В XIX веке экипажи многих морских судов проводили научные наблюдения. Определяли направление и скорость морских тече-ний, измеряли температуру воды на поверхности и в глубине. На английском корабле «Бигль», совершавшем кругосветное плава-ние, шли работы по определению точной долготы тех или иных мест. Это позволяло уточнять старые карты и создавать новые, бо-лее точные. На «Бигле» путешествовал знаменитый натуралист и биолог Чарльз Дарвин . Он изучал животный мир островов , проис-хождение атоллов.

Экспедиции Российской империи в 19 веке

Одним из величайших путешественников XIX в. был Николай Михайлович Пржевальский. Он со своими то-варищами провёл ряд экспедиций в Центральную Азию (рис. 4). Им было пройдено более 33 тыс. км.

Пржевальский составил очень точные карты и подробные научные отчёты. Он первым посетил, описал и нанёс на карту многие горные хребты Центральной Азии и ряд озёр , достиг верховьев рек Янцзы и Хуанхэ, собрал богатые коллекции рас-тений и животных . Путешественник обнаружил в Центральной Азии дикого верблюда и дикую лошадь (лошадь Пржевальско-го). Из своих спутников он воспитал крупных исследователей. Труды его изданы на многих языках .

Пржевальский заслуженно пользовался мировой известно-стью. Его именем названы город, в котором он умер, горный хребет и другие географические объекты.

Более двух третей — 70% поверхности нашей планеты покрыто водами Мирового океана . Кто живет в океане, что лежит на его дне, какое строение это дно имеет, какое влияние оказывает океан на сушу? В 70-х годах XIX века в научное кругосветное плавание отправился английский корабль «Челленджер». Моряки и ученые измеряли глубину океана, температуру воды и ее соленость, брали пробы грунта со дна и воды с разных глубин, описывали морских животных и водоросли , наблюдали за течениями. Для об-работки полученного материала был создан целый научный ин-ститут, а отчет об экспедиции составил 50 томов. Была создана первая карта глубин Атлантического, Индийского и Тихого океа-нов.

В России в конце XIX века научными наблюдениями в Мировом океане прославился адмирал Степан Макаров. Он был талантли-вым флотоводцем, изобретателем, ученым. На корабле «Витязь» Макаров совершил кругосветное плавание, собрав огромный на-учный материал. Особенно подробно были изучены морские тече-ния. По чертежам Макарова был построен первый в мире мощный ледокол «Ермак», который мог плавать через льды в Северном Ле-довитом океане.


В мире всегда что-то меняется. Проходят эпохи, великие памятники превращаются в прах. Но у человечества есть защита от духовного вымирания – это память о людях, которые жили и творили в то или иное время. «Память – одно из самых благодатных даров неба,- говорил П. И. Чайковский.- Воспоминания, как луч света, имеют свойство озарять произошедшее как раз настолько, что всё худое не замечается, что всё хорошее кажется лучше». Есть какая-то неразрешимая загадка в притягательности дней, давно ушедших.

Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в Россию 19 века.


Звучит лирическая музыка.
На фоне музыки стихи Рубальской «Во все времена».
Погаси электрический свет,

Тёплым воском пусть плавятся свечи.

Поплывём вспять течению лет

В чьи-то страсти, разлуки и встречи.


Мы откроем старинный сундук,

Пыль времён отряхнём мы с событий

Чтоб забытый, таинственный звук

Из реки дней ушедших к нам вытек.


И в камине огонь затрещит,

Нам поведают сказки поленья…

19 век к нам спешит,

Возвращая к ушедшим мгновеньям.

19 век … Его ещё называют «золотым веком» русской культуры и поэзии в частности. И не случайно золотыми буквами вписаны в историю имена 3 поэтов 1 половины 19 века. Назовите эти имена.
(Портрет Пушкина. Под портретом надпись).
Все гениальные стихи нашей поэзии – братья, дети одной семьи, отец которой – Пушкин.
Н. Доризо.
Пушкин – поэт, но Пушкин больше, чем поэт. Хотя «поэт» великое слово, оно не может выразить всё то, что для нас значит Пушкин.
Пушкин – литература и история.

Пушкин – наука и искусство.

Пушкин – мерило наших духовных ценностей.
(Дети вспоминают по 2-3 строки из Пушкина).

Звучит стихотворение Дементьева «А мне приснился сон».


А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасён

Сергеем Соболевским…

Его любимый друг с достоинством и блеском

Дуэль расстроил вдруг.
Дуэль не состоялась.

Остались боль и ярость,

Да шум великосветский,

Что так ему постыл…


К несчастью, Соболевский в тот год в Европах был .
А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасён.

Всё было очень просто:

У Троицкого моста

Он встретил Натали.

Их экипажи встали

Она была в вуали,

В серебряной пыли.


Он вышел поклониться,

Сказать – пускай не ждут.

Могло всё измениться

В те несколько минут.


К несчастью, Натали была так близорука, что, не узнав супруга, растаяла вдали.
А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасён.

Под дуло пистолета,

,
Не опуская глаз,

Шагнул вперёд Данзас

И заслонил поэта.


И слышал только лес,

Что говорил он другу…

И опускает руку несбывшийся Дантес.
К несчастью, пленник чести так поступить не смел. Остался он на месте, и выстрел прогремел.
А мне приснился сон, что Пушкин был спасён.
(Звучит стихотворение «Погиб поэт» Лермонтова.)
Едва умолк выстрел на Чёрной речке, как всю Россию потрясли, словно мощнейшее землетрясение, стихи Лермонтова «Смерть поэта», и яростное горе потери, неистовая жажда возмездия сделали никому не известного юношу великим русским поэтом. достойным преемником пушкинской музы.

«Во всей мировой литературе я не знаю более близкого духовного родства, чем родство этих 2 гениев»,- писал поэт Николай Доризо. А первый наш нобелевский лауреат Иван Бунин на склоне лет признался: «Я всегда думал, что наш величайший поэт был Пушкин. Нет. Это был Лермонтов. Просто представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если бы не погиб в 26 лет.»

Такие поэты рождаются только раз, чтобы стать вечной звездой для человечества.
Вверху одна горит звезда,

Мой взор она манит всегда.

Мои мечты она влечёт

И с высоты меня зовёт…


Хочется вспомнить имя ещё одной немеркнущей звезды 19 века, гениального поэта и драматурга, о котором Пушкин говорил:«Это один из самых умных людей в России».

Господин иностранной Коллегии надворный советник, полномочный министр Российской императорской миссии в Персии, смертью своей шагнувший в бессмертие поэт Александр Сергеевич Грибоедов.

Грибоедов не только музыкант и поэт, он ещё и композитор. Послушайте написанный им вальс.

(Звучит вальс Грибоедова).


Грибоедов оставил после себя 2 вальса, но прежде всего он известен нам как автор комедии «Горе от ума», где что ни строка – то афоризм.

(Учащиеся вспоминают афоризмы). Ещё будучи юными, полными сил, Пушкин, Грибоедов посещали салон княгини Зинаиды Волконской. Здесь бывали Жуковский, Тургенев, Одоевский - самое блестящее общество Москвы. В 19 веке в дворянской среде были популярны литературно-музыкальные салоны. здесь устраивали литературные чтения. концерты, театральные представления.Сама хозяйка великолепно пела. На слушателей производил особое впечатление её звучный голос. Вот как писал об этом поэт Иван Козлов.


Мне говорят: «Она поет -
И радость тихо в душу льется,
Раздумье томное найдет,
В мечтанье сладком сердце бьется;
А я, я слез не проливал,
Волшебным голосом плененный;
Я только помню, что видал
Певицы образ несравненный.

О, помню я, каким огнем

Сияли очи голубые,

Как на челе ее младом

Вилися кудри золотые! И. Козлов. Княгине 3. Волконской

Но одним из самых распространённых развлечений высшего света были балы.

На бал люди приходили одетыми парадно.

Кавалеры во фраке, смокинге или костюме, белой рубашке и обязательно в перчатках.


Причём, дама могла отказать кавалеру без перчаток, и для кавалеров лучше прийти на бал в чёрных перчатках, чем без перчаток вообще.

Дамы и девушки одевались в платья белого или пастельных тонов. Они долго размышляли над цветом и фасоном платья. Вот как описывает это великий классик 19 века Гоголь в своей комедии «Ревизор».

(Инсценировка).
В тон платья подбирались перчатки или надевались белые. Девушкам рекомендовалась скромная причёска. В любом случае шея должна была быть открыта. На балах следовало появляться с минимальным количеством украшений: подвеска на шее, скромный браслет.
Во время бала какой – нибудь господин отделяется от ряда зрителей и подаёт руку даме, стоящей напротив. Пара пускается в путь, убыстряя или замедляя шаг, в ногу с теми, кто идёт впереди. Наверное не так просто идти, касаясь друг друга лишь кончиками пальцев, под огнём тысячи глаз.

Пройти с изяществом, благородством, простотой, когда на вас смотрят … Даже большим актрисам не всегда это удавалось.


Бал – настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)
(Исполняется вальс).

А вот как описывает бал А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин».


Во дни веселий и желаний
Я от балов был без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
О вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу мою заметить речь:
Я вас хочу предостеречь
. Вы также, маменьки, построже
За дочерьми смотрите вслед:
Держите прямо свой лорнет!
Не то... не то, избави боже!

А. Пушкин « Евгений Онегин».
«Держите прямо свой лорнет»… Действительно, у женщин 19 века было много милых аксессуаров: лорнеты, сумочки, веера.

Существовал скрытый язык веера.

Если веер развёрнут, дама отмахивается, это означает: «Я замужем»
Веер закрывается – вы мне безразличны.
Открывается один лепесток – будьте довольны моей дружбой.
Веер полностью раскрыт – вы мне нравитесь, я Вас обожаю.
Если дама, глядя на мужчину, похлопывала по руке закрытым веером, то по количеству ударов её избранник узнавал час свидания.

Юных девушек с шестнадцати лет начинали вы­водить в свет. И это было огром­ным событием в их жизни. Никто лучше Л. Н. Толстого не передал это состояние ожидания праздни­ка, суматошных сборов, волне­ния.

Откроем роман «Война и мир» на странице, где описывает­ся первый бал Наташи Ростовой...

«Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни... То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила тому, что это будет... Мужчины стали подходить к дамам и стро­иться в пары... Больше половины дам имели кавалеров... Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в танец. Она стояла, опустив свои тоненькие руки, и блестящими испуганными глаза­ми глядела перед собой, с выраже­нием готовности на величайшую радость и на величайшее горе... "Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танце­вать между первыми, неужели ме­ня не заметят все эти мужчины... Они должны же знать, как мне хо­чется танцевать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцевать со мной…»

(Кадр из фильма Бондарчука «Война и мир».)

Кроме балов, в шумных светских гостиных устраивали маскарады. Они особенно были любимы обществом. Атмосфера таинственности располагала к раскрепощённому общению.

Именно на бале-маскараде состоялось знакомство известного поэта 19 века А. К. Толстого и Софьи Андреевны Миллер.

В светской толпе он почему-то сразу обратил на неё внимание. Маска скрывала её лицо, но глаза сквозь неё смотрели пристально и печально.

Прекрасные волосы венчали голову. Она была стройна и изящна. Голос её завораживал. Они проговорили недолго. Тщетно он просил её открыть лицо, снять маску… Но его визитную карточку она взяла, дав лукавое обещание не забывать его. Что было бы с ним, Алексеем Константиновичем Толстым, и с ней, Софьей Андреевной Миллер, если бы они не встретились? Быть может, именно той январской ночью1851 года, когда он возвращался домой, сложились первые строки будущего небывалого по красоте романса.
(Звучит романс «Средь шумного бала».)
У А. К. Толстого встреча «средь шумного бала» имела счастливое продолжение. В Софье Андреевне он нашёл не только единственную свою женщину, но и умного друга.

Софья Андреевна была незаурядной женщиной, прекрасно образованной. Современники утверждал, что она знала 1,5 десятка языков, была отличной музыкантшей, прекрасно пела. Обладала решительным и стойким характером, обожала, как и Алексей Константинович, охоту и скачки на коне во весь опор.

Когда во время Крымской войны Толстой, пошедший туда добровольцем, заболел тифом, Софья Андреевна проводила у его постели дни и ночи.

С нею он изъездил пол0россии, с нею же уединился в российской сельской глуши. Любовь Алексея Константиновича была вечным чувством.

У каждой эпохи свой идеал женщины. Для светской женщины 19 века были естественны знание языков, умение петь, танцевать, музицировать.

Изменилось время.

Изменилась мода, но неизменными и вечными должны оставаться такие понятия и чувства, дарящие свет, как любовь, верность, честь, красота, искусство, добро.
Всего-то - чтоб была свеча,

Свеча простая, восковая,

И старомодность вековая

Так станет в памяти свежа.


И поспешит твое перо

К той грамоте витиеватой,

Разумной и замысловатой,

И ляжет на душу добро.


Уже ты мыслишь о друзьях

Все чаще способом старинным,

И сталактитом стеаринным

Займешься нежностью в глазах.


И Пушкин ласково глядит,

И ночь прошла, и гаснут свечи,

И нежный вкус родимой речи

Так чисто губы холодит.

Русские первооткрыватели и путешественники 19 века совершили ряд выдающихся открытий, которые стали достоянием не только российской, но и зарубежной, мировой науки. Кроме того, они внесли значительный вклад в развитие отечественных знаний и сделали очень много для того, чтобы способствовать подготовке новых кадров для развития морских исследований.

Предпосылки

Русские первооткрыватели и путешественники 19 века осуществили свои открытия во многом потому, что в это столетие обозначилась необходимость поисков новых торговых путей и возможностей для поддержки связи России с другими странами. В конце XVIII - начале XIX века наша страна окончательно укрепила свой статус на международной арене как мировая держава. Естественно, что это новое положение расширило её геополитическое пространство, которое потребовало новых исследований морей, островов и океанских побережий для строительства портов, судов и развития торговли с иностранными государствами.

Русские первооткрыватели и путешественники 19 века состоялись как талантливые мореплаватели как раз в то самое время, когда наша страна добилась выхода к двум морям: Балтийскому и Чёрному. И это неслучайно. Это открывало новые перспективы для морских исследований и дало толчок к строительству и развитию флотов, морского дела вообще. Поэтому неудивительно, что уже в первые десятилетия рассматриваемого столетия русские первооткрыватели и путешественники 19 века осуществили ряд выдающихся исследований, которые существенно обогатили русскую географическую науку.

План кругосветной экспедиции

Такой проект стал возможным во многом благодаря успешным военным действиям нашей страны в конце XVIII столетия. В это время Россия получила возможность строить свой флот на Чёрном море, что, разумеется, должно было стимулировать морское дело. Русские мореплаватели в это время всерьёз задумались над тем, чтобы проложить удобные торговые пути. Этому ещё способствовало то обстоятельство, что наша страна владела на территории Северной Америки Аляской. С ней также необходимо было поддерживать постоянные связи и развивать экономическое сотрудничество.

И.Ф. Крузенштерн ещё в конце XVIII века представил план кругосветной экспедиции. Однако тогда он был отвергнут. Но уже буквально через несколько лет, после воцарения Александра I, российское правительство проявило интерес к представленному плану. Он получил одобрение.

Подготовка

И.Ф. Крузенштерн происходил из дворянского рода. Он учился в Кронштадтском морском корпусе и, будучи его учеником, принял участие в войне против Швеции, хорошо себя тогда зарекомендовав. После этого он был отправлен на стажировку в Англию, где получил прекрасное образование. По возвращении в Россию представил план кругосветной экспедиции. Получив одобрение, тщательно к ней подготовился, закупил лучшие приборы и оснастил корабли.

Его ближайшим помощником в этом деле был его товарищ Юрий Фёдорович Лисянский. С ним он подружился ещё в кадетском корпусе. Друг также себя прекрасно зарекомендовал как талантливый морской офицер в годы Русско-шведской войны 1788-1790 годов. Уже в скором времени были снаряжены два суда под названиями «Нева» и «Надежда». Последним руководил граф Николай Резанов, ставший знаменитым благодаря известной рок-опере. Экспедиция отправилась в плавание в 1803 году. Её целью было исследовать и разведать возможность открытия новых торговых путей из России в Китай и побережье североамериканской территории.

Плавание

Русские мореплаватели обогнули мыс Горн и, выйдя в Тихий океан, разделились. Юрий Фёдорович Лисянский повёл свой корабль к североамериканским берегам, где отбил захваченный индейцами торговый русский город Ново-Архангельск. Во время этого путешествия он также провёл впервые в истории мореплавания парусный корабль вокруг Южной Африки.

Судно «Надежда» под руководством Крузенштерна отправилось в Японское море. Заслуга этого исследователя состоит в том, что он тщательно исследовал берега острова Сахалин и внёс значительные изменения на карту. Основной же было исследовать в чём давно было заинтересовано руководство Тихоокеанского флота. Крузенштерн вошёл в Амурский лиман, после чего, исследовав берега Камчатки, вернулся на родину.

Вклад Крузенштерна в науку

Путешественники России существенно продвинули русскую географическую науку, выведя её на мировой уровень развития. привлекла внимание широкой общественности. После окончания путешествия оба написали книги, в которых были изложены результаты их исследований. Крузенштерн опубликовал «Путешествие вокруг света», но особенное значение имеет выпущенный им атлас с гидрографическими приложениями. Он заполнил многие белые пятна на карте, провёл ценнейшие исследования морей и океанов. Так, он изучил давление и температуру воды, морские течения, приливы и отливы.

Общественная деятельность

Его дальнейшая карьера была тесно связана с морским корпусом, куда он сначала был определён инспектором. Впоследствии стал там преподавать, а потом вообще его возглавил. По его инициативе были созданы Высшие офицерские классы. В дальнейшем их преобразовали в Морскую академию. Крузенштерн ввёл новые дисциплины в учебный процесс. Это существенно повысило качественный уровень преподавания морского дела.

Кроме того, он помогал в организации других экспедиций, в частности содействовал планам другого видного исследователя О. Коцебу. Крузенштерн принял участие в создании знаменитого Русского географического общества, которому суждено было занять одно из ведущих мест не только в российской, но и в мировой науке. Особое значение для развития географии имел выпущенный им «Атлас Южного моря».

Подготовка новой экспедиции

Крузенштерн через несколько лет после своего путешествия настаивал на тщательном исследовании южных широт. Он предлагал снарядить две экспедиции к Северному и Южному полюсам по два корабля в каждой. До этого мореплаватель почти вплотную подошёл к Антарктике, однако дальше пройти ему помешали льды. Тогда предположил, что шестого материка либо не существует, либо к нему невозможно добраться.

В 1819 году российское руководство приняло решение о снаряжении новой эскадры для плавания. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен после ряда проволочек был назначен её руководителем. Было принято решение о строительстве двух кораблей: «Мирный» и «Восток». Первый спроектировали по плану российских учёных. Он отличался прочностью и водоустойчивостью. Однако второй, построенный в Великобритании, был менее устойчив, так что его пришлось не раз переделывать, перестраивать и ремонтировать. Подготовкой и постройкой руководил Михаил Лазарев, который сетовал на такое несоответствие двух суден.

Путешествие к югу

Новая экспедиция отправилась в 1819 году. Она достигла Бразилии и, обогнув материк, вышла к Сандвическим островам. В январе 1820 года русская экспедиция открыла шестой материк - Антарктиду. Во время манёвров вокруг неё было обнаружено и описано множество островов. Среди наиболее значимых открытий можно назвать остров Петра I, побережье Александра I. Сделав необходимое описание берегов, а также зарисовки животных, увиденных на новом материке, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен отплыл обратно.

Во время экспедиции, помимо обнаружения Антарктиды, были сделаны и другие открытия. Например, участники обнаружили, что Земля Сандвича - это целый архипелаг. Кроме того, был описан остров Южная Георгия. Особое значение имеют описания нового материка. Со своего корабля Михаил Лазарев имел возможность наблюдать лучше за землёй, поэтому его выводы представляют особенную ценность для науки.

Значение открытий

Экспедиция 1819-1821 годов имела огромное значение для отечественной и мировой географической науки. Открытие нового, шестого материка, перевернуло представление о географии Земли. Оба путешественника опубликовали результаты своего исследования в двух томах с приложением атласа и необходимыми указаниями. Во время путешествия было описано около тридцати островов, сделаны великолепные зарисовки видов Антарктиды и её животного мира. Кроме того, участники экспедиции собрали уникальную этнографическую коллекцию, которая хранится в Казанском университете.

Дальнейшая деятельность

Беллинсгаузен впоследствии продолжил свою военно-морскую карьеру. Он участвовал в Русско-турецкой войне 1828-1829 годов, командовал Балтийским флотом, а потом был назначен губернатором Кронштадта. Показателем признания его заслуг является тот факт, что его именем назван ряд географических объектов. В первую очередь следует упомянуть море в Тихом океане.

Лазарев также отличился после своего знаменитого путешествия к Антарктиде. Он был назначен командиром экспедиции по охране берегов Русской Америки от контрабандистов, с чем он успешно и справился. Впоследствии командовал черноморским флотом, участвовал в за что удостоился нескольких наград. Итак, великие первооткрыватели из России также внеси свой выдающийся вклад в развитие географии.

2.5. Развитие путешествий в 19 - начале 20 в.

Начало 19 в. ознаменовалось крупными морскими кругосветными путешествиями, в которых русским мореплавателям принадлежала главная роль во многих отношениях.

В России только впервые три десятилетия 19 в. были снаряжены пять больших кругосветных экспедиций.

Главную роль в организации и руководстве путешествиями во многих странах стали географические общества, из которых первое было открыто в 1821 г. в Париже, второе в 1828г. - в Берлине, в 1830 - в Лондоне, в 1845 г. - Русское географическое общество в Петербурге.

Во второй половине 19 в. начинается новый этап путешествий. Теперь морские экспедиции снаряжались и для научных исследований Мирового океана.

За несколько веков истории путешествий, географических открытий были собраны многочисленные научные и литературные материалы, отчёты и дневники. У людей появляется потребность увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Всё это послужило причиной для возникновения особой формы путешествий - туризма.

Естественно, что процесс активизации хозяйственных связей не только увеличивал в огромных масштабах подвижность населения, но и сопровождался строительством дорог, благоустроенных гостинец, ресторанов, созданием зон отдыха, лечения, изучением исторических и культурных достопримечательностей.

Так, в конце 18 в. представителей имущих классов европейских государств, посещающих зарубежные страны из любопытства и с целью развлечения, стали называть «туристами». Во второй половине 19 в. разрозненное движение в Европе, представленное энтузиастами одиночками, начинает приобретать определённые организационные формы.

Доподлинно известно, что туры из Англии во Францию организовывались еще в 1815 г. Писатель и путешественник Д. Джалиниани был инициатором и организатором таких туров для широкой публики в Париж из Лондона. А уже в 1829 г. вышел первый в мире путеводитель для путешественников, подготовленный и изданный K.Бедекером. Этот путеводитель издается и в наши дни и пользуется популярностью у туристов, путешествующих по Европе.

Томас Кук, баптистский пастор, сегодня признанный основоположником современного туризма, первым понял сущность и выгодность организованных массовых перемещений путешественников и в 1843 г. устроил первый железнодорожный тур для своей паствы. Успех сопутствовал пастору. И в 1851 г. он привез 165 тыс. англичан со всех провинций страны на международную выставку в Париж. Выставочные туры оказались выгодными, и Кук стал организатором массового посещения туристами из Англии Всемирной выставки в Париже и в 1855 г. В 1856 г. путешествия по Европе стали регулярными, было создано туристское агентство Кука и множество филиалов. Фантастический успех туристской компании подтверждается опубликованным каталогом из 8000 отелей и гостиниц, в которых Кук предлагал размещение туристам. Клиентами туристской фирмы «Томас Кук» в 1870 г. стали 500 тыс. англичан.

Регулярное пароходное сообщение между европейским и американским континентами было открыто в 1832 г., а в 1866 г. Кук направляет в США первые две группы туристов. Туры были продолжительные и длились до пяти месяцев. Среди именитых американских туристов, воспользовавшихся услугами Томаса Кука, следует назвать Марка Твена, который путешествовал в группе из 60 человек и впоследствии детально описал эту поездку. Томас Кук первым предложил кругосветное путешествие всем желающим в 1872 г., поставив кругосветный тур на индустриальную основу. Первые 20 путешественников совершили кругосветный тур за 220 дней. Томас Кук умер в 1892 г., его дело продолжили сын и компаньоны. Компания существенно расширила ареал деятельности, став крупным финансовым институтом и выпустив дорожные чеки для путешественников. Это по существу изобретение века - безопасные деньги (113). Сегодня компания «Томас Кук» владеет 12 тыс. туристских агентств во всех странах мира и обслуживает 20 млн. туристов.

В 1857 г. в Лондоне возникло первое мини-объединение любителей путешествий в горах - Английский Альпийский клуб. Вслед за Английским в 1862 г. появляются Австрийский горный клуб и Клуб в Турине, преобразованный позже в Итальянский горный клуб; в 1863 г. учреждается Швейцарский клуб. К началу 90-х годов 19 в. альпийские клубы возникли во многих европейских странах, а также в США. Большинство клубов стали издавать свои журналы, посвященные горам и путешествиям в них.

В России первое объединение любителей гор возникло в Тифлисе.

Во второй половине 19 - начале 20 веков национальный и международный туризм продолжал развиваться, вовлекая в свою орбиту новые страны. Однако по-прежнему туризм и экскурсии были доступны в основном представителям имущих классов, которые совершали дорогостоящие поездки для отдыха, лечения и развлечения. В это время открываются национальные и международные курорты и центры туризма во Франции, Италии, Чехословакии, горных районах Швейцарии.

Контрольные вопросы

1. Правомерно ли говорить о "первобытном туризме"?
2. Каковы были мотивы миграций в первобытности?
3. Что вы знаете о первобытной картографии?
4. Куда и с какими целями направлялись экспедиции Древнего Египта?
5. На каком уровне находилась географическая культура Древнего Китая? Какие факты это подтверждают?
6. Какие виды туризма существовали в Древней Греции?
7. Приведите данные, говорящие о зарождении индустрии туризма в Древнем Риме.
8. Какие виды странствий практиковались представителями монашества в средние века?
9. Что вам известно о крестовых походах?
10. Расскажите о великих географических открытиях и их значении для туризма.
11. Назовите первые туристские объединения. Где они появились?

С конца XVI века в Англии стал пользоваться популярностью гран-тур поездка состоятельных людей на континент. Гран-тур позволял закончить образование, посетить Средиземноморье, истоки цивилизации, что являлось необходимым для признания человека вполне образованным.Маршрут путешествия выбирался заранее. Начинался он в небольшом французском городе, юноши совершенствовали свой французский язык. Оттуда совершали поездки в другие места Франции, а также в Германию и Швейцарию. Для повышения своего культурного уровня юноши отправлялись в Италию. Пребывание там считалось квинтэссенцией гран-тура. После пребывания в Италии гран-тур считался завершенным. Подробно об этом своеобразном периоде истории путешествий написали английские авторы А. Буркарт и С. Медлик в своей книге "Туризм: прошлое, настоящее и будущее", изданной в Лондоне в 1976 году.

Необходимо отметить, что гран-тур, конечно, был недоступен основной части английского населения. Поездка на континент, да еще на длительное время, была дорогим удовольствием. Социальная база путешествий расширяется со второй половины XVII века. А "золотое" время гран-тура приходится на XVIII век, особенно на последние 30 лет. Состоятельные слои творческой интеллигенции хлынули на континент. Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо доказывали необходимость и важность дальних поездок для правильного воспитания человека. Деятели просвещения сами часто и много путешествовали.

Именно в ХVII-ХVIII веках в Англии возникает термин "туризм". Он является производным от слова "тур". Такое заключение делают исследователи данной проблемы, ссылаясь на зарубежные источники. Естественно, путешествия англичан вплоть до XIX века, равно как и идентичные поездки древних греков и римлян, трудно отнести к туризму в современном его значении. Они никак не оказывали воздействия на экономику государств и мало касались основных слоев общества. Здесь очень осторожно можно говорить о прообразе туристской деятельности. Современный туризм со своей структурой, материально-технической базой, методами работы и органами управления начал складываться в XIX веке. Особую роль в развитии туризма сыграли коренные изменения на транспорте. Развитие капиталистических общественных отношений, связанный с этим рост подвижности населения и создание железных дорог явились основными предпосылками появления современных форм туризма.

Основное различие туризма прошлых лет и современного - наличие рынка туристических услуг. В XVIII - XIX вв. маркетинг как таковой не был нужен, так как большинство фирм были мелкими и знали своих клиентов лично. С появлением относительно крупных фирм длительный срок они были единичными, то есть, фактически, общеизвестными. До XVIII - XIX вв. туристических фирм как таковых не существовало, и все путешествия осуществлялись по частной инициативе, главным образом на собственных транспортных средствах. В XIX веке понятие туризма претерпевает коренные изменения и становится более близким к современному представлению: Томас Кук открывает первую в мире туристскую фирму, которая занималась продажей нового вида услуг - путешествий ради удовольствия.

Вслед за конторой Т. Кука в Англии появились туристские бюро Фреймза и сэра Генри Ланна. Возникли туристские клубы и ассоциации - Велосипедный туристский клуб, Политехническая туристская ассоциация, Кооперативная ассоциация отдыха и другие.

Несколько позднее целый ряд туристских агентств был создан во Франции, а затем и в других странах Европы. Так, в 1854 году Карл Ризель открыл в Берлине первое немецкое бюро путешествий. С этого времени туризм отсчитывает свою историю как специфический вид предпринимательской деятельности.

Важнейшую роль в развитии туризма сыграли революционные изменения в развитии транспорта: изобретение парохода Фултоном в 1807г., паровоза - Стефенсом в 1814г., совершенствование постовой связи, сопровождавшееся расширением сети дорог в Европе. Все это обусловило больше надежности и скорость передвижения при снижении расходов на путешествия. Вследствие массового наплыва переселенцев из старого Света в Америку бурными развивается морское сообщение, в середине XIX века возникают крупные пароходные компании. Эти виды транспорта принципиально отличаются тем, что предназначены для дальних массовых перемещений. Соответственно устанавливается его регулярное движение, что, в свою очередь, приводит к развитию сети обслуживающих пассажиров предприятий питания и размещения. Часть из них рассчитываются на состоятельных путешественников и отличаются кричащей роскошью, но появляются и отели, предназначенные для людей среднего класса.

Научно-технический прогресс и социальная борьба трудящихся, а также растущее благосостояние общества обусловили постепенное уменьшение рабочего времени в пользу: введение гарантированных неоплачиваемых, а впоследствии и оплачиваемых отпусков (В Германии, например, впервые отпуска были установлены законом о государственных служащих 1873г.).

Повышение качества и надежности транспортных перевозок в совокупности с их удешевлением, а так же постепенное сокращение рабочего времени обусловили существенное увеличение потоков путешествующих. Соответственно возникли первые предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромным пансионам и "комнатам для гостей" в домах священнослужителей, в монастырях и религиозных миссиях приходят первые гостиницы. В 1812 г. в центральной Швейцарии вступает в строй отель "Риги-Клестели", в 1832г. - гостиница в городе Фаульхорн. В 1801г. в Германии открывается первоклассная гостиница "Бадише Хоф" в Баден-Бадене, 1856г. в Швейцарии- "гранд-отель Швайцерхофт" в городе Интерлакене. В Германии на рубеже 18-19 веков возникают первые курорты минеральных вод - в Хайлигендаммене, Нордернее, Травемюнде. Как отмечает швейцарский исследователь туризма профессор К.Каспар: "В этот период становления туризма строились в первую очередь роскошные гостиницы, которые обслуживали представителей аристократических кругов, "нового дворянства", "высшего офицерства". В зависимости от времени года элита либо пребывала на французской или итальянской Ривьере, либо отдыхала на термальных курортах в Швейцарии и Германии, либо предпринимала длительные путешествия в Северную Африку, Египет, Грецию.

Во второй половине XIX века индустрии отдыха расширяет сферу своего производства: к предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые бюро путешествий, в задачу которых входило организация туристических поездок и реализация потребителю. Хрестоматийным периодом первого пэкидж-тура - комплекса туристических услуг, продаваемого по единой цене - является групповой тур на отдых, организованного англичанином Т.Куком в 1841г. Комплекс услуг включал в себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай и булочки в поезде, духовой оркестр. Все поездка, в которой приняли участие 570 человек стоила каждому из них 1 шиллинг.

Интересно, что Т.Кук преследовал при этом скорее социальные, чем коммерческие цели. Будучи председателем местного союза трезвенников, он стремился подобной акцией привлечь внимание к возможностям целесообразного использования свободного времени и найти новых сторонников для руководимого им союза. Так или иначе, идея прижилась, и в последующие 20 лет в Англии возникла множество новых бюро путешествий. Начиная с 1862г. появляются и первые каталоги туристических поездок, что отразил процесс расширения туристического спроса.

В Германии первое бюро путешествий - "Райзебюро Штанген" - было основано в Бреслау в 1863г. Фирма имела тесные контакты с пароходными компаниями и в начале ХХ века активно рекламировала и продавала морские круизные увеселительные поездки. В Германии конца ХIХ - начала ХХ веков дальние туристические поездки могли себе позволить еще немногие. Тем не менее постепенно путешествия становятся доступны среднему классу. Среди чиновников и служащих в этот период широкое распространение получил летний выезд на дачи (Sommerfrische). Дача находилась, как правило, недалеко от города, основным видом используемого дачниками транспорта была железная дорога, размещение отличалось скромностью и чинностью. Дачный сезон длился в обеспеченных семьях с конца июнь до начала сентября. Для бюджета семей мелких чиновников и рабочих дачи стали доступными лишь в конце 20-х гг. нашего века.

В XVIII - XIX вв. благодаря обособлению туризма в особый род экономической деятельности появляются страны, лидирующие в этой области. Особую роль на мировой арене в ту эпоху играли богатая колониями Англия, обособившиеся в 1776 году США и активно включившаяся благодаря Петру I в международную деятельность Россия. Туристическая деятельность в этих странах заметно активировалась в рассматриваемый период благодаря ряду факторов. Англия легко заняла позицию лидера, поскольку это была одна из первых стран Европы, ставшая на путь капиталистического развития, благодаря чему она характеризовалась более высоким уровнем цивилизации и обустройства быта по сравнению со многими странами. В Англии, а чуть позже - и по всей Европе начинают активно строиться железные дороги, которые, по восхищенному выражению Г.Гейне, "убили пространство" - то есть значительно ускорили и упростили путешествия. США в этот период также начали экспансионную политику. Увеличился захват и освоение новых земель, развитие колоний, как следствие - иммиграция в "новый свет" англичан и французов, которые ускорили переход Штатов к капиталистическому способу развития.