Статуя Зевса в Олимпии – это единственное из 7 чудес света, располагавшееся в Европе. Сегодня на территории, где находился храм Зевса Олимпийского, создан археологический музей.

Вконтакте

Одноклассники

Храм Зевса, Олимпия (Sarah Murray) Руины храма Зевса, Олимпия (Roy L) Храма Зевса в Олимпии (Ronny Siegel) Развалины храма Зевса в Олимпии (DAVID HOLT) Сстолбы храма Зевса, упавшие после землетрясения в V веке (Davida De La Harpe) Храма Зевса (Sarah Murray) Sarah Murray Внутри музея (Sarah Murray) Внутри музея (Sarah Murray) Davida De La Harpe Institute for the Study of the Ancient World Sarah Murray

Олимпия – небольшой греческий городок, а скорее даже деревня, расположенная на Пелопонесском полуострове, в 150 км. западнее Афин. Это своеобразный центр обслуживания археологического участка и музейных комплексов. А еще пару веков тому назад Олимпия являлась главным религиозным и культурным центром Эллады. Современный же город мало чем привлекателен, а вот его история и археологические памятники ежегодно притягивают к себе тысячи туристов.

Древня Эллада – колыбель европейской цивилизации. Здесь зародились науки, демократия, культура и искусства. Именно здесь, на Пелопоннесском полуострове в Олимпии, когда-то находилось четвертое чудо света – статуя Зевса Олимпийского. Примерная дата создания «чуда» – V в. до н.э. Автор – величайший скульптор древнего мира Фидий.

Олимпия в эллинскую эпоху во многом уступала величию Афин, но именно она являлась центром религиозной жизни Эллады и родиной античных игр. Олимпийские игры, имевшие многовековую историю, неизменно посвящались верховному богу Олимпа – Зевсу.

В 410 г. до н.э. «Стаж» олимпийских соревнований, проводимых в честь Зевса, уже перевалил трехсотлетний рубеж, а на всей Аттике еще не было возведено ни одного значимого храма, где бы возносились почести главному божеству Эллады. Дабы избежать гнева небесного владыки, был объявлен сбор пожертвований для строительства святилища.

О том, какую роль играл Зевс в Олимпии, говорит тот факт, что олимпийцы не поскупились для любимого бога: выстроенный в кратчайшие сроки храм впечатлял своим величием и богатством. При его строительстве был использован самые дорогие материалы – мрамор и ракушечник.

Размеры сооружения были под стать величию Зевса: общая площадь храма составляла 1728 кв. м., высота достигала 10,6 м. Автором проекта стал архитектор Либон.

Над отделкой и внутренним убранством святилища трудились лучшие мастера эпохи: внешние стены были украшены барельефами, изображавшими 12 подвигов Геракла, интерьер был украшен мозаикой и изобиловал золотом.

Храма Зевса в Олимпии (Ronny Siegel)

Храм Зевса в Олимпии: создание святыни

Храм Зевса в Олимпии являлся одной их самых значимых святынь древней Эллады.

Строение было возведено в 471 – 456 гг. до н.э. и приурочено победе над персами, в ходе которой были добыты немалые трофеи. Именно они и пошли на строительство храма. Также посильное участие в возведении святилища любимому божеству приняли и обычные граждане Олимпии, пожертвовавшие свои личные средства.

Руины храма Зевса, Олимпия (Sarah Murray)

Автор проекта – архитектор элейец Либон. Строение, по признанию ряда историков, относится к раннекласическим храмам дорического стиля. Это было самое большое дорическое строение на все Пелопоннесе, и именно оно является классическим образом общегреческого стиля.

Храм представлял собой строение из 6 колонн поставленных по ширине и 13 по длине основания.

Главным строительным материалом был мрамор и ракушечник. Строение достигало 22 м. в высоту, а в основании представляло собой правильный прямоугольник 27×64 м.

Фронтоны храма были декорированы групповыми скульптурными композициями. Так вход в святилище – целлу, украшали фризы с метопами, изображавшими 12 подвигов любимого греческого героя – Геракла.

Храма Зевса (Sarah Murray)

Западная часть была посвящена битве лапифов с кентаврами (автор – афинский скульптор Алкамен), восточная сторона повествовала о подготовке к состязаниям на колесницах Пелопса, от которого и пошло название полуострова Пелопоннес, и Эномая (автор – меидский мастер Пеоний).

Однако, в первую очередь, Храм Зевса Олимпийского был известен не своим архитектурным обликом, а ее «властителем» – статуей бога-Громовержца, работы известного афинского мастера Фидия. Скульптуру еще называют Седьмым чудом древнего мира.

История святилища была недолгой. В 406 г. н.э. оно было уничтожено по приказу византийского правителя Феодосия II, боровшегося с языческими культами. А в 522 и 551 годах, во время сильных землетрясений, Храм Зевса в Олимпии был окончательно утрачен.

Статуя Зевса Олимпийского: автор скульптуры

Храм для Зевса в Олимпии был выстроен за десять лет, но не во время его возведения, ни несколько лет спустя он так и не обрел своего «хозяина» – греки долго определяли мастера, достойного воплотить образ бога в статуе.

В конце концов, выбор пал на Фидия, известного творца из Афин, воплотившего в камне почти весь пантеон богов, в том числе и знаменитую Афину Парфенос для Парфенона.

Статуя Юпитера - древнеримского бога громовержца. Эрмитаж,
Санкт-Петербург

Фидий подошел к делу обстоятельно – он потребовал выстроить возле святилища мастерскую, которая по своим габаритам была схожа с храмом, затребовал самые лучшие образцы слоновой кости и 200 кг. золота.

В работе ему помоги его ученик Колот и брат Панен, вызванные из Афин. Скульптура верховного бога, как и большинство работ мастера, была исполнена в хрисоэлефантинной технике – в основе лежал деревянный каркас, который был покрыт тончайшими пластинками кости слона и золота.

Вся работа велась в строжайшей секретности. Скульптор прятал статую Зевса от посторонних глаз за занавесом, из-за чего простые обыватели решили, что сам бог спускается позировать мастеру.

Результат был ошеломляющий. Перед зрителями явился олимпийский владыка, восседавший на троне. Он был облачен в золотые одежды, руки его держали скипетр с орлом и символ победы – крылатую богиню Нику. Чело было увенчано венцом из листьев золотой оливы. Основание трона было украшено изображениями богов и мифологическими сюжетами.

Высота скульптурной композиции составила, по различным источникам от 12 до 17 м. У каждого входящего в святилище создавалось впечатление, что Зевс, если он захочет встать, сможет снести крышу храма.

Для дополнительного эффекта одушевленности статуи, Фидий велел расположить у ног Зевса бассейн с водой, покрытый тончайшей пленкой масла. Блики света, отражавшиеся от маслянистой воды, озаряли свечением голову и плечи гиганта. В результате оптического обмана, люди верили, что от памятника исходит божья благодать.

Так статуя Зевса в Олимпии стала местом паломничества – каждый стремился узреть бога воочию.

Судьба шедевра

Статуя Зевса в Олимпии была открыта для общественности в 435 г. до н.э., но до наших дней памятник не сохранился. Скульптурная композиция несколько раз подвергалась разрушениям.

Вид на руины храма Зевса, Олимпия (Roy L)

Первые серьезные повреждения были получены во время землетрясения, произошедшего во II в. до н.э. Реставрация была поручена скульптору Димофонту из Мессен.

Благодаря тому, что скульптура была выполнена в хрисоэлефантинной технике, удалось довольно быстро привести ее в порядок, заменив несколько испорченных пластин.

Существуют сведения, что дальнейшей целостности шедевра грозила прихоть римского императора Калигулы, возжелавшего насадить на плечи греческого бога лицо одного из римских божеств, и таким образом, попрать религиозные чувства угнетенного народа.

Есть также сведения, что памятник Зевсу в Олимпии был существенно испорчен во время гражданской смуты во II в. н.э.

Study of the Ancient World

Окончательная гибель памятника началась в 391 г. н.э. Римляне, утвердившие в качестве официальной религии христианство, поспешили закрыть все бастионы язычества на подвластной им греческой территории.

Со статуи Зевса были сняты все золотые детали, а сама она постепенно разрушалась. Последние сведения о статуе датируются V в.

Согласно ряду источников, из Олимпии скульптура Зевса была перевезена в Константинополь, где была утеряна во время пожара. По другой версии – статуя оставалась на греческой земле и сгорела вместе с храмом.

Судьба Фидия — автора статуи Зевса Олимпийского

Плачевной оказалась и судьба мастера, подарившего миру одно из чудес света. Согласно ряду сведений, Фидий так и не вернулся в Афины.

Он был обвинен в растрате золота, предназначавшего для статуи Зевса. Однако мастер быстро доказал свою невиновность, сняв все золотые элементы со скульптуры и взвесив их. Вскоре его вновь обвинили, на сей раз в непочтительности к богам, в том числе и к верховному олимпийскому богу Зевсу, и бросили в темницу.

Существует и версия того, что Фидий, спустя 6-7 лет после возведения статуи, был забыт обществом, влачил нищенское существование и умер вдали от родных Афин.

Современность: археологический музей

Статуя Зевса в Олимпии – это единственное из семи чудес света, располагавшееся на материковой части Европы. Вплоть до конца XIX в. о существовании скульптуры было известно лишь из описаний древнегреческих историков.

Ученые со всего света долгое время пытались отыскать материальные свидетельства существования рукотворного чуда, и лишь в 1857 г. были найдены останки святилища олимпийского бога.

Внутри музея (Sarah Murray)

В 1954 – 1958 гг. неподалеку от храма возобновились археологические раскопки, в результате которых удалось обнаружить мастерскую афинского мастера и его инструменты, с помощью которых он обрабатывал слоновую кость и золото.

Здесь же была найдена чаша с надписью – «Я принадлежу Фидию».

Сегодня на территории, где некогда восседала статуя Зевса Олимпийского, расположился археологический музей. В нем собраны редчайшие экспонаты, когда-то находившиеся в храме – 3-х метровые фигуры с фронтонов храма, элементы мозаики, части скульптур других божеств, сохранившиеся работы Фидия и др.

В музее представлено и художественное полотно, на котором изображена статуя громовержца – утерянное чудо света. Картина является своеобразной творческой реконструкцией скульптуры, в основу которой были положены описания древнегреческих историков и сама статуя Зевса в Олимпии – уменьшенная мраморная копия работы неизвестного автора I в. н.э., находящаяся в Эрмитаже.

Трехметровый мраморный Зевс Олимпийский был найден во время археологических раскопок в Риме и продан в конце XIX в. разорившимся итальянским коллекционером русскому музею. Многие ученые предполагают, что копия утерянного чуда света очень точно воспроизводит оригинал.

Статуя Зевса в Олимпии была создана греческим скульптором Фидием в 432 году до нашей эры на территории нынешней Греции. Место это было выбрано не случайно — именно в Олимпии, в храме Зевса ежегодно проводились Олимпийские игры

Статуя считается одним из семи древних чудес света, что не удивительно, ведь ее история и масштабы уникальны. Именно об истории строительства мы и расскажем подробнее. Спустя 300 после начала ежегодного проведения Олимпийских игр, крайне популярных у греков, было принято решение построить величественный храм в честь покровителя Олимпии — бога Зевса. Как всегда в таких случаях, был начат сбор средств для строительства

Создание храма

Уже более 300 лет проводились Олимпийские игры. Они были очень популярны среди народа. Проводились они в честь бога Зевса. Но в Греции до сих пор не было возведено главного храма в честь Зевса. В 456 г. до н. э. в Греции начали собирать пожертвования на строительство этого храма. Строительство храма началось в 466 г. до н. э. и закончилось в 470 г. до н. э. Руководил строительством архитектор Либон, сведения о котором до нас не дошли.

Естественно, храм должен был соответствовать тем масштабам и размаху, с которым проводились игры. Согласно преданиям и легендам, он был великолепен, превзойдя все ожидания жителей Олимпии. Основным материалом для строительства храма был избран мрамор, окружали его 34 мощные колонны по 10 метров в высоту и более 2х метров в ширину. Внутри храм был декорирован огромными плитами с изображениями 12-ти подвигов Геракла. Высота массивных входных дверей составляла 10 метров.

На строительство храма Зевса ушло более 10 лет. Но был один недостаток — в храме не было достойной статуи Зевса. Было принято решение этот недостаток исправить. поручив создание статуи Зевса знаменитому скульптору Фидию

По преданиям, храм был великолепен. Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора. Его окружали 34 массивные колонны из ракушечника. Каждая была высотой в 10,5 метров и толщиной более 2 метров. Площадь храма составляла 64×27 м. На наружных стенах храма располагались плиты с барельефами, с изображениями 12 подвигов Геракла. Бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в культовое помещение храма.

Специально для сооружения статуи была построена мастерская в 80 метрах от храма, идеально соответствовавшая размеру храма. Работа велась очень тщательно и скрыто от посторонних глаз. Тело бога создавалось из слоновой кости, и украшено драгоценными камнями и 200 килограммами чистого золота. Благодаря особой розовой слоновой кости тело Зевса казалось живым и выглядело очень реалистично

Из золота были сделаны: накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы — Ника, которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Рельефы трона прославляли, в первую очередь, самого Зевса. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены: кентавры, лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу». Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.

«Бог сидит на троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У нее на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица — орел. Обувь бога и верхняя одежда — также из золота, а на одежде — изображения разных животных и полевых лилий»

Зевс Громовержец был главным богом у древних греков. Вместе с женой Герой и детьми он, по преданию, жил на вершине Олимпа — самой высокой горы на Балканах, расположенной в Северной Греции. Отсюда и наименование классических богов древней Греции — «олимпийские». Вслед за горой Олимп наименование Олимпия получил и город на полуострове Пелопоннес, где в античности проводились спортивные состязания. Греки считали, что сам Зевс завещал им состязаться в силе, быстроте и ловкости. Сначала в играх участвовали только жители Элиды, но очень скоро слава об Олимпийских играх облетела всю Грецию, и сюда стали приезжать воины. Но вооруженных людей не подпускали к Олимпии, объясняя им, что побеждать нужно силой и ловкостью, а не железом.

На время Олимпийских игр в Греции прекращались войны.

В V в. до н. э. жители Олимпии решили, что незачем Зевсу взирать на состязания с вершины горы, а хорошо бы ему переехать поближе к спортивной столице. Поэтому они воздвигли на площади города храм в честь Громовержца. Здание получилось большим и красивым. В длину оно достигало — 64, в ширину — 28, а внутри высота, от пола до потолка, равнялась — 20 метрам! Сами греки не считали эту постройку выдающейся: в их стране было много и других красивых зданий. Зато нигде не было такой статуи Зевса, как в Олимпийском храме! Знаменитый скульптор Фидий вырезал фигуру бога из дерева и обложил его плитами из розовой слоновой кости, и потому тело казалось живым. Громовержец сидел на огромном позолоченном троне. В одной руке он держал символ власти — скипетр с орлом; на раскрытой ладони другой руки стояла статуэтка Ники, богини Победы.
По преданию, когда Фидий закончил свою работу, он спросил: «Ты доволен, Зевс?». В ответ раздался удар грома, и пол перед троном треснул.

Семь столетий Зевс, доброжелательно улыбаясь, наблюдал за спортсменами, пока во II в. н. э. не случилось мощное землетрясение, сильно повредившее статую. Но игры в Олимпии все равно продолжались: спортсмены верили, что им помогает если не храмовая статуя, то сам бог, восседающий на вершине горы. Конец спортивным состязаниям положил в 394 г. христианский император Феодосий I, запретивший за два года до этого все языческие культы.
После запрета Олимпийских игр воры обдирали статую Зевса, похищая золото и слоновую кость. Все, что осталось от знаменитой скульптуры Фидия, вывезли из Греции в город Константинополь, но там деревянная скульптура сгорела во время сильного пожара. Так погибло третье чудо света, но основанные, согласно легенде, Громовержцем Олимпийские игры были восстановлены в конце XIX века и сейчас собирают атлетов уже со всего мира, готовых померяться силой в самых разных видах спорта.

В 435 г. до н. э. состоялось торжественное открытие статуи. На Зевса пришли посмотреть самые влиятельные люди Греции. Они были поражены увиденным. Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Сам Фидий ушел в глубину храма и оттуда наблюдал за восторженной публикой. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн. Поверх воды в нём наливалось оливковое масло: поток света из дверей падает на тёмную маслянистую поверхность, и отраженные лучи устремляются вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льётся от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес, для того, чтобы позировать Фидию. Судьба самого Фидия до сих пор осталась неизвестной. По одной версии он, спустя 3 года, был осужден и брошен в тюрьму, где и умер вскоре. По другой версии он прожил ещё 6-7 лет, став на старости лет изгоем, и умер в забвении.

Более семи столетий величественно восседал Зевс в своем храме, пока не был сильно поврежден землетрясением во 2м веке нашей эры. Тем не менее, Олимпийские игры продолжались, пока в 394 году не были запрещены императором Феодосием I, посчитавшим их языческим культом. После этого начался постепенный упадок как храма, так и самой статуи Зевса. Воры отдирали золото, драгоценные камни и даже слоновую кость. В попытке спасти статую, ее вывезли в Константинополь, где она и сгорела во время сильного пожара

Около 40 г н. э. римский император Калигула захотел перенести статую Зевса к себе в Рим. За ней были посланы рабочие. Но, по легенде, статуя расхохоталась, и рабочие в ужасе разбежались. Статуя пострадала после землетрясения во II веке до н. э., затем была отреставрирована скульптором Димофонтом. В 391 г н. э. римляне, после принятия христианства, закрыли греческие храмы. Император Феодосий I, утверждавший христианство, запретил Олимпийские игры как часть языческого культа. Наконец от храма Зевса Олимпийского осталось только основание, некоторые колонны и скульптуры. Последнее упоминание о ней относится к 1363 г. н. э. В начале V века н. э. статую Зевса перевезли в Константинополь. Статуя сгорела при пожаре храма 425 г. н. э. или в пожаре в Константинополе в 476 г. н. э.

Самое большое открытие наших дней, связанное с Храмом Зевса, было сделано в 1954 году. Во время раскопок была обнаружена вышеупомянутая мастерская Фидия, где он создавал статую. Было найдено множество инструментов, и личных вещей скульптора, что позволило ученым частично воссоздать процесс строительства третьего чуда света и его дату

В завершении стоит добавить, что Мемориал Линкольна в Вашингтоне сделан по похожему проекту, и повторяет Храм Зевса, за исключением того, что статуя бога богов была в несколько раз больше статуи президента. Вы можете увидеть сходство сами.

Статуя Зевса в Олимпии была создана греческим скульптором Фидием в 432 году до нашей эры на территории нынешней Греции. Место это было выбрано не случайно - именно в Олимпии, в храме Зевса ежегодно проводились Олимпийские игры

Естественно, храм должен был соответствовать тем масштабам и размаху, с которым проводились игры. Согласно преданиям и легендам, он был великолепен, превзойдя все ожидания жителей Олимпии. Основным материалом для строительства храма был избран мрамор, окружали его 34 мощные колонны по 10 метров в высоту и более 2х метров в ширину. Внутри храм был декорирован огромными плитами с изображениями 12-ти подвигов Геракла. Высота массивных входных дверей составляла 10 метров. На строительство храма Зевса ушло более 10 лет. Но был один недостаток - в храме не было достойной статуи Зевса. Было принято решение этот недостаток исправить. поручив создание статуи Зевса знаменитому скульптору Фидию

Специально для сооружения статуи была построена мастерская в 80 метрах от храма, идеально соответствовавшая размеру храма. Работа велась очень тщательно и скрыто от посторонних глаз. Тело бога создавалось из слоновой кости, и украшено драгоценными камнями и 200 килограммами чистого золота. Благодаря особой розовой слоновой кости тело Зевса казалось живым и выглядело очень реалистично

Часть тела громовержца была покрыта накидкой, украшенной золотом, а в левой руке он держал скипетр с орлом, украшенный драгоценными камнями. Основание статуи составляло 6 метров в длину и метр в высоту. Общая высота статуи - 17 метров. Открытие статуи стало значимым событием в жизни Олимпии, присутствовали самые влиятельные люди Греции. Скульптура выглядела величественно. будто бы бог лично спустился с небес и сидел перед восторженными людьми. Перед монументом был вырыт специальный басеин, где поверх воды было налито оливковое масло, особым образом отражая солнечные лучи

Более семи столетий величественно восседал Зевс в своем храме, пока не был сильно поврежден землетрясением во 2м веке нашей эры. Тем не менее, Олимпийские игры продолжались, пока в 394 году не были запрещены императором Феодосием I, посчитавшим их языческим культом. После этого начался постепенный упадок как храма, так и самой статуи Зевса. Воры отдирали золото, драгоценные камни и даже слоновую кость. В попытке спасти статую, ее вывезли в Константинополь, где она и сгорела во время сильного пожара

Самое большое открытие наших дней, связанное с Храмом Зевса, было сделано в 1954 году. Во время раскопок была обнаружена вышеупомянутая мастерская Фидия, где он создавал статую. Было найдено множество инструментов, и личных вещей скульптора, что позволило ученым частично воссоздать процесс строительства третьего чуда света и его дату


Вам наверняка будет интересно прочитать и о других древних чудесах света, например о Висячих садах Семирамиды , Колоссе Родосском или о мавзолее в Галикарнасе . В завершении стоит добавить, что Мемориал Линкольна в Вашингтоне сделан по похожему проекту, и повторяет Храм Зевса, за исключением того, что статуя бога богов была в несколько раз больше статуи президента. Вы можете увидеть сходство сами:


Из нижеследующего десятиминутного видео можно также узнать о многих интересных фактах из истории величественной статуи. Учите английский язык:)

Колоссальная богатейшая статуя бога грома и молний, созданная греками еще в V веке до н. э.

В 470 году до н. э. греки организовали сбор пожертвований на строительство храма в честь Зевса. Бог грома и молний почитался в Древней Греции как владелец всего мира.

В его честь в Олимпии уже около 300 лет проводились игры, названные по имени города олимпийскими, но в стране не было храма, посвященного Зевсу.

Кроме того, люди верили, что бог наблюдает за олимпийскими состязаниями с вершины горы Олимп, и считали, что оттуда ему это делать неудобно - необходимо было устроить для Зевса “резиденцию” внизу, на земле.

На собранные средства в 466 году до н. э. началось строительство.

Храм возвели целиком из мрамора.

Здание окружали 34 монументальные колонны из ракушечника (известняк, состоящий из целых или раздробленных раковин моллюсков.).

Высота их была около 10 метров, а диаметр - 2 метра.

Размеры храма - 27 на 64 метра.

Снаружи стены украшали барельефы со сценами 12 подвигов Геракла.

Строительство здания продолжалось 10 лет. Затем в Олимпию для работы над статуей был приглашен знаменитый афинский скульптор Фидий.

Он распорядился соорудить ему недалеко от храма мастерскую, полностью соответствующую размерами самому святилищу. Это было выполнено, и Фидий принялся за работу.

Известно, что у него было два помощника, которые, однако, не участвовали в создании монумента, а лишь помогали мастеру с материалами и решением бытовых вопросов.

Фигура громовержца

Особое место в храме отводилось для самого божества.


Статуя Зевса Олимпийского и интерьер храма Зевса в Олимпии. Скульптор Фидий. V в. до н. э.

Статуя появилась здесь несколько позднее. Фигура громовержца была выполнена из слоновой кости, драгоценных камней и дерева. Накидка, закрывающая часть тела Зевса, венок на его голове, скипетр, который он держал в левой руке, и фигура богини победы Ники в его правой руке были покрыты золотом.

Зевс Олимпийский восседал на троне, а ноги его покоились на специальной скамеечке, которую поддерживали две фигуры львов.

На троне были изображены кентавры, сцены подвигов Геракла и Тесея, битвы греков с амазонками, а также фигуры танцующей Ники.

Общая высота монумента, включая метровое основание, равнялась, по разным источникам, от 12 до 17 метров.

Статую торжественно открыли в 435 году до н. э.

Люди были искренне поражены и восхищены увиденным: глаза бога сверкали и как будто рождали молнии. Вся фигура его светилась божественным светом, а поза была столь естественной, что, казалось, божество готово встать с трона навстречу идущим к нему людям.

Сам Фидий, по преданию, скрылся в глубине храма, чтобы незамеченным наблюдать оттуда за реакцией зрителей на его творение.

Эффект сверкания глаз Зевса

Чтобы создать эффект сверкания глаз Зевса и свечения его фигуры, гениальный архитектор расположил перед статуей бассейн. Вместе с водой в него наливалось оливковое масло, которое, создавая пленку на поверхности воды, отражало падающие из дверей лучи солнца и направляло их на изваяние Зевса, а волнение воды под слоем масла создавало блики, игру этих лучей.

Как исчез Зевс Олимпийский

Зевс Олимпийский семь веков восхищал приходящих в его храм. Во II веке произошло землетрясение, от которого статуя сильно пострадала.


Однако культ Зевса не ослабевал, а олимпийские игры в его честь продолжались до IV века, вплоть до того времени, когда языческие действа были запрещены императором Феодосием I.

Богатства статуи были разграблены. а сам монумент вывезли в Константинополь, где он, по основной современной версии, сгорел в пожаре.

Статуя Зевса Олимпийского - работа Фидия. Выдающееся произведение античной скульптуры, одно из бывших семи чудес света. Находилась в храме Зевса Олимпийского, в Олимпии - городе в области Элида, на северо-западе полуострова Пелопоннес, где с 776 г. до н. э. по 394 г. н. э. каждые четыре года проводились Олимпийские игры - состязания греческих, а затем и римских спортсменов. Греки считали несчастными тех, кто не видел статую Зевса в храме.

Создание храма

Уже более 300 лет проводились Олимпийские игры. Они были очень популярны среди народа. Проводились они в честь бога Зевса. Но в Греции до сих пор не было возведено главного храма в честь Зевса. В 470 г. до н. э. в Греции начали собирать пожертвования на строительство этого храма. Строительство храма началось в 470 г. до н. э. и закончилось в 456 г. до н. э. Руководил строительством архитектор Либон, сведения о котором до нас не дошли.

Описание храма

По преданиям, храм был великолепен. Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора. Его окружали 34 массивные колонны из ракушечника. Каждая была высотой в 10,5 метров и толщиной более 2 метров. Площадь храма составляла 64×27 м. На наружных стенах храма располагались плиты с барельефами, с изображениями 12 подвигов Геракла. Бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в культовое помещение храма. В V веке до н.э. граждане Олимпии решили построить храм Зевса. Величественное здание возводилось между 466 и 456 гг. до н.э. Оно было сооружено из огромных каменных блоков, и его окружали массивные колонны. В течение нескольких лет после окончания строительства в храме не было достойной статуи Зевса, хотя довольно скоро решили, что она необходима. В качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор.

Создание статуи

Строительство храма заняло около 10 лет. Но статуя Зевса появилась в нём не сразу. Греки решили пригласить знаменитого афинского скульптора Фидия, для создания статуи Зевса. Фидий успел к этому времени создать две знаменитые статуи Афины («Афину Промахос» и «Афину Парфенос». К сожалению, ни одно из его творений до нашего времени не сохранилось). По его приказу была построена мастерская в 80 метрах от храма. Эта мастерская точно соответствовала размеру храма. Там он, с двумя своими помощниками, которые были ему нужны только как сборщики мусора, за огромным пурпурным занавесом создал статую Бога-громовержца в хрисоэлефантинной технике. Сам Фидий был очень придирчив к материалу, который ему доставляли. Особенно он был придирчив к слоновой кости, из которой он создал тело бога. Затем под усиленной охраной в храм к ногам громовержца внесли драгоценные каменья и 200 кг чистого золота. По современным расценкам стоимость одного только золота, пошедшего на отделку статуи, составляла около 8 млн долларов.

Описание статуи

Золотом были покрыты накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы - Ника, которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Рельефы трона прославляли, в первую очередь, самого Зевса. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены кентавры, лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу». Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.

"Бог сидит на троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У нее на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица - орел. Обувь бога и верхняя одежда - также из золота, а на одежде - изображения разных животных и полевых лилий" (Павсаний. «Описание Эллады». )

Зевс Громовержец был главным богом у древних греков. Вместе с женой Герой и детьми он, по преданию, жил на вершине Олимпа - самой высокой горы на Балканах, расположенной в Северной Греции. Отсюда и наименование классических богов древней Греции - «олимпийские». Вслед за горой Олимп наименование Олимпия получил и город на полуострове Пелопоннес, где в античности проводились спортивные состязания. Греки считали, что сам Зевс завещал им состязаться в силе, быстроте и ловкости. Сначала в играх участвовали только жители Элиды, но очень скоро слава об Олимпийских играх облетела всю Грецию, и сюда стали приезжать воины. Но вооруженных людей не подпускали к Олимпии, объясняя им, что побеждать нужно силой и ловкостью, а не железом.

На время Олимпийских игр в Греции прекращались войны.

В V в. до н. э. жители Олимпии решили, что незачем Зевсу взирать на состязания с вершины горы, а хорошо бы ему переехать поближе к спортивной столице. Поэтому они воздвигли на площади города храм в честь Громовержца. Здание получилось большим и красивым. В длину оно достигало - 64, в ширину - 28, а внутри высота, от пола до потолка, равнялась - 20 метрам. Сами греки не считали эту постройку выдающейся: в их стране было много и других красивых зданий. Знаменитый скульптор Фидий вырезал фигуру бога из дерева и обложил его плитами из розовой слоновой кости, и потому тело казалось живым. Громовержец сидел на огромном позолоченном троне. В одной руке он держал символ власти - скипетр с орлом; на раскрытой ладони другой руки стояла статуэтка Ники, богини Победы.

По преданию, когда Фидий закончил свою работу, он спросил: «Ты доволен, Зевс?». В ответ раздался удар грома, и пол перед троном треснул.

Семь столетий Зевс, доброжелательно улыбаясь, наблюдал за спортсменами, пока во II в. н. э. не случилось мощное землетрясение, сильно повредившее статую. Но игры в Олимпии все равно продолжались: спортсмены верили, что им помогает если не храмовая статуя, то сам бог, восседающий на вершине горы. Конец спортивным состязаниям положил в 394 г. христианский император Феодосий I, запретивший за два года до этого все языческие культы.

После запрета Олимпийских игр воры обдирали статую Зевса, похищая золото и слоновую кость. Все, что осталось от знаменитой скульптуры Фидия, вывезли из Греции в город Константинополь, но там деревянная скульптура сгорела во время сильного пожара. Так погибло третье чудо света, но основанные, согласно легенде, Громовержцем Олимпийские игры были восстановлены в конце XIX века и сейчас собирают атлетов уже со всего мира, готовых померяться силой в самых разных видах спорта.

Открытие статуи

В 435 г. до н. э. состоялось торжественное открытие статуи. На Зевса пришли посмотреть самые влиятельные люди Греции. Они были поражены увиденным. Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Сам Фидий ушел в глубину храма и оттуда наблюдал за восторженной публикой. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн. Поверх воды в нём наливалось оливковое масло: поток света из дверей падает на тёмную маслянистую поверхность, и отраженные лучи устремляются вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льётся от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес, для того, чтобы позировать Фидию. Судьба самого Фидия до сих пор осталась неизвестной. По одной версии он, спустя 3 года, был осужден и брошен в тюрьму, где и умер вскоре. По другой версии он прожил ещё 6-7 лет, став на старости лет изгоем, и умер в забвении.

Современник писал :

«Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ,
Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?».

Судьба третьего чуда света

Около 40 г н. э. римский император Калигула захотел перенести статую Зевса к себе в Рим. За ней были посланы рабочие. Но, по легенде, статуя расхохоталась, и рабочие в ужасе разбежались. Статуя пострадала после землетрясения во II веке до н. э., затем была отреставрирована скульптором Димофонтом. В 391 г н. э. римляне, после принятия христианства, закрыли греческие храмы. Император Феодосий I, утверждавший христианство, запретил Олимпийские игры как часть языческого культа. Наконец от храма Зевса Олимпийского осталось только основание, некоторые колонны и скульптуры. Последнее упоминание о ней относится к 363 г. н. э. В начале V века н. э. статую Зевса перевезли в Константинополь. Статуя сгорела при пожаре храма 425 г. н. э. или в пожаре в Константинополе в 476 г. н. э.