Снижение себестоимости имеет крайне важное значение в общем развитии предприятия т.к. оно дает предприятию конкурентные преимущества и позволяет занимать ему твердые позиции на рынке.

Снижение себестоимости играет первоочередную роль в общем повышении эффективности производства. Конечно, эффективность производства можно повышать разными путями: так это может быть снижение себестоимости или внесение в продукт некоторых изменений (улучшений), что в конечном итоге может повысить спрос на эту продукцию и, как следствие, увеличить прибыль предприятия. При этом снижение себестоимости продукции имеет большее значение для повышения эффективности производства, так как оно имеет гораздо больший экономический эффект, чем увеличение объема продаж, вызванное внесением в продукт каких-то улучшений. Постараемся это продемонстрировать на примере рассматриваемого в этой работе продукта АН-31 (при этом округлив некоторые величины для лучшего восприятия) и представим данные в виде таблицы 12

Таблица 12

Как мы видим из таблицы при снижении себестоимости на 7% и, в другом случае, увеличении продаж на 7% увеличение прибыли составляет в первом случае 50%, а во втором лишь 7% (1500/1000=1,5 т.е. ув. на 50% ; 1070/1000=1,07 т.е. ув. на 7%). Таким образом при прочих равных условиях снижение себестоимости дает на 40% больший эффект, чем увеличение объема продаж (1500/1070=1,4 т.е. на 40% больше).

Снижение себестоимости предполагает экономное потребление ресурсов, что говорит не только о количественном, но и качественном воздействии на экономический потенциал страны и его перспективные изменения.

Так как себестоимость продукции состоит из разных статей, то соответственно существуют различные направления снижения себестоимости. К ним относятся: повышение производительности труда, улучшение использования основного и вспомогательного сырья, топлива, энергии на единицу продукции, сокращение потерь. Однако есть и другой путь, упомянутый в теоретической части - увеличение объема производства за счет более полного использования производственной мощности предприятия - и, как следствие, снижение суммы условно-постоянных расходов на единицу продукции. Ниже мы рассмотрим два мероприятия по снижению себестоимости, основывающиеся на данных методах.

Первое мероприятие:

В основе этого мероприятия лежит экономия от «эффекта масштаба» упомянутая выше. Так производственные мощности отделения ионообменных смол в цехе № 13 рассчитаны на производство смолы АН-31 в объеме 270 тонн в месяц. При этом, реально производится только 70 тонн т.е. оборудование загружено только на 26 % ((70 / 270) * 100 = 26 %). Это довольно низкий показатель загрузки оборудования и в данном случае общая эффективность производства невелика, в связи с неоправданно высокими затратами на эксплуатацию и содержание оборудования приходящимися на единицу продукции. Чтобы исправить данную ситуацию, я предлагаю увеличить производство данного продукта до 150 т. в месяц. Так при интенсификации коммерческих усилий и учитывая уникальность продукта, а также почти полное отсутствие конкурентов в России можно добиться увеличения объема продаж до 150 т. в месяц.

Составим калькуляцию с учетом мероприятия (в условиях отчетного 2002 года) и сравним с плановой в таблице 13:

Таблица 13 Сравнение плановой калькуляции и калькуляции с учетом мероприятий

Наименование статей

Плановая калькуляция на 2002 г., руб. (вып 70 т.)

Плановая калькуляция 2002 г., руб. (вып 150 т.)

Отклонения

Вспомогательные материалы

Полуфабрикаты

Итого материальных затрат

Энергозатраты

Основная зарплата

Отчисления на соц. страх

Итого по переработке

Цеховые расходы

2-ой передел

Цеховая себестоимость

Прочие производств. расходы

Себестоимость производства

Общезаводские расходы

Внепроизводственные расх

Полная себестоимость

Из таблицы видно, что полная себестоимость снизилась на 10897,28 рубля, что составляет 14,7 % ((62513,52 / 73410,81 - 1) * 100 = 14,7 %). Условно-переменные расходы данном случае не изменялись, а вот условно-постоянные были скорректированы следующим образом:

покажем на примере основной зарплаты (стоит заметить, что при увеличении выпуска дополнительной рабочей силы не потребуется т.к. процесс производства идет в полуавтоматическом режиме и постоянного вмешательства человека не требуется)

Осн. зарплата (вып 150 т.) = 2209,28 * 70 / 150 = 1031 руб.

Т.о. постоянные затраты были перераспределены.

Второе мероприятие

Рассмотрим еще одну возможность снижения себестоимости. На этот раз мероприятие направлено на экономию энергоресурсов. Суть данного мероприятия состоит в следующем: при подготовке горячего воздуха для сушильных камер используется горячий пар, который в процессе теплопередачи конденсируется, а конденсат затем удаляется из аппарата - таким образом было предложено вначале нагревать воздух конденсированной водой (температура которой еще достаточно высока), а уж затем паром из которого и получался бы конденсат для первоначального этапа. Все это приведет к экономии пара, снизив его потребление примерно в 1,8 раза, при этом осуществление данного проекта не требует существенной переналадки оборудования и, следовательно, материальные затраты в этом случае будут минимальны.

Пересчет себестоимости с учетом мероприятий:

В результате осуществления данного мероприятия мы получаем уменьшение потребления пара с 7,5 гкал до 4,1 гкал, что снизит затраты на пар с 2235 руб. до 1221,8 руб. В итоге получаем результаты представленные в табл. 14:

Таблица 14

В данном случае снижение себестоимости составит 1013,2 руб., т.е. 1,4 % ((72397,61 / 73410,81 - 1) * 100 = 1,4 %).

Данное мероприятие дает среднегодовой экономический эффект 851088 руб. (1013,2 * 12 * 70 = 851088 руб., где 70 - среднемесячный выпуск в тн). Учитывая все это, уже принято решение об осуществлении данного проекта и он в настоящее время уже выполняется.

Комплексное мероприятие

В данном разделе мы найдем изменения в себестоимости при проведении обоих мероприятий и составим сводную таблицу изменения себестоимости:

Таблица 15 Расчет себестоимости с учетом всех мероприятий

Наименование статей

С/С на 2002 г., руб. (вып 70 т.)

С/С на 2002 г., руб. (вып 150 т. с изм. энергетики)

Отклонения

Вспомогательные материалы

Полуфабрикаты

Итого материальных затрат

Энергозатраты

Основная зарплата

Отчисления на соц. страх

Итого по переработке

Цеховые расходы

2-ой передел

Цеховая себестоимость

Прочие производств. расходы

Себестоимость производства

Общезаводские расходы

Внепроизводственные расх.

Полная себестоимость

Таким образом общее снижение себестоимости составило 11910,48 руб. или 16,22 % - что является очень большой экономией.

Посчитаем среднегодовой экономический эффект от предложенных мероприятий:

11910,48 * 12 * 150 = 21438864 руб., или около 21,44 млн. руб./ год.

Это очень большая экономия, которая обеспечит значительное конкурентное преимущество предприятия и повысит его общую рентабельность.

18.7. Пути понижения себестоимости продукции, работ и?одолжений

В условиях перехода к рыночной экономике значение и роль понижения себестоимости продукции, услуг и работ коммерческой структуре быстро возрастают. С экономических и социальных позиций значение понижения себестоимости продукции, услуг и работ для организаций содержится в следующем:

– в повышении прибыли, остающейся в распоряжении организации, а, следовательно, в появлении возможности не только в несложном, но и расширенном производстве;

– в появлении возможности для решения и материального стимулирования работников многих социальных неприятностей коллектива организации; – в возможности понижения продажной цены на собственную продукцию, что разрешает в значительной степени повысить конкурентоспособность продукции и расширить количество продаж;

– в понижении себестоимости в продукции в акционерных обществах, что есть хорошей предпосылкой для повышения и выплаты дивидендов их ставки.

Решающим условием понижения себестоимости помогает постоянный технический прогресс. Внедрение новой техники, автоматизация и комплексная механизация производственных процессов, совершенствование разработки, внедрение прогрессивных видов материалов разрешают существенно снизить себестоимость продукции.

Важным резервом понижения себестоимости продукции есть кооперирования и расширение специализации. В организациях, специализирующихся на выпуск конкретной продукции с массово-поточным производством, себестоимость продукции существенно ниже, чем в организациях, производящих эту же продукцию в маленьких количествах. Развитие специализации требует установления и самые рациональных кооперированных связей между организациями.

Понижение себестоимости продукции обеспечивается, в первую очередь, за счет увеличения производительности труда. С ростом производительности труда уменьшаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, значительно уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

Успех борьбы за понижение себестоимости снабжает, первым делом, рост производительности труда рабочих, снабжающий в определенных условиях экономию на зарплате или рост выработки, снижающий долю условно-постоянных затрат в себестоимости единицы продукции.

Наиболее значимое значение в борьбе за понижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно – хозяйственной деятельности организации. Последовательное осуществление в организациях режима экономии проявляется в первую очередь в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении затрат по управлению и обслуживанию производства, в ликвидации утрат от брака и других непроизводительных затрат.

Материальные затраты, как мы знаем, в большинстве индустрии занимают значительный вес в структуре себестоимости продукции, исходя из этого кроме того незначительное сбережение сырья, материалов, энергии и топлива при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает большой эффект.

Организация имеет возможность оказывать влияние на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. материалы и Сырьё входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом затрат на перевозку, исходя из этого верный выбор поставщиков материалов воздействует на себестоимость продукции. Принципиально важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, каковые находятся на маленьком расстоянии от организации, и перевозить грузы самый дешёвым видом транспорта.

При заключении соглашений на поставку материальных ресурсов нужно заказывать такие материалы, каковые по качеству и своим размерам совершенно верно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться применять более недорогие материалы, не снижая одновременно с этим качества продукции.

Главным условием материалов затрат и снижения сырья на производство единицы продукции есть совершенствование конструкций технологии и улучшение изделий производства, применение прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм затрат материальных сокровищ.

Сокращение затрат на управление и обслуживание производства кроме этого снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от количества выпуска продукции, но и от их безотносительной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских затрат в целом по предприятию, тем при других равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.

Резервы сокращения цеховых и общезаводских затрат заключаются, в первую очередь, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских затрат в значительной мере включается кроме этого зарплата подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации запасных и подсобных работ ведет к сокращению численности рабочих, а, следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских затрат.

Сокращению цеховых и общезаводских затрат содействует кроме этого экономное расходование запасных материалов, применяемых при эксплуатации оборудования и на другие хозяйственные потребности.

Большие резервы понижения себестоимости заключены в сокращении утрат от брака и других непроизводительных затрат. Изучение обстоятельств брака, обнаружение его виновника позволяют осуществить мероприятия по ликвидации утрат от брака, сокращению и самоё рациональному применению отходов производства.

Так, понижение себестоимости продукции обеспечивается, в первую очередь, за счет увеличения производительности труда, соблюдения строжайшего режима экономии на всех участках производственно- хозяйственной деятельности организации, улучшения конструкций изделий и совершенствование разработки производства, сокращения затрат на управление и обслуживание производства, утрат от брака и других непроизводительных затрат.

Контрольные вопросы

1. Каково значение анализа затрат в деятельности коммерческой структуре?

2. Какие конкретно главные источники информации употребляются при анализе затрат?

3. Какие конкретно показатели определяются для анализа затрат коммерческой структуре?

4. Перечислите главные направления анализа затрат.

5. Перечислите мероприятия по оптимизации затрат.

6. Как определяются затраты на 1 рубль произведенной продукции, в чем преимущество этого показателя?

7. Перечислите факторы, воздействующие на трансформацию уровня затрат на рубль произведенной продукции.

Назовите виды отклонений по производственным затратам.

9. Раскройте содержание анализа «затраты-количество-прибыль».

10. Что такое переменные, маржинальная прибыль и постоянные затраты?

11. Как определяют маржинальный запас и объём безубыточности прочности?

12. Что такое производственный леверидж? Для чего определяют данный показатель?

13. Перечислите пути понижения себестоимости продукции ор-

ганизации.

Контрольные тесты

1. Для процесса анализа затраты организации подразделяются на:

1) необходимые и поощрительные;

2) регулируемые и нерегулируемые;

3) фактические, плановые, нормативные, полные и частичные, неспециализированные и структурные;

4) все перечисленные элементы.

2. Для исчисления себестоимости производимой продукции затраты собирают:

1) по местам происхождения;

2) по элементам затрат;

3) по центрам ответственности;

4) по статьям калькуляции.

3. На какой вопрос дает ответ информация о затратах в разрезе экономических элементов:

1) какие конкретно ресурсы были использованы предприятием на протяжении осуществления деятельности;

2) куда были направлены ресурсы предприятия на протяжении осуществления деятельности.

4. Отклонение в стоимости потребленных материалов благодаря влияния фактора стоимостей определяется по формуле:

1) фактическое количество потребленных материалов?(Фактическая цена материалов – Плановая цена материалов);

2) плановое количество потребленных материалов х (Фактическая цена материалов – Плановая цена материалов).

5. Понятие «отклонение в цене» свидетельствует:

6. Понятие «отклонение числом» свидетельствует:

1) отклонение от нормативной цены на материалы либо нормативной расценки на труд;

2) отклонение числом использованных материалов и сырья.

7. Умножив нормативную цену прямых материальных затрат на нормативное количество прямых материальных затрат, возьмём:

1) отклонение по цене прямых материальных затрат;

2) отклонение по количеству прямых материальных затрат;

3) нормативные прямые материальные затраты;

4) ничего, поскольку оба компонента должны быть суммированы.

8. Отклонение по применению материалов (ОИМ) определяется на базе трех показателей: нормативного количества материалов (НК), нужных для фактического выпуска продукции; фактического количества материалов (ФК), нормативной цены материалов (НЦ). По какой формуле определяются эти отклонения:

1) ОИМ = НК?ФК?НЦ;

2) ОИМ = (НК + ФК)?НЦ;

3) ОИМ = (НК – ФК)?НЦ;

4) ОИМ = (НК – ФК)?НЦ.

9. Отличие между нормативными затратами (НЗ) на фактический выпуск продукции и фактическими затратами труда (ФЗ) – это совокупное отклонение:

1) по труду;

2) по данным;

3) по накладным расходам;

4) по всем перечисленным.

10. Отклонения по цене на материалы (ОМ) определяется посредством трех показаний: нормативной цены (НЦ), фактической цены (ФЦ), количества закупленных материалов (КЗ). По какой формуле возможно выяснить эти отклонения:

1) ОМ = (НЦ + ФЦ)?КЗ;

2) ОМ = (НЦ – ФЦ)/КЗ;

3) ОМ = НЦ?ФЦ?КЗ;

4) ОМ = (НЦ – ФЦ)?КЗ.

12. Маржинальный доход – это:

1) валовая прибыль;

2) постоянные затраты плюс прибыль;

3) прибыль.

13. Связь затрат, выручки, прибыли и объёма производства лежит в базе:

1) анализа поведения затрат;

2) управления предприятием;

3) бюджетирования;

4) анализа формирования доходов.

14. Способ, что более нужен при ответе принять особый заказ либо нет в ситуации, в то время, когда производственные мощности разрешают его выполнить:

1) учета полных затрат;

2) маржинальный.

15. Уровень (эффект) производственного рычага равен 4. Что это указывает:

1) при повышении цены на 4 ед. на столько же возрастает прибыль;

2) в случае если количество продаж увеличится на 10 %, то повышение прибыли будет в 4 раза больше, т.е. 40 %.;

3) в случае если количество продаж увеличится на 10 %, то повышение прибыли также будет на 10 %.

16. Производственный леверидж – это:

1) показатель, характеризующий изменение количества реализации продукции в зависимости от трансформации количества прибыли;

2) показатель, характеризующий изменение количества прибыли в зависимости от трансформации количества реализации продукции;

3) показатель, характеризующий рентабельность продаж в зависимости от трансформации постоянных затрат;

17. Запас прочности – это:

1) процентное отношение превышения фактической выручки над пороговой;

2) процентное отношение превышения маржинального дохода над пороговой выручкой;

3) процентное отношение превышения пороговой выручки над фактической;

4) процентное отношение превышения пороговой выручки над маржинальным доходом.

18. Главные задачи анализа себестоимости отдельных видов продукции:

1) распознать факторы, повлиявшие на отклонение фактических затрат в целом и по отдельным статьям затрат довольно вторых периодов;

2) оценить степень исполнения замысла по себестоимости продукции;

3) найти причины трансформаций общепроизводственных и общехозяйственных затрат.

19. Факторы первого порядка, воздействующие на понижение затрат на 1 руб. товарной продукции:

1) величина коммерческих затрат и количество производства;

2) величина полной себестоимости и выручки от продаж;

3) величина издержек производства и цен на продукцию.

К источникам снижения себестоимости относятся: повышение производительности труда; рациональное использование сырья, материалов Топлива и энергии; улучшение использования оборудования; сокращение затрат на обслуживание, управление производством и на сбыт продукции. Эти источники постоянны и значимость их возрастает под действием прежде всего интенсификации производства на основе ускорения Научно-технического прогресса, совершенствования организации производства и труда, роста объемов производства и т.д.

Снижение себестоимости продукции обеспечивается прежде всего за счет повышения производительности труда. С ее ростом сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и доля заработной платы в структуре себестоимости. Опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом средней заработной платы работающих - важное условие развития производства. Успех борьбы за снижение себестоимости решает прежде всего рост производительности труда рабочих, обеспечивающих в определенных условиях экономию по заработной плате. При этом необходимо добиваться увеличения выработки продукции на одного рабочего за счет осуществления организационно-технических мероприятий. Проведение таких мероприятий с соответствующим пересмотром норм выработки позволяет снижать себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом заработной платы рабочих. Вместе с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению.

При подземном способе добычи угля факторами снижения себестоимости являются: повышение уровня добычи угля в забоях с узкозахватной техникой (в забоях, где требуется навалка); повышение уровня проведения выработок с механизированной погрузкой угля и породы.

Большое значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строгого режима экономии на всех участках производственно- хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов за единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.

Чтобы обеспечить снижение себестоимости угля по элементу "Материалы", необходимо уменьшить удельные нормы расхода материалов на единицу продукции, снижать транспортно-заготовительные расходы. Особое внимание должно быть обращено на снижение норм расхода крепежного материала, применение его заменителей (металлическая и железобетонная крепь) и повторное использование.

Для снижения себестоимости по элементу "Топливо" необходимо: экономно расходовать топливо, снижая нормы расхода по сравнению с принятыми в плане; использовать для собственных нужд топливо худшего качества и, следовательно, более дешевое (отходы углеобогащения, угли из отвалов и др.).

Мероприятиями по снижению затрат по электроэнергии являются экономное расходование электроэнергии; недопущение работы машин и механизмов без полной их загрузки; правильная расстановка электродвигателей, обеспечивающая более высокий косинус "фи".

Материальные затраты занимают большую долю в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.

Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Материалы учитываются в себестоимости по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов оказывает влияние на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации «на материалы», стремиться использовать всюду, где это возможно, более дешевые материалы, не ухудшая в то же время качество продукции и не нарушая режим работы предприятия.

Снижение себестоимости по элементу "Амортизация" может быть достигнуто в основном в результате увеличения добычи угля на шахте и улучшения использования основных фондов. Кроме того, необходимо своевременно погашать отработанные горные выработки, не допускать начисления амортизации на оборудование, пришедшее в негодность, улучшать использование оборудования. Научно-технический прогресс позволил внедрить в угольную промышленность новые комплексы, комбайны и другое оборудование для очистных и подготовительных забоев. Это требует от руководителей шахт, участков и цехов творческого подхода к использованию новой дорогостоящей техники.

Снижение себестоимости по элементу "Заработная плата основная и дополнительная" зависят прежде всего от повышения производительности труда. Однако повышение производительности труда является решающим, но не единственным условием снижения себестоимости угля по этому элементу.

По элементу "Прочие денежные расходы" имеются большие возможности для снижения себестоимости угля. Это достигается, прежде всего, укреплением хозяйственного расчета, улучшением организации производства и труда.

Резервы снижения себестоимости заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновников дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и более рациональному использованию отходов производства. На предприятиях должна быть создана обстановка нетерпимости к фактам потерь от брака и бесхозяйственности.

Масштабы выявления и использования резервов снижения себестоимости продукции во многом зависят от того, как поставлена работа по изучению и внедрению передового опыта, имеющегося на других предприятиях.

Вопросы к самоконтролю: 1.

Дайте определение себестоимости промышленной продукции. 2.

Какие бывают виды себестоимости продукции? 3.

Какие факторы влияют на себестоимость продукции? 4.

Разработка плана себестоимости продукции. 5.

Какие пути снижения себестоимости продукции.

Понятие «себестоимости»

Себестоимость продукции - денежные (ресурсные) издержки (затраты, связанные с производством и обращением произведенных товаров; в бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости; включают в себя: материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты, расходы, связанные с продвижением товара на рынок и его продажей.) предприятий на производство и реализацию продукции, выражающие часть её стоимости (стоимость потребленных средств производства и стоимость необходимого продукта). С. п. - один из важных обобщающих качественных показателей эффективности производства в условиях хозяйственного расчёта, позволяющий осуществлять контроль над затратами живого и овеществленного труда и оценивать результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Пути снижения себестоимости продукции

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс . Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования . На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

Снижение себестоимости продукции обеспечивается прежде всего за счет повышения производительности труда . С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

Успех борьбы за снижение себестоимости решает прежде всего рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате.

Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда на предприятиях снижаются затраты на заработную плату рабочих. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются. В первом случае, когда изменяются нормы выработки и расценки, предприятие получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как приводимые организационно-технические мероприятия дают возможность рабочим с теми же затратами труда выработать больше продукции. Таким образом, проведение организационно-технических мероприятий с соответствующим пересмотром норм выработки позволяет снижать себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы рабочих.

Во втором случае, когда установленные нормы выработки и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату рабочих в себестоимости единицы продукции не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат (а в общезаводских почти полностью) - условно-постоянные расходы (амортизация оборудования, содержание зданий, содержание цехового и общезаводского аппарата и другие расходы), не зависящие от степени выполнения плана производства. Это значит, что их общая сумма не изменяется или почти не изменяется в зависимости от выполнения плана производства.

Отсюда следует, что, чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости.

С ростом объема выпуска продукции прибыль предприятия увеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли.

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия . Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов .

Материальные затраты , как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.

Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.

Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия .

Резервы сокращения цеховых и общезаводских расходов заключаются прежде всего в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских расходов в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских расходов. Важнейшее значение при этом имеют автоматизация и механизация производственных процессов, сокращение удельного веса затрат ручного труда в производстве. Автоматизация и механизация производственных процессов дают возможность сократить и численность вспомогательных и подсобных рабочих в промышленном производстве.

Сокращению цеховых и общезаводских расходов способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и на другие хозяйственные нужды.

Значительные резервы снижения себестоимости заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов . Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.

Масштабы выявления и использования резервов снижения себестоимости продукции во многом зависят от того, как поставлена работа по изучению и внедрению опыта, имеющегося на других предприятиях.

По степени однородности все затраты подразделяются на простые (одноэлементные) и комплексные. Простые затраты имеют однородное содержание: сырье и материалы, топливо, энергия, амортизация, заработная плата. Комплексные расходы включают разнородные элементы. К ним относятся, например, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, общецеховые расходы и др.

По признаку зависимости от изменения объема производства затраты подразделяются на переменные и условно-постоянные. К переменным (пропорциональным) относятся затраты, размер которых изменяется пропорционально изменению объема производства. Эти затраты включают: расходы на основные материалы, режущий инструмент, основную заработную плату, топливо и энергию для технологических целей и др. Условно-постоянными (непропорциональными) являются расходы, размер которых не зависит от изменения объема производства. К ним относятся: заработная плата административно-управленческого персонала, расходы на отопление, освещение, амортизация и т.п.

Себестоимость продукции характеризуется показателями , выражающими:

    общий объем затрат на всю произведенную продукцию и выполненные работы предприятия за плановый (отчетный) период - себестоимость товарной продукции, сравнимой товарной продукции, реализованной продукции;

    затраты на единицу объема выполненных работ - себестоимость единицы отдельных видов товарной продукции, полуфабрикатов и производственных услуг (продукции вспомогательных цехов), затраты на 1 руб. товарной продукции, затраты на 1 руб. нормативной чистой продукции.

Себестоимость продукции является качественным показателем, характеризующим производственно-хозяйственную деятельность производственного объединения, предприятия. Себестоимость продукции – это затраты предприятия в денежном выражении на ее производство и сбыт. В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия:

    степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов;

    уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей;

    экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.

В зависимости от объема включаемых затрат различают цеховую, производственную и полную себестоимость. В цеховую себестоимость входят затраты отдельных цехов на изготовление продукции. Она является исходной базой для определения промежуточных внутризаводских планово-расчетных цен при организации внутризаводского хозяйственного расчета. Производственная себестоимость охватывает затраты предприятия на производство продукции. Помимо цеховой себестоимости в нее входят общезаводские расходы. Полная себестоимость продукции включает все затраты, связанные с ее производством и реализацией. Она отличается от производственной себестоимости на величину внепроизводственных расходов и исчисляется только по товарной продукции.

Снижение себестоимости планируется по двум показателям:

    по сравнимой товарной продукции;

    по затратам на 1 руб. товарной продукции, если в общем объеме выпуска удельный вес сравнимой с предыдущим годом продукции невелик.

К сравнимой товарной продукции относят все ее виды, производимые на данном предприятии в предыдущем периоде в массовом или серийном порядке.

Вывод:

Для того, чтобы знать, во что обходится изготовление продукта, предприятие должно производить его стоимостную оценку по вещественному и количественному составу, а также по составу и количеству затрат труда, требуемых для его изготовления.

Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним из важных обобщающих показателей деятельности предприятия, отражающих эффективность использования ресурсов; результаты внедрения новой техники и прогрессивной технологии; совершенствование организации труда, производства и управления.

Определен следующий типовой перечень технико-экономических факторов, обусловливающих снижение себестоимости продукции:

1) повышение технического уровня производства;

2) улучшение организации производства и труда;

3) изменение объема, структуры и размещения производства;

4) улучшение использования природных ресурсов;

5) развитие производства.

http://slovari.yandex.ru/себестоимость%20продукции/БСЭ/Себестоимость%20продукции/

http://microekonomika.narod2.ru/3_4/

Вопрос №83

В период спада наблюдается рост:

    инвестиции в частном секторе;

    ставки процента;

    товарно-материальных запасов фирм;

    курса акций на фондовой бирже.

Ответ:

Экономический спад – рецессия (термин обозначает относительно умеренный, некритический спад производства или замедление темпов экономического роста), характеризуется ростом безработицы и падением производственных мощностей.

В фазе подъема имеет место повышение уровня деловой активности - рост производства, уменьшение запасов, рост производственных инвестиций, увеличение спроса на труд, повышение прибылей, расширение спроса на кредит. В фазе спада деловая активность ослабевает, сокращается объем производства и непроизводственных инвестиций, имеет место рост запасов, падение спроса на труд, резкое уменьшение прибылей, ослабление спроса на кредит. Колебания деловой активности сопровождаются колебаниями занятости (соответственно безработицы), уровней цен и доходов.

Правильный ответ: в.

Вопрос №51:

Если оптимальный выбор для данного потребителя состоит только из одного блага, то можно утверждать, что:

    цены обоих благ равны;

    предельная норма замены равна отношению цен данных благ;

    потребитель максимизировал предельную норму замены;

    все ответы неверны.

Ответ:

Если оптимальный выбор данного покупателя состоит только из одного блага, то это называют угловым равновесием. Такое решение имеет место для абсолютных субститов. В данном случае потребитель будет максимизировать свою полезность, остановившись на приобретении лишь одного блага.

Также выбор только одного блага может быть в том случае, если другие товары являются для данного покупателя антиблагом.

В реальной рыночной ситуации (многопродуктовая модель) угловое решение является скорее правилом, поскольку никто не покупает все виды товаров, предлагаемых рынком.

Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, то есть по сути дела снижение себестоимости продукции- является актуальным для предприятия любого типа и при любой экономической формации. Важно при этом методически правильно подойти к выработке практических рекомендаций. Оптимальным путем является выполнение тщательного структурного анализа себестоимости продукции предприятия.

Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.

Основными факторами снижения себестоимости можно считать следующие:

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

Снижение себестоимости продукции обеспечивается прежде всего за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.

Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.

Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.

Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.

Себестоимость продукции находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство. Анализ затрат, как правило, проводится систематически в течение года в целях выявления внутрипроизводственных резервов их снижения.

Удельные веса статей себестоимости позволяют определить очередность разработки и внедрения мероприятий по снижению себестоимости. Так например выполненный анализ себестоимости продукции предприятия «Фрунзе-Сетка» ХОС ВОИ СОИУ позволил установить, что наибольший удельный вес в структуре себестоимости занимают материальные затраты(48%), далее следуют расходы на сбыт(22%), далее следуют расходы на оплату труда(16%), далее амортизационные отчисления(10%) и прочие затраты(4%). По сравнению с 2007 годом в 2008 году себестоимость продукции увеличилась на 102%, что составило 25314,0 тыс. грн.

Темпы роста себестоимости продукции опережают темпы роста полученной выручки от реализации на 30%. Рост себестоимости прошел за счет следующих факторов:

1. Увеличение расходов на сбыт на 1 475 тыс. грн.

2. Административные расходы увеличились на 278,6 тыс. грн.

3. Рост прочих затрат на 778 тыс. грн.

4. По итогам работы предприятия в 2008 году затраты на производство составили 50 123 тыс. грн., что на 25 314 тыс. грн. больше аналогичного периода прошлого года(+202%).

Анализ позволил сделать вывод о том, что продукция является материалоемкой, сбытоемкой, трудоемкой и фондоемкой.

Первая группа- снижение материальных затрат. Для этого необходимо:

1.Оптимизировать материально-техническое снабжение и использование материальных ресурсов, что включает в себя уменьшение затрат на доставку сырья и материалов, уменьшение потерь от брака, внедрение материалосберегающих технологий, оптимизация хранения запасов.

2.Улучшить конструкции изделий и усовершенствовать технологии производства, провести изменение объема и структуры продукции, измененить номенклатуру и ассортимент производимой продукции.

3. Создать автоматизированных систем управления, комплексное использование компьютерных технологий.

4. Снизить расходы на подготовку и освоение новых видов продукции и новых технологических процессов, уменьшить затраты пускового периода по вновь вводимым в действие цехам и объектам.

Вторая группа- снижение расходов на сбыт. Для данного предприятия это предусматривает: оптимизация каналов сбыта, совершенствование рекламной деятельности, внедрение системы оптовых скидок, снижение транспортных расходов на доставку продукции.

Третья группа- снижение расходов на оплату труда предполагает следующее:

1. Усовершенствование кадровой службы, что заключается в улучшении качества подбора персонала, расчете оптимальной численности персонала, улучшении системы мотивации персонала, проведении социальной политики.

2. Повышение производительности труда. Заключается в пересмотре и установлении оптимальных норм выработки на одного рабочего, стимулировании и мотивации рабочих, улучшении материально-технической базы, автоматизации и компьютеризации производственных процессов, пересмотре зон обслуживания на одного работника.

Четвертая группа мероприятий тесно связана с уменьшением амортизационных отчислений. Для этого необходимо научно подойти к выбору метода начисления амортизации, а также снизить период внедрения новой техники.

Внедрение таких мероприятий должно снизить себестоимость продукции на 3,5-4%, а это позволит увеличить объем прибыли без дополнительных капитальных вложений.