В Лаврушенском переулке города Москвы
находится музей, который знает весь мир Государственная Третьяковская галерея. Люди
ласково называют ее «Третьяковкой». Это
лучшее собрание русских картин.
Основателем этой богатейшей коллекции был
видный деятель русской культуры московский
коллекционер Павел Михайлович Третьяков. С
юных лет он страстно увлекался живописью,
начал собирать гравюры западноевропейских
художников, небольшие картины голландских
живописцев 17 века.

Первоначально именно в доме размещалась коллекция П.М.
Третьякова, но картин становилось все больше и больше. К
1972 году их насчитывалось более полутора сотен, и места в
гостиной уже не хватало. Весной 1874 года для собрания
было построено двухэтажное здание по проекту архитектора
Александра Каминского (мужа сестры Третьякова). Оно
примыкало к южной стене дома и располагалось в сторону
соседней с их участком ограды церкви Святого Николая в
Толмачах, захватив часть сада вокруг дома. Два зала
соединялись внутренним переходом с жилой частью, но
имели отдельный вход с улицы.
На первом этаже на перегородках были помещены работы
старых мастеров, на стенах против окон – пейзажи С.Ф.
Щедрина, Ф.М. Матвеева, М.И. Лебедева, М.Н. Воробьева. На
втором этаже в высоком просторном зале находились работы
современников – В.Г. Перова, В.И. Якоби, В.В. Пукирева, К.Д.
Флавицкого и других.

Первые покупки художественных произведений, сделанные
Павлом Третьяковым, относятся к середине 1850-х годов. На
Сухаревке, где он покупал книги, 24-летний купец приобрел
11 графических листов. Через год у него появились картины,
написанные маслом, в основном голландских мастеров.
Позднее Третьяков отдал предпочтение русским художникам.
Еще в 1853 году появилось "Описание картинной галереи
тайного советника Федора Ивановича Прянишникова".
Личное знакомство с этой коллекцией в 1856 году, посещение
Эрмитажа в Петербурге и побудило Павла Михайловича к
собирательству. На первых порах он покупал работы своих
еще мало известных современников. Картина В.Г. Худякова
"Стычка с финляндскими контрабандистами" (1853) одной из
первых появилась у Третьякова в 1856 году.

Третьякова на протяжении всей его жизни вдохновляла
цель – создать в Москве национальный общедоступный
художественный музей. И вот в 1892 году Третьяков
осуществил свое давнее намерение – подарил собрание
картин городу Москве вместе со зданием, где оно
размещалось.
В начале 1900-х годов по рисунку художника
В.М.Васнецова был построен нынешний каменный фасад.
Создавая проект, художник вдохновлялся красотой теремов
Древней Руси.
6

Раньше в этом доме жил П.М.Третьяков (1832-1898)
В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою
художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому
времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических
произведений русской школы, 75 картин,15 скульптур и
коллекция икон.
«Желая содействовать процветанию искусств в России и
вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною
коллекцию, - писал Третьяков в Московскую государственную
думу, - ныне же приношу в дар… всю мою галерею со всеми
художественными произведениями».
7

Биография Павел Михайлович Третьяков
Павел Третьяков родился 15
(27) декабря 1832 в Москве, в
купеческой семье. Получил
домашнее образование,
начал карьеру в торговле,
работая с отцом. Развивая
семейное дело, Павел вместе
с братом Сергеем построил
бумагопрядильные фабрики,
на которых было занято
несколько тысяч человек.
Состояние П. М. Третьякова к
моменту его смерти
оценивалось в 3,8 млн руб.

Самые известные картины
Третьяковской галереи.
Иван Крамской в первую очередь известен как автор
картины «Неизвестная» (ее часто ошибочно называют
«Незнакомка»), а также целого ряда прекрасных
портретов: Льва Толстого, Ивана Шишкина, Дмитрия
Менделеева. Но детям лучше начинать знакомство с
его творчеством с волшебной картины «Русалки»

И. Крамской. Портрет Третьяковой.
Через десять лет после
женитьбы, в 1875 году, Павел
Михайлович пожелал иметь
портрет своей жены. Как
всегда, предварительно
велась длительная
переписка с И.Н. Крамским. В
результате история оставила
нам два портрета Веры
Николаевны Третьяковой
работы Крамского 1876 и
1879 годов.

Сокровищница Третьяковской галереи

Так сложилось, что люди
воевали всегда. Испокон
веков отважные вожди и
могущественные
правители снаряжали
свои армии и отправляли
их на войну. Конечно же,
они хотели, чтобы об их
военных подвигах узнали
далекие потомки,
поэтому поэты слагали
стихи и песни, а
художники создавали
прекрасные картины и
скульптуры. На этих
картинах война обычно
Василий Верещагин. «Апофеоз походила на праздник -
яркие краски,
войны», 1871 г.
бесстрашные воины,
идущие в бой…

Андрей Рублев.
«Троица»
«Троица» - икона
Святой Троицы,
написанная Андреем
Рублёвым в XV веке,
самое знаменитое из
его произведений и
одна из двух
приписываемых его
кисти работ (включая
фрески во Владимире),
чьё авторство, как
считают учёные,
достоверно
принадлежит ему.
Является одной из
самых прославленных
русских икон.

И.Репин «Не ждали»
На картине изображён момент,
когда в квартиру неожиданно
для присутствующих заходит
мужчина - возвратившийся из
далёких краёв политический
ссыльный. Очевидно, его не
ожидали, и поэтому различна
первая реакция членов семьи
на его возвращение.
Несомненна радость женщины
за фортепьяно (видимо, его
жены) и мальчика, сидящего за
столом. Девочка смотрит
настороженно - возможно, она
вообще ещё не поняла, кто этот
мужчина. Во взгляде горничной,
стоящей в дверях, чувствуется
недоверчивое удивление. На
переднем плане - пожилая
женщина, мать возвратившегося
мужчины. Её согбенная фигура
передаёт глубокое потрясение
от происходящего.

30.08.2014 в 18:31

Уважаемая Екатерина Геннадиевна, с интересом совершила прогулку, упоённо внимая Вашему спокойному выразительному повествованию. От картины к картине стихи Андрея Усачёва будили воображение и предлагали пофантазировать, стоя у знаменитых полотен об их героях, о временах года, о судьбах страны... Во время просмотре невольно ловила себя на мысли: "Как жаль, что нельзя воспользоваться этой замечательной презентацией более широко (то, о чём написала в своём комментарии Эльнара Талятовна). А ещё немного не хватило художественности. Первый титульный слайд... я долго искала его в интернете, именно такой, чтобы половина здания была загорожена строительными лесами, а вместо этого находила действительно высококачественные виды на Третьяковскую галерею. Потом нашла, но только в одной статье как маленькую картинку к ней. А ещё было бы здорово сделать плавные переходы между слайдами, тогда не на столько резко была бы заметна разница в габаритах картинок, их относительном расположении. Некоторые подписи к картинам нечитабельны, а некоторые читаются очень хорошо. Можно было бы выполнить надписи в одном стиле, и если цвет шрифта пропадает на фоне картины, можно было бы надпись сделать на полупрозрачной тонированной подложке (возможности ppt позволяют сделать это). Плюс фон демонстрации... белый слишком яркий для глаз... он то заметен на слайде, то его скрыт, то картина сбоку, то в центре, то полностью приближается, закрывая всё пространство, то только частично, немного не доходя до полноэкранного изображения... Конечно же дети заметят основное, не станут придираться, но приятные глазу частности помогут развить в них гармоничное начало. Ну, и, в плане звукорежиссуры... Наверное, показывать всю экскурсию под один трек Вивальди будет не целесообразно: где-то надо дать послушать голос экскурсовода, где-то музыка должна зазвучать громче, чтобы дать прорасти в душе эмоциональному отклику от увиденного и услышанного....но самое главное, все произведения представлены не единым стилистическим, жанровым и временным рядом, а разнообразным, следовательно, нужно подобрать к каждой картине наиболее подходящую по настроению музыку, словно мы переходим в новый мир....сейчас будет что-то другое... внимая первым звукам, мы уже отвлекаемся от предыдущего сюжета и музыка настраивает нас на новый лад, погружает наше внимание и восприятие в новую среду... Вот здесь-то тоже пригодились бы нам навигационные кнопочки, позволяющие вовремя остановиться, чтобы дети не переутомились (1-3 картин достаточно для одного просмотра с последующим обсуждением)... и в следующий раз продолжить не с самого начала, а с этого места... Спасибо Вам за такую замечательную работу, которая предоставила столько пищи для души, ума и сердца! С наступающим Вас учебным годом! Удачи в конкурсе!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Государственная Третьяковская галерея

Добро пожаловать в Государственную Третьяковскую галерею Государственная Третьяковская галерея является символом культурной жизни, обозначением средоточия ценностей, воплотивших в себе представление людей о гуманности и красоте.

Основанная во второй половине XIX века Павлом Михайловичем Третьяковым, галерея стала самым демократичным музеем, проводником передовых взглядов русской интеллигенции того времени. В экспозиции музея подробно представлены все периоды развития русского искусства.

Павел Третьяков- основатель галереи П.М.Третьяков начал свою деятельность по собиранию картин рус- ских художников в 1856 году. Уже в 1860 г., когда ему было ещё 29 лет,решил,что подарит свою коллекцию городу, сделает её народным достоянием.

Третьяков чувствовал колоссальную ответственность перед народом за каждое приобретение с точки зрения соблюдения чистоты принципа, имеющего в виду, что собирая галерею, он становится историком русской живописи. Он был одним из самых передовых людей России с демократическими и патриотическими взглядами, с глубоким знанием и пониманием искусства, с тонким художественным чутьем, развитым до высшей степени.

Экскурсия по галерее. Залы Третьяковки хранят прекрасные произведения русского искусства с древних времен до наших дней.

Андрей Рублев. Троица ветхозаветная

А.А.Иванов. Явление Христа народу

Н.К.Рерих. Заморские гости

М.А. Врубель. Царевна-Лебедь

В.М.Васнецов. Алёнушка

В.И.Суриков. Боярыня Морозова

Н.Н.Ге. Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе.

В.Г.Перов. «Тройка». Ученики – мастеровые везут воду.

И.И.Левитан. Март

В.Д.Поленов. Московский дворик

Vita brevis-ars longa Жизнь коротка- искусство вечно Собрание картин Третьяковской галереи сохраняет память о прошлых столетиях в истории России. Прекрасные полотна художников-реалистов не только радуют красотой взгляд зрителя, но и воспитывают широкую публику,отражая в живописных образах жизненные проблемы.


Третьяковская галерея

Здесь одни портреты. Художники все лучше пишут лицо человека. Они понимают, что лицо может рассказать о натуре человека, о его сложных, изменчивых чувствах.

Иван Никитин не раз писал Петра Первого.
С красками, кистями, холстами он сопровождал царя в его бесконечных поездках.
Петр Первый очень ценил «природного» живописца и писал: «пусть знают, что есть и из нашего народа добрые мастеры».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Путешествие в Государственную Третьяковскую галерею. «Жизнь коротка, а искусство долго». Гиппократ. Выполнена учителем изобразительного искусства Кузьминовой Людмилой Алексеевной ГБОУ СОШ № 1101 г. Москва

Павел Михайлович Третьяков российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи. Галерея находилась в доме, который семья Третьяковых купила в ещё в 1851 году.

Третьяковская галерея «Третьяковка» - очень понятное, привычное и любимое слово.

Приглашаем в путешествие по залам с русской живописью.

Зал 3 Здесь одни портреты. Художники все лучше пишут лицо человека. Они понимают, что лицо может рассказать о натуре человека, о его сложных, изменчивых чувствах. Иван Никитин. Портрет Петра Первого.

Иван Никитин не раз писал Петра Первого. С красками, кистями, холстами он сопровождал царя в его бесконечных поездках. Петр Первый очень ценил «природного» живописца и писал: «пусть знают, что есть и из нашего народа добрые мастеры ».

Любите живопись, поэты. Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно… Заболоцкий Ф.С. Рокотов. Портрет Струйской. Федор Степанович Рокотов - знаменитый русский художник-портретист. Умел передать в портрете сложность человека, изменчивость его мыслей, чувств, настроения.

Зал 4 Антон Павлович Лосенко – первый русский исторический живописец. Картины А.П. Лосенко похожи на сцены из театральных представлений.

А.П. Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой

А.П.Лосенко. Владимир и Рогнеда.

А.П.Лосенко. Портрет актера Волкова.

Зал 5 «Юный живописец» , это первая русская картина про жизнь обыкновенных людей. Мастерская живописца. На картине представлены люди, жившие в одно время с художником, и наверно, были ему хорошо знакомы. И заняты они самым обычным делом.

Зал 6 И снова портреты. Они написаны художниками Дмитрием Григорьевичем Левицким и Владимиром Лукичом Боровиковским. Мы увидим парадный портрет и не совсем парадный. Встретимся с людьми которых называли просветителями. И с женщиной которую кисть художника спасла от забвения.

Знатных людей обычно изображали в величественной позе, наряженными в богатые одежды. Такой портрет называли парадным. Князя Кулагина написал художник - В. И. Боровиковский. Это действительно парадный портрет! На князе одежда из золотой парчи. Горят драгоценные каменья. Разноцветным шелком переливаются орденские ленты. На столе покрытом красной бархатной скатертью, расположены бумаги. За плечом князя белый мраморный бюст его покровителя – императора Павла.

Перед нами парадный портрет, все атрибуты говорят о том, что князь занят важными государственными делами. Князь среди всей изображенной роскоши стоит важно, довольный собой. На его лице высокомерная улыбка. В. И. Боровиковский. Князь Кулагин.

Демидов у Левицкого стоит торжественно. Как на парадном портрете. Но вместо расшитого золотом, увешанного орденами и лентами кафтана, вместо пудренного парика на нем домашний колпак. Движение руки тоже величественно, как у полководца, который показывает на поле боя.

Однажды, почти сто лет назад, поэт Полонский увидел портрет Марии Ивановны Лопухиной, написанный В.Л.Боровиковским. Портрету к тому времени тоже было почти сто лет. Поэт долго оставался в задумчивости перед небольшим холстом. Поэт думал: «Какое чудо – живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца…»

В.Л.Боровиковский. Портрет Лопухиной.

Литература: Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников XVIII века. Под ред. А.И. Леонова. - М., "Искусство", 1952 slovari.yandex.ru http://www.artrussia.ru/russian/artists/rarities.php?foa=f&list=2 http://www.hydojnik.ru/ http://www.tretyakovgallery.ru/ http://www.nemiga.info/moskva/tretiyakovskaya_galereya.htm http://old.tvkultura.ru/page.html?cid=646 http://www.artcontext.info/articles-about-art/763-tretyakov.html


Государственная Третьяковская галерея – крупнейшее в мире собрание русской живописи. Галерея основана Павлом Третьяковым, который с 1850-х годов собирал картины лучших художников своего времени. Именно благодаря его поддержке и участию замечательные произведения русского искусства были заботливо сохранены для потомков. В Третьяковской галерее экспонируются произведения, ставшие знаковыми в истории русского искусства и признанные мировыми шедеврами.




А.А. Иванова можно назвать «художником одной картины». Эпическое полотно «Явление Христа народу» он писал 20 лет. На картине изображен момент сошествия Христа к реке Иордан и встречи его с Иоанном Крестителем. Моделями для многих персонажей картины послужили реальные люди – в частности, сам художник и его друг Н.В. Гоголь. Картина была выставлена в Санкт-Петербурге в мае 1858 года, а через полтора месяца художник скончался. Когда в 1925 году картину было решено переместить в Третьяковскую галерею, для громадного полотна размером 5,4 х 7,5 м не нашлось подходящего по размеру помещения, и для нее к основному зданию галереи пришлось пристраивать отдельный зал.




До сих пор точно неизвестно, действительно ли Иван Грозный убил своего сына в припадке ярости, или это историческая легенда. Но это и неважно. На картине И.Е. Репина изображено главное – глубинная сущность ЗЛА, выросшего из упоения властью, деспотизма и вседозволенности. Это не только ошеломляющее по силе воздействия полотно, но и яркий индикатор человеческой злобы и нетерпимости. Картина «Иван Грозный» стала первым в истории России произведением живописи, которое подверглось цензуре. Император Александр III запретил П. Третьякову, который купил картину, выставлять ее либо показывать частным образом. Сам Третьяков испытывал настолько сильное негативное эмоциональное воздействие этого произведения, что ему пришлось переместить полотно в отдельное помещение. В 1913 году картина подверглась вандализму – была изрезана неуравновешенным старообрядцем-иконописцем. В 2013 г. группа агрессивных православных активистов попыталась организовать удаление картины из экспозиции музея.




«Апофеоз войны» - глубоко символичная картина знаменитого художника-баталиста Верещагина, которому довелось участвовать в военных действиях по всему миру, от Балкан до Туркестана, Индии и Китая. Это яркий и выразительный протест против войн и насилия. Сам Верещагин с горькой иронией определял жанр своей картины так: «если не считать ворон, то это натюрморт, в переводе с французского «мертвая природа»». Действительно, огромная гора черепов, иссеченных саблями и пробитых пулями, в иссохшей каменной пустыне под ярко-синим небом – «мертвая природа», закономерный итог любых военных конфликтов. На раме картины сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим».




Эпическое историческое полотно было написано В. Суриковым по мотивам «Повести о боярыне Морозовой» - жизнеописания героини старообрядческого движения, которое было популярно в его родных сибирских краях. Картина «Боярыня Морозова» до сих пор остается одной их центральных в экспозиции Третьяковской галереи. Критики того времени сравнивали ее с «персидским ковром» за изображение пестрой многоликой толпы, образующей своеобразный «узор». Примечательно, что лица всех изображенных персонажей, даже второстепенных, строго индивидуальны и тщательно выписаны. Для этой картины Суриков создал более сотни портретных этюдов!




До 47-летнего возраста В.А. Тропинин был крепостным. Правда, его хозяин, граф Морков, заметил художественное дарование юноши и на несколько лет отправил его учиться в петербургскую Академию художеств, но позже Тропинину пришлось долгие годы совмещать обязанности придворного живописца и слуги. Он получил «вольную» лишь в 1823 г., и в этом же году написал картину «Кружевница», поразившую художественных критиков лиризмом и непосредственностью. Произведение пронизано духом интимности и радости повседневной жизни. Задушевные женские образы Тропинина стали классикой русской живописи, а его самого называли «русским Рембрандтом».




Картина «Утро в сосновом лесу» больше известна в России под народным названием «Три медведя». Во времена СССР выпускались популярные шоколадные конфеты «Мишка косолапый», на обертке которых была изображена репродукция этого произведения. На самом деле медведей на картине четыре, а не три. Затянутый утренним туманом вековой бор принадлежит кисти непревзойденного мастера пейзажа И. Шишкина, забавных медвежат написал художник Константин Савицкий. Но после приобретения картины П. Третьяков стер подпись Савицкого, поэтому ее авторство долго приписывали одному Шишкину.




Врубелевские образы демонов – уникальное явление в русской живописи. Они не имеют ничего общего с библейским воплощением зла. Демоны Врубеля олицетворяют силу и величие человеческого духа, обуреваемого сомнениями, скорбью и страданиями. Наиболее выразителен в этой галерее образов «Демон сидящий». Он воплощен в образе юноши, словно зажатого между верхней и нижней гранью картины на фоне пылающего заката. Эффект тревоги и смятения подчеркивает специфическая, неповторимая живописная манера Врубеля, - резкие вибрирующие мазки, напоминающие мозаику. Вопреки распространенному мнению, «Демон» написан еще до того, как Врубель начал иллюстрировать одноименную поэму Лермонтова.




«Богатыри» - не только самая известная картина В. Васнецова, но и одно из самых популярных художественных произведений в России. Ее знают все от мала до велика, чаще под названием «Три богатыря». Богатырская тематика – основа народной мифологии Руси. Имена Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, доблестных защитников русского народа, знакомы нам с детства. В. Васнецов писал картину «Богатыри» более 20 лет, доводя до совершенства каждую деталь. Он считал эту работу своим «творческим долгом, обязательством перед родным народом». Меценат Савва Мамонтов построил в имении Абрамцево отдельный павильон, где Васнецов мог работать над огромным полотном. Прообразом Ильи Муромца стал кузнец из Абрамцева Иван Петров, Алеши Поповича – младший сын Мамонтова Андрей. А вот Добрыня Никитич – собирательный образ самого художника, его отца и деда.
«Девочка с персиками» - одно из самых радостных, свежих и лирических живописных полотен конца XIX века. Она была написана двадцатидвухлетним В. Серовым в Абрамцево – усадьбе мецената Саввы Мамонтова, где часто собирались известнейшие художники того времени. На портрете изображена дочь хозяина, 12-летняя Вера Мамонтова. Кстати, персики, разложенные на столе, вовсе не были привезены из теплых краев, их выращивал в оранжерее усадьбы садовник-виртуоз. Позже В. Серов стал одним из лучших портретистов Европы и увековечил многих знаменитых современников, но «Девочка с персиками» до сих пор остается самой известной его работой.
«Купание красного коня» К. Петрова- Водкина – одно из самых необычных и символичных живописных произведений начала ХХ века. Оригинальная сферическая перспектива и цветовая гамма картины созданы под влиянием традиций русской иконописи и итальянских фресок. Когда критики обвинили художника в том, что красных коней не бывает, он показал им древнерусские иконы, на которых кони были того же цвета. В русской иконописи красный цвет обозначает величие жизни, а иногда и жертву. Современники считали картину Петрова-Водкина пророческой и ассоциировали красного коня с Россией, которую не в силах удержать юный хрупкий всадник.