11 июня с аэродрома города исчез самолет Ан-2. Поиски пропавшего кукурузника велись несколько месяцев. Найти пропавший самолет удалось случайно и лишь год спустя.

По данным ГУ по Свердловской области, пропавший Ан-2 совершил несанкционированный вылет с аэродрома Серова 11 июня в 22:00 по местному времени. Сигнал о пропаже самолета поступил в полицию только 12 июня в 8:30.

На борту находились 12 гражданских человек и 1 пилот:

  • Кашапов Хатип Талгатович - 1962 г. р. рожд.(пилот, житель г. Орска Оренбургской обл.)
  • Маевский Максим Александрович (инспектор серовской ) – 17.02. 1988 г.р.
  • Маевская Оксана Александровна – 19.06. 1989 г.р.
  • Сафонов Антон Андрееевич (охранник компании «Уфалей-никель») – 04.08.1981 г.р.
  • Сафонова Юлия Васильевна – 22.10.1979 г.р.
  • Баранов Денис Александрович – 27.01.1982 г.р.
  • Ушаков Дмитрий Александрович (начальник серовского отдела ГИБДД) – 19.01.1978 г.р.
  • Соболев Юрий Сергеевич (сторож посадочной площадки) – 03.05.1945 г.р.
  • Тренихин Евгений Васильевич – 06.07.1986 г.р.
  • Чикишев Иван Викторович – 04.08.1986.г.р.
  • Глинских Максим Владимирович – 1989 г.р.
  • Гагарина Людмила Сергеевна – 1992 г.р. – п. Гари.
  • Шаад Григорий Викторович – 30.01.1983 г.р.

Все они оставили свои вещи и телефоны в автомобилях, припаркованных на посадочной площадке (по данными поискового штаба, автомобили принадлежат Денису Баранову, Максиму Маевскому и Антону Сафонову).

Версии исчезновения самолета

Народная версия: военная операция

11 августа, ровно через 2 месяца после пропажи самолета, родственники пассажиров Ан-2 выступили через серовскую газету «Глобус» с открытым письмом к общественности и руководству региона. Они заявили, что к пропаже Ан-2 могут быть причастны военные. Такое подозрение возникло у людей на основании того, что на все их запросы военные не дают никаких четких ответов.
Из обращения родственников пассажиров пропавшего Ан-2:

Мы не исключаем вероятности, что наши дети и близкие стали жертвами вмешательства военных, в результате которого самолетбыл сбит либо принужден к посадке, а пассажиры погибли либо удерживаются. Как бы ни была парадоксальна эта версия, у нас есть основания предполагать, что она имеет право существовать и рассматриваться. Мы так и не получили внятного, четкого ответа от руководства военных ведомств ПВО, военно-воздушных сил, из воинских частей, которые расположены в зоне возможного полетаАн-2, о том, наблюдался ли полет самолета силами ПВО, было ли какое-либо воздействие на него с помощью военной техники. Пока таких ответов нет – мы предполагаем, что такое воздействие, приведшее к негативным последствиям, имело место быть.

Стоит отметить, что эта версия появилась практически сразу после пропажи самолета. В конце июня DK.ru, в Серове распространилась видеозапись с полетом пропавшего Ан-2 над одним из озер. Очевидцы, сделавшие запись, утверждают, что самолет взял курс на Кытлым, где расположена секретная база ракетных войск стратегического назначения.

Товарищ одного из пассажиров самолета Сергей Фролов, не успевший присоединиться к поездке, рассказал, что самолет собирался лететь в Кытлым.

Это вызвало у местных жителей некоторые подозрения относительно роли военных в исчезновении гражданского самолета. Впрочем, ни тогда, ни сейчас эта версия не нашла своего подтверждения.
По мнению экспертов, версия о том, что военные могли сбить маленький «кукурузник» несостоятельна.
Заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин:

Воинская часть, которая располагается в поселке Кылтым – действительно очень важный объект. Но то, что военные действительно могли не засечь АН-2, вполне возможно. Дело в том, что "кукурузник" – это малозаметная цель. Хотя в целом на этот вопрос сложно ответить, потому что неизвестно, какие средства ПВО в тот момент работали в данном районе.

Военный обозреватель Владислав Шурыгин:

Такое предположение абсолютная глупость, потому что зенитно-ракетные части не имеют права без санкции вышестоящего штаба применять оружие. Что же касается системы ПВО в Серовском районе, то во-первых, совершенно не факт, что в тот день в момент взлета самолета она находилась на боевом дежурстве, и что локаторы работали и могла обнаружить этот самолет. Во-вторых, даже если воинская часть несет боевое дежурство, она не будет применять боевые действия, а будет отслеживать и оценивать ситуацию.

Вице-президент Академии геополитических проблем, полковник Владимир Анохин

Крупный стратегический объект, который находится в центре России, имеет ракеты дальнего действия, и будет сбивать АН-2? Это несерьезно. Дело не в военных, я думаю, что в этом районе плохо ищут.

Генерал-майор, командующий вторым командованием ВВС и ПВО Виктор Севастьянов:

Дежурные силы ПВО, второго командования ВВС и ПВО, в границах ответственности которого пропал этот самолет, не применялись. То, что касается обнаружения этого самолета, радиолокационные средства, которые имеются в распоряжении командования, основа их покрывает практически всю Россию, но невелики возможности маловысотного поля, в том районе, где предположительно пропал самолет (а полет, я полагаю, выполнялся на предельно малых высотах, буквально над вершинами сосен), потому обнаружить мы его там не могли.

Официальная версия: человеческий фактор

С начала поисков следствие рассматривало четыре основные версии происшествия: техническая неисправность, нарушение пилотом правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, угон воздушного судна и несоответствующие полету метеоусловия.
После проведения всех проверок и экспертиз круг поисков сузился до двух основных версий: техническая неисправность, нарушение пилотом правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.
Как сообщает пресс-служба Уральского следственного управления на транспорте СКР, пропавший Ан-2 на момент вылета имел исправное техническое состояние. Вместе с тем, установлены нарушения в эксплуатации авиационной площадки города Серова, с которой вылетел Ан-2.
Сейчас продолжается проведение криминалистических экспертиз по исследованию горюче-смазочных материалов, которыми заправлялся Ан-2.
Поиски В поисках пропавшего Ан-2 в первые дни принимали участие политики. 19 июня территорию возможного вылета Ан-2 обследовал губернатор . Самолет ему найти не удалось. Следом за губернатором в Серов отправился премьер , который также проконтролировал ход поисковой операции, но уехал ни с чем. Областные власти заявляют, что поиски пропавшего самолета являются приоритетной задачей. Поэтому спустя 2,5 месяца спасатели и полиция продолжает прочесывать леса на территории предполагаемого полета Ан-2.

За два с половиной месяца (по состоянию на 22 августа),по официальным данным , опрошены 31 тыс. 331 человек, воздушное судно ищут 209 человек - сотрудники МЧС, МВД, местные охотники и 48 единиц техники. Авиация не используется с 24 июля. Спасатели обещают возобновить поиски с неба после того, как листва поредеет.

Поиски самолета ведутся на территории Свердловской области, а также велись в Пермском крае и Ханты-Мансийском автономном округе.

Родственники пропавших пассажиров имеют свою точку зрения на организацию операции По словам людей, поиски начались с опозданием, опрос возможных очевидцев начался только на третьи сутки с момента пропажи воздушного судна. Об этом они неоднократно заявляли в открытых письмах к общественности и посланиях президенту Путину.

Родственники пассажиров пропавшего Ан-2:

Поиск пропавшего самолета велся как и 70 лет назад: с самолетов и пешими группировками. Ни о каких технических новшествах при поиске Ан-2 нам неизвестно. Мы также не знаем – проводилась ли аэрофотосъемка местности с воздуха и каковы ее результаты.На все наши обращения ответ из поисково-спасательного штаба был один: «Это не используется, мы об этом не знаем, это нереально, нам неизвестно – где это взять». Кроме того, у нас сложилось впечатление, что пеший поиск велся хаотично, без внятной и известной логики. Так, в частности, в первые дни спасателей направляли искать самолет и пассажиров вдоль автомобильных трасс и железнодорожных линий. То есть туда, где достаточно высока вероятность, что самолет и пассажиров видели свидетели, где люди с Ан-2 и сами вышли бы, будь они рядом с дорогой.

По факту исчезновения самолета Уральским следственным управлением на транспорте РФ возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть более двух лиц»). Росавиация лишила «Авиа-Зов» сертификата на авиационные работы, фактически отстранив компанию от полетов. Аэродром в Серове также закрыли по предписанию надзорных ведомств.

Поиски пропавшего Ан-2

В конце августа 2012 года охотникам Северного управленческого округа вместе с разрешением на охоту начали выдавать методичку, в которой сообщается о пропаже самолета Ан-2 и указываются телефоны горячей линии. Методичку о пропавшем самолете изготовил областной департамент по охране, контролю и регулированию использования животного мира.

Около 13,5 млн рублей из резервного фонда Свердловской области было потрачено на мероприятия по поиску людей, которые находились на борту пропавшего Ан-2. 7 млн 780 тысяч рублей было потрачено на авиационное топливо для поисковых мероприятий. Оплата авиационных работ составила 3 млн рублей. Питание участников поисково-спасательных работ составили 1 млн 111 тысяч 500 рублей. Бензин для их автомобилей - 1,68 млн рублей.

Роскосмос расширит зону поиска Ан-2

6 сентября 2012 года председатель Денис Паслер принял решение обратиться в Роскосмос, чтобы расширить зону поиска пропавшего Ан-2 в радиусе до 500 км от аэродрома вылета. Родственники предположили, что пилот мог пролететь точку невозврата и принять решение лететь до ближайшего аэродрома. Денис Паслер пообещал, что новые данные из Роскомоса поступят через три недели, и информация будет доведена до родственников в полном объеме.

Таинственное радиосообщение

4 сентября в районе поисков самолета Ан-2 бизнесмен из Нижнего Тагила зафиксировал тревожное радиосообщение. Он разобрал такую фразу: «Помогите, у нас двое раненых… Нас медведи сожрут… Там все пусто…без патронов». Кроме этого, в сообщении прозвучало название населенного пункта со словом «… революция». Следователи проверяют данную информацию. ГУ МЧС РФ по Свердловской области поручило главам всех муниципальных образований Северного управленческого округа выяснить нахождение колхоза (совхоза), населенного пункта с названием «… революция».

В конце сентября эта тайна была разгадана. На связь с нижнетагильским радиолюбителем Валентином Дегтяревым вышел его сосед. Оказалось, что сосед-радиолюбитель тестировал свой передатчик и отправлял другу сообщение, где был текст не про медведей, а про «жгут меди» и улицу Революции в Нижнем Тагиле.

Депутаты от ЛДПР также искали Ан-2

Двое депутатов Госдумы из фракции ЛДПР и Виктор Соболев отправились на поиски пропавшего Ан-2 по поручению председателя ЛДПР Владимира Жириновского , по словам которого у исчезновения самолета могут быть другие причины, кроме халатного отношения к своим обязанностям руководства аэропортов.

Владимир Жириновский:

Есть версия, что, возможно, это сделали специально. Что ожидается побег группы заключенных из близлежащей колонии, и самолет спрятан где-то в лесу, чтобы они могли после побега использовать его и улететь как можно дальше… Потому что это очень странно – никогда бесследно ничего не исчезало. Тем более, столько пассажиров. Если даже их звери растерзали, обломки самолета должны остаться, кости. А ничего нет. Значит, кто-то хорошо спрятал самолет.

27 сентября этого года вертолет Ми-8 с депутатами на борту следовал по маршруту в сторону Конжаковского камня, над озером Заречное и обратно через Павду на Екатеринбург. Однако самолет они не нашли.

Тем не менее члены ЛДПР призывают не останавливать поисковую операцию. «Мы будем искать его до тех пор, пока не найдем. Поиски прекращать нельзя», - заявил Владимир Таскаев.

Деньги, потраченные на поиски

Согласно отчету правительства Свердловской области, в спасательной операции принимали участие: ООО «Аэроурал», ОАО «Авиакомпания ЮТэйр », ФГБУ «Авиационно-спасательный центр МЧС России» и негосударственное образовательное учреждение профессионального образования «Нижнетагильский авиационног-спортивный клуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России». Всем этим компаниям было выплачено в сумме 22,7 млн руб. за работу. Еще 4 млн было выделено им же на оплату расходов за бензин и авиатопливо.

Помимо областного бюджета на спасателей потратились и города региона. Так, Серовский городской округ потратил на оплату труда спасателей 2 млн 291 тыс. руб. и 500 тыс. – на бензин, Карпинский городской округ – 2 млн 324 тыс. на спасателей и 300 тыс. на бензин.

Неожиданная находка браконьеров

Дегтерев убеждает, что судно на фотографиях очень похоже на исчезнувшее прошлым летом. Однако эксперты уверяют, что «кукурузник» на снимках не является пропавшим в Свердловской области Ан-2: у исчезнувшего самолета крылья с внутренней стороны были белого цвета, на фотографии у самолета крылья снизу синие. На хвосте разбившегося кукурузника можно разглядеть российский триколор, у Ан-2, пропавшего в небе над Серовом, на хвосте изображения флага не было. Цвет задних крыльев тоже не совпадает – они синие вместо белых.

Последние новости о пропавшем Ан-2

4 апреля 2013 года Серовский районный суд в ходе закрытого заседания рассмотрел ходатайство супруги Ивана Чикишева, который пропал на территории Свердловской области вместе с самолетом АН-2 около 10 месяцев назад.

Суд официально признал пассажира пропавшего самолета умершим. На момент катастрофы, которая произошла около 10 месяцев назад, Ивану Чикишеву не было еще 27 лет. У него стался маленький ребенок. Как сообщает «Уралинформбюро», в суд еще не поступали подобные заявления от родственников других пассажиров АН-2.

Напомним, ночью с 10 на 11 июля 2012 года самолет вылетел из Серова в неизвестном направлении. На борту АН-2 было 12 пассажиров и пилот Хатип Кашапов. Летательный аппарат буквально исчез, его поиски начались спустя сутки, однако результатов не принесли. Снова искать «кукурузник» начнут после окончательного схода снега.

В Свердловской области нашли АН-2, пропавший год назад

Охотники на Урале нашли самолет Ан-2, который пропал в Свердловской области почти год назад, сообщает газета "Известия". Он упал всего в восьми километрах от места взлета в Серове.

Его не нашли лишь потому, что самолет рухнул в самом центре болота. Местные охотники случайно наткнулись на машину.

11 июня 2012 самолет Ан-2 вылетел, не получилв должного разрешения с аэродрома города Серова в Свердловской области. Направление его полета было неизвестно.

Больше года сведений о пропавшем самолете не было, длительные и упорные поиски на севере Свердловской области, и в соседних регионах результатов не принесли. Были даже озвучены версии угона самолета за границу.

В момент взлета на борту "кукурузника" находились 13 пассажиров, в том числе начальник ГИБДД Серова Дмитрий Ушаков и его подчиненный Максим Маевский. По некоторым данным, они находились в состоянии алкогольного опьянения и хотели "продолжения банкета" в воздухе.

Следственный комитет возобновил расследование дела о пропавшем на Урале самолёте Ан-2

Дело было возбуждено еще летом 2012 г. по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлёкшие по неосторожности смерть более двух лиц». Теперь СКР его возобновил.

О том, что в Свердловской области местные охотники вместе с журналистами газеты «Известия» нашли в болоте обломки самолёта Ан-2, пропавшего год назад, стало известно сегодня утром.

Поисковики сообщают, что самолет найден на месте, буквально исхоженной предыдущими экспедициями, а также рассказывают, что сгоревший и разрушенный салон упавшего самолета буквально набит человеческими останкам - костями и черепами.

11 июня 2012 года самолет Ан-2 вылетел из аэропорта города Серова без разрешения наземных служб и исчез. С тех пор о «кукурузнике» никаких сведений не было, власти потратили на его поиски более 30 миллионов рублей, но все безрезультатно.

В настоящее время точно неизвестно, сколько именно человек находилось на борту. Чаще всего называется цифра в 12 пассажиров.

Семьи погибших в катастрофе АН-2 под Серовом получат по миллиону рублей

Свердловский губернатор Евгений Куйвашев поручил областному правительству оказать помощь родственникам экипажа и пассажиров, погибших в аварии самолета. Это понравилось не всем.

«Наша с вами задача установить причины происшествия, - сказал Евгений Куйвашев. - Нужно уделить максимум внимания психологическому состоянию родственников, максимально оказать им поддержку и содействие. Я даю соответствующее поручение правительству: сегодня до обеда проработать варианты социальной поддержки, в том числе, и финансовой».

Средства родственникам погибших будут выделены из резервного фонда Свердловской области. Также власти помогут семьям жертв катастрофы в их захоронении. Кроме того, возможно, денежное вознаграждение получат люди, которые обнаружили место падения АН-2. Вопрос извлечения обломков самолета будет обсуждаться с авиакомпанией Ютэйр, располагающей и транспортными вертолетами.

Как сообщил начальник свердловского МЧС Андрей Заленский, специалисты Центра экстренной психологической помощи МЧС начали работать с родственниками погибших еще вчера. На месте аварии продолжаются следственные действия, сообщает пресс-служба свердловского правительства.

Между тем, известие о денежных компенсациях родственникам жертв катастрофы было воспринято общественностью неоднозначно. «Вот в чем логика-то? Почему из бюджета, зачем? Ужасно злит, - написал на своей странице в facebook депутат гордумы Екатеринбурга Леонид Волков. - Сотни людей угоняют машины в бухом состоянии и разбивают их в хлам о первый столб. Им всем давайте тоже из бюджета компенсации платить».

Евгений Куйвашев сократил выплаты семьям погибших на Ан-2 вдвое

Свердловский губернатор принял окончательное решение по поводу выплаты компенсаций родственникам жертв авиакатастрофы под Серовом. Они получат по 500 тысяч рублей из фонда губернаторских программ.

В июне родственники членов экипажа и пассажиров самолета Ан-2, потерпевшего крушение в Свердловской области, получат по полмиллиона рублей из внебюджетных источников. Это решение принял Евгений Куйвашев после своего визита в Серов, где он встретился со спасателями, следователями и семьями погибших.

«Год люди находились в постоянном стрессе. Естественно, такая ситуация не могла не сказаться на здоровье родственников - оно подорвано, - отметил губернатор. - Поэтому то, что можно - помочь людям в организации похорон и какую-то сумму отдать на лечение - мы сочли нужным это сделать. Мы приняли решение из Фонда губернаторских программ, я подчеркиваю, это не бюджетные деньги, выделить семьям по 500 тысяч рублей. Безусловно, люди эти не герои, но мы с вами христиане, и нам важно помогать друг другу».

Накануне губернатор и областной премьер Денис Паслер осмотрели место катастрофы с вертолета. Они смогли лично убедиться в том, что сверху остов самолета заметить практически невозможно. По словам Евгения Куйвашева, он никогда не смог бы определить места аварии, если бы не костры поисковиков. «Безусловно, находка даст многие ответы для следствия, для того, чтобы сделать правильные выводы»,- отметил губернатор.

Опознаны двое погибших при крушении Ан-2 под Серовом

28 мая получены первые результаты молекулярно-генетических экспертиз, которые проводились над телами жертв авиакатастрофы, которая произошла в Свердловской области в июне 2012 года.

Свердловское следственное управление на транспорте продолжает расследование уголовного дела о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. Первые результаты медицинских экспертиз позволили определить принадлежность останков двух из тринадцати жертв аварии, среди которых – десять мужчин и три женщины.

Идентифицировать останки удалось благодаря пробам биологического материала, которые взяли эксперты у родственников погибших. Выделив из образцов ДНК, специалисты опознали фрагменты тел брата и сестры, жителей Серова – Максима Маевского 1988 года рождения и Оксаны Маевской 1989 года рождения. Планируется сегодня переправить их тела в родной город.

Также родственникам представили на опознание порядка 20 ювелирных изделий, которые следователи нашли на месте аварии самолета. Таким образом определилась принадлежность части украшений восьми погибшим.

Как сообщает пресс-служба свердловского следственного управления на транспорте, основными версиями причин крушения Ан-2 остаются техническая неисправность самолета и ошибка пилота. Окончательные выводы будут сделаны после проведения авиационно-технической экспертизы.

Установлена принадлежность останков еще двух погибших на Ан-2 под Серовом

31 мая появились очередные результаты молекулярно-генетической экспертизы останков жертв авиакатастрофы в Свердловской области. Исследователям удалось идентифицировать двух мужчин.

Напомним, на днях были получены первые результаты экспертизы, которые проводились над телами жертв авиакатастрофы, произошедшей в Свердловской области в июне 2012 года. Удалось определить принадлежность останков двух из тринадцати жертв аварии, среди которых – десять мужчин и три женщины. Эксперты опознали фрагменты тел брата и сестры, жителей Серова – Максима Маевского 1988 года рождения и Оксаны Маевской 1989 года рождения.

Очередная экспертиза позволила установить личности двух жителей Серова - Дениса Баранова 1982 года рождения и Максима Глинских 1989 года рождения. Как отмечает пресс-служба следственного управления свердловского СК на транспорте, до сих пор личности всех идентифицированных лиц совпадают с предварительными данными о тех, кто числился погибшим при аварии.

Сейчас тела опознанных погибших переправлены в Серов, где будут выданы родственникам. Расследование уголовного дела о крушении Ан-2 продолжается. Предварительная версия причин происшествия – техническая неисправность самолета или неверные действия пилота.

Установлены личности пятого и шестого погибших на Ан-2 в Свердловской области

Экспертиза останков жертв катастрофы самолета, которая произошла около года назад под Серовом, принесла новые результаты. 3 мая 2013 удалось опознать супругов Сафоновых из Серова.

На сегодняшний день установлены личности шести погибших на Ан-2. Напомним, останки были направлены на молекулярно-генетическую экспертизу. Установить принадлежность фрагментов тел специалистам помогают пробы генетического материала, взятые у родственников погибших.

Ранее эксперты вынесли свои заключения по четверым жертвам аварии, теперь появилось еще двое опознанных. Это супруги: Антон Сафонов 1981 года рождения и Юлия Сафонова 1979 года рождения. В скором времени тела будут переправлены в Серов, где их выдадут родственникам.

Как сообщает пресс-служба Уральского следственного управления на транспорте СК РФ, расследование уголовного дела о нарушения правил безопасности и эксплуатации воздушного транспорта продолжается. Специалисты устанавливают все обстоятельства аварии.

Причины падения АН-2

В конце сентября 2013 года комиссия Межгосударственного авиационного комитета завершила расследование авиационного происшествия с самолетом RA-40312. Заключение гласит:

«Причиной катастрофы самолета Ан-2 RA-40312 явилось выполнение полета командиром воздушного судна, находившимся на высоте, значительно ниже безопасной, что привело к столкновению с деревом и дальнейшему падению самолета».

Согласно заключению экспертов, самолет был исправен, однако в числе выявленных в ходе расследования недостатков сказано, что владельцы не провели необходимых процедур и не получили разрешения на перевод Ан-2 на бензин. Другими нарушениями сотрудники МАКа признали отсутствие специального порядка оповещения о воздушном судне, терпящем бедствие. Кроме того, руководство ООО «Авиа-Зов», по мнению авторов доклада, несвоевременно проинформировало уполномоченные органы о пропаже самолета.

«Пропавший Ан-2» в публикациях DK.RU

Закрыто дело Ан-2, потерпевшего катастрофу под Серовом

Экспертам удалось идентифицировать личности седьмого и восьмого жертв авиакатастрофы, которая произошла в Свердловской области около года назад. Получены очередные данные генетического анализа.

Показать еще

11 июня прошлого года самолет Ан-2 несанкционированно вылетел с аэродрома недалеко от города Серов Свердловской области и пропал. На его борту находились командир судна Хатип Кашапов и еще 12 человек, в том числе начальник ГИБДД Серова Дмитрий Ушаков и его подчиненные. Некоторые из пассажиров, как, например, супруги Юлия и Антон Сафоновы, попали на борт «кукурузника» случайно. Как предполагали следователи, экипаж и пассажиры могли отправиться на рыбалку или даже «в баню в соседний регион». Поиски пропавшего самолета шли несколько месяцев. За это время спасатели обследовали территорию площадью около 3 тыс. кв. км, а с помощью авиации - более 300 тыс. кв. км. Во время поисков удалось найти другой Ан-2, пропавший в 1980-х годах, а также останки вертолета Ми-8, однако следов «кукурузника», вылетевшего из Серова, так и не нашли. В ноябре руководство региона приняло решение прекратить поиски.

«Известия» с первых дней исчезновения Ан-2 следили за ходом спасательной операции, а после ее официального завершения издание продолжило собственное расследование. Были опрошены охотники, егеря и спасатели, корреспонденты издания не раз выезжали в Серов для проверки появлявшихся время от времени сведений о найденном самолете. Но все они оказывались ложными.

И вот спустя почти год после исчезновения самолета корреспонденты «Известий» в рамках совместной экспедиции с местными охотниками наконец-то обнаружили разбившийся Ан-2 и останки летевших на нем людей. Они находились всего в 8 км от аэропорта, с которого «кукурузник» отправился в свой последний рейс.

Мне показалось сперва, что это ЛЭП опрокинутая. Но потом сообразил: откуда в тайге ЛЭП, отродясь не было, - рассказывает житель Серова Сергей Скрябин, который первым наткнулся на обломки самолета Ан-2, разбившегося в окрестностях города в июне прошлого года. - Но пойти туда мы не решились. Уже темнело, а эта ЛЭП в самом центре болота.


Сергей и его товарищ Александр Кузнецов испытывали в лесу самодельный вездеход, но оставили машину и углубились в тайгу, поискать места для открывающегося скоро охотничьего сезона, да и просто присмотреть площадку для посиделок подальше от города. До странной конструкции не дошли метров тридцать. Вернулись домой, забив в GPS-навигаторе координаты ближайшей точки.

Оба признаются, что сразу заподозрили, что наткнулись на пропавший прошлым летом самолет, на борту которого было 13 человек. Но звонить спасателям или в полицию не спешили - вскоре после пропажи воздушного судна и тех и других завалили ничем толком не подтвержденными сообщениями о возможном месте падения самолета. Нужно быть уверенным наверняка. Вместе с охотниками в решающий путь к месту трагедии отправились и корреспонденты «Известий».

Без вездехода, который просто неспособен вместить всю экспедицию, путь туда, где могут лежать обломки самолета, очень непрост. Несколько километров от Серова на машине по разбитой технической дороге вдоль газопровода. Потом прыжками через траншею с гигантской трубой и дальше пешком через болотистую тайгу.

Здесь еще не совсем весна. Под деревьями то тут, то там еще лежат сугробы, лужи подернуты коварным льдом, который проваливается под болотными сапогами, уходя вместе с каблуком порой на метровую глубину.

Если верить GPS-навигатору, то до сохраненной накануне точки всего четыре с небольшим километра. Но по частому валежнику и топи, которая медведем ревет в ответ на каждый шаг по ней, идти приходится больше двух часов.

Но даже тогда, когда аппарат сигнализирует о приближении к концу заданного маршрута, ничего похожего ни на опору ЛЭП, ни на обломки самолета не видно. Кругом лишь тайга и болота. Но навигатор настаивает на том, что переход завершен.


Блин. Вот я случайно совсем эту штуку заметил. Шаг влево - шаг вправо и все, уже не видно, - кипятится Сергей Скрябин. - Но я не вру. Я честно это видел.

Его товарищ Александр в тот же момент кричит из-за ближайшего дерева: «Нашел».

Из-за веток проглядывают металлические сплетения, действительно очень похожие на лежащую на боку опору линии электропередачи. Но это не опора. Это крыло самолета Ан-2 без металлической облицовки.

Самолет лежит - а вернее, торчит - прямо посреди болота. Он вошел в топь под острым углом винтом вперед. Винт, двигатель, да и весь передок до панели приборов ушли в вязкую жижу. Из нее торчит только выхлопная труба. Металлической облицовки нет не только на крыле. Она почти вся разлетелась или оплавилась, запах гари тут чувствуется так явно, как будто огонь горел только вчера. Из-за разрушений «кукурузник» - а это определенно он - нельзя сразу идентифицировать как тот самый, с бортовым номером RA-40312, который почти год назад пропал без вести. Ни самого номера, ни названия авиакомпании на корпусе не сохранилось. Лишь инвентарные номера некоторых деталей и предупреждение «Не браться» - на кромке крыла.


Но то, что находится внутри обгорелого корпуса, почти наверняка подтверждает, что это именно тот самый Ан-2, вылетевший в роковой рейс 11 июня прошлого года. То, что когда-то было салоном, сейчас забито человеческими костями. Позвонками, тазовыми суставами, сплетенными в узел грудными клетками. Мягких тканей тут давно нет. Похоже, что от удара внутренности пилота и пассажиров просто разметало. Среди обломков костей - черепа. Обгорелые и пробитые насквозь соседствуют с белыми без видимых повреждений. Кое-где кости уже обросли мхом, а какую-то их часть определенно растащили лесные звери и птицы.

Александр обходит окрестности, пытаясь реконструировать ход катастрофы. Поваленных самолетом деревьев немного. Около десятка. Таежный ветер и непрочная болотная почва валят куда больше. Значит, «кукурузник» упал почти сразу после того, как зацепился за верхушку одного из стволов.

Завертело его, похоже. Только почему он в этом месте на снижение пошел? До аэродрома отсюда 8 км. Рано снижаться, - Александр узнает расстояние, глядя на цифровую карту в навигаторе.

Среди разбросанных обломков ходит еще один участник поисковой экспедиции - двоюродный брат Сергея Дмитрий Скрябин. Он работает в местной газете и освещал ход поисков, которые прекратились поздней осенью прошлого года, когда леса вокруг Серова засыпало непролазным снегом.

Вот тут тропинка, хорошо утоптанная. Рядом с тем местом, откуда мы самолет рассмотрели. Тут давно никто не живет. Ее поисковики протоптали. Тут же все ими было вдоль и поперек перехожено, - удивленно произносит Дмитрий.

Скорее всего, поисковики не дошли до той кочки, с которой открывается вид на самолет, из-за той самой топи, которую не рискнули штурмовать в темноте первооткрыватели обломков. Она и сейчас едва проходима. А летом, когда окончательно тает лед, который еще в начале мая дает хоть какую-то поддержку при походе по трясине, болото вовсе отказывается подпускать людей к месту трагедии.

Друг и коллега командира разбившегося самолета рассказал ""МК" о возможных причинах катастрофы в Свердловской области

На месте катастрофы Ан-2, пропавшего 11 месяцев назад в Свердловской области, продолжают работать следственные бригады. К ним присоединились представители Росавиации и специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Версии гибели «кукурузника» множатся в геометрической прогрессии. Специалисты говорят о человеческом факторе, а также о технических неполадках, в частности - о возможной неисправности бензиномера и утечке топлива.

«МК» связался с Леонидом ПОПОВЫМ, единственным летчиком-наблюдателем, кто работал вместе с погибшим экипажем Хатипа Кашапова на всех 10 лесоохранных вылетах в Серове в мае-июне 2012 года. Опытный летнаб не исключает, что самолет мог упасть от перегруза.

– Падение Ан-2 - это стечение трагических обстоятельств, одним из которых мог быть перегруз, - говорит летчик-наблюдатель Серовского авиаотделения Уральской базы авиационной охраны лесов, 44-летний Леонид Попов. - Самолетик был старенький, можете представить какой у него был движок и сколько раз он ремонтировался. 13 человек на борту - для такой машины «с пробегом» очень и очень много. Для нового «кукурузника» такое количество пассажиров - предел, это при том что раньше заливали нормальный авиационный бензин, 91-й. А тут бензин был не самолетный. Впрочем, летали без происшествий, экипажем - три человека: 2 пилота и летчик-наблюдатель. КВС Хатип Кашапов был очень опытный пилот, из старой гвардии, советской закваски, хорошо знал технику, буквально «кожей» чувствовал самолет. Прошлый сезон они с экипажем отлично отработали в Ленинградской области. Мы с Хатипом успели подружиться, были, как говорится, «в одной лодке».

Что заставило командира подняться в тот роковой вечер в воздух без помощника, остается загадкой. Версия перегруза кажется вполне правдоподобной, если вспомнить, что свидетели взлета 11 июня говорили о том, что «кукурузник» при наборе высоты задел шасси кусты на краю аэродрома.

Леонид Попов с генеральным директором авиакомпании «Авиа-ЗОВ» Олегом Золиным были первыми, кто на следующий день вылетел на поиски пропавшего Ан-2.

– Искали самолет в район Кытлыма. Высматривали прежде всего дымы, костры, огонь. Внизу летом в наших местах – сплошная зеленая пелена, тайга. Хорошо видно дымы. Даже тоненькую струйку от костра при хорошей погоде видно за 20-30 километров. Там на борту был наш бывший летнаб-инструктор Юрий Соболев, уж он-то знал, как подать знак, чтобы увидели с воздуха. В километрах 15 от Кытлыма заметили задымление. Потом выяснилось, что в этом районе работали лесорубы.

Самолет найден в 22-23 квартале (квартал - разбивка леса на прямоугольники со сторонами 1 на 2 км - ред.) Вы осматривали Катасьминские болота сверху?

Там тайга сменяется участками трясины и небольшими озерцами. Под густыми кронами деревьев летом мало что видно. Ветер подул, нагнул дерево и все, проскочили нужное место. Это даже не секунда, а доли секунды. Поисковый самолет летит на большой скорости, пролетает участки быстро. Ан-2 в длину - около 12 метров, а сосны там и ели - под 30 метров.

По мнению летчика-инструктора Олега Золина, к авиакатастрофе могло привести некое происшествие в салоне воздушного судна, которое вызвало пожар на борту.

Не исключено. Это «аннушка» может сгореть в воздухе за 19 секунд. Мы ведь не знаем, что там могло случиться на борту. В обычном полете все пассажиры сидят смирно на своих местах. А тут молодые ребята, компания. Вдруг захотели что-то посмотреть, сгрудились на одном борту... Пилоту бывает трудно одному выравнять борт. Потому - то и летают вдвоем: КВС и второй пилот.

- В кабине пилота нашли останки еще одного человека. Хатип Кашапов мог дать одному из пассажиров «порулить»?

Как говорили очевидцы, в кабину к КВС сел сторож аэродрома, бывший летнаб Юрий Соболев. У нас ведь как: если катастрофа, есть жертвы, то все валят на пилота, он виноват. Если авария – на техника.

По одной из версий, отрабатываемых следствием, самолет Ан-2 мог потерпеть крушение при заходе на посадку. Самолет повалил два дерева, а остальные после его падения снова поднялись и закрыли место катастрофы, поэтому его и невозможно было найти с воздуха. Корпус «кукурузника» в момент удара погнуло, потом произошло возгорание, а возможно, и взрыв - загорелось топливо в баках. Часть самолета - фюзеляж и мотор - находятся на некотором углублении в земле и, к тому же, скрыты водой. Останки, найденные на месте падения самолета, сильно обгорели.

Самолет найден, а вопросы остаются. До сих пор не ясна траектория падения Ан - 2. На «кукурузнике» было 700 литров бензина. Он упал в 8 км от аэропорта. Почему ни охотники, ни садоводы не заметили зарево горящего топлива? Почему авиатехник оставшийся на аэродроме не увидел черного дыма? Как уверяет Олег Золин, там «с вышки видимость в ясный день – 10 километров». Казалось бы, при таком пожаре на месте катастрофы должны были выгореть все деревья. Но очевидцы утверждают, что прямо из-под груды металла пробиваются зеленые елочки.

Чтобы вывезти обгоревшие детали самолета, через болота в срочном порядке прокладывают дорогу.

МЕЖДУ ТЕМ

Вертолет «Ми-8», принадлежащий МЧС России, с почти двумя тоннами взрывчатки на борту потерпел крушение в Иркутской области. По предварительным данным, погибли 9 человек - их тела разглядели поисковики лежащими на льдине рядом с потерпевшим крушение вертолетом, который перевозил взрывчатку и специалистов для проведения работ по улучшению паводковой ситуации, сложившейся на реке Нижняя Тунгуска.

В 12.54 мск вертолет, на котором летели 9 человек вместе с членами экипажа, последний раз вышел на связь, а потом пропал. А в 14.38 в 7 км северо-западнее поселка Преображенка Катангского района с воздуха были обнаружены его останки. Вертолет разбился, причина пока уточняется, - рассказал «МК» начальник управления информации МЧС России Олег Воронов.

Источник в местных правоохранительных органах рассказал, что полиция получила информацию об обнаружении, предположительно, останков разбившегося вертолета и погибших людей от одной из групп, вылетевших на поиски пропавших.

Поисковый вертолет приземлился в двух километрах от места падения. С воздуха в месте крушения обнаружены останки человеческих тел, сами обломки вертолета лежат на льдине, - рассказал источник.

Пока мы не можем сказать, погибли ли все, кто находился в вертолете, - сообщили «МК» в МЧС. - Поисковая группа обнаружила вертолет, но спасательный отряд пока не подошел, возможно, кто-то и выжил. Среди тех, кто находился внутри, - пять спасателей во главе с врио начальника регионального управления МЧС Станиславом Омельянчиком и три члена экипажа.

Как пояснили в ведомстве, в вертолете находился дополнительный отряд спасателей ГУ МЧС по Иркутской области, которому пришлось срочно вылететь в район села Преображенка из-за резкого подъема уровня воды на реке Нижняя Тунгуска. На реке образовались ледяные заторы - и поселку угрожало наводнение. Подрывные работы стояли в планах, но из-за резко ухудшившейся обстановки было принято решение провести их раньше, чтобы обезопасить население. На борт вертолета было загружено около 1920 тонн взрывчатки. Руководить подрывами льда должен был главный специалист местного центра МЧС Игорь Черыгин, который также находился в вертолете.

Пропавший летом прошлого года самолет Ан-2 найден в 8 километрах от места взлета. Полиция подтвердила, что это то самое воздушное судно, которое взлетело с аэродрома в Серове. При этом правоохранители уже говорят, что спасателей в таких длительных поисках винить не стоит: "кукурузник" упал в болото, поэтому обнаружить его было почти нереально.

Поиски Ан-2, приписанного к аэродрому в Серове Свердловской области, завершились еще в ноябре 2012 года. Спасатели прекратили поиски, так как стало понятно, что если самолет и найдут, то уже точно не зимой под снегом. Так и получилось. 4 мая двое охотников Сергей Скрябин и Александр Кузнецов случайно забрели в район болота, которое находится посреди леса в восьми километрах от аэродрома Серов. Увидев груду металла, лежащую между деревьями, мужчины поначалу приняли конструкцию за упавшую линию электропередач. И лишь подойдя поближе, поняли, что перед ними потерпевший катастрофу самолет.

В обломках самолета были обнаружены останки пассажиров и пилота. "Останки людей лежали среди металла. Черепа и кости — все навалено в одну кучу", — рассказал Дмитрий Скрябин, участник поисковой экспедиции, которая выдвинулась на место крушения после сообщения охотников.

"Очевидно, что самолет, снизившись, задел верхушки деревьев, рухнул вниз, воткнувшись в землю. Возможно, что после столкновения с землей все находившиеся на борту оказались в одном месте: их отбросило в ту часть самолета, где мы и нашли останки. Всего мы насчитали 11 черепов, но не стали дальше раскапывать".

По словам Скрябина, на месте крушения видны поломанные деревья. Участники поискового отряда предположили, что самолет выполнял какой-то странный маневр.

"Остался только нос и хвостовая часть, а середины самолета нет вообще, видимо, от удара она развалилась", — продолжает Скрябин. "Конечно, как все было на самом деле, установит комиссия".

Поисковики подтверждают, что место, куда упал Ан-2, трудно досягаемое, и обломков не видно из-за деревьев и кустов. "Несмотря на то, что у нас были координаторы, мы полчаса ходили кругами вокруг того места и ничего не могли увидеть", — рассказывает Скрябин.

О том же самом говорят и полицейские, которые призывают не упрекать спасателей и поисковиков в том, что самолет так долго искали.

"Упреки в адрес поисковиков в том, что они недостаточно эффективно проверяли леса, безосновательны", — сообщили корреспонденту "Правды.Ру" в ГУВД по Свердловской области. "Самолет упал в болото, обнаружить его даже охотникам, которые хорошо знают тайгу, оказалось непросто".

Останки погибших были упакованы в пластиковые мешки, а для транспортировки был вызван автомобиль "Урал" — пожалуй, единственное транспортное средство, которое может пробраться в тайге. Останки будут отправлены в Екатеринбург для проведения судебно-медицинской экспертизы. Самолет же пока останется на месте. Его охраняют сотрудники полиции.

Пропажа "кукурузника" стала одной из главных новостей лета 2012 года. Сразу было установлено, что борт покинул аэродром без согласования с диспетчерами и улетел нелегально. Управлял воздушным судном пилот Хатип Кашапов, в адрес которого поначалу и посыпались обвинения. Якобы 50-летний Кашапов использовал самолет для личных целей: за деньги катал туристов. В первые несколько дней самолет активно искали, выдвигались версии о том, что Ан-2 сел на каком-нибудь другом аэродроме или поле (характеристики "кукурузника" позволяют посадить борт практически на любой поверхности, — прим. Ред.), а пассажиры устроили бурную вечеринку. Однако после того как самолет буквально канул в Лету, став своеобразным "летучим голландцем", такие разговоры прекратились. Первое сообщение о том, что местонахождение самолета, возможно, установлено, поступило в сентябре.

Радиолюбитель из Нижнего Тагила обратился в МЧС и сообщил, что ему удалось перехватить радиопереговоры людей с пропавшего Ан-2. Расшифровка этого разговора появилась в интернете: "Конец двум милиционерам — здесь живут медведи. Почему никто не откликается? Если вы не придете, здесь будут голодные медведи".

Сама запись обнародована не была. Спасатели, изучив материалы, сообщили, что кроме шипения, на пленке ничего разобрать невозможно, а единственный человек, которому удалось разобрать на записи человеческую речь, сам радиолюбитель.

Предположили, что воздушное судно могли сбить военные, когда оно пролетало над ракетной частью. И хотя военные опровергают эту версию, сейчас ее проверяют следователи. Поиск самолета продолжается уже неделю, но пока результатов нет.

Сегодня МЧС официально заявляет, что на борту пропавшего самолета находился пилот и 12 пассажиров. Такова была и самая первая версия: пилот и еще 12 человек. А до этого данные менялись: сообщалось, что на борту Ан-2 могло быть 13, 14 или 15 человек. Но сегодня МЧС сообщает о 12 пассажирах и пилоте. Среди этих пассажиров находятся начальник ГИБДД города Серова и госавтоинспектор.

Как передает сегодня радиостанция " ", родственники пропавших говорят о возможности пролета Ан-2 над некой секретной ракетной частью и о том, что военные могли его сбить. Власти, однако, это никак не подтверждают. Более того, в МЧС говорят, что все это выдумки. Версии, что Ан-2 мог упасть возле Карпинска, появлялись практически с самого начала поисков, но пока не было ни одного сообщения, что кто-то видел там пожар или какие-то остатки самолета. На горячую линию МЧС продолжает поступать всевозможная информация, она проверяется.

В пользу версии родственников говорит тот факт, что сейчас поиск смещен в район поселка Кытлым, как раз туда, где находится ракетная часть. Впрочем, общая площадь поисков составляет 160 тысяч квадратных километров. Куда мог улететь Ан-2, совершенно непонятно — топлива в его баке хватило бы даже на полет в Ханты-Мансийск, а это 5 часов перелета.

Пропавший самолет . Военные, между тем, опровергают предположения о том, что они могут быть причастны к исчезновению борта. "Предположительно, пропавший "кукурузник" летел на предельно низких высотах — практически над макушками сосен, иначе бы наше оборудование его засекло, — заявил командующий войсками ВВС и ПВО Центрального военного округа, генерал-майор Виктор Севостьянов. — Хочу также опровергнуть информацию некоторых СМИ о том, что военные причастны к пропаже Ан-2. Мы к этому инциденту никакого отношения не имеем".

Кроме того, сообщается, что МЧС планирует привлечь к поискам пропавшего Ан-2 беспилотник. Ранее стало известно, что Росавиация обратилась к военным летчикам с просьбой о помощи в поисках пропавшего кукурузника.

Между тем, по данным Lifenews.Ru , начальник ГИБДД города Серова Дмитрий Ушаков перед вылетом связывался по мобильному телефону с одним из своих знакомых. Друг Ушакова, Сергей Фролов, рассказал изданию, куда и зачем направлялись пассажиры Ан-2. Сам он по чистой случайности не оказался на злополучном борту — собирался лететь, но в последний момент отказался от полета. По словам мужчины, перед вылетом Ушаков звонил ему и предлагал отправиться в полет на "кукурузнике" до Кытлыма — максимум, на полтора часа.

Однако обстоятельства сложились так, что Фролов не смог составить компанию своему другу, а поехал на свой дачный участок. Когда мужчины в следующий раз созвонились, Ушаков сказал своему другу: "Жди нас, мы скоро будем пролетать над тобой, ты нас увидишь!". Но самолет так и не пролетел над участком, где находился Фролов. Только следующим утром ему позвонила жена друга и рассказала, что самолет пропал вместе с пассажирами.

По мнению Сергея Фролова, довольно странно то, что об исчезновении самолета в полицию заявили не сразу. "Ан-2 взлетел в десять вечера, а о его исчезновении доложили лишь в половине девятого утра, — возмущается он. — Видимо, кто-то из местных пилотов очень хотел скрыть, что на аэродроме практикуют незаконные коммерческие рейсы, и драгоценное время было упущено".

Самолет Ан-2, принадлежащий челябинской компании "Ави Зов", поднялся в воздух без разрешения и уведомления вечером 11 июня. По факту исчезновения Ан-2 возбуждено уголовное дело по статье Уголовного кодекса России "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц". Более того, командование Центрального военного округа предоставило аэродромы для поиска самолета.