Варианты разбивки на команды

Дерево

Из группы, по количеству команд, выбирается несколько ребят. Каждый из них выбирает по одному человеку в свою команду. Те, кого выбрали, в свою очередь, выбирают следующих. Так, по цепочке, продолжается до тех пор, пока не выберут всех участников.


Зоопарк

Заранее изготавливаются карточки с названиями животных. Сколько команд вы хотите сделать, столько и видов животных нужно указать. Например, если нужны три команды, то из животных пусть будут собака, кошка и мышка. Когда каждый участник вытянет название животного, которое он будет представлять, игрокам нужно объединиться в команды, состоящие из животных одного вида. Непременное условие – нельзя ничего говорить вслух. Можно подражать поведению «своего» животного, издавать характерные для него звуки и т.п. Как только игра закончится, у вас будут те команды, которые вам нужны.


Атомы и молекулы

Каждый ребёнок атом. Ведущий диктует скорость атома (от 1 до 3). Все дети соответственно начинают перемещаться с заданной скоростью от медленного шага (1-ая скорость) до быстрого шага (3-ая скорость). Все играющие беспорядочно двигаются по игровой площадке, в этот момент они все являются «атомами». Атомы могут превращаться в молекулы. В молекуле может быть и два. и три. и пять атомов. Атомы объединяются в молекулы и замирают... Когда ведущий сочтёт нужным он назовёт молекулы по "столько человек, сколько нужно в команде" и получит свои команды.


Ленточки

В шапку нарезаются ленточки нужного количества цветов, каждый вытягивал ленточку... потом судя по цветам они расходятся на команды.


Открытка-пазл

Несколько открыток (сколько нужно команд) разрезают на части (частей столько - сколько будет человек в команде). Каждый вытягивает кусок открытки. Первое задание собраться командой и собрать свою открытку.


Миксер

Из картона вырезается "фишки"(столько - сколько всего человек). "Фишка" имеет несколько параметров: цвет, форма, цифра на одной стороне, рисунок на другой стороне. Соответственно люди вытащившие эти "фишки" могут быть разбиты на команды по разному(по цвету, по форме...). Это даёт возможность в ходе одной игры, менять составы команд. Что особенно удобно в играх на сплочение.


Шишечка, ёлочка, палочка (Можно подобрать любые слова)

Ведущий идёт вдоль ребят и перечисляет "Шишечка, ёлочка, палочка...", указывая на ребят. Соответственно потом "Шишечки" образуют первую команду, "Ёлочки" - вторую, а "Палочки" - третью.


Лист календаря

Всем играющим прикалывают на грудь по листку из отрывного календаря. Листки надо подобать так, чтобы играющие могли выполнить перечисленные ниже задания.

    Собрать команду, состоящую из пяти одинаковых дней недели (вторников, четвергов или пятниц и т. п. - безразлично, числа значения не имеют).

    Собрать команду, состоящую из всех семи дней недели (число, месяц значения не имеют).

Суета

Каждому играющему ведущий на ушко говорит что ему нужно сделать (ущипнуть, пожать руку, щелкнуть по носу и т.д.). Количество разнообразных действий зависит от количества команд. Играющие ходят молча и по действиям ищут членов своей команды.

Зеркало

Для произвольного деления можно использовать «зеркало»: один участник поворачивается спиной, вожатый указывает на кого-то и спрашивает «зеркало», в какую команду определить этого человека.

Колода карт

Каждый получает по 1 карте из колоды. Команды объединяются по цвету масти / достоинству / масти.

Найди свою пару

Заранее изготавливаются карточки, на которых нарисованы предметы, которые можно объединить по функциональности: ботинок-шнурок, часы-стрелки, иголка-нитка и т.д.

на пары / малые группы.

Упражнение 19. “Дополнить карточку, объединиться в пары”

Ведущий выбирает несколько хорошо известных фраз и пишет половину выражения на одном кусочке бумаги, а вторую часть – на другом. Например: “С днем рождения...... ” и т.д. Карточки скручиваются, кладутся в шляпу, и затем каждый вытаскивает кусочки и ищет себе пару.

Примечание: Данный энергизатор следует использовать, если Вам необходимо разделить

группу на пары в случайном порядке, познакомить и сплотить группу.

Упражнение 20. “Что у нас общего”

Ведущий называет любую характеристику человека или его поведения, например: “Те, кто любит фрукты!”. Участники узнают себя и встают на то место, на которое указал ведущий и т.д.

Примечание: Данное упражнение позволяет разделить группу на необходимое Вам число

подгрупп. С помощью данного упражнения Вы также можете оживить активность группы, усилить концентрацию внимания участников.

Упражнение 21. Солнце светит на...”

Участники сидят или стоят в тесном кругу, один человек стоит по центру. Участник в центре громко говорит: “Солнце светит на...” и называет цвет предметов или элемент одежды, или какую-то другую характеристику, которая объединяет хотя бы несколько человек в группе. Например: “Солнце светит на тех, кто носит носки” или “солнце светит на тех, у кого карие глаза”. Все участники, имеющие данную характеристику, должны поменяться местами друг с другом. Водящий пытается занять одно из освободившихся мест. Новый водящий в середине начинает все заново. (Вариант: “Ветер дует на...”)

Примечание: Данное упражнение лучше проводить в начале занятия. Данный энергизатор

включает участников в активную деятельность, концентрируя их внимание.

Упражнение 22. “Члены семьи”

Подготовьте карточки по числу участников. Разделите их на такое количество стопок, сколько групп кооперативного обучения вам необходимо образовать. Напишите на каждой карточке одну из семейных ролей и профессию так, чтобы в каждой стопке семейные роли были разные, а профессия одна, например: Мама Фермер, Папа Фермер, Сестра Фермер и Брат Фермер. Перемешайте все карточки и предложите участникам взять по одной из общей стопки. Можете также использовать имена и названия различных животных или фруктов. Кроме того, можно изобразить на карточках фигуры, например: звезда, солнце, месяц, цветок и т.д. В каждой семье (подгруппе) должно быть 4 или 5 членов. После того, как каждый участник получил по карточке, все участники начинают ходить по комнате, создавать “семьи” по своему признаку, стараясь создать семью (подгруппу) как можно быстрее.

Примечание: С помощью данного упражнения Вы можете разделить группу в случайном по-

рядке на необходимое Вам количество подгрупп. Данный энергизатор применяют в начале занятий, активизируя участников.

Упражнение 23. “Поездки на такси”

Выберите несколько добровольцев (по числу необходимых Вам подгрупп). Эти участники будут выполнять роль таксистов. Их задача – двигаться по помещению, останавливаясь по команде ведущего. Предложите остальным участникам представить, что они садятся в такси. В такси может поместиться только определенное число участников, например 2, 4 или 8. Когда такси останавливается, участники должны бежать “занимать места в такси”.

Примечание: Это полезное упражнение, если нужно объединить участников в группы с определенным числом членов в случайном порядке, активизировать их.

Упражнение 24. “Фруктовый салат”

Участники сидят в круге. Ведущий просит первых 4-5 человек, сидящих рядом в круге, назвать по одному свои любимые фрукты (например, яблоко, груша, банан, апельсин). Следующие, сидящие в круге, по очереди повторяют прозвучавшие названия фруктов. Таким образом, каждый “назван фруктом”. Один человек – ведущий – должен встать в центре круга. Ведущий выкрикивает название фрукта, например апельсин, и все “апельсины” должны поменяться друг с другом местами. Человек в центре также старается занять одно из занимаемых мест, и другой участник остается без места. Новый ведущий опять называет какой-то фрукт и игра продолжается. Название “фруктовый салат” означает, что все меняются местами.

Примечание: Данное задание очень активизирует ребят. Его можно применять для создания групповой сплоченности, усиления концентрации внимания и для того, чтобы “перемешать”

участников, например, для последующего знакомства в парах, разделив сидящих рядом знакомых.

Упражнение 25. “Игра в животных”

Напишите на отдельных листочках столько названий видов животных, сколько вам необходимо подгрупп. Перемешайте карточки и раздайте участникам, затем попросите их, издавая характерные звуки того или иного животного, найти остальных членов своей подгруппы.

Примечание: Энергизатор в игровой форме помогает разделить большую группу на несколько подгрупп, вовлекает ребят в активную деятельность.

Упражнение 26. Паровозик имен

Все участники стоят в кругу. Ведущий стоит в центре круга, затем подходит к одному из участников, называет его по имени и предлагает покататься. Названный участник встает позади ведущего, они, изображая паровоз, движутся к следующему участнику, а все остальные в это

время повторяют имя выбранного участника. Игра продолжается до тех пор, пока в паровозике не окажутся все участники.

Примечание: Упражнение применяется для знакомства, укрепления сплоченности группы,

повышения тонуса, двигательной активности, снятия напряжения.

Упражнение 27. “Поиск общего”

Группа делится на пары, и два человека в паре находят как можно больше общих признаков,

затем по команде ведущего пары объединяются в четверки с той же целью. Ведущий может

остановить процесс на четверках, восьмерках и т.д. Образованные малые группы могут пред-

ставить свои общие черты.

Примечание: Упражнение развивает внимание к личности партнеров, осознанию проявлений своей личности, позволяет участникам лучше узнать друг друга. Может использоваться в

любое время занятия.

Выбор способа разделения учеников на группы во время урока может исходить из цели образования групп, например,

  • по уровню успеваемости для раздачи заданий разного уровня сложности;
  • группы, в которых есть ученики разного уровня успеваемости, чтобы дети помогали друг другу во время урока. При этом все группы одного уровня;
  • группы, в которых дети дружны между собой или, наоборот, враждуют.
  • группы, объединенные по темпераменту членов;
  • И т.д.

Сложнее непредвзято разделить детей на группы вне зависимости от их качеств и предпочтений. Разделение детей случайным образом можно организовать множеством способов. Приведем некоторые из них.

Как разделить учеников на группы на уроке?

  • по ряду парт в классе;
  • по номеру варианта (I и II вариант);
  • соседи по парте;
  • по журналу (пополам, через одного, четные-нечетные и т.д.);
  • по половому признаку - мальчики, девочки;
  • по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);
  • по дате рождения (четное, нечетное число);
  • по первой букве имени или фамилии (гласные - согласные, звонкие - глухие и проч. - актуально для уроков русского языка);
  • расчет по номерам (первый-второй-третий и т.д.). Расчет делается исходя из нужного количества групп (а не числа участников в группах);
  • по считалочке;
  • по жребию. В корзине могут находиться:
  • листочки разного цвета - команды красных, желтых, синих;
  • предметы, заранее положенные учениками (ученики по очереди вытаскивают предметы и делятся на группы нужного состава, например, один ученик, вытаскивая чей-то предмет, находит себе пару);
  • геометрические фигуры - команды квадратов, треугольников, кругов и проч. (актуально для уроков математики);
  • изображения животных - команды птиц, рыб, млекопитающих или травоядные, хищники (для уроков биологии и окружающего мира);
  • изображения растений - команды деревьев и кустарников хвойных и лиственных деревьев (для уроков биологии и окружающего мира);
  • названия или изображения стран, городов, географических объектов - команды европейцев, азиатов, африканцев или же команды озер, гор, рек (для уроков географии и окружающего мира);
  • а также ряд других терминов и понятий для каждого предмета.
  • Сегментация круга: учитель встает в центре класса и мысленно с детьми проводит его диаметр. Таким образом, дети могут разделиться на 2 равные группы. Можно сделать большее число сегментов для получения другого количества групп. Способ можно использовать на уроках математики.
  • Внешние признаки детей: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов, заколок, украшений и проч. Например, команда тех, у кого дневник лежит на столе, и тех, у кого не лежит.
  • Стрельба глазами (Разведчики). Участники встают в круг, опускают глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга. Путем нескольких повторений класс разделяется на пары (должно быть четное число учеников).
  • Лидеры. Учитель может как попросить вставить лидеров групп, так и определить их одним из других способов. Каждый лидер по очереди называет того ученика, которого хочет видеть в своей команде, потом выбранные ученики называют тех, кого хотят видеть именно они - и так, пока весь класс не будет разбит на команды.
  • Мозаика. Детям выдаются части текста или изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого текста или изображения. В дальнейшем этот текст или изображение можно обыграть (например, цитату на уроке литературы или истории; изображение - на уроке ИЗО или любом другом).
  • Роли, предпочтения. Например, учитель заранее предлагает несколько вариантов и каждый ребенок выбирает тот, который ему ближе (Англия, Франция, Россия, Япония; Восток, Запад, Север, Юг, банан, груша, яблоко, киви, Л.Н. Толстой, Р.Р. Толкин, А. Беляев и т.д.).
  • И другие способы.

Конечно, можно делить учащихся на группы и по желанию, однако в учебных целях лучше разбивать учеников на разные по составу группы, а с учетом числа учеников в классах, составы могут быть всегда разными и неожиданными.

Дети доверяют случаю и меньше сопротивляются нежелательным для себя связям с другими учениками, желание победить, дух соперничества и соревнования все-таки пересиливает, и они учатся налаживать связи, работать в команде, работать на результат. Работа в группах дает возможность показать себя не только сильным ученикам, но и слабым, и позволяет застенчивым, замкнутым детям, детям с заниженной самооценкой пообщаться с другими детьми и, возможно, даже подружиться с кем-то.

Проблемы деления на группы

Однако при делении детей на группы есть и проблема: в классах бывают дети, которых никто не хочет брать в свою группу. Учитель должен не оставлять ситуацию на самотек, а обыграть ситуацию исключительно в положительном ключе. Например, остался один ребенок, которого никто не взял к себе. Можно заранее составить такие правила, что лишний участник как привилегия достанется той команде, которая выиграет в борьбе за него, то есть каждая команда выскажет свои аргументы, почему этот ученик должен быть в ней. Ученик вступает в победившую команду (здесь дети забывают о своих предпочтениях и поддаются желанию победить). В особых случаях учителю нужно исключить варианты деления на группы, когда принимают решение ученики.

С делением детей на группы также связаны и другие проблемы организационного характера. Поначалу дети могут сопротивляться, спорить, тратить слишком много времени и т.п., но задача учителя, во-первых, четко определить правила деления на группы, во-вторых, постепенно учить детей этому. Чем чаще на уроках вы будете использовать групповые методы работы, тем охотнее и быстрее дети будут группироваться в следующий раз, считая это просто этапом урока. Чтобы избежать организационных трудностей, учителю следует:

  • озвучить и согласовать с детьми правила работы в группах;
  • следить за соблюдением правил всеми участниками, пресекать излишние недовольства и выражение эмоций, направлять разговоры в позитивное русло;
  • ставить четкие и понятные временные рамки, следить за регламентом (например, поставить в классе песочные часы или выводить часы на экране, чтобы все дети могли видеть время);
  • уделять особое внимание детям-изгоям, детям с ОВЗ, новеньким и "трудным" детям.

Да, с организацией детей на группы связаны некоторые проблемы и, возможно, учителя постигнут неудачи, но со временем, если учитель будет работать в системе, он обязательно почувствует класс, детей, и научится создавать группы на лету.

По определению Е.И. Пассова, группа – это промежуточное звено между парным и коллективным общением. Здесь, по сравнению с парным общением, требуется больше внимания, учета стратегий не одного, а нескольких собеседников, и учет отношений между собеседниками, поэтому эта форма работы используется учителем значительно реже, чем парная работа.

Мы в своей работе будем придерживаться следующего его определения: группа – это определенное количество учащихся – 3, 4 или 5 человек, временно объединенных учителем или по собственной инициативе в целях выполнения учебного задания и имеющих общую цель, функциональную структуру.

Групповое обучение заключается в выполнении определенных дидактических заданий группой из нескольких человек.

Останавливаясь на классификации групповых форм работы, отметим многообразие критериев их построения. Классификация группы зависит от таких факторов, как уровень обученности учащихся, количество учащихся в группе, продолжительность работы группы, место в ходе урока, знание, умение или навык, формирующиеся при работе в группе и т.д.

Продемонстрируем классификацию групп в зависимости от различных критериев в таблице.

Классификация групп по различным критериям.

Критерий Типы групп
1 Количество членов группы. Малые – 3-4 человека.
Большие – 5-15 человек.
2 Продолжительности работы в группе. Постоянные.
Временные (на четверть, на полугодие).
Сформированные для выполнения одного учебного задания.
3 Устойчивость состава. Постоянные.
Подвижные.
4 Уровень учебных способностей учащихся. Состоящие из учащихся с высокими учебными способностями.
Состоящие из учащихся со средними учебными способностями.
Состоящие из учащихся с низкими учебными способностями.
Смешанные.
5 Место в структуре урока. Для повторения изученного материала.
Для выполнения учебных заданий.
Для проверки качества усвоения знаний и т.д.
6 Цель организации группы. Получение знаний.
Формирование умений.
Формирование навыков.

С точки зрения степени обученности или учебных возможностей учащихся, входящих в группу, можно выделить группы из учащихся с высокими учебными возможностями, средними и низкими учебными способностями или же смешанные по уровню учебных возможностей группы.

Наиболее производительно работают группы, сформированные из учеников с высокими учебными возможностями. Эти учащиеся имеют навыки самостоятельной работы. Положительных результатов добиваются группы, состоящие из средних учеников, имеющих равные учебные возможности. Эти учащиеся при совместной работе более успешно, чем при работе в одиночку, усваивают материал. Не могут успешно работать группы, состоящие из учеников только с низкими учебными возможностями. У них некому руководить, подавать пример в познавательной деятельности. Учащиеся в такой группе не могут оказать помощь друг другу. Чтобы учебные группы успешно работали, целесообразно формировать их из учеников с разными учебными возможностями. В этих группах ученики, обладая разной обучаемостью, интересами и работоспособностью, дополняют друг друга.

С точки зрения количественного состава учащихся оправдывают себя группы из четырёх человек, работающих на двух друг за другом стоящих партах.

Групповая форма работы может вводиться на разных этапах урока. На этапе формирования знаний у учащихся целесообразно провести с ними сначала фронтальный разбор учебного материала, а затем повторный разбор изучаемого материала в группах. При такой организации обучения каждый ученик в 8-10 раз чаще, чем при фронтальной, выражает свои мысли вслух.

Особенно часто групповая форма учебной работы практикуется при формировании умений и навыков. После фронтального закрепления учебного материала предлагаю ученикам совместно делать упражнения, решать примеры, задачи.

Групповая форма работы оправдывает себя и при повторении ранее изученного материала. Работа учащихся в группах на этом этапе обучения способствует повышению их активности. Повторение превращается в процесс репродуктивно-поисковой деятельности, позволяющей сформировать глубокие знания у всех учащихся.

Групповая форма учебной работы используется и при выявлении знаний и умений учащихся. Для проведения взаимного контроля знаний в учебных группах в структуре урока выделяется 5-7 минут. Разнообразные виды взаимной проверки знаний в группах позволяют эффективнее развивать у учащихся навыки самоконтроля в учебной деятельности.

Исследователи утверждают, что групповая форма обучения должна быть включена в структуру урока на непродолжительное время. Оптимальная продолжительность работы учащихся в группах составляет: в младших классах 5-7 минут, в средних – 10-15 минут, в старших – 15-20 минут. На практических занятиях она может занимать больше время.

Вопрос о формировании групп является очень важным и предполагает осуществление дифференцированного подхода к учащимся с учетом их индивидуально-типологических особенностей (например, темперамента, темп овладения учебным материалом, глубина приобретенных знаний, способность самостоятельно применять умения и делиться своими знаниями и т.д.).

Наиболее работоспособными считаются базовые группы по 3-4 человека в каждой, включающих в себя одного учащегося с высокими учебными способностями (лидера), двух учащихся со средними возможностями и одно с низкими.

Базовая группа – это группа, которая формируется учителем на длительный срок, участие в ней чередуется с участием в других типах групп.

Для формирования групп в первую очередь было принято во внимание уровень владения теми или иными знаниями, умениями или навыком, определенный в результате нулевого среза.

Кроме того, методисты выделяют и некоторые другие способы формирования групп на уроке. Рассмотрим некоторые из них.

1. По выбору педагога. При таком делении учитель не всегда учитывает симпатии и антипатии учащихся, поэтому оказавшись в некомфортной психологической обстановке некоторые учащиеся предпочитают отмалчиваться или выясняют межличностные отношения вместо решения конкретной учебной задачи.

2. По желанию учащихся. Недостатком такого способа являются:

  • излишняя эмоциональность процесса формирования групп;
  • возможная затянутость;
  • возможность формирования неравных по уровню учебных возможностей групп.

3. По набору лидеров. В данном случае лидеры назначаются учителем, а они в свою очередь называют имена тех, кого они хотели бы взять к себе в группу.

4. По определенному признаку (по первой группе в имени, в соответствии с тем, в какое время родился ученик, по знаку зодиака, по цвету глаз и т.д.). Недостатки такого способа:

  • группы могут оказаться разными по количественному составу;
  • группы могут быть не равны по уровню учебных возможностей.

5. По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит, критик, скептик, генератор идей, аутсайдер).

6. Случайным образом (жребий, четный/нечетный, «фанты»).

При этом исследователи утверждают, что для продуктивной работы учащихся необходимо создать комфортные психологические условия и благоприятный микроклимат в группе.

Изучив рекомендации методистов и учителей-практиков, лучше всего формировать группы на усмотрение учителя, но с учетом пожеланий учащихся. Для выявления предпочтений учащихся применяется такая диагностическая методика, как социометрия.

Учащимся каждой опытной группы было предложено ответить на три вопроса:

  1. Кого бы ты пригласил(а) на свой день рождения?
  2. С кем бы ты хотел(а) выполнять ответственное задание?
  3. Представь, что ты оказался(лась) на необитаемом острове. Кого бы ты хотел(а) видеть рядом с собой?

Опираясь на результаты социометрии, определяем приблизительный состав групп.

Бывает, что часть учащихся не получает выборов и не является желательными ни для одной и групп. Они также не могут работать как самостоятельная группа, так как все они обладают низкими учебными возможностями. Следовательно, необходимо формирование групп учителем с учетом всех критериев.

Опираясь на классификации специалистов, охарактеризуем наши учебные группы как малые (3-5 учащихся), временные (на одно учебное полугодие), смешанные (по уровню учебных возможностей учащихся).

Заметим, что качество усвоения материала на уроке зависит не только от уровня учебных возможностей, но и от психологических особенностей каждого ребенка. Учащиеся могут обладать разными особенностями внимания (концентрация, устойчивость, переключаемость), памяти (учащиеся могут обладать визуальной, аудиальной, кинестетической памятью), мышления (дедуктивное, индуктивное), воображения (активное или пассивное, репродуктивное или продуктивное, конкретное или абстрактное) и т.д. Ни один из видов памяти, мышления или воображения не может быть признан хуже или лучше другого, но учащихся в группы можно подбирать так, чтобы они дополняли друг друга, тогда все вместе они справятся с тем заданием, с которым не справились бы поодиночке.

17 способов случайного деления учеников на группы. Как сгруппировать детей, чтобы никому не было обидно Выбор способа разделения учеников на группы во время урока может исходить из цели образования групп, например,

    по уровню успеваемости для раздачи заданий разного уровня сложности;

    группы, в которых есть ученики разного уровня успеваемости, чтобы дети помогали друг другу во время урока. При этом все группы одного уровня;

    группы, в которых дети дружны между собой или, наоборот, враждуют.

    группы, объединенные по темпераменту членов;

    И т.д.

Сложнее непредвзято разделить детей на группы вне зависимости от их качеств и предпочтений. Разделение детей случайным образом можно организовать множеством способов. Приведем некоторые из них.

Как разделить учеников на группы на уроке?

    по ряду парт в классе;

    по номеру варианта (I и II вариант);

    соседи по парте;

    по журналу (пополам, через одного, четные-нечетные и т.д.);

    по половому признаку - мальчики, девочки;

    по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);

    по дате рождения (четное, нечетное число);

    по первой букве имени или фамилии (гласные - согласные, звонкие - глухие и проч. - актуально для уроков русского языка);

    расчет по номерам (первый-второй-третий и т.д.). Расчет делается исходя из нужного количества групп (а не числа участников в группах);

    по считалочке (см. );

    по жребию. В корзине могут находиться:

    • листочки разного цвета - команды красных, желтых, синих;

      предметы, заранее положенные учениками (ученики по очереди вытаскивают предметы и делятся на группы нужного состава, например, один ученик, вытаскивая чей-то предмет, находит себе пару);

      геометрические фигуры - команды квадратов, треугольников, кругов и проч. (актуально для уроков математики);

      изображения животных - команды птиц, рыб, млекопитающих или травоядные, хищники (для уроков биологии и окружающего мира);

      изображения растений - команды деревьев и кустарников хвойных и лиственных деревьев (для уроков биологии и окружающего мира);

      названия или изображения стран, городов, географических объектов - команды европейцев, азиатов, африканцев или же команды озер, гор, рек (для уроков географии и окружающего мира);

      а также ряд других терминов и понятий для каждого предмета.

    Сегментация круга: учитель встает в центре класса и мысленно с детьми проводит его диаметр. Таким образом, дети могут разделиться на 2 равные группы. Можно сделать большее число сегментов для получения другого количества групп. Способ можно использовать на уроках математики.

    Внешние признаки детей: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов, заколок, украшений и проч. Например, команда тех, у кого дневник лежит на столе, и тех, у кого не лежит.

    Стрельба глазами (Разведчики). Участники встают в круг, опускают глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга. Путем нескольких повторений класс разделяется на пары (должно быть четное число учеников).

    Лидеры. Учитель может как попросить вставить лидеров групп, так и определить их одним из других способов. Каждый лидер по очереди называет того ученика, которого хочет видеть в своей команде, потом выбранные ученики называют тех, кого хотят видеть именно они - и так, пока весь класс не будет разбит на команды.

    Мозаика. Детям выдаются части текста или изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого текста или изображения. В дальнейшем этот текст или изображение можно обыграть (например, цитату на уроке литературы или истории; изображение - на уроке ИЗО или любом другом).

    Роли, предпочтения. Например, учитель заранее предлагает несколько вариантов и каждый ребенок выбирает тот, который ему ближе (Англия, Франция, Россия, Япония; Восток, Запад, Север, Юг, банан, груша, яблоко, киви, Л.Н. Толстой, Р.Р. Толкин, А. Беляев и т.д.).

    И другие способы.

Конечно, можно делить учащихся на группы и по желанию, однако в учебных целях лучше разбивать учеников на разные по составу группы, а с учетом числа учеников в классах, составы могут быть всегда разными и неожиданным

Дети доверяют случаю и меньше сопротивляются нежелательным для себя связям с другими учениками, желание победить, дух соперничества и соревнования все-таки пересиливает, и они учатся налаживать связи, работать в команде, работать на результат. Работа в группах дает возможность показать себя не только сильным ученикам, но и слабым, и позволяет застенчивым, , пообщаться с другими детьми и, возможно, даже подружиться с кем-то.

Проблемы деления на группы

Однако при делении детей на группы есть и проблема: в классах бывают дети, которых никто не хочет брать в свою группу. Учитель должен не оставлять ситуацию на самотек, а обыграть ситуацию исключительно в положительном ключе. Например, остался один ребенок, которого никто не взял к себе. Можно заранее составить такие правила, что лишний участник как привилегия достанется той команде, которая выиграет в борьбе за него, то есть каждая команда выскажет свои аргументы, почему этот ученик должен быть в ней. Ученик вступает в победившую команду (здесь дети забывают о своих предпочтениях и поддаются желанию победить). В особых случаях учителю нужно исключить варианты деления на группы, когда принимают решение ученики.

С делением детей на группы также связаны и другие проблемы организационного характера. Поначалу дети могут сопротивляться, спорить, тратить слишком много времени и т.п., но задача учителя, во-первых, четко определить правила деления на группы, во-вторых, постепенно учить детей этому. Чем чаще на уроках вы будете использовать групповые методы работы, тем охотнее и быстрее дети будут группироваться в следующий раз, считая это просто этапом урока. Чтобы избежать организационных трудностей, учителю следует:

    озвучить и согласовать с детьми правила работы в группах;

    следить за соблюдением правил всеми участниками, пресекать излишние недовольства и выражение эмоций, направлять разговоры в позитивное русло;

Да, с организацией детей на группы связаны некоторые проблемы и, возможно, учителя постигнут неудачи, но со временем, если учитель будет работать в системе, он обязательно почувствует класс, детей, и научится создавать группы на лету.

Уважаемые читатели! Если вам известные другие способы деления детей на группы, пожалуйста, поделитесь ими в комментариях.