июня 20 2010

Речь Дикого характеризует его как крайне грубого и невежественного человека. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобретениях, улучшающих . Предложение поставить громоотвод приводит его в бешенство. Своим поведением он полностью оправдывает данную ему фамилию. «Как с цепи сорвался!» характеризует его Кудряш. Но Дикой воюет только с теми, кто боится его или полностью находится в его руках. Трусость как характерную черту самодурства Добролюбов отмечал еще в статье «Темное царство»: «Только покажись где-нибудь сильный и решительный отпор, сила самодура падает, он начинает трусить и теряться». И действительно, Дикой не переставая ругает Бориса, своих домашних, мужиков, даже совершенно постороннего ему кроткого Кулигина, но от своего приказчика Кудряша получает достойный отпор. «…Он - слово, а я - десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану»,- юворит Кудряш. Оказывается, предел власти самодура зависит от степени покорности окружающих. Это хорошо поняла другая владычица «темного царства» - .

В облике Дикого, несмотря на всю его воинственность, есть черты комического: слишком нелепо выглядит противоречие его поведения разуму, болезненное нежелание расставаться с деньгами. Кабаниха же, с ее хитростью, лицемерием, холодной, неумолимой жестокостью, страшна по-настоящему. Она внешне спокойна, хорошо владеет собой. Размеренно, монотонно, не повышая голоса, она изматывает домашних своими бесконечными нравоучениями. Если Дикой стремится грубо утвердить свою власть, то Кабаниха действует под личиной благочестия. Она не устает повторять, что заботится не о себе, а о детях: «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится». Но ее «любовь» - только лицемерная маска для утверждения личной власти. От ее «заботы» доходит до полного отупения Тихон, бежит из дома Варвара. Ее методичная, постоянная. тирания измучила Катерину, привела ее к гибели. «Кабы не свекровь!..-говорит .- Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны». Кабаниха - жестокий, бессердечный палач. Даже при виде вытащенного из Волги тела она сохраняет ледяное спокойствие

Но если Тихон с детства приучен к беспрекословному повиновению и не подозревает о возможности другой жизни, то Борис, получивший образование, живший в культурной среде, сознательно покоряется самодуру ради слабой надежды получить хоть ничтожную долю причитающегося ему наследства. Корыстный расчет заставляет Бориса терпеть унижения, является причиной его трусости. Даже при последнем свидании с Катериной, когда он ясно видит, что.любимая женщина погибает, Борис не может отделаться от трусливой мысли: «Не застали бы нас здесь!» Эта расчетливая осторожность до конца раскрывает ничтожество Бориса. Он, как и Тихон, фактически становится пособником самодуров, соучастником их преступлений; но Борису это более непростительно, так как он понимает всю преступность деспотизма.

В характере Кудряша есть черты, роднящие.его с лихим разбойником из русских народных былин и песен. Они проявляются и в стиле его речи: «…Я свою голову дешево не продам»; «Пойдем, Шапкин, в разгул!». Особенно лихой русский характер Кудряша. раскрывается в его песнях, гармонически сочетающихся с волжским пейзажем и придающих поэтическое звучание сцене первого свидания Катерины с Борисом. «Точно я сон какой вижу! Эта ночь, песни, свидания! Х

Смела и решительна, под стать Кудряшу, Варвара. Она не суеверна, не боится грозы, что для женщины того времени было редкостью. Не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своем. положению она не может открыто выступить в защи:у своих прав и вынуждена хитрить и обманывать. На слов:! Катерины о том, что она не умеет ничего скрывать. Варвара отвечает: «Ну, а ведь 6*ез этого нельзя! Ты вспомни, где. ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Воспитанная на лживой, показной морали. Варвара придерживается правила: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Она сочувствуем Катерине, презирает бесхарактерность брата, возмущается бессердечностью матери. Но душевные порывы Катерины ей непонятны.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Образ Дикого в пьесе Островского «Гроза» . Литературные сочинения!

Во времена написания пьесы обществом управляли герои подобные Дикому. Его портрет аналогичен сотням других богатых купцов, утопавших в роскошном образе жизни, абсолютном невежестве. Такие люди тянули Россию на дно. В темное царство глупости, тупости, средневековых нравов. Образ и характеристика Дикого в пьесе «Гроза» является отрицательным. Он истинное воплощение понятия самодурство. Является ярким представителем диких нравов и сурового отношения к людям и жизни.

Савел Прокофьевич Дикой – зажиточный купец в городе Калинове. Отрицательный персонаж.

Образ и характеристика

Дикой человек, мягко говоря, неприятный. Такое впечатление производит из-за ужасного характера. Супруга Дикого зная, что мужа лучше не гневить, начинает каждое утро слезно обращаться к окружающим:

«Батюшки не рассердите! Голубчики, не рассердите!».

И так ежедневно. Несложно догадаться, как ей достается от него ежели ослушается или изволит прогневать. О счастливой, семейной жизни речи нет.

Дикой типичный портрет самодура. Привык ощущать себя полноправным властелином города. Абсолютно уверен, что имеет права влиять на судьбы жителей, нагло вмешиваясь в их жизнь.

«Захочу - помилую, захочу – раздавлю».

Чувствуя власть над людьми, пользуется этим на всю катушку, творя, что ему в голову придет. Дикой точно знает, что его выходки останутся безнаказанными.

Грубиян и хам. Разговорная речь полный кошмар. Сплошные ругательства. Может он привык так изъясняться, считая, что собеседник поймет быстрее. Доброго слова от него точно не услышишь. Дикой точно знает на кого орать, а где смолчать.

Человек настроения. Никогда не знаешь, в каком расположении духа он будет сегодня. Впрочем, улыбающимся его не видели. Вечно угрюм и озлоблен.

Не образован. За всю жизнь не прочитал ни одной книги. Фамилии известных писателей вызывают у Савела недоумение. Историю не знает. С современностью не дружит. Считает науку пустой тратой времени. Глупостью, смешным занятием недостойным уважения. Одним словом дикий человек.

Осознает поступки. Прекрасно осознает, что поступает плохо, но изменить ситуацию либо измениться самому – это не для него.

«Знаю, что делаю плохо, но с собой ничего поделать не могу».


Жаден до денег. Деньги главное в жизни Савела Прокофьевича. Смысл и суть. Попади денежные средства в карман Дикого, он никогда не сможет расстаться с ними. Служащие забыли, что такое жалованье. Стоит кому-то попросить одолжить деньжат, у Дикого начинается внутреннее клокотание.

«Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю внутреннюю разжигать станет».

Когда его пытаются укорить жадностью, Дикой оправдывается:

«Кому своего добра не жалко».

Редкий случай, когда удастся выпросить. Зато такого наслушается, мало не покажется.

Отношение к женщинам. Вот уж кому достается от Савела Прокофьевича так это бедным женщинам. Вся агрессия направлена на женский пол. Единственная женщина, которую тиран и деспот побаивается Кабаниха. Ее уважает. С мнением считается. Чувствует баба сильней и хитрей. У самой характер сродни его.

Эгоистичен. По завещанию Дикой должен племяннику наследство, доставшееся Борису от бабки. Одно из условий получения является почтительное отношение к дядюшке. Такие условия Дикому выгодны. Он пользуется этим, заставляя племянника пахать на него с утра до ночи. Словно он бесплатная рабочая сила. Почему бы не поэксплуатировать родственника. При этом Дикой постоянно унижает и оскорбляет племянника. Постоянно ему напоминает, словно оправдывается:

« У меня свои дети, зачем я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен!».


Труслив. Несмотря на боевой характер Дикого, он труслив, как заяц. Обычная гроза способна привести его в трепет. Она у него ассоциируется с Господней карой, сверхъестественной мощью. Он старается от нее укрыться, боясь, что гром небесный его разразит.

Уверен в себе. Идет по жизни напролом. Словно танк, не останавливается перед преградами на пути. Точно знает, что делает и абсолютно уверен, что поступает правильно. Мнение других безразлично.

По оценке И. А. Гончарова, А. Н. Островский «ли-тературе принес в дар целую библиотеку художест-венных произведений, для сцены создавал свой осо-бый мир». Удивителен мир произведений Островско-го. Он создал характеры крупные и цельные, умел подчеркнуть в них комические или драматические свойства, обратить внимание читателя на достоинства или пороки своих героев.

Особого внимания заслуживают герои пьесы «Гро-за» — Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова.

Савел Прокофьевич Дикой — купец, значительное лицо в городе Калинове. Красноречивые характери-стики дают ему герои пьесы. «Ему везде место. Боится, что ль, он кого!» — говорит о нем Кудряш. Дикой, на самом деле, ничего, кроме собственной воли, не признает. Ему нет дела до мыслей и чувств других лю-дей. Обругать, унизить, оскорбить для Савела Прокофьевича ничего не стоит. С окружающими он ведет себя так, будто «с цепи сорвался», и без этого он «ды-шать не может». «...Ты червяк,— говорит он Кулиги-ну. — Захочу — помилую, захочу — раздавлю».

Власть Дикого тем сильнее, чем слабее, безвольнее человек. Так Кудряш, например, умеет противосто-ять Дикому. «...Он — слово, а я — десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану»,— говорит Кудряш о своих взаимоотношениях с куп-цом. Иной человек племянник Дикого, Борис. «Дос-тался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит»,— замечают окружающие. Дикого не смущает то, что Борис — сирота и что ближе дяди у него нет ни-кого. Купец осознает, что судьба племянника в его ру-ках, и пользуется этим. «Загнан, забит...»,— с горе-чью говорит Борис. Не менее жесток купец и к своим работникам: «У нас никто и пикнуть не смей о жало-ванье, изругает на чем свет стоит». На чужом рабском труде и обмане делает бессовестный Дикой свое со-стояние: «...недоплачу я им по какой-нибудь копей-ке... а у меня из этого тысячи составляются...». Впро-чем, иногда на Дикого находит прозрение, и он осоз-нает, что перегибает палку: «Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу».

Дикой — деспот и тиран в своей семье, на него «свои-то никак угодить не могут», «когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!».

Не уступает Дикому и Кабаниха, богатая калиновская купчиха. Кабаниха — ханжа, она все делает «под видом благочестия». Внешне она очень набожна. Од-нако, как замечает Кулигин, Кабаниха «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Главный объект ее тирании — собственный сын Тихон. Будучи взрос-лым, женатым человеком, он полностью находится во власти матери, не имеет собственного мнения, боится перечить ей. Кабаниха «выстраивает» его отношения с женой, она руководит каждым его поступком, каж-дым словом. Полное повиновение — все, что хочет она видеть в своем сыне. Властолюбивая Кабаниха не за-мечает того, что под ее гнетом вырос человек трусли-вый, жалкий, безвольный, безответственный. Вы-рвавшись на некоторое время из-под надзора матери, он захлебывается свободой и пьет, потому что по-дру-гому свободу он использовать не умеет. «...Из вашей воли ни на шаг»,— твердит он матери, а «сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей».

Кабаниха ревнует сына к снохе, постоянно попре-кает его Катериной, «поедом ест». «Уж я вижу, что я вам помеха»,— пилит она Тихона. Кабаниха считает, что жена мужа должна бояться, именно бояться, а не любить и не уважать. По ее мнению, правильные от-ношения строятся именно на подавлении одного чело-века другим, на унижении, на несвободе. Показатель-на в этом отношении сцена прощания Катерины с му-жем, когда все слова Тихона, обращенные к жене,— лишь повтор наущений Кабанихи.

Если страдает от Кабанихи с детства задавленный ею Тихон, то жизнь такой мечтательной, поэтичной и цельной натуры, как Катерина, в доме купчихи и во-все становится невыносимой. «Здесь что вышла за-муж, что схоронили — все равно»,— рассуждает об этом Борис.

Постоянное давление заставляет приспосабливать-ся дочь Кабанихи, Варвару. «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»,— рассуждает она.

Давая оценку образам «хозяев жизни», Н. Добро-любов показывает Дикого и Кабаниху самодурами, с их «постоянной подозрительностью, щипетильностью и придирчивостью». По мнению критика, «Гро-за» — самое решительное произведение Островско-го» в этой пьесе «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены... до самых трагических по-следствий...».

/ / / Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи (по пьесе Островского «Гроза»)

Действие драмы Островского происходит в придуманном городе Калинове на берегу Волги, где царит традиционный уклад жизни. В городе прекрасная природа, но между жителями этой местности царит черствость и невежество, злоба, пьянство и разврат. И самое страшное, что люди к этому привыкли. У них был такой способ жизни, и если к ним попадал нормальный человек, то он долго не мог там пробыть. Как и в каждом литературном произведении, в пьесе Островского «Гроза» есть положительные и отрицательные герои. К отрицательным, в первую очередь, относятся свекровь главной героини Катерины - Марфа Игнатьевна Кабанова и дядюшка Бориса, любимого человека Катерины, Савел Прокофьевич Дикой.

В пьесе этих героев редко называют по имени отчеству, их больше зовут и . Общее в этих персонажей то, что они оба жестокие и бессердечные люди, а объединяет их любовь к деньгам. Отношения людей, по их мировоззрению, держатся только на богатстве. Они, как хотят, издеваются над своими домашними, заставляя их жить в постоянном страхе.

Дикой поставил себя выше всех окружающих, а они его боятся и даже не пытаются противиться этому. Он проявляет вседозволенность, потому что в Калинине нет никого, кто мог бы ему противостоять. Дикой убежден в своей безнаказанности и считает себя хозяином жизни.

Кабаниха прикрывает неуважительное поведение маской добродетели. Она человек сильный и властный, ее мало интересуют эмоции и чувства. Как человек старой формации Кабанова интересуется земными делами и интересами. Ее требования заключаются в беспрекословном выполнении порядка и чина.

Дикого, так же как и Кабанову, можно считать представителями некоторой части купеческого сословия, которые вели себя неподобающим образом. Таких людей нельзя назвать благочестивыми. Но нельзя сказать, что русское купечество XIX века было прототипом Кабанихи и Дикого. В этой же драме Островский показывает, что отец Бориса был братом Дикого, но воспитываясь в одной и той же семье, отличался от купца Дикого. Женат отец Бориса был на девушке дворянского происхождения, и у него была совсем другая жизнь, чем у его деспотичного брата.

Кабанова тоже показана как типичный представитель купечества. Будучи главой семейства, матерью Тихона, Варвары и свекровью Катерины, она постоянно своим поведением изводит своих самих близких людей. Может она по-своему и любила своих детей, но разве нормальная мать может так себя вести? Наверное, нет. В драме есть описание рассказа Катерины о детстве. Родители Катерины тоже были из купеческого сословия, но мать Катерины была чуткой, доброй и отзывчивой женщиной. Она очень любила и заботилась о своей дочери.

Островский взял сюжет для своей пьесы из реальной жизни, но городу было дано вымышленное название Калинов. Много приволжских городов считали, что пьеса «Гроза» написана по событиям, которые произошли именно в их городе. Сейчас почему-то считают, что это город Кострома.