Система образов. Главный герой повести Вощев воплощает в себе традиционный для русской литературы образ искателя сча­стья. В начале повествования он уходит бродить по свету в поисках смысла жизни. Он хочет знать, нужен ли для строительства всеоб­щего счастья именно он, единственный, а не безликая масса. Но при этом он не протестует против бесчеловечности идеи, участвует в коллективизации. Его желание быть личностью — невольный вы­зов коммунистическому государству, а его жестокость — отражение бесчеловечной атмосферы эпохи.

Исследователи обратили внимание на особенности фамилии Во- щева. В данной фамилии героя мерцает множество разных смыслов: «воск», «вощеный», то есть человек чуткий к воздействиям жизни, все вбирающий, подчиняющийся течениям. Но «Вощев» — это и «вотще», то есть напрасно, тщетно (намек на его тоску, волю к поискам слож­ной истины). Его фамилия определяет его духовный путь — от на­дежды обрести всемирную истину к осознанию ничтожности общих усилий в достижении идеала и личного существования.

Из всех персонажей сомнения одолевают только Вощева и ин­женера Прушевского. Инженер чувствует тоску из-за того, что его существование кажется ему бессмысленным; он живет воспомина­ниями о любимой женщине и не находит себе места в настоящем. Единственный способ преодолеть тоску Прушевский видит в при­общении к коллективу, в занятиях полезным делом. Так он надеет­ся избавиться от собственных проблем.

Образ Насти символизирует в повести общество будущего. Она и сама связывает свою жизнь с коммунизмом: «Главный — Ленин, а второй — Буденный. Когда их не стало, а жили одни буржуи, так я и не рожалась, потому что не хотела. А как стал Ленин, так и я стала!».

Настя стала любимицей строителей котлована. К ней потяну­лись Чиклин и Жачев, она заменила им смысл жизни, у них поя­вилась цель существования. И когда пустота в душах людей запол­няется любовью к ребенку, наступает развязка повести. Настя умирает от простуды. Ее смертью Платонов подчеркивает бессмыс­ленность всего происходящего, вместе со смертью девочки умирает будущее строителей.

В повести отдельными штрихами очерчены некоторые образы рабочих. Один из них — Жачев — безногий калека, инвалид пер­вой мировой войны, передвигающийся на тележке. Он зол и агрес­сивен. По поручению Чиклина Жачев «ликвидирует кулаков в даль» — отправляет их по реке на плоту. Жачев абсолютно уверен, что новое общество нужно строить для детей. Когда умирает Настя, Жачев говорит Чиклину, что теперь не верит в коммунизм: «… я урод империализма, а коммунизм — это детское дело, за то я Настю и любил…. Пойду сейчас на прощанье товарища Пашкина убью». Жачев уползает в город. На котловане его больше не видели.

Воспоминаниями о несостоявшейся любви живет старший арте­ли землекопов пожилой рабочий Никита Чиклин. Когда-то он любил дочь хозяина кафельно-изразцового завода, на котором работал н молодости. Настя, оказавшись дочерью бывшей возлюбленной Чиклина, вызывает в его сердце особую боль. Именно Чиклину дос­тается тяжелое бремя долбить в «вечном камне» могилу для девоч­ки. В жизни землекопа остался один труд.

Едва обозначены Платоновым фигуры чиновника-бюрократа, председателя окрпрофсовета Пашкина; мастеровых Сафонова и Козлова, превратившегося в профсоюзного активиста.

Рабочим в повести противопоставлен собирательный образ кре­стьян. Они отличаются от рабочих-землекопов тем, что заботятся не о грядущем благоденствии мира, а о собственном благополучии. Кре­стьяне изображены несчастными людьми. Самое большее, на что они могут рассчитывать — это на свой гроб, сделанный точно по размеру.

В части, которая посвящена организации колхоза, ключевым яв­ляется образ медведя-молотобойца. Медведь — фанатик, он трудится не ради результата, а ради самого процесса труда. Все, что изготов­лено им в деревенской кузнице, не годится для колхозного хозяйст­ва. Медведь — это символ безрезультатного, бессмысленного труда.

В своей книге Волшебные дни В. Лихоносов высказывается об А. Платонове так: Он действительно писатель глубоко сокровенный. Какое бы произведение А. Платонова мы ни?итали, будь то роман Чевенгур или повесть Ювенильное море, рассказ Фро или статья о Короленко, мы?увствуем мастера, умеющего и заставляющего думать.
Своим твор?еством Платонов заглянул в самую сердцевину утверждавшейся тоталитарной эпохи, в?астности, повестью Котлован. Об этом произведении критик В. Малухин говорит: Котлован про?итывается не просто как жуткое сновидение об утопи?еском идеале, но и как реальная хроника его истори?еского оскудения и распада. В горниле Котлована утопия переплавляется в антиутопию.
Котлован повесть А. Платонова, посвященная на?алу строительства нового, небывалого еще Дома светлых и высоких?елове?еских отношений. Этот Дом то единое здание, куда пойдет на поселение весь местный класс пролетариата.
А. Платонов останавливается на самом на?але строительства на земляных работах, обеспе?ивающих успех постройки: ?тобы дом был про?ен, котлован должен быть надежен.
Герои повести хотят построить не простой, а общепролетарский дом.
Котлован играет в повести роль связующего звена между?елове?ескими судьбами и судьбой Оте?ества. Котлован предстает перед нами как средство, помогающее раскрыть сущность каждого отдельно взятого строителя. При этом процессе (выкапывание котлована) каждый из принимающих в нем у?астие думает о смысле жизни, надеется, ?то он не зря прожил свою жизнь, а отдал ее всю для общего дела - строительства общепролетарского дома.
Но, с другой стороны, котлован это могила, которую каждый, сам того не зная, роет для себя и для каждого. Котлован это братская могила. Пример тому смерть Насти и ее последнее пристанище. Можно привести еще имена, для кого котлован стал могилой: Сафронов и Козлов, активист.

Образ Насти несет огромную смысловую нагрузку. С ее смертью гибнет Будущее, его юная?астица. И это катастрофа вселенского масштаба, так как многие из строителей, возводя дом, никогда не думали о себе дом строился для масс, но не для себя, а со смертью Насти все эти массы вдруг остались без будущего...
Имена в повести имеют лишь немногие герои: Настя, Елисей, Никита, Чиклин, молотобоец Михаил. Остальные обходятся без имен. Так смогут ли эти люди, в основном безымянные, завершить строительство котлована и возвести светлый Дом? Хватит ли у них сил не только на внешнее, но и на внутреннее устройство, на духовную оснастку будущего? Я с?итаю, ?то смысл названия помести заклю?ается в этих вопросах, где автор размышляет, ?то все хорошее, доброе, светлое все, ?то было достигнуто и накоплено лу?шими людьми российского государства, было брошено в грязный котлован и затоптано в грязь людьми, которые в большинстве своем ни?его не смыслят в том, ?то называется светлые и высокие?елове?еские отношения.
А. Платонов прозорливо увидел, ?то право на существование будет лишь у одного главного?еловека, а если есть лишь один главный?еловек, то неминуемо обезли?иваются все другие. Вот по?ему по?ти и нет имен у героев повести.
Задуманное как здание для ве?ного с?астливого населения, как здание для?еловека, оно подмяло?еловека под себя, превратив его в средство, материал.
И Котлован сегодня зву?ит не только как напоминание о прошлом, но и как предупреждение о будущем. Он ставит вопросы, которые ныне обретают для нас особый смысл.
Андрей Платонов заставляет помнить о самом главном, исходном, основополагающем.

Сейчас смотрят:



КЛАВИГО - герой трагедии И.-В.Гете «Клавиго» (1774). Пьеса основана на фактах биографии французского писателя Бомарше, описанных им в своих «Мемуарах». Личность Бомарше была в то время очень популярна в Европе, и Гете показал самого писателя под настоящим именем в пьесе. Бомарше приезжает в Мадрид, чтобы спасти честь сестры, Мари, обманутой женихом по имени К. Этот человек был реальным лицом, хотя, кроме как у Бомарше, нигде не упоминается. В пьесе К. под напором Бомарше раскаивается в содеянном

Для Гоголя совер­шенно определенно просвечивает особая тема Андрия. Интерес­но проследить, как она развивается, как постепенно и неизбеж­но определенная поэтизация героя сменяется развенчанием. Тема Андрия окажется в противоречии с эпической тенденцией повести. Эпичен Остап: он проявлен через поступок и действие. «Погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей» (II, 85)- это ощущение Андрия. Именно за общностью-незримая для Тараса - разность. Бешеную негу и упоение видел он в битве, это уже не

Особенно важны в романе эпизоды развязки и эпилога. Эти эпизоды призваны связать общественное «дело» Лаврецкого с идеей нравственного самоотречения и окружить эту идею ореолом трагизма. Внезапный приезд жены Лаврецкого разбивает его истинное счастье. Лиза идет в монастырь, Лаврецкий же остается не только «одиноким», но и в 45 лет «стариком» и даже «бездомным странником», т. е. человеком бессемейным, нравственно неприкаянным. Он, оказывается, «выучился пахать землю», обеспечил и упрочил «быт свои

«Смерть поэта» является откликом М.Ю. Лермонтова на гибель Пушкина. Как известно, новость о роковой для Александра Сергеевича дуэли застигла Лермонтова в период болезни.Событие до глубины души затронуло Лермонтова. «Смерь поэта» справедливо была признана возмущенным гласом всего передового общества России того времени: эта социальная группа негативно относилась к аристократии при дворе царя, которая и явилась действительной виновницей гибели гениального поэта.До наших дней текст стихотворения до

Творчество русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева принадлежит к лучшим страницам мировой литературы. Он написал много романов, повестей, рассказов, но особо выдающимся стал его стихотворный цикл «Стихотворения в прозе». Это собрание небольших лирических миниатюр, объединенных общим замыслом автора. Эти произведения Тургенев писал уже в конце жизни, поэтому они носят подзаголовок Zenilia - «старческое». При жизни автора вышло в печать 51 стихотворение. Их опубликовали в журнале «Вестник Евр

“Ревизор” принадлежит к тем произведениям, которые захватывают читателя и зрителя мгновенно и словно врасплох. О своем произведении Гоголь писал: “Я решился собрать все дурное, какое только я знал, и за одним разом над ним посмеяться- вот происхождение “Ревизора”. Автор рисует нам неприглядную картину уездного города и ее “отцов” - мздоимцев и бездельников, занятых только удовлетворением своих желаний и прихотей. Городничий не заботится о подчиненных его власти горожанах, обирает купцов, трати

ХЛЕСТАКОВ - герой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» (конец 1835 - - начало 1836; окончательная редакция - 1842). Иван Александрович X., мелкий петербургский чиновник, по выражению его слуги Осипа, «елистратишка простой» (то есть у него чин коллежского регистратора, самый низкий по табели о рангах), направляясь из северной столицы «в Саратовскую губернию, в собственную деревню», был принят в уездном городе за ревизора, «вельможу», обладателя высокого чина (по версии Бобчинского, он «сам генералиссиму


В своей книге Волшебные дни В. Лихоносов высказывается об А. Платонове так: Он действительно писатель глубоко сокровенный. Какое бы произведение А. Платонова мы ни ҹитали, будь то роман Чевенгур или повесть Ювенильное море, рассказ Фро или статья о Короленко, мы ҹувствуем мастера, умеющего и заставляющего думать. Своим творҹеством Платонов заглянул в самую сердцевину утверждавшейся тоталитарной эпохи, в ҹастности, повестью Котлован. Об этом произведении критик В. Малухин говорит: Котлован проҹитывается не просто как жуткое сновидение об утопиҹеском идеале, но и как реальная хроника его историҹеского оскудения и распада. В горниле Котлована утопия переплавляется в антиутопию. Котлован повесть А. Платонова, посвященная наҹалу строительства нового, небывалого еще Дома светлых и высоких ҹеловеҹеских отношений. Этот Дом то единое здание, куда пойдет на поселение весь местный класс пролетариата. А. Платонов останавливается на самом наҹале строительства на земляных работах, обеспеҹивающих успех постройки: ҹтобы дом был проҹен, котлован должен быть надежен. Герои повести хотят построить не простой, а общепролетарский дом. Котлован играет в повести роль связующего звена между ҹеловеҹескими судьбами и судьбой Отеҹества. Котлован предстает перед нами как средство, помогающее раскрыть сущность каждого отдельно взятого строителя. При этом процессе (выкапывание котлована) каждый из принимающих в нем уҹастие думает о смысле жизни, надеется, ҹто он не зря прожил свою жизнь, а отдал ее всю для общего дела - строительства общепролетарского дома. Но, с другой стороны, котлован это могила, которую каждый, сам того не зная, роет для себя и для каждого. Котлован это братская могила. Пример тому смерть Насти и ее последнее пристанище. Можно привести еще имена, для кого котлован стал могилой: Сафронов и Козлов, активист. Образ Насти несет огромную смысловую нагрузку. С ее смертью гибнет Будущее, его юная ҹастица. И это катастрофа вселенского масштаба, так как многие из строителей, возводя дом, никогда не думали о себе дом строился для масс, но не для себя, а со смертью Насти все эти массы вдруг остались без будущего... Имена в повести имеют лишь немногие герои: Настя, Елисей, Никита, Чиклин, молотобоец Михаил. Остальные обходятся без имен. Так смогут ли эти люди, в основном безымянные, завершить строительство котлована и возвести светлый Дом? Хватит ли у них сил не только на внешнее, но и на внутреннее устройство, на духовную оснастку будущего? Я сҹитаю, ҹто смысл названия помести заклюҹается в этих вопросах, где автор размышляет, ҹто все хорошее, доброе, светлое все, ҹто было достигнуто и накоплено луҹшими людьми российского государства, было брошено в грязный котлован и затоптано в грязь людьми, которые в большинстве своем ниҹего не смыслят в том, ҹто называется светлые и высокие ҹеловеҹеские отношения. А. Платонов прозорливо увидел, ҹто право на существование будет лишь у одного главного ҹеловека, а если есть лишь один главный ҹеловек, то неминуемо обезлиҹиваются все другие. Вот поҹему поҹти и нет имен у героев повести. Задуманное как здание для веҹного сҹастливого населения, как здание для ҹеловека, оно подмяло ҹеловека под себя, превратив его в средство, материал. И Котлован сегодня звуҹит не только как напоминание о прошлом, но и как предупреждение о будущем. Он ставит вопросы, которые ныне обретают для нас особый смысл. Андрей Платонов заставляет помнить о самом главном, исходном, основополагающем.

Главный герой повести Вощев воплощает в себе традиционный для русской литературы образ искателя сча-стья. В начале повествования он уходит бродить по свету в поисках смысла жизни. Он хочет знать, нужен ли для строительства всеоб-щего счастья именно он, единственный, а не безликая масса. Но при этом он не протестует против бесчеловечности идеи, участвует в коллективизации. Его желание быть личностью — невольный вы-зов коммунистическому государству, а его жестокость — отражение бесчеловечной атмосферы эпохи.

Исследователи обратили внимание на особенности фамилии Во- щева. В данной фамилии героя мерцает множество разных смыслов: «воск», «вощеный», то есть человек чуткий к воздействиям жизни, все вбирающий, подчиняющийся течениям. Но «Вощев» — это и «вотще», то есть напрасно, тщетно (намек на его тоску, волю к поискам слож-ной истины). Его фамилия определяет его духовный путь — от на-дежды обрести всемирную истину к осознанию ничтожности общих усилий в достижении идеала и личного существования.

Из всех персонажей сомнения одолевают только Вощева и ин-женера Прушевского. Инженер чувствует тоску из-за того, что его существование кажется ему бессмысленным; он живет воспомина-ниями о любимой женщине и не находит себе места в настоящем. Единственный способ преодолеть тоску Прушевский видит в при-общении к коллективу, в занятиях полезным делом. Так он надеет-ся избавиться от собственных проблем.

Образ Насти символизирует в повести общество будущего. Она и сама связывает свою жизнь с коммунизмом: «Главный — Ленин, а второй — Буденный. Когда их не стало, а жили одни буржуи, так я и не рожалась, потому что не хотела. А как стал Ленин, так и я стала!».

Настя стала любимицей строителей котлована. К ней потяну-лись Чиклин и Жачев, она заменила им смысл жизни, у них поя-вилась цель существования. И когда пустота в душах людей запол-няется любовью к ребенку, наступает развязка повести. Настя умирает от простуды. Ее смертью Платонов подчеркивает бессмыс-ленность всего происходящего, вместе со смертью девочки умирает будущее строителей.

В повести отдельными штрихами очерчены некоторые образы рабочих. Один из них — Жачев — безногий калека, инвалид пер-вой мировой войны, передвигающийся на тележке. Он зол и агрес-сивен. По поручению Чиклина Жачев «ликвидирует кулаков в даль» — отправляет их по реке на плоту. Жачев абсолютно уверен, что новое общество нужно строить для детей. Когда умирает Настя, Жачев говорит Чиклину, что теперь не верит в коммунизм: «… я урод империализма, а коммунизм — это детское дело, за то я Настю и любил…. Пойду сейчас на прощанье товарища Пашкина убью». Жачев уползает в город. На котловане его больше не видели.

Воспоминаниями о несостоявшейся любви живет старший арте-ли землекопов пожилой рабочий Никита Чиклин. Когда-то он любил дочь хозяина кафельно-изразцового завода, на котором работал н молодости. Настя, оказавшись дочерью бывшей возлюбленной Чиклина, вызывает в его сердце особую боль. Именно Чиклину дос-тается тяжелое бремя долбить в «вечном камне» могилу для девоч-ки. В жизни землекопа остался один труд. Материал с сайта

Едва обозначены Платоновым фигуры чиновника-бюрократа, председателя окрпрофсовета Пашкина; мастеровых Сафонова и Козлова, превратившегося в профсоюзного активиста.

Рабочим в повести противопоставлен собирательный образ кре-стьян. Они отличаются от рабочих-землекопов тем, что заботятся не о грядущем благоденствии мира, а о собственном благополучии. Кре-стьяне изображены несчастными людьми. Самое большее, на что они могут рассчитывать — это на свой гроб, сделанный точно по размеру.

В части, которая посвящена организации колхоза, ключевым яв-ляется образ медведя-молотобойца. Медведь — фанатик, он трудится не ради результата, а ради самого процесса труда. Все, что изготов-лено им в деревенской кузнице, не годится для колхозного хозяйст-ва. Медведь — это символ безрезультатного, бессмысленного труда.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • образ медведя в "котловане" пдатонова
  • какие символичные образы создает платонов в повести котлован и в чем их смысл
  • образ насти как будущее котлован
  • система образов-персонажей в повести котлован
  • образы в повестях некрасова

Основные образы повести А.П. Платонова «Котлован»

А. Платонов не принимал современный ему общественный строй, выражал свои взгляды на развитие советской России через художественное слово. Повесть «Котлован», законченная А. Платоновым в 1930 году, стала известна широкому читателю только в 1987 году. Здесь в иносказательной форме, с помощью символов рассказывается о строительстве котлована для Дома счастья. Строят дом Вощев, Чиклин, Прушевский, Сафронов, Козлов, Жачев. В котловане приживается маленькая сирота Настя.

Чтобы понять сущность образов главных героев, нужно обратить особое внимание на их имена. Имена персонажей Платонова привлекают своей необычностью и даже искусственностью. Но ими наделены не все персонажи «Котлована». Активист, поп, председатель сельсовета, «середняцкий старичок», просто «зажиточный» названы лишь по их социальному статусу, причём в повести отсутствие имени – тоже важная характеристика героя.

Интересно значение фамилии Вощев. Оно может ассоциироваться со словом «воск» (вощёный) и со словом «вообще» и с близким по звучанию наречием «вотще». Воск – природный и хозяйственный материал – не связан напрямую с психологическим миром персонажа. Но достаточно вспомнить, как Вощев собирает в мешок «всякую безвестность» мира для памяти, - и можно убедиться, что ничто «природное и хозяйственное» Вощеву не чуждо.

«Вообще» напоминает о главном деле жизни героя – поиске смысла отдельного и общего существования, попытке додуматься до «плана общей жизни». С «вотще» связана идея разочарования от безрезультатности такого поиска и обречённости героя. Фамилия Вощева уже с первой страницы повести определяет логику его духовного пути – от надежды обрести «всемирную истину» к осознанию (после смерти Насти) тщетности общих усилий в достижении идеала и личного существования.

Традиционные русские фамилии – Козлов, Сафронов – уступают по своему смысловому объёму фамилии Вощев. Очевидно лишь сюжетное значение фамилии Медведев, который и есть медведь, нетипичный для реалистической литературы - медведь-молотобоец, обладающий классовым чутьём.

Партийного функционера Пашкина зовут Лев Ильич. Возникает ассоциация с именами известных политических деятелей Ленина и Троцкого. Лев Ильич – бюрократ. Его имя – не столько указание на какие-то личностные черты персонажа, сколько сатирический портрет партийного активиста, который сумеет удержаться на плаву при любом повороте «Генеральной линии».

В противовес Пашкину его партийный коллега на селе – активист – вообще лишён имени. Активист – фигура деятельная, он инициатор и главный участник раскулачивания. Нарицательное имя пристало к активисту так прочно, что начало выступать в роли имени. Социально-политическая функция вытеснила в человеке живые черты, заполнила его целиком.

Котлован строит старое, дореволюционное поколение людей, которое чувствует себя уставшим и не находит места в доме будущего. Безногий калека Жачев, потерявший лучшее в душе на войне с империализмом, ждёт окончания постройки дома, чтобы уничтожить старый город, погрязнувший в буржуазных предрассудках, и тем самым исполнить свою историческую миссию.

Той же работой занимаются Сафронов и Козлов, выкорчёвывающие «пни капитализма». Инженер Прушевский, по проекту которого возводилось здание завтрашнего дня, не знает, для чего живёт и нужен ли он кому на свете. Приговоривший сам себя к смерти, он усилием воображения прозревает белый непорочный дворец будущего, где разместятся новые люди – дети человечества. Он не может примириться с ними и полюбить их отдельно от своего страдания.

Наибольшая смысловая нагрузка приходится на имя Насти, олицетворяющей будущее счастье и «истину всемирного происхождения». Буквальное значение имени – «воскресшая». Но значение имени девочки оказывается в трагическом противоречии с её судьбой: предназначенная для новой, вечной жизни, сумевшая однажды уйти от смерти, Настя погибает, унося с собой надежду и веру. Смерть Насти – сюжетный и смысловой итог повести. И её могила общепролетарского дома – мрачный символ утопического счастья.

Имена собственные, таким образом, выступают в повести как средство характеристики персонажей. Ключевая роль в смысловой структуре «Котлована» принадлежит именам Вощева и Насти: смерть «воскресшей» символически выражает тщетность надежд на всеобщее счастье.