Остап Бендер – главный герой знаменитых романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок". Вне всякого сомнения, Бендер – один из самых ярких персонажей русской литературы, каждая реплика которого давно разобрана на цитаты. Это удивительно обаятельный аферист, умный, тонкий и невероятно изобретательный, цель, вера и вечная страсть которого - деньги. Он не скрывает своей искренней любви к денежным знакам, и вся его жизнь подчинена их добыче. Несмотря на то, что в итоге все его грандиозные проекты терпят фиаско, Бендер всегда остается победителем – даже с перерезанным горлом, даже ограбленный и пойманный, как случилось с ним в развязках обоих романов.


Сам себя он называет Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей, так он отрекомендовался в романе "Двенадцать стульев", а в "Золотом теленке" он назвался уже Бендером-Задунайским, хотя по ходу всего романа его называют просто Остапом Ибрагимовичем. Год рождения Остапа также неоднозначен – в "Двенадцати стульях" ему было 27 лет в 1927 году, в то время как в "Золотом теленке" он упомянул о том, что ему 33 года ("возраст Христа"), время действия – 1930 год. Так, можно считать годом рождения Остапа Бендера 1900-й или 1897-й.

Из разрозненных и порой противоречивых историй Остапа, которые он на разных страницах поведал различным персонажам, детство Остапа прошло то ли в Миргороде, то ли в Херсоне, а в 1922-м он сидел в Таганской тюрьме. И именно после выхода из тюрьмы он и разработал свои знаменитые "400 сравнительно честных способов отъёма денег у населения".



Итак, появившись впервые в романе "Двенадцать стульев", Бендер прибывает в Старгород, где сразу же начинает развивать бурную деятельность. Забавно, что многие критики сразу же усмотрели в "молодом человеке лет двадцати восьми" бывшего заключенного-рецидивиста. Действительно, у Остапа Бендера не было ничего, не было у него даже пальто, зато при этом он умудрялся выглядеть настоящим франтом и сердцеедом.

Харизма Бендера буквально очаровывает читателя с первого появления – каждая его фраза – перл, каждое решение говорит о гении. Неудивительно, что он моментально становится лидером в любом обществе. "Командовать парадом буду я!", - эта знаменитая фраза Бендера давно стала поговоркой, и, говорят, эту фразу именно в такой формулировке пришлось упразднить в официальных документах.

По ходу "Двенадцати стульев" Бендеру приходится руководить не самым, на его взгляд, интеллектуально обремененным отрядом таких же, как и он сам, авантюристов, но свой знаменитый оптимизм Бендер не теряет никогда, даже в самых плачевных обстоятельствах.


Ум Бендера необычайно гибок – порой у него рождаются просто гениальные планы прямо по ходу событий – так, еще входя в одном костюме в Старгород, молодой человек совсем не был уверен, чем в этом городе займется – станет ли многоженцем, либо будет распространять картину "Большевики пишут письмо Чемберлену". А в итоге он знакомится с Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым, который рассказывает ему удивительную историю фамильных бриллиантов мадам Петуховой. Так, планы Остапа изменились моментально, и новые друзья решительно отправились на добычу сокровищ.

Деньги – вот кумир, идол и смысл всей жизни Остапа, он искренне и беззаветно любит эти "желтые кружочки".

"Раз в стране бродят какие-то денежные знаки, то должны же быть люди, у которых их много", - в этом Остап уверен свято и готов положить жизнь на поиски.

Увы, поиски фамильных бриллиантов, которые иногда казались такими близкими, не увенчались для Бендера успехом. Более того, под конец романа Остапа убивает бывший предводитель дворянства Воробьянинов. Кстати, рассказывают, что у авторов романа Ильфа и Петрова были серьезные противоречия по поводу концовки романа – оставлять ли Бендера живым или умертвлять? В итоге все решил жребий – и Киса Воробьянинов чиркнул бритвой по беззащитной шее спящего Остапа…

Удивительно, но отсутствие хэппи-эндов в обоих романах нисколько не печалит читателей, хотя все они, без сомнения, поддаются харизме Бендера и искренне желают ему удачи в его аферах. Так, конец каждой книги словно бы обещает – Остап Бендер вернется снова, с новой авантюрой и новыми конгениальными идеями.

Кстати, говорили, что Ильф и Петров анонсировали третий роман с Бендером, и в печати даже прозвучало его название – "Подлец", однако этот роман, увы, так никогда и не увидел свет.

Существует много версий того, кто был прототипом Остапа Бендера – некоторые называют даже имя Валентина Катаева, хотя сам Катаев говорил о том, что это мог быть один из одесских друзей детства писателей.

Образ Остапа Бендера воплощали на экранах сразу несколько блестящих русских актеров, среди которых наиболее яркими являются Сергей Юрский , Арчил Гомиашвили , Олег Меньшиков , и, конечно же, Андрей Миронов .

Памятники Остапу Бендеру стоят сегодня во многих российских и украинских городах - Санкт-Петербурге и Харькове, Пятигорске и Кременчуге, а также в Элисте, Екатеринбурге, Бердянске и многих других.

Несмотря на то, что выход первого романа Ильфа и Петрова состоялся более 80 лет назад, Остап Бендер и сегодня остается одним из самых узнаваемых, ярких и вечных персонажей, а каждая его реплика уже давно стала цитатой. Критики и литературоведы могут спорить – как именно удалось авторам создать настолько противоречивый образ – по своей сути, Бендер был обычным мошенником и пройдохой, и при этом не любить его просто невозможно. Обаятельный и галантный, дерзкий и по-своему благородный, стильный и нищий – таков он, Остап Ибрагимович Бендер, "сын турецко-подданного".


Вот уже на протяжении почти целого века не теряют своей популярности произведения Ильфа и Петрова о похождениях великого комбинатора. За этот период романы «12 стульев» и «Золотой теленок» пережили несколько экранизаций, а фразы из них уже давно стали крылатыми. Мало кто знает, что Остап Бендер не собирательный персонаж. У него был реальный прототип – инспектор одесского уголовного розыска Остап Шор, жизнь которого сложилась не менее захватывающе, нежели у его литературного собрата.




Весной 1927 года в редакцию газеты «Гудок» вошел импозантный мужчина средних лет. Он направился к двум молодым репортерам, фамилии которых были Ильф и Петров. Евгений Петров фамильярно поприветствовал вошедшего, т. к. это был его брат Валентин Катаев. Советский писатель заговорщицки подмигнул обоим и заявил, что хочет их нанять в качестве «литературных негров». У Катаева зародилась идея для книги, а молодым репортерам предлагалось облечь ее в литературную форму. Согласно задумке писателя, некий предводитель уездного дворянства Воробьянинов пытался отыскать драгоценности, зашитые в один из двенадцати стульев.



Творческий тандем тут же приступил к работе. Литературных героев Ильф и Петров «списывали» из своего окружения. Практически у каждого был свой прототип. Одним из эпизодических героев стал общий знакомый писателей, некий инспектор уголовного розыска Одессы, которого звали Остап Шор. Имя авторы решили оставить, а вот фамилию сменили на Бендер. По мере написания книги этот эпизодический персонаж то и дело выходил на передний план, «расталкивая локтями остальных героев».
Когда Ильф и Петров принесли рукопись Катаеву, тот понял, что произведение получилось совершенно иным, чем он предполагал первоначально. Валентин Петрович решил убрать свое имя из списка авторов, но потребовал от Ильфа и Петрова напечатать на первой странице изданного романа для него посвящение.



Когда роман приобрел огромную популярность, поклонники стали искать прототип главного персонажа. Некоторые арабские ученые всерьез утверждали, что Остап Бендер был сирийцем, их узбекские оппоненты придерживались точки зрения относительно его тюркского происхождения. Только в конце ХХ века стало известно имя реального Остапа Бендера. Им был Осип Вениаминович Шор. Друзья называли его Остапом. Судьба этого человека сложилась не менее захватывающе, чем у его литературного персонажа.



Остап Шор родился в 1899 году в Одессе. В 1916-м он поступил в Петроградский политехнический институт, но закончить его молодому человеку не судилось. Произошла Октябрьская революция. Путь домой занял у Остапа около года. За это время ему приходилось скитаться, попадать в переделки, скрываться от преследователей. Некоторые приключения, о которых потом Шор рассказывал друзьям, нашли свое отражение в романе.



Когда Остап Шор добрался до Одессы, она изменилась до неузнаваемости. Из процветающего города предприимчивых дельцов и итальянской оперы он превратился в место, где хозяйничали преступные группировки. Это было и неудивительно, т. к. за три года после революции в Одессе власть менялась четырнадцать раз. Жители города объединялись в народные дружины для борьбы с преступностью, а наиболее рьяным бойцам за справедливость присваивали звания инспекторов уголовного розыска. Именно им и стал Остап Шор. Рост в 190 см, недюжинная сила и обостренное чувство справедливости сделали Шора грозой для преступников Одессы.



Несколько раз его жизнь висела на волоске, но, благодаря острому уму и молниеносной реакции, Остапу всегда удавалось улизнуть. Чего не скажешь о его брате. Натан Шор был известным писателем, работавшим под псевдонимом Натан Фиолетов. Он собирался вот-вот жениться. Натан выбирал со своей невестой мебель для будущей квартиры, когда к нему подошли три человека и, спросив его фамилию, выстрелили в упор. Преступники попросту перепутали Остапа с его братом.



Остап Шор очень болезненно воспринял смерть брата и через некоторое время он ушел из УГРО и отправился в Москву. Из-за своего импульсивного характера Остап постоянно попадал во всяческие переделки. Выражение литературного персонажа: «Мой папа был турецкоподданым» принадлежит именно Шору. Когда вставал вопрос о воинской повинности, Остап часто произносил эту фразу. Дело в том, что дети иностранцев освобождались от службы в армии.

Чтобы намекнуть на работу реального Остапа в уголовном розыске, Ильф и Петров несколько раз конкретными фразами в романе указывали на то, что их главный герой – неплохой сыщик. В главе «И др.» Остап Бендер деловито составляет протокол с места происшествия: «Оба тела лежат ногами к юго-востоку, а головами к северо-западу. На теле рваные раны, нанесенные, по-видимому, каким-то тупым орудием».



Когда книги «12 стульев» и «Золотой теленок» увидели свет, Остап Шор явился к авторам и настойчиво потребовал заплатить за списанный с него образ. Ильф и Петров были в недоумении и попытались оправдаться, но в это время Остап рассмеялся. Он остался у писателей на ночь и рассказывал им о своих похождениях. На утро Ильф и Петров проснулись в полной уверенности, что издадут третью часть о приключениях великого комбинатора. Но книга так и не была написана, т. к. Илья Ильф слег с туберкулезом.



Сам Остап Шор прожил до 80 лет. Все это время он скитался по Советскому Союзу. В 1978 году в свет вышел биографический роман Валентина Катаева «Алмазный мой венец», в котором содержались явные намеки, с кого был списан образ Остапа Бендера.

Не только у Остапа Бендера был свой прототип. Эти

Остап Бендер – главный герой знаменитых романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок". Вне всякого сомнения, Бендер – один из самых ярких персонажей русской литературы, каждая реплика которого давно разобрана на цитаты. Это удивительно обаятельный аферист, умный, тонкий и невероятно изобретательный, цель, вера и вечная страсть которого - деньги. Он не скрывает своей искренней любви к денежным знакам, и вся его жизнь подчинена их добыче. Несмотря на то, что в итоге все его грандиозные проекты терпят фиаско, Бендер всегда остается победителем – даже с перерезанным горлом, даже ограбленный и пойманный, как случилось с ним в развязках обоих романов.


Сам себя он называет Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей, так он отрекомендовался в романе "Двенадцать стульев", а в "Золотом теленке" он назвался уже Бендером-Задунайским, хотя по ходу всего романа его называют просто Остапом Ибрагимовичем. Год рождения Остапа также неоднозначен – в "Двенадцати стульях" ему было 27 лет в 1927 году, в то время как в "Золотом теленке" он упомянул о том, что ему 33 года ("возраст Христа"), время действия – 1930 год. Так, можно считать годом рождения Остапа Бендера 1900-й или 1897-й.

Из разрозненных и порой противоречивых историй Остапа, которые он на разных страницах поведал различным персонажам, детство Остапа прошло то ли в Миргороде, то ли в Херсоне, а в 1922-м он сидел в Таганской тюрьме. И именно после выхода из тюрьмы он и разработал свои знаменитые "400 сравнительно честных способов отъёма денег у населения".

Итак, появившись впервые в романе "Двенадцать стульев", Бендер прибывает в Старгород, где сразу же начинает развивать бурную деятельность. Забавно, что многие критики сразу же усмотрели в "молодом человеке лет двадцати восьми" бывшего заключенного-рецидивиста. Действительно, у Остапа Бендера не было ничего, не было у него даже пальто, зато при этом он умудрялся выглядеть настоящим франтом и сердцеедом.

Харизма Бендера буквально очаровывает читателя с первого появления – каждая его фраза – перл, каждое решение говорит о гении. Неудивительно, что он моментально становится лидером в любом обществе. "Командовать парадом буду я!", - эта знаменитая фраза Бендера давно стала поговоркой, и, говорят, эту фразу именно в такой формулировке пришлось упразднить в официальных документах.

По ходу "Двенадцати стульев" Бендеру приходится руководить не самым, на его взгляд, интеллектуально обремененным отрядом таких же, как и он сам, авантюристов, но свой знаменитый оптимизм Бендер не теряет никогда, даже в самых плачевных обстоятельствах.

Ум Бендера необычайно гибок – порой у него рождаются просто гениа

льные планы прямо по ходу событий – так, еще входя в одном костюме в Старгород, молодой человек совсем не был уверен, чем в этом городе займется – станет ли многоженцем, либо будет распространять картину "Большевики пишут письмо Чемберлену". А в итоге он знакомится с Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым, который рассказывает ему удивительную историю фамильных бриллиантов мадам Петуховой. Так, планы Остапа изменились моментально, и новые друзья решительно отправились на добычу сокровищ.

Деньги – вот кумир, идол и смысл всей жизни Остапа, он искренне и беззаветно любит эти "желтые кружочки".

"Раз в стране бродят какие-то денежные знаки, то должны же быть люди, у которых их много", - в этом Остап уверен свято и готов положить жизнь на поиски.

Увы, поиски фамильных бриллиантов, которые иногда казались такими близкими, не увенчались для Бендера успехом. Более того, под конец романа Остапа убивает бывший предводитель дворянства Воробьянинов. Кстати, рассказывают, что у авторов романа Ильфа и Петрова были серьезные противоречия по поводу концовки романа – оставлять ли Бендера живым или умертвлять? В итоге все решил жребий – и Киса Воробьянинов чиркнул бритвой по беззащитной шее спящего Остапа…

скоре получат миллион. Увы, несмотря на то, что миллион все же перешел к Остапу ("Вот я и миллионер! Сбылись мечты идиота!"), удержать его он так и не сумел и был ограблен пограничниками при переходе границы.

Удивительно, но отсутствие хэппи-эндов в обоих романах нисколько не печалит читателей, хотя все они, без сомнения, поддаются харизме Бендера и искренне желают ему удачи в его аферах. Так, конец каждой книги словно бы обещает – Остап Бендер вернется снова, с новой авантюрой и новыми конгениальными идеями.

Кстати, говорили, что Ильф и Петров анонсировали третий роман с Бендером, и в печати даже прозвучало его название – "Подлец", однако этот роман, увы, так никогда и не увидел свет.

Существует много версий того, кто был прототипом Остапа Бендера – некоторые называют даже имя Валентина Катаева, хотя сам Катаев говорил о том, что это мог быть один из одесских друзей детства писателей.

Образ Остапа Бендера воплощали на экранах сразу несколько блестящих русских актеров, среди которых наиболее яркими являются Сергей Юрский, Арчил Гомиашвили, Олег Меньшиков, и, конечно же, Андрей Миронов.

Памятники Остапу Бендеру стоят сегодня во многих российских и украинских городах - Санкт-Петербурге и Харькове, Пятигорске и Кременчуге, а также в Элисте, Екатеринбурге, Бердянске и многих других.

Несмотря на то, что выход первого романа Ильфа и Петрова состоялся более 80 лет назад, Остап Бендер и сегодня остается одним из самых узнаваемых, ярких и вечных персонажей, а каждая его реплика уже давно стала цитатой. Критики и литературоведы могут спорить – как именно удалось авторам создать настолько противоречивый образ – по своей сути, Бендер был обычным мошенником и пройдохой, и при этом не любить его просто невозможно. Обаятельный и галантный, дерзкий и по-своему благородный, стильный и нищий – таков он, Остап Ибрагимович Бендер, "сын турецко-подданного".

"Я, конечно, не херувим. У меня нет крыльев, но я чту Уголовный кодекс. Это моя слабость"

101 биография русских знаменитостей, которых не было никогда Белов Николай Владимирович

Остап Бендер

Остап Бендер

Остап Бендер - главный герой романов Иехиела-Лейбы Файнзильберга (псевдоним Илья Ильф) (1897–1937) и Евгения Катаева (псевдоним Евгений Петров) (1903–1942) «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Бендер - всем известный «великий комбинатор», знавший «четыреста сравнительно честных способов отъема денег», один из самых популярных героев «плутовского романа» в отечественной литературе.

Сам Бендер представляется как Остап Сулейман Берта Мария Бендер бей (в «Двенадцати стульях»). В романе «Золотой теленок» Бендер именует себя просто Остап Ибрагимович.

Бендер родился то ли в 1900 году (в «Двенадцати стульях» летом 1927 года он называет себя «мужчиной двадцати семи лет»), то ли в 1897 году (в «Золотом теленке» осенью 1930 года Бендер говорит: «Мне тридцать три года, возраст Иисуса Христа…»). Прошлое Остапа весьма туманно, из своей биографии он сам обычно сообщал только одну подробность: «Мой папа был турецко-подданный», в чем современники видели намек на жительство отца Бендера в Одессе, где евреи-коммерсанты принимали турецкое подданство, чтобы их дети могли обойти ряд дискриминационных положений и одновременно получить основания для освобождения от воинской повинности.

По другой версии Ильф и Петров намеренно дали Бендеру «интернациональное» (украинско-еврейско-турецксе) имя как раз для того, чтобы исключить указанные выше толкования и подчеркнуть универсальность, всеобщность этой личности. Как известно, Одесса - город интернациональный, каким был и дуэт авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка». Данная версия является более спорной по сравнению с первой, ибо в конце XIX - начале XX века в Одессе, где и ранее проживало много евреев, их численность увеличилась.

О. Бендер учился в гимназии, так как он однажды припоминал латинские слова-исключения, зазубренные там. Известно также, что в 1922 году Остап Бендер сидел в Таганской тюрьме, где его увидел Яков Менелаевич (администратор театра «Колумб»), «сидевший там же по пустяковому делу». Современному читателю неясно, почему в тексте упомянут именно 1922 году, почему именно тогда оба они оказались на свободе и Бендер, по выходе из тюрьмы, начал «чтить уголовный кодекс».

Дело было в том, что по указанию В. И. Ленина, заменившего политику «военного коммунизма» «новой экономической политикой» (нэпом), мошенничество из разряда преступлений перешло в категорию аморальных проступков, ибо деньги и ценности изымались у их владельцев ненасильственным путем. Жертвы, как любил говаривать сам Остап Бендер, приносили их ему и подобным ему сами, «на блюдечке с голубой каемочкой», а это, на взгляд тогдашних большевиков, ничем не отличалось от торговли, которая в их глазах считалась разновидностью надувательства граждан, но разрешалась законом. В отличие от Якова Менелаевича, за которым по освобождении по амнистии продолжала числиться судимость, Бендер судимым не считался, ибо такого преступления, как мошенничество, более не было. Именно по этой причине Остап Бендер мог стать героем сатирического произведения - большевики приняли решение бороться с «аморальщиной» путем перевоспитания в обществе (коллективе), подвергая аморальщиков высмеянию и осуждению.

Кроме того, известно, что Остап по крайней мере один раз до 1930 года был в Средней Азии.

В Старгороде Остап в один вечер сколотил подпольную организацию для свержения Советской власти - «Союз меча и орала». Ее члены, старгородские «бывшие» и нэпманы, настолько уверовали в серьезность затеи, что, в конце концов, явились с повинной в ОГПУ, а у одного из них Бендеру еще дважды удалось получить денежные субсидии на «святую цель».

В приволжском городке Васюки Остапу удалось выдать себя за международного гроссмейстера, дать сеанс одновременной игры в местной шахматной секции (которая с легкой руки Остапа была переименована в «Клуб четырех коней») и убедить наивных провинциалов в реальности организации «Международного Васюкинского турнира 1927 года», на котором должны были встретиться сильнейшие шахматисты современности.

Получив в свое распоряжение автомобиль Адама Козлевича, Бендер по пути в Черноморск успешно выдавал себя за командора большого автопробега, «снимая пенки, сливки и тому подобную сметану с этого высококультурного начинания».

В романе «Золотой теленок» Остап «воскрес». Шрам на шее, описанный авторами, говорит о том, что студент Иванопуло вернулся домой достаточно вовремя для того, чтобы «хирурги смогли спасти мою молодую жизнь».

В конце «Золотого теленка» Остап был ограблен румынскими пограничниками при переходе границы, но остался в живых, что может говорить о намечавшемся продолжении приключений Остапа.

В 1933 году в печати появились анонсы третьего романа о Бендере под условным названием «Подлец», но этот замысел Ильфа и Петрова остался неосуществленным. Зато в конце XX века на рынке «продолжения» появились- «Дальнейшие похождения О. Бендера» (А. Вилинович, 1997), и «Рог изобилия» (Петр Ильфов, 1999).

Вся дилогия представляет собой биографию авантюриста, который поначалу был уголовником, а затем стал сыщиком, своего рода подпольным советским Видоком или Арсеном Люпеном.

Действия Остапа Бендера в первой части его биографии («Двенадцать стульев») легко подпадают под соответствующие статьи Уголовного кодекса, в то время как во второй части - «Золотом теленке» - он, по сути, расследует преступление. Подобная двойственность героя вполне в духе классического детектива.

Легко заметить, что образы Бендера в обоих романах сильно различаются. В «Двенадцати стульях» его образ довольно схематичен, фактически это условный персонаж. Он практически не совершает ошибок, все ему дается удивительно легко. В «Золотом теленке» образ Бендера более глубок, в нем уже можно почувствовать живого человека сложного характера.

Основным прототипом О. Бендера считается Осип Шор, родившийся 30 мая 1899 года в Никополе. В 1917–1919 годах молодой человек пытался учиться в Петроградском Технологическом институте, но, возвращаясь в Одессу, пережил массу авантюр. С целью добычи средств к существованию, он представлялся то художником, то шахматным гроссмейстером, то женихом, то представителем подпольной антисоветской организации.

По мнению исследователя Сергея Белякова, в Бендере есть много от Валентина Катаева, автора идейного и сюжетного замысла произведения (именно поэтому авторы и предварили роман «Двенадцать стульев» посвящением Валентину Катаеву). По утверждению самого Катаева, «что касается центральной фигуры романа Остапа Бендера, то он написан с одного из наших одесских друзей. В жизни он носил, конечно, другую фамилию, а имя Остап сохранено как весьма редкое. Прототипом Остапа Бендера был старший брат одного замечательного молодого поэта… Он не имел никакого отношения к литературе и служил в уголовном розыске по борьбе с бандитизмом…». Некоторые исследователи считают, что в образе Бендера воплотились характеры и трех его создателей (включая Валентина Катаева). Среди многочисленных памятников героям Ильфа и Петрова в России и в Украине особенно известны и почитаемы памятник О. Бендеру возле «Провала» в Пятигорске и установленный в 1998 году в Киеве бронзовый Паниковский.

В 1995 году поклонник творчества Ильфа и Петрова петербуржец Анатолий Котов организовал «Народный литературный музей Остапа Бендера». Вслед за этим событием памятники - в полный рост, в бронзе - потянулись чередой.

Отец Федор, как две капли воды похожий на Михаила Пуговкина, застыл на бегу с чайником в руках на перроне харьковского вокзала. Бронзовый двухметровый памятник «сыну турецко-подданного» был установлен в столице Калмыкии Элисте. Поскольку президент Калмыкии - большой поклонник шахмат, Остап держит под мышкой шахматную доску, а в руке - фигурку коня.

В 2000 году бронзовый О. Бендер обосновался в центре Петербурга, на Итальянской улице, возле ресторана «Золотой Остап». Левой рукой товарищ Бендер картинно опирается на стул, присесть на который могут все желающие, из-под правой торчит «Дело» Корейко.

Есть информация, что памятник великому комбинатору установлен на привокзальной площади города Жмеринка Винницкой области. В Бердянске рядом с парком имени лейтенанта Шмидта восседают изваянные из бетона Шура Балаганов и его шеф. Балаганов держит в руке бокал с пивом, а рядом с Остапом - стул, на сиденье которого красуется надпись про пиво, которое отпускается только членам профсоюза. Строго говоря, герои романа в Бердянске не были, но их «отец» Петр Шмидт провел в этом славном городе детские годы.

В Одессе на фасаде дома № 47 по улице Екатерининской в 2002 году установлена мемориальная доска с «медальным профилем» и сакраментальной надписью: «В этом доме жил Остап Сулейман Ибрагим Берта Мария Бендер бей». Рядом, на Дерибасовской, невысокий постамент с надписью «Граждане Одессы Ильфу и Петрову» венчает замечательный бронзовый стул.

Говорят, что если присядешь на него и загадаешь желание то оно обязательно исполнится.

Из книги Почему вы пишете смешно? автора Яновская Лидия Марковна

Глава пятая

Из книги Звездные трагедии автора Раззаков Федор

Остап за решеткой Арчил ГОМИАШВИЛИ Актер Арчил Гомиашвили, прежде чем стать Остапом Бендером советского кинематографа, имел за плечами несколько судимостей. В первый раз он угодил за решетку в начале 40-х. Виной всему – безотцовщина. Его отец, который долгие годы был

Из книги На плантацию кактусов по визе невесты автора Селезнева-Скарборо Ирина

Из моего ружья выстрелил Остап Бендер У меня две новости. И обе хорошие. Мое ружье на стене, о котором я как-то писала, сделало первый выстрел. И к моему уже существующему другу Сережке Тюленину, о котором я тоже раньше сообщала, прибавился Остап Бендер. Но обо всем по

Из книги Кумиры. Тайны гибели автора Раззаков Федор

Из книги Душеспасительная беседа автора Ленч Леонид Сергеевич

Остап Вишня Трудно назвать второго советского писателя, выбравшего более удачный псевдоним, чем тот, который взял себе украинец, крестьянский сын, уроженец села Грунь на Полтавщине Павло Михайлович Губенко -ОСТАП ВИШНЯ.В сочетании этих слов есть и лукавая усмешка, и

Из книги От Жванецкого до Задорнова автора Дубовский Марк

«Золотой остап» Фестиваль «Золотой Остап» в Санкт-Петербурге – международный фестиваль юмора и сатиры, младший, но более масштабный и талантливый брат фестиваля «MORE SMEHA». Проводился с 1992 года.* * *Концерты, ночные посиделки, уличные акции – чего только не дарили

Имя: Остап Бендер (Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей)

Страна: СССР

Создатель:

Деятельность: авантюрист, «великий комбинатор»

Семейное положение: не женат

Остап Бендер: история персонажа

«Идейный борец за денежные знаки», мечтающий прогуляться по знойному Рио-де-Жанейро в белых штанах, украсил российскую литературу. Остап Бендер подкупает жаждой жизни, умением с юмором относиться к поражениям и железобетонным упорством в достижении желанной цели.

История

Ранней весной 1927 года сотрудники газеты «Гудок» и получили должность «литературных негров» – писатель , тоже работавший в издании, поручил парочке начинающих репортеров облечь в литературную форму идею о спрятанных в стульях драгоценностях. Журналисты с энтузиазмом взялись за дело.


Оглядевшись вокруг, выбрали героев для нового произведения из ближайшего окружения и просто знакомых. Среди эпизодических персонажей появился авантюрист и мошенник Остап Бендер. Но с самого начала он оказался настолько ярким и харизматичным, что постоянно норовил выйти на первый план. Авторы смирились и решили дать герою право полностью реализоваться.

На написание будущей легендарной книги ушло чуть больше четырех месяцев. Получив первые рукописи, Валентин Катаев удивился – от задумки почти не осталось следа. Однако признал, что ребята блестяще справились с работой и вправе считать себя сформировавшимися литераторами. В начале 1928 года в романе поставили точку, и его одобрил для печати редактор журнала «30 дней».


Книгу «12 стульев», состоящую из трех частей, ждало триумфальное будущее. Еще бы! Плутовской роман не только увлекает приключениями Остапа Бендера с (он же Киса Воробьянинов), которые отправились на поиски хранящихся в мебели сокровищ. Он привлекает искрометным юмором – книгу тут же растащили на цитаты, годные на любой случай жизни.

Ценность произведения также в россыпи персонажей, причем один колоритнее другого. Чего только стоит супруга инженера Щукина , которая легко расстается со стулом в обмен на ситечко для чая. Лексикон героини ограничивается 30 словами. Эти фразы и выражения авторы насобирали из своих заметок в блокнотах и сняли с языков знакомых. Эллочка, символизирующая потребительское общество, не стареет. И сегодня можно встретить немало женщин недалекого ума, стремящихся жить в свое удовольствие за пазухой у мужчины.

История похождений Остапа Бендера просила продолжения. Ильф и Петров приступили к работе над очередным романом в 1929 году, и спустя пару лет в том же журнале «30 дней» стартовали публикации глав «Золотого теленка». Любопытно, что отдельным изданием книга сначала вышла в США, русские же читатели заполучили ее годом позже.

В черновиках репортеров «Гудка», которые собирались в папке с надписью «Дело №2», какое только название произведение не носило: «Телята», «Буренушка», «Телушка-полушка» и даже «Великий комбинатор». Авторы признавались:

«Писать было трудно, денег было мало. Мы вспоминали о том, как легко писались «12 стульев», и завидовали собственной молодости. Когда садились писать, в голове не было сюжета. Его выдумывали медленно, упорно».

Мучения оказались не напрасными – второй роман получился даже лучше, чем дебютная работа. В «Золотом теленке» Остап Бендер в компании с «детьми лейтенанта Шмидта» Шурой Балагановым и Паниковским и с владельцем собственного авто Адамом Козлевичем охотится за деньгами «настоящего советского миллионера» Александра Корейко.


С неприметным и скромным, но очень богатым служащим счетно-финансового отдела Остапа связывают две страсти – любовь к деньгам и нежные чувства к девушке Зосе Синицкой. На сей раз удача улыбнулась Бендеру, или, как он точно заметил: «Сбылись мечты идиота!» Герою удалось заполучить накопления подпольного махинатора Корейко, правда, мечты о Рио-де-Жанейро все равно не сбылись…

По слухам, Ильф и Петров собирались писать третью книгу о «великом комбинаторе», в прессу даже просочился анонс романа под рабочим названием «Подлец», однако авторы так и не порадовали поклонников.

Образ

Остап Бендер предстает перед читателями 27-летним привлекательным молодым человеком и сразу очаровывает умом, смекалкой и чувством юмора. Харизматичный лжец, наделенный актерским талантом, любимец женщин… В «Золотом теленке» Остап достигает возраста , здесь характер глубже, а шутки и фразы изощреннее.

Одежда неприхотливого в еде и крове бродяги из первой книги говорит о том, что он только что покинул места не столь отдаленные – сюжет «12 стульев» начинается ранней весной, а у мужчины нет ни пальто, ни носков. Зато он в щегольской обуви и модном костюме. Неотъемлемыми атрибутами персонажа становятся шарф и фуражка, с которыми Бендер не расстается до конца второй книги.


Каждая фраза Бендера – перл, а любое решение гениально. Неудивительно, что он занимает место лидера в компании мелких аферистов. Впрочем, коллеги по поиску сокровищ и денежных знаков не обременены интеллектом, и руководить ими не составляет труда. Остап искренне влюблен в жизнь, остается оптимистом даже в самых провальных ситуациях. Главной же страстью энергичного пройдохи всегда были и остаются деньги.

Прошлое персонажа туманно, лишь изредка проскальзывают детали жизни: якобы выпускник частной гимназии Иллиады, в годы Гражданской войны жил в украинском Миргороде, промышлял контрабандой, а также веселил публику ярмарок показом бородатой женщины (на самом деле переодевал в дамский наряд полного монаха). Предприимчивый молодой человек вполне сумел бы сделать «легальную» карьеру, но предпочел скитаться в надежде заполучить «блюдечко с золотой каемочкой».


Имя Остапа Бендера не так-то просто. Герой представляется оригинально – в «12 стульях» при знакомстве называет себя не иначе, как турецкоподданный Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей, а в «Золотом теленке» превратился в Бендера-Задунайского. Авторы дали персонажу отчество Ибрагимович, за что восточные фанаты приняли за своего, приписав тюркские корни. Однако Ильф и Петров, скорее всего, хотели просто показать интернациональность героя – у каждого народа найдется свой гениальный авантюрист.

Прообразов у персонажа множество – от самого Катаева до персонажа театральной постановки «Зойкина квартира» Аметистова, красноречивого плута и талантливого мошенника.


Главным же прототипом симпатичного комбинатора принято считать знакомого авторов Осипа Шора (друзья именовали его Остапом), в прошлом инспектор уголовного розыска. Возвращение молодого Оси с учебы из Петрограда домой в Одессу затянулось на год, за это время юноша ввязался в кучу авантюр: представал женихом богатой дамы, асом в игре в шахматы, художником. Наиболее яркие приключения «родители» Бендера позаимствовали для романов.

Фильмы

По мотивам книг Ильфа и Петрова российские и иностранные режиссеры сняли несколько картин. Кому-то удалось блестяще передать характер авантюриста, а часть фильмов считаются откровенно неудачными. В роли Остапа представали актеры венгр Иван Дарваш, одессит , и даже певец . Эксперимент на бендеровскую тему не удался Ульяне Шилкиной: герой в исполнении получил низкие оценки ценителей кинематографа.


Некоторые режиссеры позволили себе фантазии по поводу дальнейших похождений обаятельного мошенника. Юрий Кушнерев в ленте 1980 года «Комедия давно минувших дней» объединил в поисках сокровищ Остапа () и Кису Воробьянинова () с героями гайдаевских комедий Трусом () и Бывалым ().

В список знаковых фильмов по мотивам произведений Ильфа и Петрова критики включают следующие постановки:

«12 стульев» (1966)


Впервые на телеэкране в Остапа Бендера перевоплотился советский актер Игорь Горбачев. Спектакль Ленинградского телевидения режиссировал Александр Белинский.


«Золотой телёнок» (1968)

А это дебютная экранизация второго романа о приключениях одесского пройдохи под руководством Михаила Швейцера. Примерил образ главного героя , возраст которого совпадал с возрастом книжного Бендера.


«12 стульев» (1970)

Американская интерпретация произведения журналистов «Гудка» полностью соответствует авторским характеристикам персонажа: актер Фрэнк Ланджелла молод, красив, с выправкой военного.


«12 стульев» (1971)

Цитаты

Цитаты, выдуманные тандемом репортеров «Гудка», прочно укоренились в лексиконе советских граждан, перейдя по наследству современному поколению. Одна из самых знаменитых:

«Остапа несло. Дело как будто налаживалось…».

Даже те, кто не знаком с произведениями, используют гениальные фразы «великого комбинатора»:

«Вы мне, в конце концов, не мать, не сестра и не любовница»
«Знойная женщина - мечта поэта»
«Командовать парадом буду я!»
«Кто скажет, что это девочка, пусть первый бросит в меня камень!»
«Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!»
«Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?
«Почём опиум для народа?»
«Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения»
«Вы произошли не от обезьяны, как все остальные граждане, а от коровы. Вы соображаете очень туго, совсем как парнокопытное млекопитающее. Это я говорю вам как специалист по рогам и копытам»
«Рио-де-Жанейро - это хрустальная мечта моего детства, не касайтесь её своими лапами»
«Дело помощи утопающим - дело рук самих утопающих»
«Утром деньги - вечером стулья!»
«Нет, это не Рио-де-Жанейро! Это гораздо хуже!»
  • Автор повести «Сын полка» Валентин Катаев – родной брат Евгения Петрова. Евгений Петрович взял псевдоним, решив, что «Боливар словесности» двух Катаевых не потянет.
  • Имя Катаева как идейного вдохновителя «12 стульев» должно было красоваться в списке авторов, однако писатель отказался от такой чести, ведь задумку значительно перекроили. Потребовал лишь посвящения. Первый гонорар Ильф и Петров потратили на подарок наставнику – вручили ему золотой портсигар.

  • Имя персонажа плутовских романов увековечено в памятниках – скульптуры авантюристу воздвигнуты в Санкт-Петербурге, Пятигорске, Екатеринбурге, Харькове и других городах. А в Одессе внимание жителей и гостей города привлекает стул Остапа Бендера внушительных размеров – в диаметре составляет метр.
  • Спустя треть века после выхода в свет романа «12 стульев» в жизни Осипа Шора случилось удивительное событие – возможный прототип Остапа женился на даме, которая по внешности и чертам характера была вылитая мадам Грицацуева.

Памятник Ильфу и Петрову в Одессе "Двенадцатый стул"
  • В фильме Гайдая Бендер исполняет для мадам Грицацуевой грустную песню о страданиях влюбленного пирата. По сценарию в картину должны были войти две композиции, но одну, под названием «Полосатая жизнь», по приказу «сверху» убрали. Министр культуры СССР Екатерина Фурцева пояснила, что стране хватило песни «А нам все равно», звучащей с каждого угла, а «Полосатую жизнь» ждет та же участь.