История Леля и Купавы настолько романтична, что стала символом самой чистой, искренней и честной любви. Когда-то она существовала в форме народного предания, однако с XIX века больше известна по авторской сказке драматурга Александра Островского и написанной по ней опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Центральное место в этом произведении занимает сама Снегурочка и ее трагичная история: дочь Мороза и Весны, она погибает, как только ее сердце согревает любовь. Лель и Купава же обретают свое счастье, пережив собственные драмы: Лелю отказывает в любви Снегурочка, и из-за нее же оставляет свою невесту Купаву Мизгирь.

В этом «любовном четырехугольнике» каждому отведена определенная роль. Купава воплощает живое, земное, человеческое женское начало. Характер прекрасного пастуха Леля заимствован из славянской мифологии: современники Островского полагали, что в древние времена на Руси так звали божественного покровителя любви и брака, которого можно сравнить с купидоном (современные исследователи не поддерживают эту точку зрения). В сказке же он обладает поистине магической властью над женскими сердцами, вплоть до того, что его просто не пускают переночевать в дома, где есть дочери на выданье. И Лель, и его возлюбленная Купава проделывают большой путь, чтобы обрести истинную любовь: Купава отказывается от «брака по расчету», а Лель готов преодолеть свою легкомысленность и раскрыть сердце. И пока Снегурочку и Мизгиря в прямом смысле сжигают страсти, Купава и Лель познают самую настоящую и живую любовь.

События сказки «Снегурочка» происходят в дохристианские времена: вымышленное Берендеево царство встречает приход весны и лета по языческим обычаям. Александр Островский весьма бережно обращался с народным наследием, создавая авторское произведение, поэтому заимствованные из фольклорной культуры сюжеты и мотивы аккуратно вплетаются в эту историю.

Мастера-камнерезы также стремились сохранить это очарование: лиричность образа музыканта подчеркнута нежной гаммой использованного камня. Скрупулезная детальность работы проявилась в решении декора одежды: вышивка на рубахе, пестрая клетка ткани штанов, обильный узор на сапогах. А узорчатый резной малахит основания и столь же прихотливо проработанная сказочная трава-мурава из офита объединяют персонажей одной сказки в этой серии - Леля и Купаву.

Из весенней сказки А. Островского «Снегурочка»

Купава:

Насилу я нашла тебя, желанный,

Сердечный друг, голубчик сизокрылый!

Не в глазки, нет, не в щечки целовать, -

У ног лежать, голубчик сизокрылый,

У ног лежать должна Купава.

Лель:

Летят и льнут к соте мухи,

К воде листок, к цветочку пчелка льнет -

К Купаве Лель.

Купава:

Голубчик сизокрылый!

Тепло мое сердечко, благодарной

Навек тебе останусь; ты от сраму,

От жгучих игл насмешки и покоров

Купаве спас девическую гордость.

При всем честном народе поцелуем

Сравнял меня, забытую, со всеми.

Лель:

Да разве я не знал, какое сердце

Куплю себе, тебя целуя. Если

У глупого мальчонка-пастуха

Рассудка нет, так вещим сердцем сыщет

Подружку он.

Купава:

Подружку? Нет, собачку.

Мани меня, когда ласкать захочешь,

Гони и бей, коль ласка надоест.

Без жалобы отстану, только взглядом

Слезящимся скажу тебе, что я, мол,

Приду опять, когда поманишь.

Лель:

Души моей, Купава, сиротинка

Свою гульбу-свободу отгулял.

Победная головка докачалась

До милых рук, долюбовались очи

До милых глаз, домаялось сердечко

До теплого приюта.

Купава:

Лель пригожий,

Надолго ли любовь твоя, не знаю;

Моя любовь до веку и до часу

Последнего, голубчик сизокрылый!

Лель:

Идем скорей! Бледнеют тени ночи.

Смотри, заря чуть видною полоской

Прорезала восточный неба край,

Растет она, яснее, ширясь. Это

Проснулся день и раскрывает веки

Светящих глаз. Пойдем! Пора приспела

Встречать восход Ярила-Солнца. Гордо

Перед толпой покажет Солнцу Лель

Любимую свою подругу.

  1. Как видно из названия главным героем произведения является Снегурочка – дочь Мороза и Весны. Прекрасная девушка с неземной красотой, ледяным сердцем и безграничным желанием любить. Чтобы понять, что значит любить, Снегурочка готова пойти на любые жертвы.
  2. Родители снегурочки: Мороз и Весна-Красна . Мороз жесткой, грозный повелитель холодных ветров и зимней стужи. Он готов отдать все только бы уберечь свою дочь от ошибок. От своей матери Весны Снегурочка получила способность любить.
  3. Лель – беззаботный пастух, жаждущих внимания девушек. Именно он сможет пробудить в Снегурочке любовь.
  4. Мизгирь – проезжий купец, полюбивший Снегурочку всей душой за ее красоту и наивность, бросивший невесту только быть со своей любимой.

Пролог

В центре сюжета царство берендеев. Уже давно должна была наступить весна, но горы царства покрыты снегом. На Красной горке стоит Леший и смотрит как спускается с небес Весна-Красна. Но Берендеев посад не готов к встрече с весенним солнцем и пением птиц.

Мороз заполонил все царство берендеев. А все из-за того, что Весна сыграла с Морозом злую шутку, теперь она у него в неволе. Весна признается Лешему, что у них с Морозом есть дочь – Снегурочка.

Спор Весны и Мороза

На Красную горку спускается Мороз, дабы решить, кто будет заботиться о Снегурочке. Мороз хочет спрятать дочь в лесной чаще, чтобы уберечь от людских проблем. Весна же наоборот хочет, чтобы ее дочь жила среди людей. Мороз убеждает Весну отдать ему ребенка, предупреждая ее о злом умысле бога солнца Ярило.

Ярило хочет погубить Снегурочку – как только в ее сердце загорится огонёк любви, она растает. Весна-Красна не верит словам Мороза. Чтобы решить спор Мороз спрашивает у дочери: «Где бы она хотела жить?». Девушка признается, что всегда мечтала жить среди людей, танцевать, петь песни и радоваться весеннему солнцу. Уже давно Снегурочка мечтает о прекрасном молодом пастухе, которого зовут Лель.

Снегурочка в царстве берендеев

Девушку отдают на воспитание к бездетному Бобылю. В царство берендеев приходит весна, народ встречает ее громкими плясками, хороводами и песнями. Спокойно живет Снегурочка у Бобылей. Из-за своей наивности, скромности и стыдливости у нее совсем нет подруг, да и женихи не выстраиваются за ней в ряд.

Однажды к Бобылем заглядывает молодой пастух Лель. Другие жители деревни остерегаются оставлять у себя дома бедного пастуха, боясь, что их дочери влюбятся в молодого парня. Односельчане одаривают Леля деньгами, а Бобыли, позарившись на деньги, приглашают юношу на ночлег.

Неискушенность Снегурочки

Красота Снегурочки пленяет пастуха. Однако врожденная скромность и стыдливость не дает девушке показать своих чувств. Со всей добротой она дарит юноше цветок за исполненную песню.

Но Лель не отличается бескорыстностью и просит у девушки более значимых подарков – поцелуев. Устав ждать ответных поступков от Снегурочки, пастух отправляется в город, обольщать других девушек своими танцами и песнями.

Знакомство Снегурочки с богатым кузнецом Мизгирем

У Снегурочки нет подруг среди односельчан, лишь одна Купава разделяет с дочерью Весны все невзгоды и печали. Купава готовится к свадьбе с молодым, богатым кузнецом Мизгирем. Она откровенно рассказывает Снегурочке о своей любви к молодому юноше, о своем безграничном счастье.

Купава решает познакомить Снегурочку со своим женихом на девичнике. Купец недавно приехал в деревню, с гостинцами для родни невесты. С первого же взгляда на Снегурочку сердце Мизгиря замирает, он забывает о свадьбе, о своей невесте и любви к Купаве.

Он прилюдно признается Снегурочке в любви и расторгает помолвку. Брошенная невеста совершает самоубийство на берегу реки, но Лель успевает ее спасти. Все молодые девушки ненавидят Снегурочку, а Купава отправляет к царю берендеев с проклятьями в адрес бывшего жениха.

Знакомство Снегурочки с царем

Разгневанный царь Берендей выгоняет купца из страны. Мизгирь достойно принимает царское наказание, но просит царя повидаться с возлюбленной. Царь и сам жаждет познакомиться с таинственной красавицей. По приглашению царя Бобыли со Снегурочкой прибывают в царский дворец.

Берендей сражен таинственной, ледяной красотой Снегурочки, ее наивностью и целомудрием. Он решает выдать девушку замуж за богатого вельможу, чтобы угодить богу солнца Ярило.

Однако девушка не хочет выходить замуж, человеческие чувства теперь противны ей. Берендей советуется со своей женой Еленой Прекрасной о замужестве Снегурочки. Царица понимает, что растопить сердце прекрасной девушки сможет только ее первый возлюбленный – пастух Лель.

Последний подарок Весны

Лель влюбляется в Купаву, однако приглашает Снегурочку на праздник весны. Лель не собирается признаваться в любви дочери Весны, он хочет показать ей, как больно, когда тебя отвергают. Снегурочка надеется на взаимность со стороны Леля, но в ответ получает только упреки. Снегурочке никогда не понять человеческих, плотских чувств.

Мизгирь старается заинтересовать Снегурочку дорогими подарками и своей любовью. Но девушки не нужны богатые дары купца, она хочет научиться любить Леля. Обозленный Мизгирь хватает девушку и тащит ее в лес, пытаясь овладеть девушкой силой. К счастью, волшебные лесные жители оберегают Снегурочку по велению ее отца.

Снегурочка просит мать Весну научить ее человеческой любви. Весна-Красна остерегает дочь, напоминая о жестокости человеческих чувств. Но отказать любимой дочери она не может. Весна дает дочери плетенный из цветов венок: первый, кого встретит Снегурочка, станет ее возлюбленным на всю жизнь.

Смерть Снегурочки

Возлюбленным Снегурочки становится Мизгирь. Богатый купец не может скрыть своего счастья и не волнуется о губительных лучах Солнца, которые могут забрать у него его любимую. Мизгирь приводит девушку на Ярилину гору, где все односельчане и царь готовятся обвенчать прекрасную пару.

Первые лучи солнца не дают Снегурочке стать женой Мизгиря. Так, предсказание ее отца сбывается – Снегурочка тает на солнце от человеческой любви.

В давние-давние времена Весна-Красна и Дед Мороз родили дочку – Снегурочку. 16 лет Мороз скрывал её под охраной леших, волков и филинов в лесном тереме, куда никому не было дороги. Чтобы Снегурочке не повредило тепло, Мороз сделал все эти 16 зим необычайно холодными и уговорил супругу-Весну приходить на землю попозже.

Но когда снежная девушка выросла, и ей стало скучно в одиночестве среди зверей и лесных чудовищ. Весна-Красна, жалея свою дочь, уговаривала Мороза отпустить её пожить в ближнюю слободку племени берендеев. Мороз не соглашался. Он знал, что враг его, солнечный бог Ярило, гневается за 16 ледяных зим и собирается разжечь своими лучами в сердце Снегурочки любовное пламя, которое растопит её и погубит.

Снегурочка. Художественный фильм по пьесе А. Островского, 1968

Однако Весна всё же уговорила Мороза отпустить дочку к людям. Мороз дал на это согласие, но под условием, чтобы Снегурочка жила у берендеев в избе нищей семьи бобыля Бакулы и его жены-Бобылихи. Мороз надеялся, что слободские парни не станут пялить глаз на бедную невесту и без их ласок любовь в душе его дочери не разгорится.

Снегурочка с радостью согласилась поселиться среди людей. Празднуя вскоре Масленицу – проводы зимы, берендеи увидели на опушке леса необычайно красивую девушку. Она сказала, что ей некуда идти, и попросилась в дом к Бакуле и его жене.

«Снегурочка», 1 действие – краткое содержание

Ленивые, жившие нахлебничеством у чужих Бобыль и Бобылиха с радостью приняли к себе Снегурочку. Они ждали, что к такой красавице валом повалят богатые женихи и будут оделять их деньгами. За Снегурочку и вправду стали драться все местные парни. Однако она, дочь Мороза с ледяным сердцем, не чувствовала к ним ничего, хотя страстно желала ощутить любовь. Снегурочка прилежно работала на Бобыля и Бобылиху, но они то и дело корили её за неумение привадить парней.

Все слободские девушки сохли по бедному пастуху Лелю, который был очень красив, искусно плёл венки из цветов, пел сладкие, страстные песни и считался первым сердцеедом в округе. Снегурочка любопытно глядела на Леля и любила разговаривать с ним, силясь испытать то состояние души, которого никогда не испытывала. Но избалованный девичьим вниманием Лель то заигрывал с ней, то издевался. Не чувствуя любви, Снегурочка, как дитя, ощущала горе и ревность.

В её лучшую подругу, Купаву, влюбился купец Мизгирь – статный молодой красавец. С мешками подарков Мизгирь явился свататься к Купаве в слободку, но, увидев Снегурочку, был так потрясён её красотой, что тут же бросил невесту. Он стал просить у Бобыля и Бобылихи руки их «дочери». Те велели Снегурочке принять богатые дары купца. «Сбирайте дань, завистливые люди, с подружкина несчастья, богатейте моим стыдом», – горестно причитала она.

Снегурочка. Мультфильм по пьесе А. Островского

Купава в исступлении проклинала обманщика Мизгиря и «разлучницу» Снегурочку. По приказу Бакулы Снегурочка прогнала Леля, и тот возненавидел её. Купава решила идти с жалобой на Мизгиря к самому царю Берендею.

«Снегурочка», 2 действие – краткое содержание

Царь Берендей давно тревожился тем, что пятнадцать последних холодных зим и вёсен пригасили любовный огонь в сердцах его подданных. Юноши и девушки меньше тянулись друг к другу, ослабла связь между женами и мужьями, пошатнулась супружеская верность.

Завтра в заповедном лесу берендеи должны были отмечать великий праздник Ярилы: пировать всю ночь, а потом встречать солнечный восход. Царь задумал устроить во время этого торжества венчание всех невест и женихов, которые есть в народе, чтобы такое зрелище умилостивило разгневанного на холод Ярилу.

Но накануне праздника к Берендею явилась с жалобой на Мизгиря Купава. Царь созвал весь народ для суда над тем, кто посмел надругаться над девичьим чувством.

На суд пришла с родителями и Снегурочка. Впервые увидев её, Берендей был восхищён её красотой не меньше Мизгиря. Он просил Снегурочку самой найти себе жениха и участвовать с ним в завтрашней брачной церемонии. Однако она ответила, что неспособна чувствовать любовь.

Царь возгласил: тот из берендеев, кто сумеет до рассвета увлечь Снегурочку нежной страстью, получит её в жёны и будет первым гостем на дворцовых пирах. Воспламенить любовь в Снегурочке вызвались Мизгирь и Лель.

«Снегурочка», 3 действие – краткое содержание

Вечером берендеи собрались на поляне в лесу отмечать праздник Ярилы. Лель, подойдя к Снегурочке, запел песню про красных девиц, но потом на глазах у неё стал целоваться с Купавой. Снегурочка стала со слезами на глазах упрекать Леля, но он бросил ей: «Сама ты виновата, немало я любил тебя, горючих немало слез украдкой пролил».

Лель ушёл, а рядом со Снегурочкой появился Мизгирь. Упав перед ней на колени, он молил её о любви. Но властный и самолюбивый Мизгирь внушал Снегурочке страх. Она сказала, что никогда не сможет его полюбить. Мизгирь, потеряв голову, попытался взять её силой, однако появившийся вдруг леший колдовством бросил его в лесную чащу. Чары лешего заставили Мизгиря всю ночь гоняться за призраком Снегурочки, который то там, то здесь возникал у него перед глазами.

Избавившись от Мизгиря, Снегурочка вскоре вновь встретила Леля и стала умолять, чтобы он отвёл её к царю как свою невесту. Но Лель ушёл к Купаве, сказав: я буду встречать восход Ярила только вместе с ней. Робкое чувство Снегурочки по сравнению с горячей любовью Купавы выглядело в его глазах смешным и детским.

Снегурочка с рыданиями бросилась к своей матери, Весне – просить, чтобы она вдохнула в её ледяное сердце подлинную страсть.

«Снегурочка», 4 действие – краткое содержание

Близ места празднества стояли гора и озеро. Снегурочка прибежала на озерный берег, и из воды к ней поднялась Весна-Красна, окружённая цветами.

Снегурочка стала просить, чтобы мать подарила ей способность любить. Весна напомнила Снегурочке пророчества отца-Мороза: любовь её погубит. Но девушка настаивала: «Пусть гибну я, любви одно мгновенье дороже мне годов тоски и слез».

Весна надела на голову дочери венок из цветов, и душу Снегурочки охватила любовная страсть. В восторге ей казалось, что даже трава и деревья обрели новую красоту.

Весна пожелала Снегурочке сегодня же найти себе юношу по сердцу, но велела до утра спешить домой, чтобы не попасть на рассвете под лучи Солнца-Ярилы, которые разожгут жар в ней так, что он растопит её. Весна вновь опустилась в озеро, а Снегурочка радостно побежала по тропинке – и натолкнулась на Мизгиря, чей мужественный облик теперь сладко её зачаровал.

Она бросилась к нему на грудь и сказала, что согласна стать его женой. Обрадованный Мизгирь повлёк Снегурочку к царю Берендею, чтобы вместе с ней принять участие в брачной церемонии на восходе. Снегурочка просила быстрее вести её домой, однако Мизгирь, не слушая, бежал с нею на поляну, где хоры берендеев уже начинали славить рассвет.

«Снегурочка» - пожалуй, наименее типичная из всех пьес Александра Островского, резко выделяющаяся среди прочего его творчества лиричностью, необычной проблематикой (вместо социальной драмы автор уделил внимание драме личной, обозначив в качестве центральной темы тему любви) и совершенно фантастическим антуражем. Пьеса рассказывает историю Снегурочки, которая предстаёт перед нами юной девушкой, отчаянно жаждущей единственного, чего у неё никогда не было — любви. Сохраняя верность основной линии, Островский параллельно раскрывает ещё несколько: устройство своего полубылинного-полусказочного мира, нравы и обычаи берендеев, тему преемственности и воздаяния, и цикличности жизни, отмечая, пусть и в иносказательной форме, что жизнь и смерть всегда идут рука об руку.

История создания

Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.

Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.

В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ритмичности «Снегурочки» - слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.

Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» - ярчайшая веха в творчестве драматурга.

Анализ произведения

Описание произведения

В основе сюжета — жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, - а в семье Бобыля и Бобылихи. Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может — даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж. Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их. Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье — увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить — или погибнуть.

Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.

Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.

Главные герои

(Сцена из балета-спектакля "Снегурочка" )

Снегурочка — центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её.
Мороз — отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.

Весна-Красна — мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.

Лель — ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.

Мизгирь — торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго — и после ее гибели сам расстался с жизнью.

Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава - все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.

«Снегурочка» - произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов — это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки, повествующие о девочке из снега.

То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир — отвергала людей — получила любовь — прониклась человеческим миром — погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.

Так, одна из центральных тем — взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.

Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции; такому царю легко симпатизировать.

При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.

«Снегурочка» Островский

«Снегурочка » анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Александра Николаевича Островского по праву можно считать создателем репертуара для национального русского театра. Несмотря на то, что прославился он больше всего своими произведениями о нравах русского купечества (которое критик Николай Добролюбов очень метко прозвал «темным царством»), среди мрачных и немного страшных сюжетов из жизни замоскворецких купцов есть очень светлое и сказочное произведение - «Снегурочка» , написанное в 1873 году.

В основе сюжета пьесы драматург использовал русскую народную сказку из сборника Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». Именно поэтому в пьесе действуют славянские высшие и низшие божества: Ярило, Мороз, Весна, Леший. Особенность и в том, что пьеса «Снегурочка», в отличие от всех предыдущих, написана в стихах, но без рифмы. Однако единый ритм произведения позволил положить его на музыку. Вся пьеса - своеобразная поэтическая стилизация под русский фольклор, которым Островский тогда был увлечен.

Объясняется это тем, что в 1873 году труппа Малого театра вынуждена была переехать в Большой театр на время ремонта. Так под одной крышей оказались оперная, балетная и драматическая труппы. Тогда и решила комиссия управления московскими императорскими театрами поставить спектакль-феерию с участием всех артистов. Островский сочинил пьесу в короткий срок, закончив в день своего пятидесятилетия. А музыку к спектаклю написал молодой и малоизвестный тогда композитор Петр Ильич Чайковский.

Таким образом, лирическая пьеса Островского стала многоуровневым, многослойным произведением, так как воплотила в себе и народную сказку о девушке-снегурочке, и народное предание о древнем племени берендеев, и мифологические черты славянских легенд, и старинные обряды и песни. А еще «весенняя сказка» Островского дышит такой чистотой поэзии, что напоминает сказки Пушкина. Да и по смыслу в ней много пушкинского: жизнь предстает как волшебство красоты и трагедия одновременно, и добро в человеке оказывается природной основой.

Поэтому жизнь природы в пьесе выглядит как царство суровых контрастов холода и тепла, безжизненности и цветения. Островский пишет о природе как о человеке. Пейзаж напоминает портрет, в который вглядывается художник. Обилие эмоциональных эпитетов, сравнения, которые ставят природные явления в один ряд с человеческими чувствами, подчеркивают близость природного и человеческого начал в сознании драматурга.

Действие пьесы происходит в царстве Берендея. Оно больше напоминает этакое утопическое государство, в котором люди живут по законам чести и совести, боясь вызвать гнев богов: это некий идеал общественного устройства, созданный Островским. Даже царь, который на Руси был единоличным правителем, самодержцем, в произведении воплощает народную мудрость. Он беспокоится о своем народе по-отечески: ему кажется, что его подданные перестали замечать красоту природы, а больше испытывают тщеславие и зависть. Вот за это и рассердился на берендеев Ярило, который с каждым годом все больше и больше морозит людей. Тогда Берендей открывает один из главных законов природы: «Все живое должно любить» . И просит своего помощника Бермяту в Ярилин день собрать как можно больше женихов и невест, чтобы, освятив их брак, принести жертву богу Солнца.

Однако основной драматургический конфликт связан как раз с противоборством любви и «сердечной остуды» в душе Снегурочки, которая живет в холодной чистоте одиночества, а душой стремится к пожару любви, отчего и должна погибнуть. Отец-Мороз предупреждает об этом мать Весну-Красну: он говорит, что Ярило поклялся отомстить ему, используя их дочь Снегурочку. Дескать, когда она по-настоящему полюбит, Ярило растопит ее своими горячими лучами.

Не сразу Снегурочка познала, что такое настоящая любовь. Оказавшись в семье бездетного Бобыля, девушка ждет той же любви, что от матери с отцом. Но Бобыль и Бобылиха воспринимают приемную дочь в качестве своеобразной приманки для богатых женихов. Только женихи все не те: многие парни перессорились со своими девушками из-за Снегурочки, но ни она не готова отдать свое сердце, ни приемных родителей обычные берендеи не устраивают.

Самой же Снегурочке нравится пастушонок Лель, щедро одаривающий своими песнями всех девушек в округе. Это и задевает героиню: ей хочется, чтобы любили только ее. Когда же находится богатый жених, «торговый гость» Мизгирь, готовый ради Снегурочки отдать все богатства, не может она найти в своем сердце чувства к нему. Несчастны все: Купава, несостоявшаяся невеста Мизгиря, Мизгирь, который не может больше думать ни о ком, кроме Снегурочки, пленившей его своей красотой, да и сама Снегурочка страдает, так как не знает, что такое настоящая любовь.

Обратившись за помощью к матери, героиня получает то, чего хотела больше всего на свете, - возможность любить. Весна-Красна говорит, что она полюбит первого встречного. По счастью, им оказывается Мизгирь, и читатель может представить, что теперь все закончится благополучно. Но нет, Мизгирь, опьяненный любовью Снегурочки, хочет всем показать, что смог добиться своего - взаимности красавицы. Не слушая просьб девушки, он буквально втаскивает ее на гору, где берендеи встречали рассвет, и под первыми лучами солнца Снегурочка растворяется. Уступив закону человеческому, она тает «от сладких чувств любви».

Таяние Снегурочки - это победа над «следами стужи» в сердце. Она была готова погибнуть за право любить всем сердцем. Мизгирь сказал об этом: «Любовь и страх в ее душе боролись» . Теперь страх отброшен, и Снегурочка в последние минуты своей недолгой жизни отдана только любви.

Бесстрашен и Мизгирь. Он сдержал свое обещание: «Беда придет - погибнем вместе» . Гибель Снегурочки для него беда, поэтому он бросается в озеро, чтобы соединиться с прохладной водой, в которую превратилась Снегурочка, еще недавно теплая в его горячих объятьях.

А вот Царь Берендей называет кончину Снегурочки «печальной» , потом «чудесной» . Различие этих эпитетов подсказывает читателю выход из трагедии в жизнеутверждение. Смерть Снегурочки и праздник берендеев оказываются рядом. Ее угасание несет в мир разлив света. Недаром царь говорит:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать …

Так трагедия личности растворяется в общем хоре природы. Говоря словами Пушкина, печаль автора светла, потому что светла человеческая душа: она оказывается свободной и бесстрашной в любви, она сильнее страха самосохранения.