Мастера и Булгакова роднит очень многое. Оба работа-
ли историками в музее, оба жили достаточно замкнуто, обе
родились не в Москве. Мастер очень одинок и в повседневной
жизни, и в своем литературном творчестве. Роман о Пилате он
создает без какого-либо контакта с литературным миром. В
литературной среде Булгаков тоже ощущал себя одиноким,
хотя в отличие ог своего героя в разное время поддерживал
дружеские отношения со многими видными деятелями ли-
тературы и искусства: В. В. Вересаевым, Е. И. Замятиным,
Л. А. Ахматовой, П. А. Марковым, С. А. Самосудовым и др.
«С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый,
темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со
свешивающимся на лоб клоком волос человек лет примерно
38». Б. С. Мягков предполагает, что это описание внешности
героя - «практически автопортрет создателя романа, а уж в
иозрасте абсолютная точность: когда начинали создаваться
эти главы, в 1929 г., Булгакову было именно 38 лет». Далее
Мягков ссылается на «аргументированное мнение», согласно
которому прототипом Мастера был и любимый писатель Бул-
гакова Н. В. Гоголь, о чем свидетельствует несколько фактов:
образование историка, портретное сходство, мотив сожжен-
ного романа, ряд тематических и стилистических совпадениях
в их произведениях. Б. В. Соколов в качестве одного из воз-
можных прототипов Мастера называет С. С. Топлянинова –
художника-декоратора Художественного театра. Своего рода
alter ego Мастера - фигура бродячего философа Иешуа Га-Ноц-
ри, созданная им самим, - еще одно предположение Б. С. Мяг-
кова. В качестве возможных прототипов Мастера называют и
О. Мендельштама, и доктора Вагнера (Гете), но, несомненно,
больше всего в образ Мастера Булгаков вложил автобиогра-
фических черт.
Автор романа о Понтии Пилате является двойником Бул-
гакова не только потому, что в его образе отражены психоло-
гические черты и жизненные впечатления писателя. Булгаков
сознательно выстраивает параллели между своей жизнью и
жизнью Мастера. Образ героя носит притчевый характер, вы-
ражая представление Булгакова о призвании художника и
являя собол обобщенный тип художника. Чрезвычайно при-
влекательна идея романа «Мастер и Маргарита» о высшем на-
значении искусства, призванного утвердить добро и противо-
стоять злу. «Сам облик Мастера - человека с чистой душой, с
чистыми помыслами, охваченного творческим горением, поклон-
ника красоты и нуждающегося во взаимном понимании, род-
ственной душе, - сам облик такого художника нам безусловно
дорог».
В самом имени героя заключен не только прямой смысл
слова «мастер» (специалист, достигший в какой-либо области
высокого умения, искусства, мастерства). Оно противопостав-
лено слову «писатель».
В 30-е гг. писателя занимал важнейший вопрос: достоин
ли человек быть ответственным перед вечностью? Иначе го-
воря, каков его заряд духовности. Личность, осознавшая себя,
56 Литература
в представлении Булгакова, подотчетна только вечности. Веч-
ность - среда существования этой личности. Берлиоз и мно-
гие другие, «чьими руками по незнанию или безразличию тво-
рится зло на земле, заслуживают безвестности». Обращение к
философии И. Канта позволило Булгакову приступить к по-
искам природы нравственности и тайны творчества - поняти-
ям, тесно связанным между собой, поскольку искусство в сво-
ей основе глубоко нравственно. Мастер обладает всеми высо-
кими нравственными качествами, однако он «податливо про-
никается крайним отчаянием, а также свободно возносится в
самые выси. Его свободная личность равно воспринимает и
зло, и добро, оставаясь при этом собой». Слабое противостоя-
ние злому началу для творческой натуры представляется ав-
тору романа закономерным. Герои - носители высокой нрав-
ственной идеи - в произведениях писателя неизменно оказы-
ваются побежденными в столкновении с обстоятельствами,
которые породило зло. Роман Мастера, не принадлежащего к
могущественной иерархии литературного и окололитератур-
ного мира, не может увидеть света. В этом обществе Мастеру
нет места, несмотря на всю его гениальность. Своим романом
М. Булгаков утверждает приоритет простых человеческих
чувств над любой социальной иерархией. Но в мире, где роль
человека определяется исключительно его общественным по-
ложением, все-таки существуют добро, правда, любовь, твор-
чество. Булгаков твердо верил, что только опираясь на живое
воплощение этих гуманистических понятий, человечество
может создать общество истинной справедливости, где моно-
полией на истину не будет обладать никто.
Роман Мастера, как и роман самого Булгакова, резко от-
личается от других произведений того времени. Он - плод
свободного труда, свободной мысли, творческого полета, без
насилия автора над собой: «… Пилат летел к концу, к концу, и
я уже знал, что последними словами романа будут: «… Пятый
прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат», - говорит Мас-
тер. История романа о Понтии Пилате предстает как живой
поток времени, движущийся из прошлого в будущее. А совре-
менность - как звено, соединяющее прошлое с будущим. Из
романа Булгакова явствует, что свобода творчества нужна
писателю как воздух. Без нее он жить и творить не может.
Литературная судьба Мастера во многом повторяет ли-
тературную судьбу самого Булгакова. Нападки критики на
роман о Понтии Пилате почти дословно повторяют обвине-
ния против «Белой гвардии» и «Дней Турбиных».
В «Мастере и Маргарите» нашла точное отражение об-
становка в стране 30-х гг. Через чувство страха, охватившего
Мастера, в романе передается атмосфера тоталитарной поли-
тики, в условиях которой писать правду о самовластии Пон-
тия Пилата, о трагедии проповедника правды и справедливо-
сти Иешуа было опасно. Отказ печатать роман сопровождал-
ся в редакции зловещим намеком: «…Кто это… надоумил со-
чинить роман на такую странную тему!?» Ночная исповедь
Мастера перед Иваном Бездомным поражает своим трагиз-
мом. Булгакова травили критики, присяжные ораторы, и он,
естественно, болезненно реагировал на эти гонения. Не имея
возможности противостоять своим хулителям публично, «пи-
сатель искал сатисфакции через посредство искусства, взяв
себе в секунданты муз (в том числе и покровительницу исто-
рии Клио). Таким образом, сценическая площадка «Мастера»
стала дуэльным ристалищем.
В плане автобиографических ассоциаций следует указать
на то, что исходной причиной кампании против Булгакова
явился его роман «Белая гвардия» и пьеса «Дни Турбиных» и,
в первую очередь, главный герой этих произведений - белый
офицер Алексей Турбин.
Таким образом, выявляется не только сходство жизнен-
ных обстоятельств М. Булгакова и Мастера, но и параллелизм
героев романа Булгакова и романа Мастера и их литератур-
ной судьбы. Обстановка травли, в которой окшался писатель
во второй половине 20-х гг., весьма напоминает обстоятель-
ства, о которых рассказывает Мастер. Это и полное отреше-
ние от литературной жизни, и отсутствие средств к существо-
ванию, «постоянное ожидание «худшего». Статьи-доносы, гра-
дом сыпавшиеся в печать имели не только литературный, но и
политический характер. «Настали совершение безрадостные
дни. Роман был написан, больше делать было нечего…» - рас-
сказывает Мастер Ивану Бездомному. «Что-"о на редкость
фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой
строчке этих статей, несмотря на их грозный и уверенный тон.
Мне все казалось, … что авторы этих статей гогорят не то, что
они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим».
Кульминацией этой кампании стали известные письма
Булгакова к советскому правительству (собственно, к Стали-
ну). «По мере того как я выпускал в свет свои произведения,
критика СССР обращала на меня все большее внимание, при-
чем ни одно из моих произведений … не только никогда и
нигде не получило ни одного одобрительного отзыва, но на-
против, чем большую известность приобретало мое имя в СССР
и за границей, тем яростнее становились отзывы прессы, при-
нявшие, наконец, характер неистовой брани» (гксьмо 1929 г.).
В другом письме (март 1930 г.) М. Булгаков пишет: «Я обна-
ружил в прессе СССР за 10 лет моей работы (литературной)
301 отзыв обо мне. Из них похвальных - было 3, враждебно-
ругательных - 298». Примечательны заключительные слова
этого письма: «У меня, драматурга, … известно о и в СССР, и
за границей, - налицо в данный момент - нищета, улица и
гибель». Почти дословное повторение в оценке своего поло-
жения Булгаковым и Мастером ясно свидетельствует о том,
что писатель сознательно ассоциировал судьбу Мастера со
своей собственной. В этой связи письмо к Стал тоу становится
не только биографическим, но и литературным фактом - за-
готовкой к роману, поскольку образ Мастера появился в бо-
лее поздних редакциях романа.
У Булгакова и Мастера одна общая трагедия - трагедия
непризнания. В романе четко звучит мотив ответственности и
вины творческой личности, которая идет на компромисс с об-
ществом и властью, уходит от проблемы морального выбора,
искусственно изолирует себя, чтобы получить возможность ре-
ализовать свой творческий потенциал. Устами Иешуа Мастер
упрекает современников в трусливом малодушии при защите
своего человеческого достоинства под напором диктатуры и
бюрократии. Но в отличие от Булгакова Мастер не борется за
свое признание, он остается самим собой - воплощением «без-
мерной силы и безмерной, беззащитной слабости творчества».
У Мастера, как и у Булгакова наступает заболевание: «Л
затем наступила … стадия страха. Нет, не страха этих статей..,
а страха перед другими, совершенно не относящимися к ним
или к роману вещами. Так, например, я стал бсяться темноты.
Словом, наступила стадия психического забо/евания».
К несомненным автобиографическим ассоциациям отно-
сятся и листы сожженного романа.
Большая любовь, озарившая жизнь М. Булгакова, также
нашла отражение в романе. Наверное, будет неправильным
отождествлять образы Мастера и Маргариты с именами со-
здателя романа и Елены Сергеепны: многие автобиографии1
Маргарита в романе Мастера 57
ские черты писателя и его жены присутствуют в произведе-
нии. Прежде всего хотелось бы отметить уход Маргариты (как
и Елены Сергеевны) от обеспеченного, благополучного мужа.
Булгаков считает Маргариту верной спутницей Мастера. Она
не просто разделяет его трудную судьбу, но и дополняет со-
бой его романтический образ. Любовь является к Мастеру
как неожиданный дар судьбы, спасение от холодного одино-
чества. «По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь,
что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно,
а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее
красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одино-
чество в ее глазах!» - рассказывает Мастер. И далее: «Она
поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожи-
данно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!»
«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает
убийца в переулке, и поразила нас сразу«вбоих! Так поражает
молния, так поражает финский нож!»
Явившаяся как внезапное озарение, мгновенно вспых-
нувшая любовь героев оказывается долговечной. В ней мало
помалу открывается вся полнота чувства: тут и нежная влюб-
ленность, и жаркая страсть, и необыкновенно высокая духов-
ная связь двух людей. Мастер и Маргарита присутствуют в
романе в неразрывном единстве. Когда Мастер рассказывает
Ивану историю своей жизни, все его повествование прониза-
но воспоминаниями о любимой.
В русской и мировой литературе традициопен мотив по-
коя как одной из высших ценностей человеческого существо-
вания. Достаточно вспомнить, например, пушкинскую форму-
лу «покой и воля». Поэту они необходимы для обретения
гармонии. Имеется в виду не внешний покой, а творческий.
Такой творческий покой и должен обрести Мастер в послед-
нем приюте.
Покой для Мастера и Маргариты - очищение. А очис-
тившись, они могут прийти в мир вечного света, в царство
Божие, в бессмертие. Покой просто необходим таким настра-
давшимся, неприкаянным и уставшим от жизни людям, каки-
ми были Мастер и Маргарита: «…О трижды романтический
мастер, неужели вы не хотите днем гулять со своей подругой
под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать
музыку Шуберта? Неужели же вам не будет приятно писать
при свечах гусиным пером? <…> Туда, туда! Там ждет уже вас
дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут,
потому что вы немедленно встретите рассвет. По этой дороге,
мастер, по этой», - говорит Воланд герою.
Мастер - «вечный скиталец». Мастера трудно оторвать
от земли, иоо много «счетов» надлежит ему «оплатить».
Приют Мастера в романе подчеркнуто, нарочито идил-
личен; он перенасыщен литературными атрибутами сентимен-
тально-благополучных финалов: тут и венецианское окно, и
стена, увитая виноградом, и ручей, и песчаная дорожка, и на-
конец, свечи и старый преданный слуга.
Возврата в современный московский мир для Мастера
нет: лишив возможности творить, возможности видеться с лю-
бимой, враги лишили его и смысла жизни на этом свете. В том
доме, что Мастер получил в награду за свой бессмертный ро-
ман, к нему придут те, кого он любит, кем интересуется и кто
его не встревожит. Именно о таком светлом будущем говорит
любимому Маргарита: «Слушай беззвучие … слушай и на-
слаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, - тишиной. <…>
Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к
тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто
тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь
тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи».
Одновременное Воскресение Иешуа и Мастера -момент,
когда герои московских сцен встречаются с героями библей-
скими, древний ершалаимский мир в романе сливается с со-
временным московским. И это соединение происходит в веч-
ном потустороннем мире благодаря усилиям его господина -
Воланда. Именно здесь и Иешуа, и Пилат, и Мастер, и Марга-
рита обретают вневременное и внепространственное качество
вечности. Их судьба становится абсолютным примером и аб-
солютной ценностью для всех веков и народов. В этой послед-
ней сцене не только сливаются воедино древний ершалаим-
ский, вечный потусторонний и современный московский про-
странственные пласты романа, но и время библейское образу-
ет один поток с тем временем, когда началась работа над «Ма-
стером и Маргаритой».
Мастер отпускает Пилата в свет, к Иешуа, завершив тем
самым свой роман. Эта тема исчерпана, и больше в свете с
Пилатом и Иешуа ему делать нечего. Лишь в ‘потустороннем
мире он находит условия творческого покоя, которых был
лишен на земле.
Внешний покой скрывает за собой внутреннее творче-
ское горение. Лишь такой покой признавал Булгаков.
У Маргариты остается только ее любовь к Мастеру. Ис-
чезает ожесточение и мучительное сознание того, что она при-
чиняет незаслуженные страдания своему мужу. Мастер из-
бавляется, наконец, от страха перед жизнью и отчуждения,
остается с любимой женщиной, наедине со своим творчеством
и в окружении своих героев.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ по роману М.А. Булгакова

«Мастер и Маргарита» для учащихся 11-х классов

1.М. Булгаков в письме советскому правительству 28 марта 1930 года определил свои литературные и политические принципы. Какой (-ие) из пунктов наиболее точно раскрывает (-ют) задачи писателя :

1.Приверженность идеям творческой свободы.

2.Противостояние оболваниванию личности.

3.Глубокий скептицизм в отношении революционного процесса.

4.Изобрахение «страшных черт моего народа».

5.»Упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране»

6.»Стать бесстрастно над красными и белыми».

2.Кого из русских писателей М.Булгаков считал своим учителем:

1.Н.Гоголя; 2М.Салтыкова-Щедрина; 3.Ф.Достоевского; 4.Л.Толстого.

3.Как и Гоголь, Булгаков ставил человека перед лицом вечности, задавал ему вопрос о нравственной цели бытия. Какие его произведения утверждают, что отказ от нравственности может привести человечество к концу света:

1.»Мастер и Маргарита» 2.»Собачье сердце». 3.»Белая гвардия». 4.Практически все.

4.Идея Булгакова, что Новое Царство начинается со Страшного Суда, выражена в произведении:

1. «Белая гвардия» 2. «Собачье сердце» 3. «Мастер и Маргарита»

5.Соотнесите эпизоды романа и стилевые приемы, используемые писателем:

1.История любви Мастера и Маргариты.

2.Костюм, без владельца-бюрократа принимающий резолюции.

3. Шабаш ведьм, полеты на метле, боров-человек.

А) гоголевская фантастика;

Б) щедринская сатира:

В) романтика.

6.Чем заканчивается в романе «Мастер и Маргарита» борьба Добра и Зла, Света и Тьмы:

1.Победой Света.

2. Победой Тьмы.

3.Нет ни побед, ни победителей.

7.В финале романа Булгаков написал, что Мастер «не заслужил света, а заслужил покой». Чем это можно объяснить :

1.Наступило наказание за малодушие.

2.Такой финал необходим художнику-романтику.

3.»На свете счастья нет, но есть покой и воля».

8.Кто из героев романа описывается так : «Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой».

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ евангельского сюжета.

9.Почему Булгаков использует параллельное развитие двух сюжетов – Москва 30-х годов и древний Ершалаим?

10.Вспомните героев русской литературы, для которых бессмертие стало наказанием.

11. В главе 13 найдите ответ на вопрос: кто главный герой романа, написанного Мастером? Согласны ли Вы с утверждением Мастера?

ТВОРЧЕСКАЯ свобода художника.

12.Что происходит с Мастером (подтвердите текстом гл.13):

Смиряется и подчиняется;

    борется за свой роман:

    начинает испытывать все нарастающий страх.

13.Приведите примеры реальной жизни Москвы (гл.7,9,27).Какие приемы использует автор?

14. Что означает фраза Мастера: «И я вышел в жизнь, держа его (роман о Понтии Пилате) в руках, и тогда моя жизнь кончилась»?

15. Когда и где впервые появляется герой, именем которого назван роман;

его портрет.

16.* Почему Мастер ищет спасения в «доме скорби», а Маргарита, спасая свою любовь, обращается к дьяволу?

17.* Составьте рассказ, используя цитаты о жизни Мастера до того момента, как «роман был написан».

18.*Объясните фразу Левия Матвея о Мастере (гл.29): «Он не заслужил света, он заслужил покой». Иешуа заслужил свет. Почему?

(Ответить на 1 любой вопрос*)

РОЛЬ ВОЛАНДА и его свиты.

19. В чем смысл эпиграфа?

20.Найдите в гл. 12 элементы гротеска. Какова их роль?

«ВЕЧНЫЕ» вопросы в романе

21.*Объясните значения слов:

справедливость, всепрощение, милосердие.

В чем разница между этими понятиями?

Как эти понятия соотносятся в романе?

Что является первой ступенью восхождения к истине, что высшей?

На какой ступеньке стоят Мастер, Маргарита, Левий Матвей, Иешуа?

22.*Почему эпилог романа посвящен судьбе Ивана Бездомного?

(ответить на 1 любой вопрос)

23. Какие страницы романа показались вам наиболее интересными? Что осталось неясным?

Вопросы подготовила учитель русского языка и

литературы Ширикова А.И., январь 2011 г.

Взаимоотношения между Иешуа Га-Ноцри и Воландом в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - тема очень интересная, которая вызывает поначалу недоумение. В этих связях нет привычного христианского антагонизма. Здесь скорее можно проследить партнерские взаимоотношения, основанные не на паритете, а на некоем подчинении «ведомства» Воланда «министерству» Иешуа. Особенно хорошо видно это в последних главах романа.

Антагонизм или взаимодействие?

Если мы представим в образе Га-Ноцри Иисуса Христа, а в Воланде увидим Сатану (сравнения эти напрашиваются сами собой), то нам нужно дать ответ на вопрос о том, почему возникло такое взаимодействие, почти сотрудничество двух «ведомств». Высшее руководство посылает к низшему (исполнителю) Левия Матвея. Гонец передает приказ обеспечить Мастеру - главному герою романа - покой. И Сатана, тот, кому по христианской теологии поручено ведать адом, соглашается. Давайте разберемся в этих хитросплетениях и отношениях Царствия Небесного и преисподней.

Ключевые цитаты

Давайте вспомним фабулу романа «Мастер и Маргарита». Содержание этого многогранного литературного труда кратко можно передать так. В Москву 1930-х годов прибывает Воланд со свитой и занимает квартиру покойного литератора Берлиоза. Его цель - найти Маргариту, королеву своего майского бала. В ходе развития сюжета он сталкивается с Мастером - писателем, создавшим роман о Иешуа Га-Ноцри. Далее повествование идет как будто в двух параллельных реальностях: в современной автору Москве и Ершалаиме (Иерусалиме) почти две тысячи лет назад. Травимый коллегами из МАССОЛИТа писатель в конце концов сломался и сжег свое произведение. «Рукописи не горят», - сказал Воланд, и вот тетрадь с апокрифическим «Евангелием от Мастера» вновь появилась. «Хэппи энд?» - спросите вы. Не совсем. Вот ключевая цитата из романа:

«- Он [Га-Ноцри] прочел произведение Мастера… Он просит, чтобы ты взял Мастера с собой и наградил покоем. Неужто тебе это сложно совершить, дух зла?

— Для меня нет ничего сложного, и это тебе хорошо известно. — Воланд помолчал и спросил: — А вы, чего же вы не возьмете его к себе, в ваш свет?

— Он не заслужил свет, он заслужил покой, — печально проговорил посланник Левий».

Модель мира автора

Этот приведенный выше диалог вызывает целый ряд вопросов, несущих концептуальный характер. Давайте их сформулируем. Почему Мастер не заслужил свет? Отчего с просьбой предоставить исстрадавшемуся писателю покой Иешуа (Христос) обращается через посланника к Воланду? Ведь Сатана, по христианским верованиям, управляет адом. А Бог всемогущ и может Сам свершить всё, в том числе и дать кому-то покой. Если Христос отдает Мастера в руки Воланда, разве можно назвать это достойной наградой? Ведь не зря же у Левия Матвея печальный голос. Что означает «покой» для самого Булгакова, как он соотносится с «тьмой» и «светом» Нового Завета? Как видим, диалог между Левием Матвеем и Воландом лишен всякого антагонизма. Персонажи слегка пикируются, но выглядит это как упражнение в софистике. Можно сказать, что для Булгакова Воланд не представляет собой абсолютное зло. Он скорее гордый и мнящий себя независимым исполнитель воли Божьей.

Неотомистская модель мира

Михаила Афанасьевича Булгакова нельзя упрекнуть в том, что он придерживался православной догматики. Левий Матвей и Иешуа у него не выглядят представителями Высшего Блага. Мастер «угадал» Страсти Христовы, но описывает он их как страдания тленного человека. Да, Иешуа у писателя «льна курящегося не угасит». Он читает в сердцах людей (в частности, у Понтия Пилата). Но Его божественная суть раскрывается позже. Бывший сборщик податей евангелист Левий Матвей выглядит и вовсе непримиримым религиозным фанатиком, который «неверно записывает сказанное Иешуа». Таким образом, эти персонажи романа Булгакова не являются чистым Светом, но его посланниками. А в христианстве гонцы Бога - это ангелы. Но и Сатанаил - тоже ангел, только павший. И он не есть Абсолютное Зло. Поэтому встреча Воланда и Левия Матвея лишена евангельского антагонизма (вспомним хотя бы Второе Послание к Коринфянам, главу 6).

Платоновская модель мира

Рассмотрим роман «Мастер и Маргарита», содержание которого мы вкратце пересказали, в свете учения классической греческой философии. Платон представлял земной мир как материальное воплощение идей. Изливаясь вниз эманациями, они удаляются от источника света. А потому они искажаются. В горнем мире остается незыблемым божественный мир идей, а внизу - тленная, материальная юдоль скорби. Эта модель Платона не дает ответа на вопрос о том, почему Мастер не заслужил свет, но по крайней мере объясняет, что означает покой. Это состояние между земным миром скорбей и Царствием Абсолютного Добра, некий промежуточный пласт реальности, где устанавливается спокойное существование человеческой души. Именно этого и хотелось Мастеру, сломленному травлей, - быть наедине с Маргаритой и забыть весь пережитый ужас Москвы тридцатых годов двадцатого века.

Образ Мастера и скорбь Левия Матвея

Многие исследователи сходятся во мнении, что главный персонаж романа автобиографичен. Писатель также сжег первую редакцию «Мастера и Маргариты», а вторую писал «в стол», понимая, что опубликовать такой «неортодоксальный» сюжет в СССР - это обречь себя на ссылку в ГУЛАГ. Но, в отличие от своего литературного героя, Булгаков не отрекся от своего детища, он выпустил его в этот мир.

Цитаты про Мастера представляют его человеком, сломленным системой: «Больше нет у меня никаких стремлений, грез да и вдохновения нет тоже… меня ничто вокруг не интересует… Я сломлен, мне скучно… Этот роман стал мне ненавистен, я слишком исстрадался из-за него». Находясь в психиатрической больнице, он надеется, что Маргарита его забудет. Тем самым он предает и ее. Трусость - это совсем не добродетель. Но еще большим грехом является уныние. Маргарита говорит о возлюбленном: «Ах ты несчастный, маловерный… Они опустошили твою душу». Этим и объясняется печальный голос Левия Матвея. В Царствие Отца Небесного не может войти нечто нечистое. А Мастер не стремится к Свету.

Модель мира раннего христианства

Первоначальная Церковь представляла материальный мир как творение исключительно злого начала. Поэтому христиане первых веков не имели нужды в теодицее, оправдании Бога за существующее зло. Они уповали на «новую землю и новое небо», где обитает истина. Этим миром, считали они, управляет князь тьмы 14:30). Души, стремящиеся к Свету, как мучимый совестью будут услышаны и приняты в небесный чертог. Те же, кто слишком погряз в своих грехах, кто «возлюбил мир», останутся в нем и будут проходить новые циклы перерождений, воплощаться в новые тела. Характеристика Мастера, данная самим Булгаковым, позволяет судить, что этот персонаж не стремится к Свету. В отличие от Понтия Пилата, он жаждет только покоя - прежде всего для себя. И Иешуа Га-Ноцри позволяет ему сделать этот выбор, потому что в Царствие Небесное никого нельзя вогнать силой.

Почему Мастер не заслужил свет, но ему был дарован покой

Маргарита в романе выглядит более решительной, смелой и целеустремленной женщиной, чем ее возлюбленный. Она не только муза Мастера. Она готова побороться и за него самого. Душевное благородство Маргариты проявляется на майском балу Воланда. Она не просит ничего для себя. Все свое сердце она целиком кладет на алтарь любви. Образ Мастера, отказавшегося от своего романа и уже готового отречься от Маргариты, Булгаков противопоставляет своей главной героине. Вот она, да, она удостоилась бы света. Но она жаждет войти в него только рука об руку с Мастером. По мнению Булгакова, существуют и другие миры, где люди обретают покой и умиротворение. Данте Алигьери в «Божественной Комедии» описывает Лимб, где души праведников, не знающие светоча христианства, живут, не зная горя. Туда и помещает своих влюбленных автор романа.

Награда или приговор?

Мы уже ответили на вопрос о том, почему Мастер не заслужил свет. Но как воспринимать его судьбу - радоваться ли нам за него или печалиться вместе с Левием Матвеем? С христианской точки зрения, нет ничего хорошего в том, чтобы пребывать вдали от Бога. Но, учили они, все души когда-то прозреют и увидят истину. Они обратятся к Богу, Он не оставит Своих детей. И когда они очистятся от грехов, Он примет их, как принял Отец своего блудного сына. Поэтому участь Мастера и Маргариты нельзя счесть приговором на вечное отчуждение от света. Все души когда-то спасутся, поскольку их настоящим домом является Царствие Небесное. В том числе и Воланд. Просто у каждого свое покаяние.

Цели:

Ход урока .

Сотри случайные черты –
И ты увидишь: мир прекрасен.
Познай, где свет, - поймёшь, где тьма.
Пускай же всё пройдёт неспешно,
Что в мире свято, что в нём грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума.

А. Блок “Возмездие”.

1. Вступительное слово учителя.

М. А. Булгаков, как человек высокой культуры, вобравший в себя лучшие христианские традиции, прошедший через огонь гражданской войны, через эпоху обезличивания и уничтожения индивидуума в советской стране, обескультуривание народных масс, духовное обнищание, не мог оставаться к этому равнодушным. Пусть много лет спустя, но он явился и для нас совестью нации, раскрыл крушение иллюзий простого человека в бюрократическом государстве, явил для нас пример несгибаемого творческого духа, нравственной чистоты и социальной интуиции, вселил веру в торжество человеческого разума, в победу добра, в возрождение культурных традиций и восстановление общечеловеческих ценностей. Особенно ярко он раскрыл свою идею в романе “Мастер и Маргарита”.

“Есть в романе … мотивы, которые ведут к Данте, Гёте. Но всё это Булгаков, и только он один обращается к нам, переплавив в своей душе идейно-нравственные искания великих предшественников. Истинный талант неповторим. Однако тем выше его неповторимость, чем больше и глубже он зачерпнул из культуры человечества, из духовной традиции и представил на наш суд создание, устремлённость в будущее, каким мы хотим его видеть в себе.”

Е. Сидоров.

Мы уже знаем героев романа, рассмотрели события, которые в нём происходят: далёкое прошлое в Ершалаиме и московское общество 30 годов ХХ века.

Наша цель сегодня – понять, что объединяет все главы в роман, какое понятие вкладывает автор в слова: добро, свет, истина. По ходу урока мы постараемся уложить это в схему.

2. Беседа и составление схемы.

Чтобы осмыслить настоящее, необходимо обратиться к прошлому! В романе Булгакова прошлое – в главах о Понтии Пилате.

Какие слова Иешуа вызвали у прокуратора сначала удивление, потом возмущение?

(Добрый человек, добрые люди. Злых людей не бывает)

(Понтий Пилат знает, что окружающая жизнь построена на насилии, поэтому добрый человек просто не сможет выжить. Про себя он знает, что необходимо быть жестоким, ловким, сильным и расчётливым. Только благодаря таким своим качествам он побеждал в боях и стал наместником Тиберия в Ершалаиме.)

А в чём истина?

(В том, что у прокуратора болит голова.)

Давайте разберёмся, как это связано друг с другом. Для этого обратимся к задачам, которые стоят перед Понтием Пилатом.

Сообщение учащегося. Понтий Пилат – наместник римского императора в Ершалаиме. Как любой поработитель, он должен держать город в своих руках и всё контролировать. Так как любой государственный аппарат – аппарат насилия, а захватчик тем более, то у прокуратора в Иудее незавидная роль. Он использует армию, шпионов, доносчиков, сам вступает в тайные переговоры с нужными ему людьми. Следовательно, его правление здесь – зло. Какой бы бесчеловечный порядок в стране ни был, правитель подчиняем ему свои действия и действия своих подчинённых. Так складываются обстоятельства, что он просто вынужден быть жестоким, что противно его внутренним желаниям. Это принуждение среды делает его жизнь мучительной и безысходно одинокой. Только собака разделяет его одиночество, поэтому она для него не только любимое, но и необходимое существо.

Почему истина заключается в головной боли?

(Головная боль – символ раздвоения, дисгармонии, раскола, который переживает этот необыкновенно умный и сильный человек, который вынужден принимать тот порядок правления, от которого, пусть и неосознанно, страдает его дух. Он вынужден жить по плану, который не зависит ни от его воли, ни от его желаний. Сильный ум Пилата разошёлся с его совестью. Головная боль – наказание за то, что его разум, не соглашаясь внутренне, допускает и поддерживает несправедливое устройство мира. Головная боль – это символ душевной дисгармонии, разлад между разумом и совестью, стремление к нравственности.

Докажите это примерами текстом.

Головная боль у прокуратора прекращается, когда он решается не выносить смертный приговор Иешуа, и накатывает тогда, когда он вспоминает о своих обязанностях перед императором (явление плешивой головы, на которой “сидел редкозубый золотой венец” стр. 404- 405)

В чём повинен Иешуа?

Своими речами он смущал людей. Он говорил о вере и истине, о насилии и добре, рисовал будущее без насилия, когда человеку вообще не нужна будет никакая власть. Он страшнее, чем убийца Варраван, потому что идеологически превосходит всех. Понтий понимает это, он знает, что мир держится на цепях “веры” и “насилия”, уродлив и несправедлив.

Что есть истина по Иешуа?

Она заключается в самом человеке, как мыслящем существе.

(Сообщение об Иешуа) В изображении Иешуа Га-Ноцри Булгаков не следует библейским традициям, он показывает его не божественное, а человеческое происхождение, поэтому и имя у него имеет другое звучание, чем Иисус. Происхождение сомнительное, он не помнит своих родителей, не имеет постоянного места жительства, родных. Зато он образован. (стр. 398)

Булгаков вообще придаёт большое значение человеческому в человеке. Для него проявлением человеческого является разумная и одухотворённая жизнь, то есть культура, что определяет одну из главных закономерностей земной и космической жизни. Мыслящее существо должно само определять истину и ощущать свою ответственность за проведение её в жизнь.

Поэтому Иешуа – прежде всего человек. Для него плотское, физическое существование не является важным, ему он не придаёт никакого значения. Ценность только в духовной жизни. Это его убеждения, взгляды, идеи, принципы, до которых он дошёл своим собственным умом. Он сам живёт в ладу со своей совестью и не лукавит и не прячет свои убеждения даже перед смертью. Он в своём времени пытается решить те вопросы, которые стоят перед нашим обществом, в наше время. Он уверен, что человек на протяжении веков обязательно самосовершенствуется. В этом герое Булгаков воплощает своё представление о добре как признание духовной неповторимости, личной ценности любого человека. Истину Иешуа видит в гармонии между человеком и миром. Эту истину каждый человек должен открыть для себя сам, стремление к ней должно стать целью жизни каждого человека. Поэтому суть его жизни заключается в том, останутся ли его мысли в других, успел ли он передать их кому-то ещё. А поскольку суть его жизни в его духовном наследии, то он сам волен распоряжаться своей жизнью, и только он сам обрежет её волосок. Влияние его на окружающих делает его опасным для государства. Главное в его истине – действенное добро, в этом его новое слово.

Выводы: Иешуа вреден для государства, так как

  • добро не может опираться на насилие, как это делает зло. Добро – это желание одного человека понять другого. Отсюда и его проницательность (“…у тебя долит голова…”), искренность, гибкость, умение понять другого, участливость, отзывчивость.
  • Постоянное самосовершенствование, культура.
  • Добро – это труд творческий, обращённый на благо людей.

1 слайд (На чёрном фоне мира зла и тьмы появляется единственный огонёк – Иешуа. Это начало осознания себя человеком, это добро и свет. Иешуа – первый человек. Необходимы нравственная стойкость, воля, твёрдость в защите своей идеи, величайшая самоотверженность. Это оружие добра, так как добро не может быть пассивным. В романе добро всесильно: оно влияет на Левия Матвея, на Пилата, возможно, на Иуду.

Идея “доброго человека” (то есть истинно человека) – моральный принцип, поэтому подвергается сложнейшим испытаниям.

Почему же Крысобой, Иуда – “добрые люди”?

Добро – это проявление человеческого, а зло – дочеловеческое явление. Человек начинается там, где кончается зло. Он – в шкале нравственных ценностей, в зоне добра. Человеческая сила только от добра, а иная – от лукавого.

(Слайд 2. Записываем выводы в красном круге о человеке. Слева помещаем запись: “Дочеловеки невменяемы: Крысобой, Иуда, Каифа”. Они ещё не могут носить определение “человек”, поскольку ничего не ищут, ни в чём не раскаиваются, удовлетворяются данной жизнью, не стремятся к духовному самосовершенствованию, не страдают от безнравственности происходящего. Из мира Иешуа только Понтий Пилат способен стать человеком, пусть через многовековые страдания. Поэтому его имя соединяем с “человеком” стрелкой.)

“Мастер и Маргарита” - роман о всесилии добра, но при одном условии: какие бы испытания ни выпали на долю человека, он ни в коем случае не изменит ему. Каждый человек ответственен за добро. И тем более ответственен, чем культурнее и образованнее он, чем больше осознаёт стоящую перед ним задачу.

Теперь мы можем ответить на вопрос: почему Булгаков включает в описание общества 30 годов ХХ века главы из жизни древнего Ершалаима?

Для Булгакова изображение древнего мира необходимо для того, чтобы показать пробуждение сознания, стремление к истине, к добру, к самосовершенствованию, от внутренней культуры к внутренней свободе. Таков Иешуа, к этому стремится прокуратор. Пилат до тех пор одинок и мрачен, страдает, пока не освобождается от тяжкого бремени представителя аппарата насилия и выясняет эту истину.

Кроме того, изображение власти прокуратора – возможность для Булгакова раскрыть смысл современной власти, которую открыто критиковать не имел возможности. Там, где кончается добро, начинается зло и власть становится бесчеловечной. Поэтому, изображая современное общество, автор не касается государственного аппарата, читателю и так всё становится ясно.- Как изменилось общество за прошедшие два тысячелетия?

“Горожане сильно изменились, внешне…” - говорит Воланд. Но “…гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?” (стр. 492)

Человечество прошло долгий путь развития (показываем слайд 3, сферу возможного самосовершенствования человека и общества), впитало в себя культуру всех веков и народов, определило для себя, что хорошо и что плохо, научилось разбираться во многих жизненных вопросах. Значит отнести современных людей к дочеловекам (младенцам человечества) нельзя, поэтому и спрос с него гораздо больший, и ответственности за происходящее должно быть больше.

Что же представляет собой в романе нечистая сила?

Воланд не заставляет людей специально совершать злые поступки, он только ставит их в такие условия, когда в них проявляются стихийные силы, вполне сознательно допущенные в них ими же. Перед человеком встаёт проблема нравственного выбора. В зависимости от того, что он выберет, и определяется мера его вины и страдания. Воланд и его свита созданы из человеческих недостатков, затаившихся в них, и выявляют их там, где перед ними отступает человеческое.

Римский меньше страдает, чем Берлиоз: он только исполнитель. Берлиоз не только мыслитель, идейный проводник, но и воспитатель молодого поколения, значит, должен прежде всего сам разобраться в правильности тех идей, которые проводит в жизнь. Ведь он усвоил многое из культурного наследия человечества. Если есть какие-то сомнения в их правильности – разрешить их, иначе это грозит плохими последствиями всему обществу. Поэтому он лишается головы, которой не умеет управлять.

Почему разгул страстей, стихийных сил происходит в Варьете?

Это полигон страстей, выплеснувшихся наружу, откровенных, бесстыдных. Такая же вакханалия низких страстей – обывательское стремление к “сладкой жизни”, “красивой жизни”, лишённой духовного содержания.

Гости Воланда на балу – грешники, воплощение зла, нелюди всех мастей, которые получают то, к чему стремились, удовлетворяя свои низкие эгоистические страсти. И в описание бала вторгается снижено-пошлая оценка – “как в бане”.

“Никакой прелести в нём нет и размаха тоже” (Воланд).

Как же возникают эти дьявольские силы, где берутся?

Это тёмные стихийные страсти и влечения, не подчинившиеся человеческому началу, они “от лукавого” (показываем на слайде), они с готовностью поджидают каждого, потому что живут в душе. А задача каждого – противостоять им, не поддаться, остаться человеком.

Каким же видят Воланда герои романа?

В зависимости от царящих в душе “убеждений”. Для Иванушки Воланд – иностранный шпион. Для Берлиоза – Белоэмигрант, профессор истории, сумасшедший иностранец. Для Стёпы Лиходеева – маг, артист. Для мастера – литературный персонаж, Дьявол, порождённый европейской культурной традицией (Мефистофель).

Что же Воланд на самом деле?

Это ночное небо, первородный космос, в недрах которого зарождается жизнь. Значит, это начало тоже ответственно за человека и человеческую жизнь. Именно поэтому оно вмешивается в жизнь на земле.

- Где место мастеру в этой системе?

Покой – это место между добром и злом. Мастер прекрасно осознаёт, что происходит в обществе, не может это не воплотить на бумаге, но он не творец и не боец. Его “доброта” не действенна, поэтому он не имеет права быть рядом с Иешуа, но и среди зла ему находиться не пристало. Он тоже получил то, что заслужил. (показываем на слайде).

Человек, родившийся из бесконечного, вечного бытия, прошедший сложнейший путь развития от дочеловеческого состояния до высокодуховного, культурного осознания своей роли на земле, обязан сам заботиться о чистоте и совершенстве общества. Поэтому Фриду от наказания освобождает Маргарита. От доброты, внимания к другому человеку идёт его милосердие, сострадание, которые являются проявлениями человеческими. Ни Бог и ни Дьявол не помощники в этом!

Литература:

  1. Михаил Булгаков. Романы. М. “Современник”. 1988.
  2. В. Акимов. На ветрах времени. Ленинград. “Детская литература”. 1991.
Дидактические материалы к уроку по творчеству М.А.Булгакова,
включающие тестовые задания с ответами

Подготовила учитель русского языка и литературы
МБОУ «Первомайская сош»
Первомайского района Тамбовской области
Халяпина Л.Н.
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»
Создание
Писатель работал над романом с 1928 по 1940 г. (последние вставки он продиктовал жене за три недели до смерти). Существует восемь редакций романа. В первой редакции это был «роман о дьяволе» - сатирическая фантасмагория, разрезанная вставкой-новеллой о Христе и Пилате. В 1930 г. Булгаков сжёг рукопись незаконченного романа. Однако в 1931 г. он начал писать новый роман, в котором уже появились образы Мастера и Маргариты.
Название
Булгаков довольно долго искал название романа: «Инженер с копы¬том», «Чёрный маг», «Сатана», «Чёрный богослов», «Князь тьмы», «Ко¬пыто инженера», «Консультант с копытом». В 1937 г. появился оконча¬тельный вариант - «Мастер и Маргарита».
Эпиграф взят из «Фауста» Гёте: «...Так кто же ты, наконец? Я - часть той силы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо...». Эпиграф и название многое проясняют в позиции автора. Мастером, Великим Ар¬хитектором природы в масонской литературе называют верховное боже¬ство, и божество это есть дьявол.
Публикация
В 1940-е гг. роман, по понятным причинам, не мог быть напечатан. Впер¬вые он был опубликован в 1966-1967 гг. в журнале «Москва» с много¬численными цензурными купюрами. В ответ появился полный машино¬писный «самиздатовский» текст романа. И лишь в 1973 г. роман был напечатан в СССР без купюр. До сих пор продолжается текстологиче¬ская работа над произведением, поскольку не существует окончательно¬го авторского текста.
Жанр
Жанр был определён автором как «фантастический роман». Но это не совсем точно, так как роман объединяет две важнейшие и сложные темы: он клеймит трусость и предательство и подробно рассказывает о судьбе его двух главных героев - Понтия Пилата и Мастера. Произведение многожанровое и многопла¬новое: его можно назвать и бытовым романом (воспроизведён московский быт 1930-х гг.), и фантастическим, и философским, и автобиографическим, и любовным, и сатирическим.
Композиция
Роман в романе: один о судьбе Мастера и Маргариты, другой - о римском прокураторе Иудеи Понтии Пилате. Читая произведение, мы находимся сразу в двух измерениях: 30-е годы XX в. и 30-е голы I в. н. э. События происходят в одном и том же месяце за несколько дней перед Пасхой, но с промежутком в 19 веков. Мы видим глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами. В конце романа Москва соединяется с Ершалаимом, обе сюжетные линии сливаются в одну.
Сюжетные линии
В романе можно выделить несколько сюжетных линий:
- философская - Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат;
- любовная - Мастер и Маргарита;
- мистическая и сатирическая - Воланд, его свита и москвичи.
Особенности
Этот роман Булгакова резюмирует его представления о смысле жизни челове¬ка, о смерти и бессмертии, о борьбе добра и зла, правды и лжи в обществе и в нравственном мире человека.
Роман многослойный и допускает различные толкования.
Роман адресован читателю образованному, посвящённому в тайны искусства, символику красок, предметов, знакомому с религиозными верованиями, ис¬торией.
ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ РОМАНА – ПОСТИЖЕНИЕ ИСТИНЫ
Иешуа Га-Ноцри
В философском плане «Мастер и Маргарита» - это роман об истине и высоком долге служения ей. А истина в жизни только одна - все люди добры.
Каждый человек несёт в себе добро и любовь к другим людям. Во имя этой истины Иешуа пошёл на смерть. Он до конца исполнил своё высшее предназначенье - нести людям свет истины.
Мастер
Эта истина открылась и безымянному сотруднику московского музея, который почувствовал потребность писать и стал «мастером». Но Мастер, прикоснувшийся к истине, оказался слабым человеком. Под давлением жизни он проявил малодушие, трусость - отказался бороться за истину и нести её свет людям (прячется в сумасшедший дом), не выполнив до конца своей миссии.
Струсив (испуганный вид больного из 118-й палаты подчёркивается не раз), отказавшись от своего предназначения, он совершил предательство по отношению к самому себе.
Маргарита
Образ Маргариты - жизнеутверждающий символ женского начала, который лежит в основе мира. Свет истины открылся не ей, но именно она призывала Мастера бороться за истину и сама боролась за Мастера. Её образ соотнесён с образом Левия Матвея: тот тоже хочет донести до людей слова Спасителя и тоже пытается спасти его от мучительной казни.
Маргарита и сама несёт в себе Божественную истину. Это истина - любовь. Маргарита борется за свою любовь всеми силами и способами. Она «заслужила свет», но совершает самопожертвование - отказывается от него, желая разделить с Мастером его судьбу - дарованный ему покой.
ТЕМЫ И ОБРАЗЫ В РОМАНЕ
Мастер. Тема творчества
Литературоведы считают образ Мастера автобиографичным. Их объеди¬няет и чисто внешнее сходство (от сухощавой фигуры до шапочки-ермолки), и общее для обоих чувство отчаяния от работы «в стол». В то же время образ этот - широкое обобщение, так как судьба Мастера - участь многих художников России, вынужденных замолчать в эпоху тоталитаризма.
Измученный обрушившимися на него несчастьями, Булгаков писал жене, что ему ничего не нужно, кроме абсолютного покоя. Такой по¬кой дарует Мастеру Воланд по просьбе Иешуа. Мастер обрёл уют, вер¬ную спутницу, погрузился в мир природы и музыки, чтобы постичь мудрость жизни. И может быть, покой и есть первый шаг к обретению света, к Вечному Царству, о котором писал Булгаков. Выбирая судьбу себе, Мастер не смог одержать победу. Сделав его победителем, Булга¬ков нарушил бы законы художественной правды. Но в финале нет пессимизма: на земле у Мастера остался ученик (прозревший Иван Понырёв, бывший поэт Иван Бездомный) и роман, которому суждена долгая жизнь.
Маргарита. Тема любви
По мнению писателя, всё счастье, дарованное в жизни человеку, исхо¬дит от любви.
Любовь возвышает человека, помогает постичь духовное. Маргарита пол¬ностью отдаётся любви и ради спасения Мастера продаёт свою душу дьяволу, беря на себя огромный грех. И тем не менее автор делает её самой положительной героиней романа. Булгаковская Маргарита в зер¬кально перевёрнутом виде варьирует историю Фауста. Фауст продал душу дьяволу ради страсти к познанию и предал любовь своей Маргариты. У Булгакова Маргарита становится ведьмой ради любви к Мастеру. Она разделяет судьбу того, кого любит.
Иешуа Га-Ноцри
В романе Иешуа - прообраз Христа, но он не Богочеловек, а Тот, Кто знает, что есть истина, и несёт её людям. Иешуа - обычный смертный человек, проницательный и наивный, мудрый и простодушный. Он воплощение чистой идеи. Ни страх, ни наказания не могут заставить его изменить идее добра и милосердия. Он утверждает, что человек может построить такое общество, где не будет «власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти». Иешуа верит в доброе начало в каждом человеке. И в то, что «царство истины» обязательно наступит. Он побеждает в споре с Понтием Пилатом, потому что не отказыва-ется от своих убеждений, идёт на смерть, оставаясь по-настоящему свободным.
Понтий Пилат. Тема власти
Прокуратор Иудеи является олицетворением власти. Пилат жесток, его называ¬ют «свирепым чудовищем», и он гордится своим прозвищем, ведь миром пра¬вит власть и сила. Пилат прожил полную борьбы и смертельной опасности жизнь, в которой побеждает лишь сильный, не знающий жалости. Он знает, что победитель всегда одинок, у него не может быть друзей - только враги и завистники. Власть и величие не сделали Пилата счастливым. Единственное су¬щество, к которому он привязан - собака.
Автор считает трусость самым большим человеческим пороком (трусость толка¬ет ко лжи, убивает Бога в душе). Это показано через образ Понтия Пилата. Перед ним предстал Иешуа Га-Ноцри, обвиняемый в подстрекательстве к раз¬рушению ершалаимского храма. Прокуратор сразу убедился в невиновности арестанта, был тронут его искренностью, понял, что Иешуа обладает загадоч¬ной силой (умеет врачевать) и даже задумал его спасти (объявить сумасшед¬шим и выслать на остров в Средиземном море, в свою резиденцию). Но один из учеников Иешуа, Иуда из Кириафа, за 30 сребреников предал Иешуа, разуве¬рившись в его учении, - представил показания, по которым его следовало казнить немедленно. Иешуа утверждал, что «всякая власть есть насилие над людьми» и что настанет время, когда человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще «не будет надобна никакая власть». Чтобы опровер¬гнуть это, Пилат неискренне произносит хвалебные слова в честь презираемого им императора Тиберия. Пилат подтверждает, что Га-Ноцри прав в своей оцен¬ке власти: он совершает насилие, не имеющее никакого оправдания, обрекая невиновного на смерть. Отправив на смерть Иешуа, Пилат губит и свою душу. Вынося приговор невиновному, Пилат воскликнул: «Погибли!» Он струсил, побоявшись быть обвинённым в государственной измене, и за это был наказан ужасающим бессмертием - «двенадцать тысяч лун» будет мучить его совесть. Автор размышляет об ответственности человека за всё добро и зло, происходящее на земле.
Воланд
Сама идея поместить в Москву 1930-х гг. князя тьмы и его свиту, олицетворя¬ющих собой силы, которые во имя справедливости совершают добрые дела, - глубоко новаторская. Воланд появляется в Москве, чтобы «испытать» героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим свою любовь, покарать предателей, взяточников, подхалимов, пройдох. Но если его свита совершает различные «пакости» (достаётся по заслугам и самоуверенному Бер¬лиозу, и доносчику Варенухе, и пьянице Лиходееву), то сам мессир неизменно сохраняет спокойствие и величавость. Он наблюдает булгаковскую Москву как исследователь, ставящий научный опыт. Сатана в романе нетрадиционен: он не воплощает собой зло, не предаёт людей, не толкает их на дурные поступки. Воланд - связующее звено между добром и злом, светом и тьмой. Но он не бесстрастен, а склонен к добру. Сфера его - свет тьмы, лунный свет. Искоре¬няя людские пороки, свита Воланда в то же время возвращала к жизни поря¬дочность и честность и наказывала зло, Воланд пронёсся над Москвой грозой, карая неправду.
Сквозная тема романа - тьма
Тьма - это отсутствие Бога в человеческой душе. Тьма накрывает Ершалаим во время казни Иешуа. Тьма сгустилась над Москвой, когда в свой последний путь отправились Мастер и Маргарита, единственные среди «московского на¬родонаселения», в ком Воланд обнаружил частицу Бога. События в Москве разворачиваются в те дни, когда по православному календарю земля лишилась Бога: Христос был распят, но ещё не воскрес. Воланд, прибыв в Москву, узнаёт, что люди отказались от веры в Бога, изгнали его из своей души. А это значит, что они потеряли нравственные ориентиры. В таком мире всё дозволе¬но, добро и любовь исчезли, а правда запрятана в сумасшедший лом. Ни Бог, ни дьявол не вмешиваются в дела людей -люди сами выбирают свою судьбу. И каждому по окончании жизни воздаётся по вере его.
Образы-двойники
Булгаков продолжает традицию Достоевского, который в своём творчестве раз-рабатывал сложные взаимодействия реального и ирреального. В романе можно отметить целую систему соответствий и отражений образов, которые могли бы представить разные варианты судьбы: Мастер и Иешуа, Алоизий и Иуда. Бер¬лиоз и Майгель, Иван Бездомный и Левий Матвей, Наташа и Гелла.
Повесть «Собачье сердце»
История создания
Написана в 1925 г. и запрещена цензурой как «недопустимая вещь». Было вы-сказано мнение: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя». У Булгакова был произведён обыск и конфискована рукопись. Впервые повесть была опубликована лишь в 1987 г.
Фантастическая фабула
Профессор Филипп Филиппович Преображенский и его ассистент доктор Иван Арнольдович Борменталь, практикующие омоложение организма методом пе¬ресадки половых желез, проводят научный эксперимент. Они пересаживают бездомной дворняге Шарику нижний придаток головного мозга (гипофиз) убитого в пьяной драке алкоголика и рецидивиста Клима Чугункина. Происхо¬дит очеловечивание собаки. Попытка развить это лабораторное существо в лич¬ность оказывается более чем неудачной. Шариков ведёт себя по-хамски: пьян¬ствует, крадёт деньги, пристаёт к женщинам. В довершение ко всему он пишет донос на Преображенского, обвиняя его в «контрреволюции». Терпению про¬фессора приходит конец, и вместе с Борменталем он проводит обратную опе¬рацию: Шариков-Чугункин вновь стал собакой Шариком.
Реалии 1920-х годов, отразившиеся в повести
Научно-популярная литература того времени была полна статьями об омоложе¬нии человеческого организма и скорой победе врачей над старостью и смертью.
Подлинна московская топография: в «калабуховском доме» жил дядя Булгакова, профессор Н. М. Покровский (скорее всего, он был прототипом Преобра¬женского) - яркий представитель старомодной русской интеллигенции. Булга¬ков описывает характерные приметы времени: «фильдеперсовые чулочки», норма
жилплощади (16 аршин), соседство «граждан, товарищей» и «господ», шикарных ресторанов и «столовой нормального питания служащих Центрального Совета Народного Хозяйства», где варяг щи из протухшей солонины.
Социальный смысл
Профессорский эксперимент сравнивается с экспериментом большевиков, ко-торые хотели искусственно и в кратчайший срок воспитать «нового человека». Это «воспитание» закончилось усвоением швондерами и шариковыми револю¬ционной фразеологии, принципа «всё отнять и поделить». Большевики обеща¬ли: «Кто был ничем, тот станет всем», но опыт Преображенского показал, что Клим Чугункин, даже будучи возрождённым в теле Шарика, так и остался алкоголиком с двумя судимостями. И профессорский, и большевистский экс¬перимент - насилие над природой, потому оба обречены на неудачу. Но Преоб¬раженский осознал бессмысленность своего эксперимента и прекратил его, а большевики нет.

Задания по роману «Мастер и Маргарита»
Часть А
1. «Роман о Пилате» состоит из четырех глав: «Понтий Пи¬лат», «Казнь», «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа», «Погребение». Последняя глава преподносится в ро¬мане:
а) как рассказ Воланда;
б) как рассказ Мастера;
в) как сон Ивана Бездомного;
г) как чтение отрывка романа Маргаритой.
2. Что не повторяется в московских и ершалаимских главах?
а) Отношения учитель-ученик;
б) Тема страха, трусости;
в) Казнь;
г) Гроза.
3. Мир Мастера характеризуется рядом предметных дета¬лей. Уберите «лишнее».
а) Цветы; в) Шапочка;
б) Книги; г) Ванна.
4. Первым на страницах романа Булгакова «Мастер и Мар¬гарита» появляется:
а) Берлиоз;
б) Воланд;
в) Коровьев;
г) Мастер.
5. Наказывают Воланд и его свита многих, но убивают лишь одного:
а) Лиходеева;
б) Бенгальского;
в) Майгеля;
г) Могарыча.
6. Многие фразы романа стали афоризмами. Найдите «сло¬ва» Иешуа:
а) «Рукописи не горят»;
б) «Никогда и ничего не просите»;
в) «Нет большего порока, чем трусость»;
г) «Он не заслужил света, он заслужил покой».
ЧастьВ
1. Роману «Мастер и Маргарита» предшествует эпиграф:
...Так кто ж ты, наконец?
- Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
Назовите произведение, строки из которого цитирует М.А. Булгаков?
2. «Роман о Пилате» состоит из 4 глав, введенных в основ¬ной роман разными способами. Кто является рассказчиком первой главы романа - «Понтий Пилат»?
3. Узнайте героя по портрету:
«И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок... Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физио¬номия, прошу заметить, глумливая».
4. В какой главе «Мастера и Маргариты» появляется главный герой произведения, автор «Романа о Пилате»?
5. «Ну что же, ...люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних...»
Что «испортило» москвичей, с точки зрения Воланда?
6. Назовите фамилию критика, квартиру которого разгромила Маргарита.
7. Кому из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Марга¬рита» принадлежит фраза: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!»?
8. Какой из человеческих пороков Иешуа назвал одним из самых главных?
9. Многие москвичи пострадали во время кратковременного пребывания Воланда и его свиты в Москве, но убит был один.
«Разнеслись слухи о чрезвычайной вашей любознательности. Гово¬рят, что она, в сочетании с вашей не менее развитой разговорчивостью, стала привлекать всеобщее внимание. Более того, злые языки уже уро¬нили слово - наушник и шпион».
Кому вынесли столь суровый приговор?
10. Мастер «не заслужил света». Чем Иешуа просит Воланда наградить Мастера?
Ответы
Часть А
Часть В
1. Г 1.»Фауст»
2. В 2.Воланд
3. Г 3.Коровьев-Фагот
4. А 4. 13
5. В 5.квартирный вопрос
6. В 6.Латунский
7.Воланд
8.трусость
9.барону Майгелю
10.покоем

Часть С1
1. Как раскрывается тема творчества в романе М.А. Булга¬кова «Мастер и Маргарита»?
2. Как герои произведений М.А. Булгакова решают пробле¬му нравственного выбора?
3. Какова, судьба настоящего художника в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
4. На что направлена сатира М.А. Булгакова в романе «Мас¬тер и Маргарита»?
5. Какова роль Пилата в романе? (По роману М.А. Булга¬кова «Мастер и Маргарита»).
6. Согласны ли вы с утверждением К. Паустовского: «Бул¬гаков... испытывал всю жизнь острую и уничтожающую не¬нависть ко всему, что носило в себе хотя бы малейшие черты обывательщины, дикости и фальши»?
7. Есть ли у Мастера ученики в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
8. Кто в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» до¬казывает утверждение: «трусость - самый страшный порок»?
9. Кто из героев романа «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему?
10. В чем заключается смысл финала романа М.А. Булгакова и Маргарита»?
11. Каким предстает перед нами город в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
12. Как выражена авторская позиция в романе М.А. Булгакова?
13. Согласны ли вы с утверждением: «М.А. Булгаков - мастер психологического анализа»?
Часть С 2
1. Прочитайте фрагмент из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Объясните общий смысл предложенного текста, определите роль художественных средств изображения, объясните суть характеров, мотивы поведения, отношения или чувства персонажей, охарактеризуйте роль этого эпизода в произведении.
Речь эта, как впоследствии узнали, шла об Иисусе Христе. Дело в «том, что редактор заказал поэту для очередной книжки журнала боль¬шую антирелигиозную поэму. Эту поэму Иван Николаевич сочинил, и в очень короткий срок, но, к сожалению, ею редактора нисколько не удовлетворил. Очертил Бездомный главное действующее лицо своей поэмы, то есть Иисуса, очень черными красками, и тем не менее всю поэму приходилось, по мнению редактора, писать заново. И вот теперь редактор читал поэту нечто вроде лекции об Иисусе, с тем чтобы подчеркнуть основную ошибку поэта. Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича - изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать, - но Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привле¬кающий к себе персонаж. Берлиоз же хотел доказать поэту, что главное не в том, каков был Иисус, плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса-то этого как личности, вовсе не существовало на свете и что все рассказы о нем - простые выдумки, самый обыкновенный миф.
Надо заметить, что редактор был человеком начитанным и очень умело указывал в своей речи на древних историков, например, на знаме¬нитого Филона Александрийского, на блестяще образованного Иосифа Флавия, никогда ни словом не упоминавших о существовании Иисуса. Обнаруживая солидную эрудицию, Михаил Александрович сообщил поэту, между прочим, и о том, что то место в 15-й книге, в главе 44-й знаменитых Тацитовых «Анналов», где говорится о казни Иисуса, - есть не что иное, как позднейшая поддельная вставка.
Поэт, для которого все, сообщаемое редактором, являлось новостью, внимательно слушал Михаила Александровича, уставив на него свои бойкие зеленые глаза, и лишь изредка икал, шепотом ругая абрикосовую воду.
- Нет ни одной восточной религии, - говорил Берлиоз, в которой, как правило непорочная дева не произвела бы на свет бога. И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых. Вот на это-то и нужно сделать главный упор...
Высокий тенор Берлиоза разносился в пустынной аллее, и по мере того, как Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя свернуть себе шею, лишь очень образованный человек, - поэт узнавал все больше и больше интересного и полезного и про египетского Озириса, благостного бога и сына Неба и Земли, и про финикийского бога Фаммуза, и про Мардука, и даже про менее извест¬ного грозного бога Вицлипуцли, которого весьма почитали некогда ац¬теки в Мексике.
И вот как раз в то время, когда Михаил Александрович рассказывал поэту о том, как ацтеки лепили из теста фигурку Вицлипуцли, в аллее показался первый человек.

Задания по типу ЕГЭ
«МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Вариант 1
Всадники остановили своих коней.
- Ваш роман прочитали, - заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, - и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. Если верно, что трусость - самый тяж¬кий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. Ну что ж, тот, кто любит, должен раз¬делять участь того, кого он любит.
- Что он говорит? - спросила Маргарита, и совершенно спо¬койное ее лицо подернулось дымкой сострадания.
- Он говорит, - раздался голос Воланда, - одно и то же, он го¬ворит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же - лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому, что, как он утверждает, он чего-то недоговорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается, и к нему никто не приходит. Тогда, что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою. Впрочем, нужно же какое-нибудь разнообразие, и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслы¬ханную славу. Он утверждает, что охотно бы поменялся своею участью с оборванным бродягой Левием Матвеем.
- Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много? - спросила Маргарита.
- Повторяется история с Фридой? - сказал Воланд, - но, Маргарита, здесь не тревожьте себя. Все будет правильно, на этом построен мир.
- Отпустите его, - вдруг пронзительно крикнула Маргарита так, как когда-то кричала, когда была ведьмой, и от этого крика сорвался камень в горах и полетел по уступам в бездну, оглашая горы грохотом. Но Маргарита не могла сказать, был ли это грохот падения ли грохот сатанинского смеха. Как бы то ни было, Воланд смеялся, поглядывая на Маргариту, и говорил:
- Не надо кричать в горах, он все равно привык к обвалам, и это его не встревожит. Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремится разговаривать, - тут Воланд опять повернулся к мастеру и сказал: - Ну что же, теперь ваш роман вы можете кончить одною фразой!
Мастер как будто бы этого ждал уже, пока стоял неподвижно и смотрел на сидящего прокуратора. Он сложил руки рупором и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесым горам:
- Свободен! Свободен! Он ждет тебя!
В1. Назовите имя героя, судьба которого является предметом об¬суждения в данном фрагменте.
В2. Роман мастера получает в данном фрагменте завершение («Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»). Каким термином обознача¬ется завершающий этап развертывания действия?
В3. Каким термином обозначается глубинное противоречие, ста¬новящееся в литературном произведении основой действия (напри¬мер, противоположность мировоззренческих позиций героев - про¬куратора и Га-Ноцри)?
В4. Каким термином называется введенне в реальный мир заве¬домо неправдоподобных, вымышленных явлений и событий (полет всадников, составляющих свиту Воланда, участие сатаны в судьбе мастера и Маргариты, бессмертие смертного прокуратора)?
В5. Кому из героев романа принадлежит утверждение о том, что в числе человеческих пороков одним из самых главных является тру¬сость?
В6. Как в литературоведении называется преувеличение, исполь¬зованное, например, при характеристике смеха Воланда («грохот-смеха»)?
В7. Как называется придание неодушевленным предметам и явлени¬ям свойств живых существ (например, «эхо запрыгало... по горам»)?
С1. Почему прокуратор Иудеи ненавидит «свое бессмертие» и свою «неслыханную славу»?
С2. Герои каких произведений русской литературы испытывают глубокое раскаяние за совершенные ими поступки и в чем их сход¬ство с героем М. Булгакова?
С5. Почему главному герою романа мастера даруется свобода, а самому мастеру - лишь покой?
Вариант 2
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1 - В7; С1- С2.
Сквозь шум города все отчетливее слышались приближающиеся удары барабана и звуки немного фальшивящих труб.
Первым показался шагом следующий мимо решетки сада конный милиционер, а за ним три пеших. Затем медленно едущий грузовик с музыкантами. Далее - медленно двигающаяся похоронная новень¬кая открытая машина, на ней гроб весь в венках, а по углам площад¬ки - четыре стоящих человека: трое мужчин, одна женщина. Даже на расстоянии Маргарита разглядела, что лица стоящих в похоронной машине людей, сопровождающих покойника в последний путь, какие-то странно растерянные. В особенности это было заметно в отноше¬нии гражданки, стоявшей в левом заднем углу автодрог. Толстые щеки этой гражданки как будто изнутри распирало еще больше какою-то пикантной тайной, в заплывших глазах играли двусмысленные огонь¬ки. Казалось, что вот-вот еще немного, и гражданка, не вытерпев, подмигнет на покойника и скажет: «Видали вы что-либо подобное? Прямо мистика!» Столь же растерянные лица были и у пеших провожающих, которые, в количестве человек трехсот примерно, медленно шли за похоронной машиной.
Маргарита провожала глазами шествие, прислушиваясь к тому, как затихает вдали унылый турецкий барабан, выделывающий одно и то же «Бумс, бумс, бумс», и думала: «Какие странные похороны... И какая тоска от этого «бумса»! Ах, право, дьяволу бы заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет! Интересно знать, кого это хоро¬нят с такими удивительными лицами
- Берлиоза Михаила Александровича, - послышался рядом несколько носовой мужской голос, - председателя МАССОЛИТа.
Удивленная Маргарита Николаевна повернулась и увидела на своей скамейке гражданина, который, очевидно, бесшумно подсел в то время, когда Маргарита загляделась на процессию и, надо пола¬гать, в рассеянности вслух задала свой последний вопрос.
Процессия тем временем стала приостанавливаться, вероятно, задерживаемая впереди светофорами.
- Да, - продолжал неизвестный гражданин, - удивительное у них настроение. Везут покойника, а думают только о том, куда дева¬лась его голова!
- Какая голова? - спросила Маргарита, вглядываясь в не¬ожиданного соседа. Сосед этот оказался маленького роста, пламен¬но-рыжий, с клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с котелком на голове. Галстук был яркий. Удивительно было то, что из кармашка, где обычно мужчины носят платочек или самопишущее перо, у этого гражданина торчала обглоданная куриная кость.
- Да, изволите ли видеть, - объяснил рыжий, - сегодня утром в Грибоедовском зале голову у покойника стащили из гроба.
- Как же это может быть? - невольно спросила Маргарита, в то же время вспомнив шепот в троллейбусе.
- Черт его знает как! - развязно ответил рыжий, - я, впро¬чем, полагаю, что об этом Бегемота не худо бы спросить. До ужаса ловко сперли. Такой скандалище! И, главное, непонятно, кому и на что она нужна, эта голова!
Ответы на задания В1-В7 дайте в виде слов или сочетания слов.
В1. Назовите имя персонажа, который оказался «неожиданным соседом» Маргариты на скамейке и сообщил о похоронах Берлиоза.
В2. Каким термином называется описание внешности персонажа («Сосед этот оказался маленького роста, пламенно-рыжий, с клы¬ком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лаки¬рованных туфлях и с котелком на голове. Галстук был яркий»)?
В3. Как называется предметная подробность, используемая для характеристики персонажа (например, куриная кость в кармане пид¬жака у собеседника Маргариты)?
В4. Какой вид комического, основанный на соединении фантас¬тики и реальности, страшного и смешного используется в отрывке (например, история с украденной головой Берлиоза)?
В5. Каким термином называется обмен репликами между двумя персонажами?
В6. «Черт его знает...», «до ужаса ловко сперли» - как называ¬ется этот тип лексики в речи героя?
В7. С точки зрения какого из персонажей представлены события в приведенном отрывке?
Ответы на задания С1-С2 дайте в виде связного текста в объеме 5-10 предложений.
С1. Какая роль отведена Берлиозу в истории мастера?
С2. В каких произведениях русской литературы герой представ¬лен в противостоянии власти и в чем сходство и различие этих героев с булгаковскими персонажами?
Дайте полный, развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необхо¬димые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по воз¬можности раскрывая собственное видение проблемы.
С5. Чем страшен и чем смешон МАССОЛИТ в изображении М. Булгакова?
Ответы
Вариант 1
В1 Понтий Пилат
В2 Развязка
В3 Конфликт
В4 Фантастика
В5 Иешуа
В6 Гипербола
В7 Олицетворение
Вариант 2
В1 Азазелло
В2 Портрет
В3 Деталь
В4 Гротеск
В5 Диалог
В6 Просторечие
В7 Маргарита

Используемая литература
1. Генералова Н.С. Литература. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. – М.: Издательство «Экзамен», 2004
2. Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010
3. Кучина Т.Г., Леденёв А.В. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2010