Хотелось бы Вам побывать в прошлом? В XIX веке, к примеру? На Бородинском сражении?!
Вживую увидеть, как это было, почувствовать обстановку?
Мне это удалось!
Хочу рассказать, как мы ездили на Бородинскую битву.

- Ну что, поедешь со мной в Бородино?
- Поеду! А с малышом как быть? С собой?
- Конечно. А ты думаешь, он нам помешает?
- Ну как он может помешать?!

А у самой в голове крутятся мысли: как ехать с годовалым малышом, который ещё не умеет ходить? Мало того, что для него нужна куча вещей: памперсы, одежда, детское питание, и т.д. Как он поведёт себя в дороге? Вдруг будет плакать?

Ладно, будем решать проблемы по мере их появления,- подумала я и начала паковать сумки.
В результате получилось две больших сумки и два рюкзака.
Ехать мы решили на поезде. Купили билеты - два взрослых и один детский, для старшего сына. Отправление поезда в 23 часа. Малыш к этому времени крепко спал. Переложили его из переносной люльки на полку и сами легли спать.
Москва встретила нас празднично украшенными улицами. Восьмое сентября. Как раз отмечался День Города.
Мужу надо было съездить по своим делам, мне таскаться с ним не захотелось. Решили, что я с детьми пока съезжу на ВДНХ, а он, как освободится, приедет к нам.

Итак, я с мальчишками добралась до цели. Погода была не солнечная, время полвосьмого утра, чем заняться?
Для начала мы решили побродить вокруг. Увидели огромный шар, наполненный маленькими шарами, сооруженный по случаю праздника.

Малыш громко требовал дать ему шар, не понимал, что вовнутрь не залезть.
Потом мы пошли в Макдональдс, перекусить. Пришлось немного подождать, он открывается с 8 часов. Зато дети были довольны. Старший перекусил, а малыш изучил флору в кафе, попытался растения повыдирать. Хорошо, что я вовремя заметила и остановила.

Время у нас еще оставалось, мы решили покататься на монорельсовой дороге.

Поснимали достопримечательности из окна. Малыш в поезде заснул. А тут и муж приехал.

Посоветовавшись, мы решили съездить в парк, на качели, т.к. ехать в Бородино еще было рано.

Там дети покатались, поиграли, и мы поехали на Белорусский вокзал.
На электричке добрались до Бородино, там пришлось взять такси, чтобы добраться до места нашей стоянки.

В палаточном городке нас встретили друзья. Выделили нашей семье отдельную палатку, дали спальник. Еще один у нас был свой.
В первый день была подготовка к празднику, репетиция, примерка костюмов, потом ужин и песни у костра до полуночи.

Кроме нас, с детьми было еще несколько человек, им всем дали костюмы на праздник.
Как мне рассказали, самый юный участник этого мероприятия был трёх месяцев от роду, годом раньше. Надо сказать, что мой малыш вел себя просто великолепно. Капризничал мало, кушал, играл. Единственная трудность, что не ходил, постоянно на руках.

В воскресенье нас подняли с самого утра, на сборы. Мужчины надели военные костюмы XIX века. У наших были костюмы русской армии.

Были еще и французы.

Часов в 10 мы пошли стройной колонной в Бородино.

Дорога заняла примерно час.

Мой малыш все это время спал. Нести его было очень тяжело, спасибо курсантам, помогли. Выглядело это презабавно: сын полка!

В Бородино было очень много приезжих: туристы, местные жители, артисты-участники шоу.

Столько интересных костюмов!!!

Мы пришли к Бородинскому музею.

Там наши вояки фотографировались с желающими.

Потом начался концерт. На нем собрали военные оркестры.

После этого был салют, трехцветный, как российский триколор.

Все поле было оцеплено металлоискателями, на случай безопасности.

Народа было очень много. Для желающих установили трибуны. Мы же решили устроить себе привал прямо на земле.

Было очень жарко. Наши мужчины в костюмах просто изнемогали от жары.
Тут же была палаточная ярмарка, где можно было купить еду и сувениры.

Рядом ходили дамы из XIX cтолетия...

На поле начали съезжаться войска. На лошадях, в костюмах ехали гусары, драгуны… Зрелище было потрясающее.

Потом началось само сражение. На поле выстроились войска.

Была воссоздана реальная историческая картина события. Только участников раз в 10 меньше, чем на самом деле.

Постоянно раздавались взрывы. Стреляли по-настоящему, из пушек и ружей. Было видно, как пушку вначале чистят, потом заправляют снарядом… пухх! Выстрел, грохот, и облако дыма!...

Я поинтересовалась, не бывает ли травм на таких мероприятиях. Сказали, что бывает. Но несерьезно. Как-то в ногу попало участнику, и в лошадь однажды. К счастью, несильно.

Все сражение продолжалось где-то час. Ощущения фантастические! Перемешалась реальность XXI века с культурой, костюмами и военными событиями XIX.

Мне очень понравилось. Новый взгляд на известный исторический факт, удалось прочувствовать атмосферу, увидеть войну живыми глазами.
Детям тоже было очень интересно.

После окончания Бородинского сражения, мы отправились в свой лагерь собирать вещи. И – домой!

В этом году планируем поехать на машине уже с тремя детьми. Думаю, справимся.

Для тех, кому интересно, скажу, что это мероприятие проводится ежегодно, в Бородино, чуть больше 100 км от Москвы, в первое или во второе воскресенье сентября.
Вход бесплатный для всех желающих. Приезжайте, не пожалеете!

Основное различие туризма прошлых лет и современного - наличие рынка туристических услуг. В XVIII - XIX вв. маркетинг как таковой не был нужен, так как большинство фирм были мелкими и знали своих клиентов лично. С появлением относительно крупных фирм длительный срок они были единичными, то есть, фактически, общеизвестными. До XVI11 - XIX вв. туристических фирм как таковых не существовало, и все путешествия осуществлялись по частной инициативе, главным образом на собственных транспортных средствах. В XIX веке понятие туризма претерпевает коренные изменения и становится более близким к современному представлению: в 1863 году Томас Кук открывает первую в мире туристскую фирму, которая занималась продажей нового вида услуг - путешествий ради удовольствия. С этого времени туризм отсчитывает свою историю как специфический вид предпринимательской деятельности.

Выделению туризма в самостоятельную отрасль способствовал мощный технический скачок, давший новые средства передвижения (Фултон изобрел пароход в 1807 г.. Стефенсон - паровоз в 1814 г.). Эти виды транспорта принципиально отличаются тем, что предназначены для дальних массовых перемещений. Соответственно устанавливается его регулярное движение, что, в свою очередь, приводит к развитию сети обслуживающих пассажиров предприятий питания и размещения. Часть из них рассчитываются на состоятельных путешественников и отличаются кричащей роскошью, но появляются и отели, предназначенные для людей среднего класса.

В XVIII - XIX вв. благодаря обособлению туризма в особый род экономической деятельности появляются страны, лидирующие в этой области. Особую роль на мировой арене в ту эпоху играли богатая колониями Англия, обособившиеся в 1776 году США и активно включившаяся благодаря Петру I в международную деятельность Россия. Туристическая деятельность в этих странах заметно активировалась в рассматриваемый период благодаря ряду факторов. Англия легко заняла позицию лидера, поскольку это была одна из первых стран Европы, ставшая на путь капиталистического развития, благодаря чему она характеризовалась более высоким уровнем цивилизации и обустройства быта по сравнению со многими странами. В Англии, а чуть позже - и по всей Европе начинают активно строиться железные дороги, которые, по восхищенному выражению Г.Гейне, "убили пространство" - то есть значительно ускорили и упростили путешествия. США в этот период также начали экспансионную политику. Увеличился захват и освоение новых земель, развитие колоний, как следствие - иммиграция в "новый свет" англичан и французов, которые ускорили переход Штатов к капиталистическому способу развития.


В России главным фактором, стимулирующим развитие внешних отношений и перемещений как внутри страны, так и за ее пределы, стали реформы Петра I. Как известно, Петр едва ли не насильно отправлял молодых дворян для обучения за границу, а также всячески поощрял путешествия по России с целью более полного освоения ее территорий (исследование Камчатки путешественником Крашенинниковым и т.п.). Это дало толчок к развитию транспортных путей, освоению новых земель и торговых путей. Изменение уклада жизни дворян сделало путешествия не только возможными, но и престижными.

В XIX в. веке путешествия становятся доступнее не только с технической точки зрения, но и с социальной. Помимо возникновения; туристических компаний, в Европейских странах становятся популярными общества и клубы по интересам, в том числе и "клубов путешественников", члены которых не просто отправлялись в развлекательные поездки, но и пытались при этом достичь какой-то определенной цели или поставить рекорд (наглядным примером может служить книга Жюля Верна "80 дней вокруг света"). Подобные общества по интересам появились и в среде российского дворянства.

Увеличению количества путешественников среди людей среднего класса способствует введение отпусков для рабочих и служащих и уменьшение рабочего дня, то есть высвобождение досуга. Идет рост сети железных дорог, развитие экономических связей, торговых путей внутри Европы и с другими странами, развитие пароходостроения и судоходства. В США развитие сети железных дорог субсидировалось правительством на 35- 50%; кроме того, там активнее, чем в Европе, шло развитие автомобильного транспорта: с 1891г. началось его конвейерное производство. США также удалось в определенной степени преодолеть главное препятствие для путешественников, среди которых стала очень популярна Европа - океан. С 1838г. было установлено регулярное сообщение между Нью-Йорком и Англией. В социальной сфере огромную роль сыграла отмена рабства: фактически высвободился еще один социальный слой "потенциальных путешественников"; кроме того, этот шаг привел к увеличению благосостояния населения.

В XVIII в. в Англии и России начинается наибольшее распространение получают паломнические путешествия, так как этот период характеризуется высоким религиозным фанатизмом. Паломнические туры позволяли привозить с мест паломничества пальмовую ветвь, как символ господнего благословения. Основные места паломничества – Иерусалим, Мекка, Рим.

К середине XVIII в. возникает необходимость в путешествиях предпринимаемых для других целей: торговых, для поиска и расширения рынков сбыта; политических, для установления контактов с представителями различных культур, религий.

Во второй половине века путешествия приобретают познавательные цели, так как молодые аристократы стремились изучить особенности других стран для повешения уровня образования, интеллекта. Путешествия в их среде считались престижным временем препровождения. Такие путешествия носили элитарный характер, так как их могли себе позволить только состоятельные люди.

В связи с открытием в медицине положительного влияния грязевых лечебных вод и минеральных источников получили распространение путешествия с оздоровительными целями, так называемый бальнеологический вид туризма. Этот вид туризма распространился по всей Западной Европе. В XVIII веке одним из самых знаменитых курортов в Англии являлся курорт "Брайтон". Здоровье продолжает играть большую роль в выборе места отдыха и предпочтение отдается местам, которые расположены ближе к побережью, морскому отдыху. Развитие курортного дела в России приходится на начало 18 века, основоположником которого был Петр I. Известные курорты находятся на территории Кавказа, Липецка, Латвии, Польши.

В США туризм как вид досуга фактически отсутствовал в период территориальных войн, но после признания независимости начал развиваться внутренний туризм с познавательными, торговыми и политическими целями, а так же туризм въездной.

Изобретение транспорта дало скачок в развитии международного туризма, так как использование железнодорожного и морского транспорта позволило расширить географию туризма, сократить время перемещения из одной страны в другую с большим комфортом, чем использование ранее конного транспорта и галер. Познавательный туризм становится неотъемлемой частью жизни светского общества наиболее развитых стран. Ростки массового туризма в XIX веке положили начало развитию экскурсионной деятельности. Расширяется география делового туризма. В связи с дальнейшими открытиями в медицине положительного влияния грязевых лечебных вод и минеральных источников развивается сеть курортов в Европе, России. Путешествия с оздоровительными целями, так называемый бальнеологический туризм, становятся более доступными для жителей европейских стран.

Бальнеологический туризм переходит в разряд международного. Предпочтение отдается Франции, Англии, Швейцарии и России.

В 1838 г. первая туристская поездка на пароходе Грейт-Вестерн стала отправной точкой для развития морских круизов. Это было одним из развлекательных туров. Захватнические войны Наполеона открыли для Запада Египет, в который хлынули туристы. Но при этом многие местности оставались для туристов малопривлекательными: так, посещение Африки ограничивалось ее северными прилегающими к морю районами.

Таким образом, в XIX веке цели туристических поездок фактически не изменили свою направленность, расширение географии туризма и научно-технические достижения в области транспорта дали толчок для развития деловых, научных, экскурсионных и развлекательных туров. Но путешествия стали более массовыми за счет мощного развития гостевого бизнеса и роста его доступности для людей со средним достатком. В XIX веке, особенно ближе к началу двадцатого, уже было развито фактически все разнообразие современных "потомков" постоялых дворов: отели, мотели (появились с развитием автомобильного транспорта), хостелы, гостиницы, пансионаты, меблированные комнаты, дома отдыха, кемпинги и туристические базы (обусловлены возникшим в середине XIX века интересом к так называемому "экологическому" туризму - в основном, горному).

Заключение. Туризм - та отрасль человеческого существования, которая напрямую зависит от уровня развития цивилизации: существующих средств передвижения - их скорости, удобства и безопасности - ассортимента предлагаемых развлечений. Буквально год назад возник принципиально новый вид туризма - космический. По сообщениям газет, американцы, несмотря на недавнюю трагедию шаттла "Колумбия", собираются продолжать бизнес в сфере космического туризма, разрабатывая Специальные конструкции шаттлов для доставки на орбиту новых космических туристов и снижения стоимость подобных путешествий. В более привычном для нас "земном" туризме, конкретнее - в его международной отрасли наблюдаются активные процессы транснационализации и глобализации, во многом опосредованные интеграцией Европейского сообщества. Постепенно из "элитного" времяпровождения туризм превратился в массовый вид отдыха, и сегодня он играет столь важную роль в жизни множества людей, что превратился в уникальную крупнейшую мировую индустрию.

Таким образом, историю развития туризма нельзя считать ни завершенной, ни замершей на каком-то этапе: она тесно переплетена с историей человечества, как определяясь ею (о чем уже сказано выше), так и определяя ее, поскольку и само развитие туризма воздействует на экономику, социальную и культурную среду и международные контакты страны.

Экскурсионный туризм

Предпосылки возникновения туризма в 19 веке

Главными историческими событиями 19 века стали морские экспедиции русских путешественников и мореплавателей, которые выходят на передовую позицию по количеству открытий, совершенных в это время. Следует отметить, что только за первые тридцать лет было осуществлено пять крупных исследовательских плаваний.

Особое место в данный период занимают географические общества. Самое первое было открыто во Франции в $1821$ году, затем последовала Германия ($1828 г$.), Англия ($1830$ г.). В $1845$ году открылось географическое общество в России в Санкт-Петербурге.

Замечание 1

Следует отметить, что появление данных организаций внесло существенный вклад в становление туризма, формированию и открытию новых маршрутов для путешествий.

Вторая половина 19 века характеризуется новыми исследовательскими экспедициями, целью которых становится изучение Мирового океана.

Многовековая история научных путешествий и открытий позволили накопить богатейший опыт, который был изложен в многочисленных письменных трудах и дневниках. Это сформировало особую потребность у людей того времени – увидеть новые земли, получить знания об укладе жизни других народов.

Данное обстоятельство считается важнейшей предпосылкой возникновения туризма, как самостоятельной отрасли.

За несколько веков истории путешествий, географических открытий были собраны многочисленные научные и литературные материалы, отчёты и дневники. У людей появляется потребность увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Всё это послужило причиной для возникновения особой формы путешествий - туризма.

Появление и значение понятия "турист" в 19 веке

19 век ознаменовался существенным повышением перемещения населения в другие страны и географически отдаленные территории. Существенным фактором, влияющим на это обстоятельство, стало формирование множества экономических и политических связей.

В свою очередь, увеличение числа путешественников вызвало необходимость в создании инфраструктуры, способствующей поддержанию туризма. Активизировался процесс строительства новых дорог и модернизации старых. Стали открываться новые предприятия размещения и питания. Возникла потребность в организациях, предоставляющих услуги по лечению и отдыху, а также изучению местных достопримечательностей.

Конец 18 века – начало 19века ознаменовался появлением понятия «турист», которое характеризовало элитарные слои общества, осуществляющие поездку с целью развлечения. Появляется первое европейское движение энтузиастов, которые занимались организацией туров самостоятельно для широких масс населения.

  • К таковым относится писатель Д. Джалиниани. Он разработал маршрут из Лондона в Париж для различных слоев населения в $1815$ г.
  • К.Бедекер стал первым издателем путеводителя в $1829$ г., который издается до сих пор и пользуется большим спросом.

Т[Замечание] аким образом, туристы 19 века уже пользовались услугами первых турфирм, а также осуществляли поездки с большим комфортом.

Первые огранизации, предоставляющие туруслуги

Родоначальником современной туриндустрии принято считать Томаса Кука, который был обычным баптистским пастором. Он знаменит тем, что придумал и полностью организовал поездку по железной дороге для своих прихожан в $1843$ году.

Вместе с тем он сформировал новое направление в туризме – выставочный тур. Томас Кук собрал около 200 англичан из многих провинций для посещения выставки в Париже. Поездки по Европе получили большой спрос и Томас Кук открыл свою компанию и множество филиалов.

Стимулирующим фактором выступило налаженное пароходное сообщение между Европой и США. Томас Кук воспользовался новой возможностью для разработки новых туруслуг и $1866$ г. отправляет в Америку две группы туристов. Разработанные им турпрограммы носили длительный характер и продолжались до 5 месяцев.

Следующим этапом было предложение кругосветного путешествия в $1872$ г. Первая группа состояла из 20 туристов. Путешествие продолжалось 220 дней.

После смерти Томаса Кука его дело продолжили последователи и его сын. Предприятие расширяло географию маршрутов и впервые предложило дорожные чеки для туристов. Данная новинка нашла свое применение и в других сферах экономики.

Еще одной организацией, предоставляющей туруслуги, стало небольшое объединение туристов-горнолыжников. Она получила название Английский Альпийский клуб. Далее аналогичные фирмы возникли в Австрии, Турине и Швейцарии. В России первое объединение любителей гор возникло в Тифлисе.

Замечание 2

Таким образом, середина 19 века ознаменовалась развитием и расширением туриндустрии на многие страны, но доступной она оставалась по-прежнему только для богатых слоев населения.

Сборы в дорогу

Чтобы отправиться в путь, путешественнику нужно было собрать великое множество узлов, котомок и чемоданов. В дворянской семье приготовления к поездке начинались за несколько дней. «Мать аккуратно сама укладывала вещи и белье в огромный красный деревянный, обитый жестью дорожный сундук, еще старых времен.

Путешествие воспринимали как настоящий праздник

Горничная Анюта с характерным постукиванием гладила в передней гору выстиранного белья, от которого поднимался пар, с приятным «чистым» запахом; в кухне жарились цыплята и пеклись особые «дорожные» пирожки и яйца; отец совещался с Гаврилой: кого запрячь в тройку в тарантас, кроме гнедого четверика в коляску, а кого — пару в телегу — под вещи, «чтобы не отставали», — так вспоминал об этом Андрей Достоевский, младший брат писателя.

Путешествие воспринимали как настоящий праздник. Если путь предстоял неблизкий, то друзья нередко провожали человека на некоторое расстояние. Например, когда Александр Герцен в 1847 году уезжал за границу, друзья провожали его до Черной Грязи — первой почтовой станции.

Подорожные и прогоны

Подорожная для путника была хорошим подспорьем в дороге. «Кто езжал на почте, тот знает, что подорожная есть оберегательное письмо, без которого всякому кошельку, — генеральский, может быть, исключая, — будет накладно. Вынув ее из кармана, я шел с нею, как ходят иногда для защиты своей со крестом», — писал Александр Радищев.



Путнику без подорожной приходилось платить ямщикам из своего кармана, причем обходились они куда дороже, чем казенные прогоны. Вот что пишет об этом все тот же Радищев. «Между тем как в моей повозке запрягали лошадей, приехала еще кибитка, тройкою запряженная. Из нее вышел человек, закутанный в большую япанчу, и шляпа с распущенными полями, глубоко надетая, препятствовала мне видеть его лицо.

Путешественника без подорожной могли задержать на заставе

Он требовал лошадей без подорожной; и как многие повозчики, окружив его, с ним торговались, то он, не дожидаясь конца их торга, сказал одному из них с нетерпением: — Запрягай поскорее, я дам по четыре копейки на версту. Ямщик побежал за лошадьми. Другие, видя, что договариваться уже было не о чем, все от него отошли». Без подорожной путник часто не мог покинуть пределы города. Путешественника останавливали на заставе и отправляли обратно за бумагами.

Брички и кареты

В XIX веке существовали два вида путешествий: «на почтовых» и «на долгих» лошадях. Почтовых лошадей меняли на каждой станции, так что путь пролетал незаметно. Если человек выбирал «долгих» лошадей, то он мог экономить на прогонах и сам выбирать, где ему остановиться. Да и багажа с собой можно было взять значительно больше. Но приходилось часто останавливаться, чтобы дать лошадям отдохнуть — это замедляло движение.

Радищев отправился из Петербурга в Москву в кибитке

На каретах ездила в основном знать. Маркиз де Кюстин писал: «Расстояние — наше проклятие», — сказал мне однажды император. Справедливость этого замечания можно проверить даже на улицах Петербурга. Так, не из чувства тщеславия разъезжают там в каретах, запряженных четверкой лошадей. Ибо поездки с визитом — это целое путешествие. Русские лошади, нервные и полные огня, уступают нашим в мускульной силе. Пара лошадей не может долго мчать тяжелую коляску по скверным петербургским мостовым. Поэтому четверка лошадей является предметом первой необходимости для всякого, желающего вести светский образ жизни».


Дилижанс

Большой популярностью пользовались брички. Иван Аксаков вспоминал: «Бричка хоть и покойнее телеги, но недалеко ушла от нее и вдесятеро беспокойнее тарантаса и зимней повозки». Нередко для путешествия выбирали кибитки, тарантасы или дроги. В кибитке, например, отправился в путь Александр Радищев.


Дороги и бездорожье

В 1849 году Иван Аксаков колесил по Ярославской губернии и емко резюмировал свои впечатления от местных дорог: «Дорога гнуснейшая всюду». Самой оживленной дорогой империи по праву считался путь из Петербурга в Москву. Радищев писал: «"Поехавши из Петербурга, я воображал себе, что дорога была наилучшая. Таковою ее почитали все те, которые ездили по ней вслед государя. Такова она была действительно, но на малое время. Земля, насыпанная на дороге, сделав ее гладкою в сухое время, дождями разжиженная, произвела великою грязь среди лета и сделала ее непроходимою…»


Большая коронационная карета, выставляется в Государственном Эрмитаже

Но ближе к провинции ситуация менялась. Франсиско де Миранда вспоминал, например: «Дорога проходит тут по топким местам и потому везде вымощена бревнами, как водится у русских, и это сущий ад для путешественника, вынужденного трястись в своей карете или кибитке… так что, когда я на четверке лошадей прибыл в Хотилов, преодолев 36 верст, всё тело болело, словно после порки».

Иван Аксаков писал: «Дорога гнуснейшая всюду»

Маркиз де Кюстин писал о путешествии из Москвы в Ярославль: «Дорога оказалась ужасной — и не только на протяжении трети всего пути. Если верить русским, все дороги у них летом хороши. Я же нахожу их из рук вон плохими. Лошади вязнут по колено в песке, выбиваются из сил, рвут постромки и каждые двадцать шагов останавливаются. А выбравшись из песку, вы попадаете в море грязи, из которой торчат пни и огромные камни, ломающие экипаж и калечащие лошадей».


В мире всегда что-то меняется. Проходят эпохи, великие памятники превращаются в прах. Но у человечества есть защита от духовного вымирания – это память о людях, которые жили и творили в то или иное время. «Память – одно из самых благодатных даров неба,- говорил П. И. Чайковский.- Воспоминания, как луч света, имеют свойство озарять произошедшее как раз настолько, что всё худое не замечается, что всё хорошее кажется лучше». Есть какая-то неразрешимая загадка в притягательности дней, давно ушедших.

Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в Россию 19 века.


Звучит лирическая музыка.
На фоне музыки стихи Рубальской «Во все времена».
Погаси электрический свет,

Тёплым воском пусть плавятся свечи.

Поплывём вспять течению лет

В чьи-то страсти, разлуки и встречи.


Мы откроем старинный сундук,

Пыль времён отряхнём мы с событий

Чтоб забытый, таинственный звук

Из реки дней ушедших к нам вытек.


И в камине огонь затрещит,

Нам поведают сказки поленья…

19 век к нам спешит,

Возвращая к ушедшим мгновеньям.

19 век … Его ещё называют «золотым веком» русской культуры и поэзии в частности. И не случайно золотыми буквами вписаны в историю имена 3 поэтов 1 половины 19 века. Назовите эти имена.
(Портрет Пушкина. Под портретом надпись).
Все гениальные стихи нашей поэзии – братья, дети одной семьи, отец которой – Пушкин.
Н. Доризо.
Пушкин – поэт, но Пушкин больше, чем поэт. Хотя «поэт» великое слово, оно не может выразить всё то, что для нас значит Пушкин.
Пушкин – литература и история.

Пушкин – наука и искусство.

Пушкин – мерило наших духовных ценностей.
(Дети вспоминают по 2-3 строки из Пушкина).

Звучит стихотворение Дементьева «А мне приснился сон».


А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасён

Сергеем Соболевским…

Его любимый друг с достоинством и блеском

Дуэль расстроил вдруг.
Дуэль не состоялась.

Остались боль и ярость,

Да шум великосветский,

Что так ему постыл…


К несчастью, Соболевский в тот год в Европах был .
А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасён.

Всё было очень просто:

У Троицкого моста

Он встретил Натали.

Их экипажи встали

Она была в вуали,

В серебряной пыли.


Он вышел поклониться,

Сказать – пускай не ждут.

Могло всё измениться

В те несколько минут.


К несчастью, Натали была так близорука, что, не узнав супруга, растаяла вдали.
А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасён.

Под дуло пистолета,

,
Не опуская глаз,

Шагнул вперёд Данзас

И заслонил поэта.


И слышал только лес,

Что говорил он другу…

И опускает руку несбывшийся Дантес.
К несчастью, пленник чести так поступить не смел. Остался он на месте, и выстрел прогремел.
А мне приснился сон, что Пушкин был спасён.
(Звучит стихотворение «Погиб поэт» Лермонтова.)
Едва умолк выстрел на Чёрной речке, как всю Россию потрясли, словно мощнейшее землетрясение, стихи Лермонтова «Смерть поэта», и яростное горе потери, неистовая жажда возмездия сделали никому не известного юношу великим русским поэтом. достойным преемником пушкинской музы.

«Во всей мировой литературе я не знаю более близкого духовного родства, чем родство этих 2 гениев»,- писал поэт Николай Доризо. А первый наш нобелевский лауреат Иван Бунин на склоне лет признался: «Я всегда думал, что наш величайший поэт был Пушкин. Нет. Это был Лермонтов. Просто представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если бы не погиб в 26 лет.»

Такие поэты рождаются только раз, чтобы стать вечной звездой для человечества.
Вверху одна горит звезда,

Мой взор она манит всегда.

Мои мечты она влечёт

И с высоты меня зовёт…


Хочется вспомнить имя ещё одной немеркнущей звезды 19 века, гениального поэта и драматурга, о котором Пушкин говорил:«Это один из самых умных людей в России».

Господин иностранной Коллегии надворный советник, полномочный министр Российской императорской миссии в Персии, смертью своей шагнувший в бессмертие поэт Александр Сергеевич Грибоедов.

Грибоедов не только музыкант и поэт, он ещё и композитор. Послушайте написанный им вальс.

(Звучит вальс Грибоедова).


Грибоедов оставил после себя 2 вальса, но прежде всего он известен нам как автор комедии «Горе от ума», где что ни строка – то афоризм.

(Учащиеся вспоминают афоризмы). Ещё будучи юными, полными сил, Пушкин, Грибоедов посещали салон княгини Зинаиды Волконской. Здесь бывали Жуковский, Тургенев, Одоевский - самое блестящее общество Москвы. В 19 веке в дворянской среде были популярны литературно-музыкальные салоны. здесь устраивали литературные чтения. концерты, театральные представления.Сама хозяйка великолепно пела. На слушателей производил особое впечатление её звучный голос. Вот как писал об этом поэт Иван Козлов.


Мне говорят: «Она поет -
И радость тихо в душу льется,
Раздумье томное найдет,
В мечтанье сладком сердце бьется;
А я, я слез не проливал,
Волшебным голосом плененный;
Я только помню, что видал
Певицы образ несравненный.

О, помню я, каким огнем

Сияли очи голубые,

Как на челе ее младом

Вилися кудри золотые! И. Козлов. Княгине 3. Волконской

Но одним из самых распространённых развлечений высшего света были балы.

На бал люди приходили одетыми парадно.

Кавалеры во фраке, смокинге или костюме, белой рубашке и обязательно в перчатках.


Причём, дама могла отказать кавалеру без перчаток, и для кавалеров лучше прийти на бал в чёрных перчатках, чем без перчаток вообще.

Дамы и девушки одевались в платья белого или пастельных тонов. Они долго размышляли над цветом и фасоном платья. Вот как описывает это великий классик 19 века Гоголь в своей комедии «Ревизор».

(Инсценировка).
В тон платья подбирались перчатки или надевались белые. Девушкам рекомендовалась скромная причёска. В любом случае шея должна была быть открыта. На балах следовало появляться с минимальным количеством украшений: подвеска на шее, скромный браслет.
Во время бала какой – нибудь господин отделяется от ряда зрителей и подаёт руку даме, стоящей напротив. Пара пускается в путь, убыстряя или замедляя шаг, в ногу с теми, кто идёт впереди. Наверное не так просто идти, касаясь друг друга лишь кончиками пальцев, под огнём тысячи глаз.

Пройти с изяществом, благородством, простотой, когда на вас смотрят … Даже большим актрисам не всегда это удавалось.


Бал – настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)
(Исполняется вальс).

А вот как описывает бал А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин».


Во дни веселий и желаний
Я от балов был без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
О вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу мою заметить речь:
Я вас хочу предостеречь
. Вы также, маменьки, построже
За дочерьми смотрите вслед:
Держите прямо свой лорнет!
Не то... не то, избави боже!

А. Пушкин « Евгений Онегин».
«Держите прямо свой лорнет»… Действительно, у женщин 19 века было много милых аксессуаров: лорнеты, сумочки, веера.

Существовал скрытый язык веера.

Если веер развёрнут, дама отмахивается, это означает: «Я замужем»
Веер закрывается – вы мне безразличны.
Открывается один лепесток – будьте довольны моей дружбой.
Веер полностью раскрыт – вы мне нравитесь, я Вас обожаю.
Если дама, глядя на мужчину, похлопывала по руке закрытым веером, то по количеству ударов её избранник узнавал час свидания.

Юных девушек с шестнадцати лет начинали вы­водить в свет. И это было огром­ным событием в их жизни. Никто лучше Л. Н. Толстого не передал это состояние ожидания праздни­ка, суматошных сборов, волне­ния.

Откроем роман «Война и мир» на странице, где описывает­ся первый бал Наташи Ростовой...

«Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни... То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила тому, что это будет... Мужчины стали подходить к дамам и стро­иться в пары... Больше половины дам имели кавалеров... Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в танец. Она стояла, опустив свои тоненькие руки, и блестящими испуганными глаза­ми глядела перед собой, с выраже­нием готовности на величайшую радость и на величайшее горе... "Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танце­вать между первыми, неужели ме­ня не заметят все эти мужчины... Они должны же знать, как мне хо­чется танцевать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцевать со мной…»

(Кадр из фильма Бондарчука «Война и мир».)

Кроме балов, в шумных светских гостиных устраивали маскарады. Они особенно были любимы обществом. Атмосфера таинственности располагала к раскрепощённому общению.

Именно на бале-маскараде состоялось знакомство известного поэта 19 века А. К. Толстого и Софьи Андреевны Миллер.

В светской толпе он почему-то сразу обратил на неё внимание. Маска скрывала её лицо, но глаза сквозь неё смотрели пристально и печально.

Прекрасные волосы венчали голову. Она была стройна и изящна. Голос её завораживал. Они проговорили недолго. Тщетно он просил её открыть лицо, снять маску… Но его визитную карточку она взяла, дав лукавое обещание не забывать его. Что было бы с ним, Алексеем Константиновичем Толстым, и с ней, Софьей Андреевной Миллер, если бы они не встретились? Быть может, именно той январской ночью1851 года, когда он возвращался домой, сложились первые строки будущего небывалого по красоте романса.
(Звучит романс «Средь шумного бала».)
У А. К. Толстого встреча «средь шумного бала» имела счастливое продолжение. В Софье Андреевне он нашёл не только единственную свою женщину, но и умного друга.

Софья Андреевна была незаурядной женщиной, прекрасно образованной. Современники утверждал, что она знала 1,5 десятка языков, была отличной музыкантшей, прекрасно пела. Обладала решительным и стойким характером, обожала, как и Алексей Константинович, охоту и скачки на коне во весь опор.

Когда во время Крымской войны Толстой, пошедший туда добровольцем, заболел тифом, Софья Андреевна проводила у его постели дни и ночи.

С нею он изъездил пол0россии, с нею же уединился в российской сельской глуши. Любовь Алексея Константиновича была вечным чувством.

У каждой эпохи свой идеал женщины. Для светской женщины 19 века были естественны знание языков, умение петь, танцевать, музицировать.

Изменилось время.

Изменилась мода, но неизменными и вечными должны оставаться такие понятия и чувства, дарящие свет, как любовь, верность, честь, красота, искусство, добро.
Всего-то - чтоб была свеча,

Свеча простая, восковая,

И старомодность вековая

Так станет в памяти свежа.


И поспешит твое перо

К той грамоте витиеватой,

Разумной и замысловатой,

И ляжет на душу добро.


Уже ты мыслишь о друзьях

Все чаще способом старинным,

И сталактитом стеаринным

Займешься нежностью в глазах.


И Пушкин ласково глядит,

И ночь прошла, и гаснут свечи,

И нежный вкус родимой речи

Так чисто губы холодит.