Сравнительная характеристика двух героев в произведении помогает автору ярче и нагляднее изобразить своих персонажей. При сопоставлении образы героев могут раскрыться с самой неожиданной стороны. Так произошло с Челкашем и Гаврилой из рассказа М. Горького «Челкаш».

Челкаш – представитель «дна» большого города. Он хорошо знаком всем, работающим в гавани, «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Автор подчеркивает его сходство с хищником – «старый травленый волк», у него усы, как у кота, и особенно он похож на степного ястреба своей «хищной худобой» и «прицеливающейся» походкой.

Гаврила приехал из деревни на заработки, но неудачно. Он добродушный, доверчивый и, по определению Челкаша, похож на теленка. Гаврила соглашается работать с Челкашем, потому что ему нужны деньги, но он не знает, о какой работе идет речь. Гаврила доверяет Челкашу, особенно когда их кормят в трактире в кредит, это для Гаврилы доказательство, что Челкаш – уважаемый в городе человек.

Оба героя ценят свободу, но понимают ее по-разному. Для Гаврилы это материальное благополучие. Тогда он сможет вернуться домой, поправить хозяйство, жениться. Нет денег – придется идти «в зятья» и во всем зависеть от тестя, батрачить на него. Челкаш не дорожит деньгами, для него свобода – понятие более широкое. Он свободен от собственности, от семьи, с которой давно расстался, от общественных условностей. У него нет корней, ему все рав-но, где жить, но он любил море. Автор подчеркивает сходство морской стихии, бескрайней и мощной, и свободолюбивой натуры героя. На море он чувствовал, что его душа очищается «от житейской скверны». Гаврила же, наоборот, боится моря, отсутствие почвы под ногами вселяет в него страх. Челкаш знает, на что идет, и не боится рисковать. Гаврила, поняв, во что его втянули, напуган до смерти. Он боится и того, что его поймают, и греха – загубить свою душу.

Увидев у Челкаша пачку денег, Гаврила забывает о грехе и согласен за деньги снова пойти на воровство. Душу-то ведь, может, и «не загубишь, а человеком на всю жизнь сделаешься». Он униженно валяется у Челкаша в ногах, выпрашивая деньги, и в эту минуту автор показывает нравственное превосходство Челкаша: он «чувствовал, что он – вор, гуляка, оторванный от всего родного, – никогда не будет таким жадным, таким, не помнящим себя».

Его достоинство и презрение к духовному рабству человека вызывают уважение и восхищение автора. А жадность Гаврилы такова, что он готов пойти ради денег на убийство, и действительно совершает такую попытку. Он раскаивается потом в ней, но деньги, предложенные Челкашем, взял.

Поэтому при сопоставлении этих двух героев мы видим, что Челкаш – человек более гордый и свободный, и симпатии автора на его стороне.

Описание работы

В рассказе "Челкаш" М. Горький описывает "маленькую драму, разыгравшуюся между двумя людьми".
Оба героя - Челкаш и Гаврила - выходцы из деревни. Челкаш греет сердце вспоминаниями о деревенском детстве и юности, а Гаврила мечтает о зажиточной жизни в деревне. Челкаш понимает желания Гаврилы и даже чувствует ответственность за его судьбу.
Челкаш давно оторван от земли, он пьяница и вор, тем и живёт.
Любит море, любит погулять Гаврила мечтает о свободе, которую ему могут дать только деньги, а Челкаш и так чувствует себя по-настаящему свободным.

Файлы: 1 файл

Сравнение Челкаша и Гаврилы

В рассказе "Челкаш" М. Горький описывает "маленькую драму, разыгравшуюся между двумя людьми".
Оба героя - Челкаш и Гаврила - выходцы из деревни. Челкаш греет сердце вспоминаниями о деревенском детстве и юности, а Гаврила мечтает о зажиточной жизни в деревне. Челкаш понимает желания Гаврилы и даже чувствует ответственность за его судьбу.
Челкаш давно оторван от земли, он пьяница и вор, тем и живёт.
Любит море, любит погулять Гаврила мечтает о свободе, которую ему могут дать только деньги, а Челкаш и так чувствует себя по-настаящему свободным.
Челкаш говорит грубо, грозится убить Гаврилу, если тот "погубит дело", но это только угрозы. Гаврила всё боится душу загубить, занимаясь греховным промыслам, но ради денег готов и в самом деле душу свою загубить, замыслив убийство Челкаши.
Находясь в равном положении, Челкаш нравственно выше Гаврилы. Он швыряет деньги Гавриле в лицо и "плюёт в его чистые глаза". Гаврила униженно просит прощение, но деньги всё равно отбирает, жадность его давит. Просьба о прощении уже не воспринимается как нравственный поступок. Благородно опять ведёт себя Челкаш: он прощает несостоявшегося убийцу.
Герои расходятся в противоположные стороны от места, где произошла их стычка. Большее сочувствие вызывает вольный бродяга и вор Челкаш, чем богобоязненный Гаврила, который, возможно, и поправит свои хозяйственные дела, но нравственной высоты Челкаша никогда уже не достигнет.

МАКСИМ ГОРЬКИЙ В РАССКАЗЕ «ЧЕЛКАШ» РАСКРЫВАЕТ ПЕРЕД НАМИ ДВА, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ВЕСЬМА ПОХОЖИХ, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗА. ОБРАТИМСЯ К КАЖДОМУ ИЗ НИХ И ПОПРОБУЕМ НАЙТИ, В ЧЁМ ЖЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ РАЗЛИЧИЕ.
ГРИШКА ЧЕЛКАШ - ЗАЯДЛЫЙ ПЬЯНИЦА, ЛОВКИЙ ВОР, СТАРЫЙ ТРАВЛЕНЫЙ ВОЛК. ОН БЫЛ БОС. В СТАРЫХ ВЫТЕРТЫХ ШТАНАХ, БЕЗ ШАПКИ, В ГРЯЗНОЙ СИТЦЕВОЙ РУБАШКЕ С РАЗВОРОТОМ, ОТКРЫВАВШИМ ЕГО СУХИЕ И УГЛОВАТЫЕ КОСТИ, ОБТЯНУТЫЕ КОРИЧНЕВОЙ КОЖЕЙ. ДЛИННЫЙ, КОСТЛЯВЫЙ И НЕМНОГО СУТУЛЫЙ.
ГАВРИЛА – МОЛОДОЙ ПАРЕНЬ В СИНЕЙ РУБАХЕ. В ПЛИСОВЫХ ШТАНАХ, В ЛАПТЯХ И В ОБОРВАННОМ РЫЖЕМ КАРТУЗЕ. ПАРЕНЬ ШИРОКОПЛЕЧИЙ, КОРЕНАСТ, С ЗАГОРЕЛЫМ И ОБВЕТРЕННЫМ ЛИЦОМ.
СНАЧАЛА НАИБОЛЕЕ СИМПАТИЧНЫМ ДЛЯ НАС, ПОКАЖЕТСЯ ГАВРИЛА,… НЕВОЛЬНО ВСПОМИНАЕТСЯ РУССКАЯ ПОСЛОВИЦА: «ВСТРЕЧАЮТ ПО ОДЕЖКЕ, ПРОВОЖАЮТ ПО УМУ». И ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОБМАНЧИВО. ЭТИ СЛОВА МЫ СОВЕРШЕННО ТОЧНО МОЖЕМ НАЗВАТЬ ПРАВИЛЬНЫМИ, ЗНАЯ, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ В РАЗВЯЗКЕ РАССКАЗА. В ДАЛЬНЕЙШЕМ МЫ ВИДИМ, КТО ЕСТЬ КТО, НА САМОМ ДЕЛЕ. ЧЁТКО ЗАМЕЧАЕМ, В ЧЁМ СОСТОЯТ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ГАВРИЛОЙ И ЧЕЛКАШОМ.
ВО-ПЕРВЫХ, У НИХ РАЗЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ. РАЗЛИЧНЫ ИХ НРАВСТВЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ И ЦЕННОСТИ. ПУСКАЙ, ОНИ ОБА АЛЧНЫ, К ДЕНЬГАМ ОНИ ОТНОСЯТСЯ ПО-РАЗНОМУ. ЧЕЛКАШ В ОТЛИЧИЕ ОТ ГАВРИЛЫ НЕСПОСОБЕН ПОЙТИ НА УБИЙСТВО ЧЕЛОВЕКА. ЧЕЛКАШ ВЕРУЕТ В БОГА, ПЫТАЕТСЯ ЖИТЬ ПО ХРИСТИАНСКИМ ПРАВИЛАМ, НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО ЯВЛЯЛСЯ ВОРОМ. ГАВРИЛА ЖЕ ЧЕЛОВЕК БЕЗ МОРАЛЬНЫХ УСТОЕВ, РАДИ ДОСТИЖЕНИЯ СВОЕЙ ЦЕЛИ, ДОБЫЧИ ДЕНЕГ, ПОЙДЁТ НА ВСЁ И НА ПРЕДАТЕЛЬСТВО, И НА ЛОЖЬ, И ДАЖЕ НА УБИЙСТВО

Сравнительная характеристика двух героев в произведении помогает автору ярче и нагляднее изобразить своих персонажей. При сопоставлении образы героев могут раскрыться с самой неожиданной стороны. Так произошло с Челкашем и Гаврилой из рассказа М. Горького «Челкаш».

Челкаш – представитель «дна» большого города. Он хорошо знаком всем, работающим в гавани, «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Автор подчеркивает его сходство с хищником – «старый травленый волк», у него усы, как у кота, и особенно он похож на степного ястреба своей «хищной худобой» и «прицеливающейся» походкой.

Гаврила приехал из деревни на заработки, но неудачно. Он добродушный, доверчивый и, по определению Челкаша, похож на теленка. Гаврила соглашается работать с Челкашем, потому что ему нужны деньги, но он не знает, о какой работе идет речь. Гаврила доверяет Челкашу, особенно когда их кормят в трактире в кредит, это для Гаврилы доказательство, что Челкаш – уважаемый в городе человек.

Оба героя ценят свободу, но понимают ее по-разному. Для Гаврилы это материальное благополучие. Тогда он сможет вернуться домой, поправить хозяйство, жениться. Нет денег – придется идти «в зятья» и во всем зависеть от тестя, батрачить на него. Челкаш не дорожит деньгами, для него свобода – понятие более широкое. Он свободен от собственности, от семьи, с которой давно расстался, от общественных условностей. У него нет корней, ему все рав-но, где жить, но он любил море. Автор подчеркивает сходство морской стихии, бескрайней и мощной, и свободолюбивой натуры героя. На море он чувствовал, что его душа очищается «от житейской скверны». Гаврила же, наоборот, боится моря, отсутствие почвы под ногами вселяет в него страх. Челкаш знает, на что идет, и не боится рисковать. Гаврила, поняв, во что его втянули, напуган до смерти. Он боится и того, что его поймают, и греха – загубить свою душу.

Увидев у Челкаша пачку денег, Гаврила забывает о грехе и согласен за деньги снова пойти на воровство. Душу-то ведь, может, и «не загубишь, а человеком на всю жизнь сделаешься». Он униженно валяется у Челкаша в ногах, выпрашивая деньги, и в эту минуту автор показывает нравственное превосходство Челкаша: он «чувствовал, что он – вор, гуляка, оторванный от всего родного, – никогда не будет таким жадным, таким, не помнящим себя».

Его достоинство и презрение к духовному рабству человека вызывают уважение и восхищение автора. А жадность Гаврилы такова, что он готов пойти ради денег на убийство, и действительно совершает такую попытку. Он раскаивается потом в ней, но деньги, предложенные Челкашем, взял.

Поэтому при сопоставлении этих двух героев мы видим, что Челкаш – человек более гордый и свободный, и симпатии автора на его стороне.

Все сюжеты М. Горького можно логически разделить на несколько, примерно две, группы, в основе которых лежало деление использование сюжетов. Так, одни создавались писателем на основе легенд и преданий, а другие основывались на реальных фактах. Кстати, некоторые свои легенды Алексей Максимович придумывал самостоятельно. А если это были рассказы, основанные на реальных событиях, то чаще всего это реальность исходила из жизни босяков, людей, которые оказались на самом дне жизни, и она совсем перестала быть интересной.

Известно, что в основу своего необычного рассказа « » автор положил случай, который действительно в жизни произошел. Сам писатель утверждал, что у главного героя даже существовал прототип. Сам Максим Горький рассказывал, что с этим прототипом, с которого он и рисовал образ основного персонажа Челкаша, сам автор встретился и познакомился в большом городе.

Тогда он некоторое время жил в Николаеве, и когда увидел одного босяка, то был удивлен его веселостью и беззаботность. Также он рассказывал историю и писателю о парне, которого он нанял на работу, то тот поступил предательски. Но когда он вел свой рассказ, то Максим Горький обратил внимание на его лицо, выделяя губы, которые обнажали его белоснежные зубы.

В горьковском рассказе действуют два главных героя - это сам Челкаш и Гаврила. Они бедные люди, босяки, выходцы из деревни, поэтому прекрасно знали, как тяжел крестьянский труд, да и сами были приучены к труду. По сюжету читатель узнает, что познакомился он с Гаврилой случайно, в порту, куда он пришел к своему другу. Но тот находился в больнице, а Челкашу нужен был для «дела» напарник.

Челкашу он показался своим человеком, ведь у них одинаковые корни. Даже одежда у них была одинаковая: широкие штаны, лапти и какой-то картуз странного рыжеватого цвета. Гаврила по описанию писателя был плотным и крупным юношей. Сам автор обращал вниманием на интересные глаза деревенского парня: большие и голубые, очень доверчивые и немного добродушные.

Деревенский герой легко определяет профессию напарника Челкаша: он сети свои забрасывает по чужим сараям да амбарам. Гаврила является полной противоположностью Челкаша. И этот человек сначала просто презирал Гаврилу, а потом, уже после «дела», он просто его стал ненавидеть. И, по мнению Челкаша, его было за что ненавидеть. Например, за то, что Гаврила был молод и крепок, за то, что глаза его были чистые, а лицо загорелое и мускулистое, а руки крепкие.

Он имел свой домик в деревне и приехал в город, чтобы немного подзаработать и потом уже купить домик в деревне и жениться. Но все-таки главное, за что так ненавидел Челкаш Гаврилу - это за то, что этот молодой деревенский парень еще не узнал все жизни, не испортился. Он по-прежнему любил природу, свободу и жизнь.

Но когда между молодыми людьми начался конфликт и Гаврила посмел возразить, то Челкаш вскипел, а возражение от молодого человека он счел за оскорбления, который, по его мнению, ему взрослому и самостоятельному мужчине нанес какой-то молодой деревенский парень.

Но этот парень из деревни боялся того промысла, на который он пошел с Челкашом. Ведь он не сразу понял, что ему нужно будет делать. Это дело такого характера было для него новым, он в первый раз участвовал в подобных делах, поэтому так сильно волновался. Но совсем по-другому вел себя Челкаш: был спокойным и уравновешенным.

Страх напарника в какой-то степени даже веселил и забавлял его. Он испытывал и какое-то странное чувство, как наслаждение, от того, что он, простой деревенский парень, Челкаш для кого-то может быть грозным и суровым человеком, и это его возвышало в собственных глазах.

Когда молодые люди отправились на дело, то Челкаш даже здесь вел себя спокойно и ровно. Так он веслами греб ровно в отличие от Гаврилы, который, понимая, что дело-то непростое, греб нервно и очень быстро. Конечно же, Гаврила - это новичок в этом странном «деле», поэтому так тяжело было молодому человеку. И совсем другое дело Челкаш, который такой поход воспринимает как самое обычное дело. И вот тут он выступает, как отрицательный персонаж. Так, он не пытается понять молодого парня, он кричит на него, осуждает и даже запугивает.

Но, возвращаясь, дороге между молодыми людьми возникает разговор, где тот пытается узнать у вора, как он живет без земли, без труда. Эти вопросы молодого парня заставляют его задуматься, вспомнить свое простое деревенское детство. Но эта было в прошлом, еще та, в которой не было воровства. И это заставило Челкаша почувствовать себя по-другому. Ему стало одиноко и грустно.

Кульминацией в горьковском рассказе является драка, которая начинается из-за денег. Молодой человек Гаврила, который был на протяжении всего сюжета так симпатичен читателю, начинает требовать все деньги. И здесь Челкаш оказывается более благородным: он все-таки отдает ему все, хотя тот его обидел даже словами, обозвав ненужным и даже лишним человеком.