Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Улу-Теляк им.В.Лесунова»

муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан

Мини-спектакль для школьного театра

«В деревне Лемяшино» по рассказу

Ольги Елагиной «Лемяшинский триптих»

Галлямова Юлия Рафаэловна

452405 Республика Башкортостан,

Иглинский район,

с. Урман, ул.Мостовая, д.35, кв.3;

89371532325

2014 г.

Пьеса «В деревне Лемяшино» предназначена для постановки школьным театральным кружком. Спектакль рассчитан на 15 минут.

Предварительная подготовка

    Распределение ролей.

    Изготовление костюмов (возможно широкое использование содержимого бабушкиных сундуков).

    Изготовление декораций на полотнах из бязи при помощи акриловой краски (14 л) и колера нужных цветов. Кисти использовать как малярные, так и художественные. На заднюю стену сцены приготовить полотно размером 3х9 (9 метров – примерная ширина сцены). На нем изобразить деревню Лемяшино так, чтобы главные детали оказались в центре, на 6 метрах шириной. Такое расположение рисунка даст возможность использовать декорации и на маленьких школьных сценах. Остальные декорации должны представлять собой фрагменты внутреннего убранства домов или картин природы и др. Их изготовить на полотнах высотой 2 м, а шириной – 3 метра. Декорации 2х3 сделать переносными: на двух деревянных стойках установить перекладину для прикрепления полотна. Переносные декорации при необходимости можно сделать двухсторонними, используя в два раза больше ткани.

    Приготовить реквизиты: кухонную утварь, предметы быта и др.

    Для музыкального оформления спектакля сделать запись музыки, песен.

    Конферансье должен представить театральный коллектив и перед началом каждой сцены объявить её название.

Такая предварительная подготовка поможет создать любой мини-спектакль для школьного театрального кружка.

При работе театрального кружка 3-4 часа в неделю 15-20-минутный мини-спектакль возможно подготовить в течение 5-6 месяцев с учетом того, что в кружке будут заниматься воспитанники с разным уровнем развития: от детей с замедленным психическим развитием до самых одаренных.

Действующие лица

Бабка, Ассоль

Дед, муж Ассоль

Митрофанов

Мальчик

Папа

Игнатий

Ермилов

Жена Ермилова

Жители деревни Лемяшино

Сцена 1. Ассоль

Звучит балалайка.

Комната с русской печью в старом деревенском домике. За столом на скамье сидят дед с бабкой.

Бабка . Как бы я жила без тебя, если бы не вышла за тебя замуж! Ведь меня хотели брать в жены и богатый татарин, и колдун-цыган… За тебя, дурака, выдали! Какие матросы мимо проплывали, они звали меня с собой. Даже один капитан чуть не увез.

Дед . Так ведь, старая, реки-то у нас нет.

Бабка . Молчи, у-у, изверг! Помню всех! Заезжие геологи, известный, болеющий чахоткой, писатель, художник-пейзажист, троюродный брат из Белозера…

Дед . ( Перебивая ). Дык откуда? Тебе до меня и шестнадцати ещё не было!

Бабка . ( Машет рукой ). А, что ты знаешь?! Он за мной всё равно ещё приедет!

Дед . ( Испуганно , волнуясь ). Дык кто? Кто приедет-то?

Бабка не отвечает, улыбается, смотрит в окно.

Ложатся спать. Старуха не то скулит, не то постанывает во сне чему-то своему.

Дед . ( Скребет голову ). Стыдоба, ох, стыдоба.

Поутру начинается прежняя песня.

Бабка . ( Со стоном ). Какие женихи были! А капитан-то!

Дед . ( Нервно елозит по скамье ). Спятила, старая, совсем. Нету у нас реки! Нетуть!

Бабка . ( Истерично ). Была раньше! Была раньше река! Там, за лесом, и была!

Дед . И где? ( С ехидством ). Куда теперь подевалась?

Бабка . Иссохлась.

Ложатся спать.

Звуки вьюги за окном. Бабка смирно сидит в углу. Дед идет на улицу, встречает Митрофанова, здоровается.

Дед . Разлюбила меня совсем.

Митрофанов . ( Уверенно ). Перебесится.

Дед берет снежную лопату, расчищает дорогу. Заходит в дом.

Дед . ( Трогает старуху за плечо ). А что, старая, жить будем, проживем.

Ложатся спать.

Просыпаются, встают. Бабка смотрит в окно. Слышится пение птиц.

Бабка . Никак весна настала.

Бабка надевает большие новые резиновые сапоги, уходит.

Дед . Вот так вот каждый день. И где она так долго ходит?! А, пусть.

Звуки весны (пение птиц, журчание ручейков). Дед выходит на улицу. Овраг. Туман. Еловый лес.

Дед . Где ж старуха моя? Ассоль! Ассоль!

Звучит тревожная музыка. Собираются в лесу жители деревни. Кричат на все лады.

Толпа . Ассоль! Ассоль! Ау! Ассоль!

Один из толпы . Пропала!

Сцена 2. Праздник света

Жители деревни . Электричество дали!

Один . Включай утюги.

Другой . Давай приемник на полную мощность.

Мальчик . Папа, включи гирлянду!

Папа . Включил. А ты встань на табурет и держи пробки на счетчике, чтобы их не выбило. Сейчас кипятильник включу.

Складывается торжественная процессия к Игнатию Ермилову, у которого ещё сохранился телевизор. Игнатий предусмотрительно запирает дверь на три огромных засова.

Люди . ( Стучат ). Отвори дверь!

Митрофанов . ( Грузно поддавая дверь ). А ну отвори!

Бабы . ( Тоненькими голосами ). Игнаш, а, Игнаш, открой!

Мужики стучат в дверь. Слышен грохот и треск засова.

Игнатий . Да щас, щас, поспать не дадут!

Игнатий открывает дверь и отступает на шаг. Люди входят в избу Игнатия, и Митрофанов грозно рыскает глазами по углам.

Митрофанов . Где?

Игнатий . Что где?

Митрофанов . ( Строго ). Сам знаешь.

Бабы . Добро-ом про-осим, добро-ом.

Игнатий молча кивает головой на тумбу под покрывалом в углу. Митрофанов сдергивает покрывало, торжественно водворяет телевизор на стол.

Митрофанов . Включай!

Игнатий . ( Осторожно ). Ну, с Богом!

Шипение телевизора. Игнатий руководит антенной, улучшая звук. Митрофанов, пряча что-то за пазухой, уходит на кухню. За ним подтягиваются поодиночке другие.

Игнатий . Куда вы? Вы же сами. Сами же хотели телевизор. Так вот, смотрите!

Бабка . Ну вот, уже все включили. Теперь и спать можно.

Выключается электричество. Всё разом стихает и гаснет. Темнота.

Сцена 3. Последний пассажир

Осень. Ермилов стоит, облокотившись на калитку, и смотрит вперед. Слышится стук проходящего пассажирского поезда.

Ермилов . Много лет наблюдаю за этим поездом. Какая удивительная пунктуальность! Проезжает нашу деревню Лемяшино минута в минуту. Хоть бы раз сесть в него и доехать до города В. Не останавливается здесь поезд, некому здесь выйти.

Ермилов вздыхает, глядя поезду вслед.

Ермилов . Город этот, должно быть, солнечный и чистый, а все женщины там прекрасные.

Из окна дома за Ермиловым наблюдает жена.

Жена Ермилова . Куда смотришь? О чем думаешь?.. Помнишь, какая раньше была наша деревня? Этот поезд делал здесь остановку ровно на шестьдесят секунд. Я ведь тогда, девятилетняя, приехала сюда разыскивать бабку, потому что осталась сиротой.

Ермилов . А мне тогда было четыре года. Я не помню, как ты приехала. Я думал, что ты, как и я, родилась здесь. (В сторону ). Добрая овца ты моя.

Занавес

Звучит балалайка

Артисты выходят кланяться

Сценарий спектакля «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

Входят артисты:
1. Сказка ложь,
да в ней намек -
добрым молодцам - урок.
2. Пусть намеков в сказке много,
Не судите ее строго.
3. Сказка учит всех людей
Быть мудрее и добрей.
4. Сказка - не обман, а тайна,
Не напутайте случайно.
5. Сказка – кладезь, ясный свет,
На любой вопрос ответ.
6. Добрый молодец, давай,
Книгу сказок открывай!
7. Ты получишь наслажденье
За волшебным этим чтением!
Уходят за кулисы на свои места.
Песня «Аленушка»
Появляются скоморохи:
1. Как в деревне Мухоморы
По весне цветут заборы,
А коль где лежит бревно,
В избу вырастет оно.
Там на всё чудес хватает –
Огород себя копает,
И зараз по ведер сто
Носит воду решето.
2. Там воруют мусор воры…
Только где те Мухоморы?
Их на карте-то искать,
Что клопа за хвост таскать.
А у нас запросто так
Не найдется и пятак.
3. Вы в деревню заходите
На гусыней поглядите!

Две гусыни

Инсценировка басни
Продолжительность спектакля: 2 минуты; количество актеров: от 2 до 5.
Действующие лица:
Первая Гусыня
Вторая Гусыня
Свинья
Кошка
Ворона
На первом плане слева и справа – кусты и деревья. На втором плане – небо. Прилетает Ворона и садится на дерево.
Ворона (зрителям)
Однажды тропкой вдоль опушки
Шли две гусыни – две подружки.
Ворона улетает. Из-за деревьев выходят Первая Гусыня и Вторая Гусыня.
Гусыни (поют хором)
Жили у бабуси
Два веселых гуся –
Один серый, другой белый,
Два веселых гуся…
Навстречу гусыням из-за деревьев выходит Свинья.
Свинья
Хрюк-хрюк – вам!
Первая Гусыня
И тебе – Га-га!
Вторая Гусыня (наигранно приветливо)
Привет, подруга дорога!
Первая Гусыня (наигранно приветливо)
Ах, как тебя мы видеть рады!
Вторая Гусыня
Ты сердца и очей отрада!
Первая Гусыня
Красавица! Ума гора!
Вторая Гусыня
Царица скотного двора!
Свинья (растрогано)
Мне так приятно слышать это!
Вас в целом мире лучше нету!
Свинья обнимается и расцеловывается с гусынями и, пританцовывая, уходит за деревья.
Первая Гусыня (с презрением)
Какой кошмар!
Вторая Гусыня (с презрением)
Какая жуть!
Первая Гусыня
Теперь три ночи не уснуть!
Вторая Гусыня
Чем жить с такою образиной,
Уж лучше на плечах корзина!
Первая Гусыня
Свинья жирна!
Вторая Гусыня
Свинья грязна!
Первая Гусыня
В селе глупее всех она!
Вторая Гусыня
Такую море не отмоет!
Первая Гусыня
И пахнет, как ведро помоев!
Навстречу гусыням из-за деревьев выходит Кошка.
Кошка
Мур-мур – вам!
Первая Гусыня (притворно-ласково)
И тебе – Га-га!
Вторая Гусыня (притворно-ласково)
Привет, подруга дорога!
Первая Гусыня
Ах, как тебя мы видеть рады!
Вторая Гусыня
Ты сердца и очей отрада!
Первая Гусыня
А как изящна!
Вторая Гусыня
Как стройна!
Первая Гусыня
И шерсть-то как гладка, длинна!
Вторя Гусыня
Ах, что за хвостик!
Первая Гусыня
Что за ножки!
Кошка (кокетливо)
Мур-мур! Вы льстите мне немножко!
Вторая гусыня
Да нет, нисколечки!
Первая Гусыня
Ничуть!
Кошка
Люблю вас!
Кошка обнимается и расцеловывается с гусынями, а затем, пританцовывая, скрывается за деревьями.
Вторая Гусыня (с презрением)
Это просто жуть!
Вот ведь блохастая уродка!
Первая Гусыня (с презрением)
И хвост облезлый, словно щетка!
Вторая Гусыня
Стара!
Первая Гусыня
Крива!
Вторая Гусыня
Хрома!
Первая Гусыня
Тоща!
Вторая Гусыня
И цвета тухлого борща!
Гусыни (поют хором)
Жили у бабуси
Два веселых гуся –
Один серый, другой белый,
Два веселых гуся…
Гусыни, распевая песню идут по сцене.
Первая Гусыня
Пора и нам с тобой прощаться!
Вторая Гусыня
Приятно было пообщаться!
Первая Гусыня
Да, ты мне словно как сестра, –
Умна и на язык остра!
Вторая Гусыня
И ты, подруженька, прелестна.
Ты – мой двойник, скажу я честно.
Я от тебя в восторге, но
Прощаться надо все равно.
Гусыни целуются и обнимаются. Вторая Гусыня скрывается за деревьями. Первая Гусыня машет ей вслед.
Первая Гусыня (зрителям)
Гусыня эта дура дурой!
Ни умных мыслей, ни фигуры!
А как болтлива, просто жуть –
Надоедала мне весь путь!
Первая Гусыня уходит в противоположную сторону.
Первая Гусыня (поет)
Жили у бабуси
Два веселых гуся –
Один серый, другой белый,
Два веселых гуся…
Первая Гусыня скрывается за деревьями. На сцену с дерева слетает Ворона.
Ворона (зрителям)
Увы, бывают люди тоже
На тех гусынь весьма похожи:
В глаза их речи, словно мед,
А за глаза – сплошной помет.
Ворона улетает.
Песня «Ярмарка»
Скоморохи: 1. Как в деревне целый день
Происходит дребедень!
2. В небе лошади летают!
Кошки на заборе лают!
Как кот в собаки нанимался

Инсценировка басни

Продолжительность спектакля : 2 минуты; количество актеров: от 1 до 5.
Действующие лица:
Кот
Сорока
Хозяин
Пес
Рассказчик
На сцене слева и справа два дома с крылечками.
Рассказчик
Был кот своей кормежкой недоволен,
Лениться стал, и был за то уволен.
Дверь дома слева со скрипом открывается. Из нее кубарем с громким мяуканьем вылетает Кот. Вслед за ним выбрасывают его узелок с вещами.
Кот (ворчливо)
Подумаешь! Не велика и честь
Служить весь день, а досыта не есть!
С моим талантом и к труду охотой
Получше отыщу себе работу.
Мне только нужен шанс.
Из-за дома вылетает Сорока-почтальон с газетой и летит мимо Кота. Кот берет газету и раскрывает.
Кот (радостно)
А вот и он!
(читает по слогам)
Нужна собака… Адрес… Телефон…
Кормежка дважды в день… жилье…
(с воодушевлением)
Однако!
Пойду-ка, поработаю собакой.
С моим умом и при таких усах
Гораздо лучше я любого пса!
Кот берет узелок, идет к крыльцу дома справа и стучит в дверь. Ему открывает Хозяин.
Кот
Пришел наняться я по объявленью.
Хозяин (удивленно)
Но вы же кот!
Кот
К большому сожаленью!
Котом родился, не моя вина.
Работа эта очень мне нужна.
Я точно справлюсь, только время дайте!
Ну что я нанят?
Хозяин
Нет! Сперва полайте.
Кот
Зачем же лаять? Ясно ведь и так,
Что лаять может и любой дурак.
Да у меня полным-полно талантов:
Могу клубки катать, играться с бантом,
Могу мурлыкать и ловить мышей,
Могу качать и нянчить малышей.
Еще могу на дерево забраться.
Да разве может пес со мной тягаться?
Я много лучше, уж поверьте мне…
Появляется Пес с газетой и подходит к крыльцу.
Пес
Гав! Гав!
Хозяин (Псу)
Вы мне подходите вполне!
Работа ваша!
Рассказчик
Дом стеречь от вора
Был нанят пес без лишних разговоров.
А кот остался на крыльце ни с чем.
Пес входит в дом. Хозяин закрывает дверь перед носом у кота.
Кот (возмущенно)
Зачем ему собака? Ну, зачем?
Хозяин выглядывает в окно.
Хозяин
Затем, что ты уменьем не владеешь –
Хоть всем хорош, да лаять не умеешь.
Рассказчик
Вот так бывает: люди иногда
Работу ищут целые года,
Не понимая, что в работе
Уменье не равно охоте.
Песня «Порушка Паранья»
Скоморохи: 1. Как у нас в деревне свадьба!
Женится медведь!
2. А невеста то лисица!
Будем сватовство глядеть!
Медведь и Лиса
(или Как Медведь к Лисе сватался)

Русская народная сказка для чтения и представления

Продолжительность спектакля : 3 минуты; количество актеров: от 1 до 3.
Действующие лица:
Медведь
Лиса
Рассказчик
Рассказчик
Жили в чаще по соседству
И знакомы были с детства
Бурый мишка и лиса,
Леса местного краса.
Одному жить не годится,
И Медведь решил жениться.
Посоветовали все
Свататься идти к лисе.
Медведь
Тук-тук-тук! Лиса-девица,
В дом к тебе Медведь стучится.
Замуж за меня пойдешь?
Лиса
Ну, Медведь! Ну, ты даешь!
За тебя я не пойду,
Мужа лучше я найду.
Посмотри-ка, твои лапы
Коротки и косолапы,
Шерсть как валенок, а ты
Не герой моей мечты!
Медведь
Ну, и ладно! Ну, и пусть!
На другой лисе женюсь!
Рассказчик
И ушел Медведь домой.
А лиса:
Лиса
Ах, боже мой!
Зря я так! Медведь богатый –
Он меды гребет лопатой.
Хватит маяться одной,
Стану я его женой.
Рассказчик
И лиса пошла к медведю.
Лиса
Тук-тук-тук!
Медведь
Кто там?
Лиса
Соседи.
Отказала я напрасно,
Замуж выйти я согласна!
Медведь
Мне жениться на тебе?
Что ли враг я сам себе?!
Ты лисица рыжая,
Рыжая – бесстыжая!
И слыхал я от крота,
Ты на лапу нечиста!
Убирайся!
Лиса
Вот те слово,
Выйду замуж за другого!
Ухожу я навсегда!
Рассказчик
Зарыдала от стыда
И домой пошла лисичка.
А Медведь:
Медведь
Вот истеричка!
Но кажись, в меня она
Очень сильно влюблена!
Зря я так погорячился,
Я ж почти на ней женился,
Ведь она красавица
И в лесу всем нравится.
Вот дурак, чего я жду?
Снова свататься пойду!
Рассказчик
И Медведь пошел к лисе.
Медведь
Тук-тук-тук! Кто дома?
Лиса
Все!
Медведь
Вот что, милая лисица,
Я опять решил жениться!
За меня ты выходи!
Лиса
Прочь отсюда! Уходи!
Ну, чего ты там стоишь?
Вот увидишь, даже мышь
За такого не пойдет,
Лучше жениха найдет!
Медведь
Я к тебе со всей душой…
Лиса
Да подарок небольшой!
Уходи!
Медведь
Ну, и уйду,
К мыши свататься пойду!
Лиса
Вот обрадуется мышь!
Медведь
Жизнь всю в девках просидишь!
Рассказчик
И ушел Медведь ни с чем.
А лиса одна совсем.
Лиса
Что же натворила я?
В жизни главное – семья!
А ведь Мишенька пригожий,
Хоть немного толстокожий.
Где такого я найду?
Лучше за него пойду!
Рассказчик
А пришла – Медведь не хочет,
Снова голову морочит,
И лиса ему за это
Платит тою же монетой,
После слезы льет в подушку.
Так и сватают друг дружку!

Скоморохи : 1. Курица-красавица у меня жила.
Ах, какая умная курица была!
Шила мне кафтаны, шила сапоги,
Сладкие, румяные пекла мне пироги.
2. А когда управится, сядет у ворот -
Сказочку расскажет, песенку споёт.

Танец «Птичий двор»
Три клуши

Инсценировка басни

Продолжительность спектакля: 5 минут; количество актеров: от 2 до 8.
Действующие лица:
Первая Курица
Вторая Курица
Третья Курица
Цыплята
Кошка
Мальчик
Петух
Рассказчик
На первом плане справа забор и раскидистая груша, посередине – забор с отодранной доской, слева куст. На втором плане сад.
Рассказчик
В день жаркий под забором возле груши
Рядком сидели молодые клуши.
Из-за правой кулисы под музыку выходят три курицы с цыплятами. Курицы чинно усаживаются под деревом, а цыплята начинают играть возле них. Во время разговора кур они балуются и все дальше отходят от них.
Рассказчик
Покуда их цыплята во дворе
Играли на затоптанной траве,
Они, не досаждая непоседам,
Степенно меж собой вели беседу.
Первая Курица (восторженно)
Ах, как же наши крошки хороши!
Вторая Курица (с умилением)
Красивы, хоть картину с них пиши!
Цыплята в это время балуются и обижают друг друга, но матери не обращают на это внимания.
Третья Курица (гордо)
Да, всё при них – и ум, и воспитанье!
Не то, что те несносные созданья,
Что у иных родятся матерей,
Которым лишь бы накормить скорей
И улететь с гнезда в минуту ту же.
Первая Курица (сокрушенно)
Я думаю, едва ль сиротство хуже!
И удивляться незачем потом,
Что половина съедена котом,
А та, что по несчастью уцелела,
Ворует и слоняется без дела.
Жду не дождусь, когда придет зима
И их прогонит.
Вторая Курица
Ты права, кума!
От их соседства нам один убыток!
Первая Курица (сочувственно)
Бедняжки! После материнских пыток
От них уже вовек не жди добра!
Третья Курица (сварливо)
Я думаю, закон принять пора,
Что если отлучилась мать куда-то,
Птенцов изъять и сдать их в инкубатор,
Искоренить порок и зло натур
И воспитать из них примерных кур!
Вторая Курица (презрительно)
Им всё равно не стать, как наши дети –
Талантов мало.
Третья Курица (высокомерно)
Да, не всем на свете
Летать, как мы, по жизни высоко.
Первая Курица
Зато хоть смогут говорить: «Ко-ко!».
Для них и это, уж поверь, не мало!
Рассказчик
Покуда эта троица болтала,
Цыплята их, гуляя по двору,
В заборе обнаружили дыру
И выбрались.
Цыплята переходят через дыру в заборе на левую половину сцены. Куры не обращают на это внимания.
Рассказчик
Один попался кошке.
Из-за куста выбегает Кошка, говорит «Мяу!», хватает пищащего цыпленка и утаскивает со сцены.
Рассказчик
Другой утоп в крини́це на дорожке.
Раздается бульканье и второй цыпленок исчезает.
Рассказчик
Сбил третьего проезжий тарантас.
Раздается грохот, ржание, мимо цыплят проносится лошадь, запряженная в тарантас, и третий цыпленок исчезает.
Рассказчик
Четвертый дрался с пятым – клюнул в глаз.
Два цыпленка отчаянно дерутся и убегают в кусты.
Рассказчик
Оставшихся назад загнали дети.
Из-за куста выбегает мальчик с палкой, он гоняет пищащих цыплят и загоняет их обратно во двор.
Рассказчик
Из клуш никто пропаж и не заметил,
Пока узнавший про беду петух
Из всех троих не выщипал весь пух.
На заборе появляется Петух, громко кукарекает, слетает вниз и с негодующим кудахтаньем гоняет кур по сцене и клюет их. Куры мечутся, летят пух и перья.
Петух (сердито)
Вот вам! Чтоб гузки зря не протирали,
А за детьми как должно надзирали!
Рассказчик
И у людей случаются порой
Такие приключенья с детворой.
Чтоб дети прочих выросли не хуже,
Не болтовня – присмотр за ними нужен.

Выходят все актеры
1. Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
2. Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
3. В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
4. В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
5. В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
6. Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
7. Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
8. Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
9. Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
10. Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.

В каждой школе непременно найдется свой режиссер. Это может быть учитель литературы или педагог по внеклассной работе. Главное, что это будет человек не равнодушный к этому виду искусства и любящий детей. В ином случае никакое образование не поможет поставить настоящий увлекательный спектакль, какой бы гениальной не была пьеса для школьного театра.

Дети любят выступать

Для многих людей представления на сцене сравнимы с ощущением чего-то необыкновенного и волнующего. В театр собираются как на праздник, надевают нарядную одежду, делают красивую прическу. Этого события ждут с нетерпением, билеты приобретают заранее. В душе многие хотели бы выйти на сцену в роли героя какого-нибудь произведения. А дети тянутся к театру с малых лет. Причем происходит это сначала неосознанно.

Ведь даже малыши с удовольствием учат стихи и выступают перед родственниками. Значит, в человеке изначально заложено стремление к публичности, перевоплощению. Первые спектакли, в которых ребенок принимает участие, это короткие постановки в детском саду. Тут-то и выясняется, что несмотря на искреннее желание быть артистом, это не всем по плечу. Один не может выучить слова, другой стесняется большой аудитории. Но тот, кто преодолевает все трудности и выходит в чтобы произнести перед всеми свою первую реплику, возможно, станет артистом в будущем.

Изменить себя на сцене

Эту любовь к переодеванию, аплодисментам и похвалам взрослых и детей, стремление ощутить эмоции зрительного зала, которые меняются вместе с настроением артиста, ребенок перенесет и в школу. Не зря самые посещаемые и по праву считаются самыми интересными. Такие занятия позволяют отдохнуть от ученических будней, отвлечься, примерить на себя роль другого человека.

Пьеса для школьного театра должна быть такой, чтобы как можно больше детей могли в ней поучаствовать. Поэтому каждый подберет для себя подходящий образ. Конечно, распределением ролей обычно занимается школьный режиссер. Но он учитывает особенности ребенка и его пожелания. Тихоня может стать героем, храбрецом. Чересчур активный сорванец и забияка станет на сцене тихим и покладистым. Девочки обычно хотят играть самую главную роль, которую только предлагает пьеса для школьного театра. Но бывает, что кому-то по нраву и второстепенная.

Критерии выбора

Подбирая пьесы для школьного театра, руководитель в первую очередь должен учитывать возраст самих артистов и публики, перед которой планируется выступать. Для младших школьников подойдут легкие сценарии с короткими репликами, чтобы все дети смогли понять смысл текста и запомнить его. Если старшие школьники готовят спектакль для малышей, репертуар тоже должен быть соответствующим. Зрители должны понимать происходящее на сцене. Будет лучше, если пьеса для школьного театра представит маленькой публике сюжет, в котором четко прослеживаются линии добра и зла. Причем ее героями должны быть знакомые персонажи, например, из сказок или мультфильмов.

Выбирая сценарий пьесы для школьного театра, надо учитывать, к какому событию приурочено выступление. Обычно в школе все мероприятия проводятся перед какими-нибудь большими праздниками. Например, если приближается 23 февраля или День победы, что может поставить школьный театр? Пьесы о войне, конечно. По такому принципу подбираются сценарии и для других праздников. Надо учитывать, что чем ближе срок выступления, тем меньше времени остается на репетиции. Поэтому пьесы для школьного театра в этом случае надо выбирать покороче, с таким расчетом, чтобы все дети успели выучить слова и удалось провести хотя бы несколько репетиций.

Какой сценарий подойдет

Обычно для театральных постановок берут готовые произведения известных или молодых авторов, в зависимости от того, какие у режиссера планы. В школьном театре часто сам руководитель создает нужный сценарий, ориентируясь на запросы учреждения. Главное, чтобы результат понравился детям, которые участвуют в спектакле или капустнике. Тогда они с удовольствием будут учить роль и посещать репетиции. Для старших школьников лучше брать готовые пьесы серьезных писателей. Это поможет раскрыться их творческому потенциалу и позволит лучше понять классическое произведение. Для младших школьников в качестве основы отлично подойдут сказки. Они привычные, забавные и учат добру.

Ошибки театрального руководителя

Иногда руководитель делает ошибку и выбирает неподходящую пьесу. Например, очень сложную для восприятия самими артистами. Конечно, трудно будет изобразить на сцене то, что сам не понимаешь. То же самое со словами. Чем труднее и заковыристее реплики, тем неинтереснее становится детям. Также неправильно выступать перед публикой с неподходящим материалом. Малыши не готовы к серьезным произведениям, а старшие ученики обязательно заскучают на детском спектакле. Успех постановки зависит от того, насколько правильно подобран сценарий пьесы для школьного театра.

Совместные репетиции объединяют детей, способствуют общению, раскрепощают застенчивых. И в результате на сцене происходит чудо перевоплощения. Яркий праздник для тех, кто способен оценить старания школьного коллектива по достоинству.

Сценка "Кочегаров, или Педразборки"

(М ихаил Ж ванецкий)

Действующие лица:

Кочегаров - школьная "известная" личность

Старший брат Кочегарова

Директор школы

Учительница Ольга Ивановна

За столом сидит директор, просматривает журнал, рядом стоит учительница.

ДИРЕКТОР:

Ольга Ивановна! У меня в руках журнал. Опять двойка, и опять Кочегаров.


ОЛЬГА ИВАНОВНА:

А что я могу с ним сделать, Сергей Михайлович? Он - идиот! У меня нет сил с ним бороться. Он сам ничего не знает и другим учиться мешает. Вчера с ним ушло 20 человек. В зоопарк. Дразнить белого медведя. Один упал в бассейн. Хорошо, что медведь спал. Я с ним не могу работать.


ДИРЕКТОР:

Это не разговор, Ольга Ивановна. Исключить его нам никто не даст. Педагог не может справиться с мальчишкой! Идите, позовите сюда Кочегарова.

Я здесь!

Входит Кочегаров.

ДИРЕКТОР:

Так, Кочегаров! Так, стой прямо! Не кривляйся! Долго мы с тобой будем мучиться? Ну, давай по-хорошему. Ты почему взорвал прибор «сообщающиеся сосуды»?


КОЧЕГАРОВ:

А я больше не буду.


ДИРЕКТОР:

Уже все равно. Другого прибора нет. Зачем ты намазал школьную доску стеарином?


КОЧЕГАРОВ:

Чтобы мел не писал.


ДИРЕКТОР:

Я понимаю. Ты думаешь, одни дураки кругом. А зачем - чтобы мел не писал?


КОЧЕГАРОВ:

А так.


ДИРЕКТОР:

Зачем ты преподавателю физики Самуилу Яковлевичу воды налил на стул?


КОЧЕГАРОВ:

Я говорил, что он в теплом белье, а все говорили - нет.


ДИРЕКТОР:

Я тебе! В колонию отдадим!


КОЧЕГАРОВ:

Ну да!


ДИРЕКТОР:

Сидеть будешь в тюрьме. Срок отхватишь - 25 лет!


КОЧЕГАРОВ:

Ну да!


ДИРЕКТОР:

Хлеб и воду будешь лакать! На холодном полу спать!


КОЧЕГАРОВ:

Ну да!


ДИРЕКТОР:

Крысы кругом.


КОЧЕГАРОВ:

Ну да!


ДИРЕКТОР:

Все! Довольно! Ты почему схватил двойку по геометрии?


КОЧЕГАРОВ:

Она меня спрашивала тупой угол, а сама тупой не задавала.


ДИРЕКТОР:

Ольга Ивановна, что же вы, не задавали, а сами спрашиваете?


ОЛЬГА ИВАНОВНА:

Ну как же - не задавала? Задавала. (Смахивает слезинку.)


ДИРЕКТОР:

Ты, Кочегаров, дурака не валяй. Она говорит, задавала.


КОЧЕГАРОВ:

Задавала? А почему у меня в дневнике не записано?


ДИРЕКТОР:

Ольга Ивановна! Мальчик говорит, не задавали. Выйди, Кочегаров.
(Кочегаров выходит.)

ОЛЬГА ИВАНОВНА:

Задавала. Что я, совсем уже?


ДИРЕКТОР:

Он вас предупреждал, что не знает?


ОЛЬГА ИВАНОВНА:

Да.


ДИРЕКТОР:

И вы его спросили?


ОЛЬГА ИВАНОВНА:

А что я могла сделать - весь класс на меня смотрел?


ДИРЕКТОР:

И вы ему - двойку?


ОЛЬГА ИВАНОВНА:

А что я могла сделать?


ДИРЕКТОР:

На тройку нельзя было натянуть?


ОЛЬГА ИВАНОВНА:

У меня совесть есть… За что ему тройку, за что?

Входят Кочегаров и его старший брат.

БРАТ:

Здравствуйте. Опять этот тип что-то натворил? (Бьет Кочегарова по шее)

Тихо! Как у него академуспеваемость?


ДИРЕКТОР:

Ужасно! По геометрии одни двойки. По физике…


БРАТ:

Ясно. Подойди сюда! (Дает Кочегарову по шее. ) Будешь учиться? Будешь инженером, болван?


ДИРЕКТОР:

Не нужно так. Он мальчик неглупый. Вот и Ольга Ивановна говорит…


БРАТ:

Это - Ольга Ивановна? Так… (Кочегарову) Сто рублей отдай! Кто сказал, что Ольге Ивановне на венок? А ну, стольник гони!


ДИРЕКТОР: .

Постойте… он что, на венок у вас взял?


БРАТ:

Два раза брал, гад. Один раз - Ольге Ивановне, другой раз… (Смотрит на директора.) Отдай двести рублей! Кто сказал, что директор - от тифа… А?


ДИРЕКТОР:

Выйдите.

Братья выходят. Из-за двери крик: «А-а-а!»

ДИРЕКТОР:

Он его убьет! Кочегаров! (Кочегаров входит.) Ну, давай по-хорошему. Может быть, ты хочешь убежать? Я тебе помогу. Нет? Ну давай двойку исправлять. Сколько будет дважды два?


КОЧЕГАРОВ:

Четыре.


ДИРЕКТОР:

Умница. Можешь, если хочешь! Теперь геометрия. Спрашивайте, Ольга Ивановна.


ОЛЬГА ИВАНОВНА:

Чему равен квадрат гипотенузы? Подумай, сынок, сосредоточься!


ДИРЕКТОР (шепчет) :

Сумме квадратов.


КОЧЕГАРОВ:

Сумме квадратов.


ДИРЕКТОР:

Правильно. Достаточно. Три.


КОЧЕГАРОВ:

Четыре.


ДИРЕКТОР:

Что вы им задавали на завтра?


ОЛЬГА ИВАНОВНА:

Биссектрису угла.


ДИРЕКТОР:

Кочегаров! Выучи завтрашний урок. Для меня. Это я тебя прошу! Лично для меня! Ни для кого! Для меня!


КОЧЕГАРОВ:

Я выучу, а она не спросит. У меня уже так было. Она так делала.


ДИРЕКТОР:

Спросит, спросит. Запомни, Кочегаров, получишь еще одну двойку - исключу, и ни в какую школу не возьмут. Иди. (Кочегаров выходит.) А вы, Ольга Ивановна, поставите еще одну двойку - уволю, и ни в какую школу… вы это знаете. Идите.

Директор остается один и садится на стул. Под ним что-то взрывается.

ДИРЕКТОР:

Кочегаров!!!

Ать, два левой!

Пьесы для школьного театра


Ирина Батюк

© Ирина Батюк, 2017


ISBN 978-5-4485-8282-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Шекспир отдыхает!

Шутка для школьного театра

Действующие лица:

Леша Романов – «Баюн», 14 лет – мастер розыгрыша, начинающий драматург.

Михаил Гуляйполе – «Сверчок», 14 лет – лучший друг Леши Романова.

Сергей Добровский – «Якорь», 15лет

Ваня Иванов – «Иван Иваныч», 14 лет.

Георгий Бойцов – «Гиря», 14 лет.

Екатерина Железнева – «Кэтметал», 15лет.

Юлия Коробкина – «Коробочка», 14лет.

Снежана Красавина – «Сидни», 14 лет.

Вера Разина – «Атаманша», 14 лет.

Лина Валентинова – «Валентинка», 14 лет.

Света Сорокина – «Мата Хари», 14 лет.

Действие происходит в наши дни.


Пролог

Действие происходит на авансцене. С лева за столом сидит Леша Романов и смеясь что-то пишет.

Леша. (отрываясь ) Все! Шекспир отдыхает! (потягиваясь ) Еще один шедевр закончил. (перекладывает листы ) Если бы, моя дорогая, тебя сняли в Голливуде – мы бы все Оскары взяли… Хотя с другой стороны, а зачем нам столько одинаковых «Осиков»…Так, что полежи золотце, отдохни, прежде чем отправишься к остальным в стол ждать когда твой автор созреет для славы. (перелистывая ) Вот здесь просто супер (смеется), здорово! (перелистывает) Ай да Леха!… (смеется, замечает зрителя) Привет! Вы, наверное, думаете, что за чудак сидит и хохочет сам с собой. Я – Леша Романов, для приятелей просто Баюн. Это потому, что пишу пьесы в тайне ото всех, и все в свою очередь делают вид, что ничего об этом не знают. Вот вырасту, обязательно стану знаменитым. А пока устраиваю своим друзьям прикол за приколом. Я так думаю – если не получилось ни одного розыгрыша за день, то на нем можно ставить крест – бесцельно прожитый день. А что друзья?! Нет, не обижаются… Мне так кажется. Они у меня знаете какие? Настоящие! Судите сами. (появляется Миша) Например – Миха Гуляйполе, фамилия ему от предков досталась веселая и сам он самый лучший друг, всегда рядом со своим веселым свистом, за что и назвали его сверчком. (Миша уходит. Появляется Сергей ) А это Якорь, тормоз для него слишком просто, а по паспорту Сережка Добровский. Не удивительно, что его ни разу никто не видел злым, его доброта прямо пропорциональна беззащитности. (Сергей уходит. Появляется Иван ) Иван Иванович… Странно, что некоторые родители обладают безграничным чувством юмора. Мало им было фамилии, они сыну еще и имя такое же дают. Когда Ваня представляется Иванов Иван, то сразу же автоматически становиться еще и Ивановичем… Поэтому лучший друг – книга, не дразнится и много пользы приносит, если не считать близорукость и очки. (Иван уходит. Появляется Георгий) Гоша Бойцов – спорт вытеснил из жизни все: железки на первом, втором и на третьем месте… Гиря она и в Африке гиря. (Гоша уходит. Появляется Катя) Еще одна поклонница метала – Катерина Железнева – правда поющего, фанатка… Так и говорит: «Я не Катерина Железнева – я Кэтметал». (Катя уходит . Появляется Юля ) Коробочка наша. Милейшее создание. Юленька Коробкина. Лучший подарок для нее – копилка. Сколько их у нее никто не знает. А на что копит, под страхом смерти не признается. (Юля уходит . Входит Снежана) Снежаночка Красавина – топ-модель пятой школы, к доске выходит, как на подиуме модель демонстрирует. Каждый день в новом прикиде. Недосягаема, горда и невозмутима… Выходит из себя при виде сломанного ногтя и тогда лучше держаться от нее подальше. (Снежана уходит. Входит Вера ) Наша Атаманша и имя у нее подходящее – Верка Разина. (поет) «Из-за острова на стрежень, ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля, выплывают расписные Стеньки Разина челны». Во где сила в руках, чуть, что так врежет и не смотри, что девчонка… с юмором у нее плохо.. (Вера выходит. Появляется Лина ) Лина Валентинова – романтическая натура, мечтает о большой любви как у Ромео и Джульеты, как у Отелло и Дездемоны, главное с красивым трагическим концом, что бы как в Гамлете: умерли все. (Лиина выходит. Входит Света) Мата Хари! Светка Сорокина! Убойный отдел отдыхает! Все узнает и быстрее телеграфа разнесет по всему свету. Пора сматываться… (уходит).

Света подходит к столу и находит рукопись. Читает, смеется..

Света. Опять Баюн пьесу накрапал… А что, смешно вроде… Возьму почитать. А завтра верну. Он и не заметит. Всегда так делаю, еще ни разу не рассекретил (прячет рукопись, уходит ).


Действие 1

Место отдыха в парке. Ранняя весна. Поют птицы. Появляется Миша.

Миша (насвистывая). Эх! Хорошо-то как. Весна!! Каникулы!! Хочешь – гуляй! А хочешь – спи! Свобода!!! Похоже, гуляю я один, а все еще спят. (Звонит) Леха! Вставай – нас ждут великие дела! Разбудил?! Всю ночь писал? ….. (звонит) Гиря, ты-то хоть не спишь? Это я Мишка! Где я? На нашем месте… Ну лады, жду.

Появляется Катя.

Катя. Птица Говорун отличается умом и сообразительностью!

Миша. Катька! Привет!

Катя. Кэтметал! Друг мой, Сверчок.

Миша. Знаешь – от свободы мысли склеились – столько планов….

Катя. Скажи просто авантюр…

Миша. Все легально: первое – можно на каток, пока не закрыли…

Катя. Да, весеннее занятие, всю зиму, поди, ждал.

Миша. Второе – можно в поход на лошадях…

Катя. Экстримал. Здорово! Только лошадку жалко…

Миша. Третье -…

Катя. Миха! В космос тебя не пустят. Лучше пойдем на концерт: к нам столичная группа приезжает с гастролями.

Миша (обижено ) Угу! Обязательно, вот только вату куплю для бируш…

Появляется. Сергей.

Миша. Ура в мужском полку прибыло!

Катя. Теперь вы вдвое больше сена для вашей коровки припасете!

Сережа. Миша. У тебя корова?

Миша. Нет, это у Катьки жало на языке….

Катя. Ну, Мишка, я тебе сейчас покажу жало (бегает за Мишей)

Сережа. А-а это вы дурачитесь. (садится и достает кроссворд… постепенно уходит в себя, решает)

Входит Ваня.

Миша. Ваня спасай – Кэтметал наступает…

Иван. (не отрываясь от книги) С каким счетом?…

Катя. Тут можно сказать третья мировая (выхватывая книгу) а он с книгой расстаться, не может… Что читаем?

Иван. Отдай… Ну вот закрыла…

Катя. Достоевский – «Идиот»…

Миша. Ну, ты уж слишком… зачем же так, может человеку нравятся серьезные книги…

Сергей. Ребята. Слово из пяти букв. Человек с ограниченными умственными способностями или роман Достоевского….. (пауза) не знаете?

Все начинают смеяться. Ваня забирает книгу.

Миша. Какой же я идиот!

Входит Вера.

Вера. А вот это мне нравиться! Самокритика вещь полезная, а главное товарищам приятно.

Катя. Вперед на баррикады! Вера зовет!

Иван. Вера права! Вам ха-ха, а я не помню страницу!

Катя. Видишь, как на тебя Достоевский действует…

Миша. Совсем зачах. Читал бы, что ни будь легкое, расслабляющее.

Иван. Что, например? Комиксы…

Вера. Мы не настолько примитивны… Можно прочесть детективы..

Ваня. То же мне классика..

Вера. Не скажи… я такой недавно читала….Сюжет супер..

Катя. Ну… не тяни.

Появляются Лина и Снежана. Присоединяются ко всем.

Вера. Значит так. Один крутой пахан, убил своего брата, что бы захватить его фирму, и женился на его вдове. И все бы ему сошло с рук, но его племянник, заподозрил что-то и вернулся из Англии, бросив учебу, и стал копать. Пока он разбирался, прикинулся так, малость, не в себе, что б дядька не заподозрил. Тут ему еще отец стал во сне являться, накажи, мол, обидчика. Ну, племянник и разошелся – всех на чистую воду вывел…

Миша. Что за детектив без трупов.

Вера. Трупов хоть отбавляй. Невеста племянника, и ее папаша. Матушка его, лучший друг, сам пахан, и племянник в конце… да совсем забыла, там еще бедный Йорик был…

Сережа. Трагедия Шекспира – шесть букв.

Иван. (Сереже ) Гамлет… Гамлет!

Сережа. Спасибо, подходит.

Лина. Вот они настоящие чувства! За такие и умереть не жалко!

Снежана. А я книг принципиально не смотрю?

Вера. Огласи принципы!

Снежана. Морщины на лбу – раз! Морщины у глаз – два! Морщины…

Миша. В мозгу – три!

Снежана. Много ты понимаешь. Красота это сила…

Иван. Цитирую: Красота спасет мир.

Снежана. Это Версачи сказал?

Ваня. Достоевский.

Снежана. Я русскими Кутюрье не интересуюсь.