Роман И.А. Гончарова «Обломов» был напечатан в 1859 году в журнале «Отечественные записки». Писатель работал над романом в период оживления общественной жизни, связанного с подготовкой к реформе об отмене крепостного права в России. В своем произведении Гончаров критикует основы крепостничества и раскрывает тему духовного оскудения и деградации поместного дворянства.

В центре романа «Обломов» – сложный и противоречивый образ помещика Ильи Ильича Обломова. На его характер и мышление повлияла та среда, в которой он воспитывался и прожил детство.

С малых лет герою привили черты, в дальнем получившие название «обломовщина». Маленький Илюша рос баловнем, совершенно не приспособленным к самостоятельной жизни. Он привык, что все делается за него, а его удел – «праздность и покой». В Илюше последовательно подавлялись любые попытки деятельности. Неподвижность жизни, дрема, замкнутый образ жизни – это не только признак существования героя, но и суть жизни в Обломовке, которая отделена от всего мира: «Ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали обломовцев». Бездеятельность и отсутствие жизненных целей – вот что характеризует быт Обломовки.

Однако характер Илюши формирует не только барство. Жизнь в Обломовке по-своему полна и гармонична: это русская природа, любовь и ласка матери, русское хлебосольство, краски праздников. Эти впечатления детства являются для Обломова идеалом, с высоты которого он и судит жизнь. Поэтому герой не принимает «петербургскую жизнь»: его не привлекают ни карьера, ни желание разбогатеть.

До пятнадцати лет Илья учился очень неохотно в пансионе. Изучение наук и чтение книг утомляли его. После пансиона он «проследил курс наук до конца» в Москве. В Петербург Обломов приехал с целью преуспеть на государственной службе и устроить семейную жизнь. Илья Ильич прослужил кое-как два года и покинул службу. Для него это было ненужным и не имеющим смысла бременем.

Бросив службу, отгородившись от общества, Обломов предался мечтам. Теперь «его почти ничего не влекло из дома, и он с каждым днем все крепче и постояннее водворялся в своей квартире». Постепенно умирали в Обломове духовные потребности, становились бесплодными гуманные порывы, превращались в сонное бормотание здравые суждения. Герой постепенно погружался в полную умственную пассивность и апатию. Гончаров пишет: «Обломов… не мог осмыслить свою жизнь и поэтому тяготился и скучал от всего, что ему приходилось делать».

Он решил, что лучше оставаться «обломовцем», но сохранить в себе человечность и доброту сердца, чем быть суетным карьеристом, черствым и бессердечным. О петербургской жизни Илья Ильич говорит: «Все время беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванья друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу, это оглядыванье с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, так голова закружится, одуреешь».

Таким образом, Обломов был добрым, кротким, умным человеком, получившим хорошее образование. В молодости он был полон прогрессивных идей и желания служить России. Его друг детства Андрей Штольц так характеризует Обломова: «Это – хрустальная, прозрачная душа». Однако положительные черты характера Ильи Ильича вытесняются такими качествами, как безволие и лень. Жизнь с ее заботами и волнениями, постоянным трудом страшит героя, и он хочет отсидеться в тихой квартире.

В квартире на Гороховой улице Обломов лежит на диване не только потому, что как барин может ничего не делать, но и потому, что он не хочет жить в ущерб своему нравственному достоинству. Герой радуется, что он «не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой!».

Лень Обломова и его бездеятельность вызваны его отрицательным отношением к жизни и интересам современных герою людей. В этом и состоит трагедия жизни Обломова. Иногда Илье Ильичу хочется отбросить «обломовские» привычки. Он порывается к делу, но эти желания быстро гаснут. И перед нами снова зевающий от скуки и лежащий на диване лежебока. Апатия и лень гасят все его благородные порывы.

Таким образом, Гончаров изображает борьбу хороших задатков в Обломове с барскими привычками и ленью. Герой не стремится изменить свою жизнь. Он ценит больше всего покой, не имея сил и желания бороться. Он отступает перед жизненными проблемами и трудностями.

Однако Илья Ильич стыдится собственного барства, как личность возвышаясь над ним. Его мучает вопрос: « Отчего я такой?» Когда Штольц пытается пробудить в Обломове желания жить и трудиться, упрекая его за паралич ума и воли, Илья Ильич признается: «Все знаю, все понимаю, но силы воли нет». Герой живет по принципу: «А хорошо бы если бы это само собой как-нибудь незаметно сделалось».

Любовь к Ольге Ильинской на время преображает Обломова. Вот как описывается герой в состоянии влюбленности: «Туманное, сонное лицо мгновенно преобразилось, глаза открылись, заиграли краски на щеках; задвигались мысли, в глазах сверкнули желание и воля». Но боязнь потерять покой заставляет Обломова отказаться от любви к Ольге. «Обломовщина» оказывается даже сильнее любви. Вот истинная трагедия!

В дальнейшем Илья Ильич находит свой «идеал» в сердечной любви Агафьи Матвеевны Пшеницыной, которая ничего от него не требует, во всем потакая ему. В ее доме «его окружали теперь такие простые, добрые, любящие лица, которые согласились своим существованием подпереть его жизнь, помогать ему не замечать, не чувствовать ее». Исчезнувший мир детства, Обломовка появляется опять. Еда и отдых – вот все занятия Ильи Ильича.

Достоинство Обломова заключается в том, что он сам осуждал себя и сознавал неизбежную духовную гибель. Ольга в тоске спрашивает его: «Что сгубило тебя, Илья? Нет имени этому аду…» Илья Ильич отвечал ей: «Есть – обломовщина!» Обломов страдает от того, что не видит цели в жизни и не находит приложения своим силам.

Писатель показал путь Обломова к осознанию своей никчемности, несостоятельности, а в конечно итоге – к распаду личности. Разрушению сущности человеческой натуры.

Итак, героя романа погубила «обломовщина». Это явление не индивидуальная особенность Обломова, а, по выражению Добролюбова, «оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни». Критик заключает: «В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово».

Чтобы понять роман Гончарова, необходимо в первую очередь ответить на вопрос о том, в чем состоит трагедия жизни Обломова. Именно поэтому данная тема часто выбирается для школьных сочинений. О том, как правильно выполнить задание и не упустить ничего важного, поговорим в этой статье.

«В чем состоит трагедия жизни Обломова?»: план

Традиционно любое сочинение пишется по схеме: введение, основная часть и заключение. Чтобы облегчить задачу, эти части иногда делят на пункты и дают им названия. Давайте попробуем составить план нашей работы:

  • Введение - краткое описание героя и обозначение проблематики.
  • Мечты героя, его взгляд на мир.
  • Детские годы, жизнь в Обломовке.
  • Сравнение Обломова со Штольцем.
  • Выводы.

Теперь подробно распишем каждую часть.

Вводная часть

Итак, в чем состоит трагедия жизни Обломова? Сочинение можно начать с того, что Илья Ильич является главным героем романа. Он сложный и противоречивый персонаж, но с первого взгляда этого незаметно. Перед читателем предстает ленивый помещик, много лет живущий на одном месте и забросивший родовое имение. Обломов еще молод - ему немного за 30, но он апатичен, ленив и избалован. Излюбленное занятие - лежать на диване и что-то обдумывать.

С другой стороны, он добр, ласков, мягок, простодушен и доверчив. Он неглуп, но не может ничего добиться в жизни. Что же ему мешает реализовать себя? Ответ на этот вопрос находится в его детстве.

Прекрасная Обломовка

Попробуем понять, в чем состоит трагедия жизни Обломова. Те черты, которые помешали Илье Ильичу сделать что-то значимое, были привиты еще в детстве. Он рос, окруженный заботой нянек, его никто не готовил к реальной жизни. Илюша быстро привык к тому, что все за него делают другие, а он должен жить в покое и праздности. Если же у барича возникало желание что-то делать, его тут же успокаивали и отправляли спать или есть.

Жизнь Обломовки была неподвижна и замкнута, не было для ее обитателей никаких целей. С другой стороны, это еще и образец гармоничного существования, здесь есть и природа, и любовь матери, и русское гостеприимство, и традиционные праздники. Для Обломова этот мир идеален, он смотрит на жизнь с точки зрения жителя Обломовки. Именно поэтому «петербургские желания» разбогатеть и сделать карьеру его не привлекают.

Отрыв от имения, где он вырос, стал настоящей трагедией для маленького Ильи. Учеба в пансионе ему не понравилась, не лучше было и в Москве. Когда отправился в Петербург и поступил на службу, то бросил ее через два года, потому что не хотел ничего добиваться, не видел в этом смысла.

Мечтатель

Теперь в сочинении «В чем состоит трагедия жизни Обломова?» можно перейти к описанию его петербургской жизни. Это время, когда Илья Ильич отгородился от общества и предался мечтаниям. Ничто не могло его заставить покинуть дом. Постепенно апатия уничтожила в нем все духовные потребности, гуманные порывы и желания. Осталось одно сонное бормотание. Физическая пассивность перерастает в умственную.

Что же остановило Обломова и помешало добиться успеха? Ответ довольно прост. Илья Ильич не захотел терять свою человечность, доброту и мягкость. А ими бы пришлось пожертвовать, чтобы добиться в Петербурге успеха. Только бессердечный и черствый человек, думающий лишь о себе, смог бы сделать здесь карьеру. Беготня и «дрянные страстишки» местного общества вызывали в нем отвращение и презрение, он не мог переступить через себя.

Илья Ильич получил очень хорошее образование и в молодые годы был увлечен прогрессивными идеями, он хотел служить своей стране. Но все его положительные стремления и качества были вытеснены ленью и безволием. Волнения, трудности и заботы жизни страшат героя, поэтому он прячется от них в своей квартире. Даже любовь не смогла вывести его из оцепенения.

Обломов лежит на диване не только потому, что барин может себе это позволить, но и из-за того, что только так может сохранить человечность и жить в покое.

Штольц и Обломов

Мы практически поняли, в чем состоит трагедия жизни Обломова. Это его неспособность к действию. Но в романе есть другой человек, который является полной противоположностью героя, - Штольц, его друг детства. Он постоянно чем-то занят, активен, целеустремлен, имеет успех в свете. Этих персонажей часто сравнивают, чтобы ярче проявились их черты характера.

Именно Штольцу удается заставить Илью Ильича действовать, вывести в свет, познакомить с друзьями и Ильинской Ольгой Сергеевной. На некоторое время Обломов буквально оживает, он увлечен новыми знакомствами и даже влюбляется. Кажется, что Штольц вот-вот изменит судьбу друга, но все оказывается напрасно. Попытка ни к чему не приводит. Он не в состоянии ничего исправить и подарить другу новую жизнь.

Как только Обломов оказывается предоставлен сам себе, он снова скрывается от всего мира. Даже чувства к Ильинской, которая ответила ему взаимностью, не заставили его подняться с дивана и что-то изменить.

После этого жизнь Обломова начинает постепенно затухать, он все меньше двигается. И в конце концов умирает от инсульта довольно в молодом возрасте. Его жизнь кажется бесполезной и бесцельной. Он так ничего и не оставил после себя.

«В чем состоит трагедия жизни Обломова?»: цитаты

В тексте произведения есть фразы, указывающие причину трагической судьбы главного героя. Часть из них можно вставить в сочинение. Приведем их здесь:

  • «Беззаботный ленивец».
  • «Не смог осмыслить свою жизнь, поэтому скучал и тяготился от всего, что приходилось делать».
  • Слова Обломова о петербургской жизни: «...беготня, вечная игра страстишек, особенно жадности, пересуды, сплетни, перебиванья друг у друга дороги,... оглядывание с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, голова кругом пойдет, одуреешь».
  • «Это - прозрачная, хрустальная душа» (Штольц об Обломове).
  • «Лежит вот тут, не мыкается, сохраняя свой покой и свое человеческое достоинство» (автор о жизни героя в Петербурге).

Подведем итоги

Теперь мы может с уверенность сказать, каким человеком был Обломов. Сочинение можно закончить небольшим выводом о том, что главный герой является олицетворением типичного русского человека. Он неглуп, полон добродетели, бескорыстен, его душевный мир богат, сердце полно благородных стремлений - помочь близким, своей стране, изменить все к лучшему. Но свершиться этим порывам и устремлениям мешают лень и слабохарактерность. Именно эти две черты придали жизни Обломова трагичность, а «вскормлены» они были еще в самом детстве. Именно в этом Гончаров видит причину того, что Россия отстает от Европы - не будем забывать о том, что Штольц по происхождению немец.

Надеемся, что теперь вам понятно, в чем состоит трагедия жизни Обломова. Кратко можно пояснить это так: отсутствие способности бороться с любыми, даже самыми незначительными, препятствиями. И вина здесь полностью возлагается на воспитание маленького Илюши. Именно Обломовка лишила его воли.

«Обломов» - это единственное произведение в мировой литературе, герой которого на протяжении почти всего действия не встает с дивана. Но уникальность персонажа, созданного Гончаровым, заключается не в его патологической лени и бездействии. Далеко не каждый современный школьник способен прочитать это сложное и глубокое произведение. А потому, в чем состоит трагедия Обломова, известно немногим. Характеристике и анализу этого литературного образа посвящена данная статья.

В чем состоит трагедия жизни Обломова?

Сочинение по произведению Гончарова предполагает предварительную подготовку. Прежде чем приступить к его написанию, следует понять особенности времени, в которое писатель создавал роман.

Писал он его почти десять лет. А спустя два года после издания произошло ключевое событие в истории России - было отменено крепостное право. Боязнь перемен и страх перед будущим владел многими представителями поместного дворянства. Сочинение на тему «В чем состоит трагедия жизни Обломова» следует начинать с описания этого исторического события и влияния его на представителей определенных социальных слоев.

Новое время

Представления об для персонажа Гончарова заключаются в возможности вести размеренную, спокойную жизнь в поместье. В чем состоит трагедия Обломова? Отнюдь не в том, что возможности этой он теперь лишен. Его беда в том, что он не способен подстроиться под реалии Обломов не только не может найти свое место в социальной обстановке, которая сложилась в России. Он даже не стремится к этому.

Во все времена были люди, которые действуют, несмотря ни на что. Но есть и те, кто в силу неудовлетворенности окружающей обстановкой предпочитают лежать на диване и мечтать о днях минувших. Обломову грезится родное поместье.

Мечты и нереальный мир

Примечательно, что событий в произведении чрезвычайно мало. Сюжет романа - это история немолодого полнеющего представителя помещичьего сословия, который рискует быть обманутым своими якобы друзьями. Но человек, который с ним поддерживает настоящие приятельские отношение, вовремя спасает его, лишив, впрочем, любимой женщины. Но в чем состоит трагедия жизни Обломова и как удается автору удержать внимание читателя на протяжении четырех частей? Беда главного героя в том, что он беспрерывно пребывает в мире, который отчасти придуман им самим. А грандиозный объем произведения передает глубинный смысл трагедии человека, который, оказавшись на стыке времен, отказывается от существования в реальном мире и находит спасение в собственных фантазиях и грезах.

Обломовка

Родное поместье предстает в сознании героя неким безмятежным идиллическим миром. Здесь как будто не существует времени. Даже часы в доме бьют очень странно. Их звук напоминает ворчание собак, готовых наброситься друг на друга.

В поместье ничего не меняется. Его обитатели испытывают страх перед всем незнакомым. Даже процесс чтения здесь имеет механический характер. Отец Илюши Обломова держит перед собой газету, как будто совершая некий ритуал. Читает он, как правило, периодические издания трехлетней давности.

Обо всем этом герой вспоминает на протяжении романа. И, читая главы произведения, посвященные ностальгии, читатель отчасти получает ответ на вопрос, в чем состоит трагедия жизни Обломова. Заключается она прежде всего в том, что герой романа впитал уклад Обломовки и полагает, что подобный образ жизни является единственно верным.

Патологическая безынициативность, лень, абсолютное равнодушие ко всему происходящему вокруг - все это результат воспитания. Обломов лелеет в душе образ поместья. И иногда даже видит его во сне.

Детство

Однажды, засыпая, герой задается вопросом: «Отчего я такой?» А во сне видит дивные картины из детства. В этих грезах есть ответы и на вопросы персонажа, и на тот, который ставит перед собой читатель, а именно в чем состоит трагедия жизни Обломова. Описание снов Ильи Ильича помогает прояснить происхождение его социальной отрешенности.

Сон условно разделен на три части. И с помощью этого приема автор рассказывает читателю предысторию героя. В первой речь идет о нравах, царивших в поместье. Как об Обломовке, так и о детстве персонажа известно из глав, в которых описываются красочные сновидения.

Рос он, окруженный беспредельной заботой. Везде и всегда его сопровождала няня, что не позволяло мальчику особенно резвиться. В поместье царил и сна. Главным занятием его обитателей было «ничегонеделанье».

Сказки

В чем состоит трагедия Обломова? Уже было сказано, что лень и бездействие, характерные для этого персонажа, стали следствием воспитания. А составляющей в нем были сказки, рассказанные няней. Илюша рос ребенком впечатлительным. Истории о молочных реках, волшебницах и прочих чудесах он впитал в себя. И, уже повзрослев, осознал, что явь у него смешалась со сказкой.

В третьей части сна речь идет об отрочестве героя. Трагедия жизни Обломова берет начало в первобытной лени, от которой страдают, сами того не замечая, все жители поместья. Здесь царит простота нравов, тишина и бездействие. И все это способствует развитию своего рода болезни, которую автор именует обломовщиной. Жизнь героя была с детства разделена на две половины. Первая - это тоска и скука. Вторая представляла собой мирное веселье.

Штольц

Однообразное существование Обломова было все же на некоторое время нарушено. В романе присутствует герой, создающий противопоставление главному. Таким персонажем является друг детства Штольц. Приятель выводит Обломова в свет и знакомит с Ольгой Сергеевной Ильинской. Новые встречи благоприятно действуют на него.

Штольц активен, постоянно пребывает в действии, словом, являет собой противоположность главного героя. Его влияние на судьбу Обломова неоспоримо. Однако, несмотря на кардинальные изменения в жизни, герой все же погибает. Его убивает инсульт, вызванный малоподвижным образом жизни.

Обломов представляет собой распространенный тип русского человека. У него богатый душевный мир, он добр, бескорыстен, и он о многом мечтает. Однако ничего не хочет сделать для достижения своих целей.

В чем состоит трагедия жизни Обломова по роману И. А. Гончарова? Ответ на этот вопрос автор дает в конце произведения. Писатель изобразил его человеком, духовно превосходящим всех прочих персонажей, в том числе и деятельного Штольца. Приятель Обломова совершает действия ради действий. Он не имеет высоких целей. Пропагандируя труд, он не может объяснить его предназначения. Обломов же, напротив, обладает доброй и благородной душой, но ему не хватает решительности и способности действовать. Это его и губит.

июля 06 2014

Герой одноименного романа И. А. Гончарова Илья Ильич Обломов, казалось бы, продолжает галерею традиционных образов «лишних людей», начатую в русской А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым. Но, в отличие от Онегина и Печорина, герой Гончарова не только конкретное воплощение типа русского патриархального барина, но и выражение точки зрения автора по вопросу о сложных взаимных влияниях европейской цивилизации и русского национального характера. Илья Ильич Обломов - русский барин, родившийся и воспитанный в глубокой провинции, не сделавший карьеру в Петербурге и постепенно погрузившийся в глубокую апатию, в нравственный, а затем и вечный сон. Его фамилия - Обломов - это и намек на то, что он «обломок» старинного рода, приверженного к архаическому укладу жизни, и на то, что он , «обломанный» жизнью, не выдержавший ее натиска. В главе «Сон Обломова» раскрывает условия формирования характера , показывает ту самую архаическую патриархальную среду, в которой сложилась его . Первое, с чего начинает автор описание родной герою Обломовки и что подчеркивает с самого начала, - это мирную тишину, покой, невозмутимость этих мест. «Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг», и нет ни бурь, ни разрушений, и хозяйство ведется теми же методами, что вели его деды и прадеды.

Жизнь людей - это обычный цикл жизненных событий: крестины, свадьба, рождение детей, похороны. Все их заботы - это проявления физиологических потребностей человека, главные из них - еда и сон. День однообразен и привычен: утренняя молитва, чай, отдых, обед, послеобеденный сон, ужин. «Вот день-то и прошел, и слава Богу!» - заключают вечером обломовцы, крестясь и укладываясь спать.

Господа, конечно же, не работают и даже не управляют как следует своей усадьбой - все идет само собой, а хозяин только «наблюдает» за деятельностью крестьян, давая совершенно ненужные указания. Иронически описывает Гончаров, как «собираются» в усадьбе починить обрушившуюся галерею или сломанный мостик, как получили они письмр с просьбой прислать рецепт пива и тоже не могли собраться на него ответить. Такая инертность, безынициативность для обломовцев - «идеал покоя и бездействия», а труд они воспринимают «как , наложенное еще на праотцев наших». В такой атмосфере рос и воспитывался Илюша Обломов. Ребенку ничего не позволяют сделать самостоятельно, пресекая его естественную любознательность и живость, никуда не пускают одного.

В сказках, которые он слушает с детства, идеалом становятся та же безмятежная , «где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей», где все достается даром. Его отдают в ученье ради «внешней выгоды» просвещения: мечтой родителей становится шитый золотом мундир для Илюши, © A L L S o c h. r u но так, чтоб ему как-нибудь не трудясь добыть «аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства». Конечно, к его учению у старого немца все относятся сочувственно, давая всевозможные поблажки: мальчик скоро привыкает к мысли, что «у него есть Захар и еще триста Захаров», а результатом становится то, что у Ильи Ильича «труд и скука» были синонимы. Единственным, но очень важным преимуществом обломовского воспитания была атмосфера любви, окружавшая мальчика.

Обломовцы по сути своей очень добрые люди, они естественны в своих чувствах, радушны и гостеприимны. Когда Илья Ильич поступил на службу в Петербург, то для него огромным разочарованием было именно отсутствие привычной с детства сердечной заботы и душевной теплоты. Таким образом, обломовщина - это патриархальный уклад русской дворянской жизни, в котором есть как преимущества, так и недостатки. Главным итогом обломовщины становится то, что человек, воспитанный в этой идиллической обстановке покоя и бездействия, не готов к жизни, ее трудностям и проблемам. Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина» полагает это явление страшным социальным злом, основанным на даровом труде крепостных крестьян, результатами которого пользуются помещики.

Действительно, Илья Ильич гордится тем, что ни разу в жизни сам не надевал себе чулок, и крепостное право представляет себе как благо для крестьян, по отношению к которым он, Илья Ильич, испытывает отеческую заботу. Сравнение его, Обломова, с «другими», которые сами обслуживают себя, оскорбляет его до глубины души. Но крепостное право развращает не только барина: его слуга Захар, несмотря на преданность своему господину и некоторую фамильярность в обращении с ним, также не приспособлен к жизни.

Особенно это видно после смерти Обломова: Захара за лень и неряшливость всюду прогоняют со службы и он становится нищим, спившимся попрошайкой. Несомненно, в чем-то Н. А. Добролюбов прав: «обломовщина» есть действительно страшное социальное зло, калечащее людские души и судьбы. Но надо посмотреть и на другой аспект этой проблемы - только ли Обломов виноват в своей жизненной трагедии? Он не смог служить, вышел в отставку и лежит на диване, мечтая о своей Обломовке и составляя ее переустройства - почему?

Какая иная возможна для него форма деятельности? Показательны визитеры, которых принимает Обломов: светский молодой человек Волков, чиновник Судьбинский, литератор Пенкин. Именно от их жизни отказывается Илья Ильич.

Волков радуется праздной жизни: балы, обеды, опера, а для Обломова это «несчастье», «скука адская». Судьбинский озабочен своей успешной карьерой и выгодной женитьбой, но те формальные бюрократические мелочи, которые его волнуют, чужды Обломову: «…Как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства». Литератор Пенкин хвастается «новой и смелой» мыслью своего сочинения, что мещане - жулики и заслужили побои городничего. «Реальное направление в литературе», за которое ратует Пенкин, ставит своей целью точность и верность изображаемых портретов, но, по замечанию Обломова, эти сочинители «только себя тешат», но не из «понимания и сочувствия» жизни.

И такое же неприятие светского общества высказывает Обломов в своей беседе со Штольцем. Скука, сплетни, отсутствие интересов ума и сердца, мелочное тщеславие - все это не привлекает Илью Ильича: «Разве это не мертвецы? Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома?..

» Обломов говорит, что не видит «нормальной жизни в этом», что это «не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». Идеал героя - это та же обломовщина, лишь более современная, с книгами, нотами, но он не находит этого идеала в реальной жизни, и сам не в силах его воплотить - нет ни упорства, ни решимости характера. Любовь преобразила Илью Ильича ненадолго: неверие в свои силы, жизненные преграды, проблемы с имением - все это не дало Обломову возможности реализовать свою «норму» жизни и семьи.

Поэтому его отъезд в тихий домик госпожи Пшеницыной на Выборгскую сторону - это своего рода пассивная форма протеста против жизни петербургского общества. Далее герой все больше деградирует, и «нравственный сон» полностью завладевает его душою и мыслями. «Обломовщина» сгубила героя, по его собственному признанию, стала причиной его трагедии, но реализовать себя как-то иначе при своем неприятии петербургского светского общества он не смог, не переступив через свои нравственные принципы, через свое понимание высокого предназначения человека. Это не только личная вина и беда Обломова.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Обломов и «обломовщина» (по роману И. А. Гончарова) . Литературные сочинения!

Великолепным, захватывающим и богатым по содержанию можно назвать роман И.А. Гончарова « ». В нем автор в точностях и деталях пытается описать образ жизни русского народа того времени.

Главный герой романа бесконечно ленив. Его не интересуют жизненные блага, общение с товарищами или друзьями, любовные отношения и возможные интриги. Все, о чем он мечтает – это покой. Как же он хочет, чтобы все дела происходили без его участия. Своему слуге он раздает поручения, а сам пролеживает на любимом диване дни и ночи.

Глядя на Илью Ильича Обломова со стороны, можно предположить, что он болен! Чем же? Конечно же, обломовщиной.

К большому сожалению, не он один подвергся ее воздействию. Множество людей, проживающих в России в те года, предпочли лениться и ничего не делать.

В чем же мы видим трагичность жизни Обломова? Конечно же, в ее бесполезном прохождение, в ее бесцельном проживание.

Человек, главный герой романа – просто теряет такие прекрасные моменты в жизни, он огражден от окружающего мира, он не заинтересован ни в чем. А ведь вокруг можно найти хороших друзей, прекрасную спутницу жизни, которая подарит потомков. Можно наслаждаться красотами природы, можно заниматься любимым делом и получать от этого удовольствие. Но, для всего этого нужна активность, резвость. Нужно постоянно быть в движении, в курсе всех событий. А главный герой – Обломов не мог себе и представить такой суеты и метушни. Они не помещались в его голову, которая совершенно протряхла от постоянного лежания и ничего не деланья.

Человек не имеет смысл жизни – вот в чем основная трагедия. Еще с детства ему навязали мысль о том, что возможно прожить вот в таком, бесхребетном состоянии. И он пошел по тропе окружающих его людей, он напрочь отбил в себе желание на яркую и счастливую жизнь.

В душе достаточно добрый, и даже ранимый. Он не делает окружающим зла, он не вступает в конфликты. Но, такое пустое существование не может по-настоящему приносить удовольствие. Вот, в чем скрывается трагедия жизни Обломова.