П ДБ, ФЩ ОЕ РПИПЦ ОБ УМБВПХНОПЗП, - ФЙИП ПФЧЕФЙМ РТПЛХТБФПТ Й ХМЩВОХМУС ЛБЛПК-ФП УФТБЫОПК ХМЩВЛПК, - ФБЛ РПЛМСОЙУШ, ЮФП ЬФПЗП ОЕ ВЩМП.
- юЕН ИПЮЕЫШ ФЩ, ЮФПВЩ С РПЛМСМУС? - УРТПУЙМ, ПЮЕОШ ПЦЙЧЙЧЫЙУШ, ТБЪЧСЪБООЩК.
- оХ, ИПФС ВЩ ЦЙЪОША ФЧПЕА, - ПФЧЕФЙМ РТПЛХТБФПТ, - ЕА ЛМСУФШУС УБНПЕ ЧТЕНС, ФБЛ ЛБЛ ПОБ ЧЙУЙФ ОБ ЧПМПУЛЕ, ЪОБК ЬФП!
- оЕ ДХНБЕЫШ МЙ ФЩ, ЮФП ФЩ ЕЕ РПДЧЕУЙМ, ЙЗЕНПО? - УРТПУЙМ БТЕУФБОФ, - ЕУМЙ ЬФП ФБЛ, ФЩ ПЮЕОШ ПЫЙВБЕЫШУС.
рЙМБФ ЧЪДТПЗОХМ Й ПФЧЕФЙМ УЛЧПЪШ ЪХВЩ:
- с НПЗХ РЕТЕТЕЪБФШ ЬФПФ ЧПМПУПЛ.
- й Ч ЬФПН ФЩ ПЫЙВБЕЫШУС, - УЧЕФМП ХМЩВБСУШ Й ЪБУМПОССУШ ТХЛПК ПФ УПМОГБ, ЧПЪТБЪЙМ БТЕУФБОФ, - УПЗМБУЙУШ, ЮФП РЕТЕТЕЪБФШ ЧПМПУПЛ ХЦ ОБЧЕТОП НПЦЕФ МЙЫШ ФПФ, ЛФП РПДЧЕУЙМ?
- фБЛ, ФБЛ, - ХМЩВОХЧЫЙУШ, УЛБЪБМ рЙМБФ, - ФЕРЕТШ С ОЕ УПНОЕЧБАУШ Ч ФПН, ЮФП РТБЪДОЩЕ ЪЕЧБЛЙ Ч еТЫБМБЙНЕ ИПДЙМЙ ЪБ ФПВПА РП РСФБН. оЕ ЪОБА, ЛФП РПДЧЕУЙМ ФЧПК СЪЩЛ, ОП РПДЧЕЫЕО ПО ИПТПЫП. лУФБФЙ, УЛБЦЙ: ЧЕТОП МЙ, ЮФП ФЩ СЧЙМУС Ч еТЫБМБЙН ЮЕТЕЪ уХЪУЛЙЕ ЧПТПФБ ЧЕТИПН ОБ ПУМЕ, УПРТПЧПЦДБЕНЩК ФПМРПА ЮЕТОЙ, ЛТЙЮБЧЫЕК ФЕВЕ РТЙЧЕФУФЧЙС ЛБЛ ВЩ ОЕЛПЕНХ РТПТПЛХ? - ФХФ РТПЛХТБФПТ ХЛБЪБМ ОБ УЧЙФПЛ РЕТЗБНЕОФБ.
бТЕУФБОФ ОЕДПХНЕООП РПЗМСДЕМ ОБ РТПЛХТБФПТБ.
- х НЕОС Й ПУМБ-ФП ОЙЛБЛПЗП ОЕФ, ЙЗЕНПО, - УЛБЪБМ ПО. - рТЙЫЕМ С Ч еТЫБМБЙН ФПЮОП ЮЕТЕЪ уХЪУЛЙЕ ЧПТПФБ, ОП РЕЫЛПН, Ч УПРТПЧПЦДЕОЙЙ ПДОПЗП мЕЧЙС нБФЧЕС, Й ОЙЛФП НОЕ ОЙЮЕЗП ОЕ ЛТЙЮБМ, ФБЛ ЛБЛ ОЙЛФП НЕОС ФПЗДБ Ч еТЫБМБЙНЕ ОЕ ЪОБМ.
- оЕ ЪОБЕЫШ МЙ ФЩ ФБЛЙИ, - РТПДПМЦБМ рЙМБФ, ОЕ УЧПДС ЗМБЪ У БТЕУФБОФБ, - ОЕЛПЕЗП дЙУНБУБ, ДТХЗПЗП - зЕУФБУБ Й ФТЕФШЕЗП - чБТ-ТБЧЧБОБ?
- ьФЙИ ДПВТЩИ МАДЕК С ОЕ ЪОБА, - ПФЧЕФЙМ БТЕУФБОФ.
- рТБЧДБ?
- рТБЧДБ.
- б ФЕРЕТШ УЛБЦЙ НОЕ, ЮФП ЬФП ФЩ ЧУЕ ЧТЕНС ХРПФТЕВМСЕЫШ УМПЧБ "дПВТЩЕ МАДЙ"? фЩ ЧУЕИ, ЮФП МЙ, ФБЛ ОБЪЩЧБЕЫШ?
- чУЕИ, - ПФЧЕФЙМ БТЕУФБОФ, - ЪМЩИ МАДЕК ОЕФ ОБ УЧЕФЕ.
- чРЕТЧЩЕ УМЩЫХ ПВ ЬФПН, - УЛБЪБМ рЙМБФ, ХУНЕИОХЧЫЙУШ, - ОП, НПЦЕФ ВЩФШ, С НБМП ЪОБА ЦЙЪОШ! нПЦЕФЕ ДБМШОЕКЫЕЕ ОЕ ЪБРЙУЩЧБФШ, - ПВТБФЙМУС ПО Л УЕЛТЕФБТА, ИПФС ФПФ Й ФБЛ ОЙЮЕЗП ОЕ ЪБРЙУЩЧБМ, Й РТПДПМЦБМ ЗПЧПТЙФШ
БТЕУФБОФХ: - ч ЛБЛПК-ОЙВХДШ ЙЪ ЗТЕЮЕУЛЙИ ЛОЙЗ ФЩ РТПЮЕМ ПВ ЬФПН?
- оЕФ, С УЧПЙН ХНПН ДПЫЕМ ДП ЬФПЗП.
- й ФЩ РТПРПЧЕДХЕЫШ ЬФП?
- дБ.
- б ЧПФ, ОБРТЙНЕТ, ЛЕОФХТЙПО нБТЛ, ЕЗП РТПЪЧБМЙ лТЩУПВПЕН, - ПО - ДПВТЩК?
- дБ, - ПФЧЕФЙМ БТЕУФБОФ, - ПО, РТБЧДБ, ОЕУЮБУФМЙЧЩК ЮЕМПЧЕЛ. у ФЕИ РПТ ЛБЛ ДПВТЩЕ МАДЙ ЙЪХТПДПЧБМЙ ЕЗП, ПО УФБМ ЦЕУФПЛ Й ЮЕТУФЧ. йОФЕТЕУОП ВЩ ЪОБФШ, ЛФП ЕЗП ЙУЛБМЕЮЙМ.
- пИПФОП НПЗХ УППВЭЙФШ ЬФП, - ПФПЪЧБМУС рЙМБФ, - ЙВП С ВЩМ УЧЙДЕФЕМЕН ЬФПЗП. дПВТЩЕ МАДЙ ВТПУБМЙУШ ОБ ОЕЗП, ЛБЛ УПВБЛЙ ОБ НЕДЧЕДС. зЕТНБОГЩ ЧГЕРЙМЙУШ ЕНХ Ч ЫЕА, Ч ТХЛЙ, Ч ОПЗЙ. рЕИПФОЩК НБОЙРХМ РПРБМ Ч НЕЫПЛ, Й ЕУМЙ ВЩ ОЕ ЧТХВЙМБУШ У ЖМБОЗБ ЛБЧБМЕТЙКУЛБС ФХТНБ, Б ЛПНБОДПЧБМ ЕА С, - ФЕВЕ, ЖЙМПУПЖ, ОЕ РТЙЫМПУШ ВЩ ТБЪЗПЧБТЙЧБФШ У лТЩУПВПЕН. ьФП ВЩМП Ч ВПА РТЙ йДЙУФБЧЙЪП, Ч дПМЙОЕ дЕЧ.
- еУМЙ ВЩ У ОЙН РПЗПЧПТЙФШ, - ЧДТХЗ НЕЮФБФЕМШОП УЛБЪБМ БТЕУФБОФ, - С ХЧЕТЕО, ЮФП ПО ТЕЪЛП ЙЪНЕОЙМУС ВЩ.
- с РПМБЗБА, - ПФПЪЧБМУС рЙМБФ, - ЮФП НБМП ТБДПУФЙ ФЩ ДПУФБЧЙМ ВЩ МЕЗБФХ МЕЗЙПОБ, ЕУМЙ ВЩ ЧЪДХНБМ ТБЪЗПЧБТЙЧБФШ У ЛЕН-ОЙВХДШ ЙЪ ЕЗП ПЖЙГЕТПЧ ЙМЙ УПМДБФ. чРТПЮЕН, ЬФПЗП Й ОЕ УМХЮЙФУС, Л ПВЭЕНХ УЮБУФША, Й РЕТЧЩК, ЛФП ПВ ЬФПН РПЪБВПФЙФУС, ВХДХ С.
books.rusf.ru/unzip/xussr_av/bulgam01.htm?3/50

ОБЧЕТОПЕ, ФП, ЮФП ЙЪОБЮБМШОП ЦЙЧПЕ УХЭЕУФЧП, ОБДЕМЕООПЕ ВПЗПУПЪОБАЭЙН ТБЪХНПН, УЧПВПДОП ПФ НБФЕТЙБМШОПК ЙММАЪЙЙ, ЛПФПТБС, ПВЧПМБЛЙЧБС УПЪОБОЙЕ, ЪБУФБЧМСЕФ ДЕКУФЧПЧБФШ ЬФП УХЭЕУФЧП Ч ЬЗПЙУФЙЮЕУЛЙИ ГЕМСИ. йМЙ, ЮФП-ФП ВМЙЪЛПЕ Л ЬФПНХ.

ДПЧПМШОП ФХНБООПЕ ЧЩУЛБЪЩЧБОЙЕ))

РПЬФПНХ ЧЕТУЙС, ПУОПЧБООБС ОБ РПОСФЙСИ бОДТЕЕЧБ РТЕДУФБЧМСЕФУС НОЕ ВПМЕЕ РПДИПДСЭЕК Й МПЗЙЮОПК: НБФЕТЙС, ЙЪ ЛПФПТПК УДЕМБО ЖЙЪЙЮЕУЛЙК НЙТ Й ЮЕМПЧЕЛ, - УЧЕФМБС НБФЕТЙС ЙМЙ, ФЙРБ, УПЪДБООБС рТПЧЙДЕОГЙБМШОЩНЙ УЙМБНЙ. оЕ НПЗХ УФПРТПГЕОФОП ХФЧЕТЦДБФШ, ЮФП ДЕНПОЙЮЕУЛБС НБФЕТЙС ФП ЦЕ УБНПЕ, ЮФП ФЈНОБС ЙМЙ БОФЙНБФЕТЙС, ОП ЧРПМОЕ ЧЕТПСФОП, РПЮЕНХ ВЩ Й ОЕФ. чПЪНПЦОП, ЬФП Й РПДТБЪХНЕЧБМПУШ, Б ЙНЕООП, ЮФП Х ЧУЕИ МАДЕК ЙЪОБЮБМШОП УЧЕФМБС РТЙТПДБ. йНИП.

ДЕМП ОЕ УПЧУЕН Ч ОБМЙЮЙЙ УЧЕФМПЗП Й ФЈНОПЗП. с ДХНБМБ, ЮФП ЙНЕЕФУС ОЕЛЙК, РХУФШ ДБЦЕ УЙНЧПМЙЮЕУЛЙ ЪБЛПДЙТПЧБООЩК, ЧЪЗМСД ОБ НЕИБОЙЪН/ФЕИОПМПЗЙА РПСЧМЕОЙС ЙМЙ, ФЙРБ, ЧОЕДТЕОЙС ЬФПЗП РТЕУМПЧХФПЗП "УЕНЕОЙ ДШСЧПМБ". цБМШ, ЮФП чЩ ПВ ЬФПН ОЕ УМЩИБМЙ.

Х ЕЧТЕЕЧ ЧУЈ ЧППВЭЕ РП-ДТХЗПНХ. ПУПВЕООП Х УПЧТЕНЕООЩИ ИБУЙДПЧ. Х ОЙИ РПОСФЙС ЪМБ ЧППВЭЕ ОЕФ, ЛБЛ ФБЛПЧПЗП. ОЕ БЛГЕОФЙТХЕФУС ОБ ЬФПН ЧОЙНБОЙЕ.
ЧПРТПУ ЧППВЭЕ ОЕ ЛПЫЕТОЩК. ДЧБ ОЕЮЈФЛЙИ РПОСФЙС ЧНЕУФЕ ДБАФ ВЕУЛПОЕЮОХА ДЙУРЕТУЙА УНЩУМБ.

ЙХДЕКУЛБС НБТЛУЙУФУЛП-МЕОЙОУЛБС ЖЙМПУПЖЙС ТБЪДЕМЙМБ РТПФЙЧПРПМПЦОПУФЙ ОЕПВТБФЙНЩН ПВТБЪПН, ОЕ ТБУЛТЩЧ РПОСФЙС ЕДЙОУФЧБ, ЪБФП УНЕЫБЧ ЕЗП ЧПЕДЙОП У ВПТШВПК. РТЙ ЬФПН ЛБФЕЗПТЙЙ ЛБЮЕУФЧБ ОЙЛПЗП ДБЦЕ ОЕ ЧПМОПЧБМЙ...
ВПЦЕУФЧЕООБС ЬФЙЛБ ВЩМБ ПЛПОЮБФЕМШОП УЧЕТЗОХФБ ЧНЕУФЕ У ТЕМЙЗЙЕК Й ЪБНЕОЕОБ РТПУФЩН ОБВПТПН РТБЧЙМ РПЧЕДЕОЙС. ЮЕЗП ЦЕ ЧЩ ИПФЙФЕ ФЕРЕТШ? ЬЗПЙЪН - УБНПЕ НЕОШЫЕЕ ЙЪ РТПСЧМЕОЙК. Й ОБН ФЕРЕТШ РТЕДУФПЙФ ЪБОПЧП УПВЙТБФШ Ч ЕДЙОХА ГЕМПУФОХА ЛБТФЙОХ Й ДХЫХ, Й ФЕМП, Й вПЗБ УП ЧУЕК ЧУЕМЕООПК...

ДБ ЧП ЧУЈН ПО ВЩМ РТБЧ! ЙВП, УЩО ЦЕ ЦШ ВПЦЙК... ЕНХ НПЦОП.
ЕУМЙ ПРТЕДЕМЙФШ РПОСФЙЕ ЪМБ ЛБЛ ТБЪТХЫЕОЙЕ МАВЧЙ Й ЗБТНПОЙЙ, УФБОЕФ РПОСФОЩН, РПЮЕНХ ВЩМП УЛБЪБОП ФБЛ. НЩ РТЙИПДЙН Ч ЬФПФ НЙТ У ЮЙУФПК ДХЫПК, ОП РТПЗТБННЩ Х ЧУЕИ ТБЪОЩЕ...


К.Паустовский имел полное основание говорить о личности своего современника. Ведь эта «ненависть ко всему, что носило в себе хотя бы малейшие черты обывательщины, дикости, фальши» отразилась не только на жизни, но и на творчестве М.А.Булгакова.

Писатель почти в каждой своей работе подвергает жесткой критике современное общество. Но осуждает он его за костность, узость интересов, за страсть к деньгам. Булгаков выступает ярым противником узких, обывательских взглядов. Причем в романе «Мастер и Маргарита» безжалостному осмеянию подвергаются почти все второстепенные герои: и члены МАССОЛИТа с их меркантильными взглядами на искусство, и публика в Варьете, жаждущая легких денег, и обитатели дома на Садовой.

Их алчность писатель считал дикостью. Жажда легких денег, материальных благ, удовольствий, по мнению автора «Мастера и Маргариты», делает из человека животное. Доказывает это все та же сцена в Варьете. На представлении присутствовали не зрители, а толпа, дикая, озверевшая, обезумевшая от щедрости иностранных фокусников. Для этой толпы не осталось ничего святого: исчезли настоящие человеческие чувства как любовь и доброта, исчезло искусство – их затмили бумажные червонцы.

Но ведь это все фальшь. Свою сатиру Булгаков направляет и на нее. Главных героев своего романа Мастера и Маргариту он противопоставляет москвичам-обывателям.

Только их любовь искренняя, исцеляющая, верная, поэтому мы не осуждаем Маргариту, ушедшую от мужа. Только творение Мастера небездушное, близкое к истине, настоящее, поэтому мы не соглашаемся с критикой Латунского. И как никчемны нам тогда кажутся московские «деятели искусства», как ненужны собрания в доме Грибоедова, ведь на них собираются люди, которые не умеют создавать искусство так вдохновенно и увлеченно, как Мастер. О том, что они писатели и поэты говорится только в билетах члена МАССОЛИТа.

Образы сытых, самодовольных, алчных людей противны автору. Их скучную и однообразную жизнь, пошлый и убогий мир Булгаков высмеивает не только в «Мастере и Маргарите». Почти все творчество писателя доказывает справедливость слов К.Паустовского.

Обновлено: 2018-03-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Взаимоотношения между Иешуа Га-Ноцри и Воландом в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - тема очень интересная, которая вызывает поначалу недоумение. В этих связях нет привычного христианского антагонизма. Здесь скорее можно проследить партнерские взаимоотношения, основанные не на паритете, а на некоем подчинении «ведомства» Воланда «министерству» Иешуа. Особенно хорошо видно это в последних главах романа.

Антагонизм или взаимодействие?

Если мы представим в образе Га-Ноцри Иисуса Христа, а в Воланде увидим Сатану (сравнения эти напрашиваются сами собой), то нам нужно дать ответ на вопрос о том, почему возникло такое взаимодействие, почти сотрудничество двух «ведомств». Высшее руководство посылает к низшему (исполнителю) Левия Матвея. Гонец передает приказ обеспечить Мастеру - главному герою романа - покой. И Сатана, тот, кому по христианской теологии поручено ведать адом, соглашается. Давайте разберемся в этих хитросплетениях и отношениях Царствия Небесного и преисподней.

Ключевые цитаты

Давайте вспомним фабулу романа «Мастер и Маргарита». Содержание этого многогранного литературного труда кратко можно передать так. В Москву 1930-х годов прибывает Воланд со свитой и занимает квартиру покойного литератора Берлиоза. Его цель - найти Маргариту, королеву своего майского бала. В ходе развития сюжета он сталкивается с Мастером - писателем, создавшим роман о Иешуа Га-Ноцри. Далее повествование идет как будто в двух параллельных реальностях: в современной автору Москве и Ершалаиме (Иерусалиме) почти две тысячи лет назад. Травимый коллегами из МАССОЛИТа писатель в конце концов сломался и сжег свое произведение. «Рукописи не горят», - сказал Воланд, и вот тетрадь с апокрифическим «Евангелием от Мастера» вновь появилась. «Хэппи энд?» - спросите вы. Не совсем. Вот ключевая цитата из романа:

«- Он [Га-Ноцри] прочел произведение Мастера… Он просит, чтобы ты взял Мастера с собой и наградил покоем. Неужто тебе это сложно совершить, дух зла?

— Для меня нет ничего сложного, и это тебе хорошо известно. — Воланд помолчал и спросил: — А вы, чего же вы не возьмете его к себе, в ваш свет?

— Он не заслужил свет, он заслужил покой, — печально проговорил посланник Левий».

Модель мира автора

Этот приведенный выше диалог вызывает целый ряд вопросов, несущих концептуальный характер. Давайте их сформулируем. Почему Мастер не заслужил свет? Отчего с просьбой предоставить исстрадавшемуся писателю покой Иешуа (Христос) обращается через посланника к Воланду? Ведь Сатана, по христианским верованиям, управляет адом. А Бог всемогущ и может Сам свершить всё, в том числе и дать кому-то покой. Если Христос отдает Мастера в руки Воланда, разве можно назвать это достойной наградой? Ведь не зря же у Левия Матвея печальный голос. Что означает «покой» для самого Булгакова, как он соотносится с «тьмой» и «светом» Нового Завета? Как видим, диалог между Левием Матвеем и Воландом лишен всякого антагонизма. Персонажи слегка пикируются, но выглядит это как упражнение в софистике. Можно сказать, что для Булгакова Воланд не представляет собой абсолютное зло. Он скорее гордый и мнящий себя независимым исполнитель воли Божьей.

Неотомистская модель мира

Михаила Афанасьевича Булгакова нельзя упрекнуть в том, что он придерживался православной догматики. Левий Матвей и Иешуа у него не выглядят представителями Высшего Блага. Мастер «угадал» Страсти Христовы, но описывает он их как страдания тленного человека. Да, Иешуа у писателя «льна курящегося не угасит». Он читает в сердцах людей (в частности, у Понтия Пилата). Но Его божественная суть раскрывается позже. Бывший сборщик податей евангелист Левий Матвей выглядит и вовсе непримиримым религиозным фанатиком, который «неверно записывает сказанное Иешуа». Таким образом, эти персонажи романа Булгакова не являются чистым Светом, но его посланниками. А в христианстве гонцы Бога - это ангелы. Но и Сатанаил - тоже ангел, только павший. И он не есть Абсолютное Зло. Поэтому встреча Воланда и Левия Матвея лишена евангельского антагонизма (вспомним хотя бы Второе Послание к Коринфянам, главу 6).

Платоновская модель мира

Рассмотрим роман «Мастер и Маргарита», содержание которого мы вкратце пересказали, в свете учения классической греческой философии. Платон представлял земной мир как материальное воплощение идей. Изливаясь вниз эманациями, они удаляются от источника света. А потому они искажаются. В горнем мире остается незыблемым божественный мир идей, а внизу - тленная, материальная юдоль скорби. Эта модель Платона не дает ответа на вопрос о том, почему Мастер не заслужил свет, но по крайней мере объясняет, что означает покой. Это состояние между земным миром скорбей и Царствием Абсолютного Добра, некий промежуточный пласт реальности, где устанавливается спокойное существование человеческой души. Именно этого и хотелось Мастеру, сломленному травлей, - быть наедине с Маргаритой и забыть весь пережитый ужас Москвы тридцатых годов двадцатого века.

Образ Мастера и скорбь Левия Матвея

Многие исследователи сходятся во мнении, что главный персонаж романа автобиографичен. Писатель также сжег первую редакцию «Мастера и Маргариты», а вторую писал «в стол», понимая, что опубликовать такой «неортодоксальный» сюжет в СССР - это обречь себя на ссылку в ГУЛАГ. Но, в отличие от своего литературного героя, Булгаков не отрекся от своего детища, он выпустил его в этот мир.

Цитаты про Мастера представляют его человеком, сломленным системой: «Больше нет у меня никаких стремлений, грез да и вдохновения нет тоже… меня ничто вокруг не интересует… Я сломлен, мне скучно… Этот роман стал мне ненавистен, я слишком исстрадался из-за него». Находясь в психиатрической больнице, он надеется, что Маргарита его забудет. Тем самым он предает и ее. Трусость - это совсем не добродетель. Но еще большим грехом является уныние. Маргарита говорит о возлюбленном: «Ах ты несчастный, маловерный… Они опустошили твою душу». Этим и объясняется печальный голос Левия Матвея. В Царствие Отца Небесного не может войти нечто нечистое. А Мастер не стремится к Свету.

Модель мира раннего христианства

Первоначальная Церковь представляла материальный мир как творение исключительно злого начала. Поэтому христиане первых веков не имели нужды в теодицее, оправдании Бога за существующее зло. Они уповали на «новую землю и новое небо», где обитает истина. Этим миром, считали они, управляет князь тьмы 14:30). Души, стремящиеся к Свету, как мучимый совестью будут услышаны и приняты в небесный чертог. Те же, кто слишком погряз в своих грехах, кто «возлюбил мир», останутся в нем и будут проходить новые циклы перерождений, воплощаться в новые тела. Характеристика Мастера, данная самим Булгаковым, позволяет судить, что этот персонаж не стремится к Свету. В отличие от Понтия Пилата, он жаждет только покоя - прежде всего для себя. И Иешуа Га-Ноцри позволяет ему сделать этот выбор, потому что в Царствие Небесное никого нельзя вогнать силой.

Почему Мастер не заслужил свет, но ему был дарован покой

Маргарита в романе выглядит более решительной, смелой и целеустремленной женщиной, чем ее возлюбленный. Она не только муза Мастера. Она готова побороться и за него самого. Душевное благородство Маргариты проявляется на майском балу Воланда. Она не просит ничего для себя. Все свое сердце она целиком кладет на алтарь любви. Образ Мастера, отказавшегося от своего романа и уже готового отречься от Маргариты, Булгаков противопоставляет своей главной героине. Вот она, да, она удостоилась бы света. Но она жаждет войти в него только рука об руку с Мастером. По мнению Булгакова, существуют и другие миры, где люди обретают покой и умиротворение. Данте Алигьери в «Божественной Комедии» описывает Лимб, где души праведников, не знающие светоча христианства, живут, не зная горя. Туда и помещает своих влюбленных автор романа.

Награда или приговор?

Мы уже ответили на вопрос о том, почему Мастер не заслужил свет. Но как воспринимать его судьбу - радоваться ли нам за него или печалиться вместе с Левием Матвеем? С христианской точки зрения, нет ничего хорошего в том, чтобы пребывать вдали от Бога. Но, учили они, все души когда-то прозреют и увидят истину. Они обратятся к Богу, Он не оставит Своих детей. И когда они очистятся от грехов, Он примет их, как принял Отец своего блудного сына. Поэтому участь Мастера и Маргариты нельзя счесть приговором на вечное отчуждение от света. Все души когда-то спасутся, поскольку их настоящим домом является Царствие Небесное. В том числе и Воланд. Просто у каждого свое покаяние.

Цели:

Ход урока .

Сотри случайные черты –
И ты увидишь: мир прекрасен.
Познай, где свет, - поймёшь, где тьма.
Пускай же всё пройдёт неспешно,
Что в мире свято, что в нём грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума.

А. Блок “Возмездие”.

1. Вступительное слово учителя.

М. А. Булгаков, как человек высокой культуры, вобравший в себя лучшие христианские традиции, прошедший через огонь гражданской войны, через эпоху обезличивания и уничтожения индивидуума в советской стране, обескультуривание народных масс, духовное обнищание, не мог оставаться к этому равнодушным. Пусть много лет спустя, но он явился и для нас совестью нации, раскрыл крушение иллюзий простого человека в бюрократическом государстве, явил для нас пример несгибаемого творческого духа, нравственной чистоты и социальной интуиции, вселил веру в торжество человеческого разума, в победу добра, в возрождение культурных традиций и восстановление общечеловеческих ценностей. Особенно ярко он раскрыл свою идею в романе “Мастер и Маргарита”.

“Есть в романе … мотивы, которые ведут к Данте, Гёте. Но всё это Булгаков, и только он один обращается к нам, переплавив в своей душе идейно-нравственные искания великих предшественников. Истинный талант неповторим. Однако тем выше его неповторимость, чем больше и глубже он зачерпнул из культуры человечества, из духовной традиции и представил на наш суд создание, устремлённость в будущее, каким мы хотим его видеть в себе.”

Е. Сидоров.

Мы уже знаем героев романа, рассмотрели события, которые в нём происходят: далёкое прошлое в Ершалаиме и московское общество 30 годов ХХ века.

Наша цель сегодня – понять, что объединяет все главы в роман, какое понятие вкладывает автор в слова: добро, свет, истина. По ходу урока мы постараемся уложить это в схему.

2. Беседа и составление схемы.

Чтобы осмыслить настоящее, необходимо обратиться к прошлому! В романе Булгакова прошлое – в главах о Понтии Пилате.

Какие слова Иешуа вызвали у прокуратора сначала удивление, потом возмущение?

(Добрый человек, добрые люди. Злых людей не бывает)

(Понтий Пилат знает, что окружающая жизнь построена на насилии, поэтому добрый человек просто не сможет выжить. Про себя он знает, что необходимо быть жестоким, ловким, сильным и расчётливым. Только благодаря таким своим качествам он побеждал в боях и стал наместником Тиберия в Ершалаиме.)

А в чём истина?

(В том, что у прокуратора болит голова.)

Давайте разберёмся, как это связано друг с другом. Для этого обратимся к задачам, которые стоят перед Понтием Пилатом.

Сообщение учащегося. Понтий Пилат – наместник римского императора в Ершалаиме. Как любой поработитель, он должен держать город в своих руках и всё контролировать. Так как любой государственный аппарат – аппарат насилия, а захватчик тем более, то у прокуратора в Иудее незавидная роль. Он использует армию, шпионов, доносчиков, сам вступает в тайные переговоры с нужными ему людьми. Следовательно, его правление здесь – зло. Какой бы бесчеловечный порядок в стране ни был, правитель подчиняем ему свои действия и действия своих подчинённых. Так складываются обстоятельства, что он просто вынужден быть жестоким, что противно его внутренним желаниям. Это принуждение среды делает его жизнь мучительной и безысходно одинокой. Только собака разделяет его одиночество, поэтому она для него не только любимое, но и необходимое существо.

Почему истина заключается в головной боли?

(Головная боль – символ раздвоения, дисгармонии, раскола, который переживает этот необыкновенно умный и сильный человек, который вынужден принимать тот порядок правления, от которого, пусть и неосознанно, страдает его дух. Он вынужден жить по плану, который не зависит ни от его воли, ни от его желаний. Сильный ум Пилата разошёлся с его совестью. Головная боль – наказание за то, что его разум, не соглашаясь внутренне, допускает и поддерживает несправедливое устройство мира. Головная боль – это символ душевной дисгармонии, разлад между разумом и совестью, стремление к нравственности.

Докажите это примерами текстом.

Головная боль у прокуратора прекращается, когда он решается не выносить смертный приговор Иешуа, и накатывает тогда, когда он вспоминает о своих обязанностях перед императором (явление плешивой головы, на которой “сидел редкозубый золотой венец” стр. 404- 405)

В чём повинен Иешуа?

Своими речами он смущал людей. Он говорил о вере и истине, о насилии и добре, рисовал будущее без насилия, когда человеку вообще не нужна будет никакая власть. Он страшнее, чем убийца Варраван, потому что идеологически превосходит всех. Понтий понимает это, он знает, что мир держится на цепях “веры” и “насилия”, уродлив и несправедлив.

Что есть истина по Иешуа?

Она заключается в самом человеке, как мыслящем существе.

(Сообщение об Иешуа) В изображении Иешуа Га-Ноцри Булгаков не следует библейским традициям, он показывает его не божественное, а человеческое происхождение, поэтому и имя у него имеет другое звучание, чем Иисус. Происхождение сомнительное, он не помнит своих родителей, не имеет постоянного места жительства, родных. Зато он образован. (стр. 398)

Булгаков вообще придаёт большое значение человеческому в человеке. Для него проявлением человеческого является разумная и одухотворённая жизнь, то есть культура, что определяет одну из главных закономерностей земной и космической жизни. Мыслящее существо должно само определять истину и ощущать свою ответственность за проведение её в жизнь.

Поэтому Иешуа – прежде всего человек. Для него плотское, физическое существование не является важным, ему он не придаёт никакого значения. Ценность только в духовной жизни. Это его убеждения, взгляды, идеи, принципы, до которых он дошёл своим собственным умом. Он сам живёт в ладу со своей совестью и не лукавит и не прячет свои убеждения даже перед смертью. Он в своём времени пытается решить те вопросы, которые стоят перед нашим обществом, в наше время. Он уверен, что человек на протяжении веков обязательно самосовершенствуется. В этом герое Булгаков воплощает своё представление о добре как признание духовной неповторимости, личной ценности любого человека. Истину Иешуа видит в гармонии между человеком и миром. Эту истину каждый человек должен открыть для себя сам, стремление к ней должно стать целью жизни каждого человека. Поэтому суть его жизни заключается в том, останутся ли его мысли в других, успел ли он передать их кому-то ещё. А поскольку суть его жизни в его духовном наследии, то он сам волен распоряжаться своей жизнью, и только он сам обрежет её волосок. Влияние его на окружающих делает его опасным для государства. Главное в его истине – действенное добро, в этом его новое слово.

Выводы: Иешуа вреден для государства, так как

  • добро не может опираться на насилие, как это делает зло. Добро – это желание одного человека понять другого. Отсюда и его проницательность (“…у тебя долит голова…”), искренность, гибкость, умение понять другого, участливость, отзывчивость.
  • Постоянное самосовершенствование, культура.
  • Добро – это труд творческий, обращённый на благо людей.

1 слайд (На чёрном фоне мира зла и тьмы появляется единственный огонёк – Иешуа. Это начало осознания себя человеком, это добро и свет. Иешуа – первый человек. Необходимы нравственная стойкость, воля, твёрдость в защите своей идеи, величайшая самоотверженность. Это оружие добра, так как добро не может быть пассивным. В романе добро всесильно: оно влияет на Левия Матвея, на Пилата, возможно, на Иуду.

Идея “доброго человека” (то есть истинно человека) – моральный принцип, поэтому подвергается сложнейшим испытаниям.

Почему же Крысобой, Иуда – “добрые люди”?

Добро – это проявление человеческого, а зло – дочеловеческое явление. Человек начинается там, где кончается зло. Он – в шкале нравственных ценностей, в зоне добра. Человеческая сила только от добра, а иная – от лукавого.

(Слайд 2. Записываем выводы в красном круге о человеке. Слева помещаем запись: “Дочеловеки невменяемы: Крысобой, Иуда, Каифа”. Они ещё не могут носить определение “человек”, поскольку ничего не ищут, ни в чём не раскаиваются, удовлетворяются данной жизнью, не стремятся к духовному самосовершенствованию, не страдают от безнравственности происходящего. Из мира Иешуа только Понтий Пилат способен стать человеком, пусть через многовековые страдания. Поэтому его имя соединяем с “человеком” стрелкой.)

“Мастер и Маргарита” - роман о всесилии добра, но при одном условии: какие бы испытания ни выпали на долю человека, он ни в коем случае не изменит ему. Каждый человек ответственен за добро. И тем более ответственен, чем культурнее и образованнее он, чем больше осознаёт стоящую перед ним задачу.

Теперь мы можем ответить на вопрос: почему Булгаков включает в описание общества 30 годов ХХ века главы из жизни древнего Ершалаима?

Для Булгакова изображение древнего мира необходимо для того, чтобы показать пробуждение сознания, стремление к истине, к добру, к самосовершенствованию, от внутренней культуры к внутренней свободе. Таков Иешуа, к этому стремится прокуратор. Пилат до тех пор одинок и мрачен, страдает, пока не освобождается от тяжкого бремени представителя аппарата насилия и выясняет эту истину.

Кроме того, изображение власти прокуратора – возможность для Булгакова раскрыть смысл современной власти, которую открыто критиковать не имел возможности. Там, где кончается добро, начинается зло и власть становится бесчеловечной. Поэтому, изображая современное общество, автор не касается государственного аппарата, читателю и так всё становится ясно.- Как изменилось общество за прошедшие два тысячелетия?

“Горожане сильно изменились, внешне…” - говорит Воланд. Но “…гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?” (стр. 492)

Человечество прошло долгий путь развития (показываем слайд 3, сферу возможного самосовершенствования человека и общества), впитало в себя культуру всех веков и народов, определило для себя, что хорошо и что плохо, научилось разбираться во многих жизненных вопросах. Значит отнести современных людей к дочеловекам (младенцам человечества) нельзя, поэтому и спрос с него гораздо больший, и ответственности за происходящее должно быть больше.

Что же представляет собой в романе нечистая сила?

Воланд не заставляет людей специально совершать злые поступки, он только ставит их в такие условия, когда в них проявляются стихийные силы, вполне сознательно допущенные в них ими же. Перед человеком встаёт проблема нравственного выбора. В зависимости от того, что он выберет, и определяется мера его вины и страдания. Воланд и его свита созданы из человеческих недостатков, затаившихся в них, и выявляют их там, где перед ними отступает человеческое.

Римский меньше страдает, чем Берлиоз: он только исполнитель. Берлиоз не только мыслитель, идейный проводник, но и воспитатель молодого поколения, значит, должен прежде всего сам разобраться в правильности тех идей, которые проводит в жизнь. Ведь он усвоил многое из культурного наследия человечества. Если есть какие-то сомнения в их правильности – разрешить их, иначе это грозит плохими последствиями всему обществу. Поэтому он лишается головы, которой не умеет управлять.

Почему разгул страстей, стихийных сил происходит в Варьете?

Это полигон страстей, выплеснувшихся наружу, откровенных, бесстыдных. Такая же вакханалия низких страстей – обывательское стремление к “сладкой жизни”, “красивой жизни”, лишённой духовного содержания.

Гости Воланда на балу – грешники, воплощение зла, нелюди всех мастей, которые получают то, к чему стремились, удовлетворяя свои низкие эгоистические страсти. И в описание бала вторгается снижено-пошлая оценка – “как в бане”.

“Никакой прелести в нём нет и размаха тоже” (Воланд).

Как же возникают эти дьявольские силы, где берутся?

Это тёмные стихийные страсти и влечения, не подчинившиеся человеческому началу, они “от лукавого” (показываем на слайде), они с готовностью поджидают каждого, потому что живут в душе. А задача каждого – противостоять им, не поддаться, остаться человеком.

Каким же видят Воланда герои романа?

В зависимости от царящих в душе “убеждений”. Для Иванушки Воланд – иностранный шпион. Для Берлиоза – Белоэмигрант, профессор истории, сумасшедший иностранец. Для Стёпы Лиходеева – маг, артист. Для мастера – литературный персонаж, Дьявол, порождённый европейской культурной традицией (Мефистофель).

Что же Воланд на самом деле?

Это ночное небо, первородный космос, в недрах которого зарождается жизнь. Значит, это начало тоже ответственно за человека и человеческую жизнь. Именно поэтому оно вмешивается в жизнь на земле.

- Где место мастеру в этой системе?

Покой – это место между добром и злом. Мастер прекрасно осознаёт, что происходит в обществе, не может это не воплотить на бумаге, но он не творец и не боец. Его “доброта” не действенна, поэтому он не имеет права быть рядом с Иешуа, но и среди зла ему находиться не пристало. Он тоже получил то, что заслужил. (показываем на слайде).

Человек, родившийся из бесконечного, вечного бытия, прошедший сложнейший путь развития от дочеловеческого состояния до высокодуховного, культурного осознания своей роли на земле, обязан сам заботиться о чистоте и совершенстве общества. Поэтому Фриду от наказания освобождает Маргарита. От доброты, внимания к другому человеку идёт его милосердие, сострадание, которые являются проявлениями человеческими. Ни Бог и ни Дьявол не помощники в этом!

Литература:

  1. Михаил Булгаков. Романы. М. “Современник”. 1988.
  2. В. Акимов. На ветрах времени. Ленинград. “Детская литература”. 1991.