«Снег да снег» Александр Блок

Снег да снег. Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, светло и бело!
Только черные, черные стены…

И дыханье выходит из губ
Застывающим в воздухе паром.
Вон дымок выползает из труб;
Вот в окошке сидят с самоваром;

Старый дедушка сел у стола,
Наклонился и дует на блюдце;
Вон и бабушка с печки сползла,
И кругом ребятишки смеются.

Притаились, ребята, глядят,
Как играет с котятами кошка…
Вдруг ребята пискливых котят
Побросали обратно в лукошко…

Прочь от дома на снежный простор
На салазках они покатили.
Оглашается криками двор —
Великана из снега слепили!

Палку в нос, провертели глаза
И надели лохматую шапку.
И стоит он, ребячья гроза, —
Вот возьмет, вот ухватит в охапку!

И хохочут ребята, кричат,
Великан у них вышел на славу!
А старуха глядит на внучат,
Не перечит ребячьему нраву.

Анализ стихотворения Блока «Снег да снег»

В 1913 г. вышли в свет два детских поэтических сборника Блока. Произведение 1906 г. вошло в книгу «Круглый год», адресованную самым юным читателям. Стихотворения разделены по временам года, и сезонные изменения в природе составляют основу тематики цикла. Веселые забавы во дворе, снежная красота природы и предвкушение чудесного Рождества - таковы основные смысловые доминанты зимнего раздела книги.

Стиль произведения определяется влиянием образной структуры русской сказки в сочетании с классическим ритмическим строем, четким и строгим.

Стихотворение начинается с изображения занесенной сугробами деревни. В пейзажной зарисовке «снежного простора» безусловно господствуют светлые тона, и яркая белизна резко выделяется на фоне черных стен избы.

Интересен порядок образов, отраженных во втором катрене. Ряд начинается с пара, слетающего с губ в морозную погоду. Затем возникает изображение сходной реалии - дыма из трубы. Аналогия завершается паром, идущим от горячего самовара. Вместе с ним меняется и позиция рассказчика: сюжетным центром становится комната, а основными персонажами - дедушка, бабушка и ребята.

Внимание рассказчика сосредоточено на поведении юных обитателей избы, в описании которого изобилует лексика с семантикой положительных эмоций. Дети заняты беззаботной игрой, и вскоре они выбегают на двор в поисках новых забав. Вместе с ними перемещается и рассказчик, который с удовольствием описывает катание на санках и лепку снежного «великана». Восторг и веселье нарастают, что передается лексемами «криками», «хохочут», «кричат». Снеговик, шутливо именуемый «ребячьей грозой», оказывается в эпицентре увеселения. Озвучивается детская фантазия, вызвавшая взрыв смеха: разыгравшиеся сорванцы представляют снеговика живым, способным схватить одного из них «в охапку».

Старшее поколение снисходительно и по-доброму относится к шуму, производимому внуками. Складывается гармоничная картина беззаботного радостного мира, наполненного детскими выдумками и увлекательной игрой.

Подобными интонациями проникнуто художественное пространство «Ветхой избушки», также включенной в зимний цикл поэтической книги. Повторяются отдельные образы и мотивы: «бабушка-старушка» следит из окна за шалунами-внуками, резвящимися на заснеженном дворе. В финале стихотворения звучит новая тема, связанная с ожиданием прихода весны.

Цель: литературное и нравственное развитие, обогащение читательского опыта обучающихся.

  • формировать литературоведческие представления и понятия;
  • учить выявлять позицию автора, выражать своё понимание произведения;
  • развивать речевые умения;
  • развивать воссоздающее и творческое воображение обучающихся;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному.

Оборудование: рисунок Зимушки-Зимы, снеговика; мешок со снегом; импровизированные ворота; снежинки с буквами “п”, “о”, “э”, “з”, “и”, “я”; рисунки снежных комков с текстами; снежинки-модели; сигнальные карточки заместители; 4 ватмана; музыка П.И.Чайковского “Времена года”.

I. Подготовительная работа.

1. – Ребята, к нам на урок пришла гостья, но вам надо узнать кто она.

Тройка-тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрыла серебром. /Зима/

Правильно, это Зимушка-Зима!

Рисунок Зимушки-зимы.

А что я о ней прочитала? Покажите при помощи заместителя.

Почему вы считаете, что это загадка?

Игра “ Отгадай, что в мешке”.

Несмотря на свой суровый характер, зимушка-Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарок.

Мешок, в котором коробка со снегом.

Чтобы угадать, что за подарок принесла Зима, надо опустить руку в мешок, и, не называя то, что там находится, подробно описать.

- “Всё покрылось серебром”, что это такое “серебро”?

А как ещё можно назвать снег, с чем сравнить?

О какой “тройке” идёт речь?

Сколько всего зимних месяцев?

Какой месяц первый? Какой последний? Какой месяц между декабрём и февралём?

Какие изменения произошли в природе с приходом зимы?

2. Динамическая пауза.

Давайте встанем в круг, и расскажем об изменениях в природе.

Дети идут по кругу и хором произносят слова.

Так недавно к нам в оконце
Каждый день глядело солнце,
А теперь пора настала –
В поле вьюга загуляла.
Разбежалась с песней звонкой,
Всё укрыла как пелёнкой,
Запушила снежным пухом –
Стало всюду пусто, глухо.

3. Проверка домашнего задания.

Зимушка-Зима очень любит не только себя показать, но и послушать, что о ней люди говорят. Поэтому предлагаю поиграть. Игра называется “Ворота Зимы”. Для этого надо разбиться на пары и рассказать пословицы и поговорки о зиме, которые вы готовили дома. Говорить надо громко, чётко, чтобы Зимушка-Зима их услышать могла. Кто в ворота пройдёт, тот занимает своё место за партой.

Кто пословицу иль поговорку прочтёт,

Тот и в ворота Зимы пройдёт.

Игра “Ворота Зимы”.

Дети стоят парами перед воротами.

Чья пара называет пословицу или поговорку о зиме – проходит.

Покажите заместитель, которым обозначаем пословицы.

4. – Но зимушка-Зима никак не хочет успокаиваться. Говорит: “ Ледяной ветер на вас напущу, снегом всё завалю. Буду морозом щёки, нос щипать, если не справитесь со следующим заданием”.

Выложить из снежинок слово “Поэзия”.

Знаете ли вы, что означает это слово?

Поэзия – это искусство, это стихотворная речь. Стихотворения создают поэты. Это те люди, которые обладают талантом так построить речь, чтобы она звучала как музыка.

Поэзия – это чудесная страна. Я приглашаю вас в путешествие по стране с удивительным названием “Поэзия”.

На доске рисунки двух снежных комков.

На обратной стороне написаны тексты.

Но дорогу нам перекрыли два огромных снежных кома. Чтобы их убрать с дороги, надо определить, какой из текстов можно отнести к поэзии.

1.) Белым ровным слоем покрыл снег землю. Все деревья окружены снегом. Под его тяжестью берёзы и ели склонили свои ветви. Очень тихо вокруг. А в лесу мороз кружева развесил – ни в сказке сказать, ни пером описать. Невзначай зацепишь – летит на шапки алмазная пыль.

2.) Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит, -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

Какие строки можно отнести к поэзии? Почему?

II. Слушание и работа над стихотворением А.А. Блока “Снег да снег”.

Мы начинаем своё путешествие по стране “Поэзии”, но отправиться в него сможет только тот, кто умеет не только слушать, но и видеть.

Может ли человек, читая или слушая, “увидеть” то, о чём говорится?

А вы умеете слушать? А видеть?

Тогда в путь!

1. Чтение стихотворения учителем.

2. Работа с произведением.

Что я вам читала? Покажите заместитель.

Почему вы так думаете?

Пока я читала стихотворение, в воздухе кружились снежинки. Они легли к вам на парты и просят изобразить на них модель обложки к прослушанному стихотворению.

У каждого ученика на парте лежит снежинка.

На доске большая снежинка, на которой будет работать учитель.

3. Словарная работа.

Есть ли в стихотворении слова, значение которых вам непонятно?

Это стихотворение написал А.А.Блок.

Он родился в семье, где увлекались литературой. Стихи Александра Александровича отличаются напевностью и музыкальностью. Известно, когда поэт читал свои стихи, то слушатели шёпотом повторяли вместе с ним строки.

Поэзия А.А.Блока проникнута такой задушевностью, что тот, кто знакомится с ней, навсегда остаётся почитателем поэта.

А.А.Блок чаще писал о природе, родине, чувствах человека.

5. Продолжение работы с произведением.

А о чём это стихотворение?

Покажите, каким цветом обозначается стихотворение о природе?

Изобразите это на модели.

Как бы вы озаглавили это произведение? Почему?

А.А.Блок назвал своё стихотворение “Снег да снег”.

Изобразите название стихотворения на модели.

6. Работа с моделью обложки.

Покажите, где на модели указывается фамилия автора.

Покажите, где на модели указывается название произведения.

Как называется произведение А.А.Блока, которое вы сегодня слушали?

Где на модели указан жанр произведения? Каким знаком обозначаем?

К какому жанру относится произведение А.А.Блока “Снег да снег”?

Какова тема стихотворения?

Как обозначили тему на модели обложки?

III. Повторное слушание.

IV. Творческая работа.

А. А. Блок написал стихотворение “ Снег да снег” при помощи слов, а вам предстоит изобразить то, что вы увидели во время слушания при помощи красок.

Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”.

Дети работают в творческих группах.

V. Презентация работ учащихся.

Назовите произведение, которое мы слушали на уроке.

VII. Домашнее задание.

Принести книги со стихами А.А.Блока.

Александр Александрович Блок

Снег да снег. Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, светло и бело!
Только черные, черные стены…

И дыханье выходит из губ
Застывающим в воздухе паром.
Вон дымок выползает из труб;
Вот в окошке сидят с самоваром;

Старый дедушка сел у стола,
Наклонился и дует на блюдце;
Вон и бабушка с печки сползла,
И кругом ребятишки смеются.

Притаились, ребята, глядят,
Как играет с котятами кошка…
Вдруг ребята пискливых котят
Побросали обратно в лукошко…

Прочь от дома на снежный простор
На салазках они покатили.
Оглашается криками двор —
Великана из снега слепили!

Палку в нос, провертели глаза
И надели лохматую шапку.
И стоит он, ребячья гроза, —
Вот возьмет, вот ухватит в охапку!

И хохочут ребята, кричат,
Великан у них вышел на славу!
А старуха глядит на внучат,
Не перечит ребячьему нраву.

В 1913 г. вышли в свет два детских поэтических сборника Блока. Произведение 1906 г. вошло в книгу «Круглый год», адресованную самым юным читателям. Стихотворения разделены по временам года, и сезонные изменения в природе составляют основу тематики цикла. Веселые забавы во дворе, снежная красота природы и предвкушение чудесного Рождества — таковы основные смысловые доминанты зимнего раздела книги.

Стиль произведения определяется влиянием образной структуры русской сказки в сочетании с классическим ритмическим строем, четким и строгим.

Стихотворение начинается с изображения занесенной сугробами деревни. В пейзажной зарисовке «снежного простора» безусловно, господствуют светлые тона, и яркая белизна резко выделяется на фоне черных стен избы.

Интересен порядок образов, отраженных во втором катрене. Ряд начинается с пара, слетающего с губ в морозную погоду. Затем возникает изображение сходной реалии — дыма из трубы. Аналогия завершается паром, идущим от горячего самовара. Вместе с ним меняется и позиция рассказчика: сюжетным центром становится комната, а основными персонажами — дедушка, бабушка и ребята.

Внимание рассказчика сосредоточено на поведении юных обитателей избы, в описании которого изобилует лексика с семантикой положительных эмоций. Дети заняты беззаботной игрой, и вскоре они выбегают на двор в поисках новых забав. Вместе с ними перемещается и рассказчик, который с удовольствием описывает катание на санках и лепку снежного «великана». Восторг и веселье нарастают, что передается лексемами «криками», «хохочут», «кричат». Снеговик, шутливо именуемый «ребячьей грозой», оказывается в эпицентре увеселения. Озвучивается детская фантазия, вызвавшая взрыв смеха: разыгравшиеся сорванцы представляют снеговика живым, способным схватить одного из них «в охапку».

Старшее поколение снисходительно и по-доброму относится к шуму, производимому внуками. Складывается гармоничная картина беззаботного радостного мира, наполненного детскими выдумками и увлекательной игрой.

Подобными интонациями проникнуто художественное пространство «Ветхой избушки», также включенной в зимний цикл поэтической книги. Повторяются отдельные образы и мотивы: «бабушка-старушка» следит из окна за шалунами-внуками, резвящимися на заснеженном дворе. В финале стихотворения звучит новая тема, связанная с ожиданием прихода весны.

Снег да снег. Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, светло и бело!
Только черные, черные стены…
И дыханье выходит из губ
Застывающим в воздухе паром.
Вон дымок выползает из труб;
Вон в окошке сидят с самоваром;
Старый дедушка сел у стола,
Наклонился и дует на блюдце;
Вон и бабушка с печки сползла,
И кругом ребятишки смеются.
Притаились ребята, глядят,
Как играет с котятами кошка…
Вдруг ребята пискливых котят
Побросали обратно в лукошко…
Прочь от дома на снежный простор
На салазках они покатили.
Оглашается криками двор -
Великана из снега слепили!
Палку в нос, провертели глаза
И надели лохматую шапку.
И стоит он, ребячья гроза, -
Вот возьмет, вот ухватит в охапку!
И хохочут ребята, кричат,
Великан у них вышел на славу!
А старуха глядит на внучат,
Не перечит ребячьему нраву.

Анализ стихотворения «Снег да снег» Блока

Стихотворение Александра Блока «Снег да снег» входит в один из сборников детских стихов, изданных в 1913 году. Сборник называется «Круглый год» и посвящен описанию того, как меняется природа на фоне смены сезонов. Стихотворения из зимней части цикла передают красоту снежного пейзажа, веселье детских игр и радостное ожидание рождественских чудес.

Произведение адресовано маленьким читателям и стилизовано образами русской народной сказки. В то же время оно написано строгим классическим строем, ритмичным и четким.

Повествование начинается с описания зимнего утра в деревне, укрытой сугробами. Перед нами предстает светлый морозный ландшафт. Ослепительный белый снег и черные стены избы – яркий контраст картинки, образ видения мира, свойственный детям.

Далее следует ряд чередующихся образов, зимних и уютных, — это пар, идущий от губ, дым из печной трубы, натопленная изба, горячий чай. Вместе с автором читатель на улице и наблюдает за персонажами в окно. Затем повествование переносит нас в избу. В комнате дедушка, бабушка и внуки. Обычные дневные хлопоты взрослых и детские игры. Ребяческая непоседливость и размеренные движения стариков создают ощущение гармонии, непрерывного круговорота жизни, где всегда рядом юность и старость, бесшабашное веселье и спокойная мудрость.

Внимание читателя направлено на детей, их беспечные забавы. Описание пронизано светлыми эмоциями – смехом, беззаботностью, добротой. Ребята резвятся в комнате, играют с котятами, затем дружно выбегают во двор за новыми развлечениями. Автор передает детский восторг от веселого катания на санках. А следующая забава, лепка снеговика, дает простор детской фантазии: «снежный великан» ожил и вот-вот схватит одного из сорванцов. Бабушка наблюдает за игрой внучат из окна избы, умиротворенно глядит на их шалости, радуясь веселым крикам и хохоту.

Основная идея произведения говорит читателям о том, что жизнь естественна и проста, в каждом моменте и в любом возрасте есть своя радость. В детстве все вокруг воспринимается так ярко и непосредственно, как никогда потом, но память о беззаботных детских днях, сказочных образах, наполняющих обычные для взрослых дела и предметы, согревает нас всю жизнь. И в старости, когда время тянется медленно, день полон раздумьями и воспоминаниями, веселые проказы и смех внуков радуют бабушек и дедушек. Ведь жизнь продолжается.