"Мои эмоции"/Семинар-практикум для воспитателей ДОУ.

Автор : Петрова Наталия Ивановна, методист ДОУ
Место работы: ГККП "Детский сад №6 "Солнышко" при ОО г. Степногорска, п Шантобе Акмолинской области.
Описание материала:
В настоящее время сохраняет свою актуальность проблема эмоциональных нагрузок в педагогических коллективах, что зачастую выступает причиной возникновения стресса у педагогов, возникновения у них психосоматических расстройств и заболеваний.
Предлагаемый семинар ориентирован на оказание психологической помощи и поддержки педагогам, испытывающим чрезмерные психоэмоциональные нагрузки в повседневной жизни. Теоретический и практический материал данного семинара помогут педагогам правильно оценить возможности своей нервной системы, познакомиться с приемами восстановления психоэмоционального состояния, нестандартно решать повседневные проблемы.
Цель:
Ознакомление педагогов с понятием «эмоции», «психологическое здоровье»
Задачи:
-мотивировать педагогов на изучение собственного эмоционального мира;
-наполнить содержанием понятие «эмоции»;
-способствовать осознанию собственных эмоций;
-обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;
-формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов;
-развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде;
-формировать у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности.
Форма организации мероприятия: семинар-практикум.
Наглядный и раздаточный материал: презентация, листы белой бумаги, анкеты, смайлики- эмоции, заготовки цветов по количеству участников для самопроизвольного деления на команды.
Участники мероприятия: педагоги, психолог, методист
Продолжительность мероприятия: 45 минут
План проведения мероприятия.
1.Организационный момент. Приветствие участников мероприятия, знакомство с темой занятия, озвучивание его целей.
2.Теоретическая часть.
2.1Введение в тему. «Эмоции». Стресс,«мифы» о нем
3. Практическая часть
3.1 Работа с тестом «Подвержены ли Вы стрессу?»
3.2 Определение основных признаков стресса
3.3 Выработка умения изменять отношение к проблемам
3.4 Знакомство с цветотерапией
3.5 Знакомство приемами с ароматерапии
4. Подведение итогов
«Мое настроение» нарисовать на цветке смайлик

Ход проведения семинара

Теоретическая часть
Вступительное слово:
Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Поскольку в педагогической деятельности постоянно отмечается состояние эмоциональной напряженности. После пребывания в напряженных ситуациях педагог чаще ощущает разбитость, подавленность, желание расслабиться. В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критичекого момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля.
Поэтому возникает необходимость овладения педагогами умениями и навыками саморегуляции эмоционального состояния с целью сохранения и укрепления психического здоровья.
Методист:
Человек живет эмоциями: что такое «эмоция», какие бывают эмоции, какие из них разрушают личность, возможно ли контролировать свои эмоции и управлять ими?
Эмоция- это выражение чувств и отношений человека к окружению или себе, так, например, крайние проявления эмоций по отношению к себе: нарциссизм(самовлюбленность, восхищение собой) и аутоагрессия (от разрушающих тело и души вредных привычек до самоубийства). Эмоцию сам человек или тот, на кого она направлена, может оценивать как положительную (радость, удовлетворение,…) или отрицательную (гнев, печаль, злость,…)
Бывают простые (базисные эмоции), т.н. чувства: теплота, страх, удивление, радость, грусть, гнев, прилив сил, интерес, игнорирование,…- они понятны любому. Этим языком мы можем общаться и с нашими домашними питомцами, а они, как известно, не врут (даже хитрят по-честному), чтобы лучше понять человеку причину своих поступков, выбор поведения в проблемной ситуации, сделанные им умозаключения (выводы), психологи стараются вывести его на этот уровень простых эмоций.
Сложные: обида, печаль, удовлетворенность, стыд, вина, презрение. Эти эмоции формируются уже не только как реакции нашей первой сигнальной системы. Сюда «примешивается» и наш прошлый опыт, и рассужденияпо поводу ситуации, в какой-то мере направленными внутрь(этика отношений), когда человек реагирует на слова, эмоцию, поступок- эмоцией, но через какое- то время и не совсем (или не совсем) той эмоциональной реакцией, которая могла бы быть первоначально.
Управлять эмоциями и просто, и сложно одновременно. Эмоция- это взрыв, повышение давления и пульса и т.д. Чтобы хорошо контролировать физиологию – нужна тренировка. Но выбор любой эмоции, нашей чувственной реакции на происходящее, делаем всегда мы сами.
Какие эмоции разрушают? В основном это те, что отнимают у нас силы, т.н. астенические: подавленность, вина, обида, унижение, ведь что такое, к примеру, обида? Это подавленная в нас злость. Лучше как следует один раз разозлиться, чем потом мучить себя и других, вызывая в них чувство вины обиженностью. Для обучения управлением эмоциями мне нравится метод творческого выражения эмоций.
Выражение эмоций. При всем обилии форм есть два главных варианта отреагирования чувств:
1 через двигательную энергичность;
2 через творческое самовыражение.
Вспомните, что происходит с вами, когда волнуетесь?
Кто-то перебирает в руках маленькие предметы (этой людской потребностью разъясняется успокаивающее действие четок), кто-то прогуливается взад- вперед, кто-то отрисовывает на клочке бумаги… Одна из действенных форм выражения эмоций – обычное проговаривание. Если есть возможность выговориться, нам становится существенно легче. Как говорится, произнес- и душу облегчил.
Что происходит с теми, кто эмоции сдерживает?
Ответ на этот вопрос издавна известен: такие люди заболевают. Недаром говорится, что невыплаканными слезами рыдают внутренние органы. Подавленный ужас, волнение- основная причина язвенной болезни, инфаркта миокарда.
Особенное место в методах отреагирования чувств занимает творческое самовыражение, так именуемая арттерапия.
«Ничто для человека не является такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек».
Профессия педагога относится к группе наиболее психологически опасных профессий наряду с такими, как, например, милиционер, предприниматель, пожарный. Взаимодействие с людьми в профессиональной деятельности было и остается одним из мощнейших стрессогенных факторов. У педагога стрессовые ситуации могут возникнуть в любое время в общении с детьми, администрацией, коллегами, родителями, представителями различных организаций. А если учесть и бытовые проблемы, подорванное здоровье, то уместно говорить о педагоге, испытывающем хроническое стрессовое состояние.
Мы постоянно слышим понятие «стресс» из разных источников, говорим о стрессе, но знаем ли мы о нем всю правду? В быту распространены следующие утверждения:
Стресс не может причинить реального вреда физическому здоровью человека, потому что он существует только в воображении.
От стресса страдают только психологически слабые люди.
Установить причины стресса несложно.
Все люди реагируют на стресс одинаково.
Целью борьбы со стрессом является полное устранение стресса.
Согласны ли Вы с данными утверждениями?
Так что же такое стресс? В переводе с английского «стресс» означает «напряжение». В научный оборот этот термин введен в 1936 году выдающимся канадским физиологом Гансом Селье: «стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям».
Термин «неспецифический» в данном случае обозначает то общее, что свойственно всем приспособительным реакциям организма. На морозе мы стараемся больше двигаться, чтобы увеличить количество выделяемого организмом тепла, а кровеносные сосуды на поверхности кожи сужаются, уменьшая теплоотдачу. В жаркий летний день организм, наоборот, рефлекторно выделяет пот, увеличивая теплоотдачу. Это реакции специфические, отвечающие на конкретные требования окружающей среды к организму. Но в любом случае требуется приспособиться к среде, восстановить нормальное состояние. Общая необходимость перестройки организма, адаптация к любому внешнему воздействию – это и есть сущность стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись.
Как на странно, но холод, жара, печаль, радость, лекарства вызывают, по мнению Г.Селье, одинаковые биохимические сдвиги в организме.
2. Таким образом, знание основных признаков стресса позволит Вам вовремя распознать его появление и принять меры. Основные признаки стресса, независимо от его причины, таковы:
Невозможность сосредоточиться на чем-то
Слишком частые ошибки в работе
Ухудшение памяти
Слишком часто возникает чувство усталости
Мысли часто улетучиваются
Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка)
Повышенная возбудимость
Работа не представляет прежней радости
Потеря чувства юмора
Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет
Пристрастие к алкогольным напиткам
Постоянное ощущение недоедания
Пропадает аппетит, потерян вкус к еде
Невозможность вовремя закончить работу
3. Г Селье «Имеет значение не то, что с Вами случается, а то, как Вы это воспринимаете». Если невозможно изменить ситуацию, вызвавшую стресс, можно изменить ее значимость для человека или его отношение к этой ситуации. Например:
Суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи: использовать слово «зато».
Доказать себе, что «могло быть и хуже».
Сравнить собственные невзгоды с чужим, еще большим горем («а другому гораздо хуже»).
Прием «зелен виноград» (подобно лисице из басни сказать себе, что то, к чему я только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому этого мне не надо»).
Вспомните ситуацию, вызвавшую у Вас отрицательные эмоции или стрессовое состояние. Попробуйте изменить значимость этих ситуаций для себя.
Подведение итогов
Итак, мы узнали главное о стрессе. Настала пора развенчать общераспространенные неверные представления о нем:
Стресс не может причинить реального вреда физическому здоровью человека, потому что он существует только в воображении. Неверно: стресс влияет не только на психические процессы, но и на физиологические. Заболевание, развивающееся в результате стресса, может представлять реальную опасность для здоровья.
От стресса страдают только психологически слабые люди. На самом деле все наоборот. Наиболее сильные стрессы обычно испытывают активные волевые люди, которые ставят себе сложные цели и стремятся как можно быстрее достичь их. Высокие притязания вызывают перегрузку, что приводит к стрессу
Установить причины стресса несложно. Неверно: симптомы появляются сразу после незначительного воздействия какого-либо фактора, то есть даже при слабом стрессе. Но при сильном стрессе его признаки не развиваются до тех пор, пока не исчезнет причина. В таких случаях установить раздражитель бывает довольно сложно.
Все люди реагируют на стресс одинаково. Это утверждение абсолютно неверно. Каждый человек имеет свои особенные причины, симптомы, способы преодоления стресса, у каждого свой порог сопротивляемости. Хотя стрессовая реакция развивается по определенным законам, общим для всех людей, проявления могут быть совершенно разными.
Целью борьбы со стрессом является полное устранение стресса. Стресс не может быть устранен полностью. Напряжение – неотъемлемая часть жизни. Поэтому цель борьбы со стрессовым состоянием – контролирование уровня стресса и управление напряжением для того, чтобы вовремя дать организму возможность восстановиться и не позволить длительному стрессу вызвать серьезные проблемы.
Осознание ошибочности этих утверждений поможет нам более успешно бороться со стрессом.
Задумайтесь:
Практическая часть
1. Тест «Подвержены ли Вы стрессу?»
На каждый вопрос Вы можете ответить «да (+), «нет (-)», «иногда (+ -)».
Часто ли у Вас появляется чувство усталости?
Чувствуете ли Вы ухудшение способности сосредоточиться?
3 Замечаете ли Вы, что Ваша память стала хуже?
4 Есть ли у Вас склонность к бессоннице?
5 Частот ли Вас беспокоят боли в области позвоночника?
6 Бывают ли у Вас сильные головные боли?
7 Есть ли у Вас проблемы с аппетитом?
8 Замечаете ли Вы, что отдых не дает желаемого результата?
9 Скучаете ли Вы на работе?
Легко ли Вас вывести из себя?
Замечаете ли Вы за собой склонность к излишней суете?
Часто ли Вам хочется выпить?
Часто ли Вы курите?
Бывает ли, что Вам трудно завершить мысль?
Часто ли Вы перестаете себе нравиться?
Часто ли Вам без видимой на то причины становится тревожно?
Часто ли Вам не хочется видеть вообще никого?
Обработка результатов
Подсчитайте набранное Вами количество баллов:
«да» - 2 балла
«иногда» - 1 балл
«нет» - 0 баллов
0 – 10 баллов. Вам можно позавидовать, Вы невероятно стрессоустойчивы. В непредвиденных и опасных ситуациях Вы спокойны и рассудительны. Если набрали от 0 до 5 баллов, то Вы, скорее всего, отнеслись к тесту поверхностно, потому что такая степень неподверженности стрессам – это действительно невероятно.
11 – 25 баллов. Стрессы Вам досаждают, но проблем особых не создают. Уровень стресса – средний. Это значит, что избавление от стресса не будет для Вас большой трудностью.
26 – 34 баллов. Уровень стресса – высокий. Вам стоит задуматься о последствиях. Если Вы не сгущаете краски, то последствия не за горами. Не пренебрегайте своим здоровьем: Вам надо срочно изменить свою жизнь
Цветотерапия
«Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой» (Сенека).
Участникам занятия предлагается под музыку (Вивальди «Лето») при помощи пальцев рук красками изобразить цветовые пятна.

Профилактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека. Экспериментальные исследования Е.Б. Рабкина позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека. Это зеленые, зелено-желтые и зелено-голубые цвета. В целом воздействие отдельных цветов на психологическое состояние человека следующее:
Влияние цвета на психологическое состояние человека
Цвет Действие
Белый Располагает к чистоте, создает ощущение легкости, прохлады
Серый Создает скуку, апатию, ощущение холода
Синий Вызывает ощущение холода, тесноты, навевает грусть, успокаивает
Голубой Вызывает ощущение прохлады, отдаленности, успокаивает
Фиолетовый Вызывает ощущение усталости, тяжести, тесноты, подавляет эмоции
Пурпурный Возбуждает, вызывает возвышенные чувства, ощущение тепла
Красный Создает ощущение теплоты, возбуждает при длительном действии приводит к чрезмерной усталости
Оранжевый Создает ощущение теплоты, бодрит
Желтый Возбуждает радость, создает ощущение тепла, простора, легкости
Коричневый Создает ощущение теплоты, устойчивости, спокойное настроение
Зеленый Вызывает ощущение холода, успокаивает
Черный Вызывает ощущение тяжести, тесноты, громоздкости, снижает настроение, угнетает
Тест на эмоциональное отношение.
Материал: лист бумаги, цветные карандаши.

1.Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты идешь на работу.
2.Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты занимаешься домашними делами.
3.…, когда думаешь о близких.
4.…, когда ты приходишь домой.
5.…, когда ты ложишься спать.
Обозначение цветов:
Красный - возбуждение, восторженное отношение
Оранжевый - радостное, приятное
Желтый - теплое, доброжелательное
Зеленый - спокойное
Синий - грусть, неудовлетворенность
Фиолетовый - коричневый- тревога
Черный - печаль, уныние.
Приемы снятия эмоционального напряжения.
Психологический душ- комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергического потенциала.
1.Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь»
2.Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней…»
3.Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично»
4.Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче»
5.Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего»
6.Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача»
7.Руки на бедрах, делая наклоны туловищем вперед- назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна»
8.Руки на талии, выполняя наклоны вправо- влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу»
9.Сложив руки в замок, делаем глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается…», глубокий выдох: «И все у меня получается»
«Нарисуй настроение»
Предлагаю всем педагогам нарисовать в серединке цветка смайлик, обозначающий их настроение на данный момент. Приклеить свои цветы – настроение на общий лист – получился «букет эмоций».

Юлия Кириллова

Проводила семинар тренинг для педагогов , целью которого являлось ознакомить педагогов - воспитателей с методами снижения стресса. Все прошло в дружеской обстановке, немного теории, психологическая зарядка, раскрашивание мандалы и изготовление оберега не оставили никого равнодушным!

Предлагаю ознакомится с конспектом прошедшего тренинга очень коротко и сжато.

Введение

Мы начинаем наше тренинговое занятие . Предлагаю всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего имени : "Я думаю", слушать друг друга внимательно.

В течение тренинга нам предстоит вместе пройти определенный путь, и, как обычно это бывает, начнется с приветствия, знакомства.

Знакомство и введение в тренинг

1 Знакомство

Ведущий начинает выполнять упражнение первым. Держа мяч в руках, называете свое имя и характерное для себя качество, например : "Я - Светлана - я добрая". Затем мяч перебрасывается другому участнику и тот называет свое имя и качество. Любая психологическая игра имеет "двойное дно" - на поверхности лежит возможность получить удовольствие, но смысл к этому не сводится. Игра дает возможность лучше узнать других и себя, чему-то научиться.

2 теоретическая часть

Не секрет, что профессия воспитателя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверх стрессу, то есть стресса превышает "ежедневный" психическое потенциал человека.

Стресс - это важнейший инструмент тренировки и закаливания , так как он помогает повышать сопротивляемость организма. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и великой радости. Он способен привести человека к вершинам творчества.

Находясь в стрессовой ситуации не принимайте важных решений, сначала нужно прийти к себе. Мысли, которые появляются на пике активности нервной системы, очень редко бывают продуктивными и осознанными. Чтобы выйти без ущерба для своего здоровья из стрессовой ситуации, нужно, прежде всего, четко для себя выяснить, что именно она сейчас владеет вами. Приемы снижения стрессового состояния, улучшения настроения.

По мере приобретения опыта уровень эмоциональных нагрузок может снижаться, однако никогда не исчезает полностью.

Я хочу вам предложить следующие естественные способы регуляции. Которые вы можете использовать прямо на работе :

Смех, улыбка, юмор,

Размышление о хорошем, приятном,

Разные движения типа потягивания,

Наблюдение за пейзаж за окном,

Рассматривание фотографий,

- "Купание" в солнечных лучей,

Свежий воздух,

Высказывания похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

психологическая зарядка

А теперь, настало время для отдыха! Проведем психологическую зарядку!

Обратите внимание, что на ваших столах лежит по 3 конверта для каждого. Там находится задача, которую необходимо выполнить, для того чтобы получить хороший и позитивный настрой.

Инструкция : одновременно выполняется движение и произносится фраза, каждое упражнение повторяется 3-4 раза.

1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть поочередно левым, правым глазом. "Очень я собой горжусь, я на многое гожусь".

2. Положить на лоб левую ладонь, затем правую. «Я решаю любые задачи, ведь со мною- любовь и удача.»

3. Встать на цыпочки, поднять руки, сомкнуть их над головой в кольцо. «Я согрета солнечным лучиком и достойна самого лучшего»

4. Руки в стороны, кулаки сжать, делать вращения руками. «На моем пути нет преграды, и все получается так, как надо» .

5. Руки на поясе, делать наклоны вправо-влево. «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу» .

6. Руки на поясе, наклоны вперед-назад. «Ситуация мне подвластна, мир прекрасен, я прекрасна» .

7. Подпрыгивать на правой ноге, затем на левой. «Я бодра и энергична, все дела идут отлично» .

8. Сложив руки в замок, сделать глубокий вдох. «Вселенная мне улыбается, все у меня получается» .

опросы для обсуждения :

Что вы чувствовали, когда воспроизводили написаное?

Поднялось ли у вас настроение?

Молодцы, спасибо за хорошее настроение, и отдых!

Еще одним способом борьбы со стрессом, психологи считают эффективными раскраски антистресс. А одним из их видов выделяют мандалы. Мандалы - это рисунки, соединяющие в себе удивительные фигуры и строгие геометрические пропорции.

(Далее ознакамливаю воспитателей со значением мандалы, как с ними обращаться, их свойства и значения, предлагаю разрисовать свои мандалы, для этого на выбор представляю мандалы счастья, любви,добра, гармонии, денежные мандалы для того, чтобы каждый мог выбрать себе по душе,чего ему не хватает).

Затем снова обсуждение, а после предлагаю изготовить оберег счастья на память о сегодняшней встрече.

В заключении беседа о встрече, о полученной информации.






Публикации по теме:

Семинар для воспитателей «Физкультурные занятия в детском саду» Семинар для воспитателей тема: «Физкультурные занятия в детском саду» Задачи: 1. Закреплять профессиональные знания и умения воспитателей.

Консультация для педагогов «Игровые технологии в детском саду» «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель Игра представляет собой особую деятельность,.

Семинар-тренинг для педагогов ДОУ «Психолого-педагогическая культура как основной фактор педагогического мастерства» Автор-составитель: Сагитова Аделина Тема: «Развитие необходимых качеств педагога для эффективной работы с детьми». Аудитория: воспитатели,.

Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду" Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов художественного.

Семинар-практикум для воспитателей «Виды, формы и приёмы проведения родительских собраний в детском саду» Семинар – практикум Тема: «Виды, формы и приёмы проведения родительских собраний в детском саду». Одной из основных форм общения воспитателей.

Семинар-тренинг для педагогов детского сада «Приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов» КГКП Детский сад-ясли №45 «Болашак» акимата города Усть-Каменогорска Подготовила: педагог-психолог Слукина Лилия Геннадьевна Семинар-тренинг.

Гоголь писал: «В нем (в русском языке) все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких, он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно».

Как овладеть языком, как сделать так, чтобы родная речь была нашей стихией, в которой мы ориентировались бы быстро и безошибочно? Многие недооценивают устную речь, относятся к ней небрежно. Это невнимание к культуре устной речи, правилам произношения и ударения привело к тому, что большая часть нашего общества не умеет правильно и красиво говорить. Красивую речь сейчас редко услышишь даже по радио и по телевиденью. На улице, в транспорте, в магазине мы часто слышим грубую речь с вульгарной интонацией, неряшливым произношением, массой неправильных ударений и речевых ошибок. Не случайно ученые и общественные деятели говорят о кризисе литературного языка, особенно в сфере устного общения.

Поэтому так велика ответственность воспитателей и родителей за культуру собственной речи. Живое слово взрослого по прежнему остается главным средством обучения ребенка . Именно поэтому педагогам принадлежит право демонстрировать перед детьми образцы верного произношения. Постоянно имея перед собой образец правильной речи, ребенок невольно начинает подражать ему, спонтанно усваивая тем самым норму литературного произношения.

Грамотная устная речь способствует легкости общения между людьми, придает речи коммуникативное совершенство.

Велика и эстетическая ценность грамотной речи, так как это своеобразное зеркало, которое наиболее ярко отражает степень общего интеллектуального развития человека. Кому из нас не режут слух слова «документ», «проздравить», «кажный», «канпот», «колидор», — всречающиеся как в речи детей, так и в речи взрослых. Это так называемый просторечный стиль с предупреждением и устранением особенностей которого мы и должны работать. В основе произносительной системы русского языка лежит нейтральный стиль, главное назначение которого — коммуникативное. Данный стиль используется в повседневной практике речевого общения, это основной стиль литературного произношения. Примером нейтрального стиля может служить речь дикторов телевиденья, выступления мастеров сцены.

Разговорный стиль связан с обычными речевыми ситуациями. Его реализация происходит в условиях неофициального, непринужденного, заранее не подготовленного сообщения. Разговорный стиль характеризуется убыстренным темпом произнесения, меньшей напряженностью артикуляции, что приводит к нечеткому произношению. Особенности разговорного стиля придают высказыванию несколько сниженный, бытовой характер. Дети дошкольного возраста владеют именно разговорным стилем произношения. Разговорный стиль нередко наблюдается и в речи родителей, воспитателей:

«Скоко повторять одно и то же»

«Седня вы хорошо работали»

«Ничо не надо трогать»

«Щас будете заниматься»

«Ляжь на правый бок»

«Не раздевай пальта»

«Вот здеся у меня картинки»

«Отседова можно сделать вывод»

«Ложи сюда одежду»

Взрослые, пользующиеся разговорным стилем, не осознают своей фонетической небрежности. Между тем они должны заботиться о правильной речевой среде, из которой ребенок впитывает образцы произношения, поэтому преобладающее место в речи взрослых должен занимать нейтральный стиль, стиль литературного произношения.

Особое место в русском языке занимает ударение. Оно подобно биению сердца. Мы не вспоминаем о нем, пока кто – то не исказит слово неправильной постановкой ударения – оно тотчас же теряет свой ритмический пульс, а порой и смысл и грамматическую форму. Своеобразие его в том, что оно свободное, т. е. не прикреплено к определенному слогу в слове, может падать и на первый и на второй слог, и на третий. Особенностью ударения является его подвижность, способность менять свое место в зависимости от формы слова:

Понять – понял – поняла

И третья особенность ударения — изменчивость, с течением времени ударение меняет свое место в слове. Раньше говорили: Кладбище, библиотека, музыка.

Сейчас такое произношение считается неправильным. Но оно сохранилось в художественных произведениях:

«Гремит музыка полковая». (А. С. Пушкин)

Очень часто возникают сомнения в постановке ударения. В этом случае неоценимую помощь оказывает словарь. Игра – тренинг «Ударение» — списать слова, расставить ударение.

(Каталог, красивее, петля, свекла, сироты, цемент, позвонит, начала, начался, простыня, звонишь, алфавит, аргумент, договор, досуг, звонит, каталог, квартал, начать, петля, процент, танцовщица, ремень, избаловать).

Прежде всего каждый взрослый и его речевое поведение – образец для подражания. Не забывайте, рядом с нами дети, следите за своей речью и помогайте ребенку овладеть культурой родного языка. Нельзя допустить, чтобы дети слышали от нас с вами, а потом и сами говорили «мое фамилие, десять курей, я раздел сапоги, вперед меня». Игра – конкурс «Исправь ошибки»

«Дети в садик бежат. Ты за ними бежи. Из домика вылазь. Ехай на лисопеде. Видишь, как я ездию. Подежурь заместо меня. Давай вместе играться. Лопатку вот сюда нужно ложить, положь. Я чистию свое пальто. Сколько разов тебе говорить, дожидайся меня».

Сегодня каждого из нас окружает множество речевых ошибок. Не секрет, что воспитатели и родители часто путают назначение глаголов «надевать и одевать». Блиц – викторина «Почувствуй разницу» «Я проснулась утром рано и стала собираться на работу. Сначала платье стала (надевать или одевать), куртку стала …..шапку стала….А потом стала сына (надевать или одевать). Что можно надевать на себя? А одевать? (кого – нибудь: ребенка, брата, куклу).

Поговорим об интонационной выразительности.

Однажды к древнегреческому философу и мудрецу Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Но пришедший все время молчал. Сократ воскликнул: «Заговори, чтоб я тебя увидел!» Ведь очень часто первые впечатления о человеке складываются у нас под влиянием его голоса. Голос — это зеркало человека, могущественное средство воздействия. Тон голоса имеет исключительную роль в устной речи, особенно в работе с детьми.

Упражнения на интонационную выразительность: — произнести фразы (весело, ласково, спокойно, гневно) «Подойди ко мне», «Закрой дверь», «Сядь на место».

Практикум по интонационной выразительности. Стихотворение М. Цветаевой.

— «Все перемелется, будет мукой!

Люди утешены этой наукой.

Станет мукою, что было тоской?

Нет, лучше мукой!

Люди, поверьте: мы живы тоской!

Только в тоске мы победны над скукой.

Все перемелется? Будет мукой?

Нет, лучше мукой»!

Итак, из всего сказанного можно сделать для себя следующие выводы:

— надо постоянно совершенствовать культуру речи;

— развивать навыки выразительности устной речи;

— критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения

произносительных норм.

И в заключении семинара потренируемся в изящной словесности, скажем друг другу ласковые слова (дорогая, уважаемая, милейшая, очаровательная, прекрасная, несравненная, дрожайшая, обворожительная, пленительная, замечательная, умнейшая, красивейшая, драгоценнейшая), и подарим (подарки), не называя их, а описывая так, чтобы тот, кому вы дарите, догадался, что это за подарок, подберите точные слова «цветок, кукла, духи, зонтик, зеркало, платочек, кольцо, чашка, книга).

Литература :

1. К. И. Чуковский «Живой как жизнь».

учитель — логопед

МДОБУ «ЦРР – детский сад «Надежда»

г. Дальнегорск, Приморского края, РФ .

Елена Таймолкина
Семинар-практикум по саморазвитию и самосовершенствованию с элементами тренинга для воспитателей

Семинар - практикум с элементами тренинга для воспитателей по

Каждый человек - творец собственного благополучия

Ричард Стил

Цель семинара - практикума : повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через развитие способности педагогов к саморазвитию и самосовершенствованию .

Задачи :

Знакомство с понятием «профессиональная идентичность педагога» .

Повышение уровня эмоциональной культуры педагога, развитие эмоциональной гибкости.

Ознакомление с техниками саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психологического перенапряжения педагогов, в условиях профессиональной деятельности.

Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний.

Семинар - практикум состоит из двух частей :

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

1. Теоретическая часть.

Психолог : Уважаемые коллеги!

Приглашаю вас принять активное участие в семинаре – практикуме , направленного на развитие способности педагогов к саморазвитию и самосовершенствованию . В настоящее время модернизация системы образования вступила в период адаптации к рыночным отношениям, что предъявляет новые требования к деятельности всех образовательных учреждений, их целевым ориентирам и результатам. Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует необходимость изменения характера деятельности дошкольных образовательных учреждений как первой ступени в системе непрерывного образования. Государственная политика в этой области отражена в Законе РФ «Об образовании» , ориентирующая на построение новой системы дошкольного образования, в центре которой находится личностное развитие ребенка.

В связи с переходом на ФГОС педагогам требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для многих педагогов может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование. Такая ситуация содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения, что приводит к возникновению негативных эмоциональных состояний. Сама по себе специальность «педагог» относится к профессиям типа «человек-человек» , что связано с высокими эмоциональными затратами, требует от человека больших резервов самообладания и саморегуляции . К личности педагога нему всегда предъявлялись и предъявляются достаточно высокие требования. Современное общество встало на путь инновационного развития, в центре которого стоит фигура педагога, потому что через образовательное учреждение как социальный институт проходит каждый гражданин страны. Государство и общество должны понимать непреложную истину : от того, насколько личностно и нравственно развитыми выпускники будут покидать стены различных образовательных учреждений, зависит будущее России.

Поэтому и сейчас очень уместен разговор о том, а каким должен быть современный педагог, какими профессиональными качествами необходимо овладеть не только начинающему, но и опытному педагогу в быстро меняющемся информационном обществе. Не случайно, нас заинтересовала проблема профессиональной идентичности педагога.

Ведущий :

Охарактеризуйте, пожалуйста, что такое идентичность для Вас? (Ответы педагогов) .

Ведущий :

«Идентичность» – от французского -identigue– точно соответствующий, тождественный.

Идентификация (от лат. identifico - отождествлять) :

Идентификация в Энциклопедическом словаре : признание тождественности, отождествление объектов, опознание. В психологии и социологии - процесс эмоционального и иного самоотождествления личности с другим человеком, группой, образцом, процесс сравнения объекта с некоторым эталоном.

Профессиональная идентичность – ведущая характеристика профессионального развития человека, которая свидетельствует о степени принятия избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития , как осознание своей тождественности с группой и оценка значимости членства в ней. Важно, чтобы процесс становления профессиональной идентичности педагога проходил безболезненно и позитивно в течение всего периода педагогической деятельности.

2. Практическая часть.

Упражнение “Аплодисменты”.

Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю начать занятие с упражнения “Аплодисменты”. Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим тихим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя – аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, я почувствовала вашу энергию, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни.

Упражнение «Образ, который вы создали сами» (работа в таблице) .

Все мы родом из детства. Предлагаю вспомнить любимых героев мульт- или кинофильмов, сказок; людей шоу-бизнеса, которые оставили след в вашей душе.

Герой сказки или мультфильма Кумир шоу-бизнеса (актёр, артист, певец, юморист) Реальный пример для подражания в жизни

Имя Яркие черты характера, особенности поведения Имя Яркие черты характера, особенности поведения Имя Яркие черты характера, особенности поведения

После заполнения таблицы участники тренинга высказываются .

Упражнение “Мои положительные черты”.

Напишите свои положительные черты. Трудно ли было написать эти черты? Почему?

Теперь ещё раз прочтите то, что написано на вашем листке. Все ли эти положительные качества видят в вас другие? Главная задача каждого – подтверждать своим поведением и делами всё то положительное, что вы у себя отметили.

Что вы чувствовали когда выполняли это упражнение?

Упражнение “Отражение в воде”.

Один человек будет тот, кто стоит на берегу, а другой - тем, кто живёт в речке. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды :

Человек скорчил страшную рожицу;

Человек замахнулся палкой;

Человек приветливо улыбнулся тому, кто живёт в речке.

Что вы чувствовали, когда ваш партнёр скорчил вам рожу (замахнулся на вас, улыбнулся вам?

Что вам было приятнее делать : корчить рожу, замахиваться палкой, улыбаться?

Как вы думаете, все ли из вас правильно выполняли мои задания, ведь в реке всё отражается так же, как в зеркале?

Наша злая рожица может испугать не только другого человека, но и нас самих; замахиваясь на другого палкой, мы замахиваемся на себя, улыбаясь другому, мы улыбаемся сами себе.

Упражнение “Волшебное озеро”.

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.

Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.

Как вы понимаете значение слова “уникальный”?

Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?

Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?

Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?

Упражнение «Моя позиция» . (работа в таблице) .

Характерные для вас мысли и действия

Позиция… Позиция…

По жизни меня ведут действия, основанные на обязательствах и ожиданиях…. По жизни меня ведут надежды и пожелания, оценки нравится- не нравится, суждения, мнения, чувства доминируют над действиями

Возможность что-либо изменить есть всегда Возможности что-то изменить нет

Я - чемпион по результатам Я -чемпион по оправданиям

Я- часть решения Я- часть проблемы

Я-мой свободный, осознанный выбор Мои действия- это вынужденность,соглашательство

Я знаю, ради чего я это делаю, если нужно, я выбираю платить цену Я- жертва обстоятельств. Меня используют другие люди

Успех-это намеренно созданный результат Мне повезло или не повезло : обстоятельства сложились благополучно, обстоятельства были против.

Что даёт такая позиция…. Что даёт такая позиция….

После заполнения таблицы ведущий предлагает участникам высказаться.

Интерпретация.

Капитан собственной жизни. Ты чувствуешь ответственность за всё, что с тобой происходит, преодолеваешь трудности. Ты видишь перед собой цель и думаешь над тем, как её достигнуть. Твои мысли и чувства- загадка для окружающих.

Рулевой на собственном жизненном корабле. Если это необходимо, ты способен передавать штурвал в надёжные руки. При оценке собственных трудностей ты частенько ошибаешься. То, что ты считаешь чересчур сложным, на самом деле оказывается довольно простым. Рассудительность, чуткость, отсутствие лишнего упрямства обычно помогают тебе. Ты умеешь жить в согласии с другими людьми.

Пассажир на корабле своей жизни. Ты прислушиваешься к тому, что говорят и думают другие. Причину своих ошибок и трудностей видишь чаще всего в том, что так всё само складывается , чем в собственных промахах. Часто ты считаешь, что какое-то дело значительно сложнее, чем оно есть на самом деле , если только взяться. То, что кажется невыполнимым- вполне тебе по силам, стоит только поверить в себя. Ты умеешь мирно сосуществовать с окружающими тебя людьми.

Кем быть в этой жизни-свободный выбор каждого человека.

Релаксация «Цветы» .

Сделайте 2–3 глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза. Представьте себе : греет теплое ласковое солнышко, дует легкий приятный ветерок… Вы находитесь на лугу, покрытом цветами : красными, желтыми, небесно-голубыми. Цветы настолько красивы, что завораживают взгляд. Постарайтесь рассмотреть их повнимательнее. Одни цветы яркие, крупные, другие нежные, хрупкие, некоторые совсем меленькие, есть даже цветы с колючками. У каждого цветка свой неповторимый аромат. Какие-то пахнут медом, какие-то - карамелькой, ванильным мороженым, приятной горчинкой… Какой бы ни был цветок - он неповторим… С высоты птичьего полета кажется, что это совсем не луг, а ослепительной красоты ковер. И каждый цветок, даже самый маленький, находится на своем месте, создавая дивный узор. Не будь его здесь, и узор был бы совсем другим… Представьте себе, что каждый из вас - тоже цветок из этого великолепия… Постарайтесь рассмотреть себя в капельке утренней росы… Что вы за цветок?. Как вы выглядите?. Какого цвета?. Какой аромат от вас исходит?. Этот луг настолько прекрасен, что постоянно притягивает к себе нежных бабочек, стремительных стрекоз, медлительных божьих коровок… Цветы не только радуют их своей красотой, но и дают возможность спрятаться от палящих солнечных лучей, сильного ветра, от птиц; они щедро делятся своим целебным нектаром… Вы так нужны им… Постарайтесь оставить в своей памяти эти ощущения красоты, нужности кому-либо, единения с другими… Сделайте глубокий вдох… Вернитесь в свой реальный облик. Медленно потянитесь, откройте глаза.

Подведение итогов. Рефлексия впечатлений участников.

Цель : расширение знаний и опыта педагогов.

Задачи :

*раскрытие значения оригами для развития творческого потенциала ребёнка и взрослого

*Передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий

Творческое мышление - один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.

Формирование творчески мыслящей личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Воспитателю необходимо быть не информатором, а организатором интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Большую роль в этом играет японское искусство складывания из бумаги - оригами.

Оригами как средство обучения и воспитания дошкольников рассматривается в работах известных оригамистов и педагогов: Афонькина, Кабачинской, Литвинова, Опаричевой, Соколовой, Тарабариной, Коротеева, Лежнёвой.

Оригами как любое искусство, является средством самовыражения и самопознания, развития творческого потенциала.

Оно не ограниченно в своих возможностях:

— Это приятный и полезный способ проведения досуга.

— идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику, пространственное и творческое мышление, воображение, интеллект.

— В нём находят удовлетворение как приверженцы точных наук, так и творческие натуры.

Занятия оригами, имеют большие педагогические возможности. Они расширяют игровой опыт детей, дают знания об окружающем мире, развивают фантазию, сообразительность, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, такие занятия развивают творческое мышление детей. Творческое мышление присуще каждому ребёнку, но его надо развивать. Так, если в дошкольном возрасте у ребёнка не развили творческое мышление через игровую и учебную деятельность, то в будущем он не станет творческой личностью а, скорее всего, будет исполнителем чьей - либо воли. Не вызывает сомнения и тот факт, что активность ребёнка непосредственно зависит от его интереса к данной деятельности. Поэтому немаловажная задача педагога - находить всё новые пути развития творческого мышления дошкольника и сделать занятия оригами наиболее занимательными и интересными.

Необходимо также помнить, что эмоции оформляют и сопровождают интерес детей к разнонаправленным мыслительным и практическим действиям. Внимание и доброжелательное отношение взрослых позволяет поддержать и развить интерес к творческим мыслительным задачам. Так ребёнок постепенно будет подниматься на новые ступени развития, образовываться личностно.

Очевидно, что процесс складывания трудоёмкий и сложный. Но именно поэтому он способен отвлечь от повседневных забот и уныния и перенести в страну Творчества, в которой не существует никаких ограничений.

Но, к сожалению, занятия оригами чаще всего носят подражательный характер, что не предусматривает осознанности в выполнении работы, не даёт детям самостоятельно осмыслить процесс изготовления изделия. При проведении таких занятий развивающий потенциал оригами остаётся абсолютно нераскрытым.

Именно поэтому, мною разработаны методические рекомендации, направленные на развитие творческого мышления у старших дошкольников на занятиях оригами:

1. Планирование работы в первой половине дня, так как это наиболее благоприятное время для работы с детьми.

2. Использование методов обучения, соответствующих возрастным особенностям ребёнка и уровню его подготовленности.

3. Создание позитивного микроклимата в коллективе: сотрудничество с воспитанниками, отношение к воспитанникам как к активным субъектам творческого процесса.

4. Проведение интегрированных занятий.

5. Включение в занятия проблемных ситуаций и игровых приёмов, но при этом проблемный материал должен быть разнообразным, неоднотипным.

6. Постепенное усложнение приёмов складывания.

7. Создание условий для самостоятельного изготовления поделки.

8. Использование различной по цвету, фактуре и размеру бумаги.

9. Создание обстановки общей увлечённости и творчества.

Не менее важным, чем развитие мыслительных способностей детей, оказывается изучение и развитие творческого мышления их наставников. Поэтому сейчас я предлагаю вам взять бумажный квадрат, сесть поудобнее и вместе со мной отправиться в сказку «Путешествие квадрата»

Ведущий от имени Квадрата рассказывает историю и одновременно показывает процесс изготовления игрушки

Однажды дети оставили такой квадратный лист бумаги на улице. Он лежал на дороге, с грустью смотрел на небо и думал о том, куда и зачем ветер гонит облака, почему улыбается луна и мигают звёзды, и как хорошо было бы увидеть их поближе. Эти мысли услышал ветер, подлетел к нему и начал работать.

Сложил ветер квадрат в треугольник, развернул и увидел дорожку. К ней приложил первый, а потом второй раз те стороны квадрата, которые были рядом. Повернул его и ещё раз сложил, но уже в длину пополам и сделал стрелку. Поднял её крылья и запустил в небо.

Долететь до звёзд стреле не хватило сил. Она стала опускаться и очень обрадовалась, когда увидела под собой такое же голубое небо. Она окунулась в него и превратилась в лебедя.