И.А. Бунин - один из больших мастеров психологической прозы. В произведениях этого писателя тонко переданы особенности человеческих чувств и эмоций, глубоко раскрыт внутренний мир человека.
Так, в рассказе «Господин из Сан-Франциско» перед нами возникает бездушный персонаж из буржуазного мира, полностью уверенный в своем превосходстве над всем и всеми.
Бунин рассказывает о последних месяцах жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное и насыщенное «удовольствиями» путешествие: «…ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради развлечения».
Все учтено и продумано этим героем так, что не оставлено никакого места для случайностей. Для путешествия господин выбирает знаменитый пароход с символическим названием «Атлантида», которое усиливает ощущение приближающейся катастрофы. И действительно - вскоре план героя начинает рушиться.
Главный «виновник» раздражения богатого туриста - неподвластная ему капризная природа. Именно она, как олицетворение Вселенной, неподвластной ни одному, даже самому богатому, человеку, заставляет господина («утреннее солнце каждый день обманывало») отправиться из Неаполя на Капри.
А вскоре и вовсе происходит то, чего господин никак не мог ожидать и уж точно не планировал, – его внезапная и «нелогичная» смерть: «Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха - и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб, голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом - и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то».
Таким образом, рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» мастерски раскрывает пустой и бездушный мир самоуверенного человека, потратившего жизнь на бессмысленное накопительство, упустившего самое главное – любовь, теплые чувства к другим людям, эмоции.
А это Бунин действительно считал самым главным в жизни любого человека. Глубоко и подробно писатель исследовал чувство любви между мужчиной и женщиной. В трактовке Бунина, любовь – это величайшее счастье, которое очень кратковременно и почти всегда трагично. Об этом повествует, например, рассказ Бунина «Кавказ». В нем героиня и герой решились убежать от мужа женщины. Они сбежали на Кавказ, где провели, может быть, лучшие дни в своей жизни, лучшие дни своего романа.
Кавказский пейзаж в произведении резко контрастирует с холодной, серой, унылой Москвой. Как контрастирует и душевное состояние героев. Здесь, на Кавказе, они были вместе - на фоне солнечного, яркого, экзотического пейзажа: «Когда жар спадал и мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте». Эти совместные мгновения становились еще дороже от того, что скоро нужно было возвращаться в Москву - к привычной и постылой жизни.
Казалось бы, этот рассказ про двух любящих людей. Но финальные строки произведения все переворачивают, все меняют. Мы понимаем, что главный герой «Кавказа» один - это тот человек, который любил героиню. Именно ему отданы финальные строки рассказа: «Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов».
Вот для кого любовь была настоящим наваждением, вот чьи чувства передавал знойный кавказский пейзаж! Я думаю, навязчивое чувство этого человека схоже с навязчивой кавказской жарой, которая мутит рассудок, заставляет человека бредить.
Рассказ «Холодная осень» тоже описывает чувства людей, сильно любивших, но потерявших друг друга и свое счастье.
Большая часть рассказа посвящена описанию последнего свидания героев, пронизанного щемящей смесью любви и тоски разлуки, потери. Это противоречивое чувство хорошо передал герой рассказа: «Все-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень люблю тебя...»
Именно в этот вечер героиня «Холодной осени» поняла, что не вынесет потери своего любимого. Если он умрет, то погибнет и она: «Я не переживу твоей смерти!» А через месяц молодой человек погиб, унеся с собой не только сердце героини, но и всю ее жизнь, все то, что ей было дорого и близко.
Таким образом, я считаю И.А. Бунина большим мастером изображения мира человеческих чувств. В его произведениях подробно, точно и тонко переданы все нюансы жизни человеческой души, подробно рассказано о том, как человек переживает то или иное чувство, как эти переживания отражаются на его жизни, что они дают каждому из нас. Именно поэтому, на мой взгляд, чтение произведений Бунина обогащает внутренний мир человека, помогает пониманию себя и окружающих людей.

(информационно-творческий проект.)

Якупова Анастасия,

Кузнецова Вера,

ученицы 4 «А» класса МБОУ «СОШ №3

им. Героя РФ А.Н. Епанешникова» Елабужского

муниципального района РТ.

Научный руководитель: Гурьева О. Д.
Введение.

В нашей повседневной жизни (общаемся ли мы в кругу семьи или с друзьями, отвечаем ли на уроках, читаем книги или слушаем музыку), мы всегда испытываем различные чувства: радость или грусть, воодушевление или огорчение, гордость или обиду. Это значит, что воспринимая окружающий мир, люди выражают своё определённое отношение к явлениям и предметам. Талантливые люди могут выразить свои чувства в искусстве: музыке, поэзии, живописи.

Существует древняя легенда, рассказывающая, как греческий художник Аппеллес написал на картине гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград.

Легенда говорит о том, что художник с помощью красок может передать очень живо мир, который мы видим вокруг себя. Само слово «живопись» значит писать «жизнь» .

Проблема проекта заключается

В изучении и анализе картин художников-живописцев 19-20 веков, в которых богатым языком живописи изображаются разнообразные чувства,

В умении связывать предмет изучения с собственными идеями,

В поиске своей позиции (умение оценивать, сопереживать).

Цель проекта заключается

В стимулировании воображения,

В умении давать определения человеческим чувствам, изображённым художниками в живописи,

В умении обнаруживать и формулировать причины, побудившие эти чувства.

Для достижения поставленных целей были определены задачи:

Изучение теоретического материала о чувствах человека,

Выбор картин известных русских живописцев для исследовательской работы,

Выявление характерных особенностей произведений, в которых чувства детей изображены языком живописи.

Гипотеза:

Возможно ли на живописных полотнах изобразить чувства человека.

Дают ли произведения живописи представление о чувствах человека.

Методы работы:

Изучение литературы.

Выбор картин, посвящённых чувствам детей.

Анализ полотен художников – живописцев.

Обобщение найденной информации.

Структура проекта :

Проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Для решения поставленных задач использовались различные источники.


Чувства человека. Классификация чувств.

Сначала необходимо разобраться в самих чувствах.

В нашей жизни бывают события, благодаря которым мы испытываем радость, восхищение, удивление, в этот момент мы смеёмся, хлопаем в ладоши, поднимаем брови. А бывает так, что мы по какой-то причине расстроены, опечалены, горюем, тогда мы плачем, рыдаем, жалуемся. Иногда бывают более сильные эмоциональные состояния, когда человек разозлён, разгневан, испуган «до смерти». В этом случае человек может потерять сознание, очень сильно покраснеть или побледнеть, начать заикаться.

Реакция человека на приятные или неприятные воздействия окружающего мира – это эмоция . Эмоция обычно отражается на лице, в мимике человека, в его движениях и походке. Эмоции могут проявляться не только внешне. При сильных эмоциях изменяется работа сердца и других органов тела.

Если понаблюдать за питомцами, то можно заметить, как виляет хвостом собака, радуясь приходу хозяина, или как урчит кошка от ласки. Животным присуще так же гнев, страх, уныние, любопытство. Однако эмоции людей значительно богаче, разнообразнее. Они связаны с условиями жизни, работой человека, с другими людьми, которые его окружают. Человек может понять своё состояние, сам его изменить, побороть отрицательные эмоции. Например, он может подавить в себе гнев, раздражение, скрыть неприязнь, нелюбовь к другому человеку, остаться вежливым и спокойным, когда хочется накричать, нагрубить. Конечно, это получается только у волевого, сильного человека, который научился управлять своими эмоциями. Люди чувствуют не только то, без чего не может жить их организм, или то, что ему мешает. Человек чувствует и другое: любовь к близким, восхищение при встрече с прекрасным, удивление при виде незнакомого явления. Самым прекрасным человеческим чувством является любовь – особое отношение человека к другому человеку, объекту природы, занятию. Это – желание постоянно быть рядом с предметом любви, радовать себя общением с ним. И самое главное, любовь побуждает человека делать добро, приносить радость тому, кого он любит.

Без чувств и эмоций человек превратился бы в подобие робота, которому неведомы ни беды, ни радости, ни удовлетворенность трудом, ни стремление к счастью.

Все чувства, которые мы выражаем, можно поделить на:

положительные

- радость

- любовь

- восторг

- удовлетворение;
отрицательные

- гнев

- страх

- ужас

- отвращение.

Произведения русских живописцев, на полотнах которых изображаются чувства людей.

А теперь обратимся к живописи, Н. Заболоцкий писал:

Любите, живопись, поэты!

Лишь ей единственной дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.


Лучшие художники России, каждый по-своему, ощущали и воплощали в своих произведениях чувства человека. Рассмотрим картины, в которых очень живописно отображены чувства детей.
Фёдор Павлович Решетников - «Опять двойка».

Сюжет картины художника взят из жизни. У Федора Павловича была дочь Люба. Именно, с ней, с её школьными годами и связана работа. Естественно, это не она там на картине. Можно предположить, что она сама в качестве персонажа двоечника отказалась бы позировать. Задумав написать картину, художник пришёл на урок, где его внимание привлёк один мальчик. Его вызвали к доске, а он даже книжку в руки не брал: стоит у доски, глаза опустил, мел в руках вертит, не знает, что делать с этой задачей. Ясное дело, что грядёт двойка! Художник попытался представить, что ждет мальчика, когда он придёт домой. Так родился замысел картины. Художник даже предложил позировать этому мальчику Серёже, но тот отказался.

На картине «Опять двойка» у мальчика опущенный взор, пылающие щеки. Мальчик склонил голову, ему стыдно , вот – вот он заплачет.
Виктор Михайлович Васнецов - «Алёнушка».

В сказке о сестрице Алёнушке и братце Иванушке говорится о том, как Иванушка выпил водицы из лужи и стал козлёночком. Печальная судьба у Иванушки - непослушника и у бедной Алёнушки.

Художник изобразил сидящую у пруда на «горячем» камне девушку, она скрылась от людских глаз, чтобы выплакать своё безысходное горе . Обхватив руками колени, поникнув головой, смотрит в воду с безнадёжным отчаянием . Мысли, путаясь, проносятся одна за другой: «Как жить? Что будет с братом?» Сестрица Алёнушка испытывает глубокое чувство скорби и печали.

Природа прекрасная и печальная, художник использует мрачные краски для картины; небо хмурое. Художник взял для своей картины горестный мотив-жалобу о долготерпении, самопожертвовании, душевной красоте русской женщины, о её горькой судьбе, не раз поведанной в сказках. Каждая былинка тоскует, жалуется вместе с девочкой, её печаль разделяют и тонкие, оголённые ветром осинки, и поникшая осока, и заплаканное небо.

Где Васнецов мог увидеть такую природу и придумал ли он лицо этой Алёнушки?

Неподалеку от Абрамцева, в деревне Ахтырки, где Васнецов жил летом, художнику полюбился старый заросший пруд. Глухо огороженный густым ельником, с нежными осинками на берегу, этот уголок напоминал ему природу далёкого Вятского края. Здесь, у ахтырского пруда, задумал художник свою картину – сказку о бедной Алёнушке. В этих же окрестностях он встретил девушку, поразившую его воображение. Почти ещё девочка, в дешевеньком сарафане, она шла, погружённая в какое-то своё горе. Именно этот образ запечатлён на картине художника.


Василий Григорьевич Перов - «Тройка» .

Художник Перов в картине «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» изобразил детей с грустными лицами.

Был случай, когда на глазах художника Перова трое ребятишек не смогли удержать бочку с водой – сани катились вниз, бочка опрокинулась и превратила скат в сплошную ледяную гору. Закоченевшими руками дети водворили бочку на место и вновь направились к проруби.

Художник хотел не просто рассказать людям о тяжёлом труде этих ребятишек. Он хотел показать их в момент наивысшего напряжения сил, чтобы его картина не говорила, а кричала о бесчеловечном отношении к беззащитным детям. На заднем плане этой картины изображены взрослые: один человек толкает сани, помогает детям в их нелегком труде. Чувство сострадания и милосердия изображены художником в этом образе. Спина удаляющего прохожего, как равнодушие к непосильному детскому труду, участи маленького человека.


Василий Иванович Суриков - «Взятие снежного городка».

Картина Сурикова «Взятие снежного городка» даёт представление о размахе празднования Масленицы, любимого в народе праздника. Художником показана не только широта праздника, но и широта русской души. Все персонажи картины полны здоровья и красоты. Колорит картины построен на ярких, чистых цветах, мелькающих в одеждах толпы, кушаках, узорных платках. Мы видим буйство красок и народное веселье.

Игра «Взятие снежного городка» осталась от глубокой старины в память завоевания Сибири Ермаком. «Городок» был отголоском целой эпохи, когда русские поселенцы должны были обороняться от « инородческих племен».

У людей весёлые и задорные лица. На картине художник изображает:

Стремительное движение разгоряченного всадника на вздыбленном коне, пробившегося к городку и ломающего снежную стену;

Строй защитников городка, вооружённых хворостинками, метлами, трещотками;

Светящиеся радостью и весельем лица победителей.

Выделяется на картине крестьянский мальчик в зипуне, подпоясанный кушаком. Его лицо с нежным румянцем как бы окутано морозным свежим воздухом. На примере этого героя мы можем пронаблюдать радость мальчика от участия в общей игре, веселье , счастье.


Карл Павлович Брюллов - «Всадница».

На картине «Всадница» Брюллов изображает молодую красавицу. Девушка осадила коня перед верандой дома, ей навстречу выбежали собаки и маленькая девочка, с восхищением и обожанием смотрящая на всадницу.

Портрет как бы наполнен движением, звуками: собаки лают, кажется, ещё слышно эхо топота детских ног в гулких коридорах. Конь горяч, но сама всадница неподвижно, словно на пьедестале, восседает на его широкой спине. С большим мастерством Брюллов пишет развевающийся изумрудный газовый шарф всадницы на фоне тёмной зелени парка (зелёное на зелёном). Портрет проникнут радостным чувством восхищения перед праздничным богатством и разнообразием жизни.
Константин Егорович Маковский - «Дети, бегущие от грозы».

На картине «Дети, бегущие от грозы» художник Маковский передаёт чувства детей, испугавшихся грозы. Художник красками, жестами, мимикой передаёт испуг ребёнка.

Художник удачно выхватил из деревенской жизни маленький эпизод. Деревенская девочка-подросток с младшей сестрёнкой оказались один на один с разбушевавшейся стихией. Она застала их внезапно. Дети собирали грибы в ближней роще, о чём свидетельствует подвязанный фартук с грибами. Гроза надвигается, нужно успеть домой. Взгляд детей говорит о мощи стихии. Сильный ветер растрепал волосы, снял с головы платочек, пригнул верхушки травы. Босые ноги бегут по прогнувшимся мосткам. И только светлое пятно на заднем плане картины даёт нам надежду, что дети ещё успеют добежать до ближайшего укрытия. И мы с вами сочувствуем и переживаем вместе с ними.

Известные русские художники сумели выразить в живописи чувства человека. Каждый сюжет – это своеобразная книга о жизни человека и общества в целом.

Алёнушка на картине Васнецова испытывает глубокое чувство скорби и печали.

Вот-вот заплачет от стыда за опять полученную двойку герой картины художника Решетникова. Испуганные дети убегают от грозы на картине Маковского.

Чувство сострадания и милосердия изображены художником Перовым в образе взрослого человека, помогающего детям. На картинах Сурикова «Взятие снежного городка» передана атмосфера радости. Портрет «Всадница» проникнут радостным чувством восхищения перед праздничным богатством и разнообразием жизни. Выходит, что живопись может наглядно рассказать обо всём разнообразии человеческих чувств.


Список используемой литературы.

  1. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2008. – 160с. Ил. – (Начальная школа 21 века)

  2. Алехин А. Д. Когда начинается художник. Кн. Для учащихся – М: Просвещение, 1993. – 160с.

  3. Ионина Н.А. 100 великих картин. М: Вече – 2002- 512с.

  4. Самин Д.К. 100 великих художников. М: Вече, 2005- 480с.

  5. Фенина С.В Беседы о русских художниках М: Русский язык 1990

  6. Энциклопедия русской живописи/ под ред. Т.В. Калашниковой: - М: ОЛМА – ПРЕСС, 2000 – 351с.: илл.

Тема чувств и разума поднималась многими поэтами и писателями, так как это всегда близко и интересно читателям. Именно об этом нам рассказывают произведения Куприна и Бунина. Они показывают то, насколько чувства могут быть сложными и многогранными.

А разум не всегда является в приоритете, поскольку если есть любовь, то герои становятся на ее сторону и они не думают, что с ними случится потом.

Конечно же, герои историй данных писателей полны условностей, они подчиняются расчету, их амбиции во многом непонятны, а бывает порой настолько фальшивы, что иногда очень трудно увидеть настоящие чувства, поскольку они сильно замаскированы. Несмотря на это, в рассказах как Куприна, так и Бунина есть очень много жизнеутверждающего и прекрасного, ведь много строк они посвятили такому возвышенному чувству, как любовь. Но при этом стоит понимать, что произведения этих двух писателей хоть и объединяет часто общая тема, но передают они ее по-разному.

Так, следует заметить, что герои в рассказах указанных писателей любят по-настоящему, а ведь это так редко встречается в жизни. Данное чувство вырывает персонажей из круговорота обыденности, скуки. Конечно, это длиться не долго, иногда всего лишь миг, а даже некоторым героям приходится за это кратковременное счастье заплатить своей жизнью, но все же это того стоит.

Произведения Бунина и Куприна настолько реалистичны, что отображают с поразительной правдивостью бытовые подробности до мелочей. К примеру, в «Легком дыхание», которое было написано Буниным, автор обостряет внимание на, казалось бы, незначительной детали, как дневник одной из героинь рассказа, но именно этот момент предает правдивости данной истории.

Однако следует заметить, что писатели по-разному относятся к чувствам. Куприн больше склонен к трагичности, поэтому если его герои испытывают любовь, то им не удается быть счастливыми до конца. Его строки переполнены страданиями и болью. В тоже время Куприн считает, что любви следует отдаваться полностью, а мучение и счастье его персонажи испытывают одновременно. Так как он любовь возвышает к идеалу, поэтому разум в поступках героев часто отсутствует, поэтому их судьба всегда очень трагическая. Например, Ромашков, который является чистым и добрым человеком, жертвует собой, а все ради Шурочки, отличавшейся своей расчетливостью.

Чувства и разум в произведениях Бунина часто имеют противоречивый характер. Если этот автор говорит о любви, то она неистовая, если о счастье, то оно безудержное. Но все это быстро обрывается, после чего приходит осознание и понимание. Именно так он показывает встречу поручика и прекрасной незнакомки, о которой можно прочесть в «Солнечном ударе». Данное мгновение было пропитано счастьем, но его нельзя воскресить. Когда незнакомка уезжает, то поручик опустошен, он как будто постарел на много лет, а все из-за того, что счастье было таким внезапным и тем самым оно оставило в душе только боль.

Поэтому мне кажется, что те чувства, о которых пишет Бунин, во многом реалистичнее, они не идеальны, как у Куприна, но в тоже время прекрасны и настоящие. Оба писателя пишут часто о любви, эта тема является для них одной из самых главных. Но мало кто из героев ее познает, только по-настоящему чувственные и открытые люди. Тем самым писатели показывают, что любовь способна возникнуть только у тех людей, которые, прежде всего, сильные, которые не боятся пожертвовать собой ради любви. Поэтому чувства сильнее разума, они поглощают героя целиком, даже если после ничего не остается, все же они счастливы, что им удалось испытать любовь.

И.А. Бунин - один из больших мастеров психологической прозы. В произведениях этого писателя тонко переданы особенности человеческих чувств и эмоций, глубоко раскрыт внутренний мир человека.

Так, в рассказе «Господин из Сан-Франциско» перед нами возникает бездушный персонаж из буржуазного мира, полностью уверенный в своем превосходстве над всем и всеми.

Бунин рассказывает о последних месяцах жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное и насыщенное «удовольствиями» путешествие: «…ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради развлечения».

Все учтено и продумано этим героем так, что не оставлено никакого места для случайностей. Для путешествия господин выбирает знаменитый пароход с символическим названием «Атлантида», которое усиливает ощущение приближающейся катастрофы. И действительно - вскоре план героя начинает рушиться.

Главный «виновник» раздражения богатого туриста - неподвластная ему капризная природа. Именно она, как олицетворение Вселенной, неподвластной ни одному, даже самому богатому, человеку, заставляет господина («утреннее солнце каждый день обманывало») отправиться из Неаполя на Капри.

А вскоре и вовсе происходит то, чего господин никак не мог ожидать и уж точно не планировал, – его внезапная и «нелогичная» смерть: «Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха - и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб, голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом - и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то».

Таким образом, рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» мастерски раскрывает пустой и бездушный мир самоуверенного человека, потратившего жизнь на бессмысленное накопительство, упустившего самое главное – любовь, теплые чувства к другим людям, эмоции.

А это Бунин действительно считал самым главным в жизни любого человека. Глубоко и подробно писатель исследовал чувство любви между мужчиной и женщиной. В трактовке Бунина, любовь – это величайшее счастье, которое очень кратковременно и почти всегда трагично. Об этом повествует, например, рассказ Бунина «Кавказ». В нем героиня и герой решились убежать от мужа женщины. Они сбежали на Кавказ, где провели, может быть, лучшие дни в своей жизни, лучшие дни своего романа.

Кавказский пейзаж в произведении резко контрастирует с холодной, серой, унылой Москвой. Как контрастирует и душевное состояние героев. Здесь, на Кавказе, они были вместе - на фоне солнечного, яркого, экзотического пейзажа: «Когда жар спадал и мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте». Эти совместные мгновения становились еще дороже от того, что скоро нужно было возвращаться в Москву - к привычной и постылой жизни.

Казалось бы, этот рассказ про двух любящих людей. Но финальные строки произведения все переворачивают, все меняют. Мы понимаем, что главный герой «Кавказа» один - это тот человек, который любил героиню. Именно ему отданы финальные строки рассказа: «Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов».

Вот для кого любовь была настоящим наваждением, вот чьи чувства передавал знойный кавказский пейзаж! Я думаю, навязчивое чувство этого человека схоже с навязчивой кавказской жарой, которая мутит рассудок, заставляет человека бредить.

Рассказ «Холодная осень» тоже описывает чувства людей, сильно любивших, но потерявших друг друга и свое счастье.

Большая часть рассказа посвящена описанию последнего свидания героев, пронизанного щемящей смесью любви и тоски разлуки, потери. Это противоречивое чувство хорошо передал герой рассказа: «Все-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень люблю тебя...»

Именно в этот вечер героиня «Холодной осени» поняла, что не вынесет потери своего любимого. Если он умрет, то погибнет и она: «Я не переживу твоей смерти!» А через месяц молодой человек погиб, унеся с собой не только сердце героини, но и всю ее жизнь, все то, что ей было дорого и близко.

Таким образом, я считаю И.А. Бунина большим мастером изображения мира человеческих чувств. В его произведениях подробно, точно и тонко переданы все нюансы жизни человеческой души, подробно рассказано о том, как человек переживает то или иное чувство, как эти переживания отражаются на его жизни, что они дают каждому из нас. Именно поэтому, на мой взгляд, чтение произведений Бунина обогащает внутренний мир человека, помогает пониманию себя и окружающих людей.


Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях Бунина и Куприна

И. А. Бунин и А. И. Куприн в своих произведениях затрагивают и раскрывают многие темы, но одна из важнейших – это тема любви. Конечно же, авторы по-разному описывают это светлое чувство, находят его новые грани и проявления, но мы можем найти и общие черты. У обоих авторов встречается и всепоглощающая, глубокая и чистая любовь, и любовь слабая, которая не может противостоять поворотам судьбы и социальному неравенству.

Например, в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи» мы читаем о верной, горячей любви на всю жизнь – любви Надежды. Но любовь ее безответная. Она любила Николая Алексеевича всю жизнь; из-за этой любви не вышла замуж, не простила ему того, что ее бросил («Простить я вас никогда не могла»). А у Николая Алексеевича тоже была любовь, но это любовь забвения. Он забыл Надежду и ее чистое глубокое чувство. Он говорит: «Разве неправда, что она дала мне лучшие минуты жизни?» Но тут же размышляет: «Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» Герои расстались не только из-за социального конфликта, здесь есть еще и психологическая разница: у Надежды сильный характер, горячее сердце, а у Николая Алексеевича характер мягкий, слабый, нерешительный. В этом эпизоде и заключается трагичность рассказа.

С совсем другой ситуацией мы сталкиваемся в произведении А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Генерал Аносов в нем спрашивает Веру: «А где любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость». Для героя его собственный вопрос является риторическим. Но Вера столкнулась с такой любовью. «Она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». В данном произведении любовь трагична, она непрерывно связана со смертью. В своей исповеди Желтков пишет: «Остается только одно – смерть». Предчувствие этой трагедии посетило Веру, когда она рассматривала подаренный Желтковым гранатовый браслет. «Точно кровь!» – подумала она.

В рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» мы опять встречаемся с темой любви, хотя она в данном произведении не является главной. Автор показывает еще некоторые ее стороны. С этим светлым чувством мы столкнемся на страницах, в которых рассказывается о чувстве дочери главного героя к заграничному принцу. Но у любви есть и другие, отталкивающие, стороны: «…была изящная влюбленная пара, за которой все с любопытством следили и которая не скрывала своего счастья…только один командир знал, что эта пара нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги…». Но ведь это же насмешка над самым великим и чистым чувством человека! Но, оказывается, есть в нашей жизни и такое.

Очень красиво А. И. Куприн описывает любовь двух молодых людей в рассказе «Олеся». Чтобы создать яркую картину любви полесской колдуньи Олеси и русского интеллигента Ивана Тимофеевича, автор окружает героев таинственностью полесского леса и природы в целом. Олеся – представительница любимых Куприным «естественных людей», «детей природы», не испорченных цивилизацией, способных на полноту чувств. Девушка выросла в лесу, она любит и понимает природу, у нее чуткое сердце, острый ум, добрая душа. Но самое главное в ней то, что любит она всем сердцем, искренне, глубоко, нежно и заботливо. Во имя любви она способна на большие жертвы. Девушка пошла на физические и моральные муки, выполнила абсурдное желание своего любимого, хотя предполагала, чем это закончится.

В любовь двух молодых людей вмешалось не только суеверие и необразованность жителей деревни. Их любовь была обречена, потому что между характерами героев существует огромная разница: у Олеси чуткое, горячее сердце, способное на подвиг во имя любви. А у Ивана Тимофеевича сердце ленивое, холодное, глухое ко всему окружающему. Он «не послушался тогда смутного влечения сердца», не остановил свою любимую, и все закончилось трагично.

В каждом произведении мы находим все новые и новые стороны самого прекрасного из человеческих чувств – чувства любви. Произведения И. А. Бунина и А. И. Куприна открыли новые грани этого непонятного, но в тоже время прекрасного чувства. Они оба пишут о несчастной любви, рушащейся из-за неожиданностей судьбы, социального неравенства или характеров самих героев.