Среди писателей есть такие, творчество которых не признают при их жизни, потому что оно не соответствует взглядам своего времени. Но проходят годы или десятки лет, и их труды получают достойное место в истории литературы. К таким писателям относится Андрей Платонович которого является ярким тому подтверждением. Он прожил сложную жизнь. Его творческие труды терпели удар за ударом. И только в 80-х годах XX столетия к нему пришло мировое признание.

Детство и юность

Андрей Платонович Платонов, биография которого начинается в 1899 году, родился в бедной многодетной семье станционного слесаря Климентова (настоящая фамилия Платонова) в городе Воронеже. Судьба ребенка была во многом безрадостна. Постоянная нужда и заботы о братьях и сестрах вынуждают мальчика уже в возрасте 14 лет начать работать на железнодорожной станции вместе с отцом. Там он осваивает самые разные профессии.

Образование Андрей Платонович получал в церковно-приходской школе, а после того как начал работать на станции, учился и работал параллельно. Это говорит о том, что даже в сложной ситуации, помогая семье, он не терял жажду к знаниям, а, напротив, осваивал новые для себя профессии и учился. Примерно в то же время началась творческая деятельность Андрея Платоновича. Естественно, что тяжелый труд на станции, как и сама станция, довольно сильно отложились в сознании молодого человека и впоследствии нередко появляются в его творчестве.

Труд и литература

Далее Андрей Платонович Платонов, биография и творчество которого с самого раннего времени были тесно переплетены с трудом и сложной жизнью, начинает плодотворно трудиться как журналист и литератор. В то же время он учится в Воронежском политехническом университете и работает на железнодорожной станции. Несомненный литературный талант проявляется уже в это время. В свет выходит его сборник стихов «Голубая глубина» (1922).

Краткая биография Платонова Андрея Платоновича продолжается тем, что жизнь его в это время напрямую связана с трудом на благо Он все так же не перестает трудиться на железнодорожной станции, кроме того, работает мелиоратором. Его стремления схожи со стремлениями многих молодых людей. Он хочет изменить мир к лучшему, верит в технический прогресс. Ему присущ юношеский максимализм, который хорошо проглядывается и в его литературном творчестве.

Удивительно, но за работой он не забывает и про писательскую деятельность. Его рассказы полны, все того же юношеского максимализма и веры в технический прогресс, но не забывает он и про такую родную для себя деревню. Кроме того, что он активно пишет для воронежских газет и журналов, его публикуют в московских газетах.

Биография Платонова Андрея Платоновича все так же полна бурной литературной деятельности, он публикует свой рассказы о деревне «В звездной пустыне» (1921) и «Чульдик и Епишка» (1920). Но и его изобретательский активно проявляется в писательстве и выливается в научно-фантастические рассказы и повести: «Потомки солнца» (1922), «Маркун» (1922), «Лунная бомба» (1926).

Москва

Продолжается составляемая нами краткая биография Платонова Андрея Платоновича. В 1927 году он вместе с семьей перебирается в город Москву. Решение было вполне осознанное, Платонов оставляет работу на железнодорожной станции и всецело отдается писательскому труду.

Плодотворная литераторская деятельность дает свои плоды, и в свет выходит повесть «Епифанские шлюзы», которая в дальнейшем дает название целому сборнику повестей и рассказов. В произведениях того периода много суровой реальности тогдашней России. Автор без прикрас пересматривает свои юношеские идеалистические и максималистские взгляды, критикует сам себя.

Кроме критики в адрес социальных устоев того времени Платонов резко высказывается о радикализме в сфере пола, в связи с этим в свет выходит памфлет «Антисексус» (1928). Тут автор высмеивает социалистические идеи отказа от плотской любви в пользу общественно-полезной деятельности. Автор довольно смело высказывается в сторону власти и ее идей.

В это же время формируется совершенно уникальный стиль Платонова, главная особенность которого, как ни удивительно, заключается в некоторой косноязычности и прямоте слов и оборотов. За счет такого необыкновенного и поистине уникального стиля слова поворачиваются к читателю своим истинным смыслом. Подобной манеры писать нет больше ни у кого в русской литературе.

Кроме стиля, Платонов меняет смысловую составляющую своих произведений. Теперь прежний максимализм и вера в светлое будущее уступают место философским поискам вечного смысла жизни. Героями произведений Платонова становятся странные, одинокие, ищущие люди, путешественники, чудаки-изобретатели, задумчивые, чудаковатые одиночки.

В таком ключе биография Платонова Андрея Платоновича развивается и отражается в вышедших в это время из-под его пера произведениях - в повести «Ямская слобода» 1927 года, например. Это своего рода посыл к его прежнему деревенскому стилю, но пересмотренный и переработанный под влиянием новых философий. «Город Градов» 1928 года - это сатира на советскую бюрократическую систему. «Сокровенный человек» 1928 года о странствующем человеке, который размышляет о бытии на фоне бушующей гражданской войны. В этих произведениях Платонов излагает свои искания алгоритма существования, очень четко прослеживается жизнь человека, ее хрупкость и близость исчезновения.

Критика и неустроенность

Неудивительно, что на то время такая проза не признавалась властями. Довольно скоро Андрей Платонович Платонов, биография которого и так была не очень простой, оказался не у дел в писательской деятельности. А началось все с того, что политика по отношению к литературе значительно ужесточилась, что совпало по времени с публикацией очерка «Че-Че-О» и рассказа «Усомнившийся Макар» 1929 года, после чего Платонов был обвинен в анархо-индивидуализме. Его вовсе перестали печатать. Изменить ситуацию не смог даже Максим Горький, к которому Платонов обратился за помощью.

Не давали покоя писателю и бытовые неприятности. Его семья долгое время была лишена собственного жилья и от этого вынуждена достаточно долгое время скитаться по съемным квартирам. И только в 1931 году найдено постоянное жилье - флигель у особняка на Тверском бульваре. Сегодня это литературный Тяжелые времена и неприятие властей, естественно, негативно сказались на положении семьи.

Неутомимый труженик

Несмотря на все навалившиеся сложности, Платонов продолжает работу над романом «Чевенгур», но, безусловно, в то время выпустить роман в свет не удалось. Произошло это только в 1971 году, в Париже, уже после смерти автора.

Содержание романа описывает утопическую коммуну Чевенгур и жизнь в ней героев, которые туда попадают после долгих скитаний и невзгод. Жизнь в коммуне по-настоящему идеальна, все там счастливы и равны между собой. Просто невероятное зрелище разрушается с приходом армии и солдат, которые уничтожают всех жителей, и коммуну в том числе. Роман и все, что в нем происходит, - это отражение действительности, в которой находится Платонов. Естественно, что реальность вовсе не такая радужная, как хотелось бы, но между тем сходства весьма ощутимые. Кроме того, в романе Платонов не теряет своего фирменного стиля и языка. Некоторые критики говорят о том, что такая манера изложения не является удачной и мешает разглядеть сюжетную линию произведения.

Тридцатые годы

Андрей Платонович Платонов, биография которого тесно связана с политическими изменениями в стране, наиболее ярко проявил свой литературный талант в тридцатые годы двадцатого века. В 1930 году Платонов выпустил свой главный шедевр - повесть «Котлован», которая впервые будет опубликована только в 1987 году. Это социалистическая антиутопия, повествующая о неудачной индустриализации, трагическом крахе коммунизма и его идей. В повести вместо дворца была выстроена коллективная могила. Бродский писал, что Платонов подчинил себя языку эпохи.

Переломы

Между тем социальное положение в стране ужесточалось, не обошло оно и Платонова. В это время выходит его рассказ «Впрок», который описывает провалившуюся коллективизацию, а также рассказ «Мусорный ветер» на антифашистскую тематику. К сожалению, первый получил резкую оценку Сталина, второй также не произвел своего эффекта. Андрей Платонович Платонов, биография которого и так не радует писателя счастливыми случаями, вновь подвергся гонениям. Его опять перестают печатать.

В середине тридцатых годов двадцатого века Андрей Платонович Платонов, краткая биография которого полна сложностей на данном отрезке времени, пишет в основном в стол, потому как его не публикуют.

Все в стол

Несмотря на это, работает он много и весьма плодотворно. Создается роман «Счастливая Москва», пьеса «Голос отца». Также он пишет множество литературных статей о таких писателях, как Пушкин, Паустовский, Ахматова, Грин, Хемингуэй и других. Далее создается повесть «Ювенильное море», тема тут близка и к «Котловану», и к «Чевенгуру», потом появляется еще одна пьеса - «Шарманка».

В своих работах Платонов постепенно отходит от социальной тематики и переходит к душевным переживаниям и драмам. Он пишет целую череду лирических рассказов, среди которых «Река Потудань», «Афродита», а также «Глиняный дом в уездном саду» и «Фро». Тут автор усиливает психологическое моделирование персонажей, глубокое прочтение которого приходит на смену ироничному отношению автора к любви.

По всему видно, что непростая была у писателя по имени Андрей Платонович Платонов биография. Для детей он также пишет, причем весьма успешно, отличный тому пример - рассказ «Семен» о сострадании и сиротстве.

В 1933-35 годах совершает поездку в Туркмению Андрей Платонович Платонов. Краткая биография писателя сообщает об этом. Под впечатлениями от поездки он пишет рассказ «Джан» в свойственной ему манере социальной трагедии с новыми лирическими нотками. Яркие речевые обороты и даже звукопись в данном произведении делают его удивительно насыщенным и ритмичным.

Удар за ударом

В 1937 году намечается едва заметный проблеск в работе у писателя по имени Андрей Платонович Платонов. Биография, краткое содержание которой изложено в статье, отмечена приятным для него событием. Писатель издает сборник своих рассказов «Река Потудань». Но ожидания автора не оправдались. Сборник был раскритикован. К тому же в 1938 году против единственного сына Платонова было сфабриковано дело, и парня арестовали.

Война

В годы войны Андрей Платонович Платонов, биография, интересные факты из жизни которого всегда интересовали поклонников его творчества, становится корреспондентом газеты «Красная звезда». Но и тут его рассказ «Семья Ивановых» вызвал резкое недовольство и был признан клеветой на советскую семью.

Последние годы жизни

После войны Андрей Платонович Платонов, биография, фото и прочие факты из жизни которого достались потомкам, так и не смог достойно устроиться в литературе. В попытках реализоваться в реалиях жизни он писал вариации на русские народные сказки. Кроме того, создал пьесу «Ноев ковчег». Однако время не дает ему возможности стать популярным при жизни. В 1951 году Платонов умирает от туберкулеза, заразившись от сына, которого выпустили из лагеря.

Признание

Платонов не был признан своими современниками. Однако в 1980 годах его яркая самобытность вызвала к нему мировой интерес. Его удивительный язык и стиль изложения, а также трудный наконец нашли своих почитателей и были оценены по достоинству. Несмотря на это, многие работы Платонова на сегодняшний день еще не опубликованы.

Андрей Платонович Платонов родился в городе Воронеж 20 августа 1899 года (традиционно день его рождения отмечается 1 сентября по новому стилю). Платонов - это псевдоним, образованный от имени отца, а настоящая фамилия писателя - Климентов.

Пора испытаний

Тяжелое детство и нелегкая судьба - вот чем отличается от других писателей того периода Андрей Платонов.

Биография его не может состоять только из множества интересных фактов и событий по той причине, что жизнь его не была счастливой и вся была пронизана неприятностями и потерями. Ему посчастливилось не попасть в лагеря, однако за это он заплатил жизнью собственного сына.

Родительский дом

Андрей Платонович родился в семье железнодорожного слесаря и дочери часовщика. Он был самым старшим ребенком, после него друг за другом появились еще 9 братьев и сестер, которых Платонов оберегал, как мог. Сначала писатель учился в приходской школе при церкви, но в 15 лет все бросил и устроился на работу, так как средств в семье не хватало и родителям очень трудно было прокормить детей. По словам самого писателя, он сменил множество мест, начиная от и заканчивая слесарем, так как у отца не хватало сил содержать дом, жену и 10 детей. Платонов считал своим долгом помочь всеми возможными способами своим родителям.

Учеба и гражданская война

В 1918 году Платонов поступает учиться в железнодорожный политехникум города Воронежа, где учится с большим удовольствием, так как с детства он испытывает тягу к механизмам. Однако из-за революции учеба его затягивается до 1921 года. Через год после поступления Платонов уходит добровольцем на гражданскую войну, где сражается на стороне Красной Армии.

Даже в такое тяжелое военное время Платонов не покидает творческую стезю и работает в качестве Именно в этот период начинается становление его как настоящего писателя. Появляются первые очерки, статьи в местных газетах и стихотворения, автором которых становится в будущем известный писатель Андрей Платонов. Биография его как человека творческого может смело начинаться с этого момента.

Работа

После окончания войны Андрей Платонов возвращается в свой родной город Воронеж и продолжает учиться в политехническом институте, а затем успешно работает мелиоратором. Свою писательскую деятельность он совмещает с постоянной работой, что нисколько не отягощает его.

Жена и сын

В 1922 году Андрей Платонов берет в жены сельскую учительницу, которой посвящает два своих произведения - «Епифанские рассказы» и «Песчаная учительница». В этом же году у них рождается сын Платон. Однако судьба приготовила для писателя большое несчастье.

Андрей и творчество для подрастающего поколения

Начиная с 12 лет, Андрей Платонович активно пишет стихотворения, что указывает на его творческую натуру. Когда писателю исполняется 22 года, выходит его первая книга «Электрификация», состоящая из очерков. В ней он сравнивает этот процесс с революцией.

Второй книгой является поэтический сборник «Голубая глубина». Несмотря на множество написанных стихотворений, Платонова все же ассоциируется больше с прозаическими произведениями. Одним из них становится собрание сочинений «Епифанские рассказы», которое содержит в себе все опубликованные ранее газетные и журнальные статьи.

Кем же был для современников Андрей Платонов? Биография указывает на то, что отношение к писателю было неоднозначным. Поначалу все написанные произведения Платонова получали одобрение и поддержку. Даже Максим Горький отмечал большой талант Андрея Платоновича и сравнивал его манеру написания произведений с гоголевской. Он также советовал Платонову делать упор на комедии. Однако из-под пера писателя вышло всего несколько произведений в этом жанре.

Позднее фортуна резко отворачивается от Платонова. После негативного отзыва Сталина цензура отклоняет все произведения автора. Писатель и его семья живут впроголодь. Помогают им лишь несколько преданных друзей.

Одними из самых известных произведений, написанных этим автором, являются повести «Чевенгур» и «Котлован», которые при жизни писателя не получили признания и были опубликованы уже после его смерти.

Великая Отечественная война

В 1942 году Платонов снова уходит на фронт. Это уже вторая война, в которой ему приходится участвовать. Там он работает корреспондентом в военной газете.

Затем в 1946 году он демобилизуется и с головой погружается в писательскую деятельность. В этот период он издает три своих сборника и один из самых знаменитых своих рассказов - «Возвращение». Однако критика вновь обрушивается на писателя, и снова его произведения перестают печататься.

Последние годы своей жизни Платонов проводит в состоянии крайней бедности. От безвыходности писатель обращается к изданию русских и башкирских народных сказок. Это помогает хоть как-то свести концы с концами.

Судьба

Андрей Платонов, краткая биография которого - свидетельство о множестве перенесенных испытаний, тем не менее никогда не изменял самому себе. Несмотря на тяжелую судьбу и гонения со стороны власти, его взгляды оставались неизменными. жизни писателя началась с того момента, когда из-под его пера вышла повесть «Впрок», в которой он разоблачал колхозное строительство. будучи главным редактором журнала «Красная новь», пошел на риск и опубликовал это произведение. Повесть попала в руки Сталина и вызвала негативную реакцию. Фадеев, поняв, чем ему это грозит, быстро сменил свою точку зрения и написал обличающую статью, в которой как враг народа был представлен Андрей Платонов. Биография писателя наполнена множеством тайн, которые стали проясняться уже после его смерти.

Из откровений современников понятно, что именно Фадеев был человеком, который пустил под откос всю жизнь Платонова. Именно он пропустил статью с подобным компрометирующим содержанием в печать. Кроме того, Фадеев подчеркнул все места, которые могли повлечь впоследствии гнев Сталина, якобы для того, чтобы в типографии их удалили. Однако все вышло совершенно наоборот. При печати журнала все подчеркнутые мысли выделили жирным шрифтом и в таком виде положили на стол Сталину. Реакция последовала незамедлительно. Фадеев сумел удержаться на своем месте, а вот для печатных изданий перестал существовать писатель Андрей Платонов. Краткая биография рассказывает о том, что самого писателя не тронули, однако отправили в лагеря его единственного и любимого сына за антисоветскую агитацию. Освободившись только при помощи некоторых влиятельных друзей семьи, Платон, наконец, вернулся домой, к несчастью, уже смертельно больной туберкулезом. Он умер на руках у отца.

Считается, что именно от сына Платонов заразился смертельной болезнью легких. Это произошло потому, что писатель, словно в каком-то бреду, целовал мальчика в губы.

В 1951 году в Москве Андрей Платонов умер. Долгое время после смерти писателя его любимая жена всеми силами пыталась сохранить наследие, оставленное им при жизни. Именно благодаря ей нам стали доступны некоторые произведения. После смерти супруги все заботы легли на плечи дочери Платонова Марии. Она достойно справилась с поставленной перед ней нелегкой задачей и сохранила все бесценные произведения автора.

Писатель, его жена, сын и дочь, которая умерла в 2005 году, лежат совсем рядом, под одним памятником.

Андрей Платонов: биография (краткое содержание) и особенности стиля

На уроках литературы в современной школе на изучение биографии писателя отводится в среднем один урок. Тем не менее для того чтобы охватить и прочувствовать весь материал о жизни Платонова, не хватит и недели. С одной стороны, бесконечно любящий отец и муж, а с другой - приземленный и реально видящий всю правду жизни человек - вот каким был писатель Андрей Платонов. Биография его заслуживает особого внимания, это важно для более детального понимания и проникновения в самую суть, заложенную в его произведениях. Платоновский стиль хорошо характеризует присущая только ему шероховатость лексики, особая атмосфера ежедневного, порой изнуряющего, но такого необходимого труда, жизнь рабочего человека в непрерывном взаимодействии с техникой и с природой.

Платонов, образование которого было довольно далеко от писательского творчества, тем не менее активно совмещал в себе обе эти наклонности. Он с большим удовольствием ходил каждый день на работу, так как считал, что труд жизненно необходим каждому человеку, в то же время не забывая о своем творческом предназначении.

Каким человеком был писатель Андрей Платонов, биография, интересные факты о его жизни - все это сегодня может узнать любой читатель, по-настоящему интересующийся его творчеством. Жаль, что совсем другой была ситуация в советские времена.

Изучение творчества писателя в школе

Знакомство с творчеством Андрея Платонова начинается еще в третьем классе с изучения его жизни и творчества. Именно на этом этапе своего обучения дети впервые слышат имя этого писателя. Биография Андрея Платонова для 3 класса хорошо изложена во всех общеобразовательных учебниках литературы, и для школьников не составляет особого труда ее усвоить.

В пятом классе ученики начинают читать русские народные сказки в пересказе Платонова. Все дети любят этот жанр, поэтому они с большим удовольствием продолжают изучать его творчество. Прежде чем выпустить свой сборник, Платонов лично встречается с самими рассказчиками, вследствие этого повествование ведется с особой любовью и внимательностью к слову.

Следующим этапом знакомства является чтение произведения «Волшебное кольцо». Это его авторская сказка.

Перед глазами учеников предстает совершенно иной Андрей Платонов. Краткая биография для детей написана без освещения всей жестокой правды его жизни. Он является не в образе обличителя серой действительности, а в образе доброго рассказчика.

В шестом классе дети знакомятся с рассказом Андрея Платонова «Корова». Он имеет глубоко философский и нравственный смысл, который трудно понять шестикласснику без помощи учителя. Поэтому урок по этому произведению проходит в несколько этапов, что позволяет ученику открыть для себя новые неизвестные грани творчества писателя.

Перед учениками седьмого класса стоит еще более тяжелая задача - понять и прочувствовать рассказ Андрея Платонова «Юшка». В этом произведении писатель раскрывает свою душу и сердце. Основная идея рассказа - значимость любви и человеческого добра.

Только к началу 10 класса ученики имеют возможность уже по-взрослому оценить, кто же такой Андрей Платонов. Биография для детей этого возраста изложена именно в таком виде, в каком она действительно существует. Перед старшеклассниками предстает писатель-гражданин. Дети в этом возрасте - уже практически сформировавшиеся личности, поэтому они могут понять, кем был Андрей Платонов, каким гонениям он подвергался и по какой причине.

Один из самых заметных российских писателей XX века - Андрей Платонов. Список произведений этого автора позволяет скрупулезно изучить отечественную историю первой половины 20-го столетия.

Андрей Платонов

Андрей Платонов, список произведений которого хорошо знаком каждому школьнику, прославился после выхода романов "Котлован" и "Чевенгур". Но и помимо них было много значимых работ.

Сам писатель родился в Воронеже в 1899 году. Служил в рабоче-крестьянской Красной армии, в Гражданской войне принимал участие в качестве военного корреспондента. Начал публиковать свои произведения в 1919 году.

В 1921 году вышла его первая книга, которая называлась "Электрификация". Также появились его стихи в коллективном сборнике. А в 1922 году у него родился сын Платон и вышел стихотворный сборник - "Голубая глина".

Помимо писательской работы, занимался гидрологией. В частности, разрабатывал собственные проекты по гидрофикации области, чтобы уберечь поля от засухи.

В середине 20-х годов плодотворно в Тамбове работает Платонов. Список произведений писателя пополняют такие труды, как "Эфирный тракт", "Город Градов", "Епифанские шлюзы".

Далее выходят его самые значимые произведения для отечественной литературы - это "Котлован" и "Чевенгур". Это очень неожиданные и новаторские произведения, которые отличаются современным языком. Оба произведения созданы в фантастическом духе, в них описывается утопическое строительство нового коммунистического общества, формирование человека нового поколения.

"Епифанские шлюзы"

"Епифанские шлюзы" появились в 1926 году. Действия происходят в петровской России. В центре повествования английский инженер Вильям Перри, мастер строительства шлюзов. Он зовет в Россию своего брата, чтобы тот помог ему выполнить новый императорский заказ. Англичанам необходимо построить судовой канал, который бы соединил реки Оку и Дон.

Удастся ли братьям осуществить этот замысел, этому посвящена повесть Платонова.

"Чевенгур"

В 1929 году Платонов пишет одно из своих самых известных произведений - это социально-философский роман "Чевенгур".

Действия этого произведения перенесены уже в современную писателю Россию. На юге в разгаре военный коммунизм и Новая экономическая политика. Главный герой - потерявший отца Александр Дванов. Отец утопился, мечтая о лучшей жизни, поэтому Александру приходится жить с приемным родителем. Эти описываемые в романе события во многом автобиографичны, похожим образом складывалась судьба самого автора.

Дванов отправляется искать свой коммунизм. На этом пути ему встречается множество самых различных людей. Их описанием упивается Платонов. Произведения, список, самые известные из них представлены в этой статье, но "Чевенгур" выделяется даже на этом фоне.

Дванову встречаются революции Копенкин, который напоминает средневекового персонажа Дон Кихота. Появляется и своя Дульсинея, которой становится Роза Люксембург.

Отыскать истину и правду в новом мире, даже со странствующими рыцарями, оказывается совсем непросто.

"Котлован"

В 1930 году Платонов создает антиутопическую повесть "Котлован". Здесь уже коммунизм строят в прямом смысле этого слова. Группа строителей получает указание - возвести общепролетарский дом, здание, которое должно стать основой утопического города будущего, в котором все будут счастливы.

Подробно описывает их работу Андрей Платонов. Произведения, список которых приведен в этой статье, обязательны к прочтению, если вы хотите лучше узнать этого самобытного автора. Повесть "Котлован" может вам в этом сильно помочь.

Строительство общепролетарского дома прерывается внезапно, еще на этапе котлована. Дело не может сдвинуться с мертвой точки. Строители осознают, что создавать что-либо на обломках прошлого бесполезно и тщетно. К тому же, что цель не всегда оправдывает средства.

Параллельно рассказывается история девочки Насти, оставшейся бездомной. Она - яркое воплощение живого будущего страны, тех жильцов, которые должны поселиться в этом доме, когда он будет построен. Пока же она обитает на стройке. У нее нет даже кровати, поэтому строители дарят ей два гроба, которые перед этим отобрали у крестьян. Один из них служит ей кроватью, а второй - коробкой для игрушек. В конце концов Настя умирает, так и не дождавшись строительства утопического дома.

В этой повести стремился показать жестокость и бессмысленность тоталитарного строя Андрей Платонов. Список произведений этого автора часто отображает эту одну точку зрения. В этой повести вся история большевизма времен коллективизации, когда людей кормили только обещаниями светлого будущего.

"Река Потудань"

Короткие произведения Платонова, список которых также есть в этой статье, представляют большой интерес для читателей. К ним относится в первую очередь повесть "Река Потудань".

В ней рассказывается история красноармейца Никиты Фирсова, который пешком возвращается со службы на свою родину. Повсюду он встречает признаки голода и нужды. Он выходит к вдалеке замечает первые огни своего родного города. Дома его встречает отец, который уже и не ждал сына с фронта, много чего передумал после смерти жены.

Встреча отца и сына после долгой разлуки проходит без лишних сантиментов. Никита вскоре замечает, что отца беспокоят серьезные проблемы. Он на самом краю бедности. В доме практически не осталось мебели, хоть отец и трудится в столярной мастерской.

Наутро Никита встречает свою подругу детства Любовь. Она - дочь учительницы, в их доме всегда было чисто и опрятно, они казались главными интеллигентами. Только по этой причине он давным-давно отказался от мысли просить ее руки. Но теперь все изменилось. Бедность и опустошение пришли и в этот дом. Все вокруг изменилось.

"Возвращение"

Одно из последних значимых произведений Платонова - рассказ "Возвращение". На этот раз описываются события после окончания Великой Отечественной войны.

С фронта возвращается капитан Иванов. На вокзале он знакомится с юной Машей и приезжает в ее родной город. В этом время дома его ждут жена и двое детей, с которыми он расстался на 4 года. Когда он, наконец, добирается до своего жилища, то обнаруживает удивительную картину. Всем заправляет 12-летний Петя, Иванов чувствует себя не в своей тарелке, он не может полноценно радоваться своему возвращению.

ПЛАТОНОВ, АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ (1899–1951), настоящая фамилия Климентов, русский прозаик, драматург. Родился 16 (28) августа 1899 в рабочем пригороде Воронежа. Был старшим сыном в семье слесаря железнодорожных мастерских. Впечатления нелегкого, полного взрослых забот детства отразились в рассказе Семен (1927), в котором образ заглавного героя имеет автобиографические черты. Учился в церковноприходской школе, в 1914 вынужден был оставить учебу и пойти работать. До 1917 сменил несколько профессий: был подсобным рабочим, литейщиком, слесарем и т.п., о чем написал в ранних рассказах Очередной (1918) и Серега и я (1921). По словам Платонова, «жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности».

В 1918 Платонов поступил в Воронежский железнодорожный политехникум, реализовав проявившийся в нем с детства интерес к машинам и механизмам. Некоторое время, прервав учебу, работал помощником машиниста. В 1921 написал брошюру Электрофикация и по окончании техникума (1921) называл электротехнику своей основной специальностью. Потребность учиться Платонов объяснил в рассказе Река Потудань (1937) как желание «поскорее приобрести высшее знание», чтобы преодолеть бессмысленность жизни. Героями многих его рассказов (На заре туманной юности , Старый механик и др.) являются железнодорожники, жизнь которых он хорошо знал с детства и юности.

С 12 лет Платонов писал стихи. В 1918 начал работать журналистом в воронежских газетах «Известия укрепрайона», «Красная деревня» и др. В 1918 в журнале «Железный путь» начали публиковаться стихотворения Платонова (Ночь , Тоска и др.), вышел его рассказ Очередной , а также очерки, статьи и рецензии. С этого времени Платонов становится одним из самых заметных литераторов Воронежа, активно выступает в периодике, в том числе под псевдонимами (Елп.Баклажанов, А.Фирсов и др). В 1920 Платонов вступил в РКП(б), но уже через год по собственному желанию вышел из партии.

Книга стихов Платонова Голубая глубина (1922, Воронеж) получила положительную оценку В.Брюсова . Однако в это время, под впечатлением от засухи 1921, приведшей к массовому голоду среди крестьян, Платонов решил переменить род деятельности. В автобиографии 1924 он писал: «Будучи техником, я не мог уже заниматься созерцательным делом – литературой». В 1922–1926 Платонов работал в Воронежском губернском земельном отделе, занимаясь мелиорацией и электрификацией сельского хозяйства. Выступал в печати с многочисленными статьями о мелиорации и электрификации, в которых видел возможность «бескровной революции», коренного изменения к лучшему народной жизни. Впечатления этих лет воплотились в рассказе Родина электричества и др. произведениях Платонова 1920-х годов.

В 1922 Платонов женился на сельской учительнице М.А.Кашинцевой, которой посвятил повесть Епифанские шлюзы (1927). Жена стала прототипом заглавной героини рассказа Песчаная учительница . После смерти писателя М.А.Платонова много сделала для сохранения его литературного наследия, публикации его произведений.

В 1926 Платонов был отозван на работу в Москву в Наркомзем. Был направлен на инженерно-административную работу в Тамбов. Образ этого «обывательского» города, его советской бюрократии узнается в сатирической повести Город Градов (1926). Вскоре Платонов вернулся в Москву и, оставив службу в Наркомземе, стал профессиональным литератором.

Первой серьезной публикацией в столице стала повесть Епифанские шлюзы. За ней последовала повесть Сокровенный человек (1928). Описанные в Епифанских шлюзах преобразования Петра I перекликались в творчестве Платонова с современными ему «головными» коммунистическими проектами глобального переустройства жизни. Эта тема является главной в очерке Че-Че-О (1928), написанном совместно с Б.Пильняком после поездки в Воронеж в качестве корреспондентов журнала «Новый мир ».

Некоторое время Платонов был членом литературной группы «Перевал». Членство в «Перевале», а также публикация в 1929 рассказа Усомнившийся Макар вызвали волну критики в адрес Платонова. В том же году получил резко отрицательную оценку А.М.Горького и был запрещен к печати роман Платонова Чевенгур (1926–1929, опубл. в 1972 во Франции, в 1988 в СССР).

Чевенгур стал не только самым большим по объему произведением Платонова, но и важной вехой в его творчестве. Писатель довел до абсурда идеи коммунистического переустройства жизни, владевшие им в молодости, показав их трагическую неосуществимость. Черты действительности приобрели в романе гротескный характер, в соответствии с этим сформировался и сюрреалистический стиль произведения. Его герои чувствуют свое сиротство в обезбоженном мире, свою разъединенность с «душой мира», которая воплощается для них в бесплотных образах (для революционера Копенкина – в образе неведомой ему Розы Люксембург). Пытаясь постичь тайны жизни и смерти, герои романа строят социализм в уездном городе Чевенгуре, избрав его как место, в котором благо жизни, точность истины и скорбь существования «происходят сами собой по мере надобности». В утопическом Чевенгуре чекисты убивают буржуев и полубуржуев, а пролетарии питаются «пищевыми остатками буржуазии», потому что главной профессией человека является его душа. По словам одного из персонажей, «большевик должен иметь пустое сердце, чтобы туда все могло поместиться». В финале романа главный герой Александр Дванов погибает по собственной воле, дабы постичь тайну смерти, поскольку понимает: тайна жизни не поддается разгадке теми способами, что применяются для ее преобразования.

Переустройство жизни является центральной темой повести Котлован (1930, опубл. в 1969 в ФРГ, в 1987 в СССР), действие которой происходит во время первой пятилетки. «Общепролетарский дом», котлован для которого роют герои повести, является символом коммунистической утопии, «земного рая». Котлован становится могилой для девочки Насти, символизирующей в повести будущее России. Стройка социализма вызывает ассоциации с библейским рассказом о строительстве Вавилонской башни. В Котловане воплощен также традиционный для Платонова мотив странствия, во время которого человек – в данном случае безработный Вощев – постигает истину, пропуская через себя пространство. В послесловии к американскому изданию Котлована И.Бродский отметил сюрреализм Платонова, в полной мере выразившийся в образе участвующего в строительстве медведя-молотобойца. По мнению Бродского, Платонов «сам подчинил себя языку эпохи, увидев в нем такие бездны, заглянув в которые однажды, он уже более не мог скользить по литературной поверхности».

Выход в свет повести-хроники Впрок с разгромным послесловием А.Фадеева (1931), в которой коллективизация сельского хозяйства была показана как трагедия, сделала публикацию большинства произведений Платонова невозможной. Исключение составил сборник прозы Река Потудань (1937). Повести Джан (1935), Ювенильное море (1934), написанные в 1930-е годы пьесы Шарманка и 14 Красных Избушек не были опубликованы при жизни автора. Публикация произведений Платонова была разрешена в годы Отечественной войны, когда прозаик работал фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» и писал рассказы на военную тему (Броня , Одухотворенные люди , 1942; Смерти нет !, 1943; Афродита , 1944 и др.; вышло 4 книги). После того как его рассказ Семья Иванова (другое название – Возвращение ) в 1946 подвергся идеологической критике, имя Платонова было вычеркнуто из советской литературы. Написанный в 1930-е годы роман Счастливая Москва был обнаружен только в 1990-е годы. Первая после большого перерыва книга Волшебное кольцо и другие сказки была издана в 1954, уже после смерти автора. Все публикации произведений Платонова сопровождались в советский период цензурными ограничениями.

Платонов (настоящая фамилия – Климентов), Андрей Платонович, писатель, драматург (1.9. 1899, Воронеж – 5.1.1951, Москва). Родился в семье слесаря железнодорожных мастерских. С 1913 работал подсобным рабочим, слесарем, литейщиком и т. п. Участвовал в Гражданской войне на стороне красных – сначала военным корреспондентом, потом рядовым стрелком в отряде ЧОНа . В 1924 закончил Воронежский политехнический институт, работал инженером в области мелиорации и специализировался по электрификации сельского хозяйства.

С 1918 регулярно появлялись его стихи и проза в местной периодике. Первый сборник стихов вышел в 1922, первый сборник рассказов – в 1927. В том же году Платонов переехал в Москву для инженерно-административной работы, но скоро оставил ее и стал заниматься только литературной деятельностью.

Андрей Платонович Платонов

Будучи уже автором многочисленных книжных и журнальных публикаций, Андрей Платонов в 1929 подвергся резкой критике за рассказ Усомнившийся Макар , что было связано в том числе с его кратковременным вхождением в группу «Перевал ». Набранный в гранках роман Платонова Чевенгур в 1929 не разрешено было печатать.

Повесть Впрок , где высказано ироническое отношение автора к принудительной коллективизации , послужила причиной почти полного запрета на творчество Платонова в 1931. Роль зачинщика в кампании против Платонова играл А. Фадеев , который и напечатал Впрок в журнале «Красная новь». После публикации повести Сталин лично отправил в этот журнал письмо, где назвал произведение Платонова «рассказом агента наших врагов, написанный с целью развенчания колхозного движения» и потребовал наказать автора.

В 1933 Платонов был включен в состав группы писателей, путешествовавших по Туркменистану; факт этого включения приравнивался к частичной реабилитации. В 1934-37 иногда публиковались некоторые произведения Платонова, в том числе рассказы Фро , Бессмертие , Глиняный дом в уездном саду , повесть Река Потудань . В 1937 вышел сборник прозы, в последующие годы его публикации ограничивались литературно-критическими статьями (в том числе о Пушкине , Хемингуэе , Чапеке, Грине , Паустовском ) под псевдонимами Ф. Человеков (1937-41) и А. Фирсов (1938-40). Однако в мае 1938 был арестован пятнадцатилетний сын писателя Платон.

С октября 1942 Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда», публиковал много рассказов, вышло шесть небольших сборников его прозы. Но в отличие от многих других военных корреспондентов (Симонов , Шолохов , Гроссман и др.) он по окончании войны был награждён только медалью «За победу над Германией».

В связи с ужесточением литературной политики, наступившим после партийного постановления от 14.8.1946 , В. Ермилов выступил с уничтожающей критикой рассказа Платонова Семья Иванова (позже – под названием Возвращение ), обвиняя автора в «гнуснейшей клевете на советских людей, на советскую семью, на воинов-победителей, возвращавшихся домой». Вычеркнутый из советской литературы, Платонов умер в 1951 от туберкулеза, которым он заразился от своего сына, в 1940 тяжелобольным вернувшегося из ссылки.

Если не считать публикации четырех коротких текстов Платонова после 1946, его прозаические произведения только после XX съезда партии стали снова доступны советскому читателю. С помощью жены писателя, М. А. Платоновой, были впервые опубликованы некоторые тексты, находившиеся в рукописях. Однако большинство пьес Платонова не печаталось очень долго, а его главные книги – Чевенгур , написанная в 1929/30 повесть об индустриализации и коллективизации Котлован и другие произведения появились только на Западе.

Андрей Платонов. Видеофильм

Все творчество Платонова определяет принцип безоговорочной искренности. Его ранняя проза еще близка к орнаментальному стилю, но с годами она становится сжатой и строгой. В лучших своих рассказах и повестях 1920-х годов Платонов смешивает лирическое с иронией, часто пользуется контрастами возвышенного и сниженного, героического и смешного. Город Градов (1926) – это острая и глубокая сатира на советскую бюрократию.

В 30-е годы у Платонова преобладает тема тяжелого труда железнодорожников, который изображается не по схеме и с подлинным сочувствием. В повести Джан (писавшейся в 1933-35 после поездки в Туркменистан и опубликованной только в 1964) верящий в партию идеалист терпит неудачу, пытаясь навязать коммунистическую идеологию обнищавшему народу пустыни; здесь тесно реалистическое переплетается с чудесным на фоне мыслей общечеловеческого плана.

Военные произведения Платонова сочетают патриотическое сознание с беспощадным показом жестокости, которая входит с войной в семьи людей.

В центре его прозы, пронизанной тонким психологическим чутьем, всегда находится человек. «Его фразы обладают тягучим, как при священнослужении, точно размеренным ритмом деревенских рассказчиков» (Drawicz).

См. на нашем сайте краткие содержания произведений А. Платонова: