Лет пять назад в преддверии праздника жизнь бурлила лишь на вокзалах, а остальной город, казалось, уходил в глубокое подполье. И если бы не канонады фейерверков, то ничто не выдавало бы «веселье в самом разгаре». Все-таки это праздник семейный, интимный. Но даже он не смог избежать влияния современной жизни. Мы попытались разобраться, как новогодние традиции китайцев изменились в 21-м веке.

Генеральная уборка (春节大扫除)

Большая уборка. Источник: 海城资讯网

За неделю до Нового года в китайских домах начинается Большая уборка. Кажется, что этого момента ждали целый год: несмотря на погодные условия, хозяйки (или их помощницы) моют окна, стирают подушки и одеяла, избавляются от хлама.

В последние годы Большая уборка в крупных городах стала распространенной услугой. Вместо того, чтобы отмывать кондиционеры, вытяжки и покрытую ровным слоем масла печь самостоятельно, проще пригласить профессионального уборщика, вооруженного современными техническими и химическими средствами. Услуги по Большой уборке предлагают как частники, так и профильные компании. Стоимость зависит от города, площади квартиры и набора услуг: в Нанкине, например, компании предлагают уборку от 300 юаней за 60 кв. м, в Ханчжоу — от 350 юаней, услуги независимой обойдутся дешевле.

Корпоратив (公司年会)


Няньхуэй. Источник: 励志

Для большинства организаций и компаний новогодняя вечеринка уже превратилась в обязательный элемент Праздника весны. Однако китайский няньхуэй имеет мало общего с принятым у нас форматом корпоратива. Проводится он обычно заранее — самый пик приходится на время за 10-14 дней до кануна, так как многие сотрудники берут дополнительный отпуск до Нового года.

Мероприятие необязательно проходит в вечернее время: оно вполне может начаться в обед и завершиться к концу рабочего дня. Как правило, арендуются банкетные залы отелей. Среди обязательных элементов — шоу-программа и конкурсы, а также розыгрыш (红包). От няньхуэя никто не ожидает безудержного веселья: все-таки Новый год — прежде всего семейный праздник.

Существует огромный рынок услуг по организации няньхуэев : от продажи тематических сценариев, поиска и оформления помещений и до шоу-программ и видео-съемки. Однако появляются и более современные решения — например, специальные приложения, которые помогают подготовить и провести корпоратив с помощью мобильного телефона: от рассылки приглашений и регистрации пришедших до видео- и музыкального сопровождения и различных конкурсов (также с применением мобильных телефонов). Стоимость услуг такого мобильного «мастера няньхуэев » — от 2000 юаней для 50 гостей и до 12 500 юаней для 1000 гостей за один вечер.

Возвращение домой (春节回家过年)


Дорога домой. Источник: 点力文秘网

Многие китайцы после окончания школы покидают родной город или село и возвращаются домой лишь раз в год, чтобы встретить с семьей Праздник весны. Скоростные поезда в значительной степени упростили задачу: теперь добраться из Гуанчжоу до родного Чанша можно за три часа, а не за восемь. Да и число рейсов возросло в разы: билеты, конечно, стоит покупать заранее, но ситуация не , как даже в начале 2000-х.

Культурный разрыв преодолеть намного труднее: возвращаясь из большого города, молодой человек или девушка сталкиваются с необходимостью соответствовать стандартам. Предполагается, что они смогут продемонстрировать родственникам определенный уровень дохода (а значит подготовить соответствующие подарки) и готовность продолжить род (привезти знакомиться будущего супруга или обрадовать семейство скорым пополнением).

Для многих молодых людей именно отсутствие потенциального спутника жизни становится основным стрессом новогоднего воссоединения. Некоторые даже прибегают к услугам фальшивых бойфрендов и герлфрендов, лишь бы избавить себя от ритуала «когда же ты, наконец, выйдешь замуж или женишься». Аренда временного спутника на Новый год дорожает: в обычное время день будет стоить 600-1000 юаней , во время праздников — от 1000 юаней. Конечно, существуют определенные риски, но, видимо, иногда это лучшее решение для сохранения мира в семье.

Семейный ужин (团圆饭)


Ужин в кругу семьи. Источник: 台词网

Семейный ужин — это святое. К нему готовятся заранее: многие люди среднего возраста по-прежнему соблюдают традиции — балконы современных жилых районов часто с середины декабря «украшены» домашними колбасами и вяленым мясом. Да и многие молодые люди, вернувшись домой, присоединяются к лепке пельменей и активно делятся результатами своего труда в соцсетях.

Однако и подготовка новогоднего ужина перестала быть прерогативой семьи: некоторые решают избавить себя от хлопот и приглашают профессионального повара. Существует огромный выбор приложений для телефона, с помощью которых можно заказать услуги домашнего повара. Стоимость будет зависеть от репутации повара, выбора блюд и размера семьи. В Шанхае новогодний стол «под ключ» для 15-20 человек будет стоить от 2000 до 9000 юаней.

Петарды и фейерверки (烟花爆竹)


Уборка улиц после взрыва петард.

Символику цвета лучше всего рассматривать через призму традиционной системы пяти элементов, пяти «движений» (у син). Обобщая и абстрагируясь, китайцы поделили мир (и все его составляющие) на пять категорий: дерево, огонь, металл, вода и земля. Каждый из элементов являлся символом жизненных процессов, протекающих и в человеке, и в во вселенной. Цвета также являются частью этой системы.

Желтый (хуан) символизирует Центр мира – собственно Китай, Поднебесную империю. Желтый – это обозначение элемента Земля, обладающего свойствами плодородия, питания и превращения, ведь семя, брошенное в землю, прежде чем вызреть, подвергалось изменениям в процессе роста. Центр, земля – это были проявления «изначального», подвергающиеся измнениям в «круге жизненных превращений». Эти свойства распространялись и на цветовую гамму. Указывая на Поднебесную и землю, желтый цвет означал стабильность, плодородие, опору, закон, успех и вечность, а также связывался с императорской семьей. Во времена династии Цин одежду желтого цвета имел право носить только император. Из мифологических персонажей, соответствующих этому цвету, можно назвать Желтого (императорского) дракона с пятью когтями (что указывает на власть над всем миром) и Желтого императора Хуан-ди (первого правителя, объединившего под своей властью большую часть Китая) и бога земли Хоу-ту. Желтому цвету также соответствуют планета Сатурн (Тяньсин) и созвездие Большой медведицы (из-за смещения Полярной звезды на месте точки оси мира сейчас находится бета Большой Медведицы).

Как такового синего и голубого цвета в цветовой гамме китайцев не существовало, они сливались с зеленым. Зеленый (цин) обозначал восток, по природной сущности представлял ветер; по элементу относился к стихии дерева. Свойствами дерева являются способности к росту (переходу от пассивной инь к активной ян), и, следовательно, цвет ассоциировавался с рождением новой жизни, с весной. Божественным персонажем здесь выступают Бирюзовый дракон (Цинлун), который являлся защитником от нечисти и часто изображался на благопожелательных картинках как источник различных богатств, а также Синий (Зеленый) император Цин-ди. Синий цвет, с одной стороны, является символом Неба (храм Неба всегда покрывался черепицей цвета небесной лазури, такого же цвета должна была быть одежда сановников, участвовавших в поклонении небу), но с другой считался приносящим несчастья. Ведь ветер непостоянен, хотя может быть гуманным и справедливым. Дракон также обладает мудростью и огромной силой, но может, помимо благ, нести и разрушение. Астрологически с этим цветом связывается Юпитер (Суйсин) и прародитель людей, повелитель Востока Фу-си, а также зелёный дух дерева Гоу-ман, которому подвластны громовник Лэй-гун и дух ветра Фэн-бо.

Красный (хун) символизировал юг с буйством жизни во всех ее проявлениях, соответствуя стихии огня (максимальная жизненная сила и активность) и Солнцу. Огню и всему, что с ним соотносится, свойственны жар, зной, стремление вверх. Мифологическим животным здесь выступает Красная птица (Чиняо, Феникс), означающая мудрость, красоту, благоприятствование, а персонажем – Огненный император Янь-ди (Шень-Нун), научивший людей растить хлеб, и являющийся богом-целителем по ассоциации, что солнце – это жизнь. Поэтому в наиболее радостные моменты жизни китайцы предпочитали красные одежды, например, невеста и свадебная атрибутика всегда была красного цвета, передавая жизненную силу солнца и огня. Такая сила отпугивает злых духов и приносит удачу в дом и гармонизирует общую атмосферу. Если на руку ребенка, считали китайцы, намотать красную ниточку, она защитит малыша от сглаза. В астрологии цвет соответствует Марсу (Инхосин) и красному духу огня Чжу-жун.

Белый (бай) олицетворял запад - место, где царят хаос и гибель живого. Этот цвет противоречив: он называл природную сущность – холод и стихию – металл (символ начинающегося упадка от ян к инь), и ассоциировался одновременно и с вероломством и с чистотой. Животным запада является Белый тигр (Байху), который с одной стороны – владыка губительного для человека мира, а с другой – охранитель людей от злых сил и страж страны мертвых. Поэтому изображение белого тигра часто является оберегом, и поэтому часто встречается на разных декоративных и бытовых предметах. Белый – это цвет, связанный со старостью, осенью, увяданием, т.е. завершение цикла и выходом за грань мира. Поэтому белый цвет в одежде означает траур, и подчеркивает значение предметов как связанных с похоронами. Цвет астрологически связан с Венерой (Тайбай), а также с божеством Запада - Шао-хао и его помощником - белым духом Жу-шоу, а также правительницей Запада, обладающей чудесными персиками бессмертия, Сиванму.

Черный (хэй) являлся цветом севера и связывался с чем-то сокровенным и таинственным, хотя и нес оттенок смерти (зима). Элементом для этого цвета являлась вода (как минимальное проявление активности, пассивная инь), обладающая свойствами текучести, прохлады, способности к движению назад. Здесь основным персонажем является Сокровенный воин (Сюаньу, «темная воинственность» или другой перевод «черная черепаха»), представляющий собой симбиоз змеи и черепахи, а также отождествляемый с мифическим правителем Чжуань-сюем, положившим разделение (разорвавшим связь) между землей и небом, отчего люди перестали подниматься на небеса. Тайна – это удел ученых, змея – мудрость, черепаха – долголетие, вода – проникает повсюду, помнит все. Из этих образов складывается определение черного цвета – познание и ученость, углубление в непознанное. Черный цвет (как и стихия воды) связывались также с чёрный дух Сюань-мином, под покровительством которого находились храмы Луны, повелителем дождя Юй-ши, а также планета Меркурий (Чэньсин).

Как и у других народов мира, у китайцев существуют свои хорошие и дурные приметы и предзнаменования. Стремясь оградить себя от жизненных неудач, люди окружают себя предметами, которые, по поверью, приносят счастье, и стараются избегать всего, что может служить дурным предзнаменованием. Субъективную окраску “хороших” или “дурных” примет носят некоторые слова и выражения, числа и предметы.

Эти поверья до сих пор дают о себе знать в некоторых правилах этикета и в художественных поделках народных ремесел. Знание такого рода примет необходимо для лучшего понимания традиционной китайской культуры. Из многочисленных предметов позитивного характера на первом месте стоит мифический образ дракона. Тогда как в некоторых европейских странах дракон изображается злым и безобразным чудовищем, по представлениям китайцев, он является существом добрым, готовым прийти к людям на помощь.

Тибетская табличка. Богиня на Драконе.

Его образ сложился на основе тотема дракона, который считался покровителем китайской нации. Чтобы подчеркнуть статус дракона как непревзойденного по силе могущества существа, китайцы наделили его чертами, взятыми у целого ряда животных: у дракона оленьи рога, лошадиная голова, заячьи глаза, змеиная шея, брюхоящера, когти орла, стопы тигра, мышиные уши, а тело покрыто рыбьей чешуей. Древние китайцы приписывали дракону способность летать по небу и проникать под землю, управлять облаками и вызывать дождь.

Поэтому в народе издревле возводили кумирни и храмы в честь дракона, где молились о дожде и хорошем урожае. При династии Хань образ дракона, в частности золотого дракона, стал использоваться в качестве символа императора и императорской власти. Впоследствии все китайские императоры говорили о себе как о воплощении дракона, либо как о правителе, которому дракон покровительствует. Тем самым они пытались возвыситься над простыми смертными и укрепить авторитет своей власти.

Статуя льва, охраняющего гробницу (Пекин).

Все предметы, предназначавшиеся для использования императором, стали украшать изображениями дракона или соответствующим орнаментом. Вместе с тем было строго-настрого запрещено кому бы то ни было, помимо императора, пользоваться орнаментом с драконом для украшения одежды, кресел и т.п.

Но среди простого народа культ дракона как олицетворения благого знамения отнюдь не исчез, его изображениями украшали ремесленные поделки и архитектурные здания, дракон фигурировал в произведениях устного фольклора. Просто люди старались, чтобы в этих случаях дракон принимал вид и имел окраску, отличные от дракона императорского. До наших дней дошли обычаи устраивать в праздничные дни гонки лодок в виде драконов, танцы драконов и пр.

Глиняная кукла с иероглифом “счастье”.

Образ дракона по-прежнему широко используется для украшения художественных поделок. Конечно, сегодня дракон утратил тотемную таинственность и политическую окраску, однако сохранилась символика, согласно которой он считается олицетворением китайской нации, китайцы любят называть себя “преемниками дракона”.

Слон - символ счастья.

Другим мифическим образом, по важности стоящим наравне с драконом, является птица феникс. Ее называют “царем пернатых”. Согласно поверью, феникс, в образе которой собраны черты нескольких птиц и животных, избирает для себя исключительно дерево павловнию, пьет воду только из священного источника, питается исключительно побегами бамбука.

Император Цяньлун (годы правления 1736-1795 гг.) в парадном платье. Династия Цин.

Ей приписываются не только необыкновенная красота, но и благородный нрав. В народе говорят, что с прилетом феникса наступает мир и спокойствие, к власти приходит человеколюбивый и высоконравственный правитель. В Древнем Китае феникс наряду с драконом служил символом императорской власти, но позднее, в эпохи Мин и Цин, их роли разделились, фениксу стали приписывать олицетворение женского начала, то есть самой императрицы.

В период Мин существовало законоположение, согласно которому жены чиновников 9-го ранга и выше должны были носить головное украшение в виде феникса. В народе образ феникса использовался для украшения предметов приданого невесты и женской одежды. Еще одно мифическое животное, с которым китайцы связывали благополучие, - это цилинь. Его изображения можно видеть среди дворцовой утвари. Согласно поверью, цилинь появлялся лишь в годы, когда в государстве царил мир, правил мудрый правитель и народ благоденствовал.

Поэтому цилинь пользовался особым расположением императора. В народе же считали, что если помолиться цилиню о рождении в семье наследника, то он может удовлетворить просьбу, но при условии, что семья молящегося имеет на своем счету благие свершения. Одна из традиционных тем лубочных картин - это цилинь, приносящий в семью младенца-мальчика. Орнаменты с образами цилиня использовались для украшения предметов, связанных с бракосочетанием, рождением ребенка, а также архитектурных строений.

Дракон, феникс и цилинь входят в четверку “священных” животных, четвертым членом которой является черепаха. Черепаха - существо отнюдь не мифическое - отличается завидным долголетием и считается чуть ли не самым мудрым представителем животного мира.

Мифический зверь цилинь.

Китайцы считают даже, что черепаха способна предвидеть будущее. Недаром еще в глубокой древности черепашьи панцири использовались для гадания и предсказания судьбы. Именно за мудрость уважали черепаху китайцы. Ее образ стал символом высокого положения на иерархической лестнице. Золотые печати правительственных ведомств, периода Хань были украшены изображением черепахи, при династии Тан чиновники в ранге от 5-го и выше носили в качестве аксессуара кисет с черепашьим орнаментом.

Позднее образ черепахи стал использоваться для отделки зданий, наибольшую популярность приобрели каменные изваяния огромных черепах, несущих на спине высокую стелу. Среди животных, каменные изваяния которых украшают дворцы, храмы, жилые ансамбли и гробницы, часто можно видеть скульптурные изображения львов. Лев - “царь зверей”, животное с грозным нравом - по представлениям китайцев, был способен отгонять нечистую силу.

Образ льва использовался также как символ влиятельности и высокого положения хозяина. В народных танцах фигурирует лев - животное скорее добродушное и комичное, эти танцы - непременный элемент массовых празднеств. Тигр - еще один образ, пользующийся уважением среди китайцев. Тигра также именовали “царем зверей”. Он служил символом силы, мужества и воинственности. Также, как и льву, тигру приписывали способность отгонять нечисть.

Существовал обычай шить для новорожденного чепчик и тапочки с изображением тигра, которые ребенку надевали в 100-й день после появления на свет. Тем самым родители хотели оградить ребенка от болезней и порчи, выражали свою надежду на его здоровый рост. Если рождался мальчик, то тигровый орнамент должен был означать пожелание видеть сына сильным и бесстрашным. В районе Центрального Китая в обычае класть в приданое невесты игрушечных тигрят, сделанных из теста, тем самым выражается пожелание, чтобы у молодоженов родился сын.

Красноголовый журавль, которого китайцы называют “священным”, - олицетворение долголетия. В народной мифологии журавлю приписывают роль птицы, на которой небожители путешествуют по облакам. Излюбленной темой народного лубка являются “сосны и журавли”, выражающие пожелание долгих лет жизни. В орнаментировке дворцовых сооружений часто можно видеть изображения животных-символов: журавля, черепахи и оленя, что создает, по представлениям китайцев атмосферу благоденствия.

Бронзовые фигуры журавлей установлены по обеим сторонам императорского трона в павильоне Тайхэдянь в Запретном городе в Пекине. Образ уточек-мандаринок, в природе держащихся парами, используется китайцами для олицетворения согласия между влюбленными и супружеской верности. Этот образ присутствует в орнаментировке предметов, которыми окружают новобрачных.

Из рыб в качестве благого символа используется золотой карп. Дело в том, что произношение иероглифа “рыба” совпадает с произношением иероглифа “достаток”. Поэтому образ рыбы используется в качестве символа богатства и достатка. Кое-где на Новый год принято готовить блюдо с золотым карпом, тем самым выражая пожелание богатства в новом году. Более того, образ рыбы означает так же плодовитость, и молодоженам часто преподносят в дар нефритовую рыбку, желая им иметь многочисленное потомство.

Карп является также персонажем широко бытующей в народе притчи об отважных карпах, которым удалось преодолеть Драконовый порог на реке Хуанхэ, отличающийся необыкновенной силой течения. Согласно притче ежегодно в третьем месяце косяки карпов поднимаются против течения к верховью Хуанхэ. Большинство из них погибают в пути, лишь немногим удается преодолеть Драконовый порог. Такие смельчаки сами превращаются в драконов.

Эту притчу часто вспоминают, когда речь заходит о претендентах - участниках экзаменов на занятие должности. Проводится как бы параллель между содержанием притчи и трудностями, ожидающими экзаменующихся на пути к карьере. Зато человека, выдержавшего экзамен с хорошими результатами, приравнивают к “карпу, перепрыгнувшему Драконовый порог и превратившемуся в дракона”.

Китайцы, у которых очень развит культ природы, наделяют растения способностью чувствовать и, наблюдая за растениями, в свою очередь любят находить в них сходство с человеческими характерами. Возьмем, к примеру, пион - его яркие, пышно махровые цветы наводят на мысль о богатстве и роскоши. Пион называют “государственным цветком”, “царем цветов” и т.п.

Он олицетворяет знатность и богатство. Сосна (ее образ часто употребляется в паре с образом кипариса) - вечнозеленое, морозостойкое дерево - служит олицетворением стойкости и умения выстоять в трудных условиях. Поскольку сосны и кипарисы отличаются долголетием, вокруг могил императоров и знати, как правило, высаживали сосново-кипарисовые рощи. Образ “четырех благородных мужей”, цветущей сливы, орхидеи, хризантемы и бамбука, олицетворяет благородные качества человека.

Цветущую сливу “мэй” любят за то, что она расцветает раньше других деревьев, когда еще стоят зимние морозы, и, таким образом, является провозвестницей весны. Кроме того, цветки “мэй”, издавая приятный аромат, в то же время не стремятся поразить взор внешней пышностью. Орхидея замечательна тем, что растет в глухих лесных зарослях, наполняя воздух тонким ароматом. Хризантема расцветает поздней осенью, стойка к заморозкам, а это в глазах китайцев означает ее гордый, независимый характер.

Бамбук в глазах китайцев олицетворяет скромность (иероглиф “скромность” звучит одинаково с иероглифом, обозначающим полый стебель бамбука) и высокую нравственность (иероглиф “коленце бамбука” имеет одинаковое произношение с иероглифом, обозначающим верность моральным устоям). Упомянутые четыре растения-символы часто используются поэтами и художниками в качестве аллегорического средства выражения своих мыслей и подхода к жизни.

Символическое значение имеют также некоторые плоды и фрукты. Так плоды граната, в котором содержится большое количество семян, служат символом плодовитости, а стало быть, семейного счастья. Поэтому плоды граната - атрибут свадебных подношений. Персик служит символом долголетия и счастья. По преданию в, саду небожителей росли священные персики, расцветающие раз в 3 тысячи лет и еще через 3 тысячи лет приносящие плоды. Тому, кто попробовал такой персик, было уготовано бессмертие. Поэтому на лубочных картинах и в народной скульптуре убеленный сединами долгожитель, летящая фея, святой младенец обычно изображаются с персиком в руках как символом долголетия.

Тем, кто хочет понять представления древних китайцев, касающиеся благих пожеланий, небезынтересно будет ознакомиться с символикой орнаментов, наносимых на предметы обихода. Например, на бронзовых сосудах времен Шан-Чжоу можно видеть орнамент в виде чудовища с человеческим лицом. Это мифический зверь Таоте, отличавшийся, по поверью, необыкновенной прожорливостью. Нанесение этого образа на посуду имело целью предупредить людей от обжорства и алчности.

Широкое распространение в народе получил обычай вывешивать под Новый год лубочные картины и бумажные вырезки. Эти произведения народного творчества как ничто другое воплощают стремление людей к счастью и благополучию. Лубочные картины произошли от икон с изображением богов дверей, которые вывешивались на дверях с тем, чтобы оградить дом от нечистой силы и напастей. В династии Мин и Цин люди стали вывешивать иконы и с целью моления о благополучии. В наши дни лубочные картины и бумажные вырезки развешиваются, как правило, в канун Нового года с целью украсить помещение и создать праздничную атмосферу.

Но в древности их вывешивали и по другим поводам: свадьба, рождение ребенка и достижение им определенного возраста, жертвоприношение богам и пр. Темы народного лубка посвящены либо изображению традиционных предметов, имеющих “благостный” смысл, либо фрагментов из популярных легенд. Например, тема хорошего урожая и изобилия, тема пожелания долголетия и многочисленного потомства, тема семейного согласия и почитания родителей и пр. Исторические и легендарные личности изображаются большей частью с назидательной целью, их ставят в пример людям.

Бумажные вырезки принято наклеивать на окна. Их посвящают таким событиям, как свадьба, рождение ребенка, годовщина рождения главы семьи, новоселье и т.п. Без бумажных вырезок, выражающих добрые пожелания, не обходится приданое невесты, причем, как правило, все вырезки делаются невестой собственноручно, также как кисет, предназначенный в подарок жениху, и другие детали приданого. Тематику бумажных вырезок составляют узоры и иероглифы, носящие особый, “счастливый” смысл, и в этом отношении вырезки близки к лубочной живописи.

Иногда темой вырезок являются пожелания оградить дом от бед, бывают и просто декоративные вырезки-украшения. Бумажные вырезки используются и как подложка узора для вышивания.

Одним из главных символов Китая и, пожалуй, главной его достопримечательностью, причем часто изображаемой, как на почтовых марках, так и на открытках является Великая Китайская стена.

Строительство ее начал император Цинь Шихуаньди в 221 году до нашей эры. К этим работам были привлечено около 300.000 крестьян, солдат, преступников и политических заключенных. Строительство стены в дальнейшем велось столетиями. В 607 году нашей эры сооружение было реконструировано. Тогда на строительстве был занят миллион рабочих, причем по сообщению древних летописцев половина из них погибла. Может быть поэтому сооружение также называли и Стеной слез.

Цинь Шихуанди

Кстати, по некоторым данным Цинь Шихуаньди лишь приказал достроить стену. Кто ее заложил точно не ясно. По мнению китайцев, строить ее начали во время правления полумифической династии Ся.

В настоящее время есть разные данные о длине Великой Китайской стены. Официально ее длина составляет 7 200 километров. Высота в среднем составляет девять метров (а дозорных башен – двенадцать метров).

Довольно распространено мнение, что Великая Китайская стена видна с Луны невооруженным глазом. Однако это заблуждение . Первые же слухи об этом распространились после того, как на спутнике Земли побывали американцы. Рассказывали, что находясь на Луне они якобы видели не только моря и континенты, но и главную китайскую достопримечательность.

Однако расчеты показывают, что все это выдумки. На расстоянии 384 000 километров различить стену длиной 6000 километров и шириной 12 метров просто невозможно. Другое дело, что из Космоса Великую стену видеть все-таки можно и космонавты и астронавты, находившиеся на, увы, покойной, космической станции «Мир» неоднократно ее наблюдали с расстояния в несколько сот километров.

Сентябрь 9, 2017 - ChinaPk

По мере того, как мы переходим из класса в класс большая часть нашей школьной жизни структурирована вокруг изучения истории страны, в которой мы живем, что по идее должно помочь нам понять культурное наследие, из которого мы пришли и которому принадлежим. Тем не менее, многие из нас жили в Китае всю сознательную жизнь и почти ничего не знает об основах китайской истории. Воспользуемся случаем и подробно рассмотрим национальные символы Китая, чтобы не краснеть, когда нам зададут элементарный вопрос, а мы не будем знать ответа.

Национальный флаг

Китайский национальный флаг разработан Цзэн Лянсуном, каждая из 4 маленьких звезд представляет четыре социальных класса в китайском обществе (пролетариат, крестьянство, интеллигенция и армия), а самая большая из них — символ их преданности коммунистической партии. Флаг развертывают в материковой части, в Гонконге (теперь у него есть собственный флаг) и в Макао.

Национальный герб

Тяньаньмэнь решили использовать в качестве национального герба в 1950 году. Колесо и зерно представляют рабочий класс и крестьянство соответственно, а пять звезд символизируют солидарность различных национальностей Китая.

Национальный гимн Китая

Китайский национальный гимн называется «Марш добровольцев» (также известен как Сан-Мин-Чуй или «Три принципа народа»), слова Тянь Ханя, музыка Не Эр. Текст состоит из выдержек из инаугурационной речи Сунь Ятсена в Военной академии Вампу. Он был официально принят в 1943 году, но де-факто был гимном еще с 1937 года.

Отец нации

Живя в Китае, вы не можете не знать Генерала Мао Цзэдуна, основавшего КНР 1 октября 1949 года, семь дней отдыха как раз по этому поводу. Его портрет также висит у входа на площади Тяньаньмэнь.

Национальная валюта Китая

Жэньминьби является официальной валютой Китайской Народной Республики. В разговорном чаще используется название юань. Международный валютный код для валюты — CNY.

Национальный цветок

Символ роскоши и процветания, когда-то пион был очень популярен у поэтов династии Тан. Пион был выбран национальных цветком Китая путем всенародного голосования граждан в 1994 году.

Национальное животное

По понятным причинам, национальное животное КНР — это гигантская панда. На случай, если вы не знали, ВСЕ панды в мире принадлежат Китаю.

По мифологии национальное животное Поднебесной — драконы. Традиционно они могут принимать различные формы, такие как рыба или черепаха, но в народе, символ состоит из головы лошади, тела змеи и куриных когтей.

Национальный цвет

Национальные цвета Китая — желтый и красный, как видно из выбранных цветов для флага.

Национальная птица

Красный королевский журавль — Национальная птица КНР, символизирует элегантность и полет (символический подъем Китая). Эти птицы в китайской мифологии означают бессмертие и путешествие по жизни, аналогично западной концепции феникса.

Национальное дерево

Да, в Китае есть Национальное дерево, называется гинкго. Этот вид дерева был ввезен в Японию китайскими монахами и после того, как деревья пережили бомбардировку Хиросимы, дерево стало известно как символ устойчивости.

Национальный костюм

Традиционно мужчины носили ханьфу (свободные длинные туники), а традиционный костюм для женщин эволюционировал и стал известен как ципао. Костюм Мао был официальной одеждой коммунистического периода.

Национальный вид спорта