На вопрос смысл калмыцкой сказки в капитанской дочке заданный автором роспуск лучший ответ это Наверное, вы помните, какую сказку Пугачев рассказал Гриневу в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» ?
«Слушай, – сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. – Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: «Скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете 300 лет, а я всего-на-всё только 33 года? » – «Оттого, батюшка, – отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной» . Орел подумал: «Давай попробуем и мы питаться тем же» . Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь, спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: «Нет, брат ворон: чем 300 лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст! » – Какова калмыцкая сказка?
– Затейлива, – отвечал я ему. Но жить убийством и разбоем – значит, по мне, клевать мертвечину.
Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал» .
Странно, но исследователи почти не упоминают этот эпизод: либо вскользь, либо вообще никак.
Учительница в школе нам его смысл объясняла так: Гринев, дескать, со своей дворянской ограниченностью не может понять широкую натуру Пугачева, ответ его – не в лад и невпопад, и Пугачев промолчал, поняв, какая меж ними пропасть.
Выяснилось (впрочем, и раньше подозревалось) , что учительница не сама это придумала. В пособии для учителей, изданном в застойные времена, читаем: «Пугачев идет на отчаянный риск… Его широкая натура чужда компромиссных решений… Абстрактный гуманизм Гринева выглядел по меньшей мере наивным, Пугачев мог бы без особого труда опровергнуть его возражения. Но, желая показать масштабность личности Пугачева, Пушкин… как бы дает понять читателю, что вождь восстания умел прислушиваться к суждениям, которые шли вразрез с его собственными представлениями» .
Таким образом, по законам классовой советской морали выходило, что отчаянный риск Пугачева, то есть самозванство и последовавшие за этим преступления, есть правильная линия поведения. Царем назвался – так ведь и был подлинным народным царем.
Мнение, что Пугачев в структуре пушкинского произведения выполняет функцию царя, что он-то и есть реальный царь, а императрица Екатерина на его фоне мелка и ничтожна, убежденнее и горячее всех советских литературоведов вместе взятых (хотя у многих из них встречаются похожие умозаключения) высказала Марина Цветаева. Приведем несколько отрывков из ее статьи «Пушкин и Пугачев» .
«Пушкин Пугачевым зачарован» .
«В «Капитанской дочке» Пушкин под чару Пугачева подпал и до последней строки из-под нее не вышел… Чара в его черных глазах и черной бороде, чара в его усмешке, чара в его опасной ласковости, чара в его напускной важности» .
«После «Капитанской дочки» я уже никогда не смогла полюбить Екатерину II. Больше скажу: я ее невзлюбила» .
«На огневом фоне Пугачева – пожаров, грабежей, метелей, кибиток, пиров – эта, в чепце и душегрейке, на скамейке, между всяких мостиков и листиков, представлялась мне огромной белой рыбой, белорыбицей. И даже несоленой… Сравним Пугачева и Екатерину въяве:
«– Выходи, красна девица, дарую тебе волю. Я государь» . (Пугачев, выводящий Марью Ивановну из темницы) .
«– Извините меня, – сказала она голосом еще более ласковым, – если я вмешиваюсь в ваши дела, но я бываю при дворе… »
Насколько царственнее в своем жесте мужик, именующий себя государем, чем государыня, выдающая себя за приживалку» .
Сознавала ли Марина Ивановна, сколько воды и с каким напором она лила на мельницу советской пропаганды? Нет, наверное. Да и жила в те годы за границей, так что это не для советского читателя писано. Ну да Бог ей судья… Общеизвестно, что «Капитанская дочка» – не единственное произведение Пушкина, посвященное восстанию Пугачева. За два года до выхода повести был опубликован исследовательский труд «История Пугачева» , где автор со всей возможной скрупулезностью воссоздает подлинные события от появлени

краткое содержание других презентаций

«Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»» - Капитанская дочка. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Мотив обмана в литературе. Береги платье снову, а честь смолоду. Пословицы. Русская литература. Литературоведение. Мотив обмана в произведениях А. С. Пушкина. Мотив. Работа над идейно-художественными особенностями повести. Навыки анализа эпизода художественного текста. Сказка о царе салтане. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

«Произведение Пушкина «Капитанская дочка»» - Значение исторического труда А.С.Пушкина. Запись в тетрадь. Как Пушкин своего Пугачева написал. Идейно-художественная позиция. История Пугачева. «Капитанская дочка» появляется в журнале «Современник». «Капитанская дочка». Одно из последних произведений А.С. Пушкина. Роман. Фигура мятежного Пугачева. Реализм.

«Рассказ «Капитанская дочка»» - Петр. Два халата, один миткалевый и шелковый полосатый на шесть рублей. Платать, или платить одежду - чинить, латать, класть, или нашивать. Деталь. Я стал читать про себя молитву. Я не терял ни бодрости, ни надежды. Роль бытовой детали в раскрытии характера литературного героя. Штоф – графинчик вина. События повести. Армяк. Миткаль – дешёвая хлопчатобумажная ткань сероватого цвета. Ратин - шерстяная ткань для верхней одежды.

«Роман Пушкина «Капитанская дочка»» - Иногда Пугачев ведет себя воистину по-царски. Почему Швабрин вызывает наше презрение. Почему Пушкин именно Гринева делает повествователем. Проверь себя. Сопоставь. Загадки романа – это загадки жизни. Сходство с женами декабристов. Загадки А.С.Пушкина в повести «Капитанская дочка». Какие нравственные открытия приносит Гриневу воспитание жизнью. Подумай и ответь.

«Историческая основа «Капитанской дочки»» - Роман «Капитанская дочка». Крестьянская война Е.Пугачева. Уральские казаки. Суд Пугачёва. Исследования «историков». Капитанская дочка. Схема движения отрядов. Имя страшного бунтовщика. Историки о Емельяне Пугачеве. Массовое народное выступление. Крестьянская война. Пугачёв, закованный в цепи. Пугачев Е. И. Восстание. Эпоха царствования Екатерины II. Рисунки П.Соколова. Пугачева и его соратников казнили.

«Книга «Капитанская дочка»» - А Белогорская крепость обречена достаться врагу. Сопоставьте отношение генерала и Пугачева к любовному чувству Гринева. Тихая, робкая капитанская дочка стала победительницей в сложнейших жизненных ситуациях. Награди вас Господь за вашу добродетель. Три цикла глав. Ты человек смышленый; ты сам увидел бы, что я лукавствую»). К власти пришла Екатерина II. Вы, молодые ребята, послушайте, Что мы, старые старики, будем сказывати?

Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-всего только тридцать три года?

Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной.

Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же.

Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; сели.

Ворон стал клевать, да похваливать.

Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!

А. С. Пушкин, "Капитанская дочка", Сказка об орле и вороне.

Мудрый ворон и гордый и хищный орёл
Повстречались. И ворон спросил у орла:
- Там, где небо пробито вершинами гор,
Что царь-птица, среди облаков, ты нашла?

Что дарует тебе поднебесный полёт?
- Он даёт мне свободу! Взгляни на восход!
Тот, кто падаль в долине всю жизнь клюёт,
Будет жить триста лет, но меня не поймёт!

И крылами взмахнув, взмыл над морем степей,
В поднебесье, к свободе. Но дело не в ней.
Просто свежая плоть мертвечины вкусней
И прикован богами к скале Прометей.

Рецензии

И опять оказался желудок важней -
от начала веков до сегодняшних дней...)

Спасибо, Влад. Природа целесообразна.
А эволюция, как точно заметил Фридрих Хайек,
не может быть справедливой. Орлу - орлиное,
ворону - воронье.

Ну, что сказать?... Целесообразность тоже своего рода справедливость... А эволюция, она же не всегда по прямой идёт. В разных условиях разные качества выигрывают... Так что, всё верно: мертвечину тоже кто-то должен поедать, будь то ворон, шакал или червь...)

Ну да: куда ж нам плыть без утилизаторов.)

А эволюция как река, вернее, путь реки к морю.
Он - не прямой, но неизменный. В смысле, река
всегда достигает моря. Несмотря на переменчивость
рельефа местности. Но если судить о движении всей реки
лишь по тому её участку, когда она течет вспять, то
можно прийти к неправильным выводам.

Нет, Алиса Сан, не путайте ворона с вороной. Это разные птицы.
Ворон - не значит, что самец. Может быть и самкой.
"Орлу – орлиное. Во́рону – во́роново".

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Подробности Категория: 8 класс

Роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
отрывок из 11 главы «Мятежная слобода»
«КАЛМЫЦКАЯ СКАЗКА»

(Пугачев) Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орёл спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего только тридцать три года? - Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьёшь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орёл подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орёл да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орёл клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! - Какова калмыцкая сказка?

(Гринев) - Затейлива, - отвечал я ему. - Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину.

Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погрузясь каждый в свои размышления. Татарин затянул унылую песню…

  1. Переведите текст этой притчи с образного языка на понятный, простой язык.
  2. С кем из героев притчи себя соотносит Пугачев? Представьте себя на месте Пугачева, подберите крылатые выражения, описывающие позицию Пугачева и аргументы в защиту его позиции.
  3. Представьте себя на месте Гринева. Какой смысл вкладывает Гринев в свой ответ Пугачеву? Подберите крылатые выражения, описывающие позицию Гринева и аргументы, защищающие его позицию.
  4. Если бы Вам эта притча встретилась сама по себе (в жизни, не в романе), как бы Вы её объяснили? Подберите иллюстративные примеры к позиции «орла» и «ворона», обратившись к литературным произведениям, биографиям известных людей, художественным фильмам и т.п.

В сказке ворон питается падалью и живёт 300 лет, а орел - живой кровью и живёт 33 года. Для Пугачева жить, как ворон, - как крепостные жили, в вечном подчинении. Уж лучше для народа попытаться, как орел, пусть недолго и кроваво, но быть свободным. Орёл не смог питаться мертвечиной, хотя и хотел долго жить. И люди не смогут жить по чужим законам, будучи чужой собственностью.
Для Гринева смысл сказки другой, он отвечает Пугачеву, что для него убивать - то же, что питаться мертвечиной. То есть Гринев не поддерживает попытку завоевать свободу столь кровавым страшным путём.

Эпизод со сказкой - кульминационный в раскрытии образа Пугачева. Он многозначен, и потому нельзя его сводить (как это нередко делается) к извлечению морали из сказки, заявлять, что в пей аллегорически прославляется смелая короткая жизнь. Сказка обнаруживает глубину духовного обновления Пугачева. Живые, большие, сверкающие глаза, так запомнившиеся Гриневу и заворожившие его, предсказывали способность Пугачева к высоким чувствам, «к дикому вдохновению» . Вся сцена построена так, что сказка поэтически-непосредственно передает тайный смысл реальной жизни Пугачева: все известное о нем убеждает нас - .не может этот человек орлиной натуры жить по законам ворона, не видит он смысла в долгой жизни, .если нужно питаться мертвечиной. Есть иная жизнь - пусть недолгая, но свободная: «...Лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!»

Другие вопросы из категории «Образование»

  • помогите составить предложение по схеме ~~~~~~ _____ ===== и ===== _____ плиззз очень надо
  • Учителю на кл. час. пожалуйста, помогите придумать министров для 5 класса!
  • Вот таки вопрос: придумайте частушки (о школе, столовой, каникулах) Заранее благодарен... PS: Без мата попробуйте)