Культурно-познавательный туризм является одним из основных видов туризма в современной индустрии отдыха. Под культурно-познавательным туризмом понимаются различные виды путешествий, отвечающие потребности духовного освоения и духовного присвоения культуры мира через его посещение, непосредственное постижение и переживание в различных местах и протекающие в форме организованного отдыха и экскурсионной деятельности.

Культурно-познавательный туризм еще называют экскурсионным. По закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» экскурсантом является "лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика".

В культурно-познавательном туризме лично увиденное становится для путешествующего личным достоянием, принадлежностью мысли и чувств. Благодаря экскурсиям и знакомству с культурой других стран и народов расширяется кругозор туриста и меняются горизонты его восприятия мира и культуры.

Основная задача культурно-познавательного туризма состоит в том, чтобы повысить культурный уровень людей во время путешествия, удовлетворить их потребности в постижении нового, открытии культурно-исторических ценностей других стран.

Современный рынок культурно-познавательного туризма очень широк. Он зависит не от возрастной принадлежности туристов, а только от круга их интересов. Интересовать человека может многое, а особенно что-то непривычное и необычное, ранее не виденное и неизвестное.

Базой для развития культурно-познавательного туризма служат культурно-исторические ресурсы, расположенные в городах, селах и на межселенных территориях и представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных туров.

Образуемые культурно-историческими объектами пространства в известной мере определяют локализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов.

Культурно-исторические объекты, задействованные в культурно-познавательном туризме, подразделяются на материальные и духовные. Материальные охватывают совокупность средств производства и других материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития, а духовные - совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, в труде и быте.

Фактически не все наследие прошлого относится к культурно-историческим рекреационным ресурсам. К ним принято причислять только те культурно-исторические объекты, которые научными методами исследованы и оценены как имеющие общественное значение и могут быть использованы при существующих технических и материальных возможностях для удовлетворения рекреационной потребности некоторого множества людей в течение определенного времени.

Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурной рекреации. Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, с развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

В зависимости от основных признаков памятники истории и культуры подразделяются на пять основных видов:

· памятники истории,

· памятники археологии,

· памятники градостроительства и архитектуры,

· памятники искусства,

· документальные памятники.

К памятникам истории относятся здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни страны, народа; развитием общества и государства, войнами, а также с развитием науки и техники, культуры и быта, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства.

Памятники археологии - это городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.

К памятникам градостроительства и архитектуры относятся архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного садово-паркового искусства, природные ландшафты.

Памятниками искусства считаются произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.

Наконец, документальные памятники - это акты органов государственной власти и органов государственного управления, другие письменные и графические документы, кино- и фотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

В сферу культурно-познавательного туризма могут вовлекаться и другие объекты, связанные с историей, культурой и современной деятельностью людей: оригинальные предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, научные учреждения, высшие учебные заведения, театры, спортивные сооружения, ботанические сады, зоопарки, океанарии, этнографические и фольклорные достопримечательности, кустарные промыслы, а также сохранившиеся народные обычаи, праздничные обряды и т. д.

Сегодня разнообразные памятники истории и культуры активно задействуются в процессе организации культурно-познавательных туров. С учетом ориентации на ту или иную целевую группу потребителей культурно-познавательные туры разрабатываются в различных вариантах и отражают различные вкусовые и культурные предпочтения разных групп туристов.

Принято выделять две основные разновидности культурно-познавательных туров:

· стационарные туры - туры, подразумевающие пребывание туристов в одном городе, туристском центре;

· маршрутные туры - туры, в рамках которых организуется посещение нескольких городов и центров достопримечательностей. Такие туры выстраиваются в виде маршрута путешествия.

При организации маршрутных туров разрабатывается специальный график посещения запланированных пунктов. На город или туристский центр выделяется от 1 до 3 дней в зависимости от величины туристского центра и объема достопримечательностей. Наибольшее количество дней выделяется только на самые крупные туристские центры.

Культурно-познавательный туризм тесно переплетается с другими видами туризма. Если целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, то такой тур можно одновременно считать и экскурсионным, и этнографическим. То, что объектами туристского показа могут быть не только историко-культурные, но и природные достопримечательности, роднит культурно-познавательный туризм с экологическим. Если речь идет о посещении местности, связанной с археологией и археологическими раскопками, то такой тур является одновременно и экскурсионным, и археологическим. Все вышеперечисленное можно отнести к разработанному туру «Культурное наследие Хакасии».

Культурно-познавательные туры имеют также следующие тематические разновидности: исторические, театральные, фольклорные, литературные и др.

1

Культурно-познавательный туризм является наиболее популярным и перспективным из всех видов туризма XXI века, так как, используя достижения прошлых лет, он помогает установить взаимопонимание между людьми, воспитывает уважение к многообразию культур и повышает интеллектуальный и духовный уровень населения. В статье проведен анализ проблем туризма в современной России и намечены пути совершенствования внутреннего туризма за счет создания новых культурных центров с выставочными залами и развитой сферой отдыха и развлечений, комплексных музеев под открытым небом, подготовки хорошо обученных специалистов в области туризма, внедрения новых форм управления. Рассматриваются характерные особенности культурно-познавательного туризма и главные факторы его развития. В заключение даются рекомендации для успешного развития культурно-познавательного туризма в России. Для этого необходимо улучшать инфраструктуру туристских объектов, грамотно использовать скрытые туристские ресурсы в провинции, применять накопленный опыт и находить более эффективные методы работы.

культурный туризм

достопримечательности

культурные центры

музеефикация

археологические объекты

туристские ресурсы

1. Горбунова М.Ю. Организационные основания культурного туризма // Проблемы и перспективы развития культурного туризма Саратовской области. – Саратов, 2006.

2. Изотова М.А., Матюхина Ю.А. Инновации в социокультурном сервисе и туризме // htpp: // tjurlib /net.

3. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента. – М., 2009.

4. Лихачев Д.С. Раздумья о России. – СПб., 1999.

5. Лихачев Д.С. Русская Культура. – М.: Искусство, 2000.

6. Отнюкова М.С. Культурный туризм и социальное конструирование достопримечательностей // Проблемы и перспективы развития культурного туризма Саратовской области. – Саратов, 2004.

Культурный туризм получил широкое распространение во второй половине XX века, когда многие развитые страны перешли от индустриального к постиндустриальному обществу, одной из особенностей которого является значительное расширение доступа к культурным благам. Наибольшей популярностью в настоящее время пользуется культурно-познавательный туризм. В 80-е годы академик Д.С. Лихачев подчеркнул, что для сохранения жизни человека не менее важна, чем природная биологическая среда, среда, созданная культурой его предков и им самим . Культура - это душа нации . В данный момент главной проблемой в туризме в России является развитие внутреннего и въездного туризма. Также в настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема поиска национальной идеи. Изучение собственного прошлого и использование опыта и достижений многих сотен поколений, живших до нас, как нельзя лучше будут способствовать ее решению.

В XXI веке специалистами туристского бизнеса наиболее перспективным направлением в туризме признается именно культурно-познавательный туризм как единственно способный открыть путешественнику новое, интересное и непознанное. Надо подчеркнуть, что именно культурный туризм развивает разные формы человеческого общения, устанавливая и закрепляя взаимопонимание между людьми, уважение к многообразию культур и обычаев. Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения и укрепления независимости и самобытности народов. Культурно-познавательный туризм представляет собой в настоящее время совершенно новую сферу культурного отдыха и духовного образования. Расширению культурного туризма в наше время способствуют развитие всех видов транспорта, межрегиональные и международные культурные контакты, становление и совершенствование индустрии туризма в нашей стране и в мире .

Только единицы иностранных туристов и немногие наши соотечественники представляют, что на территории большинства областей и районов России находятся уникальные археологические, этнографические, исторические, архитектурные и природные памятники. В последние десятилетия в нашей стране были открыты интереснейшие памятники эпохи палеолита, неолита, эпохи бронзы, раннего железного века и Средневековья, содержащие культурные и художественные ценности, которые по уровню эстетического исполнения и исторической значимости сопоставимы с широко известными сокровищами мировых цивилизаций. Эти памятники, по уверениям специалистов, представляют собой огромный культурный потенциал для развития туризма в провинции. Надо отметить, что введение в туристский оборот местных достопримечательностей даст толчок именно для развития культурно-познавательного туризма, который становится популярным и востребованным во всем мире.

Есть и еще одна очень важная сторона в этом вопросе - это проблема образования и воспитания. Развитие культурного туризма, способствующего гармонизации человека и общества, человека и природы, во всех развитых странах находится в поле зрения государства. Основными объектами такого туризма являются памятники истории, природы и культуры, археологии. Эти же памятники являются постоянными значительными источниками дохода, решают проблему создания рабочих мест, способствуют познанию малой родины.

Существуют три основных отличия современного культурно-познавательного туризма:

1) активная роль и позиция туриста имеют первостепенное значение, очень высока возможность выбора маршрутов и форм их прохождения;

2) привлекающая роль не отдельных памятников, как ранее, а целостного культурного окружения;

3) культурные ресурсы того или иного региона России выступают как культурный капитал, способный к воспроизводству, в том числе и за счет поступлений от современных форм туризма.

Главными факторами культурного туризма, по мнению исследователя М.Ю. Горбуновой, являются, во-первых, клиенты как потребители данных услуг; во-вторых, обеспечивающие доступ к этим услугам предприятия . Как и другие направления, культурно-познавательный туризм организуется вокруг достопримечательностей, которые условно можно разделить на несколько типов: исторические, археологические, природные, архитектурные, геологические, спортивные, политические, религиозные и комплексные. Разнообразный по тематике познавательный туризм подразделяется на два основных типа: стационарные туры (включают в себя городские экскурсии) и маршрутные туры (большинство предлагаемых комплексных туристских проектов и путешествий). В любом случае познавательный туризм представляет собой концентрацию объектов культурного наследия, таких как:

1) памятники археологии;

2) культовая и гражданская архитектура;

3) малые и большие исторические города;

4) сельские поселения;

5) музеи, театры, выставки;

6) социальная инфраструктура;

7) объекты этнографии, центры прикладного творчества;

8) технические комплексы и сооружения.

В последнее время популярной формой культурно-познавательного туризма стал развлекательный туризм. Следует помнить, что в основе культурного туризма лежит потребность в интеллектуальном, духовном и коммуникативном развитии человека. Поэтому в настоящее время появляется огромное количество совершенно новых туристских направлений: этнографическое, археологическое, флористическое; на туристский рынок выносятся предложения фототуров, милитари-туров, винных, религиозных и свадебных туров. Развиваются событийный, образовательный, экологический и другие виды культурно-познавательного туризма, появляются новые музеи, среди них есть и частные, например в подмосковном Середниково, с возможностью внедрения индивидуальных программ. И в первую очередь надо отметить эмоциональное воздействие таких форм культурного туризма, как интерактивность, ролевые игры и театрализация. Практически это продукты развлекательного туризма, но имеющие под собой глубокие нравственные и культурные корни. Такие проекты могут быть периодическими, разовыми, а могут стать и постоянно действующими.

В традиционной российской культуре путешествия символизируют ожидание необычного и эмоционально насыщенного культурного опыта, прежде всего связанного с переживанием исторической и природно-эстетической реальности . Россия обладает мощнейшими туристскими ресурсами, но в настоящее время на ее долю приходится всего 1 % мирового туристского продукта. Значит, дело в развитии туризма, недостаточном появлении на рынке нового туристского продукта и новой, качественно отличной от прежней, современной туристской инфраструктуры. Таким образом, повышение уровня местного туризма не только значительно увеличит бюджет, но и сыграет свою роль в воспитании патриотизма среди молодежи и привлечет внимание к культурному наследию регионов нашей страны. Для развития внутреннего туризма необходимо разработать и воплотить в жизнь новые, современные формы работы.

Состояние туризма в России нельзя признать удовлетворительным. Сложное социально-экономическое положение, низкий уровень доходов населения, невысокий уровень управленческой структуры российского туризма - перечень причин можно продолжать долго. Но основными из них являются инертность, а также нежелание или неспособность государственных структур и организаций, занятых в сфере туризма, использовать опыт, накопленный в нашей стране в годы советской власти, а также опыт наиболее продвинутых в этом направлении стран.

Реализация новых целей туризма делает необходимой не только структурную перестройку социально-политического и экономического характера, но и внедрение новейших информационных технологий в туристский бизнес.

Одним из наиболее перспективных направлений в развитии туризма представляется создание центров культурной, научной, просветительской деятельности на базе археологических, этнографических, исторических, архитектурных, природно-ландшафтных памятников, а в оптимальном варианте - комплексных музеев под открытым небом. Богатый опыт создания таких объектов накоплен в зарубежных странах, например Флево в Голландии, Лейр в Дании, Батсер-Хилл в Англии, Дюппель в Германии. В последние годы музеефицированные комплексы начали создаваться в России, такие, как Этномир в Калужской, Костенки в Воронежской, Аркаим в Челябинской областях и др. Такие центры, по сути, представляют собой новую модель деятельности культурных институтов с практически неограниченными ресурсами и возможностями. На их базе может быть создана принципиально новая для многих регионов сфера отдыха и развлечений.

Особенно интересны в этом плане музеефицированные памятники, расположенные в природных национальных парках, заповедниках и заказниках. Однако деятельность таких центров не ограничивается только человеческой историей и культурой. Общение с природой, ее изучение, а также решение проблем взаимоотношения природы и человека, воспитание бережного отношения к окружающей среде также могут и должны входить в сферу деятельности такого центра. В целом можно сказать, что одной из целей таких учреждений должна быть экологизация жизни человека в широком смысле этого слова.

Кроме того, на современном этапе развития внутреннего туризма совершенно необходимо возвращаться к старым, давно и несправедливо забытым, но интереснейшим маршрутам, разработанным еще в советское время. До 1990-х гг. в России, не считая краеведческих и литературных, присутствовали почти исключительно традиционные архитектурные, например Кижи, или литературные, к примеру Тарханы или Ясная Поляна, мемориальные музеи.

В последние годы получила развитие музеефикация специфических, известных узкому кругу специалистов памятников - археологических объектов. Музеефикация археологических объектов позволяет не только решить проблему сохранения этого уникального наследия, насчитывающего много веков и тысячелетий, но также способствует возникновению принципиально новых форм хранения и показа этих уникальных экспонатов и комплексов. Во многих регионах России создаются специализированные археологические музеи, а также музеи-заповедники под открытым небом. Такие учреждения способствуют улучшению пропаганды и популяризации археологического наследия. Археологические фонды, составляющие львиную долю имеющихся экспонатов, являются одними из наиболее интересных, с точки зрения посетителей. Но в большинстве случаев они располагают весьма скромными помещениями для хранения и экспозиционно-выставочными объемами. Нехватка специалистов, в том числе археологов и профессиональных музейщиков, приводит к тому, что выставочные площади весьма скучны и неинформативны.

Очень интересными экспозициями являются археологические музеи или археологические отделы в краеведческих музеях в Москве, Самаре, Волгограде, а также музеефицированные археологические памятники, такие как Танаис, Херсонес, Аркаим и другие. Однако в таких музеях под открытым небом, как правило, отсутствует развитая сфера обслуживания посетителей и отдыхающих (нет гостиниц, кафе, пунктов проката спортивного и другого инвентаря и автотранспорта, лодочных и яхт-станций, пляжей, автостоянок, магазинов и др.). Как правило, посещение таких музеев ограничивается знакомством с экспозицией, так как такие музеи создавались, как правило, в научно-исследовательских целях, а обслуживанию экскурсантов и туристов в них отводилось одно из последних мест. Поэтому необходимо развивать инфраструктуру этих туристских объектов.

Создание центров нового типа предполагает не только наличие выставочных залов и комплексов, но также развитой сферы отдыха и развлечений. Работа центра должна быть направлена на то, чтобы посетитель не просто ознакомился с имеющимися достопримечательностями и экспозициями, но и получил максимально положительный эмоциональный заряд. Как известно, наилучшим показателем эффективности деятельности любого учреждения, занятого в сфере социально-культурного бизнеса и туризма, является степень «возвратности» посетителя. Соответственно, чем лучше и разнообразнее будет организовано времяпрепровождение туристов и экскурсантов во время посещения центра, тем более велика вероятность повышения данного показателя.

Следует отметить, что большая роль в развитии современного культурно-познавательного туризма принадлежит грамотным, профессионально подготовленным менеджерам, к тому же специалисты в туризме должны быть хорошими психологами. Хорошо обученные специалисты могут разобраться с различными нововведениями и инновациями в туристском бизнесе.

В условиях рыночной экономики туристские организации все более осознают необходимость разработки новых товаров и услуг и связанную с этим выгоду. Прогнозирование прибыли нового туристского продукта является задачей инновационного менеджмента , как вида культурно-экономической и предпринимательской деятельности туристских фирм для эффективной организации инновационных процессов. Кроме того, инновационный менеджмент предполагает реальное и грамотное использование всех имеющихся в распоряжении ресурсов и обязательное внедрение новых форм работы.

Тема туризма, очевидно, приобретает новое звучание и может стать одной их важнейших доминант развития человечества в третьем тысячелетии. Все больше людей преодолевают пространственные барьеры в надежде приобщиться к иной культуре, получить новые знания и впечатления. Таким образом, туризм становится устойчивым элементом досуговой активности личности и способствует сохранению культурного наследия, обмену культурной информацией, но его развитие поднимает многие вопросы и проблемы, часть которых обозначена в этой статье.

Рецензенты:

Чепик В.Д., д.п.н., профессор кафедры сервиса и туризма, ФГБОУ ВПО «Гжельский государственный художественно-промышленный институт», Московская обл., пос. Электроизолятор;

Логинова Л.Ф., д.и.н., профессор кафедры теории и прагматики культуры, ОЧУ ВО «Гуманитарно-социальный институт», Московская область, пос. Красково.

Библиографическая ссылка

Коржанова А.А. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-18. – С. 4044-4047;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37904 (дата обращения: 11.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

1.1 Сущность и содержание культурно-познавательного туризма

Культурно-познавательный туризм- это вид туризма, включающий поездки людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов.

Культурно-познавательный туризм еще называют экскурсионным. По закону "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" экскурсантом является "лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика". Если такое путешествие длится больше суток это уже и есть культурно-познавательный туризм, то есть вид туризма, главной целью которого является осмотр достопримечательностей, а главной особенностью - насыщенность поездки экскурсионной программой.

Однако до сих пор нет общепринятого определения культурно-познавательного туризма. Приведем определение культурного туризма, данное в Международной хартии туризма (International Tourism Charter, 2002), принятой Международным советом по охране памятников и достопримечательностей (ИКОМОС) (ICOMOS International Council on Monuments and Sites), которое гласит, что культурно-познавательный туризм – это форма туризма, цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей. Культурно-познавательный туризм может включать посещение культурных мероприятий, музеев, объектов культурного наследия, контакты с местными жителями.

Развитие культурно-познавательного туризма связано, прежде всего, с тем, что он способству­ет созданию позитивного имиджа, инвестиционной привлекательности, содействует повышению образовательного и культурного уровня населения, уважения к своей национальной культуре и культурам других народов и стран.

Туризм является средством открытого доступа к человеческим ценностям, культурному на­следию, духовному оздоровлению. Кроме того, туризм является средством коммуникаций, взаи­мопонимания между людьми, средством развития интеллекта.

Развитие этого направления туризма играет важную роль и в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения. Развитие сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации, сохранению и развитию культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами.

Выделяется несколько уровней культурно-познавательного туризма, такие как:

Профессиональный, основанный на профессиональных контактах;

Специализированный, где удовлетворение культурных потребностей является основной целью туриста;

Неспециализированный, где потребление культурных благ является неотъемлемой, существенной частью, но не основной целью туристской поездки;

Сопутствующий, где потребление культурных благ в иерархии мотивации туриста занимает более низкую позицию и, соответственно, становится дополнительной, необязательной составляющей его туристского поведения.

Культурно-познавательную деятельность туриста можно сгруппировать следующим образом:

· знакомство с различными историческими, архитектурными или культурными эпохами путем посещения архитектурных памятников, музеев, исторических маршрутов;

· посещение театрализованных представлений, музыкальных, кино, театров, фестивалей, религиозных праздников, боя быков, концертов и оперных сезонов, выставок картин, скульптур, фотографий и т. п.;

· посещение лекций, семинаров, симпозиумов, курсов иностранного языка, коммуникативных тренингов;

· участие в демонстрациях фольклора, национальной кухни и прикладного искусства на фестивалях фольклорных ансамблей и выставках национального народного творчества.

Формы Культурно-познавательного туризма

Культурно познавательной поездке по святым местам, такой тур является одновременно и экскурсионным, и религиозным.

Если целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, то такой тур можно одновременно считать и экскурсионным, и этнографическим.

То, что объектами туристского показа могут быть не только историко-культурные, но и природные достопримечательности, роднит культурно-познавательный туризм с экологическим. Что касается географии экскурсионных туров, то ее диапазон простирается от района проживания туриста до самых экзотических дальних стран. Если традиционно больше всего экскурсионные потоки притягивает к себе Европа, то в последние десятилетия география путешествий с культурно-познавательными целями стремительно расширяется и в самой России, и в плане поездок за рубеж.

Развитие туризма представляет собой выгодную область приложения сил, направленных на развитие сознания российского общества и сближения России с цивилизованным миром, как с европейскими, азиатскими, так и с другими сообществами.

К преимуществам культурно-познавательного туризма относятся следующие факторы:

Возможность интегрировать территориальные единицы (страну, округ, регион);

Повышение привлекательности территориальных единиц, улучшение инвестиционного климата;

Создание новых рабочих мест;

Обеспечение более полного использования культурных потенциалов территории .

Кроме этого культурно-познавательный туризм обеспечивает определенные конкурентные преимущества.

К основным из которых относится:

Конструктивность и патриотичность, так как интенсифицирует работ по выявлению местных региональных преимуществ и общих национальных ценностей;

Коммуникативность, так как он легко принимается чиновниками, бизнесом, сообществом и может быть основой консолидации региональных и национальных элит;

Способность обеспечить конкурентные преимущества, активизируя местный творческий потенциал;

Способность привлекать работников разной квалификации и специализации (гуманитариев и техников).

Россия богата культурно- познавательными объектами для туризма которая представлена в (табл. 1).

Культурно-познавательный туризм- это вид туризма, включающий поездки людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов.

Культурно-познавательный туризм еще называют экскурсионным. По закону "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" экскурсантом является "лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика". Если такое путешествие длится больше суток это уже и есть культурно-познавательный туризм, то есть вид туризма, главной целью которого является осмотр достопримечательностей, а главной особенностью - насыщенность поездки экскурсионной программой.

Однако до сих пор нет общепринятого определения культурно-познавательного туризма. Приведем определение культурного туризма, данное в Международной хартии туризма (International Tourism Charter, 2002), принятой Международным советом по охране памятников и достопримечательностей (ИКОМОС) (ICOMOS International Council on Monuments and Sites), которое гласит, что культурно-познавательный туризм – это форма туризма, цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей. Культурно-познавательный туризм может включать посещение культурных мероприятий, музеев, объектов культурного наследия, контакты с местными жителями.



В культурно-познавательном туризме лично увиденное становится для путешествующего личным достоянием, принадлежностью мысли и чувств. Благодаря экскурсиям и знакомству с культурой других стран и народов расширяется кругозор туриста и меняются горизонты его восприятия мира и культуры.

Развитие культурно-познавательного туризма связано, прежде всего, с тем, что он способству­ет созданию позитивного имиджа, инвестиционной привлекательности, содействует повышению образовательного и культурного уровня населения, уважения к своей национальной культуре и культурам других народов и стран.

Основная задача культурно-познавательного туризма состоит в том, чтобы повысить культурный уровень людей во время путешествия, удовлетворить их потребности в постижении нового, открытии культурно-исторических ценностей других стран. Развитие этого направления туризма играет важную роль и в решении социальных проблем.

Базой для развития культурно-познавательного туризма служат культурно-исторические ресурсы, расположенные в городах, селах и на межселенных территориях и представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных туров.

Образуемые культурно-историческими объектами пространства в известной мере определяют локализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов.

Культурно-исторические объекты, задействованные в культурно-познавательном туризме, подразделяются на материальные и духовные. Материальные охватывают совокупность средств производства и других материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития, а духовные - совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, в труде и быте.

Фактически не все наследие прошлого относится к культурно-историческим рекреационным ресурсам. К ним принято причислять только те культурно-исторические объекты, которые научными методами исследованы и оценены как имеющие общественное значение и могут быть использованы при существующих технических и материальных возможностях для удовлетворения рекреационной потребности некоторого множества людей в течение определенного времени.

Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурной рекреации. Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, с развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Выделяется несколько уровней культурно-познавательного туризма, такие как:

Профессиональный, основанный на профессиональных контактах;

Специализированный, где удовлетворение культурных потребностей является основной целью туриста;

Неспециализированный, где потребление культурных благ является неотъемлемой, существенной частью, но не основной целью туристской поездки;

Сопутствующий, где потребление культурных благ в иерархии мотивации туриста занимает более низкую позицию и, соответственно, становится дополнительной, необязательной составляющей его туристского поведения.

В зависимости от основных признаков памятники истории и культуры подразделяются на пять основных видов:

· памятники истории,

· памятники археологии,

· памятники градостроительства и архитектуры,

· памятники искусства,

· документальные памятники.

К памятникам истории относятся здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни страны, народа; развитием общества и государства, войнами, а также с развитием науки и техники, культуры и быта, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства.

Памятники археологии - это городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.

К памятникам градостроительства и архитектуры относятся архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного садово-паркового искусства, природные ландшафты.

Памятниками искусства считаются произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.

Наконец, документальные памятники - это акты органов государственной власти и органов государственного управления, другие письменные и графические документы, кино- и фотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

В сферу культурно-познавательного туризма могут вовлекаться и другие объекты, связанные с историей, культурой и современной деятельностью людей: оригинальные предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, научные учреждения, высшие учебные заведения, театры, спортивные сооружения, ботанические сады, зоопарки, океанарии, этнографические и фольклорные достопримечательности, кустарные промыслы, а также сохранившиеся народные обычаи, праздничные обряды и т. д.

Культурно-познавательную деятельность туриста можно сгруппировать следующим образом:

· знакомство с различными историческими, архитектурными или культурными эпохами путем посещения архитектурных памятников, музеев, исторических маршрутов;

· посещение театрализованных представлений, музыкальных, кино, театров, фестивалей, религиозных праздников, боя быков, концертов и оперных сезонов, выставок картин, скульптур, фотографий и т. п.;

· посещение лекций, семинаров, симпозиумов, курсов иностранного языка, коммуникативных тренингов;

· участие в демонстрациях фольклора, национальной кухни и прикладного искусства на фестивалях фольклорных ансамблей и выставках национального народного творчества.

Формы культурно-познавательного туризма:

Культурно познавательной поездке по святым местам, такой тур является одновременно и экскурсионным, и религиозным.

Если целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, то такой тур можно одновременно считать и экскурсионным, и этнографическим.

То, что объектами туристского показа могут быть не только историко-культурные, но и природные достопримечательности, роднит культурно-познавательный туризм с экологическим. Что касается географии экскурсионных туров, то ее диапазон простирается от района проживания туриста до самых экзотических дальних стран. Если традиционно больше всего экскурсионные потоки притягивает к себе Европа, то в последние десятилетия география путешествий с культурно-познавательными целями стремительно расширяется и в самой России, и в плане поездок за рубеж.

Развитие туризма представляет собой выгодную область приложения сил, направленных на развитие сознания российского общества и сближения России с цивилизованным миром, как с европейскими, азиатскими, так и с другими сообществами.

К преимуществам культурно-познавательного туризма относятся следующие факторы:

Возможность интегрировать территориальные единицы (страну, округ, регион);

Повышение привлекательности территориальных единиц, улучшение инвестиционного климата;

Создание новых рабочих мест;

Обеспечение более полного использования культурных потенциалов территории.

Кроме этого культурно-познавательный туризм обеспечивает определенные конкурентные преимущества.

К основным из которых относится:

Конструктивность и патриотичность, так как интенсифицирует работ по выявлению местных региональных преимуществ и общих национальных ценностей;

Коммуникативность, так как он легко принимается чиновниками, бизнесом, сообществом и может быть основой консолидации региональных и национальных элит;

Способность обеспечить конкурентные преимущества, активизируя местный творческий потенциал;

Способность привлекать работников разной квалификации и специализации (гуманитариев и техников).

Как уже было написано выше, культурно-познавательный туризм тесно переплетается с другими видами туризма. Если целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, то такой тур можно одновременно считать и экскурсионным, и этнографическим. То, что объектами туристского показа могут быть не только историко-культурные, но и природные достопримечательности, роднит культурно-познавательный туризм с экологическим. Если речь идет о посещении местности, связанной с археологией и археологическими раскопками, то такой тур является одновременно и экскурсионным, и археологическим.

Основным элементом культурно-познавательных туров является экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.) с целью приобретения новых знаний и получения новых впечатлений. Экскурсией называют коллективный осмотр музея или внемузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста - экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.

Экскурсии в современном культурно-познавательном туризме различаются по содержанию, составу участников, месту проведения, форме проведения и способу передвижения.

По способу передвижения экскурсии бывают пешеходные и связанные с использованием различных видов транспорта. Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа. Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.

Каждый из видов обладает собственной спецификой. Например, автобусные экскурсии включают в себя показ объектов при замедленном движении автобуса; показ объектов при остановке движения автобуса без выхода из него; показ объектов с выходом экскурсантов из автобуса. При этом является обязательным хотя бы один запланированный выход из автобуса для осмотра объектов.

В зависимости от места проведения экскурсии бывают городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие несколько мест). Место проведения предопределяет особенности содержания экскурсии, выбор объектов показа.

По содержанию экскурсии делятся на обзорные (многоплановые) и тематические. В обзорных экскурсиях используется исторический и современный материал, что позволяет называть их многоплановыми. Такие экскурсии строятся на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.). В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Они дают лишь общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. В то же время в каждой обзорной экскурсии освещается несколько подтем (например, история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.).

ВВЕДЕНИЕ

Экскурсионный туризм является на сегодняшний день важным объектом изучения, так как он является существенным объектом мирового хозяйства. За последние десятилетия ХХ столетия международные туристские связи стали составной частью социально-экономических отношений мирового сообщества. В связи с этим огромное значение имеет процесс изучения туризма как науки. Регион, заинтересованный в привлечении туристов, должен планировать и развивать специальные программы и мероприятия, способствующие повышению интереса к его культуре для привлечения потенциальных туристов. Историческое наследие региона нуждается в продвижении на туристский рынок. Поэтому местные туристские организации должны заниматься распространением информации о своем регионе.

Актуальность данной работы заключается в том, что с помощью данных полученных и проанализированных в этой работе можно будет определить соответствие экскурсионных туров в Красноярске ГОСТам.

Основной целью работы является проверка на соответствие ГОСТам красноярских экскурсионных туров.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  • 1. Понять, что такое экскурсионный туризм
  • 2. Составить список основных критериев на основе ГОСТов
  • 3. Проверить соответствие экскурсионных туров красноярских туроператоров составленным критериям

Объектом исследования является экскурсионный туризм.

Предметом исследования являются программы экскурсионных туров.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

Понятия культурно-познавательного туризма

Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов.

Туризм - наилучший способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить - важные части восстановительной функции туризма, они несут в себе большой гуманитарный потенциал. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека.

Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют неотъемлемую часть жизни общества. Самосознание и познание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимы без приобретения знаний в области культуры.

На конференции в Мехико (1981 г.) было провозглашено два определения культуры. Первое определение - общего характера, основанное на культурной антропологии и включающее все, что создал человек дополнительно к природе: общественную мысль, хозяйственную деятельность, производстве, потребление, литературу и искусство, образ жизни и человеческое достоинство.

Второе определение - специализированного характера, построенное на «культуре культуры», т.е. на моральных, духовных, интеллектуальных и художественных аспектах жизни человека.

Культурное наследие любого народа составляют не только произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды ученых и т. д., но и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы и т. п.

Давно выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как культурный, или познавательный. Его основой является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить:

памятники археологии;

культовую и гражданскую архитектуру;

памятники ландшафтной архитектуры;

малые и большие исторические города;

сельские поселения;

музеи, театры, выставочные залы и др.;

социокультурную инфраструктуру;

объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;

технические комплексы и сооружения.

При посещении другой страны туристы воспринимают в целом культурные комплексы, составной частью которых является природа. Аттрактивность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса.

Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов туристского интереса.

Уровень культурного развития может быть использован для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия.

Объекты национального культурного наследия должны быть представлены разумно и творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело: продукция одной страны практически не отличается от аналогичной продукции другой страны. В культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными культурными комплексами и предлагать их на туристский рынок.

Оценка культурных комплексов для туристских целей может проводиться двумя основными методами:

ранжированием культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре;

необходимым и достаточным временем для осмотра достопримечательностей, что позволяет сравнивать разные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма.

Эти методы во многом субъективны: культурные комплексы, высоко оцениваемые специалистами, не всегда вызывают адекватную реакцию у туристов. Необходимое и достаточное время для осмотра объектов в известной степени определяется их доступностью и построением экскурсионных маршрутов. Наконец, представление о ценности культурных комплексов зависит от уровня образования, национальных особенностей туристов. В большинстве случаев интерес к объектам культуры определяется модой.

Важной характеристикой культурного комплекса является стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот фактор связан с долговременностью интереса туристов к конкретному культурному объекту. Сохраняется стабильность интереса туристов к таким объектам мирового культурного наследия, как египетские пирамиды, античная архитектура и др. Вместе с тем ряд объектов, например ленинские места, наиболее посещаемые в советский период в России, утратил свою притягательность с изменением идеологических установок в обществе. Поэтому одной из основных задач организаторов туризма является не только создание культурного комплекса для туризма, но и сохранение его на достаточно длительный исторический период.

Несмотря на то что практически любую информацию можно получить из печатных периодических изданий, художественной литературы и других источников, не стареет старая истина: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому регион, заинтересованный в привлечении туристов, должен разумно планировать и развивать специальные программы и мероприятия, способствующие повышению интереса к его культуре, распространять информацию о своем культурном потенциале в расчете на привлечение потенциальных туристов.

Практически существует семь видов культурного туризма, каждый из которых направлен на посещение определённых культурных и исторических мест. Основные типы культурного туризма:

Архитектурный туризм - посещение архитектурных форм представляющих культурное значение;

Исторический - это особый вид туризма, основное направление - посещение мест исторических битв, музеев, развалин и других видов исторической и военной архитектуры;

Туризм литературы и искусств - театры, галереи, дома и музеи художников и писателей;

Музыкальный туризм - концерты, фестивали, карнавалы;

Туризм парков культуры - исследование ландшафтов;

Экскурсионный туризм- архитектура и панорамы городов;

Сельский - сельская местность, чистый воздух, культура и фольклор.

Культурно-познавательный туризм направлен на расширение кругозора туриста. В турах обязательно должна присутствовать программа с определенными объектами по тематике. Это отличает его от других видов туризма.