В мире всегда что-то меняется. Проходят эпохи, великие памятники превращаются в прах. Но у человечества есть защита от духовного вымирания – это память о людях, которые жили и творили в то или иное время. «Память – одно из самых благодатных даров неба,- говорил П. И. Чайковский.- Воспоминания, как луч света, имеют свойство озарять произошедшее как раз настолько, что всё худое не замечается, что всё хорошее кажется лучше». Есть какая-то неразрешимая загадка в притягательности дней, давно ушедших.

Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в Россию 19 века.


Звучит лирическая музыка.
На фоне музыки стихи Рубальской «Во все времена».
Погаси электрический свет,

Тёплым воском пусть плавятся свечи.

Поплывём вспять течению лет

В чьи-то страсти, разлуки и встречи.


Мы откроем старинный сундук,

Пыль времён отряхнём мы с событий

Чтоб забытый, таинственный звук

Из реки дней ушедших к нам вытек.


И в камине огонь затрещит,

Нам поведают сказки поленья…

19 век к нам спешит,

Возвращая к ушедшим мгновеньям.

19 век … Его ещё называют «золотым веком» русской культуры и поэзии в частности. И не случайно золотыми буквами вписаны в историю имена 3 поэтов 1 половины 19 века. Назовите эти имена.
(Портрет Пушкина. Под портретом надпись).
Все гениальные стихи нашей поэзии – братья, дети одной семьи, отец которой – Пушкин.
Н. Доризо.
Пушкин – поэт, но Пушкин больше, чем поэт. Хотя «поэт» великое слово, оно не может выразить всё то, что для нас значит Пушкин.
Пушкин – литература и история.

Пушкин – наука и искусство.

Пушкин – мерило наших духовных ценностей.
(Дети вспоминают по 2-3 строки из Пушкина).

Звучит стихотворение Дементьева «А мне приснился сон».


А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасён

Сергеем Соболевским…

Его любимый друг с достоинством и блеском

Дуэль расстроил вдруг.
Дуэль не состоялась.

Остались боль и ярость,

Да шум великосветский,

Что так ему постыл…


К несчастью, Соболевский в тот год в Европах был .
А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасён.

Всё было очень просто:

У Троицкого моста

Он встретил Натали.

Их экипажи встали

Она была в вуали,

В серебряной пыли.


Он вышел поклониться,

Сказать – пускай не ждут.

Могло всё измениться

В те несколько минут.


К несчастью, Натали была так близорука, что, не узнав супруга, растаяла вдали.
А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасён.

Под дуло пистолета,

,
Не опуская глаз,

Шагнул вперёд Данзас

И заслонил поэта.


И слышал только лес,

Что говорил он другу…

И опускает руку несбывшийся Дантес.
К несчастью, пленник чести так поступить не смел. Остался он на месте, и выстрел прогремел.
А мне приснился сон, что Пушкин был спасён.
(Звучит стихотворение «Погиб поэт» Лермонтова.)
Едва умолк выстрел на Чёрной речке, как всю Россию потрясли, словно мощнейшее землетрясение, стихи Лермонтова «Смерть поэта», и яростное горе потери, неистовая жажда возмездия сделали никому не известного юношу великим русским поэтом. достойным преемником пушкинской музы.

«Во всей мировой литературе я не знаю более близкого духовного родства, чем родство этих 2 гениев»,- писал поэт Николай Доризо. А первый наш нобелевский лауреат Иван Бунин на склоне лет признался: «Я всегда думал, что наш величайший поэт был Пушкин. Нет. Это был Лермонтов. Просто представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если бы не погиб в 26 лет.»

Такие поэты рождаются только раз, чтобы стать вечной звездой для человечества.
Вверху одна горит звезда,

Мой взор она манит всегда.

Мои мечты она влечёт

И с высоты меня зовёт…


Хочется вспомнить имя ещё одной немеркнущей звезды 19 века, гениального поэта и драматурга, о котором Пушкин говорил:«Это один из самых умных людей в России».

Господин иностранной Коллегии надворный советник, полномочный министр Российской императорской миссии в Персии, смертью своей шагнувший в бессмертие поэт Александр Сергеевич Грибоедов.

Грибоедов не только музыкант и поэт, он ещё и композитор. Послушайте написанный им вальс.

(Звучит вальс Грибоедова).


Грибоедов оставил после себя 2 вальса, но прежде всего он известен нам как автор комедии «Горе от ума», где что ни строка – то афоризм.

(Учащиеся вспоминают афоризмы). Ещё будучи юными, полными сил, Пушкин, Грибоедов посещали салон княгини Зинаиды Волконской. Здесь бывали Жуковский, Тургенев, Одоевский - самое блестящее общество Москвы. В 19 веке в дворянской среде были популярны литературно-музыкальные салоны. здесь устраивали литературные чтения. концерты, театральные представления.Сама хозяйка великолепно пела. На слушателей производил особое впечатление её звучный голос. Вот как писал об этом поэт Иван Козлов.


Мне говорят: «Она поет -
И радость тихо в душу льется,
Раздумье томное найдет,
В мечтанье сладком сердце бьется;
А я, я слез не проливал,
Волшебным голосом плененный;
Я только помню, что видал
Певицы образ несравненный.

О, помню я, каким огнем

Сияли очи голубые,

Как на челе ее младом

Вилися кудри золотые! И. Козлов. Княгине 3. Волконской

Но одним из самых распространённых развлечений высшего света были балы.

На бал люди приходили одетыми парадно.

Кавалеры во фраке, смокинге или костюме, белой рубашке и обязательно в перчатках.


Причём, дама могла отказать кавалеру без перчаток, и для кавалеров лучше прийти на бал в чёрных перчатках, чем без перчаток вообще.

Дамы и девушки одевались в платья белого или пастельных тонов. Они долго размышляли над цветом и фасоном платья. Вот как описывает это великий классик 19 века Гоголь в своей комедии «Ревизор».

(Инсценировка).
В тон платья подбирались перчатки или надевались белые. Девушкам рекомендовалась скромная причёска. В любом случае шея должна была быть открыта. На балах следовало появляться с минимальным количеством украшений: подвеска на шее, скромный браслет.
Во время бала какой – нибудь господин отделяется от ряда зрителей и подаёт руку даме, стоящей напротив. Пара пускается в путь, убыстряя или замедляя шаг, в ногу с теми, кто идёт впереди. Наверное не так просто идти, касаясь друг друга лишь кончиками пальцев, под огнём тысячи глаз.

Пройти с изяществом, благородством, простотой, когда на вас смотрят … Даже большим актрисам не всегда это удавалось.


Бал – настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)
(Исполняется вальс).

А вот как описывает бал А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин».


Во дни веселий и желаний
Я от балов был без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
О вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу мою заметить речь:
Я вас хочу предостеречь
. Вы также, маменьки, построже
За дочерьми смотрите вслед:
Держите прямо свой лорнет!
Не то... не то, избави боже!

А. Пушкин « Евгений Онегин».
«Держите прямо свой лорнет»… Действительно, у женщин 19 века было много милых аксессуаров: лорнеты, сумочки, веера.

Существовал скрытый язык веера.

Если веер развёрнут, дама отмахивается, это означает: «Я замужем»
Веер закрывается – вы мне безразличны.
Открывается один лепесток – будьте довольны моей дружбой.
Веер полностью раскрыт – вы мне нравитесь, я Вас обожаю.
Если дама, глядя на мужчину, похлопывала по руке закрытым веером, то по количеству ударов её избранник узнавал час свидания.

Юных девушек с шестнадцати лет начинали вы­водить в свет. И это было огром­ным событием в их жизни. Никто лучше Л. Н. Толстого не передал это состояние ожидания праздни­ка, суматошных сборов, волне­ния.

Откроем роман «Война и мир» на странице, где описывает­ся первый бал Наташи Ростовой...

«Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни... То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила тому, что это будет... Мужчины стали подходить к дамам и стро­иться в пары... Больше половины дам имели кавалеров... Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в танец. Она стояла, опустив свои тоненькие руки, и блестящими испуганными глаза­ми глядела перед собой, с выраже­нием готовности на величайшую радость и на величайшее горе... "Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танце­вать между первыми, неужели ме­ня не заметят все эти мужчины... Они должны же знать, как мне хо­чется танцевать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцевать со мной…»

(Кадр из фильма Бондарчука «Война и мир».)

Кроме балов, в шумных светских гостиных устраивали маскарады. Они особенно были любимы обществом. Атмосфера таинственности располагала к раскрепощённому общению.

Именно на бале-маскараде состоялось знакомство известного поэта 19 века А. К. Толстого и Софьи Андреевны Миллер.

В светской толпе он почему-то сразу обратил на неё внимание. Маска скрывала её лицо, но глаза сквозь неё смотрели пристально и печально.

Прекрасные волосы венчали голову. Она была стройна и изящна. Голос её завораживал. Они проговорили недолго. Тщетно он просил её открыть лицо, снять маску… Но его визитную карточку она взяла, дав лукавое обещание не забывать его. Что было бы с ним, Алексеем Константиновичем Толстым, и с ней, Софьей Андреевной Миллер, если бы они не встретились? Быть может, именно той январской ночью1851 года, когда он возвращался домой, сложились первые строки будущего небывалого по красоте романса.
(Звучит романс «Средь шумного бала».)
У А. К. Толстого встреча «средь шумного бала» имела счастливое продолжение. В Софье Андреевне он нашёл не только единственную свою женщину, но и умного друга.

Софья Андреевна была незаурядной женщиной, прекрасно образованной. Современники утверждал, что она знала 1,5 десятка языков, была отличной музыкантшей, прекрасно пела. Обладала решительным и стойким характером, обожала, как и Алексей Константинович, охоту и скачки на коне во весь опор.

Когда во время Крымской войны Толстой, пошедший туда добровольцем, заболел тифом, Софья Андреевна проводила у его постели дни и ночи.

С нею он изъездил пол0россии, с нею же уединился в российской сельской глуши. Любовь Алексея Константиновича была вечным чувством.

У каждой эпохи свой идеал женщины. Для светской женщины 19 века были естественны знание языков, умение петь, танцевать, музицировать.

Изменилось время.

Изменилась мода, но неизменными и вечными должны оставаться такие понятия и чувства, дарящие свет, как любовь, верность, честь, красота, искусство, добро.
Всего-то - чтоб была свеча,

Свеча простая, восковая,

И старомодность вековая

Так станет в памяти свежа.


И поспешит твое перо

К той грамоте витиеватой,

Разумной и замысловатой,

И ляжет на душу добро.


Уже ты мыслишь о друзьях

Все чаще способом старинным,

И сталактитом стеаринным

Займешься нежностью в глазах.


И Пушкин ласково глядит,

И ночь прошла, и гаснут свечи,

И нежный вкус родимой речи

Так чисто губы холодит.

В XIX веке экипажи многих морских судов проводили научные наблюдения. Определяли направление и скорость морских тече-ний, измеряли температуру воды на поверхности и в глубине. На английском корабле «Бигль», совершавшем кругосветное плава-ние, шли работы по определению точной долготы тех или иных мест. Это позволяло уточнять старые карты и создавать новые, бо-лее точные. На «Бигле» путешествовал знаменитый натуралист и биолог Чарльз Дарвин . Он изучал животный мир островов , проис-хождение атоллов.

Экспедиции Российской империи в 19 веке

Одним из величайших путешественников XIX в. был Николай Михайлович Пржевальский. Он со своими то-варищами провёл ряд экспедиций в Центральную Азию (рис. 4). Им было пройдено более 33 тыс. км.

Пржевальский составил очень точные карты и подробные научные отчёты. Он первым посетил, описал и нанёс на карту многие горные хребты Центральной Азии и ряд озёр , достиг верховьев рек Янцзы и Хуанхэ, собрал богатые коллекции рас-тений и животных . Путешественник обнаружил в Центральной Азии дикого верблюда и дикую лошадь (лошадь Пржевальско-го). Из своих спутников он воспитал крупных исследователей. Труды его изданы на многих языках .

Пржевальский заслуженно пользовался мировой известно-стью. Его именем названы город, в котором он умер, горный хребет и другие географические объекты.

Более двух третей — 70% поверхности нашей планеты покрыто водами Мирового океана . Кто живет в океане, что лежит на его дне, какое строение это дно имеет, какое влияние оказывает океан на сушу? В 70-х годах XIX века в научное кругосветное плавание отправился английский корабль «Челленджер». Моряки и ученые измеряли глубину океана, температуру воды и ее соленость, брали пробы грунта со дна и воды с разных глубин, описывали морских животных и водоросли , наблюдали за течениями. Для об-работки полученного материала был создан целый научный ин-ститут, а отчет об экспедиции составил 50 томов. Была создана первая карта глубин Атлантического, Индийского и Тихого океа-нов.

В России в конце XIX века научными наблюдениями в Мировом океане прославился адмирал Степан Макаров. Он был талантли-вым флотоводцем, изобретателем, ученым. На корабле «Витязь» Макаров совершил кругосветное плавание, собрав огромный на-учный материал. Особенно подробно были изучены морские тече-ния. По чертежам Макарова был построен первый в мире мощный ледокол «Ермак», который мог плавать через льды в Северном Ле-довитом океане.

Хотелось бы Вам побывать в прошлом? В XIX веке, к примеру? На Бородинском сражении?!
Вживую увидеть, как это было, почувствовать обстановку?
Мне это удалось!
Хочу рассказать, как мы ездили на Бородинскую битву.

- Ну что, поедешь со мной в Бородино?
- Поеду! А с малышом как быть? С собой?
- Конечно. А ты думаешь, он нам помешает?
- Ну как он может помешать?!

А у самой в голове крутятся мысли: как ехать с годовалым малышом, который ещё не умеет ходить? Мало того, что для него нужна куча вещей: памперсы, одежда, детское питание, и т.д. Как он поведёт себя в дороге? Вдруг будет плакать?

Ладно, будем решать проблемы по мере их появления,- подумала я и начала паковать сумки.
В результате получилось две больших сумки и два рюкзака.
Ехать мы решили на поезде. Купили билеты - два взрослых и один детский, для старшего сына. Отправление поезда в 23 часа. Малыш к этому времени крепко спал. Переложили его из переносной люльки на полку и сами легли спать.
Москва встретила нас празднично украшенными улицами. Восьмое сентября. Как раз отмечался День Города.
Мужу надо было съездить по своим делам, мне таскаться с ним не захотелось. Решили, что я с детьми пока съезжу на ВДНХ, а он, как освободится, приедет к нам.

Итак, я с мальчишками добралась до цели. Погода была не солнечная, время полвосьмого утра, чем заняться?
Для начала мы решили побродить вокруг. Увидели огромный шар, наполненный маленькими шарами, сооруженный по случаю праздника.

Малыш громко требовал дать ему шар, не понимал, что вовнутрь не залезть.
Потом мы пошли в Макдональдс, перекусить. Пришлось немного подождать, он открывается с 8 часов. Зато дети были довольны. Старший перекусил, а малыш изучил флору в кафе, попытался растения повыдирать. Хорошо, что я вовремя заметила и остановила.

Время у нас еще оставалось, мы решили покататься на монорельсовой дороге.

Поснимали достопримечательности из окна. Малыш в поезде заснул. А тут и муж приехал.

Посоветовавшись, мы решили съездить в парк, на качели, т.к. ехать в Бородино еще было рано.

Там дети покатались, поиграли, и мы поехали на Белорусский вокзал.
На электричке добрались до Бородино, там пришлось взять такси, чтобы добраться до места нашей стоянки.

В палаточном городке нас встретили друзья. Выделили нашей семье отдельную палатку, дали спальник. Еще один у нас был свой.
В первый день была подготовка к празднику, репетиция, примерка костюмов, потом ужин и песни у костра до полуночи.

Кроме нас, с детьми было еще несколько человек, им всем дали костюмы на праздник.
Как мне рассказали, самый юный участник этого мероприятия был трёх месяцев от роду, годом раньше. Надо сказать, что мой малыш вел себя просто великолепно. Капризничал мало, кушал, играл. Единственная трудность, что не ходил, постоянно на руках.

В воскресенье нас подняли с самого утра, на сборы. Мужчины надели военные костюмы XIX века. У наших были костюмы русской армии.

Были еще и французы.

Часов в 10 мы пошли стройной колонной в Бородино.

Дорога заняла примерно час.

Мой малыш все это время спал. Нести его было очень тяжело, спасибо курсантам, помогли. Выглядело это презабавно: сын полка!

В Бородино было очень много приезжих: туристы, местные жители, артисты-участники шоу.

Столько интересных костюмов!!!

Мы пришли к Бородинскому музею.

Там наши вояки фотографировались с желающими.

Потом начался концерт. На нем собрали военные оркестры.

После этого был салют, трехцветный, как российский триколор.

Все поле было оцеплено металлоискателями, на случай безопасности.

Народа было очень много. Для желающих установили трибуны. Мы же решили устроить себе привал прямо на земле.

Было очень жарко. Наши мужчины в костюмах просто изнемогали от жары.
Тут же была палаточная ярмарка, где можно было купить еду и сувениры.

Рядом ходили дамы из XIX cтолетия...

На поле начали съезжаться войска. На лошадях, в костюмах ехали гусары, драгуны… Зрелище было потрясающее.

Потом началось само сражение. На поле выстроились войска.

Была воссоздана реальная историческая картина события. Только участников раз в 10 меньше, чем на самом деле.

Постоянно раздавались взрывы. Стреляли по-настоящему, из пушек и ружей. Было видно, как пушку вначале чистят, потом заправляют снарядом… пухх! Выстрел, грохот, и облако дыма!...

Я поинтересовалась, не бывает ли травм на таких мероприятиях. Сказали, что бывает. Но несерьезно. Как-то в ногу попало участнику, и в лошадь однажды. К счастью, несильно.

Все сражение продолжалось где-то час. Ощущения фантастические! Перемешалась реальность XXI века с культурой, костюмами и военными событиями XIX.

Мне очень понравилось. Новый взгляд на известный исторический факт, удалось прочувствовать атмосферу, увидеть войну живыми глазами.
Детям тоже было очень интересно.

После окончания Бородинского сражения, мы отправились в свой лагерь собирать вещи. И – домой!

В этом году планируем поехать на машине уже с тремя детьми. Думаю, справимся.

Для тех, кому интересно, скажу, что это мероприятие проводится ежегодно, в Бородино, чуть больше 100 км от Москвы, в первое или во второе воскресенье сентября.
Вход бесплатный для всех желающих. Приезжайте, не пожалеете!

Дорожный возок Екатерины II. Г.Д. Гоппе. Гравюра XIX века

О побегах, сентиментальных путешествиях и дороге к дому

21 января 2014 Дмитрий Бавильский

Если внимательно читать русские заметки о путешествиях прошлых веков, в глаза бросится их важная особенность: уехав за границу, автор крепко держит в уме оставленное дома. Из его головы нейдет безнадзорное российское пространство. Тогда как иностранцы, исключая командировочных немцев, в поездке целиком и полностью погружаются в новую реальность, русские странники всегда помнят о том, что ждет их по возвращении. Такова выразительная традиция русских классических травелогов — подробных и порой беллетризованных путевых дневников. Касается ли это сочинений Афанасия Никитина, чьи "Хождения за три моря" (1466-1472) считаются первым русским травелогом, или "Двукратных изысканий в Южном Ледовитом океане и плаванья вокруг света в продолжение 1819, 1820 и 1821 годов" Федора Беллинсгаузена.

Именно поэтому, подобно лесковскому Левше, создатели травелогов думают о том, как бы силой примера помочь стране и родному читателю. И если сообщают ему об удобствах чужого быта ("ружья кирпичом не чистят"), то, конечно, имея в виду привить полезный навык в отечестве. Наши классики не столько дивятся экзотике и удивляют ею читателя, сколько ищут пути улучшения привычной жизни, торят дорогу светлому завтра.

Александр Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву

Александр Радищев, правда, никуда из империи не выезжал. Для создания главной своей книги, разделенной на главки-топонимы, ему хватило 630 (если верить Эйдельману) верст из одной российской столицы в другую.


В.Н. Гаврилов. Радищев. 1954. Музей истории и археологии Надыма

Мученики советской средней школы, мы спешили избавиться от знакомства с этой "революционно настроенной" книгой, написанной тяжелым, вычурным языком XVIII века. Особенно после того, как учительница заставила нас заучивать наизусть фрагмент "звери алчные, пиявицы ненасытные..." из главы "Пешки", болтающийся в памяти до сих пор.

Между тем совсем недавно чердачинский литератор Влад Феркель перевел травелог Радищева, породивший, между прочим, целую волну подражаний и продолжений — вспомним, хотя бы "Москву — Петушки" Вен. Ерофеева — на современный русский язык, издал его отдельной книгой, тиражом 650 экземпляров — совсем как Радищев в 1790 году.

Очень жаль, что брошюры этой не было в моей средней школе. Очистившись от лексических непоняток, "Путешествие…", как ни странно, заблистало первозданными смыслами, которые я оценил только теперь.

Увлекшись, я бросился к литературоведам и узнал, например, что Радищев обращался напрямую к царице. Избранное им направление движения — из европеизированного Питера в дореформенную Москву — и было его предложением вернуть страну к допетровским временам .

А еще я вычитал, что книга Радищева снабжена важным мистическим подтекстом и построена по примеру трехступенчатого масонского продвижения к абсолютной Истине. Нет, не зря эту простую, на первый взгляд, книгу так ценил Юрий Лотман, посвятивший ей немало вдохновенных страниц в "Беседах о русской культуре".

Цитата:

Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? то, чего отнять не можем, — воздух. Да, один воздух. Отъемлем нередко у него не токмо дар земли, хлеб и воду, но и самый свет. Закон запрещает отъяти у него жизнь. Но разве мгновенно. Сколько способов отъяти её у него постепенно! С одной стороны — почти всесилие; с другой — немощь беззащитная. Ибо помещик в отношении крестьянина есть законодатель, судия, исполнитель своего решения и, по желанию своему, истец, против которого ответчик ничего сказать не смеет. Се жребий заклепанного во узы, се жребий заключенного в смрадной темнице, се жребий вола во ярме...

Николай Карамзин. Письма русского путешественника

Выдающийся русский писатель и просветитель покинул рубежи отечества, будучи совсем молодым человеком. В 23 года Карамзин выезжает из Петербурга в Пруссию, оттуда — в Саксонию, Швейцарию, Францию и Англию. На дворе 1789 год, в Европе разгорается революция, напугавшая Карамзина и поразившая его даже сильнее, чем встреча с философом Кантом и невстреча с Гёте, — великий автор "Фауста" лишь мелькнул в окне своего дома, но к чужестранцу так и не вышел.

Несмотря на то, что на стиль "Писем русского путешественника" весьма повлиял роман Лоренса Стерна "Сентиментальное путешествие", давший название целому направлению в истории европейской литературы. Но если Стерна интересовали не реальные факты, с которыми сталкивается его главный герой, а мир его переживаний и чувств, то Карамзин сочинял еще и "энциклопедию" современной ему европейской жизни.

По этой причине "Письма" Карамзина предельно информативны. Просветительский темперамент заставлял его фиксировать не только особенности политики стран, в которых он побывал, но и мельчайшие детали заграничного быта. Не говоря уже об описаниях музеев, церквей и архитектурных памятников.

Цитата:

Меня встретил маленький, худой старичок, отменно белый и нежный. Первые мои слова были: "Я русский дворянин, люблю великих мужей и желаю изъявить моё почтение Канту". Он тотчас попросил меня сесть, говоря: "Я писал такое, что не может нравиться всем; не многие любят метафизические тонкости". С полчаса говорили мы о разных вещах: о путешествиях, о Китае, об открытии новых земель…

Александр Пушкин. Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года

Эти записки в пяти главах поэт вел в 1829 году во время поездки в Закавказье с русской армией генерала-фельдмаршала Ивана Паскевича — шла война с Турцией, начавшаяся годом раньше. Именно им мы обязаны одной из самых мощных сцен в русской документальной литературе.

Конечно, я имею ввиду нечаянную встречу путешественника с гробом своего друга и полного тезки — Александра Сергеевича Грибоедова, поэта и дипломата, убитого в Персии. Во второй главе "Путешествия" Пушкин оплакивает великого русского драматурга, и, отклонившись от литературного и географического маршрутов, создает один из самых точных и поэтичных некрологов в истории отечественной журналистики.

Роковые ущелья и перестрелки с горцами, сражение с сераскиром арзрумским, храбрость военных и отчаянное сопротивление "местного населения", придающие запискам Пушкина неповторимый колорит, описания азиатской роскоши в пятой главе — все эти чудеса пряной южной экзотики затмевает одна символически насыщенная встреча двух Александров Сергеевичей.

При публикации в "Современнике" из текста путевых записок выпало начало предисловия, а так же два фрагмента — разговор с линейскими казаками, конвоировавшими путешественников на родину, и записка, написанная по-французски о секте езидов.

Цитата:

Не зная ни молитв, ни постов, ни жертвоприношений, езиды не имеют и никаких праздников. Однако на десятый день после августовского новолуния они собираются неподалеку от могилы шейха Ади. Это собрание, на которое стекается множество езидов из отдаленных местностей, длится весь день и всю последующую ночь. В течение пяти или шести дней до и после такого собрания небольшие караваны рискуют подвергнуться в равнинах Моссула и Курдистана нападению этих паломников, путешествующих всегда по нескольку человек вместе, и редкий год проходит без того, чтобы это паломничество не дало повода для какого-нибудь печального происшествия. Говорят, что много женщин-езидок, за исключением, впрочем, незамужних девушек, приходят из окрестных селений на это собрание и что в эту ночь после обильной еды и попойки, гасят все огни и больше уже не разговаривают до зари, — момента, когда все расходятся. Можно себе представить, что творится в этом молчании и под покровом тьмы…

Владимир Яковлев. Италия в 1847 году

Итальянская тема — одна из самых благодатных и обильных, причем не только в русской литературе, но и во всех основных литературах Европы. Начиная с XVI века жанр "гран-тура" стал неотъемлемым явлением эпохи Просвещения.

Состоятельные молодые и не очень мужчины из Франции, Англии и Германии путешествовали по Апеннинскому сапожку от трех месяцев (именно столько хватило знатоку искусства Ипполиту Тэну, чтобы написать знаменитый двухтомник "Путешествие по Италии") до трех лет — с полным погружением в языковую среду и нравы местного общества.

В XVIII и тем более в XIX веке гран-туры стали совсем уже массовыми, а свидетельства о перемещении по Италии с севера на юг (Милан — Венеция — Рим — Венеция — Флоренция и города Тосканы — Неаполь) или с юга на север (менее обязательные Сицилия, Пестум, Равенна, Падуя, Мантуя, Верона, Феррара, вплоть до какой-нибудь Бреши и Бергамо) выходили десятками.

Даже в России, где традиция литературных гран-туров сложилась уже ближе к Серебряному веку (Василий Розанов, Александр Блок и, разумеется, Павел Муратов), любой уважающий себя литературный журнал публиковал в петитной части "Письма из Италии", в которых упражнялись самые разные писатели — от западников до славянофилов. И здесь, помимо прочего, отметим "Итальянские письма" Степана Петровича Шевырева, опубликованные в тогдашнем "Телескопе".

Вообще на "итальянском пути" не только библиографов, но и простых читателей ожидают многочисленные открытия. Таковы лишь недавно опубликованные заметки художника Владимира Яковлева. Богатым человеком он не был, но столь прилежно обучался в Академии художеств, что был направлен в Италию "пенсионером".

Первостатейным живописцем Яковлев не стал. Вернувшись из Италии, он ослеп и вскоре умер, не успев дописать свои монументальные путешествия "по стране живописной природы и искусств". Во всяком случае, некоторые города, как, например, Венецию и Рим, он описал гораздо полнее и систематичнее, чем это сделал Павел Петрович Муратов.

Россия в объемном, многочастном сочинении Яковлева упоминается всего дважды — в римских беседах с другими русскими художниками. И, однако, этого достаточно, чтобы понять, как неотступно вспоминал родину пенсионер Яковлев.

Цитата:

Когда небо было не по-римски серо, а жарко е твердо, как солдатское сердце, мы вздыхали о сумрачном отечестве. Впрочем, беседа редко касалась вопросов общественных и политических. Бороды собеседников, хотя и напоминали то социалистов, то афинских мудрецов, были чисто артистического стиля. Из-за очарований римского неба, из-за ватиканских чудес пластики, из-за картин великих мастеров и не одни художники не замечают здесь черных, безобразных когтей папской сбирократии. Кругом общественный дух в страшном угнетении, скованы все благородные порывы, заклепана живая речь, сыщики мысли, политические и церковные, преследуют её на самом дне души, а артисту дышится в Риме как-то легко. Привыкнув витать в рафаэлевском небе, он прощает католицизму даже все его полуязыческие проделки за великолепие обстановки...

Иван Гончаров. Фрегат «Паллада

Русские писатели путешествовали словно бы не сами по себе, но представительствуя от имени некоторых идеологических или художественных позиций. Карамзин перемещался в пространстве в качестве сентименталиста и просветителя, Пушкин — как типичный романтик, декларируя "побег энтузиаста в экзотические обстоятельства", Радищев — как революционер и масон, Герцен — как революционер и агитатор.

И только Иван Гончаров стоит в этом ряду ликующим исключением. Конечно, советское литературоведение записало его кругосветку по ведомству нарождающегося реализма, хотя дотошность описаний южных морей и океанов, заморских портов и едва ли не волшебных стран имела, кажется, совершенно иную природу — сугубо психологическую.


Гончаров среди офицеров фрегата Паллада. Фотография. 1852 г. Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова.

В конце 1852 года на борту фрегата "Паллада" — "этого маленького русского мира, с четырьмястами обитателей, носившегося два года по океанам…" — путешествовал будущий автор "Обломова", "избалованнейший из всех вас городской жизнью" литератор, устремившийся за новыми впечатлениями и желающий внести разнообразие в жизнь "своей покойной комнаты, которую оставлял только в случае крайней необходимости и всегда с сожалением".

Описавший плавание по Атлантическому и Тихому океану, путешествия на мыс Доброй Надежды, на Яву с Сингапуром, в Гонконг, Китай и Японию, а также разметивший обратную дорогу домой через Сибирь, Гончаров ближе, чем кто бы то ни было из русских писателей, приблизился к идеалу сентиментального путешествия Лоренса Стерна. Именно он показал, как перемещение в пространстве и знакомство с чужими нравами влияет на мироощущение отдельно взятого человека.

Цитата:

Вглядывание, вдумывание в чужую жизнь, в жизнь ли целого народа, или одного человека, отдельно, даёт наблюдателю такой общечеловеческий и частный урок, какого ни в каких книгах не сыщешь…

Внеклассное мероприятие по литературе в 9 классе.

«Литературный калейдоскоп. Путешествие в 19 век».

Учитель русского языка и литературы Седова Ирина Валентиновна

Цели мероприятия:

Образовательные: углубить знания учащихся об эпохе одного из самых замечательных периодов в истории России – эпохе 19 века, расширить представления об особенностях культуры того времени;

Воспитательные: воспитывать уважение к национальным традициям, формировать у учащихся эстетический вкус, прививать любовь к литературе и искусству;

Развивающие: развивать монологическую речь учащихся, формировать навыки коммуникативной компетенции через сотрудничество учителя и учащихся.

Оформление: мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия:

Звучит музыка. (На слайдах зарисовки из эпохи 19 века)

Учитель. Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен…

Ученик. « Друзья, прекрасен наш союз!» -
Читаем мы в строках поэта.

Союз друзей и нежных муз -
Любого времени примета.

Учитель. XIX век - один из самых интересных в истории! Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Островский, Толстой, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Достоевский, Чехов и многие другие имена связаны с веком, именуемым «золотым».

Учитель. В наше непростое время мы с теплотой и любовью обращаемся к славному прошлому нашей Родины, ищем ответы на волнующие вопросы современности. Исторический и культурный опыт прошлого помогает решить многие проблемы сегодняшнего дня. А 19 век – эпоха особенная. Это «эпоха, пронизанная молодостью. Ей присуща и молодая непосредственность, и молодая прямолинейность, и молодая энергия».

Ученик. Чтобы лучше понять произведения художественной литературы, созданные поэтами и писателями 19 века, представить стиль эпохи, увидеть ее особенности, мы совершим путешествие в век далекий, но от этого не менее интересный. Век, который много привнес в историю, науку, культуру. Итак, в путь!

«Карету мне, карету!»

«В России начала 19 века движение в городах было очень оживленным. Один из путешественников, побывавший в то время в городе, записал в своих впечатлениях, что «извозничьи экипажи в Петербурге гораздо многочисленнее, чем в самых больших городах Европы, улицы заставлены ими. Чуть ли не на каждом углу можно слышать: «Барин! Куда изволите? Прикажите подавать!» Транспортные средства того времени были самые разнообразные. Попробуем выбрать транспорт для нашего путешествия.

Долго ль мне гулять на свете

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?

Ученик. Карета, коляска, бричка, кибитка, тарантас, сани, телега, возок... Без них невозможно представить дорожный быт старой Рос­сии. Названия экипажей часто упоминались в литературных произведениях. Рассмотрим вначале летние повозки.

Телега - простейшая четырехколесная летняя повозка.

Карета - э то закрытый со всех сторон большой четырехколесный конный экипаж на пружинящих рессорах. Карета имела два или четыре пассажирских места, запрягалась обычно четверкой или шестеркой лошадей. В своем произведении «Дубровский» А.С. Пушкин пишет: «…лошади неслись бы­стро по кочкам проселочной дороги, и карета почти не качалась на своих английских рессорах».

Коляска (от славянского «коло» - колесо). Будучи барской 4-колесной повозкой, коляска, как и карета, имела рессоры и запрягалась в несколько лошадей. В отличие от карет коляски были открытыми или имели половинчатый, часто откидной, верх.

Бричка – лёгкая дорожная повозка с откидным верхом. В ворота гостиницы губернско­ го города NN въехала до­вольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостя­ки: отставные подполковники, штабс - капита­ны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян,- словом, все те, которых называют господами средней руки .

Дилижанс – многоместная крытая карета, запряжённая лошадьми для скорого сообщения, перевозки пассажиров и почты. Копейкин пройдёт мимо Милютинских лавок: там из окна выглядывает, в некотором роде, семга этакая, вишенка по пяти рублей штучка, арбуз громадище, дилижанс этакий…

Зимние повозки.

Кибитка – крытая дорожная повозка. Соседи съехались в возках,
в кибитках, в бричках и в санях.

Возок - это кругом закрытая дорожная повозка на полозь­ях, с дверцами и окнами.

Сани - открытая повозка на двух низких полозьях, запрятавшаяся в одну лошадь, парою или тройкой.

1 станция. «Дворянские усадьбы...»

19 век славился своими дворянскими усадьбами.

Дома косые, двухэтажные,
И тут же рига, скотный двор,
Где у корыта гуси важные
Ведут немолчный разговор.
В садах настурции и розаны,
В прудах зацветших караси.
Усадьбы старые разбросаны
По всей таинственной Руси.

Ученик. Русская дворянская усадьба представляла собой особый мир, который был обустроен в соответствии со вкусами и возможностями владельцев. По стране были разбросаны сотни дворянских усадеб. Большинство выдающихся людей, определивших культурное и историческое развитие нашей страны, связано с русскими усадьбами.

Учитель. И сейчас мы побываем в некоторых из них. И первым будет, непременно, родовое имение нашего великого земляка, Михаила Юрьевича Лермонтова – Тарханы. Заглянем в Михайловское, Спасское-Лутовиново, посетим Ясную Поляну.

Тарханы (слайды)

Без тарханских впечатлений не могло быть «Бородина», «Вадима», «Купца Калашникова», стихов «Как часто пёстрою толпою окружён», «Предсказание», ранних драм и многих других произведений М.Ю.Лермонтова. Тарханы, это «царство дивное», он старательно оберегал от «пёстрой толпы». Этот островок был только для него, здесь он отдыхал душой.

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться, – памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребёнком, и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,

А за прудом село дымится - и встают

Вдали туманы над полями...

В Тарханах Лермонтов обрёл вечный покой.

Михайловское (слайды)

На древней псковской земле есть уголок, куда люди приходят с особым душевным трепетом. Это знаменитая усадьба Михайловское, неотделимая от творческой биографии А.С.Пушкина. В Михайловском поэтом создано около ста произведений: трагедия «Борис Годунов», центральные главы романа «Евгений Онегин», окончена поэма «Цыганы», задуманы «Маленькие трагедии», написаны такие стихотворения, как «Деревня», «Пророк», «Я помню чудное мгновенье», «Вновь я посетил».

Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных....

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет – уж за стеною

Не слышу я шагов ее тяжелых,

Ни кропотливого ее дозора...

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны...

Спасское-Лутовиново (слайды)

Спасское-Лутовиново и его тенистые липовые аллеи, его окрестности нашли свое отражение на страницах “Записок охотника”, романов, повестей, рассказов Тургенева, которые во всем мире прославили неяркую, но полную неотразимого обаяния красоту природы средней России.

Ясная Поляна (слайды)

В окружении необыкновенно красивой природы творил один из самых великих писателей. Л.Н.Толстой об этом говорил так: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его».

2 станция. «Эпоха и лица».

Учитель. 19 век – век великих людей.

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Посмотрите на экран, вы увидите портреты известных личностей этой эпохи. Скажите, кем были эти люди, в какой области они прославились?

(Отто фон Бисмарк – рейхсканцлер Германской империи; Генрих Гейне – немецкий поэт; Джон Рокфеллер – американский предприниматель, миллиардер; Виссарион Григорьевич Белинский – русский мыслитель, писатель, литературный критик; Александр II – император всероссийский; Винсент Ван Гог - нидерландский художник, Михаил Иванович Глинка – русский композитор; Франсуа Роден – французский скульптор; Афанасий Фет – русский поэт-лирик; Иоганн Штраус – австрийский композитор; Петр Ильич Чайковский – русский композитор; Марк Твен – американский писатель)

3 станция «Умеют же себя принарядить...»

Учитель. Всмотримся в лица людей, гуляющих по этим старинным имениям. Как не похожи они на наших современников. Дело в том, что «различные исторические эпохи представляют собой особые периоды со своими традициями, событиями, образом жизни людей». Путеводителем в историческое прошлое может стать знакомство с историей костюма.

Все, что связано с костюмом 19 века, давно ушло из нашей повседневной жизни. Исчезли из обихода даже слова, обозначавшие старинные костюмы и ткани. Мы, современные читатели, знакомясь с произведениями русской литературы 19 века, сталкиваемся с тем, что многое в произведении так и остается для нас неизвестным. И сейчас мы познакомимся с модой, которая господствовала в эпоху 19 века.

Ученик. Начало XIX в. характеризуется появлением в искусстве стиля ампир. Стиль ампир отличался, пышностью, блеском и помпезностью.

Мужской повседневной одеждой становится темный (коричневый, черный, синий) шерстяной фрак с высоким воротником-стойкой. Чаще всего его носили со светлыми панталонами и светлым жилетом. Верхней одеждой был двубортный редингот, или сюртук, который постепенно стал основным в деловой мужской одежде. Головные уборы - высокие шляпы с небольшими, загнутыми с боков полями. Распространенными видами обуви были сапоги и туфли.

Дамы наряжались в так называемые «античные» платья. Их шили с высокой талией, от которой ткань ниспадала свободно, образуя легкие складки. На несколько дюймов под грудью обвивается около тела в шесть дюймов шириною и на спине пушистым бантом сложенный, вишневый, до полу простирающийся и маленькими желтыми или черными звездочками испещренный пояс. Длинное платье по плечам и отчасти по длинным узеньким рукавам убирается коротенькою слегка струящеюся сорочкою. Снизу украшается оно обшивкою из вишневых лент, которая сверху сопровождается легоньким шитьем. На правом плече висит на золотой цепочке... небольшой медальон. Перчатки палевые. Башмаки такого ж цвета, с самыми плоскими каблуками.

4 станция. «Вы вечером к нам будете?»

Смотрите: нас приглашают в гости. Давайте войдем в одно из зданий и посмотрим, как жили люди в 19 веке.

1) «Скажи, альбом, в простых словах...»

Сегодня девушки нередко ведут дневники, альбомы. Форма девичьих альбомов сложилась еще в 19 веке. Тогда альбом был средством самообразования и общения. Он отражал взгляды, вкусы людей.

Ученик. Конечно, вы не раз видали
Уездной барышни альбом,

Что все подруги измарали
С конца, с начала и кругом.
Сюда, назло правописанью,
Стихи без меры, по преданью
В знак дружбы верной внесены,
Уменьшены, продолжены…

Альбомы были стихотворные, нотные, рисованные и смешанные. Альбомы барышень отличались аккуратностью, они включали в себя стихи, выписки, записи, рисунки. Хозяйка давала альбом кому-нибудь из посетителей ее салона с просьбой написать ей стихи. В альбомы писали и Пушкин, и Батюшков, и Баратынский. Альбомы заполняли долго, иногда он переходил от матери к дочери, передавался по наследству.

Ученик. Долго сих листов заветных
Не касался я пером;
Виноват, в столе моем
Уж давно без строк приветных
Залежался твой альбом.
В именины, очень кстати,
Пожелать тебе я рад
Много всякой благодати,
Много сладостных отрад,-
На Парнасе много грома,
В жизни много тихих дней
И на совести твоей
Ни единого альбома
От красавиц, от друзей.

Учитель. Альбом уездной барышни 19 века мог содержать: (слайды)

    клятвы в любви;

    восхищения красотой и умом владелицы альбома;

    пожелания счастья и любви;

    клятвы верности и преданности;

Ребята, попробуйте вспомнить стихотворные строки из произведений любовной лирики поэтов XIX века.

2) «От салонов я был без ума...»

Учитель. Пушкинский век характерен культурным феноменом петербургских светских, литературных и художественных салонов. Устаревшее французское слово "салон" означает художественный кружок избранных лиц в частном доме.

Ученик. Салон был неким кружком вокруг блестящей дамы, который объединял ее друзей из разных слоев общества. Кружки эти всегда создавались по интересам: одних увлекала религия, других - политика, третьих – литература, искусство и музыка. (Слайды) Литературные салоны оказали большое влияние на развитие русской культуры. В них впервые читались вслух произведения, которые при существовании царской цензуры появлялись на бумаге много позже.

Учитель. Наших гостей сегодня ждет сюрприз: вы посетите один из таких салонов. Но это чуть позже... А сейчас – одна из забав литературных салонов - шарады. Предлагаю их разгадать.

1) С буквой «Я» - это шторм, изверженье,

Наводненье, паденье кометы,

А без «Я» - то плоды вдохновенья,

Что нам дарят с любовью поэты. (Стихия – стихи)

2) Мой первый слог растет в дубраве,

Второй – глубокая канава,

Добавьте букву или предлог,

Затем найдите третий слог.

Его отлично знает

Тот, кто в бильярд играет.

А в целом – произведение это

Великого поэта. (Дуб + Ров + С + Кий = Дубровский)

3) Означает слово это

То, что ищут все поэты.

Букв порядок изменяем –

Предприятие получаем. (Рифма – фирма)

4) Кто части велосипеда знает,

Тот слово это отгадает.

А если букву «Д» прибавить,

На сцене можно будет ставить. (Рама – драма)

5) Ты меня отлично знаешь,

Я сказки Пушкина герой.

Но если «Л» на «Н» заменишь,

Сибирской стану я рекой. (Елисей – Енисей)

3) «Пора, мой друг, пора...»

Наше путешествие, к сожалению, подходит к концу. Мы оставляем позади и дребезжание булыжной мостовой, и многолюдье улиц, и шум и блеск балов, останутся позади и звуки нежных романсов. Останутся позади...но ведь не забудутся?

Надеюсь, что вам было интересно погрузиться в эту эпоху, а наш «Литературный калейдоскоп» помог по-новому взглянуть на культуру XIX века и подготовил к более глубокому, осмысленному восприятию произведений русской литературы и искусства той эпохи.