Методическая разработка урока истории в 8 классе (в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

Еремина Татьяна Дмитриевна,

учитель истории и обществознания,

МБОУ «Лешуконская СОШ»

УМК: «Всеобщая история. Новая история» (Юдовская А.Я.)

Тема урока: " Итоговый урок по новой истории в 8 классе «Путешествие в 19 век»

Вид урока: урок-путешествие

Цель урока: повторить, систематизировать, обобщить изученный материал

Задачи урока:

    Образовательные:

    Развитие умения формулировать понятия; давать характеристики странам, политическим деятелям

    Развитие умения применять полученные знания при выполнении заданий;

    Продолжение формирования умений работы с текстом учебника, синхронной таблицей, словарем понятий, настенной картой, технологическими картами.

    Развивающие:

    Осуществление системно - деятельностного подхода;

    Развитие внимательности;

    Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных).

    Воспитательные:

    Воспитание интереса к предмету истории;

    Развитие коммуникативных УУД.

Планируемые результаты :

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к истории как науки

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при работе с учебным материалом.

Предметные: развитие умений работать с учебником и раздаточным материалом, повторение, обобщение и систематизация полученных знаний.

Методы обучения : игровой, иллюстративный, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, технологическая карта с заданием для самостоятельной работы в группах, карточки с флагами и названием стран.

    Организационный момент (5 групп по 4 человека)

    Вступительное слово учителя.

    Какая тема урока?

    Чем займемся на уроке?

Путешествие в XIX век-век столь же прекрасный, сколь и тревожный. За 100 прошедших лет изменилась карта Европы – на ней появлялись и исчезали целые государства, изменилось политическое устройство государств – абсолютные монархии уступили место конституционным и республикам. Это время, когда активно развивается парламентская деятельность, идёт процесс формирования правовых государств, в которых центральное место занимает закон и главный из них – конституция.

XIX век – это время, когда рушатся сословные перегородки, женщины добиваются уравнения в правах с мужчинами. Громадный шаг вперёд сделала наука, изменив производство, быт, уровень жизни людей.

XIX век – это век, когда революция следовала за революцией.

    Революция?

    Буржуазная революция?

    Капитализм?

    О каких странах больше всего шла речь на уроках?

    Страны . Политические деятели .

А) Создание групп по странам (найди своих товарищей) (личность, событие, годы, понятие)

США : Авраам Линкольн, гражданская война, 1861-1865, республиканская партия

Германия : Отто фон Бисмарк, объединение страны, 1866 , «железный канцлер»

Франция : Бонопарт Наполеон, поход на Россию, 1812, Отечественная война

Англия : королева Виктория, «мастерская мира», 1837-1901, «викторианская эпоха»

Б) Задание: составить 2-3 предложения по этим словам (на экране портреты политических деятелей)

В) Перекличка (встает та страна, которая является ответом на вопрос.

    В истории этой страны имело место «дело Дрейфуса»? (Франции).

    В этой стране в XIX веке были две партии –республиканцы и демократы (США)

    Эта страна во внешней политике долгое время придерживалась так называемой политики «блестящей изоляции»? (Англия).

    Её называли «лоскутной империей». (Австро-Венгрия)

    Из какой страны был этот политик, которому принадлежат слова: «Великие вопросы разрешаются не речами и решениями большинства в парламенте, а железом и кровью». (Бисмарку, Германия).

    Эти страны входили в Антанту? (Англия, Франция).

    В этой стране был организован орган самоуправления – коммуна. (Франция)

Г) Показать страну на карте, соотнести карточку с названием страны с государственным флагом страны.

4. Заполни пропуски . (3 минут)

1. В XIX веке изменения во всех сферах жизни общества привели к тому, что промышленный переворот стали называть _______________ революцией.

В это время идёт разрушение ____________ общества. На смену ему приходит общество ___________, для которого характерно _____________ производство.

    Завершение промышленного переворота привело к становлению ____________ капитализма или как его ещё называют _________________.

    Вопрос о том, каким быть обществу, всегда волновал людей. Ответ на этот вопрос пытались дать три общественно-политических течения - ____________, __________, ____________.

    В XIX веке идёт процесс формирования такого общества, где личность может реализовать свои прирождённые права на жизнь, свободу. Такое общество называют ____________.

(промышленной (индустриальной); традиционного; индустриальное; машинное; монополистического; империализм; консерватизм, либерализм, социализм; гражданским).

    Промышленный переворот?

    Завершение промышленного переворота?

    Понятия.

(Для истории 19 века характерны новые понятия. Из букв соберите понятие и дайте ему определение)

    Метрополия

    Аболиционизм

    Модернизация

    Империализм

Какие это понятия? (Можно пользоваться словарем)

Движение женщин за уравнение в правах с мужчинами (эмансипация).

Военно-политический союз в составе Англии, России, Франции. (Антанта).

Крайний национализм (шовинизм).

Лицо, занимающееся распространением религии среди населения (миссионер).

Война между гражданами одного государства. (Гражданская война).

Рабочее движение в Англии (чартизм)

    Политические учения

«Философов-мыслителей XIX века, как и философов в прежние века, волновали вопросы: как развивается общество, что предпочтительней – революция или реформа, куда движется история. В XIX веке в Западной Европе оформились три основные общественно-политические учения: либерализм, консерватизм, социализм . Каждое из них имело свой взгляд на пути развития общества и права личности.

Ваша задача определить, о какой идеологии идёт речь. (Напишите на карточке)

«Государство охраняет собственность».

«Идея всеобщего благосостояния».

«Право на жизнь, свободу, собственность».

«Государство обеспечивает свободу предпринимательства».

«Разрешено, всё, что не запрещено законом».

«Право на участие в решении государственных дел»

(либерализм)

    Найдите в словаре определение этих трех учений.

    Хронология

Соотнесите даты и события

Дата

Событие

А. Парижская коммуна

    1904-1907

Б. образование Антанты

В. Образование Тройственного союза

    1870 – 1871

Г. Франко-Прусская война

Д. отмена рабства в США

    Изобретения.

19 век - век научно-технического прогресса

Найдите в хронологической таблице, какие технические изобретения были сделаны

    1803-первый паровой автомобиль

    1807-пароход

    1825-первая железная дорога в Великобритании

    1844-установление телеграфной связи между городами с помощью аппарата Морзе

    1850-первый подводный кабель

    1863-подземная железная дорога в Лондоне

    1895-кинематограф

    1896 первый сеанс радиосвязи в Петербурге

    В XIX веке американец Зингер придумал устройство, которое облегчило и ускорило процесс создания одежды. Как называлось это устройство? (Швейная машина )

    А соотечественники Зингера Летек Шоулс и Ремингтон придумали машину, в результате применения которой уже не требовался красивый и четкий почерк. Как называлось их изобретение? (Пишущая машинка )

    В конце XIX века появилось изобретение, имевшее неслыханный успех в разных странах. Его называли «ожившей фотографией», «великим немым». Как называлось это изобретение? (Кинематограф )

    В 1889 г. в Париже появилось архитектурное сооружение, смонтированное из многочисленных стальных элементов. Многие парижане считали это сооружение, ставшее в дальнейшем символом Парижа и Франции, безобразным. Как называлось это сооружение? (Эйфелева башня )

    В XIX веке появился велосипед, который быстро стал популярным средством для активного отдыха и вызвал изменение в женской моде. Какая новая деталь женского гардероба позволила женщина заниматься велосипедным спортом? (Шаровары)

    В 1892 годы барон Пьер де Кубертен выступил с предложением возродить прекрасную античную традицию – проводить мирные соревнования спортсменов из разных стран считая, что такие состязания будут прекрасной гарантией согласия и мира во всем мире. Что предложил Пьер де Кубертен? (Возобновить Олимпийские игры )

    На какое изобретение в английском обществе была такая реакция: «… птицы будут убиты дымом, у коров молоко испортится и скиснет… лошади вымрут, посевы фермеров будут выжжены искрами…; воздух будет отравлен запахом, исходящим от машины; скот, пасущийся на полях, умрёт от страха при этих отвратительных звуках и свистках» (О железной дороге)

    Что называли экипажем без лошадей? (Автомобиль)

    В XIX веке новыми источниками энергии стали… (нефть, электричество)

    Эта француженка сумела перекочевать в Нью-Йорк лишь по частям и понадобилось ей для этого 214 трансатлантических рейсов. (1886г – за океан перевезена Статуя Свободы. Скульптор – Бартольди)

    Только 14 изобретений из 108 предсказанных им пока не реализованы. О ком идёт речь? (Жюль Верн)

    Открытия в какой области объединяют эти имена: Шрапнел, Кольт, Мэксим, Нобель? (Военная техника)

    Два военно-политических блока, появившиеся в конце 19 века (Тройственный союз и Антанта)

    Заключение.

Мир готовится к большой войне.

Учебник, страница 286, высказывание французского историка Дебидура.

Ответьте на вопрос : Для чего необходимо изучать историю зарубежных стран?

    Домашнее задание: карточка с заданиями


В мире всегда что-то меняется. Проходят эпохи, великие памятники превращаются в прах. Но у человечества есть защита от духовного вымирания – это память о людях, которые жили и творили в то или иное время. «Память – одно из самых благодатных даров неба,- говорил П. И. Чайковский.- Воспоминания, как луч света, имеют свойство озарять произошедшее как раз настолько, что всё худое не замечается, что всё хорошее кажется лучше». Есть какая-то неразрешимая загадка в притягательности дней, давно ушедших.

Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в Россию 19 века.


Звучит лирическая музыка.
На фоне музыки стихи Рубальской «Во все времена».
Погаси электрический свет,

Тёплым воском пусть плавятся свечи.

Поплывём вспять течению лет

В чьи-то страсти, разлуки и встречи.


Мы откроем старинный сундук,

Пыль времён отряхнём мы с событий

Чтоб забытый, таинственный звук

Из реки дней ушедших к нам вытек.


И в камине огонь затрещит,

Нам поведают сказки поленья…

19 век к нам спешит,

Возвращая к ушедшим мгновеньям.

19 век … Его ещё называют «золотым веком» русской культуры и поэзии в частности. И не случайно золотыми буквами вписаны в историю имена 3 поэтов 1 половины 19 века. Назовите эти имена.
(Портрет Пушкина. Под портретом надпись).
Все гениальные стихи нашей поэзии – братья, дети одной семьи, отец которой – Пушкин.
Н. Доризо.
Пушкин – поэт, но Пушкин больше, чем поэт. Хотя «поэт» великое слово, оно не может выразить всё то, что для нас значит Пушкин.
Пушкин – литература и история.

Пушкин – наука и искусство.

Пушкин – мерило наших духовных ценностей.
(Дети вспоминают по 2-3 строки из Пушкина).

Звучит стихотворение Дементьева «А мне приснился сон».


А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасён

Сергеем Соболевским…

Его любимый друг с достоинством и блеском

Дуэль расстроил вдруг.
Дуэль не состоялась.

Остались боль и ярость,

Да шум великосветский,

Что так ему постыл…


К несчастью, Соболевский в тот год в Европах был .
А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасён.

Всё было очень просто:

У Троицкого моста

Он встретил Натали.

Их экипажи встали

Она была в вуали,

В серебряной пыли.


Он вышел поклониться,

Сказать – пускай не ждут.

Могло всё измениться

В те несколько минут.


К несчастью, Натали была так близорука, что, не узнав супруга, растаяла вдали.
А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасён.

Под дуло пистолета,

,
Не опуская глаз,

Шагнул вперёд Данзас

И заслонил поэта.


И слышал только лес,

Что говорил он другу…

И опускает руку несбывшийся Дантес.
К несчастью, пленник чести так поступить не смел. Остался он на месте, и выстрел прогремел.
А мне приснился сон, что Пушкин был спасён.
(Звучит стихотворение «Погиб поэт» Лермонтова.)
Едва умолк выстрел на Чёрной речке, как всю Россию потрясли, словно мощнейшее землетрясение, стихи Лермонтова «Смерть поэта», и яростное горе потери, неистовая жажда возмездия сделали никому не известного юношу великим русским поэтом. достойным преемником пушкинской музы.

«Во всей мировой литературе я не знаю более близкого духовного родства, чем родство этих 2 гениев»,- писал поэт Николай Доризо. А первый наш нобелевский лауреат Иван Бунин на склоне лет признался: «Я всегда думал, что наш величайший поэт был Пушкин. Нет. Это был Лермонтов. Просто представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если бы не погиб в 26 лет.»

Такие поэты рождаются только раз, чтобы стать вечной звездой для человечества.
Вверху одна горит звезда,

Мой взор она манит всегда.

Мои мечты она влечёт

И с высоты меня зовёт…


Хочется вспомнить имя ещё одной немеркнущей звезды 19 века, гениального поэта и драматурга, о котором Пушкин говорил:«Это один из самых умных людей в России».

Господин иностранной Коллегии надворный советник, полномочный министр Российской императорской миссии в Персии, смертью своей шагнувший в бессмертие поэт Александр Сергеевич Грибоедов.

Грибоедов не только музыкант и поэт, он ещё и композитор. Послушайте написанный им вальс.

(Звучит вальс Грибоедова).


Грибоедов оставил после себя 2 вальса, но прежде всего он известен нам как автор комедии «Горе от ума», где что ни строка – то афоризм.

(Учащиеся вспоминают афоризмы). Ещё будучи юными, полными сил, Пушкин, Грибоедов посещали салон княгини Зинаиды Волконской. Здесь бывали Жуковский, Тургенев, Одоевский - самое блестящее общество Москвы. В 19 веке в дворянской среде были популярны литературно-музыкальные салоны. здесь устраивали литературные чтения. концерты, театральные представления.Сама хозяйка великолепно пела. На слушателей производил особое впечатление её звучный голос. Вот как писал об этом поэт Иван Козлов.


Мне говорят: «Она поет -
И радость тихо в душу льется,
Раздумье томное найдет,
В мечтанье сладком сердце бьется;
А я, я слез не проливал,
Волшебным голосом плененный;
Я только помню, что видал
Певицы образ несравненный.

О, помню я, каким огнем

Сияли очи голубые,

Как на челе ее младом

Вилися кудри золотые! И. Козлов. Княгине 3. Волконской

Но одним из самых распространённых развлечений высшего света были балы.

На бал люди приходили одетыми парадно.

Кавалеры во фраке, смокинге или костюме, белой рубашке и обязательно в перчатках.


Причём, дама могла отказать кавалеру без перчаток, и для кавалеров лучше прийти на бал в чёрных перчатках, чем без перчаток вообще.

Дамы и девушки одевались в платья белого или пастельных тонов. Они долго размышляли над цветом и фасоном платья. Вот как описывает это великий классик 19 века Гоголь в своей комедии «Ревизор».

(Инсценировка).
В тон платья подбирались перчатки или надевались белые. Девушкам рекомендовалась скромная причёска. В любом случае шея должна была быть открыта. На балах следовало появляться с минимальным количеством украшений: подвеска на шее, скромный браслет.
Во время бала какой – нибудь господин отделяется от ряда зрителей и подаёт руку даме, стоящей напротив. Пара пускается в путь, убыстряя или замедляя шаг, в ногу с теми, кто идёт впереди. Наверное не так просто идти, касаясь друг друга лишь кончиками пальцев, под огнём тысячи глаз.

Пройти с изяществом, благородством, простотой, когда на вас смотрят … Даже большим актрисам не всегда это удавалось.


Бал – настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)
(Исполняется вальс).

А вот как описывает бал А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин».


Во дни веселий и желаний
Я от балов был без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
О вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу мою заметить речь:
Я вас хочу предостеречь
. Вы также, маменьки, построже
За дочерьми смотрите вслед:
Держите прямо свой лорнет!
Не то... не то, избави боже!

А. Пушкин « Евгений Онегин».
«Держите прямо свой лорнет»… Действительно, у женщин 19 века было много милых аксессуаров: лорнеты, сумочки, веера.

Существовал скрытый язык веера.

Если веер развёрнут, дама отмахивается, это означает: «Я замужем»
Веер закрывается – вы мне безразличны.
Открывается один лепесток – будьте довольны моей дружбой.
Веер полностью раскрыт – вы мне нравитесь, я Вас обожаю.
Если дама, глядя на мужчину, похлопывала по руке закрытым веером, то по количеству ударов её избранник узнавал час свидания.

Юных девушек с шестнадцати лет начинали вы­водить в свет. И это было огром­ным событием в их жизни. Никто лучше Л. Н. Толстого не передал это состояние ожидания праздни­ка, суматошных сборов, волне­ния.

Откроем роман «Война и мир» на странице, где описывает­ся первый бал Наташи Ростовой...

«Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни... То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила тому, что это будет... Мужчины стали подходить к дамам и стро­иться в пары... Больше половины дам имели кавалеров... Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в танец. Она стояла, опустив свои тоненькие руки, и блестящими испуганными глаза­ми глядела перед собой, с выраже­нием готовности на величайшую радость и на величайшее горе... "Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танце­вать между первыми, неужели ме­ня не заметят все эти мужчины... Они должны же знать, как мне хо­чется танцевать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцевать со мной…»

(Кадр из фильма Бондарчука «Война и мир».)

Кроме балов, в шумных светских гостиных устраивали маскарады. Они особенно были любимы обществом. Атмосфера таинственности располагала к раскрепощённому общению.

Именно на бале-маскараде состоялось знакомство известного поэта 19 века А. К. Толстого и Софьи Андреевны Миллер.

В светской толпе он почему-то сразу обратил на неё внимание. Маска скрывала её лицо, но глаза сквозь неё смотрели пристально и печально.

Прекрасные волосы венчали голову. Она была стройна и изящна. Голос её завораживал. Они проговорили недолго. Тщетно он просил её открыть лицо, снять маску… Но его визитную карточку она взяла, дав лукавое обещание не забывать его. Что было бы с ним, Алексеем Константиновичем Толстым, и с ней, Софьей Андреевной Миллер, если бы они не встретились? Быть может, именно той январской ночью1851 года, когда он возвращался домой, сложились первые строки будущего небывалого по красоте романса.
(Звучит романс «Средь шумного бала».)
У А. К. Толстого встреча «средь шумного бала» имела счастливое продолжение. В Софье Андреевне он нашёл не только единственную свою женщину, но и умного друга.

Софья Андреевна была незаурядной женщиной, прекрасно образованной. Современники утверждал, что она знала 1,5 десятка языков, была отличной музыкантшей, прекрасно пела. Обладала решительным и стойким характером, обожала, как и Алексей Константинович, охоту и скачки на коне во весь опор.

Когда во время Крымской войны Толстой, пошедший туда добровольцем, заболел тифом, Софья Андреевна проводила у его постели дни и ночи.

С нею он изъездил пол0россии, с нею же уединился в российской сельской глуши. Любовь Алексея Константиновича была вечным чувством.

У каждой эпохи свой идеал женщины. Для светской женщины 19 века были естественны знание языков, умение петь, танцевать, музицировать.

Изменилось время.

Изменилась мода, но неизменными и вечными должны оставаться такие понятия и чувства, дарящие свет, как любовь, верность, честь, красота, искусство, добро.
Всего-то - чтоб была свеча,

Свеча простая, восковая,

И старомодность вековая

Так станет в памяти свежа.


И поспешит твое перо

К той грамоте витиеватой,

Разумной и замысловатой,

И ляжет на душу добро.


Уже ты мыслишь о друзьях

Все чаще способом старинным,

И сталактитом стеаринным

Займешься нежностью в глазах.


И Пушкин ласково глядит,

И ночь прошла, и гаснут свечи,

И нежный вкус родимой речи

Так чисто губы холодит.

С конца XVI века в Англии стал пользоваться популярностью гран-тур поездка состоятельных людей на континент. Гран-тур позволял закончить образование, посетить Средиземноморье, истоки цивилизации, что являлось необходимым для признания человека вполне образованным.Маршрут путешествия выбирался заранее. Начинался он в небольшом французском городе, юноши совершенствовали свой французский язык. Оттуда совершали поездки в другие места Франции, а также в Германию и Швейцарию. Для повышения своего культурного уровня юноши отправлялись в Италию. Пребывание там считалось квинтэссенцией гран-тура. После пребывания в Италии гран-тур считался завершенным. Подробно об этом своеобразном периоде истории путешествий написали английские авторы А. Буркарт и С. Медлик в своей книге "Туризм: прошлое, настоящее и будущее", изданной в Лондоне в 1976 году.

Необходимо отметить, что гран-тур, конечно, был недоступен основной части английского населения. Поездка на континент, да еще на длительное время, была дорогим удовольствием. Социальная база путешествий расширяется со второй половины XVII века. А "золотое" время гран-тура приходится на XVIII век, особенно на последние 30 лет. Состоятельные слои творческой интеллигенции хлынули на континент. Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо доказывали необходимость и важность дальних поездок для правильного воспитания человека. Деятели просвещения сами часто и много путешествовали.

Именно в ХVII-ХVIII веках в Англии возникает термин "туризм". Он является производным от слова "тур". Такое заключение делают исследователи данной проблемы, ссылаясь на зарубежные источники. Естественно, путешествия англичан вплоть до XIX века, равно как и идентичные поездки древних греков и римлян, трудно отнести к туризму в современном его значении. Они никак не оказывали воздействия на экономику государств и мало касались основных слоев общества. Здесь очень осторожно можно говорить о прообразе туристской деятельности. Современный туризм со своей структурой, материально-технической базой, методами работы и органами управления начал складываться в XIX веке. Особую роль в развитии туризма сыграли коренные изменения на транспорте. Развитие капиталистических общественных отношений, связанный с этим рост подвижности населения и создание железных дорог явились основными предпосылками появления современных форм туризма.

Основное различие туризма прошлых лет и современного - наличие рынка туристических услуг. В XVIII - XIX вв. маркетинг как таковой не был нужен, так как большинство фирм были мелкими и знали своих клиентов лично. С появлением относительно крупных фирм длительный срок они были единичными, то есть, фактически, общеизвестными. До XVIII - XIX вв. туристических фирм как таковых не существовало, и все путешествия осуществлялись по частной инициативе, главным образом на собственных транспортных средствах. В XIX веке понятие туризма претерпевает коренные изменения и становится более близким к современному представлению: Томас Кук открывает первую в мире туристскую фирму, которая занималась продажей нового вида услуг - путешествий ради удовольствия.

Вслед за конторой Т. Кука в Англии появились туристские бюро Фреймза и сэра Генри Ланна. Возникли туристские клубы и ассоциации - Велосипедный туристский клуб, Политехническая туристская ассоциация, Кооперативная ассоциация отдыха и другие.

Несколько позднее целый ряд туристских агентств был создан во Франции, а затем и в других странах Европы. Так, в 1854 году Карл Ризель открыл в Берлине первое немецкое бюро путешествий. С этого времени туризм отсчитывает свою историю как специфический вид предпринимательской деятельности.

Важнейшую роль в развитии туризма сыграли революционные изменения в развитии транспорта: изобретение парохода Фултоном в 1807г., паровоза - Стефенсом в 1814г., совершенствование постовой связи, сопровождавшееся расширением сети дорог в Европе. Все это обусловило больше надежности и скорость передвижения при снижении расходов на путешествия. Вследствие массового наплыва переселенцев из старого Света в Америку бурными развивается морское сообщение, в середине XIX века возникают крупные пароходные компании. Эти виды транспорта принципиально отличаются тем, что предназначены для дальних массовых перемещений. Соответственно устанавливается его регулярное движение, что, в свою очередь, приводит к развитию сети обслуживающих пассажиров предприятий питания и размещения. Часть из них рассчитываются на состоятельных путешественников и отличаются кричащей роскошью, но появляются и отели, предназначенные для людей среднего класса.

Научно-технический прогресс и социальная борьба трудящихся, а также растущее благосостояние общества обусловили постепенное уменьшение рабочего времени в пользу: введение гарантированных неоплачиваемых, а впоследствии и оплачиваемых отпусков (В Германии, например, впервые отпуска были установлены законом о государственных служащих 1873г.).

Повышение качества и надежности транспортных перевозок в совокупности с их удешевлением, а так же постепенное сокращение рабочего времени обусловили существенное увеличение потоков путешествующих. Соответственно возникли первые предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромным пансионам и "комнатам для гостей" в домах священнослужителей, в монастырях и религиозных миссиях приходят первые гостиницы. В 1812 г. в центральной Швейцарии вступает в строй отель "Риги-Клестели", в 1832г. - гостиница в городе Фаульхорн. В 1801г. в Германии открывается первоклассная гостиница "Бадише Хоф" в Баден-Бадене, 1856г. в Швейцарии- "гранд-отель Швайцерхофт" в городе Интерлакене. В Германии на рубеже 18-19 веков возникают первые курорты минеральных вод - в Хайлигендаммене, Нордернее, Травемюнде. Как отмечает швейцарский исследователь туризма профессор К.Каспар: "В этот период становления туризма строились в первую очередь роскошные гостиницы, которые обслуживали представителей аристократических кругов, "нового дворянства", "высшего офицерства". В зависимости от времени года элита либо пребывала на французской или итальянской Ривьере, либо отдыхала на термальных курортах в Швейцарии и Германии, либо предпринимала длительные путешествия в Северную Африку, Египет, Грецию.

Во второй половине XIX века индустрии отдыха расширяет сферу своего производства: к предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые бюро путешествий, в задачу которых входило организация туристических поездок и реализация потребителю. Хрестоматийным периодом первого пэкидж-тура - комплекса туристических услуг, продаваемого по единой цене - является групповой тур на отдых, организованного англичанином Т.Куком в 1841г. Комплекс услуг включал в себя двадцатимильную поездку по железной дороге, чай и булочки в поезде, духовой оркестр. Все поездка, в которой приняли участие 570 человек стоила каждому из них 1 шиллинг.

Интересно, что Т.Кук преследовал при этом скорее социальные, чем коммерческие цели. Будучи председателем местного союза трезвенников, он стремился подобной акцией привлечь внимание к возможностям целесообразного использования свободного времени и найти новых сторонников для руководимого им союза. Так или иначе, идея прижилась, и в последующие 20 лет в Англии возникла множество новых бюро путешествий. Начиная с 1862г. появляются и первые каталоги туристических поездок, что отразил процесс расширения туристического спроса.

В Германии первое бюро путешествий - "Райзебюро Штанген" - было основано в Бреслау в 1863г. Фирма имела тесные контакты с пароходными компаниями и в начале ХХ века активно рекламировала и продавала морские круизные увеселительные поездки. В Германии конца ХIХ - начала ХХ веков дальние туристические поездки могли себе позволить еще немногие. Тем не менее постепенно путешествия становятся доступны среднему классу. Среди чиновников и служащих в этот период широкое распространение получил летний выезд на дачи (Sommerfrische). Дача находилась, как правило, недалеко от города, основным видом используемого дачниками транспорта была железная дорога, размещение отличалось скромностью и чинностью. Дачный сезон длился в обеспеченных семьях с конца июнь до начала сентября. Для бюджета семей мелких чиновников и рабочих дачи стали доступными лишь в конце 20-х гг. нашего века.

В XVIII - XIX вв. благодаря обособлению туризма в особый род экономической деятельности появляются страны, лидирующие в этой области. Особую роль на мировой арене в ту эпоху играли богатая колониями Англия, обособившиеся в 1776 году США и активно включившаяся благодаря Петру I в международную деятельность Россия. Туристическая деятельность в этих странах заметно активировалась в рассматриваемый период благодаря ряду факторов. Англия легко заняла позицию лидера, поскольку это была одна из первых стран Европы, ставшая на путь капиталистического развития, благодаря чему она характеризовалась более высоким уровнем цивилизации и обустройства быта по сравнению со многими странами. В Англии, а чуть позже - и по всей Европе начинают активно строиться железные дороги, которые, по восхищенному выражению Г.Гейне, "убили пространство" - то есть значительно ускорили и упростили путешествия. США в этот период также начали экспансионную политику. Увеличился захват и освоение новых земель, развитие колоний, как следствие - иммиграция в "новый свет" англичан и французов, которые ускорили переход Штатов к капиталистическому способу развития.

Внеклассное мероприятие по литературе в 9 классе.

«Литературный калейдоскоп. Путешествие в 19 век».

Учитель русского языка и литературы Седова Ирина Валентиновна

Цели мероприятия:

Образовательные: углубить знания учащихся об эпохе одного из самых замечательных периодов в истории России – эпохе 19 века, расширить представления об особенностях культуры того времени;

Воспитательные: воспитывать уважение к национальным традициям, формировать у учащихся эстетический вкус, прививать любовь к литературе и искусству;

Развивающие: развивать монологическую речь учащихся, формировать навыки коммуникативной компетенции через сотрудничество учителя и учащихся.

Оформление: мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия:

Звучит музыка. (На слайдах зарисовки из эпохи 19 века)

Учитель. Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен…

Ученик. « Друзья, прекрасен наш союз!» -
Читаем мы в строках поэта.

Союз друзей и нежных муз -
Любого времени примета.

Учитель. XIX век - один из самых интересных в истории! Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Островский, Толстой, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Достоевский, Чехов и многие другие имена связаны с веком, именуемым «золотым».

Учитель. В наше непростое время мы с теплотой и любовью обращаемся к славному прошлому нашей Родины, ищем ответы на волнующие вопросы современности. Исторический и культурный опыт прошлого помогает решить многие проблемы сегодняшнего дня. А 19 век – эпоха особенная. Это «эпоха, пронизанная молодостью. Ей присуща и молодая непосредственность, и молодая прямолинейность, и молодая энергия».

Ученик. Чтобы лучше понять произведения художественной литературы, созданные поэтами и писателями 19 века, представить стиль эпохи, увидеть ее особенности, мы совершим путешествие в век далекий, но от этого не менее интересный. Век, который много привнес в историю, науку, культуру. Итак, в путь!

«Карету мне, карету!»

«В России начала 19 века движение в городах было очень оживленным. Один из путешественников, побывавший в то время в городе, записал в своих впечатлениях, что «извозничьи экипажи в Петербурге гораздо многочисленнее, чем в самых больших городах Европы, улицы заставлены ими. Чуть ли не на каждом углу можно слышать: «Барин! Куда изволите? Прикажите подавать!» Транспортные средства того времени были самые разнообразные. Попробуем выбрать транспорт для нашего путешествия.

Долго ль мне гулять на свете

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?

Ученик. Карета, коляска, бричка, кибитка, тарантас, сани, телега, возок... Без них невозможно представить дорожный быт старой Рос­сии. Названия экипажей часто упоминались в литературных произведениях. Рассмотрим вначале летние повозки.

Телега - простейшая четырехколесная летняя повозка.

Карета - э то закрытый со всех сторон большой четырехколесный конный экипаж на пружинящих рессорах. Карета имела два или четыре пассажирских места, запрягалась обычно четверкой или шестеркой лошадей. В своем произведении «Дубровский» А.С. Пушкин пишет: «…лошади неслись бы­стро по кочкам проселочной дороги, и карета почти не качалась на своих английских рессорах».

Коляска (от славянского «коло» - колесо). Будучи барской 4-колесной повозкой, коляска, как и карета, имела рессоры и запрягалась в несколько лошадей. В отличие от карет коляски были открытыми или имели половинчатый, часто откидной, верх.

Бричка – лёгкая дорожная повозка с откидным верхом. В ворота гостиницы губернско­ го города NN въехала до­вольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостя­ки: отставные подполковники, штабс - капита­ны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян,- словом, все те, которых называют господами средней руки .

Дилижанс – многоместная крытая карета, запряжённая лошадьми для скорого сообщения, перевозки пассажиров и почты. Копейкин пройдёт мимо Милютинских лавок: там из окна выглядывает, в некотором роде, семга этакая, вишенка по пяти рублей штучка, арбуз громадище, дилижанс этакий…

Зимние повозки.

Кибитка – крытая дорожная повозка. Соседи съехались в возках,
в кибитках, в бричках и в санях.

Возок - это кругом закрытая дорожная повозка на полозь­ях, с дверцами и окнами.

Сани - открытая повозка на двух низких полозьях, запрятавшаяся в одну лошадь, парою или тройкой.

1 станция. «Дворянские усадьбы...»

19 век славился своими дворянскими усадьбами.

Дома косые, двухэтажные,
И тут же рига, скотный двор,
Где у корыта гуси важные
Ведут немолчный разговор.
В садах настурции и розаны,
В прудах зацветших караси.
Усадьбы старые разбросаны
По всей таинственной Руси.

Ученик. Русская дворянская усадьба представляла собой особый мир, который был обустроен в соответствии со вкусами и возможностями владельцев. По стране были разбросаны сотни дворянских усадеб. Большинство выдающихся людей, определивших культурное и историческое развитие нашей страны, связано с русскими усадьбами.

Учитель. И сейчас мы побываем в некоторых из них. И первым будет, непременно, родовое имение нашего великого земляка, Михаила Юрьевича Лермонтова – Тарханы. Заглянем в Михайловское, Спасское-Лутовиново, посетим Ясную Поляну.

Тарханы (слайды)

Без тарханских впечатлений не могло быть «Бородина», «Вадима», «Купца Калашникова», стихов «Как часто пёстрою толпою окружён», «Предсказание», ранних драм и многих других произведений М.Ю.Лермонтова. Тарханы, это «царство дивное», он старательно оберегал от «пёстрой толпы». Этот островок был только для него, здесь он отдыхал душой.

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться, – памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребёнком, и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,

А за прудом село дымится - и встают

Вдали туманы над полями...

В Тарханах Лермонтов обрёл вечный покой.

Михайловское (слайды)

На древней псковской земле есть уголок, куда люди приходят с особым душевным трепетом. Это знаменитая усадьба Михайловское, неотделимая от творческой биографии А.С.Пушкина. В Михайловском поэтом создано около ста произведений: трагедия «Борис Годунов», центральные главы романа «Евгений Онегин», окончена поэма «Цыганы», задуманы «Маленькие трагедии», написаны такие стихотворения, как «Деревня», «Пророк», «Я помню чудное мгновенье», «Вновь я посетил».

Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных....

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет – уж за стеною

Не слышу я шагов ее тяжелых,

Ни кропотливого ее дозора...

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны...

Спасское-Лутовиново (слайды)

Спасское-Лутовиново и его тенистые липовые аллеи, его окрестности нашли свое отражение на страницах “Записок охотника”, романов, повестей, рассказов Тургенева, которые во всем мире прославили неяркую, но полную неотразимого обаяния красоту природы средней России.

Ясная Поляна (слайды)

В окружении необыкновенно красивой природы творил один из самых великих писателей. Л.Н.Толстой об этом говорил так: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его».

2 станция. «Эпоха и лица».

Учитель. 19 век – век великих людей.

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Посмотрите на экран, вы увидите портреты известных личностей этой эпохи. Скажите, кем были эти люди, в какой области они прославились?

(Отто фон Бисмарк – рейхсканцлер Германской империи; Генрих Гейне – немецкий поэт; Джон Рокфеллер – американский предприниматель, миллиардер; Виссарион Григорьевич Белинский – русский мыслитель, писатель, литературный критик; Александр II – император всероссийский; Винсент Ван Гог - нидерландский художник, Михаил Иванович Глинка – русский композитор; Франсуа Роден – французский скульптор; Афанасий Фет – русский поэт-лирик; Иоганн Штраус – австрийский композитор; Петр Ильич Чайковский – русский композитор; Марк Твен – американский писатель)

3 станция «Умеют же себя принарядить...»

Учитель. Всмотримся в лица людей, гуляющих по этим старинным имениям. Как не похожи они на наших современников. Дело в том, что «различные исторические эпохи представляют собой особые периоды со своими традициями, событиями, образом жизни людей». Путеводителем в историческое прошлое может стать знакомство с историей костюма.

Все, что связано с костюмом 19 века, давно ушло из нашей повседневной жизни. Исчезли из обихода даже слова, обозначавшие старинные костюмы и ткани. Мы, современные читатели, знакомясь с произведениями русской литературы 19 века, сталкиваемся с тем, что многое в произведении так и остается для нас неизвестным. И сейчас мы познакомимся с модой, которая господствовала в эпоху 19 века.

Ученик. Начало XIX в. характеризуется появлением в искусстве стиля ампир. Стиль ампир отличался, пышностью, блеском и помпезностью.

Мужской повседневной одеждой становится темный (коричневый, черный, синий) шерстяной фрак с высоким воротником-стойкой. Чаще всего его носили со светлыми панталонами и светлым жилетом. Верхней одеждой был двубортный редингот, или сюртук, который постепенно стал основным в деловой мужской одежде. Головные уборы - высокие шляпы с небольшими, загнутыми с боков полями. Распространенными видами обуви были сапоги и туфли.

Дамы наряжались в так называемые «античные» платья. Их шили с высокой талией, от которой ткань ниспадала свободно, образуя легкие складки. На несколько дюймов под грудью обвивается около тела в шесть дюймов шириною и на спине пушистым бантом сложенный, вишневый, до полу простирающийся и маленькими желтыми или черными звездочками испещренный пояс. Длинное платье по плечам и отчасти по длинным узеньким рукавам убирается коротенькою слегка струящеюся сорочкою. Снизу украшается оно обшивкою из вишневых лент, которая сверху сопровождается легоньким шитьем. На правом плече висит на золотой цепочке... небольшой медальон. Перчатки палевые. Башмаки такого ж цвета, с самыми плоскими каблуками.

4 станция. «Вы вечером к нам будете?»

Смотрите: нас приглашают в гости. Давайте войдем в одно из зданий и посмотрим, как жили люди в 19 веке.

1) «Скажи, альбом, в простых словах...»

Сегодня девушки нередко ведут дневники, альбомы. Форма девичьих альбомов сложилась еще в 19 веке. Тогда альбом был средством самообразования и общения. Он отражал взгляды, вкусы людей.

Ученик. Конечно, вы не раз видали
Уездной барышни альбом,

Что все подруги измарали
С конца, с начала и кругом.
Сюда, назло правописанью,
Стихи без меры, по преданью
В знак дружбы верной внесены,
Уменьшены, продолжены…

Альбомы были стихотворные, нотные, рисованные и смешанные. Альбомы барышень отличались аккуратностью, они включали в себя стихи, выписки, записи, рисунки. Хозяйка давала альбом кому-нибудь из посетителей ее салона с просьбой написать ей стихи. В альбомы писали и Пушкин, и Батюшков, и Баратынский. Альбомы заполняли долго, иногда он переходил от матери к дочери, передавался по наследству.

Ученик. Долго сих листов заветных
Не касался я пером;
Виноват, в столе моем
Уж давно без строк приветных
Залежался твой альбом.
В именины, очень кстати,
Пожелать тебе я рад
Много всякой благодати,
Много сладостных отрад,-
На Парнасе много грома,
В жизни много тихих дней
И на совести твоей
Ни единого альбома
От красавиц, от друзей.

Учитель. Альбом уездной барышни 19 века мог содержать: (слайды)

    клятвы в любви;

    восхищения красотой и умом владелицы альбома;

    пожелания счастья и любви;

    клятвы верности и преданности;

Ребята, попробуйте вспомнить стихотворные строки из произведений любовной лирики поэтов XIX века.

2) «От салонов я был без ума...»

Учитель. Пушкинский век характерен культурным феноменом петербургских светских, литературных и художественных салонов. Устаревшее французское слово "салон" означает художественный кружок избранных лиц в частном доме.

Ученик. Салон был неким кружком вокруг блестящей дамы, который объединял ее друзей из разных слоев общества. Кружки эти всегда создавались по интересам: одних увлекала религия, других - политика, третьих – литература, искусство и музыка. (Слайды) Литературные салоны оказали большое влияние на развитие русской культуры. В них впервые читались вслух произведения, которые при существовании царской цензуры появлялись на бумаге много позже.

Учитель. Наших гостей сегодня ждет сюрприз: вы посетите один из таких салонов. Но это чуть позже... А сейчас – одна из забав литературных салонов - шарады. Предлагаю их разгадать.

1) С буквой «Я» - это шторм, изверженье,

Наводненье, паденье кометы,

А без «Я» - то плоды вдохновенья,

Что нам дарят с любовью поэты. (Стихия – стихи)

2) Мой первый слог растет в дубраве,

Второй – глубокая канава,

Добавьте букву или предлог,

Затем найдите третий слог.

Его отлично знает

Тот, кто в бильярд играет.

А в целом – произведение это

Великого поэта. (Дуб + Ров + С + Кий = Дубровский)

3) Означает слово это

То, что ищут все поэты.

Букв порядок изменяем –

Предприятие получаем. (Рифма – фирма)

4) Кто части велосипеда знает,

Тот слово это отгадает.

А если букву «Д» прибавить,

На сцене можно будет ставить. (Рама – драма)

5) Ты меня отлично знаешь,

Я сказки Пушкина герой.

Но если «Л» на «Н» заменишь,

Сибирской стану я рекой. (Елисей – Енисей)

3) «Пора, мой друг, пора...»

Наше путешествие, к сожалению, подходит к концу. Мы оставляем позади и дребезжание булыжной мостовой, и многолюдье улиц, и шум и блеск балов, останутся позади и звуки нежных романсов. Останутся позади...но ведь не забудутся?

Надеюсь, что вам было интересно погрузиться в эту эпоху, а наш «Литературный калейдоскоп» помог по-новому взглянуть на культуру XIX века и подготовил к более глубокому, осмысленному восприятию произведений русской литературы и искусства той эпохи.

Сборы в дорогу

Чтобы отправиться в путь, путешественнику нужно было собрать великое множество узлов, котомок и чемоданов. В дворянской семье приготовления к поездке начинались за несколько дней. «Мать аккуратно сама укладывала вещи и белье в огромный красный деревянный, обитый жестью дорожный сундук, еще старых времен.

Путешествие воспринимали как настоящий праздник

Горничная Анюта с характерным постукиванием гладила в передней гору выстиранного белья, от которого поднимался пар, с приятным «чистым» запахом; в кухне жарились цыплята и пеклись особые «дорожные» пирожки и яйца; отец совещался с Гаврилой: кого запрячь в тройку в тарантас, кроме гнедого четверика в коляску, а кого — пару в телегу — под вещи, «чтобы не отставали», — так вспоминал об этом Андрей Достоевский, младший брат писателя.

Путешествие воспринимали как настоящий праздник. Если путь предстоял неблизкий, то друзья нередко провожали человека на некоторое расстояние. Например, когда Александр Герцен в 1847 году уезжал за границу, друзья провожали его до Черной Грязи — первой почтовой станции.

Подорожные и прогоны

Подорожная для путника была хорошим подспорьем в дороге. «Кто езжал на почте, тот знает, что подорожная есть оберегательное письмо, без которого всякому кошельку, — генеральский, может быть, исключая, — будет накладно. Вынув ее из кармана, я шел с нею, как ходят иногда для защиты своей со крестом», — писал Александр Радищев.



Путнику без подорожной приходилось платить ямщикам из своего кармана, причем обходились они куда дороже, чем казенные прогоны. Вот что пишет об этом все тот же Радищев. «Между тем как в моей повозке запрягали лошадей, приехала еще кибитка, тройкою запряженная. Из нее вышел человек, закутанный в большую япанчу, и шляпа с распущенными полями, глубоко надетая, препятствовала мне видеть его лицо.

Путешественника без подорожной могли задержать на заставе

Он требовал лошадей без подорожной; и как многие повозчики, окружив его, с ним торговались, то он, не дожидаясь конца их торга, сказал одному из них с нетерпением: — Запрягай поскорее, я дам по четыре копейки на версту. Ямщик побежал за лошадьми. Другие, видя, что договариваться уже было не о чем, все от него отошли». Без подорожной путник часто не мог покинуть пределы города. Путешественника останавливали на заставе и отправляли обратно за бумагами.

Брички и кареты

В XIX веке существовали два вида путешествий: «на почтовых» и «на долгих» лошадях. Почтовых лошадей меняли на каждой станции, так что путь пролетал незаметно. Если человек выбирал «долгих» лошадей, то он мог экономить на прогонах и сам выбирать, где ему остановиться. Да и багажа с собой можно было взять значительно больше. Но приходилось часто останавливаться, чтобы дать лошадям отдохнуть — это замедляло движение.

Радищев отправился из Петербурга в Москву в кибитке

На каретах ездила в основном знать. Маркиз де Кюстин писал: «Расстояние — наше проклятие», — сказал мне однажды император. Справедливость этого замечания можно проверить даже на улицах Петербурга. Так, не из чувства тщеславия разъезжают там в каретах, запряженных четверкой лошадей. Ибо поездки с визитом — это целое путешествие. Русские лошади, нервные и полные огня, уступают нашим в мускульной силе. Пара лошадей не может долго мчать тяжелую коляску по скверным петербургским мостовым. Поэтому четверка лошадей является предметом первой необходимости для всякого, желающего вести светский образ жизни».


Дилижанс

Большой популярностью пользовались брички. Иван Аксаков вспоминал: «Бричка хоть и покойнее телеги, но недалеко ушла от нее и вдесятеро беспокойнее тарантаса и зимней повозки». Нередко для путешествия выбирали кибитки, тарантасы или дроги. В кибитке, например, отправился в путь Александр Радищев.


Дороги и бездорожье

В 1849 году Иван Аксаков колесил по Ярославской губернии и емко резюмировал свои впечатления от местных дорог: «Дорога гнуснейшая всюду». Самой оживленной дорогой империи по праву считался путь из Петербурга в Москву. Радищев писал: «"Поехавши из Петербурга, я воображал себе, что дорога была наилучшая. Таковою ее почитали все те, которые ездили по ней вслед государя. Такова она была действительно, но на малое время. Земля, насыпанная на дороге, сделав ее гладкою в сухое время, дождями разжиженная, произвела великою грязь среди лета и сделала ее непроходимою…»


Большая коронационная карета, выставляется в Государственном Эрмитаже

Но ближе к провинции ситуация менялась. Франсиско де Миранда вспоминал, например: «Дорога проходит тут по топким местам и потому везде вымощена бревнами, как водится у русских, и это сущий ад для путешественника, вынужденного трястись в своей карете или кибитке… так что, когда я на четверке лошадей прибыл в Хотилов, преодолев 36 верст, всё тело болело, словно после порки».

Иван Аксаков писал: «Дорога гнуснейшая всюду»

Маркиз де Кюстин писал о путешествии из Москвы в Ярославль: «Дорога оказалась ужасной — и не только на протяжении трети всего пути. Если верить русским, все дороги у них летом хороши. Я же нахожу их из рук вон плохими. Лошади вязнут по колено в песке, выбиваются из сил, рвут постромки и каждые двадцать шагов останавливаются. А выбравшись из песку, вы попадаете в море грязи, из которой торчат пни и огромные камни, ломающие экипаж и калечащие лошадей».