Один из самых ярких представителей сюрреализма - Сальвадор Дали был не только выдающимся живописцем и графиком, но и скульптором, создающим свои творения исключительно из воска. Его сюрреализму всегда было тесно в рамках холста, и он прибегал к трехмерному изображению сложных образов, которые потом ложились в основу его живописных работ.

Коллекционер Исидр Клот, когда-то выкупивший у художника его восковые фигуры, заказал бронзовые отливки. Вскоре коллекция из оригинальных бронзовых скульптур произвела фурор в мировом искусстве. Множество скульптур Дали впоследствии были многократно увеличены в размерах и стали украшением не только музейных залов, но и площадей многих городов мира.

Музей Сальвадора Дали в Париже

В Париже на Монмартре есть целый музей, посвященный этому гениальному испанскому художнику. Величайшие произведения искусства, созданные в прошлом веке, вызывают неподдельный интерес у публики и не могут оставить равнодушными ни одного зрителя: они пробуждают либо восторг, либо негодование.


Танец Времени I.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219414890.jpg" alt="Сюрреалистическое пианино Сальвадора Дали. | Фото: dolzhenkov.ru." title="Сюрреалистическое пианино Сальвадора Дали. | Фото: dolzhenkov.ru." border="0" vspace="5">


Изысканные предметы и формы вдохновляли художника на создание множества неповторимых сюрреалистических образов. В этой скульптуре деревянные ноги рояля мастер заменил танцующими изящными женскими ножками. Этим самым он оживил инструмент и превратил его в объект наслаждения одновременно музыкой и танцем. На крышке рояля мы видим сюрреалистический образ Музы, пытающейся воспарить над реальностью.

Космический слон.


К образу слона Сальвадор Дали обращался и в живописи, о чем свидетельствует полотно "Искушение святого Антония", и неоднократно в скульптуре - "Космический слон", "Ликующий слон". Эта бронзовая скульптура изображает шествующего слона на тонких длинных ножках через космическое пространство, и несущего на себе обелиск, символизирующий технический прогресс. Мощное тело на тонких ногах, по задумке автора - не что иное, как "контраст между незыблемостью Прошлого и хрупкостью Настоящего".

Сюрреалистический Ньютон


В своем творчестве великий испанец неоднократно обращался к личности Ньютона, открывшему закон всемирного тяготения, тем самым отдавая дань уважения великому физику. Во всех скульптурах Ньютона, созданных Дали, неизменной деталью является яблоко, которое и повлекло за собой великое открытие. Две больших сквозных ниши в скульптуре символизируют забвение, так как в восприятии многих людей Ньютон – это только великое имя, которое лишено души и сердца.

Человек-птица

человека полуптицей, или птицу получеловеком". Сложно определить какая часть из этих двух доминирует, ибо человек не всегда тот, кем он проявляется. Автор хочет оставить нас в сомнении - это его игра.

Видение ангела

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/000dali-0015.jpg" alt="Женщина в огне. Автор: Сальвадор Дали. Фото: dolzhenkov.ru." title="Женщина в огне.

Навязчивость двух идей: пламя страсти и женское тело с потайными выдвижными ящичками, в которых хранятся тайны каждой женщины, у Сальвадора Дали ярко проявились в сюрреалистической скульптуре "Женщина в огне". Под пламенем художник подразумевал подсознательное страстное желание и пороки всех женщин - нынешних, прошлых и будущих, а выдвижные ящички символизируют сознательную секретную жизнь каждой из них.

Улитка и ангел

Сюрреалистический воин.

Сюрреалистический воин.
Сюрреалистический воин Дали символизирует все победы: реальные и метафизические, духовные и физические.

Дань Терпсихоре

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/000dali-0009.jpg" alt="Космическая Венера. Автор: Сальвадор Дали. | Фото: dolzhenkov.ru." title="Космическая Венера.

Эту скульптуру еще называют «красотка без головы и конечностей». В этой работе художник воспевает женщину, красота которой - временна, быстротечна и тленна. Тело Венеры разделено на две части яйцом, что создает фантастическое впечатление невесомости скульптуры. Само же яйцо выступает символом того, что внутри женщины находится целый неизведанный мир.

Лошадь под седлом времени

Образ наполнен экспрессией, вечным безостановочным движением, первородной свободой и неподвластностью человеку".

Космический носорог

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/000dali-0013.jpg" alt="Святой Георгий и Дракон.Автор: Сальвадор Дали. | Фото: dolzhenkov.ru." title="Святой Георгий и Дракон.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219416024.jpg" alt="Сюрреализм Сальвадора Дали. | Фото: dolzhenkov.ru." title="Сюрреализм Сальвадора Дали. | Фото: dolzhenkov.ru." border="0" vspace="5">


Испания. Ночная Марбелья. Скульптуры Сальвадора Дали

Десять бронзовых изваяний, созданных по восковым образцам скульптур Сальвадора Дали, расположены прямо под открытым небом на набережной Марбельи в Испании.

Я уже рассказывал о временной выставке у. Но в Париже есть и целый музей посвященный этому гениальному испанскому художнику.

Находится он на Монмартре. Я о нем узнал в отеле. В рекламном журнале был флаер по которому предоставлялась скидка на посещение.

В этом музее наиболее полная коллекция скульптур великого мастера сюрреализма

Благородство времени . Часы растекаются вокруг дерева, вечного символа жизни. На вершине часов корона, символизирующая превосходство времени над человеком. Созерцательный ангел и женщина закрывающаяся шалью смотрят. Дали показывает что время превосходительно царит над искусством и человеческой реальностью.

Профиль времени . Все люди должны смириться с течением времени.

Космический слон . Воплощает собой символ рожденный в 1946 в картине Дали под названием «Искушение святого Антония «.

Сюрреалистическое пианино (1954 — 1984) . Дали заменил банальные деревянные ножки пианино ножками танцовщиц. Оживляя инструмент, позволяя ему радоваться от возможности танцевать и играть.

Дань Ньютону

Человек-птица (1972 -1981). Дали совмещает две несовместимые части. Замещает человеческую голову головой цапли, делает человека полуптицей или птицу получеловеком. Это существо не может выделить что из двух частей доминирует. Человек не всегда тот кем он появляется. Дали хочет оставить нас в сомнении, это его игра.

Космическая Венера . Дали отдает дань уважение женщине. Красота плоти временна и со временем исчезает, но красота искусства бесконечно. Космическая Венера разделена на две половины, раскрывая яйцо. Символ жизни, возобновления, продолжения и будущего.

Святой Георгий и Дракон . Святой Георгий был покровителем всех рыцарей в средневековой Европе. Дали реконструирует знаменитую легенду про дракона в трехмерной форме. Мы видим на заднем плане женщину поднимающую руку в знак победы. Возможно художник сообщает что все воины ведутся ради женщин.

Видение ангела (1977 — 1984) Дали верит в религию, и в силу ее символизма. По его идее, единство Господа представлено большим пальцем руки, откуда возникает жизнь (ветки деревьев). Хотя человек объединен с Господом, Божественное знание является высшим.

Женщина в огне (1980) Скульптура объединяет две яркие, навязчивые идеи Дали: огонь и женские формы с выдвижными ящичками. Пламя представляет скрытую интенсивность подсознательного желания, в то время как ящички представляют тайну скрытых секретов. Эта женщина без лица представляет всех жиенщин. Для дали женская тайна это ее настоящая красота.

Улитка и ангел. Известно, что улитка была одним из наиболее навязчивых фетишей Дали. Она парадоксально соединяет в себе мягкость с твердостью (раковина). Раковина символ медленного течения времени. Ангел который хранит силы духа посещает ее и дарует неограниченную скорость.

Ангел крупным планом.

Любимая тема художника — утекающие часы.

Дань Терпсихоре , музе танца. Мы видим две сюрреалистических танцовщицы двигаются в пространстве. Танцовщица с классическими гладкими формами представляет грацию и бессознательное, другая с кубическими формами представляет хаотический ритм современной жизни. Две формы танцуют вмести в каждом.

Сюрреалистический воин (1971 — 1984) Воин, представленный Дали, символизирует все победы: реальные и метафизические, духовные и физические.

Космический носорог (1956)

Как Дали делал свои скульптуры

Рисунок становится понятным только отражаясь в цилиндре.

Также выставлено много гравюр. Не перестаю удивляться фантазии.

Серия гравюр «Поиски Грааля» (1975)

И рисунков

Серия работ «Ромео и Джульетта»

Серия работ «Моисей и монотеизм», 1974

Портрет дали в образе Джаконды

— Дали, что вы видите когда смотрите на Мону Лизу?
Образец красоты.

В общем такой он Дали…мистический, удивляющий, сюрреалистичный) О музее подробней можно найти на

«Телефон-омар» — сюрреалистическая скульптура, которую создал известный испанский живописец Сальвадор Дали (1904-1989) во второй половине 30-ых годов двадцатого века. Необыкновенная скульптура была создана совместно с другим живописцем-сюрреалистом Эдуардом Джеймсом.

Входит в цикл работ живописца называющиеся «война и Паранойя».

На данный момент скульптура находится в Галерее Тейт, Ливерпуль. Представляет собой совмещённые разноплановые вещи, каковые связаны неспециализированной идеей. В нижней части простой телефон тёмного цвета.

В верхней части — муляж омара, что создан из гипса. Суть для того чтобы совмещения, что думается сначала совсем бердовым, содержится в том, что Сальвадор Дали таковой акцией решил выразить собственный протест общему поклонению технике. Скульптура имеет приблизительно таковой подтекст:

Люди отделились от природы и сейчас отделяются друг от друга. С приходом телефонов людям кроме того не требуется видеться между собой, дабы пообщаться.

Сейчас живое общение заменяют провода и аудиокоммуникации. Не обращая внимания на то, что с приходом телефонов люди смогут общаться кроме того на громадных расстояниях, как раз телефоны и отдаляют людей друг от друга.

Совмещение омара и телефона тут может принимать самые значения и разные формы. Всё зависит от размышлений самого зрителя. Это возможно и намёк на необходимость быть ближе к природе.

Кроме этого Сальвадор Дали выразил в этом некую одноплановость двух вещей: телефон, как продукт индустриализации человека, и омар, как популярный продукт потребления. Помимо этого, омар есть афродизиаком и в данной скульптуре есть знаком сексуального жажды.

О том, что под омаром кроется некоторый сексуальный подтекст может сказать иллюстрация Сальвадора Дали, которая была создана годом ранее и именовалась «Телефон-афродизиак» (Aphrodisiac Telephone), где кроме этого вместо ручки телефона был омар.

Сам Сальвадор Дали сказал: «Не осознаю, из-за чего, в то время, когда я заказываю в ресторане жареного лангуста, мне ни при каких обстоятельствах не подают отварной телефон; и вдобавок не осознаю, из-за чего шампанское постоянно пьют охлажденным, а вот кое-какие телефонные трубки, каковые в большинстве случаев бывают такими отвратительно теплыми и не очень приятно липкими в прикосновении, ни при каких обстоятельствах не подают в тех же серебряных ведерках и не обкладывают колотым льдом».

В первый раз произведение было представлено на первой Английской выставке сюрреалистического мастерства во второй половине 30-ых годов двадцатого века. Дали, что воображал свои работы, выступил с лекцией в костюме володаза.

Всего существует пять экземпляров скульптуры «Телефон-омар». Первый выставлен в Галерее Тейт в Ливерпуле, второй - на выставке «Вселенная Дали» в Лондоне, третий — в Музее электросвязи во Франкфурте, четвёртый — в Национальной галерее Австралии, а пятый экземпляр в собственности фонду Эдуарда Джеймса.

Самый известный дизайнер-сюрреалист - Эльза Скьяпарелли. Она постоянно сотрудничала с фотографами и художниками (кстати, не только с сюрреалистами, но и дадаистами). Именно Скьяпарелли сделала сюрреализм модным. Самые известные ее вещи неизменно связаны с именем Сальвадора Дали. Художник создал принты для легендарного платья с нарисованными порезами и прорехами, а также предложил разместить изображение огромного лобстера на белоснежном платье. Лобстеры часто становились арт-объектами в его руках. Дали придумал телефон с трубкой в виде гигантского лобстера, а во время создания сюрреалистичного павильона «Сон Венеры» украсил обнаженные тела моделей морепродуктами.

Если вам также хочется примерить лобстера, то в вашем распоряжении моносерьги, бисерные броши, кольца и крупные кулоны.

Анатомия

Скьяпарелли также сотрудничала с Жаном Кокто. Совместно с этим артистом она придумала знаменитое пальто с профилями людей, практически соприкасающихся носами и своими профилями, формирующими силуэт цветочной вазы. В сюрреализме человеческое тело - объект для экспериментов. Оно распадается на части, искажается, порой пугает. В этом смысле украшения - отличная почва для подобных экспериментов: расшитые пайетками и камнями руки, запонки в виде сердец и подобные вещи сегодня делают многие бренды.

Губы и глаза

Сюрреалисты часто превращали женские губы, накрашенные яркой помадой, в объекты искусства, дизайна: вспомнить хотя бы флакон духов или диван Сальвадора Дали. В модном мире губы тоже часто украшали одежду (например, знаменитое платье из коллекции Сен-Лорана 1971 года, с губами из алых и малиновых пайеток). В ситуации с украшениями привычные материалы становились чем-то неожиданным, чем-то большим, чем просто красивыми побрякушками в виде звезд или цветов. Броши с жемчужными зубами, сапфировые слезы и сердца из рубинов стали настоящими арт-объектами.

В творчестве великий сюрреалист согласовывал свои сильные фобии с глубокими увлечениями. Дали был одержим эротикой, мастурбацией и снами.

Он изображал головы, яйца, слонов, ракообразных, бабочек. Появление каждого элемента на его холсте можно обосновать по Фрейду.

Сюрреалистические образы Сальвадора Дали сохраняют свою эффектность десятилетия спустя, на них всегда стоит взглянуть ещё раз.

«Постоянство памяти», 1931.

Насекомые

Ползающие и роящиеся чёрные муравьи, яркие бабочки, пролетающие поодиночке или в группах, небольшой кузнечик, сидящий на деформированной голове – картины мастера наполнены насекомыми, которые приводили его самого в ужас. Муравьи символизируют тлен и страх смерти. Кузнечики, которые появляются с определенной регулярностью, вызывали у Дали страх с самого детства.

Картина «Постоянство памяти» на стене музея. Фото ©Кристина Уайтинг.

Крошечные вещи

Сальвадор Дали бесконечно очаровывался множеством крошечных вещей. Кроме насекомых, конечно. Ему нравились оливки, хлебные крошки, песчинки. Художник считал, что мелочи обладают мощью, позволяющей разрушать существа, в сто раз более крупные, чем они сами. И многие из его ранних картин очень миниатюрны.

Знаменитейшее полотно «Постоянство памяти» имеет громадное значение в истории современного искусства, но размеры произведения всего лишь 24×33 см.

Здесь омар, там омар, повсюду омары.

Ракообразные

В символизме Дали панцирь представлял броню, которая защищает скрытое в ней мягкое существо. Эта концепция тесно вязалась с самим художником-отшельником, который нуждался в твёрдой оболочке, способной защитить его от внешнего мира.

Омары стали центральным элементом не только в его живописи. Сотрудничая с эпатажным дизайнером Эльзой Скиапарелли, Дали нарисовал огромного красного омара на белом шелковом платье. А в 1936 году он создал сюрреалистическую скульптуру «Телефон-омар», которая состояла из дискового телефона и прикреплённого к нему гипсового омара, заменявшего традиционную трубку.

«Eggs on the Plate without the Plate», 1932 (Неплоские яйца на плоской тарелке). Жёсткость снаружи, мягкость и хлипкость внутри.

Яйца

Как и ракообразные, яйца обладают твёрдой оболочкой, защищающей мягкое содержимое. Яйца – зародышевая форма, поэтому они символизируют рождение, новую жизнь и надежду. Дали явно питал к ним пристрастие. Яйца появляются в целостном виде, например в картине «Метаморфозы Нарцисса», и в разбитом, как на изображении выше. И здание Театра-музея Дали увенчано гигантскими яйцами.

«Приспосабливаемость желаний», 1929 (The Accommodations of Desire).

Женская сексуальность

По некой иронии, невзирая на любовь к яйцам, Дали был в ужасе от их происхождения. Женская сексуальность и её составляющие приводили его в ужас. В картине «Кровоточащие розы» он буквально изобразил кровь, истекающую из органов женской брюшной полости. В «Приспосабливаемости желаний» (выше) львиные головы обозначают зубастые влагалища. Этот мощный образ представляет потенциал женщины травмировать или даже кастрировать мужчину во время полового акта – основной фобии Дали.

«Великий мастурбатор», 1929.

Мастурбация

Сальвадор Дали испытывал отвращение к сексу, но был одержим мастурбацией. Даже распространено мнение, что это была почти единственная форма его сексуальной активности. К этой увлечённости обнаруживаются ссылки в картинах «Великий мастурбатор» и «Гитлер мастурбирует». В сюрреалистической работе «Мрачная игра» также присутствует мотив руки в различных вариациях.

«Балерина в мёртвой голове» (1939) и «Череп Сурбарана» (1956).

Черепа

Сохраняя верность своей парадоксальной природе, Дали боялся смерти, но не отходил от этой темы. Черепа как представление человеческой смертности, регулярно появляются в его картинах. В произведении «Испарившийся череп содомизирует рояль на коде» (1934) череп деформирован и встревожен. В картине «Лицо войны» символ смерти приумножен многократным изображением черепов в отверстиях уродливой головы.

Самые колоссальные изображения черепов в творчестве Дали это те, что составлены с помощью других элементов, как в произведении «Балерина в голове Смерти», вдохновившем многих художников.

«Антропоморфный шкафчик», 1936.

Ящики

Книги Зигмунда Фрейда, особенно «Толкование сновидений», привели художника в восторг. Они даже встретились незадолго до смерти психоаналитика. Дали откликнулся на подход Фрейда к скрытым тайникам подсознания, источнику снов и движущей силы творчества художника. Картины «Антропоморфный шкафчик» и «Жираф в огне» стали примером использования ящиков, встроенных в человеческую фигуру, чтобы показать скрытые аспекты личности.

Став известным художником, Дали обратился к религиозной тематике в конце 1940-х годов. Фото © Getty Images.

Религия

В детстве Дали столкнулся с противоречием. Его мать была глубоко верующей католичкой, а отец выказывал отвращение к религии. В зрелые годы художник пережил обновление веры и заинтересовался традиционной иконографией христианства. Он увлёкся её метафизическими аспектами и возможностью интеграции религии и науки. С конца 1940-х и в 50-х годах художник создал серию откровенно религиозных картин, написав «Тайную вечерю», несколько версий распятого Христа и Мадонну, в которой угадываются черты его главной вдохновительницы – Галы.