Шуберт Франц (1797-1828), австрийский композитор.

Родился 31 января 1797 г. в Лихтентале близ Вены в семье школьного учителя. Отец и старшие братья обучили Франца игре на скрипке и фортепиано.

С 1814 г. Шуберт учительствовал в школе отца, правда, не чувствуя особой склонности к этому. В 1818 г. он оставил преподавание и всецело занялся творчеством. Уже за время своей недолгой работы в школе Шуберт создал около 250 песен, среди которых шедевр мировой вокальной лирики «Лесной царь» (1814 г.; на стихи И. В. Гёте).

Вокруг композитора объединились единомышленники, поклонники и пропагандисты его творчества. Именно благодаря их усилиям к Шуберту пришли слава и признание. Сам же он отличался жизненной непрактичностью.

Основой творчества Шуберта стала песня. Всего им написано более 600 произведений этого жанра. Среди них вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (1823 г.; на стихи В. Мюллера) -- простая и трогательная история любви скромного подмастерья и дочери хозяина мельницы. Это один из первых вокальных циклов в истории музыки.

В 1823 г. Шуберт стал почётным членом Штирийского и Линцкого музыкальных союзов. В 1827 г. им был написан ещё один вокальный цикл на стихи Мюллера - «Зимний путь». Уже посмертно, в 1829 г., вышел последний вокальный сборник композитора - «Лебединая песня».

Кроме вокальных сочинений Шуберт много писал для фортепиано: 23 сонаты (из них 6 незавершённых), фантазия «Скиталец» (1822 г.), «Экспромты», «Музыкальные моменты» и др. В период с 1814 по 1828 г. написаны 7 месс и «Немецкий реквием» (1818 г.) - основные сочинения Шуберта для солистов, хора и оркестра.

Для камерного ансамбля композитор создал 16 струнных квартетов, 2 струнных и 2 фортепианных трио и др. Он писал также оперы («Альфонсо и Эстрелла», 1822 г.; «Фьера-брас», 1823 г.).

P.S. Посетитель по имении Елена Л добавила короткий, емкий, замечательный комментарий. Привожу полностью и подписываюсь под каждым словом. Елена, спасибо большое!
Здравствуйте! По поводу Шуберта: как же не напомнить читателяи о его шедевре “Третья песня Эллен”, более известном широкому слушателю, как “Аве Мария”? И обязательно сказать, что эту бессмертную музыку написал мальчик 30 лет от роду…
P.P.S. Сам комментарий не размещаю, чтобы избежать повторов.

Введение

Франц Пе́тер Шу́берт (нем. Franz Peter Schubert ; 31 января 1797, Лихтенталь, Австрия - 19 ноября 1828, Вена) - великий австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор около 600 песен, девяти симфоний (в том числе знаменитой «Неоконченной симфонии»), а также большого количества камерной и сольной фортепианной музыки.

1. Биография

Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 года в Лихтентале (сейчас Альзергрунд), небольшом пригороде Вены, в семье школьного учителя, по-любительски занимавшегося музицированием. Отец его происходил из крестьянской семьи. Мать была дочерью слесаря. Из пятнадцати детей в семье десятеро умерли в раннем возрасте. Франц очень рано проявил музыкальные способности. С шести лет он учился в приходской школе, а домочадцы научили его играть на скрипке и фортепиано.

В возрасте одиннадцати лет Франц был принят в Конвикт - придворную капеллу, где, кроме пения, изучал игру на многих инструментах и теорию музыки (под руководством Антонио Сальери). Оставив капеллу в 1813 году, Шуберт устроился преподавателем в школу. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. Первые самостоятельные произведения - оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор - он написал в 1814 году.

Композитор умер от брюшного тифа в Вене 19 ноября 1828 года. Согласно последнему пожеланию, Шуберта похоронили на кладбище, где за год до того был погребен боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но ещё более прекрасные надежды» В честь Шуберта назван кратер на Меркурии.

2. Творчество

В области песни Шуберт явился продолжателем Бетховена. Благодаря Шуберту этот жанр получил художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки. Баллада «Лесной царь», написанная в 1816 г., принесла композитору славу. Вскоре после неё появились «Скиталец», «Похвала слезам», «Зулейка» и др.

Большое значение в вокальной литературе имеют большие сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера - «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «К далёкой возлюбленной» . Во всех этих произведениях Шуберт выказал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; он дал аккомпанементу большее значение, больший художественный смысл. Замечателен также сборник «Лебединая песня», из которого многие песни приобрели всемирную известность (например, «Серенада», «Приют», «Рыбачка», «У моря») . Шуберт не старался, как его предшественники, подражать народному характеру, но в его песнях невольно отразилась национальная струя, и они стали достоянием страны. Шуберт написал почти 600 песен. Удивительный музыкальный дар Шуберта сказался и в области фортепьянной и симфонической. Его фантазии до мажор и фа минор, экспромты, музыкальные моменты, сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической эрудиции. В струнном квартете ре минор, квинтете до мажор, фортепианном квинтете «Форель» (часто также называется «Forellenquintett», «Форельный»), большой симфонии до мажор и незавершённой симфонии си минор Шуберт является продолжателем Бетховена. В области оперы Шуберт не был так одарен; хотя их написано им около 20, но они немного прибавят к его славе. Среди них выделяется «Заговорщики, или Домашняя война» . Отдельные номера его опер (например, «Розамунды») вполне достойны великого музыканта. Из многочисленных церковных сочинений Шуберта (мессы, офертории, гимны и проч.) возвышенным характером и музыкальным богатством отличается особенно месса ми-бемоль мажор. Музыкальная производительность Шуберта была громадна. Начиная с 1813 г. он сочинял непрестанно. В высшем кругу, куда Шуберта приглашали для аккомпанемента его вокальных сочинений, он был чрезвычайно сдержан, не интересовался похвалами и даже избегал их; среди друзей, наоборот, он высоко ценил одобрение. Из опер, исполнявшихся в то время, Шуберту всего более нравились «Швейцарское семейство» Вейгеля, «Медея» Керубини, «Иоанн Парижский» Буальдье, «Сандрильона» Изуарда и особенно «Ифигения в Тавриде» Глюка. Итальянской оперой, которая была в его время в большой моде, Шуберт интересовался мало; только «Севильский цирюльник» и некоторые отрывки из «Отелло» Россини прельщали его. Как утверждают биографы, Шуберт в своих сочинениях никогда ничего не изменял, потому что не имел для того времени. Он не щадил своего здоровья и в расцвете лет и таланта скончался в возрасте 31 года. Последний год его жизни, несмотря на расстроенное здоровье, был особенно плодотворен: именно тогда он написал симфонию до мажор и мессу ми-бемоль мажор. При жизни он не пользовался выдающимся успехом. После его смерти осталась масса рукописей, уже позднее увидевших свет (6 месс, 7 симфоний, 15 опер и проч.).

3. Неоконченная симфония

Точная дата создания симфонии си минор (Неоконченной) неизвест­на. Она была посвящена любительскому музыкальному обществу Граца, и Шуберт представил две её части в 1824 году.

Рукопись хранилась более 40 лет у друга Шуберта Ансельма Хюттенбреннера, пока её не обнаружил венский дирижёр Иоганн Хербек и не исполнил её на концерте в 1865 году. Опубликована симфония была в 1866 году .

Осталось тайной самого Шуберта, по­чему он не завершил «Неоконченную» симфонию. Ка­жется, он был намерен довести её до логического конца, первые скерцо были полностью закончены, а ос­тальные обнаружены в набросках.

С другой точки зрения «Неоконченная» симфония - вполне завершённое произведение, так как круг образов и их развитие исчерпывает себя в пределах двух частей. Так, в своё время Бетховен создал сонаты из двух частей, а позднее у композиторов-романтиков подобного рода произведения стали обычным явлением .

В настоящее время существует несколько вариантов завершения «Неоконченной» симфонии (в частности варианты английского музыковеда Брайана Ньюбаулда (Brian Newbould) и российского композитора Антона Сафронова).

4. Сочинения

    Трудности с проигрыванием файлов? См. руководство (англ.).

    Оперы - Альфонсо и Эстрелла (1822; постановка 1854, Веймар), Фьеррабрас (1823; постановка 1897, Карлсруэ), 3 незавершённые, в т. ч. Граф фон Гляйхен, и др.;

    Зингшпили (7), в т. ч. Клаудина фон Вилла Белла (на текст Гёте, 1815, сохранился первый из 3 актов; постановка 1978, Вена), Братья-близнецы (1820, Вена), Заговорщики, или Домашняя война (1823; постановка 1861, Франкфурт-на-Майне);

    Музыка к пьесам - Волшебная арфа (1820, Вена), Розамунда, княгиня Кипрская (1823, там же);

    Для солистов, хора и оркестра - 7 месс (1814-28), Немецкий реквием (1818), магнификат (1815), оффертории и другие духовные сочинения, оратории, кантаты, в т. ч. Победная песнь Мирьям (1828);

    Для оркестра - симфонии (1813; 1815; 1815; Трагическая, 1816; 1816; Малая до мажор, 1818; 1821, незавершённая; Неоконченная, 1822; Большая до мажор, 1828), 8 увертюр;

    Камерно-инструментальные ансамбли - 4 сонаты (1816-17), фантазия (1827) для скрипки и фортепиано; соната для арпеджионе и фортепиано (1824), 2 фортепианных трио (1827, 1828?), 2 струнных трио (1816, 1817), 14 или 16 струнных квартетов (1811-26), фортепианный квинтет Форель (1819?), струнный квинтет (1828), октет для струнных и духовых (1824) и др.;

    Для фортепиано в 2 руки - 23 сонаты (в т. ч. 6 незавершённых; 1815-28), фантазия (Скиталец, 1822, и др.), 11 экспромтов (1827-28), 6 музыкальных моментов (1823-28), рондо, вариации и другие пьесы, свыше 400 танцев (вальсы, лендлеры, немецкие танцы, менуэты, экосезы, галопы и др.; 1812-27);

    Для фортепиано в 4 руки - сонаты, увертюры, фантазии, Венгерский дивертисмент (1824), рондо, вариации, полонезы, марши и др.;

    Вокальные ансамбли для мужских, женских голосов и смешанных составов с сопровождением и без сопровождения;

    Песни для голоса с фортепиано , (более 600) в т. ч. циклы «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь» (1827), сборник «Лебединая песня» (1828), «Третья песня Эллен» («Ellens dritter Gesang», также известная как «Ave Maria Шуберта»).

Список литературы:

    В. Галацкая. Франц Шуберт // Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. III. М.: Музыка. 1983. с. 155

    В. Галацкая. Франц Шуберт // Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. III. М.: Музыка. 1983. с. 212

Франц Шуберт родился 31 января 1797 г. в предместье Вены - Лихтенталь. Отец его, школьный учитель, происходил из крестьянской семьи. Мать была дочерью слесаря. Развитию музыкальных способностей Шуберта в детстве способствовала окружавшая его музыкальная среда семьи. Отец играл на виолончели, а братья на различных инструментах. В доме постоянно устраивали музыкальные вечера.

Обнаружив у маленького Франца музыкальные способности, отец и старший брат Игнац стали обучать его игре на скрипке и фортепиано. Вскоре мальчик смог принимать участие в домашнем исполнении струнных квартетов, играя партию альта.Франц обладал прекрасным голосом. Он пел в церковном хоре, исполняя трудные сольные партии.

В одиннадцать лет, его определили в конвикт - школу подготовки церковных певчих, где, кроме пения, изучали игру на многих инструментах и теорию музыки (под руководством знаменитого придворного композитора Сальери). Там он играл на скрипке, в оркестре, пел в хоре, участвовал в камерных ансамблях.

Уже в те годы Франц Шуберт начал сочинять. Его первые произведения - фантазия для фортепьяно, ряд песен. 28 октября 1813 г. он закончил свою Первую симфонию Ре-мажор. Учеба начинает мешать творчеству и Шуберт решает уйти из конвикта, чтобы целиком отдаться музыке.

В 1814-1818 гг. Шуберт работает помошником учителя в школе отца, обучая детей грамоте и другим начальным предметам. Но влечение его к музыке, желание сочинять становится всё сильнее.В свободное от работы время он сочинил свою первую мессу и положил на музыку стихотворение Гёте «Гретхен за прялкой».

Годы 1815-1816 примечательны феноменальной продуктивностью юного гения. В 1815 г. он сочинил две симфонии, две мессы, четыре оперетты, несколько струнных квартетов и около 150 песен. В 1816 г. появились еще две симфонии - Трагическая и часто звучащаяПятая си бемоль мажор, а также еще месса и свыше 100 песен. Среди песен этих лет – «Скиталец» и знаменитый «Лесной царь» (обе вскоре получили всеобщее признание).

Желание отца сделать из сына учителя с маленьким, но надежным заработком потерпело неудачу. Молодой композитор твёрдо решил посвятить себя музыке и в 1818 г. оставил преподавание в школе, затем ушёл из семьи. В течение нескольких лет (с 1817 по 1822 год) Шуберт жил поочередно то у одного, то у другого из своих товарищей. Давал уроки музыки, неоднократно пытался получить постоянную музыкальную должность, но безуспешно.

Материальные невзгоды, к несчастью, помешали ему жениться на любимой девушке. Тереза Гроб пела в церковном хоре. Оне не блистала красотой, но стоило прозвучать музыке, как бесцветное лицо девушки преображалось, оно жило и лучилось.

Однако мечты пошли прахом. Вмешалась мать Терезы, которую не устраивало грошовое жалованье помощника школьного учителя и она выдала дочь замуж за кондитера.

Вокруг Шуберта сложился кружок друзей - поклонников его творчества, которые оказывали ему посильную материальную помощь (чиновник Й. Шпаун, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, художник М. Швинд, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, композитор А. Хюттенбреннер и др.). Пропагандистом песен Шуберта стал певец М. Фогль. В кругу друзей и знакомых часто собственными силами исполнялись сочинения Шуберта; такие вечера назывались «шубертиадами».

Душой этого кружка был Шуберт. Маленького роста, плотный, коренастый, очень близорукий, Шуберт обладал огромным обаянием. Особенно хороши были его лучистые глаза, в которых, как в зеркале, отражались доброта, застенчивость и мягкость характера. А нежный, изменчивый цвет лица и вьющиеся каштановые волосы придавали его внешнему облику особую привлекательность.

Вспоминая эти вечера, Шубертписал: "Мы уютно сидели все вместе и с материнской радостью демонстрировалидруг другу детей своего вдохновения, не без тревоги ожидая приговора,диктуемого любовью и справедливостью... один воодушевлял другого, а всеобщее стремление к прекрасномуобъединяло всех". Здесь вели жаркие и долгие споры о современном искусстве и его судьбах, о призвании, о роли и ответственности художника, о жизни народа и интеллигенции, о положении в стране». Благодаря шубертиадам его песни стали распространяться.

Работоспособность Шуберта поражает. Он работал систематически, изо дня в день. "Я сочиняю каждое утро, когда я кончаю одну пьесу, я начинаю другую", - признавался композитор. В отдельные дни он создавал до десятка песен! Музыкальные мысли рождались непрерывно, композитор едва успевал заносить их на бумагу. Музыка посещала его и во сне. Пробуждаясь, он стремился скорее записать её, поэтому не расставался с очками даже ночью. А если произведение не выливалось сразу в совершенную и законченную форму, композитор продолжал работать над ним, пока не был полностью удовлетворен. Так, на некоторые стихотворные тексты Шуберт написал до семи вариантов песен!

В 1818 и 1824 гг. в качестве учителя музыки дочерей графа И. Эстерхази Шуберт побывал в Венгрии, где слушал народную венгерскую и цыганскую музыку; в 1819, 1823 и 1825 гг. был с Фоглем в Верхней Австрии, в 1827 году посетил Грац. Песни Шуберта приобрели большую известность. В 1823 г. он был избран почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов.

В 1822 г. Шуберт пишет одно из лучших своих произведений - седьмую "Неоконченную симфонию", а в следующем - шедевр вокальной лирики, цикл из 20 песен "Прекрасная мельничиха". Именно в этих произведениях с исчерпывающей полнотой выразилось новое направление в музыке - романтизм.

В эту пору благодаря усилиям друзей Шуберт помирился с отцом и вернулся в семью. Но семейная идиллия была недолгой - уже через два года Шуберт снова уходит, чтобы жить отдельно, несмотря на полную свою непрактичность в быту. Доверчивый и наивный, он часто становился жертвой своих издателей, наживавшихся на нем. Автор огромного количества сочинений, и в частности песен, которые еще при его жизни стали популярны в бюргерских кругах, он едва сводил концы с концами.

Все больше и больше Шуберт погружается в отчаяние и одиночество: кружок распался, его друзья стали людьми семейными, с положением в обществе."Что будет со мной... - писал он, - мне, пожалуй, придется на старости, как гетевскому арфисту, ходить из двери в дверь и просить подаяния на хлеб...".

Последние годы жизни он много болел, бедствовал, но творческая активность его не ослабевала. Даже наоборот - музыка его становится все глубже, масштабнее и выразительнее.

В 1828 г. стараниями друзей был организован единственный при жизни Шуберта концерт из его произведений. Концерт имел огромный успех и принёс композитору большую радость. Его планы на будущее стали более радужными. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, он продолжает сочинять. Конец наступил неожиданно. Шуберт заболел тифом. Ослабевший организм не выдержал тяжёлой болезни, и 19 ноября 1828 года Шуберт скончался. Оставшееся имущество было оценено за гроши. Многие сочинения пропали. Известный поэт того времени Грильпарцер, сочинивший годом раньше надгробное слово Бетховену, написал на скромном памятнике Шуберту на венском кладбище:

"Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, но и несметные надежды".

Шуберт прожил только тридцать один год. Он умер истощенный физически и душевно, измученный неудачами в жизни. Ни одна из девяти симфоний композитора не была исполнена при его жизни. Из шестисот песен было напечатано около двухсот, а из двух десятков фортепианных сонат - только три.

Музыкальное наследие:

Оперы : "Порука" (Die Burgschaft, либретто неизвестного автора по балладе Шиллера, неокончена, 1816 г.), "Сакунтала" (либретто И. Ф. Ноймана по инд. пьесе Калидасы, эскизы 2 актов, 1820 г.), "Альфонсо и Эстрелла" (либретто Ф. Шобера, 1821-1822 гг.), "Фьерабрас" (либретто Й. Купельвизера по одноимённому старинному французскому романсу и немецкой легенде "Эгингард и Эмма", 1823 г.), "Граф фон Гляйхен" (либретто Э. Бауэрнфельда по сказке И.К.А.Музеуса "Мелехзала", не окончена, 1827-1828 гг.)

Зингшпили : "Рыцарь зеркала" (Der Spiegelritter, либретто А. Ко-цебу; не окончена прим. 1811-1812 гг.), "Увеселительный замок сатаны" (Des Teufels Lustschloss, либретто Коцебу, 1814 г.), "Четыре года на посту" (Der vierjahrige Posten, либретто Т. Кёрнера, 1815 г.), "Фернандо" (либретто А. Штадлера, 1815 г.), "Клаудина фон Вилла Белла" (либретто Гёте, 1815 г., сохранился 1-й из 3 актов), "Друзья с Саламанки" (Die Freunde von Salamanka, либретто И. Майрхофера, 1815 г.), "Адраст" (либретто Майрхофера, не окончена, между 1817 и 1819 гг.), "Братья-близнецы" (Die Zwillingsbrьder, либретто Г. Хофмана, 1819 г.), "Заговорщики (Die Verschworenen), или Домашняя война" (Der hausli-che Krieg, либретто И. Ф. Кастелли по комедиям Аристофана "Экклезиацузае" и "Лизистрата", 1823 г.), "Волшебная арфа" (Die Zauberharfe, пьеса Г. Хофмана с музыкой Ш., 1820 г.), "Розамунда, княгиня Кипрская" (Rosamunde, Fьrstin von Zypern, пьеса В. фон Шези с музыкой Шуберта, 1823 г.); дуэт и ария к комической опере Герольда "Волшебный колокольчик" , немецкие слова Ф. Трайчке (1821 г., исполнена 1821 г., Вена, "Кернтнертортеатр")

Произведения для солистов, хора и оркестра: 7 месс (1812 г., сохранились фрагменты; 1 - 1814 г.; 2-1815 г.; 1816 г.; 1819-1822 гг.; 1828 г.), "Немецкий реквием" (Немецкая траурная месса, 1818 г., издано 1826 г. как Сочинения Фердинанда Шуберта), "Немецкая месса" (1827 г.), 6 Tantum ergo (1814 г.; 2 - 1816 г.; 1821 г.; 1822 г.; 1828 г.), 4 Kyrie eleison (1812 г.; 3 - 1813 г.), магнификат (1815 г.), 3 оффертория (1815 г., 1815 г., 1828 г.); 2 Stabat mater (1815 г., латинский; 1816 г., немецкий) и др.

Оратории и кантаты: " Кто велик?" (Wer ist gross?, 1814 г.), "Именины Ф. M. Фирталера, или Поздравительная кантата" (Namensfeier fur F. M. Vierthaler, oder Gratulati-ons-Kantate, 1815 г.), "Приношение к 50-летнему юбилею г. Сальери" (Beitrag zur fьnfzigjahrigen Jubelfeier des Herrn Salieri, с фортепьяно, 1816 г.), "В честь Йозефа Шпендоу" (Zu Ehren von Josef Spendou, op. 128, 1816 г.), "Ko дню рождения певца И. M. Фогля, или Весеннее утро" (Zum Geburtstag des Sangers J. M. Vogl, oder Der Frьhlings-morgen, с фортепьяно, 1819 г.), "Лазарь, или Торжество воскресения" (La-zarus, oder Die Feier der Auterstebung, сценическая оратория, не окончена, 1820 г.), "К торжеству по случаю выздоровления Ирены Кизеветтер" (Zur Feier der Genesung der Irene Kiesewetter, с фортепьяно в 4 руки, 1827 г.), "Победная песнь Мирьям" (Mirjams Siegesgesang, слова Грильпарцера, для сопрано соло, смешанного хора и фортепьяно, 1828 г.)

Произведения для оркестра : симфонии: №1 (D-dur, 1813 г.), № 2 (B-dur, 1814-1815 гг.), № 3 (D-dur, 1815 г.), № 4 (c-moll, "Трагическая", 1816 г.), № 5 (B-dur, 1816 г.), № 6 (C-dur, 1818 г.), E-dur (не завершена, 1821 г.), h-moll ("Неоконченная", 1822 г.), № 7 (C-dur, "большая", 1825- 1828 гг.); увертюры (D-dur, 1811 г.; 2- D-dur , 1812 г.; B-dur , 1816 г.; D-dur , 1817 г.; увертюры "в итальянском стиле" D-dur и C-dur , 1817 г.; e-moll, 1819 г.)

Произведения для инструмента с оркестром : концертштюк для скрипки (D-dur, 1816 г.), рондо для скрипки и струного оркестра (A-dur, 1816 г.), полонез для скрипки (B-dur, 1817 г.)

Камерные инструментальные ансамбли : для скрипки с фортепьяно: 3 сонаты (сонатины, D-dur, a-moll и g-moll, 18)6), соната (дуэт, A-dur, 1817 г.); интродукция и вариации для флейты и фортепьяно (e-moll, на тему песни "Засохшие цветы"-"Trockne Blumen" из "Прекрасной мельничихи", 1824 г.); соната для арпеджиона и фортепьяно -(a-moll, 1824 г.); для фортепьянного трио - Ноктюрн (Es-dur, op. 148*, прим. 1828 г.), фортепьянное трио (B-dur, op. 99, прим. 1828 г.; Es-dur, op. 100, 1827 г.); струнное трио (B-dur, 1816 г.; B-dur, 1817 г.); струнные квартеты (g-moll - B-dur, 1810-1811 гг.; C-dur, 1812 г.; B-dur, 1812-1813 гг.; C-dur, 1813 г.; B-dur, две части, 1813 г.; D-dur, 1813 г.; Es-dur, op. 125 № l, 1813 г.: c-moll, Grave и Allegro, 1814 г.; B-dur, op. 168, 1814 г.; g-moll, 1815 г.; E-dur, 1816 г.; c-moll, 1-я ч., 1820 г.; a-moll, op. 29, 1824 г.; d-moll, "Девушка и смерть", 1824-1826 гг.: G-dur, op. 161, 1826 г.); для струнного квартета - увертюра (c-moll, 1811 г.), менуэты и немецкие танцы (1813 г.), фортепьянный квинтет (A-dur, "Форель", прим. 1819 г.); увертюра для струнного квинтета (c-moll, 1811 г.); струнный квинтет (C-dur, ор. 163, 1828 г.); октет для деревянных и валторны (менуэт и финал F-dur, 1813 г.); октет для струнных и духовых (F-dur, ор. 166, 1824 г.); 6 менуэтов для духового нонета (D 2D**, 1811 г., № 4-6 - в фортепьяно эскизе), нонет для духовых (es-moll, 1813 г.)

Произведения для фортепьяно в 2 руки : сонаты: E-dur (1815 г.), C-dur (не окончена, 1815 г.), E-dur (1816 г., части 1 и 2), e-moll (фрагмент, прим. 1817 г.),

a-moll (op. 164, 1817 г.), As-dur (1817 г.), e-moll (1817 г.), Des-dur (1817 г.), Es-dur (op. 122, редакция предыдущей, 1817 г.), fis-moll (1817 г.), H-dur (op. 147, 1817 г.), C-dur (не окончена, 1818 г.), f-moll (1818 г.; Adagio издано как ор. 145 № l), cis-moll (не окончена, 1819 г.), A-dur (op. 120, 1819 или 1825 гг.), a-moll (op. 143, 1823 г.), a-moll (op. 42, 1825 г.), C-dur ("Реликвия", не окончена, 1825 г.), D-dur (ор. 53, 1825 г.), G-dur (op. 78, "Fantasie, Andante, Menuetto und Allegretto", 1826 г.), c-moll, A-dur, B-dur (1828 г.)

Фантазии : C-dur ("Грацкая", D 605A, прим. 1817 г.), С-dur (фрагмент, между 1821 и 1823 гг.), C-dur "Скиталец" (op. 15, 1822 г.)

Экспромты: 4 (op. 90, прим. 1827 г.), 4 (op. 142, 1827 г.), 3 (Три фортепьянные пьесы, 1828 г.); музыкальные моменты : 6 (op. 94, 1823-1828 гг.), 2 пьесы (не оконч., D 916 В и С, прим. 1827 г.), рондо E-dur (ор. 145 №2, 1817 г.), Adagio G-dur (1815 г.), Allegretto c-moll (1827 г.), Andante C-dur (1812 г.) и A-dur (1816 или 1817 гг.), "Венгерская мелодия" (1-я редакция

3-й ч. "Венгерского дивертисмента" , 1824 г.) и др.

Вариации: F-dur (10, 1815 г.), a-moll на тему А. Хюттенбреннера (13, 1817 г.), c-moll на вальс Диабелли (1821 г.)

Танцы: немецкие -12 (венские, около 1812 г.), 17 (1816-1824 гг.), 16 (op. 33, 1823-1824 гг.), 12 (ор. 171, 1823 г.), 6 (1824 г.), 6 (6. г.) и др.; вальсы - 12 (1815-1821 гг., ор. 18), 20 (Последние вальсы - Letzte Walzer, 1815-1823 гг., op. 127), 36 (Первые вальсы - Erste Walzer, 1816-1821 гг., op. 9), 34 Сентиментальных вальса (Valses sentimentales, 1823-1824 гг., op. 50), 12 Грацких вальсов (1827 г., op. 91), 12 благородных вальсов (Valses nobles, б. г., op. 77) и др.; лендлеры -12 (сохранилось 8, прим. 1815 г.), 17 из ор. 18 (1815-1821 гг.), 8 (B-dur, 1816 г.), 16 (Венские дамские лендлеры - Wiener Damen-Landler, до 1826 г., op. 67) и др.

Менуэты : 20 (1813 г.), 3 (с трио, 1816 г.) и др.

Экосезы: 9 (из ор. 18, 1815-1821 гг.), 12 (1815 г.), 12 (1823 г.) и др.; галопы; 3 или 4 фуги (D 13 и 24 А-С, 1812 г.)

Произведения для фортепьяно в 4 руки : сонаты B-dur (ор. 30, прим. 1818 г.), C-dur (op. 140, Большой дуэт - Grand duo, 1824 г.); увертюры: g-moll (1819 г.),

f-moll/F-dur (op. 34, 1819 г.); фантазии: G-dur (1810 г.), g-moll (1811 г.), c-moll (Большая соната, 1813 г.), f-moll (op. 103, 1828 г.); Венгерский дивертисмент (Divertissement а la hongroise g-moll, op. 54, 1824 г.), Дивертисмент во французском стиле (Divertis-sement (а la franзaise)) e-moll (op. 63 и 84, 1825 г.), Allegro a-moll (Жизненные бури - Lebensstьrme, op. 144, 1828 г.); рондо: D-dur op. 138 (1818 г.) и A-dur op. 107 (1828 г.); вариации: 8 вариаций на французскую песню (e-moll, ор. 10, 1818 г.), 8 вариаций на оригинальную тему (As-dur, ор. 35, 1824 г.), 8 вариаций на тему из оперы "Мария" Герольда (C-dur, ор. 82 (№ 1, 1827 г.), интродукция и вариации на оригинальную тему (B-dur, ор. 82 № 2, ?); полонезы: 4 (ор. 75, 1818 г.), 6 (ор. 61, 1826 г.); 4 лендлера (1824 г.); марши: 3 героических (Trois marches hiroiques, op. 27, 1818 или 1824 гг.), 3 военных (Trois mareches militaires, op. 51, прим. 1818 г.), 6 больших (6 grandes marches et trios, op. 40, 1818 или 1824 гг.), Большой похоронный (Grande marche funиbre (а l"occasion de la morte de S. M. Alexander I), c-moll, op. 55, 1825 г.), Большой героический (Grande Marche heroique (а l"occasion du sacre de S. M. Nicolas I), a-moll, op. 66, 1826 г.), 2 характерных (Deux marches caractйristiques, C-dur, op. 121, прим. 1826 г.), Детский марш (для Ф. Пахлера, G-dur, 1827 г.); фуга e-moll для фортепьяно или органа (ор. 152, 1828 г.)

Вокальные ансамбли: вокальные терцеты: "Адвокаты" (Die Advokaten, для 2 теноров и баса с сопр. фортепьяно, ор. 74, 1812 г.: ранее считался обработкой одноимённого терцета А. Фишера), "К именинам моего отца" (Zur Namensfeier mei-nes Vaters, 1813 г., для 2 теноров и баса с сопр. гитары) и другие с сопровождением и без сопровождения (также каноны)

Вокальные квартеты для 2 теноров и 2 басов: 2 (ор. 16,прим. 1822 г.), 3 ("Деревушка"- Das Dorfchen, cлова Бюргера, "Соловей" - Die Nachtigall, cлова И. К. Унгера, "Дух любви" - Geist der Liebe, cлова Маттисона, ор. 11, 1817-1822 гг.), 4 (op. 17, прим. 1822 г.), Гондольер (Der Gondelfahrer, cлова Майрхофера, с сопровождением фортепьяно, ор. 28, 1824 г.), 3 (op. 64, до лета 1826 г.), Песнь лодочника (Bootgesang, перевод из В. Скотта, с сопровождением фортепьяно, ор. 52 № 3, 1825 г.), Застольная песня 16 века (Trinklied aus dem XVI. Jahrhundert, слова латинские, op. 155, 1825 г.) и др.

Вокальные квинтеты: для 2 теноров и 3 басов, в том числе: "Тот, кто страдал, поймёт" (Nur wer die Sehnsucht kennt, cлова Гёте, 1819 г.), "Лунный свет" (Mondenschein, слова Шобера, с сопровождением фортепьяно, ор. 102, 1826 г.) и др.

Для других составов мужских голосов: " Песнь духов над водами" (Gesang der Geister ьber den Wassern, cлова Гете, для 4 теноров и 4 басов в сопровождении струнных инструментов, ор. 167, 1820-1821 гг.; ранние эскизы и воплощения для других составов -1816 г., 1817 г., 1820 г.), "Ночное сияние" (Nachthelle, слова И. Г. Зайдля, для тенора соло, 2 теноров, 2 басов и фортепьяно, ор. 134, 1826 г.), "Ночная песнь в лесу" и др.

Для 2 сопрано и 2 контральто: 23-й псалом (перевод. М. Мендельсона, с сопровождением фортепьяно, ор. 132, 1820 г.), "Бог в природе" (Gott in der Natur, cлова Э. К. Клейста, с сопровождением фортепьяно, ор. 133, 1822 г.)

Для других составов женский голосов: " Коронах" (Coronach, переведено из В. Скотта, для 2 сопрано, альта и фортепьяно, ор. 52 № 4, 1825 г.), "Серенада" (Standchen, cлова Ф. Грильпарцера, для контральто соло, 2 сопрано, 2 контральто и фортепьяно, ор. 135, 1827 г.; 1-я редакция-для контральто соло, 2 теноров, 2 басов и фортепьяно, 1827 г.) и др.

Для сопрано, альта, тенора, баса и фортепьяно: " Молитва" и др.

Для других смешанных составов: " Свадебное жаркое" (Der Hochzeitsbraten, cлова Ф. Шобера, для сопрано, тенора, баса и фортепьяно, ор. 104, 1827 г.), "Вера, надежда и любовь" (Glaube, Hoffnung und Liebe, cлова И. А. Ф. Райля, для тенора, баса, смешанного хора и духовых инструментов, 1828 г.)

Более 600 песен для голоса и фортепьяно : на слова немецких поэтов: И. В. Гете - около 70, в том числе "Гретхен за прялкой" (Gretchen am Spinurade, op. 2), "Жалобная песнь пастуха" (Schafers Klagelied, ор. 3 № 1; обе -1814 г.), "Близость возлюбленного" (Nahe des Geliebten, op. 5 № 2), "Неистовая любовь" (Rastlose Liebe, op. 5 № l), "Морская тишь" (Meeres Stille op. 3 № 2), "Дикая роза" (Heidenroslein, op. 3 № 3), "К месяцу" (An den Mond, 2-е воплощение; все -1815 г.), "Лесной царь" (Erl-konig, op. l), "Король в Фуле" (Der Konig in Thule, op. 5 № 5), "Вечерняя песня охотника" (Jagers Abendlied, op. 3 № 4), "Вознице Кроносу" (An Schwager Kronos, op. 19 № l; все -1816 г.), "Ганимед" (op. 19 № 3, 1817 г.), "Прометей" (1819 г.), "Границы человечества" (Grenzen der Menschheit), "Зулейка I" (op. 14 № l), "Зулейка II" (op. 31), "Тайное" (Geheimes, op. 14 № 2: все -1821 г.), "Сын муз" (Der Musensohn, op. 92 № l, 1822 г.), "Ночная песнь странника II" (Wandrers Nachtlied II, Ьber allen Gipfein..., op. 96 №3, до 1824 г.), песни Миньоны и Арфиста из романа "Годы учения Вильгельма Мейстера" (1815-1826 гг.), в том числе 3 песни Арфиста (ор. 12, 1816-1822 гг.) и 4 песни из "Вильгельма Мейстера" (ор. 62, 1826 г.); Ф. Шиллера - 41, в том числе "Жалоба девушки" (Des Madchens Klage, 3 воплощения, 1811 г., 1812 г., 1816 г.; 2-е- ор. 58 № 3), "Ныряльщик" (Der Taucher; 2 редакция, 1814-1815 гг.), "Порука" (Die Bьrg-schaft, 1815 г.), "Группа из Тартара" (Gruppe aus dem Tartarus, op. 24 № l), "Борьба" (Der Kampf, op. 110; обе -1817 г.), "Желание" (Die Sehnsucht, 1813 г.; 2-е воплощение, ор. 39, прим. 1821 г.), "Пилигрим" (Der Pilgrim, ор. 37 № 1, 1823 г.), "Дифирамб" (Dythyrambe, op. 60 № 2, 1824 г.); В. Мюллера -песенные циклы "Прекрасная мельничиха" (Die schone Mullerin, op. 25, 20 песен, 1823 г.), "Зимний путь" (Die Winterreise, op. 89, 24 песни, 1827 г.) и др.; Г. Гейне - "Атлас" (Der Atlas), "Её портрет" (lhr Bild), "Рыбачка" (Das Fischer-madchen), "Город" (Die Stadt), "У моря" (Am Meer), "Двойник" (Der Doppelganger; все - 1828 г.), а также на слова И. П. Уца - 5, в том числе "Боги любви" (Die Liebesgotter, 1816 г.); И. Г. Якоби - 7, в том числе "Литания" (Litanei, 1816 г.);

К.Ф.Д. Шубарта - 4, в том числе "К смерти" (An den Tod, 1816 или 1817 гг.), "Форель" (Die Forelle, op. 32, прим. 1817 г.); Ф. Г. Клопштока -13, в том числе "Узы из роз" (Das Rosenband) и "Бесконечному" (Dem Unendlichen, обе -1815 г.); Ф. Л. Штольберга - 7, в том числе "Баркарола" (Auf dem Wasser zu singen, op. 72, 1823 г.); M. Клаудиуса -12, в том числе "Девушка и смерть" (Der Tod und das Madchen, ор. 7 № 3, 1817 г.); Л. Г. К. Xёльтп - 23, в том числе "К луне" (An den Mond, ор. 57 № 3, 1815 г.) и "Блаженство" (Seligkeit, 1816 г.); Ф. Маттисона - 27, в том числе "Аделаида" (1814 г.), "Свершение" (Vollendung) и "Земля" (Die Erde, D 989 и 989 A, прим. 1817 г.);

Л.Г. Козегартена - 22, в том числе "К заходящему солнцу" (An die untergehende Sonne, op. 44, 1817 г.); И. Г. 3алиса-Зевиса - 14, в том числе "Юноша у источника" (Der Jungling an der Quelle, 1816 или 1817 гг.); Г. Ф. Шмидта - "Скиталец" (Der Wanderer, ор. 4 № 1, 1816 г.) и др.

Биография и эпизоды жизни Франца Шуберта. Когда родился и умер Франц Шуберт, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты композитора, изображения и видео.

Годы жизни Франца Шуберта:

родился 31 января 1797, умер 19 ноября 1828

Эпитафия

«Музыка похоронила здесь драгоценное достояние, но ещё более прекрасные надежды».
Надпись, выгравированная на могильном памятнике Франца Шуберта

Биография

Вся жизнь Франца Шуберта была неразрывно связана с музыкой. Детство будущего композитора прошло в пригороде Вены, в доме учителя, который на досуге любил немного музицировать. Именно отец и старший брат стали первыми учителями Франца, рано проявившего свои музыкальные способности. Юное дарование обучали игре на скрипке и фортепиано. Далее последовали уроки игры на органе. Обладая превосходным голосом, в одиннадцать лет Шуберт стал «певчим мальчиком» венской придворной капеллы и в школе Конвикт. Здесь он познакомился с произведениями Моцарта и Гайдна, а в качестве учителя композиции и контрапункта у него выступал сам Антонио Сальери.

Талант композитора проявился у Франца Шуберта примерно к тринадцати годам, а спустя три года он уже успел написать оперу, несколько фортепианных пьес и симфонию. Примерно в это же время у него стал «ломаться» голос, и мальчика отчисли из хора. Затем последовало обучение в учительской семинарии и преподавание в той же школе, где работал отец Шуберта. Все свое свободное время Франц посвящает сочинению музыки, параллельно изучая произведения таких мастеров, как Бетховен, Моцарт и Гайдн.


Понимая, что не имеет никакого призвания к преподавательству, Шуберт делает все возможное, чтобы стать успешным композитором. Но наибольший интерес к его музыкальным произведениям стал проявляться лишь после смерти Франца Шуберта. Впрочем, публичный концерт 1828 г. все же сумел произвести фурор в мире музыки. Он считается единственным успешным концертом в истории композитора. Во всяком случае, композитору впервые удалось заработать концертом хоть сколько-нибудь достойный гонорар.

19 ноября 1828 г. общественность потрясает известие о смерти Шуберта, скончавшегося в возрасте неполных 32 лет. Последние несколько лет композитор провел в болезни, но здоровье его, казалось бы, шло на поправку. Причиной смерти Шуберта стал брюшной тиф, приведший к лихорадке, жестоко терзавшей его в течение двух недель. Похороны Франца Шуберта состоялись на Верингском кладбище. Почти 60 лет спустя прах Шуберта был перезахоронен на Центральном кладбище Вены.

Линия жизни

31 января 1797 г. Дата рождения Франца Петера Шуберта.
1810 г. Начало композиторской деятельности.
1813 г. Поступление в учительскую семинарию.
1816 г. Первый творческий успех с балладой «Лесной царь».
1823 г. Избрание в почетные члены Штирийского и Линцского музыкальных союзов.
26 марта 1828 г. Дата единственного успешного публичного концерта.
19 ноября 1828 г. Дата смерти Шуберта.
22 января 1888 г. Дата перезахоронения праха Шуберта на Центральное кладбище Вены.

Памятные места

1. Город Вена, где родился и жил Франц Шуберт.
2. Город Лихтенталь, где Шуберт учился музыке.
3. Придворная капелла в Вене, где выступал Шуберт в качестве «певчего мальчика».
4. Город Жельезовце в Словакии, где проживал Шуберт.
5. Центральное кладбище Вены, где ныне захоронен прах Франца Шуберта.
6. Дом Шуберта в Вене (ныне музей-квартира Шуберта).
7. Городской парк Вены, где установлен памятник Шуберту.

Эпизоды жизни

При жизни Франц Шуберт все же имел кратковременный успех. Например, его песни в исполнении Фогля — популярного на то время австрийского певца — стали пользоваться необычайной популярностью в музыкальных салонах Вены. Баллада «Лесной Царь» принесла ее автору первый успех.

По сей день музыковеды спорят, почему композитор так и не завершил знаменитую «Неоконченную симфонию». Некоторые считают, что на самом деле композиция вовсе не является неоконченной, а подобная структура произведения была характерна для многих композиторов-романтиков того периода.

Завет

«Мои сочинения возникли из моего понимания музыки и моей боли; те из них, которые породила одна только боль, кажется, менее всего обрадовали мир».

Сюжет о Франце Шуберте из цикла передач «Проект Энциклопедия»

Соболезнования

«Шуберт обладал редкой способностью <...> ощущать и передавать радости и скорби жизни, как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей, если бы обладали дарованием Шуберта».
Борис Асафьев, композитор

«Я вижу в Шуберте одного из самых больших мелодистов всех времен».
Жерар Гризе, композитор

«Я исключительно люблю Шуберта. Он отличается от других композиторов своей эпохи. Бедняга, он считал себя ниже Бетховена, в то время как внес в музыку нечто очень новаторское».
Янис Ксенакис, композитор

Первый композитор-романтик, Шуберт - одна из трагичнейших фигур в истории мировой музыкальной культуры. Жизнь его, недолгая и небогатая событиями, оборвалась, когда он был в расцвете сил и таланта. Он не услышал большей части своих сочинений. Во многом трагически складывалась и судьба его музыки. Бесценные рукописи, частью хранившиеся у друзей, частью кому-то подаренные, а порою просто потерянные в бесконечных переездах, долгое время не могли быть собраны воедино. Известно, что «Неоконченная» симфония ждала своего ис-полнения более 40 лет, а До-мажорная - 11 лет. Пути, открытые в них Шубертом, долгое время оставались неведомыми.

Шуберт был младшим современником Бетховена. Оба они жили в Вене, их творчест-во совпадает по времени: «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь» - ровесники 7 и 8 симфоний Бетховена, а его же 9-я симфония появилась одновременно с шубертовской «Неоконченной». Только полтора года отделяют кончину Шуберта от дня смерти Бетховена. Тем не ме-нее, Шуберт - представитель совершенно нового поколения художников. Если бетховенское творчество сформировалось под влиянием идей Великой французской революции и воплоти-ло ее героику, то искусство Шуберта родилось в атмосфере разочарования и усталости, в обстановке самой жесткой политической реакции. Начало ей положил «Венский конгресс» 1814-15 гг. Представители государств, победивших в войне с Наполеоном, объединились тогда в т.н. «Священный союз», главной целью которого было подавление революционных и национально-освободительных движений. Руководящая роль в «Священном союзе» принадлежала Австрии, точнее главе австрийского правительства канцлеру Меттерниху. Именно он, а не пассивный, безвольный император Франц, фактически управлял страной. Именно Меттерних был подлинным творцом австрийской самодержавной системы, суть которой сводилась к тому, чтобы пресекать в зачатке любые проявления свободомыслия.

То обстоятельство, что всю пору творческой зрелости Шуберт провел в меттерниховской Вене, в огромной мере определило характер его искусства. В его творчестве нет произведений, связанных с борьбой за счастливое будущее человечества. Его музыке мало свойственны героические настроения. Во времена Шуберта уже не было речи об общечеловеческих проблемах, о переустройстве мира. Борьба за все это казалась бессмысленной. Самым важным представлялось сохранить честность, ду-шевную чистоту, ценности своего душевного мира. Так родилось художественное течение, получившее название « романтизм» . Это искусство, в котором впервые центральное место заняла отдельная личность с ее непов-торимостью, с ее исканиями, сомнениями, страданиями. Творчество Шуберта - рассвет музыкального романтизма. Его герой - это герой нового времени: не общественный деятель, не ора-тор, не активный преобразователь действительности. Это несчастный, одинокий человек, надеждам которого на счастье не дано сбыться.

Коренное отличие Шуберта от Бетховена заключалось в содержании его музыки, как вокальной, так и инструментальной. Идейный стержень большинства шубертовских произведений образует столкновение идеального и реального. Всякий раз столкновение мечты и реальности получает индивидуальное толкование, но, как правило, конфликт не находит окончательного разрешения. Не борьба во имя утверждения положительного идеала находится в центре внимания композитора, а более или менее отчетливое обнажение противоречий. В этом - главное свидетельство принадлежности Шуберта к романтизму. Основной его темой стала тема обездоленности, трагической безысходности . Тема эта не выдумана, она взята из жизни, отразив судьбу целого поколения, в т.ч. и судьбу самого композитора. Как уже было сказано, свой короткий творческий путь Шуберт прошел в трагической безвестности. Ему не сопутствовал успех, естественный для музыканта такого масштаба.

Между тем творческое наследие Шуберта огромно. По интенсивности творчества и художественному значению музыки, этого композитора можно сравнить с Моцартом. Среди его сочинений - оперы (10) и симфонии, камерно-иструментальная музыка и кантатно-ораториальные произведения. Но каким бы выдающимся не был вклад Шуберта в развитие различных музыкальных жанров, в истории музыки имя его связано прежде всего с жанром песни - романса (нем. Lied ). Песня была стихией Шуберта, в ней он достиг небывалого. Как заметил Асафьев, «то, что совершил Бетховен в области симфонии, то Шуберт совершил в области песни-романса...» В полном собрании сочинений Шуберта песенная серия представлена гро-мадной цифрой - более 600 произведений. Но дело не только в количестве: в творчестве Шуберта совершился качественный скачок, позволивший песне занять совершенно новое место в ряду музыкальных жанров. Жанр, игравший в искусстве венских классиков явно второстепенную роль, стал равным по значению опере, симфонии, сонате.

Инструментальное творчество Шуберта

Инструментальное творчество Шуберта насчитывает 9 симфоний, свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 15 фортепианных сонат, множество пьес для фортепиано в 2 и 4 руки. Выросший в атмосфере живого воздействия музыки Гайдна, Моцарта, Бетховена, которая была для него не прошлым, а настоящим, Шуберт удивительно быстро - уже к 17-18 годам - в совершенстве освоил традиции венской классической школы. В его первых симфонических, квартетных и сонатных опытах особенно ощутимы отголоски Моцарта, в частности, 40-й симфонии (любимейшего сочинения молодого Шуберта). С Моцартом Шуберта тесно сближает ясно выраженный лирический склад мышления. В то же время во многом он выступил наследником гайдновских традиций, о чем говорит близость к австро-немецкой народной музыке. Он перенял у классиков композицию цикла, его частей, основные принципы организации материала. Однако опыт венских классиков Шуберт подчинил новым задачам.

Романтические и классические традиции образуют в его искусстве единый сплав. Шубертовская драматургия - следствие особого замысла, в котором господствует лирическая направленность и песенность, как главный принцип развития. Шубертовские сонатно-симфонические темы родственны песням - и по своему интонационному строю, и по приемам изложения и раз-вития. Венские классики, особенно Гайдн, нередко также создавали темы на основе песенной мелодики. Однако воздействие песенности на инструментальную драматургию в целом было ограниченным - разработочное развитие носит у классиков чисто инструментальный характер. Шуберт же всячески подчеркивает песенную природу тем :

  • часто излагает их в репризной замкнутой форме, уподобляя законченной песне (ГП I части сонаты A-dur);
  • развивает при помощи варьированных повторов, вариантных пребразований, в отличие от традиционного для венских классиков симфонического развития (мотивного вычленения, секвенцирования, растворения в общих формах движения);
  • иным становится и соотношение частей сонатно-симфонического цикла - первые части нередко излагаются в неторопливых темпах, в результате чего значительно сглаживается традиционный классический контраст между быстрой и энергичной первой частью и медленной лирической второй.

Соединение того, что казалось несовместимым - миниатюрного с масш-табным, песенного с симфоническим - дало совершенно новый тип сонатно-симфонического цикла - лирико-романтический.