Зал Константина фресками украсили уже после смерти Рафаэля. По его эскизам Франческо Пенни и Джулио Романо написаны картины событий из жизни императора Константина.

Росписи в Станца д"Элидоро рассказывают о чудесном покровительстве, оказываемом Богом папству, религии, апостолам и Церкви. С поразительным мастерством написана Рафаэлева фреска «Освобождение Петра» - первая «ночная сцена» художника.

Росписи в Станца-делла-Сеньятура, рабочем кабинете папы, представляют духовные сферы деятельности человека: поэзию, богословие, философию и правосудие. Фрески считаются шедевром эпохи Высокого Ренессанса. На фреске «Афинская школа» изображены великие древнегреческие философы: в центре - Платон и Аристотель, слева от Платона - Сократ, на переднем плане внизу - Пифагор в окружении учеников, почти в центре с циркулем в руках сидит Эвклид, а справа стоят великий географ Птолемей и астроном Зороастр с небесным глобусом. На ступенях лежит Диоген, а на мраморный блок спиной опирается сидящий Гераклит. Рафаэль изобразил и себя - в облике одного из юношей, беседующих с Птолемеем и Зороастром.

В Станца-делль-Инчендиоди-Борго фреска «Пожар в Борго» изображает, как папа Лев IV останавливает пожар, случившийся в 847 г. в жилом квартале Святого Петра, осенив крестным знамением спасающуюся толпу.

Через вестибюль рядом с Залом Константина можно пройти в Капеллу Николая V, расписанную около 1447-1550 гг. Фра Анджелико. На фресках изображены сцены из жизни св. Лаврентия и Стефана.

Шесть помещений папы Александра VI Борджиа расписывались фресками в 1492-1495 гг. под руководством Пинтуриккио. В его частных покоях хранится часть собрания современного религиозного искусства, в котором представлены все направления искусства XX в. Основная часть произведений находится в помещениях под Сикстинской капеллой.

Станцы Рафаэля

Станцы Рафаэля в дворцовом комплексе Ватикана (Stanze di Raffaello) — помещения (станца — комната) в папском дворце Ватикана. Они существовали уже при папе Николае V (1447—1455 годы). Папа Юлий II избрал их для своих апартаментов, не желая жить там, где всё ещё витала тень ненавистных Борджиа, то есть в апартаментах Александра VI. По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет). Станцы Рафаэля — это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 м.), расписанные в 1508—1517 годах Рафаэлем вместе с учениками, и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. Четвёртое помещение — Зал Константина — было расписано учениками Рафаэля, поэтому менее известно. Каждую из стен целиком занимает фресковая композиция, таким образом в каждой из станц их по четыре. Росписи поражают глубиной замысла, образной насыщенностью, композиционной ясностью и упорядоченностью, общей гармонией.

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell"Incendio di Borgo)

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell"Incendio di Borgo) - последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514-1517 гг.). Темы росписей взяты из истории папства, а именно - эпизоды, связанные со Львом III и Львом IV, что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва Х. Лучшая фреска этой станцы, по имени которой она и названа, - "Пожар в Борго".
По легенде, когда в Борго (районе, примыкавшем к папскому дворцу), в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. В глубине видна часть собора св. Петра, причём со старым фасадом, ещё существовавшим во время работы Рафаэля над росписью станц.

Estancia del Incendio del Borgo (Vista general I)

Estancia del Incendio del Borgo (Vista general II)

«Пожар в Борго» Stanza dell"Incendio di Borgo

«Пожар в Борго» (фрагмент)

«Пожар в Борго» (фрагмент)

«Пожар в Борго» (фрагмент)

Коронация Карла Великого

Коронация Карла Великого (фрагмент)

Клятва, или оправдание Льва III

Клятва, или оправдание Льва III (франмент)

Битва при Остии

Битва при Остии (фрагмент)

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura)

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura) была папским рабочим кабинетом, и здесь же подписывались папские указы. Это первая из станц, расписанных Рафаэлем (1508-1511 гг.). Тема росписи - духовная деятельность человека. Фрески представляют четыре её области: "Афинская школа" - философию, "Диспута" - богословие, "Парнас" - поэзию, а "Мудрость, умеренность и сила" - правосудие.

Станца делла Сеньятура 1

Станца делла Сеньятура 2

"Афинская школа" - философия

Афинская школа (Escuela de Atenas)

Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается "Афинская школа" - одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции - фигуры Аристотеля и Платона. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу - в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз - в знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу - Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой - живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма, подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии. Подпись Рафаэля (RSVM) - у ворота его одеяния.

Диоген (Diogenes) Афинская школа (фрагмент)

Гераклит Эфесский (Микеланджело)
Афинская школа (фрагмент)

Платон (Леонардо да Винчи) Афинская школа (фрагмент)

Пифагор (Pitagora) Афинская школа (фрагмент)

Платон (Леонардо да Винчи) и Аристотель
(Афинская школа (фрагмент)

"Диспута" - богословие

Фреска "Диспута" - это не столько беседа о таинстве причастия, сколько прославление и триумф церкви. Вверху, на небесах, изображён Бог-отец, под ним - Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем, ниже - голубь, символ Святого Духа, восседающие на облаках апостолы. Внизу, на земле, представлены отцы церкви, папы, священнослужители, верующие, среди которых можно увидеть Данте, Савонаролу и художника монаха Фра Беато Анджелико. Фреска отличается удивительным композиционным единством и гармонией.

"Диспута" - богословие (Disputation of the Holy Sacrament)

Диспута (фрагмент)

Диспута (фрагмент) 2

"Парнас" - поэзия

"Парнас". В центре - Аполлон, вокруг него девять муз и поэты, как античные, так и эпохи Возрождения. Слева изображены слепой Гомер, Вергилий, Данте, Петрарка, Анакреонт, Сапфо, справа - Теренций, Ариосто, Овидий, Гораций.

"Парнас"

Парнас (Parnaso) Гомер, Данте (фрагмент)

Парнас (фрагмент)

Три главные добродетели (достоинства) - The Cardinal Virtues

Требониан, вручающий Пандетты Юстиниану

Григорий IX, одобряющий Декреталии

Росписи потолка (свода)

Потолок (свод) Estancia del Sello (Boveda)

Фреска на потолке (Адам и Ева)

Философия

Юстиция (Правосудие)

Комната Элиодора (Stanza di Eliodoro)

Станцу д"Элиодоро (Stanza d"Eliodoro) Рафаэль расписал в 1511-1514 гг. Тематика её росписей - чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.

Станца Элиодора («Stanza di Eliodoro») I

Станца Элиодора («Stanza di Eliodoro» ) II

Изгнание Элиодора

Фреска "Изгнание Элиодора", по которой станца получила своё название, рассказывает о том, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из Иерусалимского храма, который он хотел разграбить. Считается, что в этом сюжете содержится намёк на изгнание французов из Папской области. Слева изображён сидящим папа Юлий II. Прекрасно передан характер этого сильного и властного человека.

Изгнание Элиодора (фрагмент)

Месса в Больсене (Massatbolsena) 1512

В "Мессе в Больсене" изображено чудо, которое произошло в 1263 г., когда во время богослужения хостия в руках у неверующего священника обагрилась кровью. При этом событии присутствует коленопреклонённый папа Юлий II, а справа расположилась группа швейцарских гвардейцев из папской стражи, одетых в яркие костюмы.

Освобождение Святого Петра

С большим мастерством написана фреска "Освобождение Петра" , рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Здесь содержится намёк на эпизод из жизни папы Льва Х. Будучи ещё кардиналом, он был в битве при Равенне в 1512 г. взят в плен французами, но ему удалось бежать. Композиция делится на три части. В центре изображён за решёткой, в темнице, спящий апостол Пётр, над которым склоняется ангел. В правой части ангел выводит Петра из темницы, в то время как стража спит, в левой - проснувшиеся стражники, обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу. Рафаэль с большим мастерством использует в этой фреске ночное освещение, способствующее созданию драматического настроения и глубокой выразительности.

Освобождеие Петра (фрагмент)

Встреча Святого Льва Великого с Атиллой

Встреча Святого Льва Великого с Атиллой (фрагмент)

Музеи Ватикана. Станцы Рафаэля

Станцы Рафаэля

Станцы Рафаэля в дворцовом комплексе Ватикана (Stanze di Raffaello) — помещения (станца — комната) в папском дворце Ватикана. Они существовали уже при папе Николае V (1447—1455 годы). Папа Юлий II избрал их для своих апартаментов, не желая жить там, где всё ещё витала тень ненавистных Борджиа, то есть в апартаментах Александра VI. По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет). Станцы Рафаэля — это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 м.), расписанные в 1508—1517 годах Рафаэлем вместе с учениками, и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. Четвёртое помещение — Зал Константина — было расписано учениками Рафаэля, поэтому менее известно. Каждую из стен целиком занимает фресковая композиция, таким образом в каждой из станц их по четыре. Росписи поражают глубиной замысла, образной насыщенностью, композиционной ясностью и упорядоченностью, общей гармонией.

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell"Incendio di Borgo)

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell"Incendio di Borgo) - последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514-1517 гг.). Темы росписей взяты из истории папства, а именно - эпизоды, связанные со Львом III и Львом IV, что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва Х. Лучшая фреска этой станцы, по имени которой она и названа, - "Пожар в Борго".
По легенде, когда в Борго (районе, примыкавшем к папскому дворцу), в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. В глубине видна часть собора св. Петра, причём со старым фасадом, ещё существовавшим во время работы Рафаэля над росписью станц.

Estancia del Incendio del Borgo (Vista general I)

Estancia del Incendio del Borgo (Vista general II)

«Пожар в Борго» Stanza dell"Incendio di Borgo

«Пожар в Борго» (фрагмент)

«Пожар в Борго» (фрагмент)

«Пожар в Борго» (фрагмент)

Коронация Карла Великого

Коронация Карла Великого (фрагмент)

Клятва, или оправдание Льва III

Клятва, или оправдание Льва III (франмент)

Битва при Остии

Битва при Остии (фрагмент)

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura)

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura) была папским рабочим кабинетом, и здесь же подписывались папские указы. Это первая из станц, расписанных Рафаэлем (1508-1511 гг.). Тема росписи - духовная деятельность человека. Фрески представляют четыре её области: "Афинская школа" - философию, "Диспута" - богословие, "Парнас" - поэзию, а "Мудрость, умеренность и сила" - правосудие.

Станца делла Сеньятура 1

Станца делла Сеньятура 2

"Афинская школа" - философия

Афинская школа (Escuela de Atenas)

Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается "Афинская школа" - одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции - фигуры Аристотеля и Платона. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу - в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз - в знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу - Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой - живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма, подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии. Подпись Рафаэля (RSVM) - у ворота его одеяния.

Диоген (Diogenes) Афинская школа (фрагмент)

Гераклит Эфесский (Микеланджело)
Афинская школа (фрагмент)

Платон (Леонардо да Винчи) Афинская школа (фрагмент)

Пифагор (Pitagora) Афинская школа (фрагмент)

Платон (Леонардо да Винчи) и Аристотель
(Афинская школа (фрагмент)

"Диспута" - богословие

Фреска "Диспута" - это не столько беседа о таинстве причастия, сколько прославление и триумф церкви. Вверху, на небесах, изображён Бог-отец, под ним - Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем, ниже - голубь, символ Святого Духа, восседающие на облаках апостолы. Внизу, на земле, представлены отцы церкви, папы, священнослужители, верующие, среди которых можно увидеть Данте, Савонаролу и художника монаха Фра Беато Анджелико. Фреска отличается удивительным композиционным единством и гармонией.

"Диспута" - богословие (Disputation of the Holy Sacrament)

Диспута (фрагмент)

Диспута (фрагмент) 2

"Парнас" - поэзия

"Парнас". В центре - Аполлон, вокруг него девять муз и поэты, как античные, так и эпохи Возрождения. Слева изображены слепой Гомер, Вергилий, Данте, Петрарка, Анакреонт, Сапфо, справа - Теренций, Ариосто, Овидий, Гораций.

"Парнас"

Парнас (Parnaso) Гомер, Данте (фрагмент)

Парнас (фрагмент)

Три главные добродетели (достоинства) - The Cardinal Virtues

Требониан, вручающий Пандетты Юстиниану

Григорий IX, одобряющий Декреталии

Росписи потолка (свода)

Потолок (свод) Estancia del Sello (Boveda)

Фреска на потолке (Адам и Ева)

Философия

Юстиция (Правосудие)

Комната Элиодора (Stanza di Eliodoro)

Станцу д"Элиодоро (Stanza d"Eliodoro) Рафаэль расписал в 1511-1514 гг. Тематика её росписей - чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.

Станца Элиодора («Stanza di Eliodoro») I

Станца Элиодора («Stanza di Eliodoro» ) II

Изгнание Элиодора

Фреска "Изгнание Элиодора", по которой станца получила своё название, рассказывает о том, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из Иерусалимского храма, который он хотел разграбить. Считается, что в этом сюжете содержится намёк на изгнание французов из Папской области. Слева изображён сидящим папа Юлий II. Прекрасно передан характер этого сильного и властного человека.

Изгнание Элиодора (фрагмент)

Месса в Больсене (Massatbolsena) 1512

В "Мессе в Больсене" изображено чудо, которое произошло в 1263 г., когда во время богослужения хостия в руках у неверующего священника обагрилась кровью. При этом событии присутствует коленопреклонённый папа Юлий II, а справа расположилась группа швейцарских гвардейцев из папской стражи, одетых в яркие костюмы.

Освобождение Святого Петра

С большим мастерством написана фреска "Освобождение Петра" , рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Здесь содержится намёк на эпизод из жизни папы Льва Х. Будучи ещё кардиналом, он был в битве при Равенне в 1512 г. взят в плен французами, но ему удалось бежать. Композиция делится на три части. В центре изображён за решёткой, в темнице, спящий апостол Пётр, над которым склоняется ангел. В правой части ангел выводит Петра из темницы, в то время как стража спит, в левой - проснувшиеся стражники, обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу. Рафаэль с большим мастерством использует в этой фреске ночное освещение, способствующее созданию драматического настроения и глубокой выразительности.

Освобождеие Петра (фрагмент)

Встреча Святого Льва Великого с Атиллой

Встреча Святого Льва Великого с Атиллой (фрагмент)

Рафаэль Санти – гений эпохи Высокого Возрождения. О фресковой росписи Рафаэля станц (комнат в папском Ватиканском дворце) делла Сеньятура и Станца д‘Элиодоро, и фресковых картинах «Диспута», «Парнас», «Изгнание Элиодора из Храма» читайте в нашей статье.

Станцы Рафаэля в дворцовом комплексе Ватикана - это три сравнительно небольшие комнаты в папском Ватиканском дворце, расписанные Рафаэлем вместе с учениками в 1508 - 1517 годах. Эти Апартаменты уже существовали при папе Николае V (1447-1455). Станца делла Сеньятура (комната Подписей) - единственная из трёх станц, название которой осталось подлинным, не связанным с работами Рафаэля. Стены этой комнаты, которую начали оформлять первой, украшают фрески: «Диспута», «Афинская школа», «Парнас» и «Правосудие».

«Диспута» - первая фреска, выполненная Рафаэлем в Станце делла Сеньятура. В этой фреске, изображающей Религию, манера Рафаэля свидетельствует о том, что он ещё не освободился от влияния художников, чьи работы на подобный сюжет он видел во Флоренции и Риме.

Рафаэль Санти. Фреска «Диспута»

Тема росписи - триумф высшей истины религиозного откровения. Смысловая ось сложной, но ясной композиции этой фрески находится в центре - это Троица: бог Отец, Христос и Святой Дух, символ которого - голубь в сфере - спускается к алтарю с хостией (евхаристическим хлебом, маленькой пресной лепёшкой). Изображение остальных событий развивается уже по горизонтали. Рядом с Христом, окружённым сиянием и славой, сидят Святая Дева и Иоанн Креститель, а на полукруглом облаке - праотцы, пророки, святые Пётр, Павел и другие. Внизу, симметрично по сторонам от алтаря со Святыми Дарами, о которых идёт диспут, представлена земная Церковь. Учёные, философы, понтифики Римско-католической церкви, чья вера оставила след в истории, ведут диспут. Четырём мужам у алтаря Рафаэль придал черты Данте, Савонаролы, Браманте и художника - монаха Фра Беато Анджелико. Но, несмотря на разногласия спорящих, картина наполнена величавым спокойствием. Эта гармония и композиционное единство достигаются благодаря построению - фреска похожа на архитектурное строение и неотделима от помещения, в котором находится.

Рафаэль Санти. Фреска «Парнас»

Композиция «Поэзия» (название «Парнас» она получила позже) Рафаэль разместил между «Афинской школой» и «Диспутой» на восточной стороне Станцы делла Сеньятура. Сюжет росписи был разработан в духе гуманистического учения своего времени, согласно идеям Петрарки, Бокаччо, Салутати и олицетворял идею Bello - красоты, Прекрасного.

Рафаэль с лёгкостью решил проблему визуального изображения Поэзии, которую в эпоху Возрождения считали «второй теологией» и «божественным искусством». Художник изобразил холм с рощей символизирующий Парнас, знаменитую греческую гору, считавшуюся в античные времена местом жительства Муз.

В центре композиции Аполлон, бог музыки и поэзии, играет на лире да браччо. Эта лира - очевидный анахронизм (нарушение хронологического правдоподобия), потому что античная музыка вообще не знала смычковых инструментов. Рафаэль дал в руки Аполлону не античный инструмент, а современную ему лиру да браччо для того, чтобы подчеркнуть главную идею всего цикла станц - преемственность античной и современной Рафаэлю культур.

Вокруг Аполлона - девять муз и поэты, как античные, так и эпохи Возрождения. Слева художник расположил мощную фигуру вдохновенно поющего слепого Гомера в тёмно-синем паллиуме (длинный шерстяной плащ). Чтобы уравновесить фигуру Гомера, справа, спиной к зрителю, художник изобразил музу Уранию в красном одеянии. Справа от Урании молодой тёмноволосый мужчина с резко повёрнутым торсом пристально смотрит на зрителя. Этот взгляд, говорящий о сильном характере, принадлежит Микеланджело. Рафаэль был потрясён поэтическим талантом Микеланджело, и смело причислил его к сонму поэтов, с чем были согласны многие его современники.

Рафаэль Санти. Фреска «Парнас». Изображение Микеланджело

Творенье может пережить Творца:

Творец уйдёт, природой побеждённый,

Однако образ им запечатлённый,

Веками будет согревать сердца.

Микеланджело Буонарроти

Невозможно точнее определить предназначение искусства.

Четвёртая фреска посвящена теме правосудия и состоит из трёх частей. Над окном художник разместил три женские фигуры, символизирующие Мудрость, Меру и Силу. Слева от окна - изображение императора Юстиниана с кодексом гражданских законов, а справа изображение папы Григория IX со сводом церковных правил. Они символизируют история церковного и светского права.

Ансамбль фресок Станцы делла Сеньятура Рафаэля - воплощение гуманистической мечты Возрождения о духовном и физическом совершенстве человека, его высоком призвании и его творческих возможностях.

Рафаэль Санти. Станца д‘Элиодоро

Господствующая идея всех картин и фресок Рафаэля римского периода - могущество Церкви. Девиз Рафаэля - Церкви подчинены все силы на земле - особенно ярко выражен во фресках Станцы д‘Элиодоро. Эта станца была второй из комнат в ватиканских покоях папы, которую оформлял Рафаэль в 1511 - 1514 г.г. По распоряжению папы Юлия II эта станца было отведена для частных аудиенций, которые понтифик часто предоставлял крупным политическим и религиозным деятелям и дипломатам. Художественное оформление станцы должно было подчеркнуть важность этого места, что и определило тематику её росписи.

Сюжетами для фресок этой станцы послужили легенды и эпизоды из истории Церкви, когда она якобы благодаря божественному вмешательству, избавилась от грозящей ей опасности. Как католик и официальный живописец папского престола, Рафаэль в четырёх фресках этой станцы изобразил величие Церкви, её Всепобеждающую силу и могучий гнев божий против врагов её и папы.

Рафаэль Санти. Фреска «Изгнание Элиодора из Храма»

Во фреске, давшей название этой станце, Рафаэль изобразил изгнание сирийского вождя Элиодора из Иерусалимского храма (3-я глава, 2-й книги «Маккавеев»). Элиодор явился в Храм Иеговы, чтобы разграбить его и похитить золото, предназначавшееся вдовам и сиротам. Но грабителя настигла божья кара в виде ангела - прекрасного всадника в золотых доспехах. Толпа народа, женщины и дети на левой стороне фрески, со страхом и изумлением смотрят на совершившееся чудо. Некоторое удивление вызывает появление среди этой динамичной толпы спокойного Юлия II , которого вносят в Храм драбанты (средневековые немецкие воины), один из которых наделён чертами великого немецкого художника Альбрехта Дюрера. В этом эпизоде Рафаэль грешил против истины, но этот фальшивый штрих был вполне естественным в XVI веке. Фреска была написана с целью прославления папы Юлия II , поэтому основные темы росписи связаны с историческими или легендарными событиями из жизни Юлия II : победой над французами, которых папа изгнал из Папской области и его чудесным избавлением от плена в Болонье в 1509 году. Фрески этой станцы интересны ещё и тем, что показывают истинное положение даже такого гения, как Рафаэль, при дворе папы, зависимость художника от тенденций своего времени и невозможность подать своё видение исторического события. Рафаэль начал работу в этой станце в 1512 году, завершив роспись спустя 2 года, и папа Юлий смог увидеть «Изгнание Элиодора» перед своей смертью в феврале 1513 года, когда работы в станце были в самом разгаре.

и начните отслеживать дешевые билеты в Рим заранее - то есть прямо сейчас! Или подпишитесь и получайте предложения по выбранным маршрутам на почту.

Станцы Рафаэля в Ватикане - эталон «высокого Возрождения» в изобразительном искусстве, одно из самых посещаемых мест Музеев Ватикана.

Станцы Рафаэля. Фреска "Диспута" в станца делла Сеньятура

Станцы Рафаэля представляют собой сравнительно небольшие комнаты (от итальянского stanza=комната, примерно 8х10 метров) в Папском Дворце Ватикана, расписанные фресками. Интересно, что время работы Рафаэля над станцами совпадает со временем работы Микеланджело над плафоном Сикстинской Капеллы.

Из четырех комнат: Станца дель Инчердио ди Борго, Станца делла Сеньятура, Станца д’Элиодоро, Станца Константина, - лишь первые три полностью принадлежат кисти Рафаэля. Последняя комната расписана учениками мастера (Джанфранческо Пенни, Джулио Романо, Рафаэле Колле) по эскизам Рафаэля уже после его смерти в 1520 году.

Станцы Рафаэля в Музее Ватикана. Фреска "Пожар в Борго" в Станца дель Инчендио ди Борго

В 1508 году Рафаэль по приглашению Папа Юлия-II приезжает в Рим и начинает работу над росписями парадных залов Ватикана. Первая фреска, которую написал Рафаэль в Станца делла Сеньятура – «ДиспутА» (ударение на последний слог) или по-другому «Диспут о Святом Причастии». О назначении зала до сих пор идут споры. Принято считать, что Станца Сеньятура (от латинского signature= обозначать, ставить знак, отметку) – это рабочий кабинет Папы Юлия-II, где он подписывал свои буллы и послания.

Станцы Рафаэля в Ватикане. Фреска "Афинская Школа" в зале Сеньятура

Но, вполне возможно, что в этом зале располагались папская библиотека и его коллекция. Это единственная из трех станц, название которой осталось подлинным, не связанным с работами Рафаэля. Фреска «Диспута» изображает беседы о таинстве причастия. Символ причастия – гостия (или «хостия» = облатка из пресного хлеба), - установлен на алтаре в центре композиции. Действие картины происходит в двух планах: небесном и земном.

Станца Константина

Фрески этого зала изображают победу императора Константина Великого над язычеством. Начиная с фрески «Видение Креста», которая рассказывает о том, как накануне центрального сражения за власть у Мульвийского моста между Константином и Максенцием,

Станцы Рафаэля. Фреска "Битва у Мульвийского моста" в Зале Константина

Константину привиделся сияющий крест со словами «Сим победиши!» Западная стена станцы украшена фреской «Битва у Мульвийского моста», после победы в которой Константин становится единоличным правителем империи. На северной стене фреска «Крещение Константина», и восточная стена повествует о «Константиновом Даре» - это некая грамота, которую якобы получил от Константина Папа Сильвестр, дающая Папе власть над всей западной Римской Империей.

Получите от нас в подарок бонус до 2500 рублей для размещения в апартаментах от частных лиц на сервисе Airbnb . Такое размещение может оказаться значительно экономнее. Зарегистрируйтесь и отправляйтесь в приключения!

получить бонус