.

А.Костин Ленский перед дуэлью
..........

XXIII
Так он писал темно и вяло
(Что романтизмом мы зовем,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я; да что нам в том?)
И наконец перед зарею,
Склонясь усталой головою,
На модном слове идеал
Тихонько Ленский задремал;
Но только сонным обаяньем
Он позабылся, уж сосед
В безмолвный входит кабинет
И будит Ленского воззваньем:
«Пора вставать: седьмой уж час.
Онегин, верно, ждет уж нас».

XXIV
Но ошибался он: Евгений
Спал в это время мертвым сном.
Уже редеют ночи тени
И встречен Веспер петухом;
Онегин спит себе глубоко.
Уж солнце катится высоко,
И перелетная метель
Блестит и вьется; но постель
Еще Евгений не покинул,
Еще над ним летает сон.
Вот наконец проснулся он
И полы завеса раздвинул;
Глядит - и видит, что пора
Давно уж ехать со двора.

XXV
Он поскорей звонит. Вбегает
К нему слуга француз Гильо,
Халат и туфли предлагает
И подает ему белье.
Спешит Онегин одеваться,
Слуге велит приготовляться
С ним вместе ехать и с собой
Взять также ящик боевой.
Готовы санки беговые.
Он сел, на мельницу летит.
Примчались. Он слуге велит
Лепажа 39 стволы роковые
Нести за ним, а лошадям
Отъехать в поле к двум дубкам.

XXVI
Опершись на плотину, Ленский
Давно нетерпеливо ждал;
Меж тем, механик деревенский,
Зарецкий жернов осуждал.
Идет Онегин с извиненьем.
«Но где же,- молвил с изумленьем
Зарецкий,- где ваш секундант?»
В дуэлях классик и педант,
Любил методу он из чувства,
И человека растянуть
Он позволял - не как-нибудь,
Но в строгих правилах искусства,
По всем преданьям старины
(Что похвалить мы в нем должны).

XXVII
«Мой секундант? - сказал Евгений,-
Вот он: мой друг, monsieur Guillot
Я не предвижу возражений
На представление мое:
Хоть человек он неизвестный,
Но уж конечно малый честный».
Зарецкий губу закусил.
Онегин Ленского спросил:
«Что ж, начинать?» - Начнем, пожалуй,
Сказал Владимир. И пошли
За мельницу. Пока вдали
Зарецкий наш и честный малый
Вступили в важный договор,
Враги стоят, потупя взор.

А.Самохвалов Секунданты перед дуэлью

XXVIII
Враги! Давно ли друг от друга
Их жажда крови отвела?
Давно ль они часы досуга,
Трапезу, мысли и дела
Делили дружно? Ныне злобно,
Врагам наследственным подобно,
Как в страшном, непонятном сне,
Они друг другу в тишине
Готовят гибель хладнокровно...
Не засмеяться ль им, пока
Не обагрилась их рука,
Не разойтиться ль полюбовно?..
Но дико светская вражда
Боится ложного стыда.

XXIX
Вот пистолеты уж блеснули,
Гремит о шомпол молоток.
В граненый ствол уходят пули,
И щелкнул в первый раз курок.
Вот порох струйкой сероватой
На полку сыплется. Зубчатый,
Надежно ввинченный кремень
Взведен еще. За ближний пень
Становится Гильо смущенный.
Плащи бросают два врага.
Зарецкий тридцать два шага
Отмерил с точностью отменной,
Друзей развел по крайний след,
И каждый взял свой пистолет.

Ф.Константинов Дуэль Онегина и Ленского

«Теперь сходитесь».
Хладнокровно,
Еще не целя, два врага
Походкой твердой, тихо, ровно
Четыре перешли шага,
Четыре смертные ступени.
Свой пистолет тогда Евгений,
Не преставая наступать,
Стал первый тихо подымать.
Вот пять шагов еще ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить - но как раз
Онегин выстрелил... Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет,

Илья Репин Дуэль Онегина с Ленским 1899 г.

На грудь кладет тихонько руку
И падает. Туманный взор
Изображает смерть, не муку.
Так медленно по скату гор,
На солнце искрами блистая,
Спадает глыба снеговая.
Мгновенным холодом облит,
Онегин к юноше спешит,
Глядит, зовет его... напрасно:
Его уж нет. Младой певец
Нашел безвременный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!..

XXXII
Недвижим он лежал, и странен
Был томный мир его чела.
Под грудь он был навылет ранен;
Дымясь, из раны кровь текла.
Тому назад одно мгновенье
В сем сердце билось вдохновенье,
Вражда, надежда и любовь,
Играла жизнь, кипела кровь:
Теперь, как в доме опустелом,
Всё в нем и тихо и темно;
Замолкло навсегда оно.
Закрыты ставни, окна мелом
Забелены. Хозяйки нет.
А где, бог весть. Пропал и след.

XXXIII
Приятно дерзкой эпиграммой
Взбесить оплошного врага;
Приятно зреть, как он, упрямо
Склонив бодливые рога,
Невольно в зеркало глядится
И узнавать себя стыдится;
Приятней, если он, друзья,
Завоет сдуру: это я!
Еще приятнее в молчанье
Ему готовить честный гроб
И тихо целить в бледный лоб
На благородном расстоянье;
Но отослать его к отцам
Едва ль приятно будет вам.

XXXIV
Что ж, если вашим пистолетом
Сражен приятель молодой,
Нескромным взглядом, иль ответом,
Или безделицей иной
Вас оскорбивший за бутылкой,
Иль даже сам в досаде пылкой
Вас гордо вызвавший на бой,
Скажите: вашею душой
Какое чувство овладеет,
Когда недвижим, на земле
Пред вами с смертью на челе,
Он постепенно костенеет,
Когда он глух и молчалив
На ваш отчаянный призыв?

Е.Самокиш-Судковская Смерть Ленского 1900е

В тоске сердечных угрызений,
Рукою стиснув пистолет,
Глядит на Ленского Евгений.
«Ну, что ж? убит»,- решил сосед.
Убит!.. Сим страшным восклицаньем
Сражен, Онегин с содроганьем
Отходит и людей зовет.
Зарецкий бережно кладет
На сани труп оледенелый;
Домой везет он страшный клад.
Почуя мертвого, храпят
И бьются кони, пеной белой
Стальные мочат удила,
И полетели как стрела.

Использован текст романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
материалы сайта «Евгений Онегин»

Дуэль. Трагическая гибель Ленского.

(Анализ 6 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)

Цель урока:

  • Показать, почему 6 глава является кульминацией романа; рассмотреть, как раскрываются характеры героев во время дуэли, отношение автора к героям.
  • Развитие навыков работы с текстом; образного мышления.
  • Воспитание чувства дружбы, порядочности, чести.
  • Психологический настрой: создание обстановки, приятной для общения, ситуации успеха.

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Компьютерная презентация.

И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой…

М.Ю.Лермонтов

1.Вступительное слово учителя.

Тема сегодняшнего урока – «Дуэль. Трагическая гибель Ленского».

Владимир Ленский – герой романа А.С.Пушкина, погибший на дуэли от руки Онегина; Александр Сергеевич Пушкин - поэт, получивший смертельное ранение, нанесенное ему Дантесом также на дуэли; Лермонтов – «певец одиночества», погибший во время дуэли с Мартыновым… Как тесно литература переплетается с жизнью: не поймешь, где заканчивается художественный вымысел и начинается реальность. Но вот проблема: это не наша реальность. «Я вызываю вас на дуэль» - фраза, которая сегодня воспринимается как шутка.

Анализируя 6 главу романа, которая повествует о дуэли Евгения Онегина и Владимира Ленского, давайте попытаемся взглянуть на события главы глазами человека первой четверти 19 века, в противном случае мы рискуем дать неправильную оценку поступкам героев.

Итак, сегодня мы поговорим о дуэли . Что такое дуэль ?

Как вы думаете, что может быть причиной дуэли?

2. Беседа.

Эпиграф к главе взят из книги Петрарки «На жизнь мадонны Лауры»: «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому не больно умирать». Цитируя, Пушкин выпустил средний стих, отчего полностью изменился смысл. У Петрарки: «Там, где дни туманны и кратки – прирожденный враг мира – родится народ, которому не больно умирать». Здесь причина отсутствия страха смерти – во врожденной свирепости племени. С пропуском среднего стиха появилась другая причина небоязни смерти – следствие разочарованности и «преждевременной старости души»

Как вы думаете, о каком герое здесь идет речь? (Об Онегине. Но Онегин был типичным представителм своего времени.)

Какая причина заставила Ленского вызвать Онегина на дуэль? (художественный пересказ эпизода). Цель Онегина – позлить Ленского и только.

Думал ли Онегин о возможной дуэли, когда сознательно злил Ленского? (Увлеченный идеей так называемого мщения, он об этом и не думает. Умный, красноречивый, научившийся сдерживать охладительное слово в общении с Ленским, он, вероятно, был уверен, что после объяснится со своим приятелем. Но этого, к сожалению, не произошло).

В строфе 4 появляется новое лицо – некий Зарецкий. И ему посвящено целых 5 строф. Много для второстепенного персонажа. Но это не случайно. Ему суждено сыграть одну из главных ролей в трагедии, которая скоро развернется. Пожалуй, более беспощадной характеристики, чем характеристика Зарецкого, у Пушкина нет.

- Расскажите, пожалуйста, об этом герое с использованием цитат.

Какую роль сыграл Зарецкий в поединке Онегина с Ленским? (Секундант). К этому персонажу мы еще вернемся.

Мог ли Онегин что-то исправить? На этот вопрос мы не сможем верно ответить, если не поймем, чем была дуэль для современников Пушкина. Для этого ознакомимся с правилами дуэли 19 века.

Слайды 3-17

3. Аналитическая работа.

Итак, вам был представлен общепринятый дуэльный кодекс. Ваша задача обратиться к тексту главы и выяснить, был ли нарушен этот кодекс? Были ли объективные причины считать дуэль несостоявшейся? Ответы подтверждайте цитатами.

Нарушения дуэльного кодекса:

1) Зарецкий был единственным распорядителем дуэли и сознательно игнорировал все, что могло устранить кровавый исход.

При передаче картели (вызова) он должен был обсудить возможности примирения, но не сделал этого ни в доме Онегина, ни в начале поединка.

9 строфа : Зарецкий встал без объяснений, остаться доле не хотел, имея дома много дел.

2) Нарушается и право о социальном равенстве: секундант - свободно нанятый лакей, Гильо.

27 строфа: Хоть человек он неизвестный, но уж конечно малый честный. (Такая мотивировка должна была обидеть Зарецкого).

3) Онегин вступает в разговор с Ленским, чего делать не положено. «Что ж, начинать?» - спрашивает он. И это единственная слабая попытка предотвратить возможную гибель: если бы Ленский отказался, Онегина не обвинили в трусости, уклонении от поединка.

4) Онегин опоздал более чем на час, и Зарецкий имел все основания не допустить кровавого исхода, объявив его неявившимся. Но не сделал этого .

Почему Зарецкий так себя ведет? (Зарецкий вел себя не только не как сторонник строгих правил искусства дуэли, а как заинтересованное в максимально скандальном и шумном – что применительно к дуэли означало кровавом – исходе).

Онегин тоже нарушает правила дуэли, чтобы показать свое презрение к истории, в серьезность которой все еще не верит.

4. Беседа.

А теперь перенесемся во времени назад и посмотрим на наших главных героев перед дуэлью. Действительно ли Ленский был решительно настроен на поединок? (Строфа 15 -23)

Уже нет. Он не видит в Ольге перемен и чувствует, что он любим. Но, будучи романтиком, он практически убеждает себя с присущим романтизму пафосом, что Онегин – злой развратитель, искушающий молодое сердце. «Он мыслит: буду ей спаситель… Все это значило, друзья: с приятелем стреляюсь я». Дорога ему сейчас собственная жизнь? Сейчас, когда он вновь почувствовал счастье? Безусловно.

Какие же мысли занимают ум и сердце Онегина перед поединком? Желает ли он поединка с другом? (Найти ответ в 10 строфе)

Он обвинял себя во многом:

Во-первых, он уж был неправ,

Что над любовью робкой, нежной,

Так подшутил вечор небрежно.

А во-вторых: пускай поэт

Дурачится: в осьмнадцать лет

Оно простительно. Евгений,

Всем сердцем юношу любя,

Был должен оказать себя не мячиком предрассуждений…

Он мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь.

Оба наших героя терзаются сомнениями. Что же для Онегина становится причиной участия в дуэли? (Мнение света)

Какой комментарий этой ситуации дает Пушкин? « Но дико светская вражда боится ложного стыда».

Действительно, ложного стыда. Во всей этой истории читателя не покидает ощущение какого-то абсурда происходящего, чего-то неправильного.

5. Подведение итогов.

- Только ли по вине Онегина и Зарецкого все-таки погибает Ленский? Виновато общественное мнение, навязывавшее людям диктат норм поведения. Основной механизм, при помощи которого общество, презираемое Онегиным, тем не менее властно управляет его поступками, - боязнь быть смешным или сделаться объектом сплетен.

Четко следовать дуэльному кодексу, который установлен кем-то негласно, или поступить так, как подсказывают сердце и душа? К сожалению, на чаше весов более весомым оказалось мнение света, а не естественные человеческие чувства, которые Онегин испытывал к Ленскому.

6. Обобщение.

ВЫВОД 1: Дуэль – защита чести. Главный герой – Евгений Онегин подвергается проверке. Честь, порядочность, дружба отступают перед мнением “света”. Ленский защищал честь Ольги.

ВЫВОД 2: Дуэль – кульминация романа, в которой проявляются характеры всех героев, переломный момент в их судьбах. Ленский как романтический герой должен был погибнуть, иначе какой бы удел ждал его?

ВЫВОД 3: В русской литературе тема дуэли является “сквозной”. (Вспомним “Капитанскую дочку”, “Песню про купца Калашникова…”, “Выстрел”). Почему дуэль существовала? Потому что была необходимость защитить честь, других способов не было. Вспомним, что и Пушкин, и Лермонтов тоже погибли на дуэли.

В случае, если бы Ленский не погиб, какой жизненный путь был бы ему уготовлен? (Строфа 36 и далее) Какой из предсказанных вариантов судьбы Ленского вам кажется более верным? Почему?

Эти размышления и станут вашим домашним заданием.

7. Домашнее задание.

Сочинение-рассуждение (не менее 150 слов): «Какой из вариантов судьбы Ленского мне кажется более верным и почему?»