Несмотря на солидный возраст (в декабре ей исполнится 70 лет. – Прим.ред.), Клара Новикова следит за современными реалиями. Она прекрасно знает, что такое интернет, пользуется им, однако считает, что Сеть не имеет большого влияния на культуру, и наоборот.

ПО ТЕМЕ

В качестве примера артистка привела знакомство с Александром Гутиным, которого знают исключительно в интернете. "Недавно так получилось, что я познакомилась с Александром Гутиным, которого знают все как поэта. Это из той серии, что там… Я не сравниваю, но Орлуша, допустим, и я… Мы с ним познакомились, и он тут же пригласил меня на свое выступление. Ребята выступают не в больших залах, в каких-то клубах. Я пришла. Я для них была абсолютным шоком, для той публики: "Кто это к нам пришел?" Знаете, чужая. Они не ожидали. Это все равно, что бабушка Тэтчер туда пришла бы. Чего бы она там оказалась? Я видела изумленные взгляды. Они даже немножко зажались. Вышел Саша на сцену. Лексика в его стихах порой сильно ненормативная, да? И он даже это шепотом стал произносить. И выглядел по-идиотски. Все равно же произносит! Что же ты! А почти губами произносит..." – начала рассказ Новикова.

По словам Клары Борисовны, мат помогает ей жить. "Я ему уж так из-за стола – а там все за столиками сидят, ходят официанты, носят еду, – говорю: "Саш, ну ты же не в Кремле! Расслабься и произноси все. Ты же это написал. Что ты стесняешься?" – "Мне немножко Вас…" – "Все! Я эти слова знаю и потребляю! Саша, мне эти слова помогают жить!" И все, как-то сняла этот напряг", – цитирует юмористку сайт "Комсомольская правда" .

Интересно, что Гутин умудрился вытащить ее на сцену. "И я, человек другого времени и поколения, вышла. И я была им так интересна! Они мне через слово аплодировали, не хотели отпускать со сцены. Значит, я говорю им то, что им интересно! Жизнь не изменилась. Жизнь такая же. Люди любят так же, как любили. И тем же способом. И тем же способом родятся дети. Ну... придумали еще несколько способов… Но атрибутика жизни стала другой, конечно. Сегодня без интернета невозможна жизнь. Невозможна! Информативно ты так загружен, что хочется просто в паутину… Но не в эту Паутину, а куда-то залезть, отоспаться в траве. И все равно наступает пора одуванчиков. И все равно цветут сирени. И все равно распускаются каштаны. И все равно время пионов. И все равно время радуг и дождей. И это от интернета не зависит", – заявила Новикова.

В заключение артистка констатировала: "Да, сегодня такое время. У меня интернет занимает очень много времени. Я ужасно себя ругаю. Чего я там смотрю? Но если мне хочется посмотреть что-то состоявшееся, допустим, пропустила что-то, я посмотрю. Но, послушайте, нет Юрского в таком количестве в интернете, но при этом есть Юрский. Ну нет Саши Филиппенко, но есть Александр Филиппенко".

Клара Борисовна Новикова – советская и российская артистка разговорного жанра, прославившаяся благодаря юмористическим монологам.

Клара родилась и выросла в Киеве, в семье директора обувного магазина Бориса Герцера, еврея по национальности, и супруги Полины, которая занималась домашним хозяйством и воспитанием Клары и брата Леонида. Имя будущая звезда получила в честь бабушки по отцовской линии.

Дети получали строгое воспитание. Как вспоминает артистка, отец наказывал брата с сестрой за малейшую провинность, поэтому главной отдушиной в детстве девочки стал школьный драмкружок. Там Клара получила первый опыт театральных выступлений и полюбила сцену.

После школы Клара отправилась в эстрадно-цирковое училище, которое мало что дало девушке, если не считать того факта, что именно там Клара получила новую фамилию Новикова, прославившуюся позднее на весь Советский Союз.

Так как выбранный дочерью путь Борис Герцер категорически не одобрил, Кларе пришлось уйти из дома, и после училища будущая актриса уезжает в Москву, где поступает в ГИТИС. Новикова дебютировала как эстрадная актриса Москонцерта под руководством Павла Леонидова, а в 1974 году даже стала лауреатом главного эстрадного конкурса, получив приз из рук самого . После участия в юмористическом турнире начался новый этап в творческой биографии Клары Новиковой.

Эстрада и театр

Выступала Клара Новикова с различными номерами собственного сочинения, но славу девушке принесли выступления с монологами других авторов. Наиболее известный персонаж артистки – одесситка Тетя Соня. Первый текст написал литератор Марьян Беленький, а затем подключились и другие юмористы. Этот образ стал визитной карточкой Новиковой.

Клара много гастролировала по стране, выступала на телевидении, особенно часто появлялась в сборных концертах популярной программы «Аншлаг», которую вела . Это юмористическое шоу позднее откроет зрителю другую звезду эстрады – .

Но в 21 веке позиции Новиковой стала теснить , супруга . Да и сама Клара Борисовна уже посматривала в сторону театральной сцены. Вскоре юмор и вовсе отошел на второй план.

Сначала юмористка начала играть в театре эстрадных миниатюр, который возглавлял , а позднее вошла в труппу израильского театра «Гешер», где раскрылся драматический талант Клары. Там актриса дебютировала в спектакле «Поздняя любовь», созданном по мотивам рассказов американского писателя Исаака Башевиса-Зингера. Этот театр до сих пор является основным местом работы Новиковой.


Попробовала актриса себя и в литературном жанре. В 2001 году Клара Борисовна издала автобиографический роман «Моя история», пользовавшийся успехом у поклонников.

Музыка и фильмы

В период пика популярности Клара Новикова пробовала себя как певица. Актриса исполняла весьма востребованные песни «Пусть музыка звучит», «Зеркала», «Эта жизнь», «Желаю вам любви». Интересный дуэт Новиковой и реализовался в мюзикле «Снежная королева», где артисты исполнили шуточную песенку «Карл у Клары украл кораллы». Также стоит отметить совместное творчество артистки с группой «Дискомафия», с которой Клара Новикова спела хит «Раз на Раз».

В кино актриса впервые появилась в 1991 году в экранизации спектакля «Как это делалось в Одессе». В 1999 году состоялась премьера комедии «Вы будете смеяться», в которой Новикова перевоплощалась в совершенно разнообразных персонажей, каждый раз оставаясь главной героиней истории. Также актриса снялась в уже упомянутом мюзикле «Снежная королева» в роли вороны Клары.

В 2004 году Клара Новикова появилась в основном актерском составе комедии «Осторожно, Задов! или Похождения прапорщика», где также снялись звезды советского и российского кинематографа – , .


Через год актриса появилась в фильме «Королева бензоколонки 2» в эксцентричном образе Рогнеды Карповны. В кинокомедии речь пошла об абитуриентке театрального вуза Людмиле (), провалившей экзамены и возвращающейся домой. В пути автобус, на котором ехала девушка, ломается, и Людмиле приходится остаться на ближайшей автозаправке. Со временем девушка превращается в успешного сотрудника бензоколонки, а затем и владелицей бизнеса.

Личная жизнь

Первый раз Клара Борисовна вышла замуж, еще будучи студенткой эстрадно-циркового училища. Супругом стал однокурсник Виктор Новиков, позднее ставший барабанщиком и участником многих украинских и российских музыкальных коллективов. Этот брак просуществовал недолго, но зато подарил Кларе фамилию Новикова, ставшую знаменитой.


Второй муж артистки эстрады – журналист Юрий Зерчанинов, заведующий отделом публицистики журнала «Юность». Супруги прожили душа в душу вплоть до смерти Юрия в 2009 году. В семье родилась дочь Мария, которая пошла по стопам отца и тоже окунулась в журналистику, а сейчас преподает в высших учебных заведениях. Благодаря дочери у Клары Новиковой трое внуков – дети Лев, Анна и Андрей. Смерть мужа женщина перенесла тяжело и долгое время чувствовала себя одинокой и никому не нужной.

В 2013 году у актрисы обнаружился рак молочной железы. Диагноз прозвучал словно приговор. После плановой операции начался долгий и изнурительный период реабилитации. Артистка впала в депрессию из-за отнявшейся руки. Клара не могла есть и пить таблетки. Помогали Новиковой подруги. Вскоре актриса пришла в норму, рука восстановилась, болезнь больше не возвращалась.


Сейчас личная жизнь Клары Новиковой – это семья дочери – обожаемые внуки, с которыми актриса проводит свободные от творчества минуты. Внешность Клары Новиковой за годы не сильно изменилась – на фото актриса по-прежнему выглядит моложаво.

В октябре 2017 года Клара Новикова посетила премьеру скандально известной мелодрамы . Актрису сопровождал импозантный мужчина. На недоуменные вопросы журналистов Клара Новикова ответила, что спутником стал драматург Дмитрий Минчонок, дочь которого учится на режиссерском курсе Учителя. Актриса отметила высокое качество киноленты и игру и .

Клара Новикова сейчас

Клара Новикова продолжает участвовать в жизни российской эстрады. В начале 2017 года актриса выступила на радиостанции «Москва FM», где рассказала о скором возобновлении проекта «Вокруг смеха», но теперь уже в новом формате. По словам актрисы, в программу будут входить номера в жанре сатирического монолога, стендапа, театральной миниатюры, скетча и пародии. 1 апреля состоялась премьера долгожданного шоу, телеведущим которого стал

Клара Новикова – это популярная российская артистка эстрады, известная зрителям по многочисленным юмористическим номерам, исполненным в рамках самых разных программ телевидения.

Ее сценические монологи всегда вызывают смех, а она сама постоянно остается объектом всеобщего восхищения. И это не удивительно! Ведь за свою долгую творческую карьеру эта неподражаемая артистка сумела сделать очень многое. Она умеет быть бесконечно разной. А что еще нужно для настоящего юмориста?

Ранние годы, детство и семья Клары Новиковой

Клара Борисовна Герцер (в настоящее время более известная под фамилией «Новикова») появилась на свет в стольном Киеве. Ее отец был ветераном Второй Мировой, а о матери артистки практически ничего не известно. Как отмечает сама юмористка, ранние годы ее жизни проходили под строгим контролем ее отца.

За малейшую провинность следовало строгое наказание; за любое непослушание – «воспитание ремнем». Возможно, стремление нашей сегодняшней героини к смеху и юмору было во многом связано с тем, что в раннем возрасте этих самых улыбок и радости в ее жизни было очень мало. Она всегда находилась под пристальным контролем со стороны отца, а потому занятия в кружке художественной самодеятельности, где она, наконец, могла быть сама собою, всегда были для нее настоящей отдушиной.

Стоит отметить, что любовь к сцене оставалась с Кларой Герцер на протяжении всей ее жизни. В один прекрасный день эта любовь привела ее на занятия престижной Киевской студии эстрадно-циркового искусства. Весьма примечательно, что выбор своей дочери отец не одобрил, а потому постоянно настаивал на том, чтобы она оставила учебу. Именно поэтому в какой-то момент наша сегодняшняя героиня просто собрала чемодан и, окончив прежний ВУЗ, отправилась в Москву подальше от отчего дома. В новом городе она появилась под новой фамилией – «Новикова». Данная фамилия была единственным напоминанием о неудачном супружестве с первым мужем – музыкантом Виктором Новиковым.

Однако не будем заострять внимание на деталях.

В столице РСФСР будущая известная юмористка поступила в ГИТИС, где впоследствии в течение нескольких лет методично оттачивала свое сценическое мастерством. Ее хвалили педагоги, но настоящий успех пришел к Кларе Новиковой несколько позже – после того, как артистка объявилась на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. В рамках данного смотра талантов девушка заслужила похвалу самого Аркадия Райкина , который в конечном итоге отдал ей главный приз.

2003 Клара Новикова - Тётя Софа

Два года спустя, после окончания ГИТИСа, талантливая артистка начала выступать на сцене Москонцерта. Именно в этот период к ней приходит настоящая популярность.

Звездный путь юмористки Клары Новиковой: концерты и монологи

Клара Новикова долгое время выступала с эстрадными монологами собственного сочинения, а также юмористическими текстами, которые для нее писали другие авторы. Однако настоящая слава пришла к киевской артистке после того, как она начала сотрудничать с известным украинским драматургом Марьяном Беленьким.

Именно он создал для нее образ легендарной Тети Сони, который впоследствии стал визитной карточкой артистки. Клара Новикова много выступала на телевидении, а впоследствии стала также гастролировать по стране. Ее выступления пользовались огромным успехом у зрителей, а потому уже очень скоро наша сегодняшняя героиня начала часто появляться на телевидении в рамках самых различных программ советского ТВ. В начале девяностых годов главной площадкой для деятельности талантливой юмористки стала телепередача «Аншлаг». Всего за несколько выступлений юмористка стала одной из главных звезд всего проекта, а также его постоянной участницей. Также в этой программе постоянно работали Регина Дубовицкая , Евгений Петросян , Геннадий Ветров , Елена Воробей и др.

Клара Новикова - «Городские»

Параллельно с этим, начиная с 1992-го года, наша сегодняшняя героиня работала на сцене Московского театра эстрадных миниатюр, которым в тот период руководил Михаил Жванецкий. Весьма примечательно, что в эти года номера для «Тети Сони» писал уже не Марьян Беленький, а другие авторы. Однако, несмотря на это, выступления Клары Новиковой пользовались неизменным успехом. Более того, в первой половине девяностых годов талантливая юмористка даже сумела завоевать престижную награду «Золотой Остап» в рамках Международного фестиваля сатиры и юмора (город Санкт-Петербург).

В 1995-м году уже на фестивале "MORE SMEHA" в городе Рига Клара Новикова сумела завоевать еще одну награду – Кубок Аркадия Райкина. В 1997-м году наша сегодняшняя героиня получила звание Заслуженной артистки России. В этот момент карьера юмористки находилась в своем апогее.


В конце девяностых – начале двухтысячных Клара Новикова, как и другие артисты эпохи «Аншлага», начала медленно сдавать позиции, уступая более молодым и современным комикам. Ее выступления на телевидении случались все реже. Классической аудиторией ее концертов стала публика пожилого возраста.

Клара Новикова сегодня

Понимая, что прежнего времени уже не вернуть, наша сегодняшняя героиня начала искать себя в несколько других сферах творческой деятельности. В 2001-м году она написала и выпустила роман «Моя история», который стал довольно популярен среди читателей СНГ. Кроме того, в 2000-х годах она начала часто появляться на театральной сцене. Концерты же юмористического плана случались все реже и реже.

В настоящее время постоянным местом работы для Клары Новиковой является израильский театр «Гешер», в рамках которого она преимущественно выступает в качестве драматической артистки.

Личная жизнь Клары Новиковой

Как отмечалось выше, первым супругом Клары Борисовны стал барабанщик Виктор Новиков. Знакомство с ним состоялось еще в Киеве, однако в конечном итоге данный брак закончился разводом.

Второй муж нашей сегодняшней героини – Юрий Зерчанинов – всю свою жизнь проработал в сфере журналистики. В рамках данного союза на свет появилась единственная дочь эстрадной артистки – Мария, которая в настоящее время является преподавателем в институте.

В 1999-м, 2002-м, и 2008-м годах соответственно у Клары Новиковой появилось трое внуков.

Нашей сегодняшней героиней является Клара Новикова, биография которой интересует тысячи ее поклонников. Вы тоже хотите узнать, где она родилась и училась? Сколько лет Кларе Новиковой? Как складывается личная жизнь известной артистки? Мы готовы предоставить исчерпывающую информацию о ее персоне. Желаем приятного чтения!

Клара Новикова: биография, детство и юность

Она родилась 12 декабря 1946 года в столице Украины - Киеве. Ее девичья фамилия - Герцер. В какой же семье воспитывалась будущая артистка эстрады? Мать Клары, Полина Семеновна, была домохозяйкой. Папа ее, Борис Герцер, участвовал в Великой Отечественной войне. В мирное время он занимал должность директора обувного магазина. У нашей героини есть брат Леонид. Сейчас он проживает в США.

Родители в любимой дочери. Отец старался держать Клару в строгости. Поэтому она с ранних лет знала, что такое дисциплина.

Наша героиня росла послушным и смышленым ребенком. В школе она училась хорошо. Любимыми предметами Клары были музыка, рисование (черчение) и литература. Несколько раз в неделю девочка посещала различные кружки - рукоделия, танцев и так далее.

В старших классах Клара увлеклась театральным искусством. Она играла в школьном театре. Девочка успешно вживалась в любые роли, будь то Баба-яга или принцесса. Педагоги пророчили ей блестящее будущее. И они не ошиблись.

Студентка

Куда же после окончания средней школы поступила Клара Новикова? Биография говорит о том, что она выбрала студию эстрадно-циркового искусства, расположенную в городе Киеве.

Спустя несколько лет наша героиня отправилась в Москву. В российской столице ей удалось с первого раза поступить в ГИТИС. Девушку считали одной из лучших студентов на курсе.

Творческая деятельность

Сегодня многие из нас знают, кто такая Клара Новикова. Монологи артистки вызывают смех и легко запоминаются. А ведь ей пришлось проделать долгий путь к известности.

В 1974 году Клара впервые выступила как эстрадная артистка. Она приняла участие во всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Ее и умение держаться на сцене высоко оценило профессиональное жюри. В итоге Клару признали победительницей конкурса. А приз ей вручал сам Аркадий Райкин.

В 1976 году Новикову приняли в труппу Москонцерта, которым руководил Павел Леонидов. В стенах этого учреждения она получила бесценный опыт работы на сцене.

В 1992 году Клара Борисовна стала выступать в Театре эстрадных миниатюр. Худрук хвалил актрису за трудолюбие и ответственный подход к любому делу. Позже Новикова перешла на работу в израильский театр «Гешер». Там она смогла раскрыть себя как актрису драматического жанра.

Всероссийская известность пришла к Кларе Новиковой после того, как она стала появляться в передаче «Аншлаг». Наша героиня ездила на гастроли вместе Региной Дубовицкой, Сергеем Дроботенко, и другими юмористами.

За время участия в «Аншлаге» Новикова создала немало забавных и реалистичных образов. Возьмем, к примеру, тетю Соню. Актриса рассказала множество смешных историй от ее лица.

Личная жизнь Клары Новиковой

Наша героиня всегда пользовалась популярностью у представителей противоположного пола. Еще в старших классах за веселой и симпатичной девушкой ухаживали парни. Но отвечать им взаимностью Клара не торопилась. Она ждала большую и чистую любовь. И вскоре судьба подарила ей возможность испытать это замечательное чувство.

В стенах киевского эстрадно-циркового училища девушка познакомилась с Виктором Новиковым. Они учились на одном курсе и много времени проводили вместе. Вскоре влюбленные сыграли свадьбу. Однако их брак продлился недолго. Клара и Виктор поняли, что охладели друг к другу. Им удалось тихо и мирно оформить развод. Наша героиня решила оставить фамилию мужа. И по сей день ее знают как Новикову Клару.

Вторым мужем артистки стал спортивный журналист Юрий Зерчанинов. В 1976 году у супругов родилась дочь Маша. Она уже давно выросла и пошла по стопам отца - получила высшее образование по специальности «журналист». У Марии трое детей (Андрей, Анна и Лев). Клара Новикова обожает своих внуков. Артистка старается их баловать и видеться с ними как можно чаще.

В 2009 году в семье артистки произошло горе. Из жизни ушел ее горячо любимый супруг Юрий. Клара Борисовна тяжело перенесла родного человека. И лишь работа спасла женщину от глубокой депрессии.

Внешность

Сколько лет Кларе Новиковой сегодня? Ей 69. В это невозможно поверить. Артистка выглядит максимум на 45-50 лет. В чем же секрет ее молодости? Во-первых, Клара Борисовна придерживается правильного питания. Во-вторых, она ухаживает за лицом, волосами и телом, используя народные рецепты. В-третьих, Новикова не забывает о спорте. По утрам женщина совершает пробежки. А дома она занимается на велотренажере.

В заключение

Теперь вы знаете, какой путь к популярности проделала Клара Новикова. Биография этой артистки является наглядным примером того, как талантливый человек преодолевает препятствия и добивается своих целей. Пожелаем ей творческих успехов и крепкого здоровья!

Четыре года назад не стало мужа Клары Новиковой, известного журналиста Юрия Леонидовича Зерчанинова, с которым они прожили вместе почти четыре десятка лет­­…

— Клара, как складывается теперь ваша личная жизнь?

— Мне говорят: «Пора тебе как-то устраиваться. Замуж надо выйти». А я не понимаю этого. Много лет назад, когда только приехала в Москву, снимала комнату у одной потрясающей женщины, Марии Иса­аковны, с которой, кстати, потом «срисовала» свою Элеонору Петровну. Яркая была дама. Оставшись вдовой, Мария Исааковна не опустилась: всегда ухоженная, элегантная, с острым и ироничным взглядом на жизнь, она приковывала к себе внимание. И сама собой любовалась.

Букву «р», кокетливо грассируя, произносила как смягченную «г». Со мной разговаривала исключительно с напускной строгостью, называла нежно «дрянь». «Иди сюда, дрянь (у нее получалось «дгянь»), покушай, я приготовила потрясающий овощной супчик…» Иногда просила анекдот рассказать или говорила: «Кларка, ну-ка покажи меня!» Я рассказывала, изображала, и ей очень нравилось. Хохотала, трясясь грудью и животом, приговаривала: «Хороша канашка!»

За ней ухаживали мужчины, причем весьма интеллигентные, с самыми серьезными намерениями. Встречаясь с ними, она поясняла: «Для куража!» Как-то я спросила: «Но почему же вы не идете замуж?» И она ответила: «А для чего? Чтобы стирать чужие рубашки?» Я удивилась: «Но ведь если мужчина будет вашим мужем, значит, они не будут чужими». — «Своими они уже не станут никогда…» Тогда я ничего не поняла, а вот теперь… Когда мне говорят: «Слушай, хочу познакомить тебя с интересным мужчиной», тут же вспоминаю про те рубашки и отвечаю вопросом своей квартирной хозяйки: «А зачем?»

Не хочу заводить «гостевого» мужа, пусть сегодня это и модно. А что касается постоянного… Сложно, ведь у женщины и мужчины должно совпасть множество тончайших струн. На уровне интуиции, нерва, вздоха, ощущений. Интересы общие, мировосприятие. Не говоря уж о чисто бытовых привычках. Пока такого совпадения у меня ни с кем нет. При этом понимаю, что нравлюсь мужчинам: мне делают комплименты, оказывают знаки внимания, намекают на перспективу отношений. Но увы… Хотя, кто знает? Может, просто не нашелся пока тот, к которому я расположилась бы? (С улыбкой.)

— Может, дяденькам следует проявлять больше активности?

— Во-первых, не даю повода. Во-вторых, думаю, они не решаются — побаиваются попасть на мой острый язычок. Я запросто могу и подковырнуть, и обсмеять, а то и пригвоздить. Мой муж, Юрка, сам был большой насмешник, и тот меня побаивался! Но постепенно привык. А нового-то надо будет приучать… (Смеется.)

Недавно одна женщина говорит мне: «Кларочка, давайте я вас познакомлю, у вас должна быть личная жизнь». — «А то, что у меня сейчас, не личная жизнь?» — уточнила я. «Нет», — отрезала она и стала подготавливать меня к знакомству с одним «о-о-очень ничего себе мужчиной». Наконец на каком-то празднике мы с ним встретились. Смотрю, действительно весьма благообразный, руку мне галантно протягивает. Моя знакомая рядом стоит, тоном свахи представляет: «Ну вот он, его зовут Леня…» И тут я как всплесну руками, как заверещу радостно: «Леня! Боже мой! Какое счастье! Наконец-то!» От неожиданности он, бедный, прямо подпрыгнул и буквально спрятался за эту женщину. А я, сбавив тон, говорю: «Кажется, я вас напугала. Простите. У меня есть брат — тоже Леня, поэтому я так эмоционально среагировала…» На ужине мы с тем перепуганным мужчиной оказались за одним столом, и весь вечер он смотрел на меня с опаской, а когда я просила его передать мне какое-то блюдо, прямо вжимался в стул. (Смеется.) Согласитесь, вряд ли я подошла бы для личной жизни такому Лене — он прятался бы от меня по углам. Ему нужна женщина спокойная, тихая. А во мне энергии на десятерых хватит.

В общем, на сей момент моя личная жизнь — это репетиции, выступления, гастроли с концертами, Театр на Малой Бронной, где я играю. Часто хожу в театры, встречаюсь с друзьями. И потом — у меня есть дочь, внуки, которым надо помогать. Так что времени на страдания от одиночества у меня нет.

— Статус бабушки, причем трижды, не давит­?

— Бабушка я биологически и по факту. А психологически — нет, не чувствую себя бабушкой. Мне интересно то же, что и молодым. Кстати, все внуки называют меня Кларой. Даже четырехлетний Андрюша. Недавно кто-то спросил его про меня: «Это твоя бабушка?», и он ответил: «Это моя Клара».

Мне пришлось пережить многое. Но, как бы ни было тяжело, я не позволяла себе погружаться в депрессивное состояние, за уши себя вытаскивала. Впасть в депрессию легче всего, гораздо сложнее — не поддаться ей. Точно знаю: в таких случаях нельзя быть одной, надо идти в люди. И я хожу. А еще у меня есть особенность: в любой ситуации, даже самой безрадостной, мне запоминается только смешное­.

Вот, например, история из моей жизни. Однажды меня раздели в собственном подъезде. В полдень. Я вызвала лифт, вошла в него, и в тот момент, когда нажала на кнопку своего этажа, почти захлопнувшаяся дверь раздвинулась и в лифт зашли двое — на лицах свитеры, на головах шапочки, видны только глаза. Приставили к шее нож, двинули по уху, я ударилась головой о стенку. Потом загнали меня на верхний этаж… Впоследствии оказалось, что это двоюродные братья — один сбежал из психушки, а другой только вышел из тюрьмы. Короче, к своей квартире я подошла босиком, в лифчике, трусиках и шляпке, а в руках держала хозяйственную сумку с курицей, за которой, собственно, и ходила в магазин. Помню, за шляпку я особенно обиделась: эти идиоты ее не взяли. А ведь я покупала ее в Германии, в дорогущем магазине! А он, сволочь, зашвырнул ее на другой этаж, и я, голая, пошла искать. Когда Юра открыл дверь, он оглядел меня с головы до ног и невозмутимо сказал: «Ну ладно, кончай разы­грывать!» Никак не хотел верить в то, что это не глупая шутка, а реальность. По сути чудовищная. Но мне, как только представлю себя голышом, в шляпке и с курицей, все равно становится смешно.

А дальше было еще забавнее. Я позвонила приятельнице, которая шила мне костюмы, и дрожащим голосом сообщила: «Люда, я к тебе сегодня не приеду, на меня напали бандиты, раздели…» Она спросила: «Все унесли?» — «Все!» — «И в чем ты осталась?» — «В лифчике и трусиках». — «А что, на тебе было плохое белье?» — «Да нет, хорошее, французское», — опешила я. «Так почему же, — возмутилась она, — они не взяли?!» Нет, правда, смешные моменты всегда можно найти.

Или вот, пожалуйста, другой случай. Из 1990-х годов, тоже с криминальным оттенком — мне на них везло. Накануне Рождества я была на гастролях в городе Чайковск и оказалась свидетелем вооруженного ограбления. Захожу в универмаг — хотела купить подарки друзьям: камешки, шкатулочки, поделки всякие. Стою у прилавка, примеряю колечко. Вдруг слышу крик: «На пол! Лицом вниз!» Какие-то люди в масках, с оружием всех уложили, кого-то попинали ногами и сгребли с прилавка всю ювелирку. Перед этим налетом рядом со мной у прилавка стояла женщина, которая держала в руках тортик «Полено» — на картонке, без крышки (тогда в нашей стране упаковка была в дефиците). Когда мы лежали на полу под дулами пистолетов, я почему-то обратила внимание на то, что все грибочки с цветочками, украшавшие торт, были размазаны по потолку и по стенам. Кошмар! Вскоре я оказалась в Германии, и меня пригласили в гости в один очень обеспеченный дом. И там, за столом, я рассказала этот случай. В конце моего эмоционального повествования хозяйка дома вдруг поинтересовалась: «Скажите, а почему в России не делают коробочек для тортов?» (Смеется.) На нее именно эта деталь произвела самое сильное впечатление.

— А ограбление-то чем закончилось?

— Налетчики скрылись, мы все с опаской стали подниматься с пола, вызвали милицию. Вдруг я заметила на своей руке бирочку от кольца. Подбежала к продавщице: «Девушка, простите! Я чуть не унесла кольцо». Представьте себе, оно оказалось единственным украшением, оставшимся в том отделе. Спустя полтора часа у меня концерт. Доползаю до театра. Костюмер спрашивает: «Что с вами?! Вы совершенно белая». Прошу у девчонок рюмку к­оньяка. Выпила. Вышла на сцену. И тут же начала рассказывать зрителям о том, что случилось. В зале — смех. И чем дольше я говорила, тем сильнее хохотал зрительный зал. Они решили, что я специально подготовила номер для гастролей в их городе. Я сначала занервничала, а потом и мне самой тоже стало смешно. Ну что поделать, я такая. Даже о дорогих мне, любимых людях, которых уже нет в живых, все равно стараюсь вспоминать только веселое. Мне так легче. (Со вздохом.) И им, наверное, тоже.

— На одном из концертов вы показали фильм, который сняли о своих родителях. Вы там задаете отцу вопрос: «Папа, ты прошел всю войну, воевал под Сталинградом и Севастополем, был ранен. Скажи, что это для тебя было, что ты вынес из этого?» А он ответил: «Что я вынес? Две рубашки, да и те оказались женскими…»

— Да-да, и заодно еще майора медицинской службы женского пола — только об этом он там не говорил. Из семейных преданий мне известно, что папа после тяжелой контузии долго лечился в госпитале, и, очевидно, та майорша его выхаживала. Видимо, так старалась, что он пообещал после войны на ней жениться.

Вообще-то раньше, в довоенной молодости, он ухаживал за маминой старшей сестрой. Но к моменту его возвращения в Киев Маня вышла замуж и родила двоих детей — Зорика и Фиму. И она познакомила его со своей сестренкой. Папа — огромный, статный красавец, увидев мини­атюрную рыженькую девчонку, влюбился по уши. Но тут как раз в Киев прибыла та самая фронтовая подруга.

Папа тут же сочинил историю о своей несуществующей семье: якобы он думал, что жена и двое детей погибли, но, вернувшись, нашел их. Она ему не поверила. Тогда он сказал: «Жди меня на Крещатике в таком-то месте…» Прибежал к тете Мане, вытащил на прогулку ее мальчишек, мою маму и под руку с ней прошелся мимо указанного места. Бедная женщина поняла, что надеяться ей больше не на что.

Папа не догулял в юности: едва за­кончилась служба в армии — тут же началась война. И он прошел ее всю. Только никогда не рассказывал о ней. Фильмы на военную тему называл «бабины сказки». В первые же дни войны отец потерял свою маму. Они жили в Житомирской области, и известно только, что она бежала вместе со всеми, пытаясь спастись от бомбежки, но на дороге их настигли фашисты и расстреляли. Папа так и не узнал, где она похоронена и похоронена ли. Кларой меня назвали в память об этой бабушке, а вовсе не в честь Клары Цеткин, как многие думали. Отец часто называл меня «мама моя». Мы с братом отца обожали, хотя он был человеком суровым, властным, непреклонным, держал нас, мягко говоря, в строгости — воспитательная мера в виде солдатского ремня с пряжкой шла в порядке вещей. Ему достаточно было произнести: «Все, я сказал…» — и любые возражения исключались. (Со вздохом.) Вот и дочка моя, Маша, теперь точь-в-точь так же может мне сказать, тем же тоном. Но если бы я посмела так говорить с отцом, он бы меня убил.

А мама была совсем другим человеком. Тихая, молчаливая. При этом ее обожали все. Щедрости необыкновенной — гости из нашего дома всегда уходили с полными пакетами еды. И очень впечатлительная. Смотрит, допустим, в сотый раз «Балладу о солдате» и плачет. «Мама, ну что ты плачешь, это же кино!» — «Шо, я не могу переживать?»

Больше всего переживала из-за папы — он был слишком любвеобилен. Как-то, когда я приехала с гастролями в Израиль, ко мне подошла дама приятной наружности: «Здравствуйте. Ваш папа Борис Зиновьевич?» — «Да». — «Передайте ему привет». — «От кого?» — «Скажите, от Беллы. Он знает», — многозначительно так. Папа действительно любил женщин, он так на них смотрел! Прекрасно это помню, хотя он думал, что я маленькая и ничего не понимаю. Когда брату было года два, а мне лет пять, у нас дома появилась няня, помогавшая маме по хозяйству, — молодая, румяная, крепкая деваха Аня. Папе она нравилась — он говорил недвусмысленно: «Какая женщина — кровь с молоком!» Потом замуж ее выдавал: она ребенка родила, Колю, родственники говорили, что от папы…

Хорошо помню тетеньку-врача «ухо-горло-нос», к которой мы с папой некоторое время ходили по вечерам. Он заявлял маме: «Поля, ей надо лечить гланды!», брал меня за руку и вел почему-то во взрослую поликлинику. Там мы входили в кабинет, докторша тетя Женя обмазывала мне горло люголем, и таким образом папа получал алиби. После чего они отводили меня в Театр имени Леси Украинки — там работал родственник той самой тетеньки, а сама она жила во дворе театра. И я, к общему удовольствию, из директорской ложи смотрела спектакли. По нескольку раз все пересмотрела — таких артистов открыла для себя! Совсем молодые Борисов, Роговцева… От восторга я плакала. (Задумчиво.) Надо же, а много лет спустя сама выступала на этой сцене с концертом.

Короче говоря, наша с папой и его подругой идиллия продолжалась до тех пор, пока к нам домой не влетел муж тети Жени. Он устроил такой скандал! От стресса мама потеряла речь. Совсем не могла говорить, писала записочки. Папа чувствовал себя виноватым. Столько у мамы было по этому поводу переживаний, огорчений, обид, слез, но нам с братом она не жаловалась никогда­.

Как-то, уже став взрослой, я спросила: «Мама, почему ты не развелась?», и она сказала: «Как я могла его бросить?!» Конечно, она его любила. И терпела. Родители прожили вместе 50 с лишним лет. К старости даже в магазин не ходили друг без друга. К концу жизни, наоборот, папа стал бешено ревновать маму. Она жаловалась: «Клара, ну шо ему надо? Мне 77 лет, как можно ревновать?»

Кстати, весьма распространенная модель поведения мужчин в семье. Охотники по своей сути, они на протяжении жизни ищут себе приключений, новых отношений, а когда понимают, что дело уже к закату… Хотя папа нравился теткам до последних своих дней. Притом что ушел он в глубоко преклонном возрасте, чуть-чуть не дотянув до 90 лет. Маму пережил на семь лет… (После паузы.) Простите меня, мои дорогие родители, что я о вас все рассказываю, но мне хочется, чтобы и в воспоминаниях вы были такими же, как в жизни: живыми, страстными, а не искусственно-прилизанными. Я помню о вас каждую секунду…

— Родители одобрили ваше намерение стать артисткой? И кстати, почему вас повело в эту сторону?

— По-моему, все началось с пеленок. Когда спрашивали, как меня зовут, я говорила: «Налодная алтистка Каля Бисевна» (Клара Борисовна). Потом эта «Каля Бисевна» так за мной и закрепилась среди своих. Рядом с домом стоял цирк, и я мечтала стать цирковой артисткой. Все мои выступления начинались во дворе, я разыгрывала репризы и дрессировала детей. Они были тиграми, львами, а я с хлыстом — великой дрессировщицей Бугримовой. А вообще, я занималась прыжками в воду и была диким сорванцом, имела дело только с мальчишками. Все крыши, гвозди, пистолеты были моими. Наша Красноармейская улица в Киеве — наклонная. Я поднималась наверх и, положив ноги на руль велосипеда, с жутким криком мчалась вниз. Бедная мама не знала, как меня утихомирить. К ее счастью, потом вдруг произошло преображение — я начала играть в куклы и шить им наряды.

К тому же я была конопатая и самая рыжая в школе, рыжее даже одноклассницы Светки. Сразу, как появлялось первое солнце, у меня высыпали веснушки где только возможно — на лице, плечах, руках. Брат меня дразнил, и я жутко стеснялась. Тем более что одета была так, как считал нужным папа, и все эти несовременные платья меня страшно смущали. Не говоря уж об обязательных теплых штанишках-трикошках до колен, с резинками, которые я все время старалась поднять повыше, а они, гады, опять спускались. Я так комплексовала из-за этого! Наверное, когда всерьез задумала идти на сцену, хотелось преодолеть свои комплексы. Доказать что-то и себе, и другим.

Родители, ясно, не возрадовались. К искусству они никакого отношения не имели. Папа работал директором универмага, благодаря чему, кстати, мы были всего лишены. «Как, — говорил он, — у людей нету, а у нас будет?!» В связи с чем, допустим, холодильник и телевизор у нас появились позже всех наших соседей. А мама, когда мы подросли, пошла работать в картонажный цех кондитерской фаб­­ри­­ки — клеила коробки. Она против моих сценических устремлений открыто не возражала. А вот папа делал все, чтобы помешать мне пойти в артистки. В наказание даже запретил шить платье на выпускной вечер, и я была там единственным гадким утенком. Он говорил: «Профессия для женщины — это только белый халат: врач (им, кстати, стал мой брат, который уже давно живет с семьей в Америке), повар, воспитательница детского сада, чертежница и так далее. Выберешь такую — буду помогать. Нет — значит, останешься без поддержки». И слово сдержал. Но я никогда в жизни не попросила у родителей ни копейки. А потом так сложилось, что, наоборот, сама стала помогать им.

Когда я не прошла в театральный институт, стала устраиваться на работу, но меня нигде не брали. Любимая учительница Фаина Соломоновна, которая вела в Доме пионеров кружок художественного чтения, через свою подругу — парторга «Укрконцерта», работавшую по совместительству актрисой Ансамбля комедии и водевиля, устроила меня в этот коллектив помощником режиссера. Я, конечно, представляла себя вторым человеком в труппе. Но когда начала работать, оказалось, что в мои профессиональные обязанности входило только «принеси-подай» да утюжка занавесок — километровых пыльных кулис.

— С какого момента ваши родители оценили вас как состоявшуюся артистку?

— Я уже и Киевскую студию эстрадно-циркового искусства окончила, и ГИТИС, и выступала вовсю, но папа все не признавался в том, что гордится мной. Даже когда я выиграла V Всесоюзный конкурс артистов эстрады (Клара Новикова разделила первую премию с Геннадием Хазановым. — Прим. «ТН») и счастливая мама говорила отцу: «Ну, шо теперь скажешь?» Папа отвечал: «И все-таки она не Райкин…» А потом я узнала, что папа всегда носил мою фотографию на календарике во внутреннем кармане пиджака.

Когда родители приходили на мои концерты, меня, кажется, они просто не слышали. Только головами вертели — следили, как кто реагирует. Потом мама делилась впечатлениями: «Одна женщина рядом со мной так смеялась, так смеялась, шо чуть не уписалась». Это была высшая мамина оценка. А от папы была такая. Когда его спрашивали «Борис Зиновьевич, вы хотели, чтобы Клара была артисткой?», он отвечал: «Раньше не хотел, а сейчас не возражаю».

— Первое зрительское признание вам запомнилось?

— На всю жизнь. Оно настигло меня на концерте в Степногорске, в лагере для заключенных строгого режима. Я приехала туда совсем девочкой с тем самым Ансамблем комедии и водевиля. И мне доверили провести концерт: я должна была выйти, сказать, какой спектакль будет показан, какие артисты в нем заняты, и уйти на фиг, после чего заняться своим основным делом — гладить занавеску… Перед выступлением всех повели к начальнику лагеря, где нас долго и обстоятельно инструктировали. Нам сказали, что никаких колющих и режущих предметов с собой у нас быть не должно, потому что в лагере находятся убийцы, рецидивисты, получившие самые большие сроки. Что даже в туалет ни в коем случае нельзя ходить поодиночке, особенно женщинам, поскольку «вы же понимаете, здесь изголодавшиеся мужчины, и если поймают, мало не покажется: надругаются, убьют и утопят…» И еще: ни в коем случае нельзя к ним обращаться «дорогие друзья» или «товарищи» — пусть и со сцены, потому что никакие они нам не товарищи, тем более не дорогие. Одним словом, напугали нас дальше некуда­…

Из кабинета к месту выступления мы шли сквозь строй заключенных. Они стояли, одетые в одинаковые лагерные фуфайки, и молча смотрели на нас. Ужасный ужас! А я ведь самая молодая из ансамбля: мне всего 17, вслед за мной по старшинству шла 42-­летняя Катя Губарь, а остальным актерам и вовсе за 60. И вот иду мимо зеков и вдруг прямо перед собой вижу на стене концертную афишу, на которой крупными буквами написано название нашей программы: «Нам с вами по пути!» От смеха со мной случилась просто истерика.

Сцены как таковой не было — ее сколотили из столов. И когда я вышла в коротеньком платьице, все эти дядьки, сидевшие прямо под этой импровизированной сценой, стали с неподдельным интересом заглядывать мне под юбку. А в конце принесли букет полевых цветов и вручили только мне одной. После чего в коллективе был скандал: какое право я имела взять цветы?! Я обязана была тут же отдать их заслуженным артистам. Я, конечно, извинилась, но все равно посчитала это своим первым настоящим успехом. Тот букет памятен мне до сих пор.

— Только он и запомнился?

— Нет, было еще два. Правда, они не связаны со сценой. Когда я оканчивала школу, на меня вдруг обратил внимание симпатичный го­лубоглазый мальчик — студент геологоразведочного института. Однажды он уехал в экспедицию. И вот в один дождливый майский день я вошла во двор и вижу вынырнувшего откуда-то Егора — в резиновой плащ-палатке, в огромных сапогах, с большущей охапкой сирени и тюльпанов. И всю эту охапку он бросил на меня. Представляете: море цветов, брызги! Настолько красиво бывает только в кино. Или во сне… Так он сделал мне предложение. Но поскольку я была школьницей, мама пришла в ужас, и вскоре наши дороги разошлись.

А много позже за мной ухаживал один телережиссер — несмотря на то что я уже была мамой пятилетней дочки. Как-то утром выхожу с Машкой из квартиры и на пороге вижу гигантский букет свежайших, еще с капельками росы на лепестках, роз — как потом выяснилось, их было сто. Я прямо остолбенела. В это время из двери рядом выглянула соседка. Увидев мизансцену, воскликнула: «Ух ты, сколько роз! Что делать с ними будешь?» Я растерялась: «Не знаю, поищу вазы, банки». Она быстренько сориентировалась: «Дура, что ли? Пойдем на рынок — продадим…» (Смеется.) Потом Слава рассказал, что надыбал эти розы в каком-то подмосковном совхозе: убедил сотрудников, что едет встречать Мирей Матье, которая действительно в тот день приезжала в Москву. Ему поверили и срезали самые лучшие бутоны… Вот только Юра, муж мой, был недоволен, хотя виду, конечно, не показывал.

— Юрий Леонидович был вторым вашим мужем­?

— Да. Сначала я вышла замуж за Виктора Новикова — мы работали в Кировоградской филармонии. Прожили в браке восемь лет. Он музыкант-барабанщик, долгое время вместе тряслись по ухабам в автобусах, мотаясь по городам и весям нашей необъятной родины. Поженились втайне от моих родителей. Когда они узнали, были в шоке: дочь вышла без свадьбы?! как после такого смотреть людям в глаза! Но окончательно папу добила му­зыкальная специальность моего мужа. «Ну я понимаю, скрипка, — удивлялся он, — на ней можно сыграть сольный концерт. Но что можно сыграть на барабанах?!» Невысокий, тщедушный Витька вначале не пришелся отцу по душе. Он заклеймил моего супруга «мужчинкой». Хотя потом они подружились. «Витя хороший парень, — говорил папа. — Мне есть с кем выпить рюмку». Жаль только, что, выпивая, Витька терял голову.

Чтобы получить работу в Киеве, Виктору нужна была прописка, и я умолила родителей прописать его у нас, хотя папа сопротивлялся: «Ну да, я его пропишу, а потом он выселит нас всех!» И, между прочим, оказался прав. Как только я от мужа ушла, Витька стал водить в дом к моим родителям каких-то баб и требовать свою часть жилплощади. В итоге я вынуждена была построить ему кооперативную квартиру. На память о первом замужестве у меня осталась только фамилия, сменившая мою девичью — Герцер. Когда выходила замуж за Зерчанинова, меня уже знали, и мы с Юрой решили, что я останусь Новиковой.

В Юре, который был старше меня на много лет, папа сразу увидел человека незаурядного и относился к нему уважительно. После первой встречи не преминул, однако, меня подколоть: «Поздравляю, дочка, ты наконец нашла себе дедушку…» А я и сама перед Юрой трепетала и смотрела на него снизу вверх. Это же он открыл мне Москву, ввел меня в круг своих друзей — известных актеров, режиссеров, писателей, художников… Я чувствовала дистанцию и долго не могла обратиться к нему на ты. У нас уже Машка родилась, а я все продолжала: «Вы, Юрий Леонидович…»

Конечно, мое появление изменило привычную Юрину жизнь. Я мешала ему проводить время так, как он — холостяк — привык. Он вынужден был внедрять меня в круг своего общения. Его ближайшим другом был Петр Фоменко. Как-то Юра говорит мне: «Петюня собирается снимать «Анну Каренину» и хочет посмотреть тебя на роль Китти. На катке — поскольку именно там состоялась первая встреча Китти с Левиным». Я потеряла дар речи. Китти — это же моя мечта! Но во что же одеться?! Эврика! Я только что купила коричневое пальтишко, отороченное внизу каракулем. Ночью сажусь за работу: отрезаю кусок пальто, в итоге выходит некая шубейка-душегрейка, к низу которой пришиваю отрезанный мех. Из остатка меха делаю муфточку.

Приехала на каток в Лужники, и только в этот момент осознала, что никогда в жизни не стояла на коньках. Ребята берут для меня напрокат коньки, встаю на них, иду по прорезиненной дорожке, ведущей к катку. Дорожка заканчивается, и… я оказываюсь на льду на четвереньках. Пытаюсь подняться, снова падаю. (Смеется.) В общем, единственным, что я смогла продемонстрировать режиссеру, оказалась попа. Переглянувшись, они меня подняли, закинули на скамейку, и мне оставалось только наблюдать за тем, как они вдвоем гарцуют. Потом выяснилось, что «Анну Каренину» Петя действительно готовился снимать, но там что-то сорвалось, о чем всем было прекрасно известно, и позвали они меня только по одной причине: мужчинам хотелось произвести на меня впечатление.

Юрка вообще был горазд на такие штуки. Образованнейший человек, эрудит, но при этом неисправимый хохмач и выдумщик. И до последних дней бесшабашный. Ни за что не хотел выглядеть передо мной слабым. В клинике ему ставят диагноз «микроинсульт». Врач говорит: «Надо оперировать». А Юра в ответ: «Это невозможно, я должен сдать материал в номер». Я умоляю: «Юра, это же необходимо, тебе станет легче». Но он орет: «Дура, я здоров!» Врачам: «Не слушайте вы ее!» (Задумчиво.) Что говорить, не хватает мне его, очень не хватает…

— Клара, с детьми, с внуками ладите?

— Они самостоятельные, живут своей семьей. Любят подарки, ждут их, и я с удовольствием их делаю. Маленький Андрюшка, конечно, прелесть — радуется всему, что я принесу. Старший, Левка, уже перешел в 10-й класс. Поскольку он мой первый внук, обожаю его безумно. Мне кажется, это я его родила. У него уже рост под два метра и 46-й размер обуви, а я все пылинки с него сдуваю. А Анечке только что исполнилось 12 лет. Мне так приятно, что ей всегда нравятся вещи, которые я дарю. Наверное, я понимаю ее стиль. Что еще радует? Маша, дочь, ко мне прислушивается, хотя виду не показывает. Но я чувствую: ей не безразлично то, что говорю. Особенно по части профессии, когда мы вместе бываем в теат­ре. Маша ведь театральный критик. Смотрит спектакли, пишет о них, и мне нравится: кстати, очень похоже на то, как писал Юра. Ее муж, Борис, филолог, занимается наукой, преподает античную литературу и древнегреческий язык. К сожалению, эти профессии неденежные, но зато приносят удовлетворение — и дети счастливы. А я счастлива за них.

Обожаю, когда мы собираемся семьей: все садятся за стол, уставленный разными вкусностями, которые я с удовольствием готовлю для таких случаев. Вот только для меня важно, чтобы это было оценено. Ничего не могу с собой поделать — мне очень хочется, как на сцене, получать аплодисменты. Все надеюсь услышать: «Ой, как вкусно! Как замечательно ты все организовала!» Не дождавшись, сама начинаю приставать: «Ну как?» — «Нормально». — «Чего нормально-то?» — «Да все, мам». Вот и все аплодисменты.

Маша говорит: «Тебе из всего надо устроить праздник!» Но мне действительно кажется, что жизнь — это праздник, она не должна состоять только из будней. Умом-то я понимаю, что они хотят жить по-своему, но сердцем… Один знакомый сказал: «Отлучи уже от груди. Дочь взрослая, ей не нужно твое молоко». Но у меня не получается отлучить… Порой обижаюсь, чувствую себя одинокой. Знаете, что такое одиночество с моей точки зрения? Это когда куда-то улетаешь, тебя никто не спросит: «Как долетела?», и когда возвращаешься, никто не поинтересуется: «Ты приземлилась?» Они просто забывают — привыкли, что я все время в полете. А я и вправду в полете.

Иногда думаю: «И чего я все суечусь? Может, хватит, пора уже приземлиться? Во всех смыслах». Но как только возникает такое настроение, подбегаю к шкафу, смотрю на себя в зеркало и… говорю себе: «С ума сошла — приземлиться?! А ну-ка, в полет!» И давай примерять костюмчики, шляпки, украшения. Так завожусь от этого! Мне кажется, что для женщины игра — кокетство, улыбка — нормальное состояние. Не понимаю, когда слышу: «Я выскочила из дома, даже не успела накраситься». Как?! Да лучше не поесть. Что значит не успела?! Не захотела — это другое дело.

Когда-то давно я лежала в больнице в компании женщин после серьезных операций. Представьте, нам не разрешали приходить на перевязку непричесанными и без макияжа. Проще говоря, не позволяли опуститься. И я убеждена: женщина всегда должна быть в порядке. (Улыбается.) Даже если у нее не все в порядке.

Семья: дочь — Мария (36 лет), театральный критик; зять — Борис, филолог; внуки — Лев (16 лет), Анна (12 лет), Андрей (4 года)

Образование: окончила Киевскую студию эстрадно-циркового искусства, потом ГИТИС

Карьера: лауреат V Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1974). Вместе с Михаилом Жванецким и Романом Карцевым работает в Московском театре миниатюр. Играет в Театре на Малой Бронной. Народная артистка России.