И знакомы хотя бы с несколькими их полотнами. Но когда речь заходит об импрессионизме с русскими корнями, то оказывается, что у большинства наших современников представление о том, какие побеги дали эти корни, весьма смутное. Вот с реализмом – здесь все в порядке! Русские художники правдиво показывали… гневно обличали… своими картинами призывали… и так далее. Бесспорно, и показывали, и обличали, и призывали, но еще и чувствовали и передавали ощущения в своих работах. Творчество многих русских живописцев имеет самое непосредственное отношение к импрессионизму, а их работы мировой художественной критикой признаны яркими и достойными образцами этого направления.

Одна из самых первых картин, созданных в этом направлении в России, был портрет Веры Мамонтовой, который известен под названием «Девочка с персиками».

Валентин Александрович Серов вошел в летопись русской живописи как замечательный пейзажист, мастер полотен на историческую и бытовую тему.

Но особой строкой в перечне картин художника значатся его многочисленные портреты.

Известные государственные мужи и деятели литературы и искусства, светские дамы и совсем юные девушки, очаровательные дети и образы умудренных жизненным опытом людей – из их лиц, обрамленных рамами, можно создать целую картинную галерею.

Но если представить себе, что огромное количество этих портретов не созданы, а написан только один, то и тогда бы имя художника не «затерялось», потому что на такое лицо просто нельзя не обратить внимания.

«Девочку с персиками», которую называют одной из самых известных картин в русской живописи, Валентин Серов написал, когда ему было всего 22 года. Это было летом 1887 года, художник недавно вернулся из путешествия по Италии, светлые впечатления от солнечной страны, изумительной архитектуры и блистательного итальянского искусства переполняли его. Он писал:

«В нынешнем веке пишут все тяжелое, а я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное»

Таким «отрадным» местом для художника всегда было имение известного русского мецената Саввы Мамонтова Абрамцево. В этой семье Серова знали и любили с юношеских лет, туда писать красивейшие окрестные пейзажи приезжали его друзья, да и сама атмосфера гостеприимной барской усадьбы располагала к творчеству.

Для очередной картины художник выбрал совсем юную модель - дочь хозяина дома Веру Мамонтову. Двенадцатилетняя девочка не была красавицей, но ее лицо с яркими губами, темными «смородиновыми» глазами и нежным румянцем просто просилось на полотно. В работе над ним художник использовал приемы, характерные для импрессионизма: пленэрную живопись, тонкую цветовую палитру, льющийся из окон свет, который создает светящийся ореол вокруг сидящей за столом фигуры.



Но в этом произведении не только приемы – они не многого бы стоили без самого главного – Валентин Серов сумел передать сиюминутное ощущения счастья, молодости, радости бытия. Глядя на картину, создается впечатление, что это выхваченный наугад «кадр» из жизни, увиденный внимательными и доброжелательными глазами художника: что кленовый лист еще совсем недавно трепетал на ветке, что персик с румяным боком будет скоро съеден, а скатерть завернули на стол, потому что в доме есть маленькие дети, которые могут стянуть ее на пол. «Живая» кисть мастера запечатлела всего одно мгновение чудного летнего дня и безмятежной жизни девочки-подростка. Об этом ощущении очень точно сказал искусствовед Марк Копшицер:

«…жизнь продолжается за пределами картины и составляет начало не попавшего на полотно большого мира, где есть и стулья, и столы, и другие персики, и другие девочки»

Картина получила высокую оценку критиков, которые были единодушны во мнении, что она написана в традициях импрессионизма, а в русской живописи появился мастер европейского масштаба. Это полотно художник подарил матери Веры, и оно долгое время висело в той самой комнате, где писалась картина. В настоящее время она экспонируется в Третьяковской галерее.

Вере Мамонтовой впоследствии еще не раз приходилось позировать великим живописцам. Так, два ее портрета написал русский художник Виктор Васнецов.

К сожалению, эта замечательная женщина рано, уже в 33 года, ушла из жизни. Ее муж, предводитель московского губернского дворянства, а затем обер-прокурор Святейшего Синода Александр Дмитриевич Самарин, тяжело пережил утрату. Он до конца жизни сохранил верность Вере, а в память о ней в деревне Аверкиево построил храм Живоначальной Троицы в стиле XVII века.



В его оформлении принимали участие многие участники знаменитого Абрамцевского кружка, например, изразцы делались по эскизам . В настоящее время это одна из многочисленных действующих церквей Московской области.

Иногда лучше не знать историю жизни прототипов персонажей известных произведений. Девочка с персиками в реальности прожила всего 32 года (умерла от пневмонии), ее муж больше не женился, остались трое детей. Будущее в глазах героини картины Валентина Серова не считывается. По ней даже не видно, что она дочь богатого промышленника.

1 ДЕВОЧКА . Озорной характер Веры Мамонтовой читается и в ее лукавом взгляде, и в складке губ - того и гляди рассмеется. Растрепанные волосы, румянец во все лицо, пылающая мочка уха указывают на то, что она только что носилась по двору. А через минуту вскочит и побежит дальше. Тем не менее это был ее первый опыт продолжительного позирования. Искусствовед Элеонора Пастон говорит: «Считается, что ее внешние черты Врубель придал «Снегурочке», «Египтянке», Тамаре на иллюстрациях к «Демону». Веру Саввишну со временем прозвали «абрамцевской богиней». Ее портреты также писал Васнецов («Девушка с кленовой веткой», «Боярышня»).

2 БЛУЗКА . На Вере повседневная одежда, хоть и украшенная ярким бантом. Просторная блуза кажется несколько мешковатой и слишком детской для 11-летней девочки. То, что она не переодевается специально для позирования, подчеркивает спонтанность ситуации и простоту отношений. Розовая блузка становится самым ярким и праздничным акцентом картины, и создается впечатление, что свет исходит не только из окна, но и от героини.

3 КОМНАТА . Место действия - столовая Мамонтовых в усадьбе Абрамцево, одна из анфиладных комнат.

4 СТОЛ . За большим раздвижным столом всегда собиралось много народу - члены семьи и друзья. Элеонора Пастон рассказывает, что Серов часто работал здесь.

5 ПЕРСИКИ выращены в оранжерее Мамонтовых. Деревья для нее семья купила в имениях Артемово и Жилкино в 1871 году. Выращивал персики артемовский садовник, которого Мамонтовы пригласили к себе после того, как он продал им деревья.

6 КЛЕНОВЫЕ ЛИСТЬЯ . Серов заканчивал работу над портретом в сентябре. Желтеющая листва за окном и на столе - свидетельство долгого терпения девочки. Кроме того, осенние кленовые листья рядом с летними персиками будто напоминают: жизнь быстротечна, и надо радоваться, пока ты юн и светит солнце.

7 ГРЕНАДЕР . Игрушечный деревянный солдат в левом углу - изделие сергиево-посадских кустарей. По словам заместителя директора по науке музея-заповедника «Абрамцево» Елены Митрофановой, Мамонтовы купили игрушку в Троице-Сергиевой лавре в 1884 году. Фигурка была некрашеная, расписывал ее Серов. В Абрамцевском музее есть даже выполненный художником эскиз росписи. Гренадер до сих пор стоит на тумбочке в том же самом углу.

8 КРАСНАЯ ГОСТИНАЯ . Соседняя комната, часть которой видна слева, - так называемая Красная гостиная, где собирались писатели и художники, друзья Мамонтовых. Там они читали по ролям произведения Пушкина, Гоголя, Тургенева, музицировали, дискутировали.

9 СТУЛЬЯ . Добротные стулья из красного дерева достались Мамонтовым от Аксаковых вместе с традицией художественных посиделок. Те два, что стоят у окна, - со спинками в виде лиры - были очень модными в начале XIX века, а в конце его уже превратились в антиквариат. В Красной гостиной виден стул в стиле жакоб. Подобная мебель строгих прямых очертаний, с вставками из золоченой латуни, появилась в России еще при Екатерине II. В Абрамцеве сохранились и стулья-лиры, и жакоб, который по-прежнему стоит в Красной гостиной.

10 ОКНО столовой, как и терраса, примыкающая к Красной гостиной, выходит в Абрамцевский парк, на аллею, названную Гоголевской в честь писателя, любившего здесь гулять. Видно, что оконные рамы далеко не новые, краска на них кое-где облупилась. Это добавляет картине естественности и ощущения того уюта, которое можно испытывать только в «родных стенах».

11 ТАРЕЛКА . Савва Мамонтов увлекался прикладным искусством. В 1889 году он даже открыл при усадьбе гончарную мастерскую, в которой создавались изделия из керамики в технике майолика. В частности, этим занимался Врубель. Судьба тарелки, изображенной Серовым за два года до открытия мастерской, неизвестна, но она настолько гармонично вписана в интерьер, что позже на той же стенке появилась другая майоликовая тарелка, уже из мастерской Мамонтовых. Она и сейчас висит в столовой на этом месте.

Августовским днем 1887 года 11-летняя Вера Мамонтова, отвлекшись от уличных игр, вбежала в дом и присела за стол, схватив персик . Ее жизнерадостный вид так впечатлил Валентина Серова, что он предложил девочке позировать. Художник знал модель с младенчества. Он часто бывал и даже подолгу жил в имении Мамонтовых Абрамцево, которое те купили у дочери писателя Сергея Аксакова в 1870 году. Еще при Аксаковых усадьба была центром русской культурной жизни. При Мамонтовых традиции продолжились. Здесь гостили Тургенев, Репин, Врубель, Антокольский… Абрамцево было и «домом творчества», и местом, где в атмосфере домашнего уюта собирались друзья.


Абрамцево — музей усадьба
В гостях у Саввы Ивановича Мамонтова. 1889
В.А. Серов, К.А. Коровин, И.Е. Репин, В.И. Суриков, М.М. Антокольский
Пасхальный стол в семье Мамонтовых, 1888 г.
Справа налево: Андрей, Александра, Сергей и Всеволод Мамонтовы. Конец 1880-х

Впервые Серова привезла в Абрамцево мать-композитор в 1875 году. Он рос вместе со старшими детьми Мамонтовых, постоянно терпя их проказы. Младшая Вера тоже подшучивала над юным Серовым. Все изменилось в 1887 году, когда 22-летний художник вернулся из Италии, вдохновленный солнечными пейзажами и шедеврами Ренессанса. Тогда у Серова, по его воспоминаниям, был дурман в голове и желание «писать только отрадное». Еще недавно художник был невольным участником Вериных игр, а теперь та, которую до сих пор никто не мог заставить усидеть на месте, часами позировала ему каждый день почти два месяца. Со стороны девочки это была дань по-родственному близким отношениям. А картина явилась «своеобразной благодарностью Серова теплу и уюту дома Мамонтовых, ставших для художника второй семьей», - считает доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Третьяковской галереи Элеонора Пастон.


Валентин Серов, автопортрет

«Бывают создания человеческого духа, перерастающие во много раз намерения их творцов… К таким… надо отнести и тот удивительный серовский портрет. Из этюда «девочки в розовом»… он вырос в одно из самых замечательных произведений русской живописи» , - писал о картине художник Игорь Грабарь.

Валентин Серов подарил картину матери Веры, Елизавете Мамонтовой, и долгое время портрет находился в Абрамцеве, в той же комнате, где был написан. Теперь там висит копия, а оригинал выставлен в Третьяковской галерее.

А как сложилась судьба девочки?


Верочка Мамонтова, конец 1880-х.

Через девять лет после «Девочки с персиками» еще один портрет Веры написал Виктор Васнецов, пообещав подарить ей его только в том случае, если она выйдет замуж за русского.

«Девушка с кленовой веткой». В.Васнецов, 1896 год
В этом же платье Вера венчалась с А.Д.Самариным

Вскоре подарок уже висел над письменным столом ее мужа: Вера вышла замуж за Александра Дмитриевича Самарина, будущего обер-прокурора Святейшего Синода (министра по делам церкви) и предводителя дворянства города Москвы.

Популярность его среди православных москвичей была так велика, что когда летом 1917 года в Москве избирали митрополита, среди кандидатов были: архиепископ Тихон Ярославский (позже избранный Патриархом) и мирянин Александр Самарин.

Вера Саввишна и Александр Дмитриевич Самарины, 1903 год. Италия, Рим, свадебное путешествие.

Венчались они в Москве на Поварской в церкви Бориса и Глеба — это был приход Самариных, живших неподалеку. Позже церковь уничтожили большевики, сейчас на этом месте часовня – прямо рядом с выходом из метро «Арбатская».

Радовались за них все – молодые давно любили друг друга, но пожениться смогли только после смерти отца Александра Дмитриевича, который долгие годы не давал согласие на его брак с Верой.

Поселились молодожены в своем имении неподалеку от села Аверкиево Павло-Посадского района. А в апреле 1904 года у Самариных появился первенец, Юрочка.

В августе 1905 года родилась дочь Лиза, в мае 1907 года — второй сын, Сергей.

А 27 декабря 1907 года Вера Саввична внезапно умерла от скоротечного воспаления легких. Сгорела за три дня. Собирались на Рождество всей семьей в Абрамцево, остановились проездом в своем московском доме на Поварской и…


Панихида по Вере Саввишне, 1908 год.

Похоронили ее в любимом Абрамцеве, около церкви Спаса Нерукотворного. Вере было всего 32 года.

Все заботы о детях взяла на себя ее сестра Александра Саввишна. Вот она на фото, первая слева. Рядом Савва Мамонтов с детьми Веры — Сережей, Лизой и Юрием. Италия, 1910 год.

Александр Дмитриевич пережил Веру на 25 лет. Больше он никогда не женился. В память о любимой жене Самарин построил храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, недалеко от их усадьбы.


Храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, архитектор Башкиров.

В 30-е годы храм был закрыт и разграблен и все годы советской власти использовался как подсобное помещение, в том числе для хранения различных химических удобрений. Сейчас усилиями прихожан, спонсоров и меценатов храм почти восстановлен.


А.Д.Самарин с дочерью Лизой в якутской ссылке, 1926 год.

Сам Александр Дмитриевич погиб в ГУЛАГе в 1932 году.
Все годы якутской ссылки с ним провела его дочь, Лиза.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

«Девочка с персиками» - картина Валентина Серова, написана в 1887 году, но история ее создания довольно интересная.

«Девочка с персиками» история создания

«Девочка с персиками»- написана в Абрамовце, в подмосковном имении Саввы Ивановича Мамонтова, известного русского промышленника и мецената (покровителя искусств). На тот момент Серову даже еще не было 20.
Первоначальное название картины : «Портрет В.М.» (Веры Мамонтовой, дочери С.И.Мамонтова) — впоследствии было изменено. Новый вариант предложения другой художник — И.Э.Грабарь, который, увидев этот портрет на выставке в 1889 году, воскликнул: «Девочка с персиками!»

Валентин Серов так отзывался о работе над этой картиной:

Вот что рассказывает И.Э. Грабарь в своих воспоминаниях о том, как была создана картина, и о впечатлении, которое произвела в свое время Вера Мамонтова на художника:

«Он был несказанно очарован при виде старшей дочери Мамонтовых, Веруши, которой давно уже не видел. Она так расцвела и похорошела, что он едва узнал ее. Черноглазая, с румянцем во всю щеку, с копной густых каштановых волос на голове, она казалась старше своих лет, почти барышней, хотя ей не было полных двенадцати лет.
Серов сразу решил ее писать — в том самом платьице, в котором увидал, — в розовой кофточке, с черным бантом…
Садясь в абрамцевской столовой против своей модели, Серов не был уверен, удастся ли ему выразить в своей картине то, что задумал. Ибо задумал он не просто портрет, а портрет-картину, как ни восхищала его сама модель, ясные, детские чистые глаза чудесной русской девушки и весь ее обаятельный образ».

Валентин Серов. Девочка с персиками (Портрет Веры Мамонтовой). 1887 г. Третьяковская галерея, Москва

«Девочка с персиками» – не просто визитная карточка Валентина Серова (1865-1911 гг).

Это уникальная работа, которая позволяет понять художника на очень глубинном уровне. В ней так много «зашито» Серовского, что рассказывать об этом можно бесконечно.

Юный Серов

«Девочка с персиками» показывает, насколько Серов был самобытен. Достаточно знать обстоятельства, при которых она была написана.

Представьте, она была создана ещё совсем молодым художником, у которого впереди ещё сотни других работ.

Ему было всего 22 года. Это говорит об одном. Серов был настолько талантлив, что умудрялся создавать шедевры, ещё не обладая серьезным мастерством.

Хотя у Серова было одно важное преимущество перед другими.

Он родился в творческой семье. Его мать была композитором. Именно с ее подачи Серов уже в 9 лет (!) начал обучение не у какого-то посредственного живописца. А у самого .

Поэтому уже в 15 лет он писал довольно сильные работы. Как, например, портрет Ляли Симонович.


Валентин Серов. Портрет Ляли Симонович. 1880 г. Русский музей, Санкт-Петербург

Но меня поражает ещё один факт. «Девочка с персиками» была создана сразу после поездки Серова в Италию. Где он изучал шедевры старых мастеров.

И несмотря на все свои впечатления, он создаёт свою «Девочку с персиками», мало похожую на работы или .

Может, оно и к лучшему. Вряд ли бы публика оценила «Девочку с персиками» тогда, когда были популярны

Открываю новости, читаю: Толпы желающих попасть на выставку Серова выломали дверь в здании Третьяковской галереи на Крымском валу .

Ну, ничего не меняется! Вот висит себе "Девочка с персиками" всю жизнь в Третьяковской галерее, никому не надо, а как разреклаировали - так толпа, будто к поясу Богородицы в Храм Христа Спасителя, хотя часть того же пояса постоянно хранится еще и в Храме Ильи Обыденного в трех минутах пешком от ХХС.

Я прекрасно понимаю, что на выставке Серова, кроме "Девочки с персиками" еще выставлены полотна, но уверен, что 80% из тех, кто стоит в очереди вряд ли назовут еще хотя бы 3-5 других картин. Да и в Абрамцево (), где картина писалась и где можно эту комнату увидеть до сих пор, нет особого ажиотажа.

При этом на картине "Девочка с персиками" есть один секрет.

19 января 2016 года исполнилось уже 151 лет со дня Рождения великого русского художника Валентина Серова, мастера портрета, художника, писавшего Абрамцево и Венецию, но прославившегося, прежде всего, своей проходной картиной 1887 года "Девочка с персиками", портрет 11-летней Веры Мамонтовой в обстановке семейной усадьбы в Абрамцеве.

Полотно из Третьяковской галереи-то все знают, досконально во всех аннотациях описаны и предметы интерьера, и одежда, и пейзаж, но почему-то почти нигде не пишут, про удивительную шутку на этой картине. Видите в нижнем левом углу мутное сине-фиолетовое пятно? Ради него стоит даже сходить посмотреть на оригинал.

Пока Серов работал над картиной, какой-то его знакомый шутник подрисовал таракана (или жука) на холсте:

Конечно, Серов поморщился и таракана закрасил, но тот все равно упорно проступил, на небольших репродукциях не видно, только в оригинале или только в большом разрешении.

А жизнь изображенной Веры Мамонтово была счастливой, но, увы, недолгой, она едва пережила 30 лет.

Веру Мамонтову в 20 лет изобразил Виктор Васнецов:


"Девушка с кленовой веткой" (1896 г.)

В 1903 году Вера Мамонтова вышла замуж за камер-юнкера Двора Его Императорского Величества Александра Самарина, будущего обер-прокурора Святейшего Синода.

В браке родилось трое детей, однако уже в 1907 г. Вера слегла с тяжелой пневмонией и скоропостижно скончалась.