Роман стал знаковым для своего времени, а образ главного героя Евгения Базарова был воспринят молодёжью как пример для подражания. Такие идеалы как бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным, были восприняты людьми того времени и нашли отражение в мировоззрении Базарова .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Действия в романе происходят летом 1859 года , то есть накануне крестьянской реформы 1861 года .

    Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов приезжают в Марьино и некоторое время гостят у Кирсановых (отца Николая Петровича и дяди Павла Петровича). Напряжённые отношения со старшими Кирсановыми заставляют Базарова покинуть Марьино и отправиться в губернский город *** . Аркадий едет с ним. Базаров с Аркадием проводят время в компании местной «прогрессивной» молодёжи - Кукшиной и Ситникова. Затем на балу у губернатора знакомятся с Одинцовой. Базаров с Аркадием едут в Никольское, имение Одинцовой, в городе остаётся уязвлённая ими госпожа Кукшина. Базаров и Аркадий, увлечённые Одинцовой, проводят некоторое время в Никольском. После неудачного объяснения в любви испугавший Одинцову Базаров вынужден уехать. Он едет к своим родителям (Василию и Арине Базаровым), вместе с ним едет Аркадий. Базаров вместе с Аркадием гостит у своих родителей. Устав от проявлений родительской любви, Базаров оставляет обескураженных отца и мать, и вместе с Аркадием едет назад в Марьино. По дороге они нечаянно заезжают в Никольское, но, встретив холодный приём, возвращаются в Марьино. Базаров живёт некоторое время в Марьине. Нахлынувший порыв страсти выплескивается в поцелуй с Фенечкой, матерью внебрачного сына Николая Петровича Кирсанова, и из-за неё стреляется на дуэли с Павлом Петровичем. Аркадий, возвратившись в Марьино, один уезжает в Никольское и остаётся у Одинцовой, всё более и более увлекаясь её сестрой Катей. Окончательно испортив отношения со старшими Кирсановыми, Базаров тоже едет в Никольское. Базаров извиняется перед Одинцовой за свои чувства. Одинцова принимает извинения, и несколько дней Базаров проводит в Никольском. Аркадий объясняется Кате в любви. Навсегда простившись с Аркадием, Базаров вновь возвращается к своим родителям. Живя у родителей, Базаров помогает отцу лечить больных и умирает от заражения крови , случайно порезавшись при вскрытии умершего от тифа человека. Перед смертью последний раз видится с Одинцовой, которая приезжает к нему по его просьбе. Аркадий Кирсанов женится на Кате, а Николай Петрович - на Фенечке. Павел Петрович навсегда уезжает за границу.

    Главные герои

    • Евгений Васильевич Базаров - нигилист , студент, учится на лекаря. В нигилизме он - наставник Аркадия, протестует против либеральных идей братьев Кирсановых и консервативных взглядов своих родителей. Революционер -демократ, разночинец . К концу романа он влюбляется в Одинцову, изменяя свои нигилистические взгляды на любовь. Любовь оказалась испытанием для Базарова, он понимает, что в нем живет явный романтик - он даже объясняется в любви Одинцовой. В конце книги работает сельским лекарем. Вскрывая умершего от тифа мужика, сам заражается по невнимательности. После смерти над ним совершают религиозный обряд.
    • Николай Петрович Кирсанов - помещик , либерал, отец Аркадия, вдовец . Любит музыку и поэзию . Интересуется прогрессивными идеями, в том числе в сельском хозяйстве . В начале романа он стыдится своей любви к Фенечке, женщине из простого народа, но затем женится на ней.
    • Павел Петрович Кирсанов - старший брат Николая Петровича, отставной офицер, аристократ , гордый, самоуверенный, ярый приверженец либерализма. Часто спорит с Базаровым о любви, природе, аристократии, искусстве, науке. Одинок. В молодости пережил трагическую любовь. Видит в Фенечке Княгиню Р., в которую был влюблен. Ненавидит Базарова и вызывает его на дуэль , на которой получает лёгкое ранение в бедро.
    • Аркадий Николаевич Кирсанов - сын первой жены Николая Петровича - Марии. Недавний кандидат наук Санкт-Петербургского университета и друг Базарова. Становится нигилистом под влиянием Базарова, но затем отказывается от этих идей.
    • Василий Иванович Базаров - отец Базарова, отставной армейский хирург . Небогат. Управляет имением жены. В меру образован и просвещён, чувствует, что сельская жизнь оставила его в изоляции от современных идей. Придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен, безмерно любит сына.
    • Арина Власьевна - мать Базарова. Именно ей принадлежит деревушка Базаровых и 15 душ крепостных крестьян . Набожная последовательница православия . Очень суеверна. Мнительна и сентиментально-чувствительна. Любит своего сына, глубоко обеспокоена его отречением от веры.
    • Анна Сергеевна Одинцова - богатая вдова, которая принимает друзей-нигилистов в своём имении. Симпатизирует Базарову, но после его признания не отвечает взаимностью. Считает спокойную жизнь без волнений важнее всего, в том числе важнее любви.
    • Катерина (Екатерина Сергеевна Локтева ) - сестра Анны Сергеевны Одинцовой, тихая, незаметная в тени сестры девушка, играет на клавикордах . С ней Аркадий проводит много времени, изнывая от любви к Анне. Но позже осознает свою любовь именно к Кате. В конце романа Екатерина выходит замуж за Аркадия.

    Другие герои

    • Виктор Ситников - знакомый Базарова и Аркадия, приверженец нигилизма. Принадлежит к тому разряду «прогрессистов», которые отвергают любые авторитеты, гоняясь за модой на «свободомыслие». Он толком ничего не знает и не умеет, однако в своем «нигилизме» оставляет далеко за собой и Аркадия, и Базарова. Базаров Ситникова откровенно презирает.
    • Евдоксия Кукшина - знакомая Ситникова, которая, как и он, является псевдоприверженцем нигилизма.
    • Фенечка (Федосья Николаевна) - дочь экономки Николая Петровича - Арины Савишны. После смерти матери стала любовницей барина и матерью его ребенка. Становится поводом для дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым, так как Базаров, застав Фенечку одну, крепко целует её, а случайным свидетелем поцелуя становится Павел Петрович, которого до глубины души возмущает поступок «этого волосатого», он особенно негодует ещё и потому, что и сам не вполне равнодушен к возлюбленной брата. В конце Фенечка стала женой Николая Петровича Кирсанова.
    • Дуняша - служанка при Фенечке.
    • Петр - слуга Кирсановых.
    • Княгиня Р. (Нелли) - возлюбленная Павла Петровича Кирсанова.
    • Матвей Ильич Колязин - чиновник в Городе ***.
    • Сергей Николаевич Локтев - отец Анны Сергеевны Одинцовой и Катерины. Известный аферист и игрок , после 15 лет жизни в Москве и Петербурге, «проигрался в прах» и вынужден был поселиться в деревне.
    • Княжна Авдотья Степановна - тётка Анны Сергеевны Одинцовой, злая и чванная старуха. После смерти отца Анна Сергеевна поселила её у себя. В конце романа умирает, «забытая в самый день смерти».
    • Тимофеич - приказчик Василия Ивановича Базарова, бывший дядька Евгения Базарова. Потёртый и проворный старичок с выцветшими жёлтыми волосами.

    Экранизации романа

    • 1915г - Отцы и дети (реж.

    Анализ общественного фона, на котором происходит действие романа

    Обратить внимание на даты в I главе, на пейзаж в III главе, разговор Аркадия с Николаем Петровичем (там же), вечерняя беседа по приезде друзей в Марьино (глава IV) и описание фермы Николая Петровича.

    Учитель

    Сегодня мы поговорим с вами о том, на фоне каких исторических событий разворачивается действие романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Обратимся к тексту. Прочитаем самые первые строки: «Что, Петр? Не видать еще? – спрашивал 20 мая 1859 года… барин лет сорока…».

    Вопрос

    Почему Тургеневу нужно указать точно не только год, но и месяц и даже число, когда начинается действие?

    Ответ

    Тургенев стремился к исторической точности в передаче событий. Но почему именно эти, а не другие числа взяты автором? 1859 года – не случайная дата. В 1859 году полностью обозначился идейный разрыв между общественными классами и в отношении к крестьянскому вопросу выделились две точки зрения – революционная и реформистская.

    Добролюбов в статьях 1859 года «Литературные мелочи прошлого года» (NB! Заканчивались в IV, т.е. апрельской книге «Современника») и «Что такое обломовщина?» (кн. V, «Современник», т.е. майская; она выходила в конце месяца, отсюда и двадцатые числа) противопоставил людям старого поколения, дворянскому лагерю, молодое действующее поколение, и решительно отверг дворянскую культуру, вынеся за одну скобку Онегина, Печорина, Бельтова, Рудина, Обломова. Петербургские студенты Базаров и Кирсанов приезжают в Марьино, зная эти статьи «властителя дум» молодежи, точнее их прочитали реальные собратья Базарова и Кирсанова в жизни.

    Таким образом, взяв конец мая 1859 года, Тургенев ориентировал читателей на то, что в романе показано время борьбы и окончательного разрыва общественных тенденций: либеральной и революционной. Время было бурное, каждый день приносил что-то новое в борьбе, потому-то Тургенев так точен в датах.

    Задание

    Противоречия были в основном по крестьянскому вопросу. Что же представляла собой все еще крепостническая Русь, о которой спорили «отцы» и «дети»? Найдите в тексте описание поместья братьев Кирсановых (гл. III). Прочитайте и докажите, что перед нами миниатюрная энциклопедия крестьянской жизни. Обратите внимание на описание пейзажа.

    «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей - и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами... «Нет, - подумал Аркадий, - небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?..»

    Вопрос

    На что вы обратили внимание? Как вы думаете, что хочет подчеркнуть автор? Почему до половины разметаны «крыши», что значат «опустелые гумна», почему Тургеневу важно отметить овраги на крестьянских полях?

    Возможный ответ

    Дано описание имения русских помещиков. Мы видим разруху и запустение.

    Комментарий учителя

    Благодаря нескольким деталям Тургеневу удается показать многое. Это признак большого и своеобразного таланта. Вы уже встречались с подобным умением у Пушкина и Гоголя. Тургенев, их ученик, воспринял и по-своему претворил их традиции. Лаконизм и максимальная смысловая насыщенность деталей картины – первая особенность тургеневского стиля.

    Вопрос

    Есть ли в тексте примеры того, что не только в пейзаже чувствуется какое-то запустение, но и привычный мир социальных отношений рушится?

    Отвечают ученики

    В романе есть описание «фермы» Николая Петровича Кирсанова. (Гл. XXII)

    «А между тем жизнь не слишком красиво складывалась в Марьине, и бедному Николаю Петровичу приходилось плохо. Хлопоты по ферме росли с каждым днем - хлопоты безотрадные, бестолковые. Возня с наемными работниками становилась невыносимою. Одни требовали расчета или прибавки, другие уходили, забравши задаток; лошади заболевали; сбруя горела как на огне; работы исполнялись небрежно; выписанная из Москвы молотильная машина оказалась негодною по своей тяжести; другую с первого разу испортили; половина скотного двора сгорела, оттого что слепая старуха из дворовых в ветреную погоду пошла с головешкой окуривать свою корову... правда, по уверению той же старухи, вся беда произошла оттого, что барину вздумалось заводить какие-то небывалые сыры и молочные скопы.

    Управляющий вдруг обленился и даже начал толстеть, как толстеет всякий русский человек, попавший на «вольные хлеба». Завидя издали Николая Петровича, он, чтобы заявить свое рвение, бросал щепкой в пробегавшего мимо поросенка или грозился полунагому мальчишке, а впрочем, больше все спал. Посаженные на оброк мужики не взносили денег в срок, крали лес; почти каждую ночь сторожа ловили, а иногда с бою забирали крестьянских лошадей на лугах «фермы». Николай Петрович определил было денежный штраф за потраву, но дело обыкновенно кончалось тем, что, постояв день или два на господском корме, лошади возвращались к своим владельцам. К довершению всего, мужики начали между собою ссориться: братья требовали раздела, жены их не могли ужиться в одном доме; внезапно закипала драка, и все вдруг поднималось на ноги, как по команде, все сбегалось перед крылечко конторы, лезло к барину, часто с избитыми рожами, в пьяном виде, и требовало суда и расправы; возникал шум, вопль, бабий хныкающий визг вперемежку с мужскою бранью. Нужно было разбирать враждующие стороны, кричать самому до хрипоты, зная наперед, что к правильному решению все-таки прийти невозможно. Не хватало рук для жатвы: соседний однодворец, с самым благообразным лицом, порядился доставить жнецов по два рубля с десятины и надул самым бессовестным образом; свои бабы заламывали цены неслыханные, а хлеб между тем осыпался, а тут с косьбой не совладели, а тут Опекунский совет грозится и требует немедленной и безнедоимочной уплаты процентов...

    Сил моих нет! - не раз с отчаянием восклицал Николай Петрович. - Самому драться невозможно, посылать за становым - не позволяют принципы, а без страха наказания ничего не поделаешь!»

    Например, в главе IV написано: «Толпа дворовых не высыпала встречать господ...». Издавна было принято встречать господ поклонами и хлебом-солью. То что помещиков никто не встретил – нехороший знак. Не преувеличены сетования Николая Петровича о неприятностях с крестьянами, не обманывается Аркадий насчет напряженности момента – воочию наблюдают приехавшие равнодушие дворовых.

    Задание

    Приведите примеры новых веяний Николая Петровича.

    Ответ

    Новые веяния чувствовались везде. Николай Петрович перевел крестьян с барщины на оброк, размежевался с ними, завел ферму, различные сельскохозяйственные машины, ввел наемный труд и на ферме и даже у себя в доме. Камердинер Петр «il est libre, en effet», приказчику из мещан Николай Петрович платит 250 рублей в год. Капитализм входит в деревню, расшатывая устои крепостничества. Николай Петрович толкует о предстоящих правительственных мерах, о комитетах, депутатах… Жизнь ставит помещиков перед необходимостью изменять способ управления и хозяйствования. Ожидая реформы, Николай Петрович сводит и продает лес, растущий на земле, которая отойдет крестьянам. Такое «приспосабливание» к новой обстановке мы видим даже у доброго и почти «красного» барина.

    Вопрос

    Приводят ли новые веяния к ожидаемому результату?

    Ученики приводят примеры из текста

    Крепостные не платят оброка, наемными работниками Николай Петрович тоже недоволен («подбивают их, вот что беда; ну, и настоящего старания все еще нету. Сбрую портят»).

    Недовольство крестьян и ощущение ими перемен, ослабление их вечного страха перед господами проявляется и в том, что «толпа дворовых не высыпала на крыльцо встречать господ», и в том, что Петр, слуга «новейшего, усовершенствованного» типа, приказание Николая Петровича выполняет «снисходительно» (гл. I), к руке молодого барина не подходит, а только кланяется ему (гл. II).

    Задание

    Обратите внимание, как ведет себя старый слуга по отношению к помещикам?

    Ответ

    Дворовый Прокофьич и отвечает почтительно, и хозяев приветствует по форме: «Он осклабился, подошел к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину» (глава IV).

    Возможный комментарий учителя

    Оказывается, «отцы» и «дети» есть и среди слуг. Настойчивое подчеркивание того, что «новейшие воззрения» распространились и на слуг, пусть в карикатурном виде, еще раз говорит об изменениях в общественной жизни страны.

    Для записи в тетрадях

    Лето 1859 года – конкретная историческая дата, когда всем стало понятно, что «низы» не хотят, а «верхи» не могут жить по-старому, и поэтому в обществе заговорили о скором проведении реформ. Непосредственно к вопросу о нищете крестьянства примыкает вопрос о взаимоотношениях крестьян и барина перед реформой, кратко, но выразительно поставленный Тургеневым в тех же первых главах. «Преобразования необходимы» – такой вывод звучит во всех деталях романа.

    Домашнее задание

    Подобрать материал о братьях Кирсановых.

    Повторить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума» для чтения наизусть. Подумать, как оно соотносится с персонажами романа И.С. Тургенева.

    Литература

    Владимир Коровин. Иван Сергеевич Тургенев. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999

    Н.И. Якушин. И.С. Тургенев в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 1998

    Л.М. Лотман. И.С. Тургенев. История русской литературы. Том третий. Ленинград: Наука, 1982. С. 120 – 160

    Пространство, в которое погружается действие художественного произведения, во многом уже предполагает развитие определенных тем и построение сюжетных конструкций. Подобное можно четко проследить на примере такого романа как «Отцы и дети».

    Поскольку описываемое пространство в художественном произведении – это всегда своеобразная авторская концепция мироздания, то оно (автоматически) наделяется автором обобщающим характером.

    Как и во всяком другом крупном произведении Тургенева основным местом действия в романе «Отцы и дети» становятся помещичьи усадьбы. Здесь это, разумеется, усадьба Кирсановых и усадьба Одинцовой – пространства, с которыми связаны главные сюжетные и смысловые линии, получающие разрешение во взаимоотношениях Базарова с Павлом Петровичем и Одинцовой.

    Внешнее действие

    Усадьба Кирсановых важна сценами «столкновений» Базарова с Павлом Петровичем, их идеологическими спорами. Усадьба Одинцовой – развитием любовной интриги между ней и Базаровым. Но все-таки и в первом, и во втором случае читатель видит пространства застывшие, статичные и внести жизнь в них способен только Базаров. Так Павел Петрович заметно оживляется после приезда Базарова, сменяет свой облик скучающего господина на яростного защитника либеральных ценностей и прочее. Одинцова, погруженная в ленивое, бесцельное, по ее словам «спокойное» состояние, почти готова ответить на чувства Базарова, однако привычка побеждает в этой схватке. Таким образом, Базарову не удается расшевелить устоявшуюся жизнь, а ведь именно в этом его функция как революционера.

    Внутреннее действие

    Кроме того, действие может быть не только внешним, но и внутренним. И такое действие играет достаточно важную роль в романе. Это, конечно, «эволюция» Базарова, которая и начало свое берет и заканчивается собственно на глазах читателя. Базаров, отвергая, идеалистическое миросозерцание, придерживается материалистических взглядов, что и демонстрирует постоянно, однако трещина в его броне разума появляется после знакомства с Одинцовой и развития к ней любовного чувства. Так внутренне действие берет в свои руки ход сюжета. В конце же романа почти что при смерти Базаров говорит совершенно неожиданные (для читателя) практически поэтические (во всяком случае, от Базарова, с которым читатель знакомится на первых страницах, подобных слов невозможно было бы ожидать) слова: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет», что говорит о некоей внутренней трансформации героя (не радикальной, конечно, потому что от взглядов своих он не отказывается, но все же изменения, произошедшие в нем, налицо). И таким образом одним из мест развития действия становится внутренний мир героя, его душа.

    "Отцы и дети" - один из самых известных и популярных романов Тургенева. Он вообще сравнительно поздно начал публиковать свои романы - только с 1856 года. К тому времени ему уже было немало лет. За спиной был опыт "Записок охотника" и популярность как автора очерков.

    Четвертый роман и его актуальные темы

    Иван Сергеевич всего написал шесть романов. Четвертым по счету был "Отцы и дети", год создания которого пришелся на 1861-й. Это произведение является квинтэссенцией романной манеры Тургенева. Он всегда стремится изобразить события личной жизни, отношения между людьми на фоне каких-либо социальных явлений.

    Писатель всегда подчеркивал, что он чистый художник и для него важнее эстетическое совершенство книги, а не ее политическая или общественная актуальность. Однако в каждом произведении Ивана Сергеевича видно, что он всегда попадает в самую сердцевину актуальных общественных дискуссий того или иного времени. О том же свидетельствует и роман "Отцы и дети".

    Это произведение выходит в свет в 1862 году, в период сближения России и Европы, когда была осуществлена великая реформа - отменено крепостное право. Стали появляться совершенно иные философские течения и общественные взгляды.

    История создания. "Отцы и дети", или Возникновение нового понятия

    Важно подчеркнуть, что Иван Сергеевич в романе изображает события дореформенной поры 1859 года. И именно он не только открывает, но и называет в своем произведении то общественное явление, которое еще не осознавалось как важное и актуальное.

    Ключевой фразой является сравнение человеческой жизни с миром равнодушной природы. И, тем не менее, она не безучастна. Просто настолько всесильна, что помогает людям преодолеть суетность мира и постичь жизнь вечную и бесконечную.

    Истинный смысл произведения Ивана Сергеевича

    Противоречие между отцами и детьми, которое заявлено на первых страницах романа, дальше не обостряется и не углубляется. Наоборот, крайности все больше приближаются друг к другу. В итоге читатель понимает, что в каждой семье отношения родителей к своим детям достаточно теплые, а те в ответ отвечают им взаимностью. И, несмотря на все предшествующие критические и негативные дискуссии, которые несет в себе история создания, "Отцы и дети" по мере развития сюжета демонстрируют, что противоречия между взглядами старшего поколения и молодого все больше сглаживаются. А под конец романа практически сводятся на нет.

    Перемены в сознании главного персонажа

    А особенно сложную эволюцию переживает сам главный герой - Базаров. И идет она не по принуждению, а в результате внутренних движений души и разума. Он отрицает все основные ценности дворянского общества: природу, искусство, семью, любовь. И Иван Сергеевич прекрасно понимает, что его герой, в принципе, совершенно бесперспективный и не сможет долго жить в этом отрицании.

    И как только на главного персонажа обрушивается любовь, его стройная система взглядов рушится. Ему незачем жить. Поэтому вряд ли смерть его в этом произведении можно считать случайной.

    Смысл романа Ивана Сергеевича можно было бы очень кратко описать цитатой Пушкина: "Блажен, кто смолоду был молод..." Дело в том, что противоречия между молодой энергичностью, активностью и покорностью к жизни, которые присущи более зрелым периодам человека, - это мнимые конфликты.

    Как природа поглощает и перерабатывает в себе социальные явления, так меняются взгляды молодежи в произведении "Отцы и дети". Герои романа, их характеры постепенно перерождаются и сближаются с мнениями и суждениями отцов. В этом и состоит выдающееся достижение Тургенева.

    О нигилисте, человеке, который презирает искусство, Иван Сергеевич смог рассказать средствами этого самого мастерства. Об очень острых социальных событиях автор поведал не на языке реплики участника событий, а на художественном. Именно поэтому роман "Отцы и дети" до сих пор волнует чувства многих читателей.

    Проблема взаимоотношений между отцами и детьми вечна. Причина её кроется в различиях жизненных взглядов . У каждого поколения своя истина, и понять друг друга крайне сложно, а порой и желание отсутствует. Противопоставление мировоззрений – это основа произведения Отцы и дети, краткое содержание, которого мы и рассмотрим.

    Вконтакте

    О произведении

    Создание

    Идея создания произведения «Отцы и дети» возникла у писателя Ивана Тургенева в августе 1860 года . Автор пишет графине Ламберт о намерении написать новую большую повесть. Осенью он отправляется в Париж, а в сентябре пишет Анненкову об окончательном составлении плана и серьезных намерениях в создании романа. Но трудится Тургенев довольно медленно и сомневается в хорошем результате. Однако получив одобрительное мнение от литературного критика Боткина, планирует завершить творение уже весной.

    Начало зимы – период активной работы писателя, в течение трех недель третья часть произведения была написана. Тургенев просил в письмах подробно описывать то, как обстоят дела в жизни России. Это происходило перед , и чтобы быть посвященным в события страны, Иван Сергеевич решает вернуться.

    Внимание! История написания закончилась 20 июля 1861 года, когда автор находился Спасском. Осенью Тургенев снова отправляется во Францию. Там во время встречи он показывает своё творение Боткину и Случевскому и получает множество замечаний, которые подталкивают его к внесению изменений в текст.

    Весной следующего года роман публикуют в журнале «Русский вестник» и он сразу же стал объектом полемического обсуждения. Споры не утихали и после кончины Тургенева.

    Жанр и количество глав

    Если охарактеризовать жанр произведения, то «Отцы и дети» — это роман из 28 глав , показывающий общественно – политическую ситуацию в стране перед отменой крепостничества.

    Основная идея

    О чем же идет речь? В своем творении «отцы и дети» Тургенев описывает противоречие и непонимание разных поколений , а также хочет обнаружить выход из сложившейся ситуации, пути избавления от проблемы.

    Борьба двух лагерей является противостоянием всего устоявшегося и кардинально нового, эпохи демократов и аристократов , или беспомощности и целеустремленности.

    Тургенев пытается показать то, что настало время перемен и вместо людей устарелого строя, дворян, приходят активные, энергичные и молодые люди. Старый строй изжит, а новый пока не сформирован . Роман «Отцы и дети» показывает нам рубеж эпох, когда общество находится в смятении и неспособно жить ни по — старым канонам, ни по новым.

    Новое поколение в романе представляет Базаров, вокруг которого и происходит конфронтация «отцов и детей». Он представитель целой плеяды молодого поколения, для которых полное отрицание всего стало нормой. Для них неприемлемо все старое, но привнести что-то новое они не могут .

    Между ним и старшим Кирсановым ярко показан конфликт мировоззрений: грубый и прямолинейный Базаров и манерный и изысканный Кирсанов. Образы, описываемые Тургеневым, многосторонни и неоднозначны. Отношение к миру совсем не приносит Базарову счастья. Перед обществом им было обозначено свое предназначение – борьба со старыми устоями , но привнесение на их место новых идей и взглядов его не волнует.

    Тургенев сделал это неспроста, тем самым показывая, что перед крушением чего-то устоявшегося требуется найти этому достойную замену. Если альтернатива отсутствует, то даже то, что было предназначено для положительного решения проблемы, сделает только хуже.

    Конфликт поколений в романе «Отцы и дети».

    Герои романа

    Основными героями «Отцы и дети» являются:

    • Базаров Евгений Васильевич. Молодой студент , постигающий профессию врача. Придерживается идеологии нигилизма, ставит под сомнения либеральные взгляды Кирсановых и традиционные взгляды собственных родителей. В конце произведения влюбляется в Анну, и его взгляды отрицания всего на свете меняет любовь. Станет сельским лекарем, из-за собственной невнимательности получит заражение тифом и умрет.
    • Кирсанов Николай Петрович. Является отцом Аркадия , вдовцом. Помещик. Проживает в имении вместе с Фенечкой, женщиной-простолюдинкой, к которой испытывает и стыдится этого, но затем берет ее в жены.
    • Кирсанов Павел Петрович. Является старшим братом Николая. Он офицер в отставке , представитель привилегированного слоя , горд и уверен в себе, разделяет идеи либерализма. Часто участвует в спорах с Базаровым на самые разные темы: искусство, наука, любовь, природа и прочее. Ненависть к Базарову перерастает в дуэль, инициатором которой он сам и являлся. На дуэли его ранят, к счастью ранение окажется легким.
    • Кирсанов Аркадий Николаевич. Является сыном Николая . Кандидат наук при университете. Как и его друг Базаров — нигилист. В конце книги от своего мировоззрения откажется.
    • Базаров Василий Иванович. Является отцом главного героя , был хирургом в армии. Врачебную практику не оставил. Проживает в имении своей жены. Образованный, понимает, что проживая в селе, он оказался отрезан от современных идей. Консерватор, религиозен.
    • Базарова Арина Власьевна. Является матерью главного героя . Ей принадлежит имение Базаровых и пятнадцать крепостных. Суеверная, набожная, мнительная, чувствительная женщина. Безгранично любит сына, и переживает из-за того, что тот отрекся от веры. Сама – последовательница православной веры.
    • Одинцова Анна Сергеевна. Является вдовой, богата . В своем имении принимает друзей, придерживающихся нигилистических взглядов. Ей симпатичен Базаров, но после его признания в любви, взаимности не наблюдается. На первый план ставит спокойную жизнь, в которой отсутствуют волнения.
    • Катерина. Сестра Анны Сергеевны , но в отличии нее, тиха и незаметна. Занимается игрой на клавикорде. Аркадий Кирсанов проводит с ней много времени, при этом он страстно влюблен в Анну. Затем он осознает, что любит именно Катерину и женится на ней.

    Прочие герои:

    • Фенечка. Дочь экономки младшего брата Кирсанова. После того, как мать умерла, стала его любовницей и родила от него сына.
    • Ситников Виктор. Является нигилистом и знакомым Базарова.
    • Кукшина Евдокия. Знакомая Виктора, нигилистка.
    • Колязин Матвей Ильич. Является городским чиновником.

    Главные герои романа «Отцы и дети».

    Сюжет

    Отцы и дети краткое содержание представлено ниже.1859 – год , когда начинается действие романа.

    Молодые люди прибыли в Марьино и проживают в доме братьев Николая и Павла Кирсановых. Старший Кирсанов и Базаров не находят общего языка, и частые конфликтные ситуации принуждают Евгения уехать в другой город N. Туда же отправляется и Аркадий. Там они общаются с городской молодежью (Ситниковой и Кукшиной), которая придерживается нигилистических взглядов .

    На губернаторском балу они проводят знакомство с Одинцовой , а затем едут в её имение, Кукшиной суждено остаться в городе. Одинцова отвергает признание в любви, и Базарову приходится покинуть Никольское. Он и Аркадий отправляются в родительский дом и гостят там. Евгению не нравится излишняя забота родителей, он решает оставить Василия Ивановича и Арину Власьевну, и