Тема Великой Отечественной войны за-нимает важное место в творчестве Василя Быкова. Честь, совесть, достоинство, вер-ность своему долгу — именно эти пробле-мы затрагиваются писателем. Но все-таки главной темой творчества Быкова остает-ся, безусловно, тема героизма. Причем писателя интересует не столько его внеш-нее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопо-жертвованию, почему, во имя чего совер-шает героический поступок.

Характерной особенностью военных по-вестей Быкова является то, что в центре изображения оказывается человек в экс-тремальной ситуации, и положение тако-во, что герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя. И к такому приему автор прибегает не случайно, ведь в обычной обстановке не может полностью рас-крыться характер человека. В этом отно-шении не составляет исключения и по-весть «Сотников».

На первых страницах повести перед на-ми предстают два бойца одного из пар-тизанских отрядов - Сотников и Рыбак, которые морозной, ветреной ночью от-правляются на задание. Им поручено во что бы то ни стало добыть продовольст-вие для усталых, измученных товарищей. Но мы видим, что бойцы в неравном положении: Сотников идет на задание с тяжелой простудой. А на вопрос Рыбака, почему тот не отказался идти, если бо-лен, отвечает: «Потому и не отказался, что другие отказались». Эти слова Сотникова говорят нам о его сильно развитом чувстве долга, сознательности, мужест-ве, выносливости.

По ходу повествования мы видим, что главных героев преследует одна неудача за другой. Во-первых, оказался сожжен-ным хутор, где они надеялись достать продовольствие. Во-вторых, Сотникова ранили в перестрелке с врагом.

Интересна такая деталь — автор внеш-нее действие сопровождает действием внутренним. Особенно это заметно в раз-витии образа Рыбака. Сначала Рыбак немного недоволен Сотниковым, его не-домоганием, которое не позволяет им двигаться достаточно быстро. Это легкое недовольство сменяется то жалостью и сочувствием, то невольным раздражени-ем. Но Быков показывает вполне достой-ное поведение Рыбака, который помогает Сотникову нести оружие, не бросает его одного, когда тот не может идти из-за ра-нения. По натуре Рыбак отнюдь не предатель и тем более не замаскированный враг, а нор-мальный человек со своими достоинства-ми и недостатками. Рыбак — крепкий и на-дежный парень, в котором живет чувство братства, товарищества, взаимовыручки. Но таков он в обычной боевой обстановке. Оставшись же наедине с задыхающимся от кашля раненым Сотниковым среди снеж-ных сугробов, без пищи и в постоянной тревоге быть схваченным фашистами, Ры-бак срывается. И когда он попадает в плен, в его душе происходит надлом. Он хочет жить. Боец не хочет предавать Родину, пы-тается найти выход из той ситуации, в кото-рой он оказался. Примечателен его разго-вор с Сотниковым после допроса:

«Ты послушай, — помолчав, горячо за-шептал Рыбак. — Надо прикинуться смир-ными. Знаешь, мне предложили в поли-цию, — как-то сам не желая того, сказал Рыбак. Веки у Сотникова вздрогнули, за-таенным тревожным вниманием сверкну-ли глаза. — Вот как! Ну и что ж — побе-жишь? — Не побегу, не бойся. Я с ними поторгуюсь. — Смотри, проторгуешься, — язвительно просипел Сотников».

Рыбак соглашается служить полицаем. Он надеется воспользоваться этим, чтобы бежать к своим. Но Сотников не ошибся, предвидя то, что мощная гитлеровская машина уничтожит Рыбака, что хитрость обернется предательством.

Финал повести весьма трагичен: быв-ший партизан по приказу гитлеровцев казнит своего бывшего товарища по отря-ду. После этого жизнь Рыбака, ранее та-кая дорогая ему, вдруг теряет свой смысл, оказывается настолько невыносимой, что он задумывается о самоубийстве. Нои это ему не удается сделать, так как полицаи сняли с него ремень. Такова «коварная судьба заплутавшегося на войне челове-ка», — пишет автор.

А что же Сотников? У него иной путь. Он выбирает смерть, тем самым пытаясь спа-сти ни в чем не повинных людей. Героиче-ская смерть ради спасения жизней других людей — вот единственный возможный для него путь. Ведь не зря перед казнью Сотников заметил среди согнанных к это-му месту деревенских жителей маленького мальчика в старой отцовской буденовке. Боец улыбнулся ему одними глазами, по-думав при этом, что ради таких, как этот малыш, идет на смерть.

Произведения В. Быкова о Великой Оте-чественной войне раскрывают нам весь ужас этого грозного и трагического собы-тия, заставляют понять, какой ценой была завоевана победа. Они учат добру, чело-вечности, справедливости.

Введение

“Истина заключается в том, что, несмотря на тяжелейшие испытания, мы победили ”.

Война - страшное слово. Война... Как много говорит это слово. Война - страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Да и нам, не видевшим войны, не до смеха. Солдаты служили честно, без корысти. Они защищали отечество, родных и близких. Жестоко фашисты относились к русским людям, солдатам.

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших её дорогами. Бороться за мир - обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем современной литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

Война, как трагедия народа в литературе двадцатого века. О ней написано немало произведений. Авторы книг о войне исследовали военные будни, достоверно изображали сражения, говорили они также о мужестве родной земли, о бесценности человеческой жизни, о том, как обыкновенные люди, имеющие совесть и чувство долга перед Родиной, жертвовали собой.

Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задача современных литераторов, пишущих о войне, - огромна. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убеждённость, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом, донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни.

Своеобразно разрабатывают эту тему такие писатели, как Василь Быков (“Сотников”) и Борис Васильев (“В списках не значился”).

Тема трагической судьбы русского человека в тоталитарном государстве возникает в русской литературе XX века уже в 1920-х годах, когда само становление тоталитарного государства еще только намечалось.

Писатель не щадит читателя, в его рассказах появляются страшные подробности, которые невозможно понять без душевной боли - холод и голод, порой лишающие человека рассудка, гнойные язвы на ногах…

"Война есть противное человеческому естеству состояние", - писал Л. Толстой, и мы вынуждены согласиться с этим утверждением, ведь война приносит страх, кровь, слезы. Война также является и испытанием для человека.

Василь Быков. Идейное содержание романа “Сотников”, оценка героев

Василь Быков - семнадцатилетний участник войны, писатель, размышляющий в своих произведениях о человеке, о его поведении на войне, о долге и чести, которыми руководствуется герой одноименной повести “Сотников”.

В произведениях Быкова мало батальных сцен, эффектных историчес-ких событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор дает ответы на сложные вопросы войны.

Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества В.Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его повестях: "Альпийская баллада", "Обелиск", "Сотников" и других. В повести Быкова "Сотников" подчеркнуто, заострена проблема подлинного и мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной коллизии произведения. Писатель дает художественное исследование моральных основ человеческого поведения в их социальной и идеологической обусловленности.

Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны местного, как го-ворят, значения с участием простых солдат. Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных си-туациях, писатель докапывается до глубин психологических состояний и переживаний своих героев. Это качество прозы Быкова отличает и его ранние работы: “Третья ракета”, “Западня”, “Мертвым не больно” и другие.

В каждой новой повести писатель ставит своих героев в еще более сложные ситуации. Объединяет героев лишь то, что их действия нельзя оценивать однозначно. Сюжет повести “Сотников” психологически закручен так, что критики сби-лись с толку в оценке поведения героев Быкова. А событий в повести почти никаких нет. Критикам было от чего расте-ряться: главный герой -- предатель?! На мой взгляд, автор сознательно идет на размывание граней образа этого персона-жа.

Но на самом деле сюжет повести прост: два партизана Сотников и Рыбак отправляются в деревню на задание -- добыть овцу для про-питания отряда. До этого герои почти не знали друг друга, хотя успели повоевать и даже выручили друг друга в одном бою. Сотников не совсем здоров и вполне мог бы уклониться от, в общем-то, пустякового задания, но он чувствует себя не-достаточно своим среди партизан и поэтому все же вызывает-ся идти. Этим он как бы хочет показать боевым товарищам, что не чурается “грязной работы”.

Два партизана по-разному реагируют на предстоящую опасность, и читателю кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников. Но если Рыбак, который всю свою жизнь “ухит-рялся найти какой-нибудь выход”, внутренне уже готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до пос-леднего дыхания остается верным долгу человека и гражда-нина: “Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Иначе, зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку, чтобы без-заботно относиться к её концу”.

В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои повести - Сотников и Рыбак - в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену. Он фактически становится врагом. Он уходит в мир иной, чуждый нам, где личное благополучие ставится выше всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость.

В произведении Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертный путь до конца. Рыбак стал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни. Жажду продолжения жизни, страстное желание жить почувствовал следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака: "Сохраним жизнь. Будешь служить великой Германии". Рыбак еще не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел умирать, и кое-что выболтал следователю.

Сотников во время пытки терял сознание, но не сказал ничего. Полицаи в повести изображены тупыми и жестокими, следователь - хитрым и жестоким. Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть в бою, но это стало для него невозможно. Единственное, что ему оставалось - определиться в отношении к людям, оказавшимся рядом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и заявил: "Я - партизан, остальные тут ни при чем". Следователь приказал привести Рыбака, и тот согласился поступить в полицию. Рыбак старался убедить себя, что он не предатель, что убежит.

В последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, чего он требует от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в толпе, окружавшей место казни. Он не хотел, чтобы о нем плохо думали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извиняется: "Прости, брат". "Иди ты к черту!" - следует ответ.

Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали, и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что "подобрал еще одного предателя". Вряд ли начальник полиции видел, что творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который был кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. Начальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но писатель оставил ему возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, возможное признание в своем падении товарищами, в конечном итоге, искупление вины.

Характеры героев проявляются медленно. Рыбак становится нам неприятен, вызывает ненависть, так как он способен на предательство. Сотников же открывается как натура волевая, мужественная. Писатель гордится Сотниковым, последним подвигом которого стала попытка взять всю вину на себя, сняв ее со старосты и Демчихи, попавших к фашистам за помощь партизанским разведчикам. Долг перед Родиной, перед людьми, как главнейшее проявление собственного я - вот на что обращает внимание автор. Сознание долга, человеческое достоинство, солдатская честь, любовь к людям - такие ценности существуют для Сотникова. Именно о людях, попавших в беду, думает он. Герой жертвует собой, зная о том, что жизнь - единственная реальная ценность. А у Рыбака была просто жажда жизни. И главное для него - выжить любой ценой. Конечно, многое зависит от человека, его принципов, убеждений. У Рыбака много достоинств: ему свойственно чувство товарищества, он сочувствует заболевшему Сотникову, делится с ним остатками пареной ржи, в бою ведет себя достойно. Но как же случилось, что он становится предателем и участвует в казни своего товарища? На мой взгляд, в сознании Рыбака нет четкой границы между нравственным и безнравственным. Находясь со всеми в строю, он добросовестно несет все тяготы партизанской жизни, глубоко не задумываясь ни о жизни, ни о смерти. Долг, честь - эти категории не тревожат его душу. Столкнувшись же один на один с бесчеловечными обстоятельствами, он оказывается духовно слабым человеком. Если Сотников думал только о том, как умереть достойно, то Рыбак хитрит, обманывает себя и в результате сдается врагам. Он считает, что в минуты опасности каждый думает только о себе.

Сотников, несмотря на неудачи: плен, побег, затем опять плен, побег, а потом партизанский отряд, не ожесточился, не стал равнодушным к людям, а сохранил в себе верность, ответственность, любовь. Автор не обращает внимание на то, как однажды в бою Сотников спасает жизнь Рыбаку, как больной Сотников все же идет на задание. Отказаться Сотников не мог, так как это противоречило его жизненным принципам. В последнюю ночь своей жизни герой вспоминает юность. Ложь отцу в детстве стало для него уроком мук совести. Поэтому герой строго судит себя и держит ответ перед совестью. Он остался человеком в жестоких условиях войны. В этом подвиг Сотникова. Мне кажется, что в трагических ситуациях войны трудно остаться верным себе, своим нравственным принципам. Но именно такие люди долга и чести борются со злом, делают жизнь прекраснее, а нас они заставляют задуматься: умеем ли мы жить по совести.

Ситуация меняется после их ареста. Рыбак до последней минуты не верит, что из этой западни невозможно вырваться. Он решает потянуть время, сообщая на допросе только то, что немцам уже известно про партизанский отряд. Но Рыбак слишком прост для такой сложной игры с врагом, и, сам того не желая, он проговаривается, попав в искусно рас-ставленную ловушку. С этого момента начинается его нрав-ственное падение. Он понял окончательно, что остаться в живых он сможет, только предав товарищей по оружию. Для Рыбака процесс перехода в другое психологическое состоя-ние проходит быстро и без мучений, так как он уже был внутренне к этому расположен. Рыбак, как всякий преда-тель, начинает жить по особым психологическим законам, исключающим все доброе и светлое, что было до этого мо-мента в человеческой душе. В конце повести он становится палачом своего бывшего товарища.

Сотников, в отличие от Рыбака, сразу осознал безвыход-ность ситуации, но в последние минуты жизни он неожи-данно утратил свою уверенность в праве требовать от дру-гих того же, что и от себя. Рыбак стал для него не своло-чью, а просто старшиной, который как гражданин и чело-век не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в гла-зах присутствующих при казне людей. Он не хотел, чтобы о нем плохо подумали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извинился: “Прости, брат”. Сотников бросил ему в лицо лишь фразу: “Иди ты к черту!”

В чем глубина творчества писателя Быкова? В том, что он и предателю Рыбаку оставил возможность иного пути даже после такого тяжкого преступления. Это и продолжение борьбы с врагом, и исповедальное признание в своем преда-тельстве. Писатель оставил своему герою возможность покаяния, возможность, которую чаще дает человеку Бог, а не человек. Писатель, по-моему, предполагал, что и эту вину можно искупить.

Творчество В. Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки миллионов человечес-ких жизней. Но писатель рассказывает о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью. И сегодня, я считаю, невозможно давать оценку событи-ям войны, тех страшных лет, не принимая во внимание воз-зрений на эту тему писателя Василя Быкова.
Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о
человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплик - дна з самых сильных сторон повести "Сотников".

Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть “Сотников” специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое нравственное общечеловеческое начало усматривается в этом произведении. Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак: “Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит”. Это не так -- страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру. Другая причина, по которой приз церкви был вручен автору “Сотникова” кроется в том, что религия всегда проповедует Идею понимания и прощения. Действительно, осудить Рыбака легче легкого, но чтобы иметь полное право на это, надо, по крайней мере, оказаться на месте этого человека. Конечно, Рыбак достоин осуждения, но существуют общечеловеческие принципы, которые призывают воздержаться от безоговорочного осуждения даже за такие тяжкие преступления.

В становлении человека первоосновой должны стать благородные идеалы людей, боровшихся и отдавших жизнь за будущее своего народа и своей страны.

Новейший период в творчестве В. Быкова раскрыло его замечательное произведение "Сотников" - глубочайшее из произведений про войну не только самого автора, а и во всей советской многонациональной литературе. "Сотников" прочно соединен с предыдущими повестями писателя. Еще известные критики А. Адамович, Наумова, Лазарев подметили связь "Сотникова" с "Круглянским мостом".

Бесчеловечный выбор встает у Сотникова: "Лучше умереть человеком, чем жить скотиной". Про задумку "Сотникова" В. Быков писал: "Прежде всего, и главным образом меня интересовали две моральные проблемы, которые можно сформулировать так: "Что такое человек перед уничтожающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности защитить жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?" Как фронтовикам, так и партизанам одинаково памятны эти вопросы из их боевого опыта, когда их приходилось решать не умственно, а практически, ценою крови, ставя на карту жизнь. Но никому не хотелось терять свою одну и поэтому дорогую жизнь. И только необходимость до конца оставаться человеком заставляла идти на смерть. В то же время находились люди, которые пробовали совместить несовместимое: сберечь жизнь и согрешить против человечности, что в трагической обстановке оказывалось невероятно тяжелым, если не совсем безнадежным.

Во многих отношениях Сотников - обычный труженик войны. Он фактически один из рядовых представителей многомиллионной армии. Сотников - по натуре совсем не герой, и когда он умирает, то, прежде всего потому, что его моральная основа в таких обстоятельствах не позволяет ему сделать иначе, искать другой конец. Заметна у Сотникова недоверчивость, даже жестокость к людям. Только к концу произведения Сотников преодолевает в себе прямолинейность, становится намного выше.

Подвиг Сотникова, который имеет, прежде всего, моральный, духовный смысл, в том и заключается: человечность, высокая духовность, в которую, как безусловная стоимость, обязательно включается преданность Родине, и Сотников отстаивает ее до самого конца, до последнего дыхания, подтверждая идеалы самой смертью. "Для меня Сотников - герой. Да, он не разгромил врага, но он оставался человеком в самой бесчеловечной ситуации". Как подвиг рассматривается его стойкость и теми несколькими десятками людей, которые оказались свидетелями его последних минут.

Сотников тоже "боялся иногда за свою жизнь, когда мог легко и незаметно погибнуть в бою". "Выходя из боя живым, он таил в себе тихую радость, что и пуля миновала его". Все это по-человечески было понятно и натурально. Известно, Сотников, как и другие герои В. Быкова, умел бороться с врагом "до последней минуты". В партизанах он перестал бояться и смерти. Для него важно было жить, когда он был командиром армии. Попав в плен к фашистам, он думает про смерть с оружием в руках как про большую роскошь. Тут он почти что завидовал тысячам тех счастливцев, что нашли свой конец на многочисленных полях боев.

Перед повешением у Сотникова появляется вновь очень натуральная для человека ненависть к смерти, нежелание прощаться с жизнью. Сотникову перед кончиной захотелось засмеяться, но он усмехнулся напоследок своей измученной, жалкой улыбкой. Идя на смерть, Сотников не столько думает о себе, сколько озабочен тем, чтобы "что-то сделать для других". А еще, чтобы смерть не была грязной.

Рыбак - это бывший товарищ по партизанской борьбе, а теперь предатель. Рыбак в первых разделах показан нам хорошим партизаном, который совсем по-товарищески держится с Сотниковым, думает о других партизанах. В армии Рыбак благодаря своей расторопности от рядового дошел до должности старшины. Словом, очень неплохой он человек, если брать его на бытовом уровне, в обычных, человеческих обстоятельствах. Можно сказать, что тут ему нет цены. Но дело в том, что война предъявляла свои жестокие требования, очень часто предлагала бесчеловечные. Рыбак это понимал и пробовал держаться. Он, когда попал с Сотниковым в перестрелку, и затем, когда она на некоторое время затихла, с облегчением вздыхает, думает, что все кончено, что Сотников погиб. Значит, не боль за его гибель возникла в Рыбаке в первую очередь, а чувство облегчения, вызванное тем, что в таком случае уже совсем точно не надо еще раз рисковать самому.

Автор связывает предательство с ничтожностью морально-этических представлений Рыбака, с недостаточным развитием его духовного мира. У него оказался очень маленьким человеческий, духовный потенциал, не хватило моральной вышины, чтобы быть не только неплохим партизаном, но и до конца выстоять в трудных обстоятельствах. Рыбак такую цену своей жизни заплатить не смог, потому что для него важнее было выжить, несмотря ни на что. Быков писал: "Рыбак тоже не негодник по натуре: сложись обстоятельства иначе, возможно, проявилась совсем другая сторона его характера, и он предстал бы перед людьми в другом свете. Но неумолимая сила военных ситуаций вынудила каждого сделать самый решающий в человеческой жизни выбор - лучше умереть или остаться жить подло. И каждый выбрал свой". Духовная глухота не позволяет ему понять глубину его падения. Только в конце он с непоправимым опозданием видит, что в некоторых случаях выжить не лучше, чем умереть. В плену Рыбак начинает осторожно подходить к полицаям, хитрить с ними и выкручиваться. И катится, катится вниз, все больше теряя человечное в себе, сдавая одну позицию за другой. Уже неумолимо скатываясь в бездну предательства, Рыбак все время успокаивает себя, что это еще не конец, что он еще сможет обдурить полицаев.

Быков изображает самое последнее действие Сотникова: "Перед наказанием он выбивает у себя из-под ног подставку, чтобы не дать сделать это Рыбаку, который предал его". Сотникову очень хотелось бы, чтоб Рыбак, пока еще не замаравший своих рук ничьей кровью, имел возможность образумиться, не лишиться окончательно и бесповоротно своей собственной души. Общенародная этика человеколюбивого приличия постоянно предъявляла строгие требования, в особенности категорически порицала предательство, тянувшее за собой гибель ни в чем неповинных людей.

/ / / Сравнительная характеристика Сотникова и Рыбака

Два героя Быкова Сотников и Рыбак с двумя разными судьбами, переплетенными в одну историю. Историю, над которой стоит хорошо поразмыслить и сделать вывод. В ней трудно осуждать или оправдывать людей, ведь идет война. Но война зачастую отнимает не только человеческие жизни, она порабощает людей, заставляя их идти на самые крайние меры. И все это ради существования, которое порой уже бессмысленно.

Еще с детства мечтал держать в руках оружие. Его идеалом стал отец, который был «красным командиром.

И все же Сотников младший решает стать учителем. После призыва в армию, он стал набираться опыта в «военном деле». Вскоре, в неравном бою, отряд под началом Сотникова был разбит оккупантами, а сам командир попал в плен, из которого впоследствии мужчине, все же удалось сбежать. Так Сотников попадает в партизанское движение, где всячески старается доставить врагу наибольший урон.

Изначально был старшиной в отряде. Он был опытным «воякой», однако даже это не помогло ему на войне. Мужчину, как и многих в одном из боев ранило. После того, как рана зажила, Рыбак, так же как и Сотников ушел в партизаны. Мужчина не боялся трудностей. Он привык много работать, так как вырос он в простой деревенской семье.

Накануне задания от командира Сотников сильно заболевает, однако он не отказывается от приказа и отправляется с товарищем в деревню. Он очень ослаб, к тому же во время встречи с полицаями его сильно ранило.

Рыбак не смог оставить товарища умирать, так как был в ответе за него перед военным начальством. Мужчине, пришлось вернуться и помочь боевому другу. Однако, он не понимал, почему тот, в болезненном состоянии не отказался от такой «миссии».

А Сотников согласился только потому, что другие не смогли пойти. Он переживал за товарищей, ведь среди них были раненные. Уцелевшие партизаны были сильно уставшими и голодными, так как долго жили в плотном оцеплении. Сотников четко осознавал то, что нужно срочно принимать действия, чтобы им помочь. Ведь раненным солдатам, было гораздо хуже, чем ему.

Сотников никогда бы не пошел на компромисс с совестью и честью. Он жил одним чувством долга перед близкими, товарищами и отчизной. И если бы пришлось выбирать смерть или остаться жить, но помогать фашистам, то выбор бы был очевиден. Только смерть.

Рыбак же был более прагматичный своего боевого товарища. Он был готов идти на любой компромисс, только бы оставаться живым. Мужчина думал, что можно выбраться из любой, даже самой сложной ситуации, только не из могилы. Поэтому, он так цеплялся за жизнь и в последний момент согласился на сотрудничество с полицаями. Он надеялся сбежать, при первом удобном случае. Однако автор не даст ему в дальнейшем ни совершить побег, ни умереть. Мужчина поистине будет наказан за свое предательство. Однако ему придется смериться со случившимся.

Риторическим остается вопрос о том, стоит ли осуждать Рыбака. Да, он предал товарищей своим выбором, да он проявил слабость, поддавшись панике, и позволил страху завладеть сердцем. Но он ведь не собирался принять свое поражение и до конца оставаться с фашистами. Он пытался спасти себе жизнь, не подозревая, что после повешенья товарища, сам будет желать себе смерти.

Сотников, до конца оставался верен своим убеждениям. Он не принял выбор Рыбака и практически возненавидел бывшего сослуживца. Мужчина презирал намерения «партизана» остаться в живых, заплатив такую высокую цену. Ведь в его понимании лучше было умереть, чем «похоронить» свое достоинство заживо, и предать горячо любимую родину.

С этими мыслями Сотников оттолкнул от себя «предателя» и гордо шагнул навстречу своей смерти…

Повесть «Сотников» Быков написал в 1969 году. Первоначальное название произведения – «Ликвидация». В повести Быков поднимает экзистенциальные проблемы героизма и предательства, влияния обстоятельств на человека. Автор обнажает борьбу добра и зла в душах героев, исследует психологическое состояние людей во время войны. Быков не дает окончательных оценок персонажам, оставляя это право за читателем.

Главные герои

Сотников – бывший командир артиллерийского батальона, до войны закончил учительский институт; красноармеец, партизан; был повешен полицаями.

Рыбак – бывший старшина пехоты; красноармеец, партизан; чтобы избежать смерти, согласился стать полицаем.

Другие персонажи

Петр Качан – староста села Лясины, поневоле стал прислуживать немцам.

Авгинья Демчиха – мать четырех детей; спрятала Сотинкова и Рыбака, из-за чего попала к полицаям и была повешена.

Портков – следователь у полицаев, который допрашивал пленников.

Глава 1

Рыбак и Сотников шли лесом, «по глухой, занесенной снегом дороге» . Сотников едва тащился: он был сильно простужен, кашлял. Рыбак спросил, почему тот согласился идти на задание. Сотников ответил: «Потому и не отказался, что другие отказались» .

Глава 2

После недавнего перехода шоссе, когда Рыбаку и Сотникову выпало прикрывать отход отряда, красноармейцы сблизились и последние дни держались вместе.

Глава 3

Мужчины вышли к деревне. Женщина, жившая в крайней избушке, сказала, что деревня называется Лясины и показала, где живет местный староста – Петр Качан. Рыбак и Сотников, не стучась, зашли в дом старосты. Хозяин не был удивлен. На вопрос Рыбака служит ли он немцам, Качан ответил, что «приходится» . На стене в доме висела фотография сына старосты, который ушел на фронт. Рыбак отметил, что староста опозорил своего сына, боровшегося против немцев.

Жена старосты накрыла на стол. Сотников отказался есть, он чувствовал себя очень плохо. Рыбак же с охотой поел. Красноармейцев удивило, что в доме старосты была Библия.

Глава 4

Рыбак сказал хозяину выйти с ним на улицу. Хозяйка начала причитать, но Сотников не поддавался на это. Красноармеец помнил, как в прошлом году «чрезмерная доверчивость к такой же вот тетке едва не стоила ему жизни»: та женщина предложила его накормить, и пока солдат ел, позвала полицаев.

Рыбак забрал у старосты овцу.

Глава 5

Мужчины выдвинулись обратно. У Рыбака появилось легкое недовольство напарником: без него он бы ушел далеко. Мужчины долго шли по полю, но нужной дороги все не было. Рыбак заметил приближающихся людей и скомандовал Сотникову бежать. Рыбак не успел сориентироваться и оказался на той дороге, по которой ехали полицаи. С овцой на спине он еще быстрее побежал вперед, преодолел пригорок, оставив Сотникова позади.

Преследователи начали стрелять. Рыбак спешил вперед, но в последний момент опомнился, бросил овцу и решил вернуться к товарищу.

Глава 6

Сотников, пытаясь убежать, был подстрелен в бедро. Сев на снегу, мужчина начал стрелять в преследователей, пытаясь их задержать. Он не боялся смерти – «страшно было стать для других обузой» . Сотникову становилось все хуже, как он неожиданно услышал рядом голос Рыбака.

Глава 7

Рыбак и Сотников поползли к кустарнику. Рыбак, помогая товарищу, сам начал выбиваться из сил. Они едва вышли к дороге и направились в сторону рощи.

Глава 8

Сотников не чувствовал стопы, бедро мучительно болело, но он продолжал идти. Мужчины вышли к деревенскому кладбищу, зашли в ближайшую избу. Дома были только четверо детей. Дочь хозяйки сказала, что мамы Демчихи нет дома, угостила мужчин картошкой и огурцами.

Глава 9

Рыбак злился на Сотникова, так как не мог оставить раненого товарища на детей, и приходилось ждать прихода хозяйки. Вернувшись домой, Демчиха сердилась на незваных гостей, но увидев, что Сотников ранен, сделала ему перевязку. Рыбак заметил в окно троих полицаев. Демчиха сказала партизанам спрятаться на чердаке.

Когда полицаи обыскивали избу, Сотников начал громко кашлять. Партизанам пришлось сдаться.

Глава 10

Сотников не боялся, что его могут убить, но «мучительно переживал оттого, что так подвел Рыбака да и Демчиху» . За то, что женщина спрятала «бандитов» полицаи ее тоже арестовали. По дороге Рыбак «проклинал себя за неосмотрительность» . Он «уже отчетливо сознавал, что, если бы не Сотников, не его простуда, а затем и ранение, они наверняка добрались бы до леса».

Глава 11

«В том, что они пропали, Сотников не сомневался ни на минуту». Сотникова отвели к следователю Портнову, начали допрашивать. Пленник понял, что полицаи знают об их визите к старосте. Несмотря на напор следователя, Сотников отказался давать сведения о своем отряде. Тогда Портков вызвал Будилу – «здешнего полицейского палача» .

Глава 12

Рыбака и Демчиху заперли в подвале. В камере, куда посадили красноармейца, находился староста Петр. Рыбак старался придумать способ если не избежать, то хотя бы оттянуть наказание.

Рыбака вызвали на допрос. Он начал правдоподобно врать, назвав фамилию капитана другого отряда и сказав, что якобы их отряд находится в лесу. Довольный допросом Портнов сказал, что возможно помилует Рыбака, поможет ему вступить в полицию и служить Германии.

Глава 13

«Сотникова спасала его немощность: как только Будила начинал пытку, он быстро терял сознание». Пленному ломали кости рук, срывали ногти. Через полчаса пыток Сотникова бросили в камеру к старосте и Рыбаку. Рыбак подумал, что «если Сотников умрет, то его шансы значительно улучшатся. Он сможет сказать что вздумается» .

Рыбак попытался договориться с Сотниковым о том, чтобы они давали одинаковые показания, но тот отказался. Сотников, понимая, что товарища зовут в полицию, сказал: «Это же машина! Или ты будешь служить ей, или она сотрет тебя в порошок!» .

Глава 14

После допроса Петр рассказал, что его просили выведать у Рыбака и Сотникова про отряд, но он отказал. После допроса к ним в камеру бросили еврейскую девочку и Демчиху.

Глава 15

Рыбак начал понимать, что «теперь выхода не было» , хотя «всегда и всюду он ухитрялся найти какой-нибудь выход» . «Нет, на гибель он не мог согласиться, ни за что он не примет в покорности смерть».

Глава 16

Сотников решил, что «завтра он скажет следователю, что ходил в разведку» . Ему приснился отец, который, как показалось Сотникову, цитировал Библию.

Глава 17

Утром пятерых пленников вывели на улицу. Сотников крикнул вышедшему начальству: «Я партизан. Это я ранил вашего полицая. <…> Остальные ни при чем. Берите одного меня» . Но полицаи никак не отреагировало на его слова.

Рыбак заметил среди начальства Портнова и лично обратился к нему со словами, что ни в чем не виноват. Портнов подозвал Рыбака к себе, спросил, согласен ли он вступить в полицию. Рыбак согласился. «Сволочь!» – крикнул Сотников.

Глава 18

Сотникову было обидно за то, что он собирался спасти других.

На перекладине уличной арки висело «пять гибких пеньковых петель» . По одному пленников «начали разводить вдоль виселицы» . Сотников взошел на стоявший под петлей чурбан. Рыбак придерживал в это время подставку. Полицай накинул ему на шею петлю, радом громко плакала Демчиха. Рыбак сказал товарищу: «Прости брат!» – «Пошел к черту! – коротко бросил Сотников» .

Глава 19

«Рыбак выпустил подставку и отшатнулся – ноги Сотникова закачались рядом, сбитая ими шапка упала на снег». После казни немцы начали расходиться «в бодром, приподнятом настроении, как после удачно оконченного, <…> интересного занятия» .

Увидев стоящего на тротуаре Рыбака, старший полицай приказал ему стать в строй. На минуту смешавшись, Рыбак присоединился к колонне. Он понял, что «из этого строя дороги к побегу уже не было» и «этой ликвидацией его скрутили надежнее, чем ременной супонью» . «Теперь он всем и повсюду враг. И, видно, самому себе тоже».

Во время перекура Рыбак зашел в нужник, надеясь повеситься на ремне, но только сейчас вспомнил, что ремень забрали еще перед допросом. Вчерашняя мечта стать полицаем обернулась для него катастрофой. «Такова судьба. Коварная судьба заплутавшего на войне человека».

Заключение

В повести «Сотников» Василь Быков противопоставляет двух главных героев – Рыбака и Сотникова. С первых глав кажется, что активный, хитрый Рыбак более приспособлен к условиям войны, чем болезненный малоинициативный Сотников. Однако с раскрытием персонажей становится понятно, что Сотников обладает большей нравственностью, духовной силой. До самой смерти он остается верен своим принципам, в отличие от Рыбака, который становится врагом самому себе.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1272.